Пожарная безопасность на аэродромах 
7.3. пожарная опасность и развитие пожаров в аэровокзалах. 7.4. организация... Пожарная безопасность на аэродромах 
7.3. пожарная опасность и развитие пожаров в аэровокзалах. 7.4. организация...

Пожарная безопасность на аэродромах => 7.3. пожарная опасность и развитие пожаров в аэровокзалах. 7.4. организация тушения пожаров в аэровокзалах. Глава 8...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Пожарная безопасность на аэродромах -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком
 

7.3. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

 

Здания аэровокзала предназначены для обслуживания пассажиров и имеют специфическое объемно-планировочное решение независимо от числа обслуживаемых людей. В каждом аэровокзале имеются: зал ожидания, кассовый зал, комната матери и ребенка, ресторан или буфеты, различные служебные помещения, в которых размещается обслуживающий персонал. Внутренние объемы аэровокзалов рассчитаны на обслуживание пассажиров при нормальном режиме работы аэропорта, поэтому в случае задержки вылета ВС в них может скапливаться значительное число людей, что приводит к перегрузке помещений. В этих условиях состав людей будет весьма различен как по возрасту (престарелые, пожилые, молодые, дети), так и по состоянию здоровья (инвалиды, больные и т.п.). Эта особенность должна в обязательном порядке учитываться при составлении оперативных документов пожаротушения.

Здания аэровокзалов могут иметь различные степени огнестойкости (от II до V включительно), что существенным образом влияет на процесс развития пожара и проведение аварийно-спасательных работ. Наибольшую опасность представляют аэровокзалы, имеющие V степень огнестойкости, поскольку линейная скорость распространения огня по сухим деревянным конструктивным элементам может достигать весьма больших значений (до 3 м/мин). Деревянные несущие конструктивные элементы не имеют нормируемого предела огнестойкости, поэтому уже через 30 мин они могут обрушиться, а лестничные марши и площадки, выполненные из дерева, перестают выполнять эвакуационные функции еще раньше.

Деревянные аэровокзалы имеют, как правило, ограниченные объемы и поэтому не могут вмещать в себя большого числа людей, что в значительной мере облегчает задачу по их эвакуации. Вновь строящиеся аэровокзалы сооружаются в большинстве своем из современных строительных материалов (бетона, стекла, металла), что резко снижает их пожарную опасность.

Аэровокзалы представляют собой объекты, достаточно опасные с точки зрения возможности возникновения пожара, так как имеют разветвленную электрическую сеть, системы кондиционирования и вентиляции. Помимо помещений, предназначенных для обслуживания и отдыха пассажиров, в аэровокзалах имеются различные помещения и службы, обеспечивающие работу аэропорта, например, электронно-вычислительный центр, командно-диспетчерский пункт и др. Эти помещения в связи с насыщенностью электрооборудованием несут повышенную потенциальную угрозу возникновения пожара. Помещения зала ожидания пассажиров и кассового зала имеют значительные внутренние объемы, поэтому пожары могут развиваться там достаточно интенсивно. Скорость распространения огня в этих помещениях будет сдерживаться незначительным количеством горючих материалов. Однако наличие в зале ожидания мягкой и полумягкой мебели, отделанной поролоном и другими пластмассами, может привести к выделению в воздушный объем таких высокотоксичных веществ, как синильная кислота, акрилонитрил, акролеин и др. Подобная ситуация может сложиться и в ресторане аэровокзала. Только скорости задымления и распространения огня тут будут гораздо выше из-за применения значительного количества декоративно-отделочных материалов и меньшего воздушного объема помещения.

Особое внимание при составлении оперативных документов пожаротушения необходимо уделять подвальным помещениям аэровокзалов. Как правило, в этих помещениях размещаются камеры хранения багажа и туалеты, но могут находиться и другие участки и службы. Опасность пожара, возникшего в подвале, заключается в том, что подвалы аэровокзалов имеют дверные проемы, ведущие непосредственно в помещения первого этажа. В этом случае неизбежно задымление как первого этажа, так и всего внутреннего объема аэровокзала, что может вызвать панику среди пассажиров и обслуживающего персонала, хотя пожар в данном случае, и не будет им непосредственно угрожать.

