Пожарная безопасность на аэродромах 
9.4. требования безопасности при несении службы, тушении пожаров и проведении... Пожарная безопасность на аэродромах 
9.4. требования безопасности при несении службы, тушении пожаров и проведении...

Пожарная безопасность на аэродромах => 9.4. требования безопасности при несении службы, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. 9.5....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Пожарная безопасность на аэродромах -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком
 

9.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ, ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

В целях предупреждения несчастных случаев личному составу запрещается:

находиться на взлетно-посадочной полосе, пересекать ее на автомобилях без разрешения диспетчера службы движения, пересекать рулежные дорожки вблизи движущихся ВС;

наступать (наезжать) на электрокабели, ремонтировать электропровода, прожекторы и электрооборудование, находящиеся под напряжением;

близко подходить или прислоняться к работающим станкам, агрегатам и другому оборудованию;

прикасаться к электрооборудованию, -электрораспределительным щиткам, аппаратуре общего освещения, оборванным электропроводам, клеммам и другим токоведущим устройствам, открывать без крайней необходимости дверцы электрораспределительных шкафов (сборок) и снимать ограждения и защитные кожухи токоведущих частей оборудования;

находиться под ВС во время грозы и при его техническом обслуживании, близко подходить к работающим двигателям ВС, находиться в зоне выброса газовой струи двигателя.

Сбор, выезд и следование на автомобилях по тревоге. Начальник караула (пожарно-спасательного расчета) должен установить порядок и место сбора и посадки личного состава в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража) исходя из условий обеспечения безопасности. При сборе по тревоге запрещается бросать на путях движения одежду, снаряжение и предметы обихода, останавливаться в проходах в потоке бегущих или создавать помехи друг другу при движении, садиться в автомобиль на ходу, закрывать за собой дверцу автомобиля, не убедившись в отсутствии людей в проеме двери.

При посадке в автомобиль вне гаража личный состав должен выходить на площадку перед гаражом вслед за выездом пожарного автомобиля. Начальник караула (пожарно-спасательного расчета) должен следить за безопасностью посадки и надежностью закрытия дверей кабины. Убедившись, что личный состав занял свои места, а дверцы автомобиля плотно закрыты, начальник караула сам садится в автомобиль и дает команду на движение. Ответственность за соблюдение мер безопасности при движении автомобиля несут начальник караула (стартового пожарно-спасательного расчета) и водитель автомобиля. Во время движения автомобиля личному составу запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках, выскакивать из автомобиля до полной его остановки.

При следовании на пожар водители пожарных автомобилей обязаны точно выполнять правила дорожного движения и Руководства по организации движения ер душных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродромах гражданской авиации. Водители автомобилей, оборудованных специальным звуковым сигналом типа "сирена" и другими, могут допускать некоторые отклонения от правил дорожного движения при условии обеспечения безопасности движения, а именно:

двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания и допускать резкие повороты, но не представляющие опасности для окружающих;

продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают дорогу и при условии, что жесты регулировщика не обязывают его остановиться;

проезжать (поворачивать, стоять) в местах выполнения работ независимо от установленных знаков, указателей и линий безопасности за исключением проезда в направлении, противоположном движению;

пользоваться звуковым сигналом в любое время суток.

Стоянка пожарного автомобиля в ночное время должна обозначаться приборами освещения.

Разведка пожара. При разведке должна формироваться группа не менее 2 чел. В помещениях со сложной планировкой, подвальных, подземных, повышенной этажности (более девяти), заземленных разведку следует проводить группой не менее 3 чел. При проведении разведки пожара следует использовать средства защиты органов дыхания, приборы освещения и связи, средства спасания и самоспасания, инструмент для вскрытия конструкций, средства тушения. При разведке необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

следовать друг за другом, изучая окружающую обстановку и запоминая пройденный путь;

при открывании дверей в помещение защищать тело полотнищем от возможного выброса пламени и газов;

не входить с открытым огнем в помещения, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

входить в помещения повышенной опасности, где имеются установки под током высокого напряжения, сосуды и аппараты под давлением, взрывчатые вещества только по согласованию с обслуживающим их персоналом и с соблюдением рекомендованных ими мер безопасности;

по ходу движения следить за состоянием конструкций, имея в виду возможность их обрушения;

продвигаться около капитальных стен и стен, имеющих оконные проемы.