Помимо этого, в конструктивных несущих элементах зданий и сооружений II степени огнестойкости могут применяться трудносгораемые элементы, которые при пожаре резко увеличат площадь, горения и затруднят проведение пожарно-спасательных работ.

 

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

 

План эвакуации составляет и подписывает руководство аэровокзала, затем его согласуют с подразделением военизированной охраны аэропорта и утверждают у руководства авиапредприятия. Назначение этого документа - дать основные направления действий обслуживающего персонала, в первую очередь членов ДПД, при возникновении пожара или какой-либо другой аварийной ситуации.

Оперативный план (карточка) тушения пожара составляется начальником подразделения военизированной охраны аэропорта, согласуется (утверждается) с оперативным штабом пожаротушения УПО (ОПО) Управления внутренних дел данного региона и утверждается руководителем авиапредприятия. Оперативный план тушения пожара является основным тактическим документом для данного объекта. Его назначение - дать основные направления по организации тушения объекта с учетом его пожарно-технической характеристики.

В графической части оперативного плана на поэтажных схемах необходимо совмещать планы эвакуации и боевого развертывания с учетом размещения на этажах первичных средств пожаротушения (огнетушителей, внутренних пожарных кранов). Основным требованием в этом случае является прокладка линий боевого развертывания таким образом, чтобы его пути не пересекались с путями эвакуации. Помимо этого, на поэтажных схемах должны быть указаны наиболее пожароопасные участки и помещения, а также возможные рубежи защиты путей эвакуации в случае, если сил и средств прибывших пожарно-спасательных подразделений не хватает для одновременного тушения пожара и проведения безопасной вынужденной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала аэровокзала.

В текстовой части оперативного плана содержится пожарно-техническая характеристика аэровокзала, его наружного и внутреннего водоснабжения, приводится характеристика пожарной охраны аэропорта, практические тактико-технические возможности пожарно-спасательных подразделений, дается расчет сил и средств для тушения пожара в случае его максимального развития, а также помещаются рекомендации руководителю по тушению пожара в различных помещениях и участках аэровокзала в зависимости от их пожароопасности и возможностей сил и средств, прибывших на пожар.

Для лучшей подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений все оперативные документы по тушению пожаров должны тщательным образом изучаться и проигрываться. Согласно требованиям МГА оперативные планы тушения пожара в аэровокзалах должны проигрываться каждым караулом не реже 1 раза в квартал. При этом действия личного состава должны быть максимально приближены к условиям реального пожара. После каждого учения его руководителем делается отметка в оперативном плане с указанием даты учения и замечаниями о действиях личного состава, принимавшего участие в учении. Учения могут проводиться как в составе одного пожарно-стрелкового караула, так и с привлечением сил и средств взаимодействующих организаций для отработки взаимодействия между различными боевыми расчетами.

Оперативный план по тушению пожара в аэровокзале разрабатывается для пожарной охраны аэропорта и взаимодействующих сил и средств: 1-й экземпляр (контрольный) находится у начальника подразделения военизированной охраны или его заместителя по пожарной службе; 2-й - у начальника пожарно-стрелкового караула военизированной охраны; 3-й - в оперативном штабе тушения пожаров УПО (ОПО) МВД (УВД), а также в пожарной охране других взаимодействующих организаций.

При возникновении горения в помещениях аэровокзала первый, заметивший пожар, сообщает о нем в пожарную охрану аэропорта. Параллельно с этим силами членов ДПД аэровокзала организуется эвакуация пассажиров, обслуживающего персонала и материальных ценностей, а также встреча прибывающих боевых расчетов пожарно-стрелкового караула. В этом случае первый руководитель тушения пожара может получить достаточно точную информацию о пожаре и быстро принять решение о боевом развертывании караула.

Если же сообщение о пожаре получено при срабатывании пожарной сигнализации, первоначальное действие первого руководителя тушения пожара - проведение разведки с целью определения места пожара. При возникновении пожара на первом этаже аэровокзала пожарный автомобиль, прибывший первым, устанавливают ближе к месту пожара и подают перекрывной ствол типа РСК-50 или РС-Б непосредственно в зону горения. Остальные автомобили подключают к водоисточникам, и от них прокладывают магистральные рукавные линии. Параллельно с этим руководитель тушения пожара проводит разведку помещений, смежных с горящим. При этом задача разведки- определить решающее направление, возможность распространения пожара на смежные помещения, необходимость оказания помощи эвакуирующимся людям, возможность использования для целей тушения пожара внутренних пожарных кранов.

Если имеющихся сил и средств недостаточно для одновременного тушения пожара и проведения безопасной эвакуации людей, то основные силы караула направляются на эвакуацию людей, а часть его личного состава обеспечивает безопасность путей эвакуации.

При необходимости организации подачи воды в перекачку от удаленного водоисточника для отбора воды устанавливают тяжелый аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01, имеющий более мощное пожарно-техническое вооружение. От этого автомобиля прокладывается магистральная рукавная линия к менее мощному пожарному автомобилю,, установленному ближе к месту пожара. И уже от этого автомобиля прокладывается рукавная линия непосредственно к месту пожара на боевые позиции ствольщиков.

Для обеспечения безопасности путей эвакуации выделяется минимально возможное число сил и средств. Для определения его предлагается простой расчет, который можно выполнить еще в процессе ведения разведки пожара. Для пожаров внутри общественных зданий и сооружений принимается интенсивность подачи огнетушащего состава I = 0,08¸0,l л/(м2×с) [средняя 0,09 л/(м2×с)]. Для проведения защиты путей эвакуации необходимо использовать перекрывные пожарные стволы РСК-50 и РС-Б, дающие распыленные струи огнетушащего состава. Производительность этих стволов q соответственно равна 2,7 и 3,5 л/с. Таким образом, площади тушения при применении этих стволов:

; .

Поскольку глубина тушения ручными стволами РСК-50 и РС-Б составляет 5 м, то можно определить и ширину площади тушения:

; .

Таким образом, при применении для защиты путей эвакуации ствола РСК-50 ширина фронта защиты составляет 6 м, а при использовании ствола РС-Б - 7,5 м.

При возникновении пожара в аэровокзале пожарно-спасательные подразделения аэропорта, прибывшие на место пожара, могут использовать для тушения воду и пенообразователь, находящиеся непосредственно на пожарных автомобилях, включая стартовые. В этом случае огнетушащие составы подаются в магистральные рукавные линии из цистерн данных автомобилей, на тушение вводятся стволы РСК-50, РС-Б и РС-А. Для сокращения времени боевого развертывания руководитель тушения пожара должен максимально использовать стволы, развертываемые от пожарных кранов внутреннего водопровода. При развитии пожара до значительных размеров необходимо вводить более мощные стволы РС-70 с насадками НРТ-5 и НРТ-10, по мере сокращения площади горения заменяемые на перекрывные стволы РСК-50 и РС-Б.

Пожар в аэровокзале может развиваться по нескольким направлениям. При пожаре в одном или нескольких этажах стволы подают в первую очередь непосредственно в горящее помещение, затем в смежные помещения, а также в выше- и нижерасположенные этажи. При значительном развитии пожара в нескольких помещениях тушение проводят одновременно во всех горящих помещениях, а если не хватает сил и средств, то поочередно, начиная с крайних горящих помещений и перемещаясь к центру пожара.

В случае распространения горения по технологическим коммуникациям (вентиляционные короба, шахты лифтов, короба электросистемы, мусоропроводы и т.д.) стволы вводят в зону горения, в выше- и нижерасположенные этажи и смежные помещения. При этом для предотвращения распространения огня вскрывают пустотелые конструкции, а если они сгораемые, то и защищают их огнетушащими составами. Огнетушащие составы можно подавать с лестничных клеток, через окна, с пожарных лестниц (стационарных и выдвижных).

Перед подачей водопенных огнетушащих составов в обязательном порядке обесточивается электрическая сеть, питающая горящие помещения. Отключение проводится с помощью выключателей, рубильников, автоматических выключателей и других отключающих устройств. При невозможности такого отключения электрическая сеть напряжением до 220 В отключается с помощью специальных ножниц с обязательным выполнением требований техники безопасности. Электрические сети, находящиеся под напряжением более 220 В, обесточиваются работниками электрослужбы аэропорта. При обесточивании внутренних помещений аэровокзала необходимо обеспечить их освещение при помощи индивидуальных и групповых электрических фонарей, находящихся на вооружении пожарно-спасательных подразделений аэропорта.