Спасательные работы. При этих работах необходимо:

защищать всеми имеющимися средствами выходы и пути эвакуации из ВС, при заклинивании дверей и аварийных выходов вскрывать фюзеляж в специально обозначенных местах;

эвакуировать людей с той стороны фюзеляжа, которая наиболее защищена от воздействия пламени;

независимо от степени задымления путей эвакуации выводить людей только в сопровождении пожарных работников;

эвакуировать людей по наружным лестницам с использованием страховочных веревок;

спускать людей с помощью спасательной веревки только в исключительных случаях, когда другие способы спасания невозможны; при этом следует убедиться, что длина веревки соответствует высоте, с которой производится спуск, а спасательная веревка не намокла;

пострадавших без сознания, с переломами и другими тяжелыми травмами выносить осторожно на носилках, брезенте или щитах; при эвакуации из ВС размещать пострадавших на расстоянии не ближе 100 м от него.

Боевое развертывание. Расстанавливать пожарные автомобили необходимо с учетом возможности их быстрой перестановки на новое место при изменении обстановки на пожаре. Прокладывать рукавные линии следует по наиболее удобным и безопасным путям. На транспортных магистралях должны быть приняты меры к остановке транспорта или обозначению объездных путей. При боевом развертывании запрещается:

открывать крышку гидрантного колодца без специального крюка или лома;

освещать колодцы пожарных гидрантов открытым огнем, спускаться в колодец без изолирующих противогазов и без страховочной веревки;

при подъеме и работе на высоте надевать на себя лямку ствола, подсоединенного к рукавной линии;

поднимать на высоту рукава, заполненные водой;

переносить инструмент, обращенный режущими или колющими поверхностями по ходу движения, пилы и ножовки без чехлов;

подавать воду в рукавную линию до выхода ствольщиков на исходную позицию или в незакрепленные на высоте рукава;

водителям без получения соответствующей команды самостоятельно подавать или прекращать подачу воды, повышать или понижать давление в пожарных рукавах.

При угрозе взрыва горящего объекта боевое развертывание необходимо производить быстро, прокладывать рукава короткими перебежками, используя укрытия, принимать меры для защиты личного состава от поражения взрывной волной, осколками и обломками конструкций.

Тушение пожара, проведение аварийно-спасательных работ. Личный состав должен использовать теплоотражательные и теплозащитные костюмы, а при работе внутри фюзеляжей ВС - изолирующие противогазы. Надо знать и реально оценивать преимущества и недостатки своего защитного снаряжения, чтобы не создалось ложное чувство полной безопасности. При работе необходимо проявлять осторожность, постоянно следить за состоянием конструкций, имея в виду возможность их обрушения, не следует избирать позиции для тушения пожара под двигателями и плоскостями ВС, где, кроме обрушения, существует опасность попадания на людей истекающего топлива и расплавленного металла.

Наземные пожары на ВС могут сопровождаться взрывами крыльевых кессонных и мягких топливных баков. Взрывы паров топлива крыльевых кессонных баков имеют выраженный направленный характер, зависящий от угла наклона крыла, и сопровождаются разлетом обломков конструкций крыла до 70 м и выбросом горящего топлива в радиусе до 30 м. Взрывы мягких крыльевых топливных баков сопровождаются выбросом горящего топлива в основном под крыло, существенного разлета обломков частей конструкций не происходит.

Для обеспечения безопасности в этих условиях необходимо:

тушить основные очаги пожара огнетушащими составами, подаваемыми только из лафетных стволов пожарных автомобилей с расстояния не ближе 30 м от крыла;

одновременно с тушением пожара охлаждать крыльевые топливные баки;

ручные пожарные стволы использовать только после ликвидации угрозы взрыва крыльевых топливных баков;

эвакуировать пассажиров и членов экипажа по возможности со стороны фюзеляжа, подвергающейся наименьшей опасности взрыва и пожара.