 

 

 

 

 

Глава 8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

 

8.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

 

Боевая и политическая подготовка обеспечивает высокую сознательность личного состава и постоянную боеспособность пожарно-спасательных расчетов.

Основными задачами учебной подготовки личного состава подразделений военизированной охраны предприятий ГА являются:

воспитание личного состава в духе коммунизма, высокой идейной убежденности, советского патриотизма и дружбы народов, беспредельной преданности Коммунистической партии Советского Союза и социалистической Родине;

воспитание у личного состава высокой политической бдительности, безупречной дисциплинированности, чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи и личной ответственности за выполнение служебного долга;

обучение личного состава приемам и способам работы с пожарно-техническим вооружением, несению службы, умелой и самоотверженной работе по тушению пожаров;

совершенствование боевой выучки личного состава и поддержание пожарно-спасательных расчетов в постоянной боевой готовности;

настойчивое внедрение в практику работы расчетов передового опыта, достижений в организации обеспечения пожарной безопасности полетов и объектов предприятий ГА.

Современные способы тушения послеаварийных пожаров на ВС с применением сложной и разнообразной техники требуют от личного состава пожарно-спасательных расчетов высокого профессионального (в полном смысле этого слова) мастерства и физической натренированности.

Ввод в эксплуатацию новой авиационной техники и значительный ежегодный рост воздушных перевозок при высокой степени ответственности за обеспечение безопасности полетов предъявляют к профессиональной подготовке пожарно-спасательных расчетов предприятий ГА повышенные требования.

Труд пожарных в условиях выполнения спасательных операций и тушения пожаров на месте авиационных происшествий сопряжен с большими стрессовыми нагрузками, обусловленными особенностями их деятельности:

непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым работой при высокой температуре, сильной концентрации дыма и отравляющих веществ, ограниченной видимости, отрицательными воздействиями при эвакуации и спасании раненых и обожженных людей;

большими физическими нагрузками, связанными с разборкой конструкций, боевым развертыванием и работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом людей, материальных ценностей, высоким темпом работы;

необходимостью постоянно поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре;

трудностями проведения работ в ограниченном пространстве внутри фюзеляжа и отсеков ВС, связанных с нарушением привычных способов продвижения, рабочих поз (продвижение ползком, работа лежа и т.п.);

высокой ответственностью каждого члена боевого расчета при самостоятельности действий и решений по спасанию жизни людей и дорогостоящего оборудования;

возможностью неожиданных и внезапно возникающих ситуаций, резко осложняющих выполнение основной задачи пожарно-спасательных расчетов.

Подготовка личного состава пожарно-спасательных расчетов к действиям в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у пожарных высоких моральных и психологических качеств. Проблема психологической подготовки расчетов должна привлекать все большее внимание руководящих кадров пожарной охраны. Психологическая подготовка пожарно-спасательных расчетов к работе в сложных условиях тушения пожара и ликвидации его последствий - основа не только эффективности боевых действий по спасанию людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем, но и безопасности самих пожарных.

Вот почему нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность оператора или руководителя расчета, или надеяться на то, что все придет с опытом. Необходимо с первых дней зачисления на работу в процессе учебы и практических тренировок формировать у каждого такие моральные и психологические качества, которые гарантировали бы боевую эффективность и постоянную готовность к действиям в сложных, порой опасных для жизни условиях. А если учесть малую частоту боевых выездов пожарно-спасательных расчетов аэропортов для тушения реальных пожаров на ВС, то еще более серьезно следует задуматься над решением этой проблемы.

Работа пожарно-спасательных расчетов в условиях реального пожара на ВС требует быстроты выполнения операций, четкого взаимодействия и грамотных действий с учетом складывающейся обстановки на месте авиационного происшествия. Высокая скорость, с которой происходит распространение пожара при происшествиях такого типа, определяет основную задачу пожарно-спасательных расчетов после получения сигнала оповещения "Тревога". Это - эффективное вмешательство в процесс развития пожара в течение 2-3 мин с момента его возникновения, установление контроля в течение последующих 60 с над теми участками пожара, которые могут препятствовать успешной эвакуации людей или создавать внутри фюзеляжа условия, опасные для жизни пассажиров и членов экипажа.

Другими словами, для выполнения своей основной задачи пожарно-спасательные расчеты должны мгновенно локализовать пожар, отсечь огонь от фюзеляжа за минимально возможное время и создать условия для спасания людей из аварийного ВС. Успешно решать эту задачу могут люди, обладающие необходимым минимумом знаний, в совершенстве владеющие пожарной техникой, оборудованием и умеющие применять их в условиях сложных пожаров.

 

8.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Каждый работник, входящий в состав пожарно-спасательных расчетов, должен хорошо изучить основы горения, факторы, способствующие его развитию и распространению. Знания о процессе горения и необходимых условиях для его возникновения в значительной мере расширяют практическое понимание используемых в практике пожаротушения способов прекращения горения и механизма воздействия различных огнетушащих веществ на процесс горения.

Каждый пожарный должен знать, к примеру, что для тушения определенных видов пожаров требуется применение охлаждающих веществ, в то время как для тушения других видов пожаров необходимо изолировать зону горения от доступа кислорода, применяя для этого воздушно-механическую пену или другие вещества. Необходимыми для практики работы пожарно-спасательных расчетов являются знания имеющихся на вооружении огнетушащих веществ, их положительных качеств и недостатков.

Знание персоналом пожарно-спасательных расчетов условий, определяющих характер развития пожаров, характеристик огнетушащих веществ и их роли в прекращении горения обеспечивает более грамотное и успешное решение задач по тушению сложных пожаров при минимальных затратах физических сил и используемых веществ.

Хорошие знания пожарно-технического вооружения позволяют специалистам содержать в постоянной боевой готовности технику пожаротушения, правильно применять ее при тушении пожаров, предупреждать появление неисправностей, а в случае их возникновения - быстро находить и умело устранять.

Каждый, входящий в состав пожарно-спасательного расчета, обязан:

в совершенстве знать материальную часть и тактико-технические данные пожарно-технического вооружения, знать по каждому виду оборудования назначение, устройство, принцип работы, практические возможности по тушению пожаров и правила эксплуатации, обеспечивающие постоянную готовность оборудования и техники к действию;

иметь навыки по применению, уходу и ремонту всех приборов и оборудования, находящихся на вооружении пожарно-спасательных расчетов;

уметь быстро находить и устранять неисправности в процессе работы пожарной техники;

правильно производить расчеты и определять необходимое число средств пожаротушения для проведения операций по тушению пожаров и спасанию людей на месте авиационных происшествий.

Развивается и обновляется пожарная техника, что наиболее характерно для аэродромов ГА. Аэропорты оснащаются сложной и мощной по своим возможностям техникой, такой, как пожарные аэродромные автомобили типа АА-60 (7310)-160.01, АА-70 (7310)-220, АА-40(131)-139. Готовятся к серийному производству пожарные автомобили на шасси КамАЗ. Тактико-технические данные этих автомобилей, системы автоматического управления ими, наличие запасов разнообразных огнетушащих веществ позволяют успешно решать задачу тушения пожаров в самых сложных условиях и обстановке. Взять от техники в критический момент все, на что она способна, могут люди, в совершенстве знающие эту технику.

Существенным для обеспечения высокой оперативности в действиях пожарно-спасательных расчетов является детальное знание топографии и характеристики аэродрома и его ближайших окрестностей. Под характеристикой аэродрома по параметрам для работников пожарно-спасательной службы подразумевается:

размещение взлетно-посадочных полос, их длина, направления взлета и посадки ВС, схема расположения рулежных дорожек, мест стоянок ВС по их нумерации, установленные правила движения транспорта, возможное наличие регулирующих надписей и световых указателей для транспорта, состояние дорог, ближайших подъездных путей и их рельеф;

наличие и состояние пожарного водоснабжения, система и диаметр водопроводных сетей, расположение гидрантов, водоемов, естественных водоисточников и состояние подъездов к ним, ориентирование в расчетах водоотдачи водопроводных сетей;

состояние дорог и маршруты движения в районы расположения БПРМ, ДПРМ в различное время года, а также наличие в этих районах естественных водоисточников, которые могут быть использованы для целей пожаротушения;