Пожарам и взрывам на ВС могут быть также подвержены топливопроводы, электропроводы, кислородные и гидравлические системы, что может привести к более интенсивному развитию пожара и сопровождаться локальными взрывами систем, поэтому личный состав, участвующий в тушении пожара, должен знать места опасных зон на ВС и принимать все возможные меры предосторожности.

Если пожар произошел при техническом обслуживании, следует убедиться, что все аэродромные источники электропитания и централизованная заправка топливом отключены, а заправочные средства удалены от ВС. Необходимо также принять меры к остановке работающих двигателей.

При тушении магниевых сплавов 4-6%-ным водным раствором пенообразователя возможно образование хлопков (разрывов расплавленного магния), сопровождающихся разбрызгиванием расплавленного металла на расстояние до 8 м. В целях безопасности в таких ситуациях личный состав должен быть одет в теплоотражательные костюмы, лицо должно быть защищено панорамной маской или щитком.

При тушении шасси ВС необходимо помнить, что нагревание колес и пневматиков представляет потенциальную угрозу разрыва пневматиков, поэтому приближаться к ним для тушения следует только спереди или сзади, подход сбоку в этих случаях опасен. Кроме того, важно учитывать, что разрыв пневматиков может наступить вследствие быстрого охлаждения какой-либо одной части колеса. Во избежание этого водный раствор пенообразователя рекомендуется подавать тонкораспыленными струями с короткими импульсами продолжительностью 5-10 с через каждые 25-30 с.

При тушении пожара в салонах самолета входить туда должны не менее 2 человек в средствах защиты. У входа обязательно выставляется пост безопасности из 1-2 чел. для оказания экстренной помощи пожарным, работающим внутри ВС. Для снижения опасности ожогов и травм при работе внутри фюзеляжа следует создавать на путях движения водяные завесы из тонко распыленных струй с помощью стволов-распылителей или стволов-пробойников.

При вентиляции салонов ВС для удаления дыма или токсичных газов следует установить тщательный контроль с целью предупреждения повторного воспламенения тлеющих материалов. Выходы, используемые для вентиляции, должны быть открытыми с подветренной стороны.

Для подачи огнетушащего состава на высоко расположенные части ВС необходимо использовать ручные пожарные лестницы, автоподъемники, стремянки, верхние площадки пожарных автомобилей. При этом следует обязательно использовать страховочные приспособления, исключающие падение. При необходимости сбрасывания с высоты предметов или при разборке конструкции надо предупредить людей, работающих внизу, или оградить место падения конструкций указателями. Необходимо следить, чтобы сбрасываемые конструкции не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий и пожарную технику.

При тушении наземных резервуаров нефтепродуктов следует расстанавливать автомобили и производить боевое развертывание с учетом возможного разлива нефтепродуктов от разрыва и деформации емкостей. Запрещается устанавливать пожарные автомобили в местах рек, ручьев и канав, расположенных по течению ниже аварийных резервуаров. Сборку пеноподъемников необходимо производить за обвалованием резервуаров. Весь личный состав, работающий на пожаре, должен знать сигналы оповещения об опасности и порядок выхода из опасной зоны. В процессе подготовки пенной атаки в обваловании должно находиться минимальное число людей, в основном ствольщики. Без крайней необходимости не следует допускать пребывание людей на кровлях аварийных и соседних с ними резервуаров. Личный состав, работающий за обвалованием и участвующий в пенной атаке, должен быть одет в теплоотражательные (теплозащитные) костюмы.

Смену ствольщиков, находящихся за обвалованием, необходимо производить поочередно с тем, чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне.

Работа личного состава в помещениях с газами и парами жидкостей, поражающих кожные покровы, допускается только в специальных герметизированных защитных костюмах и изолирующих противогазах. Для снижения концентрации газов и паров следует орошать помещения распыленной водой. При наличии на горящем объекте неорганических кислот или других веществ, могущих вызвать ожоги, следует обеспечить работающий личный состав резиновыми сапогами, рукавицами и фартуками.

При тушении пожаров в помещениях с электроустановками высокого напряжения необходимо подавать пенные и водяные струи на горящие электроустановки после предварительного их обесточивания. Личному составу не разрешается производить никаких самостоятельных действий по обесточиванию электролиний и электроустановок и по применению средств тушения. При наличии в помещениях большого числа кабелей и проводов в резиновой и пластмассовой изоляции следует принимать меры по защите личного состава от отравления. При наличии обвисших или оборванных проводов считать, что они под напряжением и принимать необходимые меры.