основные ориентиры районов 3- и 4-го разворотов ВС при заходе их на посадку;

расстояния от стартовой и основной аварийно-спасательной станции до КПБ, БПРМ, ДПРМ и контрольное время проезда к ним. Аварийно-спасательные расчеты, привлекаемые к работам при авиационном происшествии, должны пользоваться единой схемой аэродрома и его окрестностей с координатной сеткой, по которой можно быстро определить любую точку на местности. Такие схемы должны размещаться в дежурных помещениях, на пожарных автомобилях, и личный состав расчета обязан их знать и уметь пользоваться ими. Водительский состав пожарных автомобилей обязан знать схему аэродрома наизусть.

Знание вышеуказанных данных аэродрома и ближайших его окрестностей является служебной обязанностью начальствующего и рядового состава пожарно-спасательных расчетов.

Элементарное знание особенностей конструкции ВС исключительно важно и совершенно необходимо для специалистов пожарно-спасательной службы. Знания типов самолетов и вертолетов, регулярно пользующихся аэродромом, не могут базироваться только на изучении плакатов и рисунков. Каждому работнику от начальника подразделения до оператора должна быть предоставлена возможность периодического осмотра ВС с изучением планировочной схемы внутри фюзеляжа, размещения основных и аварийных дверей, люков и устройства запирающих их механизмов. Нельзя рассчитывать на успех операции по спасанию людей и тушению пожаров, не зная основных технических данных ВС, путей эвакуации из них пассажиров и экипажа, мест размещения топливных баков, баллонов с сжатыми газами, гидравлической и кислородной систем, бортовых аварийно-спасательных средств и правил их применения.

Условия выполнения спасательных операций на месте авиационных происшествий требуют, чтобы весь персонал пожарно-спасательных расчетов был обучен основам оказания медицинской помощи пострадавшим. Хорошая натренированность в эвакуации раненых из различных положений исключает возможность усугубления травм, способствует более быстрому, правильному и эффективному спасанию людей из опасной зоны. Необходимый минимум медицинского обучения пожарно-спасательных расчетов может быть достигнут проведением теоретических и показательных занятий, а также регулярными практическими тренировками.

Психологическая готовность пожарно-спасательных расчетов к работе в сложных условиях во многом определяется их физической подготовкой. Чем выше физическая подготовка, тем увереннее чувствует себя пожарный, тем меньше его нервное напряжение в боевой обстановке. Старая пословица "в здоровом теле - здоровый дух" весьма подходит в данном случае. Непоправимую ошибку допускают те руководители подразделений, которые работников в предпенсионном возрасте или с неудовлетворительными физическими данными направляют на дежурство в состав стартовых пожарно-спасательных расчетов, оправдывая свое решение ложным выводом о том, что там легче. Такой работник в условиях пожара проявляет медлительность, нерасторопность, слабую выносливость и предрасположен к травмам. Во время спасательных операций на месте авиационного происшествия он может стать дополнительным "пассажиром", остро нуждающимся в медицинской помощи.

Забота о физически здоровом составе пожарно-спасательных расчетов должна проявляться прежде всего при подборе кадров. Затем в процессе боевых дежурств необходимо проводить регулярные тренировки, практические занятия, отработку нормативов по пожарно-строевой подготовке и другие упражнения с использованием пожарно-технического вооружения, учебных площадок (полигонов) и вышек, учебных самолетов и различных снарядов. Наилучшим образом физическая подготовка достигается на стандартных полосах препятствий, дополненных различными преградами. Такие полосы и целые городки (площадки) позволяют создавать на занятиях условия, требующие от личного состава расчетов значительных затрат физических сил и эмоционального напряжения. Тренировка и физическая подготовка должны носить сугубо профессиональный характер, что положительно сказывается на состоянии боевой готовности пожарно-спасательных расчетов.

Во Франции, например, установлены нормативы по физической подготовке пожарных аэропортов. Суть их заключается в том, что каждый специалист аэродромной пожарно-спасательной службы, помимо уменья в совершенстве владеть приборами пожарно-технического вооружения, должен успешно выполнять прыжки в высоту на 1 м 20 см, в длину на 4 м, с высоты 4 м, лазание по канату с помощью ног на высоту 10 м и переносить тяжести (манекен) массой 80 кг на расстояние 100 м.

В процессе подготовки целесообразно отработать соединение и разъединение соединительных головок пожарных рукавов, присоединение ствола к рукаву, снятие, переноску и установку выдвижной лестницы, прокладку рукавных линий, запуск и практическую работу с бензомоторной дисковой пилой, подъем по стационарным лестницам и др.

Одновременно с овладеванием навыками работы с пожарно-техническим оборудованием личный состав пожарно-спасательных расчетов должен обучаться тактике борьбы с послеаварийными наземными пожарами. Тушение пожаров на ВС - основной вид боевых действий пожарно-спасательного расчета. Эти действия ведутся в различной обстановке: днем и ночью, в задымленной и отравленной среде, на высоте и в замкнутом объеме, в условиях взрывов и обрушений. Они требуют полного напряжения моральных и физических сил, проявления мужества, смелости, находчивости, инициативы, стойкости, а порой и сверхусилий ради выполнения боевой задачи. Такие качества и высокая готовность достигаются постоянной подготовкой личного состава, отработкой методов и тактики тушения пожаров в экстремальных условиях.

Боевая обстановка на месте авиационного происшествия предъявляет исключительно высокие требования к руководителю тушения пожара, выполнять обязанности которого могут руководители стартовых расчетов, начальники пожарно-стрелковых караулов и другой начальствующий состав, первым прибывший к месту пожара. Для успешного руководства личным составом расчетов ему необходимы обширные знания пожарного дела, умение применять их на практике. Он должен обладать высокими морально-боевыми и психологическими качествами. Руководителю тушения пожара подчиняются все расчеты. Он несет ответственность за организацию спасательных работ и действий по тушению пожара, безопасность личного состава, сохранность техники и пожарного оборудования. Это определяет особенности подготовки руководителя, заключающиеся в развитии качеств первостепенного значения, таких, как:

способность грамотно оценивать обстановку, предвидеть ее изменения в зависимосги от характера и условий развития пожара;

профессиональное мышление и умение принимать в экстремальных условиях правильное решение;

умелое управление людьми на пожаре, способность влиять на личный состав в критические минуты, заражать их энергией и уверенностью в своих силах;

быстрота и правильность ориентировки в создавшихся условиях пожара, умение взять на себя ответственность за принятое решение;

умение использовать личный пример и слово для положительного воздействия на боевую деятельность личного состава расчетов в различных боевых условиях и обстановке;

умение с учетом обстановки пожара определить необходимое число сил и средств для тушения, принять наиболее правильное решение по их использованию и обеспечить быструю и четкую его реализацию.

В гражданской авиации проводится немало предупредительных противопожарных мероприятий, благодаря которым пожары на аэродромах сегодня являются довольно редким явлением. Но на случай их возникновения для эффективной борьбы с ними требуются не только соответствующая техника, определенное количество огнетушащих составов, но и высококвалифицированный личный состав пожарно-спасательных расчетов.

Способы и методы тушения пожаров на ВС непрерывно совершенствуются. Они зависят от типов ВС, их размеров, количества применяющегося в них топлива и пассажировместимости. Это обстоятельство требует, чтобы личный состав пожарно-спасательных расчетов постоянно и упорно совершенствовал свою подготовку, имел хорошую натренированность, выучку и обеспечивал постоянную готовность при несении службы. Требуемый уровень профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов подразделений военизированной охраны ГА возможен и практически необходим. Все зависит от того, насколько грамотно и целенаправленно решается вопрос организации учебной подготовки личного состава.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком

 

Краткое содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА АЭРОДРОМАХ ГА

1.1. СОЗДАНИЕ НА АЭРОДРОМАХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

1.2. КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ АЭРОДРОМА С ПОЖАРНЫМИ ЧАСТЯМИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К ВРЕМЕНИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ

1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1.8. СИСТЕМА МЕР ПО ОБНАРУЖЕНИЮ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 2 ГОРЕНИЕ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

2.1. ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ

2.2. ПОЖАР И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.3. ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ

Таблица 5

2.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О КОНСТРУКЦИИ ВС И ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ

3.1. ТИПЫ ВС. ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ВС

3.3. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОНСТРУКЦИИ ВС

3.4. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

3.5. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ, БАГАЖНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОТСЕКОВ

3.6. ШАССИ САМОЛЕТА

3.7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВС

Техническая характеристика переносных огнетушителей ОУ, ОР1-2, ОР2-6

Глава 4 ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И СНАРЯЖЕНИЕ

4.1. БОЕВАЯ ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО

Техническая характеристика пояса из хлопчатобумажной ленты

Техническая характеристика пояса из капроновой ленты.