В случае тушения пожара при низких температурах необходимо принимать меры по предупреждению переохлаждения личного состава, при затяжных пожарах надо предусмотреть регулярную смену и отдых личного состава в теплых помещениях, организовать обеспечение работающих горячим чаем (питанием) и медицинским обслуживанием, доставить на место отдыха сменившегося личного состава комплекты подменной сухой спецодежды для периодического переодевания людей.

 

 

9.5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

 

Тушение пожара, проведение аварийно-спасательных работ или ликвидация стихийных бедствий сопряжены с возможными несчастными случаями, поэтому каждый пожарный работник должен знать приемы оказания первой помощи и уметь применять их на практике. При оказании само- и взаимопомощи следует действовать быстро, четко, используя медикаменты и перевязочный материал расходных аптечек, а также подручные средства. Перед оказанием помощи необходимо определить характер травмы и последовательность оказания первой помощи. При невозможности оказать помощь на месте из-за условий окружающей среды пострадавшего переносят в безопасное место, где ему и оказывают помощь.

При ранениях любое повреждение кожи или слизистых оболочек опасно кровотечением или инфицированием. Обнажите место ранения, с поверхности раны и соседних участков кожи удалите грязь, землю, обрывки одежды. Если ранение сопровождается кровотечением, примите меры по его остановке. Если поврежден артериальный сосуд (пульсирующая или фонтанирующая кровь алого цвета), то в зависимости от места повреждения пальцем прижмите артерию к кости в одной из точек:

при ранении шеи и лица прижмите сонную артерию к шейному позвонку по внутреннему краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы на соответствующей стороне;

при кровотечении в верхней части головы прижмите височную артерию;

при ранении сосудов плеча и предплечья прижмите к кости плечевую артерию по внутреннему краю двуглавой мышцы;

при ранении бедра и голени прижмите бедренную артерию к бедренной кости по внутреннему краю четырехглавой мышцы.

Кровотечение из сосудов предплечья и голени можно остановить сгибанием конечности, предварительно подложив в локтевой сгиб или в подколенную ямку марлевый валик, а затем зафиксировав конечность в согнутом положении.

Более надежный способ остановки кровотечения при повреждении конечностей - наложение жгута. На расстоянии 5-10 см выше места кровотечения перетяните конечность туго резиновым жгутом или жгутом-закруткой до прекращения кровотечения, зафиксируйте жгут. Жгут можно сделать из носового платка, куска ткани, веревки. Не накладывайте жгут на голое тело, подложите под него бинт или лоскут ткани. Держите жгут не более 2 ч. Зимой через каждые 20-30 мин, летом через 1-1,5 ч расслабьте жгут на некоторое время, пока конечность потеплеет и порозовеет. При этом прижмите артерию пальцем выше раны. Если кровотечение продолжается, повторно наложите жгут чуть выше или ниже прежнего места. После остановки кровотечения кожу вокруг раны надо дезинфицировать йодом или спиртом и наложить стерильную повязку. Нельзя промывать рану сырой водой, касаться руками, удалять инородные тела и грязь из глубоких слоев раны.

При венозном кровотечении (цвет крови темный и вытекает она медленнее, равномерным потоком) или при небольшом кровотечении зажмите кровоточащее место стерильной салфеткой, наложите тугую повязку.

При носовом кровотечении необходимо принять сидячее положение с наклоненной слегка вперед головой. Туго затампонируйте ноздри марлевыми или ватными шариками, к переносице приложите смоченную холодной водой салфетку (снег, лед).

При большой потере крови пострадавшего надо уложить на спину, приподнять ноги и нижнюю половину туловища, согреть, дать горячее питье.

Признаками кровопотери являются: бледность кожи и слизистых оболочек, жажда, частый пульс (более 100 ударов в минуту), зевота, головокружение, шум в ушах, потеря сознания.

При ожогах от воздействия открытого пламени, раскаленных предметов, горячих жидкостей, химических веществ, электричества сбейте пламя с одежды, освободите от одежды обожженную часть тела, не затрагивая места ожога, очистите кожу вокруг ожога марлевым тампоном, смоченным в винном спирте или дезинфицирующем растворе, наложите на пораженное место стерильную повязку, смоченную противоожоговой жидкостью или синтомициновой эмульсией. Появившиеся пузыри не прокалывайте.

Если ожог произошел от кислоты, надо промыть место ожога чистой холодной водой в течение 10-15 мин, а при ожоге щелочью - промыть место ожога 5-10%-ным раствором борной или 2%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты.

При обширных ожогах введите пострадавшему обезболивающее средство, чаще давайте ему горячее питье. Признаками ожога являются: острая жгучая боль, краснота, припухлость кожи (1 -я степень), образование пузырей (2-я степень), вскрытие пузырей, участки открытых ожоговых ран, захватывающих клетку мышцы (3-я степень) , обугливание ткани (4-я степень).

При отравлении угарным газом, продуктами сгорания в задымленной среде наденьте на пострадавшего изолирующий противогаз, вынесите его на свежий воздух. При остановке дыхания сделайте ему искусственное дыхание, дайте горячее питье - чай или кофе. Признаками отравления являются: головокружение, сильная слабость, сонливость, тошнота.

При обмороке уложите человека так, чтобы его голова была несколько ниже туловища, расстегните воротник и поясной ремень, дайте понюхать нашатырный спирт. После возвращения сознания дайте горячее питье. Обморочное состояние может наступить от острой боли, перегрева, сильного нервного потрясения. Признаки - потеря сознания, сопровождающаяся резким побледнением лица, появление холодного пота на лице и руках.

При тепловом, солнечном ударе помощь оказывайте немедленно, уложите пострадавшего в тень, освободите его от стесняющей одежды. Оботрите лицо и тело влажной тканью, положите на голову охлаждающий компресс. Энергично разотрите тело для улучшения кожного кровообращения. После восстановления сознания по возможности напоите слегка подсоленной водой, дайте таблетку кофеина.

Тепловой удар - болезненное состояние, вызванное перегреванием организма под воздействием высокой температуры окружающей среды. При легкой форме наблюдаются: головная боль, вялость, тошнота, учащенный пульс и дыхание, расширение зрачков. При тяжелой форме кожа краснеет, покрывается потом, температура тела повышается до 39-40 °С, происходит потеря сознания.

Солнечный удар - болезненное состояние, вызванное прямым воздействием солнечных лучей на поверхность головы. Признаки: головокружение, расстройство зрения, шум в ушах, покраснение кожи, обильное потовыделение, иногда - тошнота, рвота. Дыхание и пульс учащаются.

В тяжелых случаях температура тела повышается до 40 °С, происходит потеря сознания.

При переохлаждении поместите человека в укрытие, ближе к теплу (костру), проведите энергичное растирание тела и конечностей, дайте горячее питье, заставьте побольше двигаться. При невозможности активно двигаться из-за травм - укутайте его потеплее.

Признаки переохлаждения: озноб, вялость, появление сонливости. Дальнейшее охлаждение может привести к замерзанию.

При обморожении осторожно разотрите обмороженное место перчаткой, мехом шапки или другой мягкой шерстяной тканью, не допуская царапин, до покраснения и восстановления чувствительности, наложите сухую стерильную повязку. Перед растиранием можно смочить обмороженное место дезинфицирующим раствором, винным спиртом или одеколоном. Нельзя растирать обмороженные места тела снегом во избежание дополнительного травмирования кожи ледяными кристаллами. При обморожении конечностей ног или рук согрейте их теплой водой с добавлением кристаллика марганцовокислого калия, наложите повязку с синтомициновой эмульсией, укутайте потеплее. Пострадавшему дайте горячее питье и обезболивающую таблетку. При наличии пузырей и отека растирать кожу не следует. Пораженный участок промойте водой, протрите ватным тампоном, смоченным в спирте, и наложите стерильную повязку.

Признаки обморожения: побледнение кожи, потеря чувствительности, при сильном обморожении - возникновение пузырей с мутноватой жидкостью, отек, кожа при этом может приобретать сине-багровый цвет.