4.2. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Техническая характеристика ломов

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Техническая характеристика лестницы-палки

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

4.4. ПОЖАРНЫЕ РУКАВА, РУКАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТВОЛЫ И РАЗВЕТВЛЕНИЯ

Таблица 6

Таблица 7

Техническая характеристика турбинных насадков-распылителей

Техническая характеристика пенных стволов СВП

Техническая характеристика генераторов пены средней кратности

Техническая характеристика УТПС

4.5. ОГНЕТУШИТЕЛИ

Техническая характеристика ОХП-10

Техническая характеристика переносных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика передвижных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика ОВП-5 и ОВП-10

Техническая характеристика ОВП-100

Техническая характеристика ОВПУ-250

Техническая характеристика ОУБ

Техническая характеристика СЖБ

Техническая характеристика ОП-100

Техническая характеристика ОПС-100

4.6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Техническая характеристика АСВ-2

4.7. ПОЖАРНЫЕ НАСОСЫ

Техническая характеристика центробежных насосов

Техническая характеристика ЭВ-200

Техническая характеристика Г-600

4.8. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Техническая характеристика АЦ-40(375)-Ц-1А

Техническая характеристика АА-40(131)-139

Техническая характеристика АА-60(7310)-160.01

Техническая характеристика АА-70(7310)-220

Техническая характеристика порошковой установки

Техническая характеристика АА-40(43105)-189

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ВС И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ТУШЕНИЯ

5.1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА

5.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ НА ПОЖАРЕ

5.3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ

5.4. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Таблица 8

5.5. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВНУТРИ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ

Таблица 9

5.6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ РАЗЛИТОГО АВИАТОПЛИВА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

5.7. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ВС В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ ВС

Таблица 13

Таблица 14

5.9. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ВС

1. Характеристика аэропорта

Таблица 15

2. Пожарная охрана аэропорта

Таблица 16

Таблица 17

3. Расчет сил и средств для тушения пожаров на ВС

Таблица 18

4. Ожидаемая аварийная посадка ВС

5. Рекомендации по организации тушения пожаров на ВС в случае внезапного авиационного происшествия

6. Меры соблюдения техники безопасности

Глава 6 СПАСАНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ВС

6.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЭКИПАЖА ПРИ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ

6.2. РАБОТА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

6.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ АВАРИЙНОГО

ПОКИДАНИЯ ВС

6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 7 ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ТУШЕНИЮ

7.1. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.3. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

Глава 8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

8.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

8.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.3. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

8.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Глава 9 ОХРАНА ТРУДА

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Таблица 19

9.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

9.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

9.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ, ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

9.5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Размещение стационарных и переносных кислородных баллонов для членов экипажа

2. Размещение топливных баков на ВС

3. Размещение маслобаков на ВС

4. Размещение гидробаков на ВС

5. Огнетушители стационарной системы пожаротушения в гондолах двигателей на ВС и их расположение

6. Огнетушители стационарной системы пожаротушения внутри двигателей на ВС

и их расположение

7. Размещение баллонов с нейтральным газом для пожаротушения и предотвращения взрыва в топливных баках

8. Переносные огнетушители, применяемые на ВС, и их расположение

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Организация противопожарной защиты на аэродромах ГА

Глава 2. Горение и средства тушения пожаров

Глава 3. Основные данные о конструкции ВС и их пожарная опасность

Глава 4. Пожарная техника и снаряжение

Глава 5. Развитие пожаров на ВС и организация их тушения

Глава 6. Спасание людей из ВС

Глава 7. Характер развития пожаров на объектах авиапредприятий и рекомендации по их тушению

Глава 8. Организация учебной подготовки пожарно-спасательных расчетов

Глава 9. Охрана труда