При сильном морозе следите за цветом лица друг друга, так как обморожение лица зачастую не ощущается.

При поражении электрическим током освободите пострадавшего от воздействия тока путем обесточивания линии или снятия провода с пострадавшего (провод под напряжением снимайте при помощи сухого и не проводящего электричества предмета, используйте электрозащитные средства). Перенесите пострадавшего на свежий воздух и сделайте ему искусственное дыхание для восстановления сердечной деятельности.

При переломах костей конечностей уложите пострадавшего на землю, успокойте его, дайте обезболивающую таблетку, разрежьте одежду в нужном месте. Если перелом открытый, обработайте рану. Поврежденную конечность зафиксируйте с помощью шины. Шину можно сделать из палок, прутьев, фанеры. Шина должна обязательно захватывать два сустава выше и ниже места перелома, а при переломах бедренной и плечевой костей фиксируются все суставы конечности. Нельзя накладывать шину на обнаженную поверхность тела.

При переломе плеча руку можно просто прибинтовать к туловищу, предварительно положив в подмышечную впадину валик из ткани, сухой травы и пр. Руку согните в локтевом суставе под углом 90°, зафиксируйте руку в таком положении с помощью косынки. Сломанную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге. Признаки перелома: резкая боль в месте перелома, припухлость, изменение формы конечности, нарушение функции, усиление боли при движениях.

При переломе позвоночника и костей таза уложите пострадавшего на жесткую ровную поверхность (желательно щит), обеспечьте полный покой, введите обезболивающее средство. Признак перелома позвоночника - боль в области перелома, иногда с потерей чувствительности и возможности двигать конечностями (парез или паралич). При переломе костей таза из-за резкой боли пострадавший не может даже присесть, повернуться на бок или поднять ногу.

При переломе ребер наложите тугую повязку вокруг грудной клетки в фазе выдоха, дайте пострадавшему обезболивающую таблетку. Предпочтительно полусидячее положение пострадавшего. Признаки перелома ребер: резкие боли в области перелома, усиливающиеся при дыхании, кашле, движениях.

При повреждении черепа и головного мозга уложите пострадавшего, обеспечьте полный покой. На поверхностную рану наложите стерильную повязку. Признаки повреждения: потеря сознания, головокружение, тошнота, рвота, пульс редкий или учащенный, неодинаковая величина зрачков, возможное отсутствие активных движений, потеря чувствительности на ногах, руках, туловище. При переломе основания черепа - кровотечение из носа, ушей, рта, темные круги вокруг глаз.

При вывихах, если никто из окружающих не умеет вправлять вывих, зафиксируйте конечность тугой повязкой или шиной, дайте обезболивающее средство. Признаки вывиха: резкая боль в суставе, невозможность производить в нем движения, изменение внешней формы сустава по сравнению с таким же суставом другой конечности.

При ушибах, растяжениях связок наложите на место травмы холодный предмет, затем тугую давящую повязку, обеспечьте пострадавшему покой, при необходимости дайте обезболивающее средство. Признаки: сильная болезненность, припухлость, кровоизлияние.

Сердечно-легочная реанимация необходима пострадавшему при остановке дыхания независимо от причин, вызвавших ее. Восстановите проходимость дыхательных путей. При утоплении - удалите воду из дыхательных путей, положив пострадавшего животом на свое согнутое колено так, чтобы голова свисла вниз, и надавливайте ему на спину рукой; очистите полость рта от инородных предметов, крови, слизи, положив пострадавшего на спину и повернув голову набок (для очистки полости рта используйте чистый носовой платок или марлевую салфетку).

Подложите под плечи пострадавшего валик или свою руку, максимально запрокиньте голову назад. Раздуйте легкие пострадавшего 3-5 раз методом вдувания "рот в рот". Если раздуть легкие не удается из-за зажатия рта у пострадавшего, захватите подбородок у основания и выдвиньте нижнюю челюсть вперед так, чтобы зубы нижней челюсти располагались впереди верхних зубов. Рот открывайте большим пальцем или обеими руками.

При вдувании воздуха следите за движением грудной клетки, прощупывайте пульс на сонной артерии. Если пульс ощущается, продолжайте раздувание легких-12 раздуваний в минуту. Если пульс отсутствует, немедленно начинайте наружный массаж сердца, сочетая его с искусственным дыханием, для чего:

наложите кисти рук одну на другую и резким толчком, используя вес своего тела, надавливайте на грудину в области сердца с частотой одна компрессия в секунду так, чтобы грудина смещалась на 4-5 см;

на каждое вдувание воздуха - 5 толчков на грудную клетку (если реанимацию проводят два человека) или на каждые два быстрых вдувания - 15 компрессий грудины (если 1 чел.).

Искусственное дыхание и массаж проводите до тех пор, пока не появится самостоятельное дыхание пострадавшего. После восстановления дыхания согрейте пострадавшего любыми средствами. Если остановка дыхания связана с утоплением, не давайте пострадавшему вдыхать нашатырный спирт. Это опасно для его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Размещение стационарных и переносных кислородных баллонов для членов экипажа

 

Тип ВС

Стационарные баллоны

Переносные баллоны

Число

Вместимость, л

Давление, МПа

Место установки

Число

Вместимость, л

Давление, МПа

Место установки

Ту-134

1

92

3,0

В первом техническом отсеке, шп. № 20-22

1

7,8

3,0

За кабиной экипажа в багажнике на правом борту

Ту-154

1

92

3,0

На правом борту переднего грузового отсека, шп. № 18- 20

1

(до 3-х)

7,8

3,0

В гардеробе экипажа, служебном и среднем гардеробах

Ил-62

Ил-62М

4

36

3,0

На правом борту 1-го багажного помещения, шп. № 18-21

2

7,8

3,0

В служебном гардеробе на стенке, шп № 11

Ил-76

2

25

15,0

В грузовой кабине, справа

2

7,6

3,0

В кабине экипажа, в грузовой кабине оператора

Ил-86

1

20

15,0

В переднем правом техническом отсеке на стенке, шп. № 16

8

1,7

15,0

В креслах бортпроводников

Як-40

2

30

3,0

На левом и правом бортах, шп. № 31

1

7,8

3,0

За правым креслом пилота в спец. чехле

Як-42

 

 

 

Между креслами пилотов, для б/инж. за креслом KBС, переносной за креслом 2-го пилота

3

3

15,0

 

БКП-4

 

 

 

1

2

15,0

 

БКП-2

 

 

 

Ан-2

10

2

15,0

Под полом грузовой кабины, шп. № 5-7

 

 

 

 

Ан-12

12

12

15,0

Между шп. № 62-65 и № 48-51

2

 

 

На правом борту, шп. № 13

Ан-24

1

30

3,0

В заднем багажном отделении

1

7,8

3,0

На столе штурмана

Ан-26

2

25

15,0

На правом борту, шп. № 9-10

2

 

3,0

На стенке этажерки по правому борту, шп. № 10

Ан-28

1

 

21,0

 

1

3

21,0

 

Ан-30

4

25

15,0

В хвостовой части гермокабины, на каждом борту по два

4

1,8

3,0

2 в кабине экипажа и 2 в кабине оператора

Ми-4

1

2

15,0

В радиоотсеке, шп. № 14-16 фюзеляжа

 

 

 

 

Ми-6

3

4

15,0

 

26

7,6

3,0

В санитарном варианте 2 контейнера, шп. № 8-10, № 14-16 по левому борту и № 12-16 по правому борту

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком

 

Краткое содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА АЭРОДРОМАХ ГА

1.1. СОЗДАНИЕ НА АЭРОДРОМАХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

1.2. КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ АЭРОДРОМА С ПОЖАРНЫМИ ЧАСТЯМИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К ВРЕМЕНИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ

1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1.8. СИСТЕМА МЕР ПО ОБНАРУЖЕНИЮ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 2 ГОРЕНИЕ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

2.1. ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ

2.2. ПОЖАР И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.3. ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ

Таблица 5

2.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О КОНСТРУКЦИИ ВС И ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ

3.1. ТИПЫ ВС. ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ВС

3.3. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОНСТРУКЦИИ ВС

3.4. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

3.5. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ, БАГАЖНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОТСЕКОВ

3.6. ШАССИ САМОЛЕТА

3.7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВС

Техническая характеристика переносных огнетушителей ОУ, ОР1-2, ОР2-6

Глава 4 ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И СНАРЯЖЕНИЕ

4.1. БОЕВАЯ ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО

Техническая характеристика пояса из хлопчатобумажной ленты

Техническая характеристика пояса из капроновой ленты.

4.2. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Техническая характеристика ломов

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Техническая характеристика лестницы-палки

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

4.4. ПОЖАРНЫЕ РУКАВА, РУКАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТВОЛЫ И РАЗВЕТВЛЕНИЯ

Таблица 6

Таблица 7

Техническая характеристика турбинных насадков-распылителей

Техническая характеристика пенных стволов СВП

Техническая характеристика генераторов пены средней кратности

Техническая характеристика УТПС

4.5. ОГНЕТУШИТЕЛИ

Техническая характеристика ОХП-10

Техническая характеристика переносных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика передвижных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика ОВП-5 и ОВП-10

Техническая характеристика ОВП-100

Техническая характеристика ОВПУ-250

Техническая характеристика ОУБ

Техническая характеристика СЖБ

Техническая характеристика ОП-100

Техническая характеристика ОПС-100

4.6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Техническая характеристика АСВ-2

4.7. ПОЖАРНЫЕ НАСОСЫ

Техническая характеристика центробежных насосов

Техническая характеристика ЭВ-200

Техническая характеристика Г-600

4.8. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Техническая характеристика АЦ-40(375)-Ц-1А

Техническая характеристика АА-40(131)-139

Техническая характеристика АА-60(7310)-160.01

Техническая характеристика АА-70(7310)-220

Техническая характеристика порошковой установки

Техническая характеристика АА-40(43105)-189

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ВС И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ТУШЕНИЯ

5.1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА

5.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ НА ПОЖАРЕ

5.3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ

5.4. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Таблица 8

5.5. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВНУТРИ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ

Таблица 9

5.6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ РАЗЛИТОГО АВИАТОПЛИВА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

5.7. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ВС В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ ВС

Таблица 13

Таблица 14

5.9. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ВС

1. Характеристика аэропорта

Таблица 15

2. Пожарная охрана аэропорта

Таблица 16

Таблица 17

3. Расчет сил и средств для тушения пожаров на ВС

Таблица 18

4. Ожидаемая аварийная посадка ВС

5. Рекомендации по организации тушения пожаров на ВС в случае внезапного авиационного происшествия

6. Меры соблюдения техники безопасности

Глава 6 СПАСАНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ВС

6.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЭКИПАЖА ПРИ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ

6.2. РАБОТА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

6.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ АВАРИЙНОГО

ПОКИДАНИЯ ВС

6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 7 ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ТУШЕНИЮ

7.1. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.3. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

Глава 8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

8.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

8.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.3. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

8.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Глава 9 ОХРАНА ТРУДА

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Таблица 19

9.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

9.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

9.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ, ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

9.5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Размещение стационарных и переносных кислородных баллонов для членов экипажа

2. Размещение топливных баков на ВС

3. Размещение маслобаков на ВС

4. Размещение гидробаков на ВС

5. Огнетушители стационарной системы пожаротушения в гондолах двигателей на ВС и их расположение

6. Огнетушители стационарной системы пожаротушения внутри двигателей на ВС

и их расположение

7. Размещение баллонов с нейтральным газом для пожаротушения и предотвращения взрыва в топливных баках

8. Переносные огнетушители, применяемые на ВС, и их расположение

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Организация противопожарной защиты на аэродромах ГА

Глава 2. Горение и средства тушения пожаров

Глава 3. Основные данные о конструкции ВС и их пожарная опасность

Глава 4. Пожарная техника и снаряжение

Глава 5. Развитие пожаров на ВС и организация их тушения

Глава 6. Спасание людей из ВС

Глава 7. Характер развития пожаров на объектах авиапредприятий и рекомендации по их тушению

Глава 8. Организация учебной подготовки пожарно-спасательных расчетов

Глава 9. Охрана труда

Рейтинг@Mail.ru