Пожарная безопасность на аэродромах 
8.3. учебно-техническая база. 8.4. организация учебного процесса. Глава 9... Пожарная безопасность на аэродромах 
8.3. учебно-техническая база. 8.4. организация учебного процесса. Глава 9...

Пожарная безопасность на аэродромах => 8.3. учебно-техническая база. 8.4. организация учебного процесса. Глава 9 охрана труда. 9.1. организация работы по...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Пожарная безопасность на аэродромах -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком
 

8.3. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

 

В каждом подразделении независимо от его штатной численности должна быть создана учебно-техническая база, включающая учебный класс, площадку (полигон) с соответствующим оборудованием для практических занятий, тренировок и психологической подготовки пожарно-спасательных расчетов, а также справочный материал (учебную литературу) и руководящие документы по тематике обучения специалистов.

При проведении теоретических занятий для обучающихся должна быть создана учебная обстановка, что можно обеспечить наличием оборудованного класса. Целесообразно класс располагать в непосредственной близости от комнаты отдыха дежурного караула. Класс должен отвечать общим санитарно-гигиеническим требованиям и быть оборудован по предварительно составленному табелю и плану размещения. Наглядные учебные пособия и оборудование класса должны отвечать следующим требованиям: соответствовать содержанию учебной программы, обеспечивать наглядность обучения и возможность привить личному составу необходимые навыки и умения; быть простыми в изготовлении, прочными, надежными в работе и удобными в пользовании ими; по своим размерам быть хорошо видимыми при демонстрации в классе; доходчиво раскрывать содержание изучаемых вопросов. По мере необходимости классы должны пополняться новыми оборудованием и наглядными учебными пособиями.

Особого внимания заслуживает вопрос о необходимости оборудования специальных площадок (полигонов) для проведения практических занятий и тренировок по отработке методов и тактики тушения пожаров на ВС. Практика убеждает, что психологическая подготовка пожарных расчетов идет успешно, если они обучаются в условиях, максимально приближенных к реальным. Нельзя подготовить личный состав к эффективным боевым действиям, не дав каждому из состава боевых расчетов на себе прочувствовать особенности условий, возникающих на пожаре. Необходимо привыкнуть к высокой температуре, дыму, шуму или другим типичным для боевой обстановки условиям, защитить себя от воздействия отравляющих веществ. Полезность тактических занятий и учений на местности лишь с условным обозначением пожара для психологической подготовки личного состава невелика. Когда обучение слишком просто, интерес к нему незначительный. Очень важно, чтобы занятия были насыщены элементами внезапности, высокой скорости, новизны, предельной сложности, опасности и риска, длительных нагрузок. Эти факторы требуют от личного состава на занятиях и учениях активной работы мысли, воли, физических нагрузок и сообразительности. Приблизить занятия и учения к реальным условиям позволяют учебные площадки.

Опыт использования учебных площадок показывает, что профессиональное мастерство пожарных более эффективно приобретается и закрепляется тогда, когда весь комплекс оборудования и снарядов отвечает следующим требованиям: моделирует как можно точнее и полнее те стороны боевой обстановки и условий, которые могут быть на пожаре; позволяет создавать для обучаемых разнообразные и неожиданно возникающие трудности и проводить психологическую подготовку в условиях, максимально приближенных к сложной обстановке на пожаре; способствует адаптации расчетов к условиям среды (температуре, дыму, звуковым и другим факторам); позволяет создавать условия формирования согласованных действий между номерами боевого расчета, между руководителями расчетов и подчиненными; позволяет обучать расчеты мобилизовать себя для выполнения боевой задачи в любых условиях.

Площадка должна располагаться как можно ближе от стартовой пожарно-спасательной станции, иметь хорошие подъездные пути и, желательно, водоисточники. Территория учебной площадки разбивается на отдельные участки, на которых должны быть размещены:

отработавшие срок и списанные резиновые покрышки шасси самолета для имитации и тушения пожаров резины;

детали шасси самолета для имитации и тушения пожаров магниевых сплавов;

площадка (бетонная или грунтовая) для имитации и тушения пожаров разлитого топлива. Желательно, чтобы размер указанной площадки соответствовал размеру расчетной практической площади пожара для принятой категории аэропорта по уровню его противопожарной защиты (например, для аэропорта 8-й категории расчетная площадь пожара равна 1320 м2);

силовая установка или макет ее, изготовленный из 200-300-литровой бочки, для имитации и тушения пожаров двигателей ВС, включая пожары с истекающим топливом;

списанный самолет или макет его для имитации и тушения внутрифюзеляжных пожаров и тренировок личного состава по проведению аварийно-спасательных работ;

учебная башня;

100-метровая полоса препятствий, дополненная снарядами для отработки передвижений по-пластунски, на четвереньках, подъема и спуска по вертикальной лестнице, передвижений со стволом и рукавами с большим числом поворотов;

теплодымокамера;

вертикальная или горизонтальная емкость для имитации и тушения пожаров горюче-смазочных материалов в резервуарах.

 

8.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Начальная подготовка. Учебная подготовка личного состава организуется и проводится в соответствии с организационно-методическими указаниями МГА, изложенными в программе обучения младшего начальствующего и рядового состава военизированной охраны ГА. Руководители подразделений военизированной охраны являются непосредственными организаторами боевой и политической подготовки и отвечают за воспитание личного состава и выполнение программы обучения.

Для обеспечения высокой профессиональной подготовки личного состава руководители подразделений обязаны: обеспечивать своевременное и четкое планирование учебной подготовки; лично проводить занятия, проверять подготовку начальствующего состава к проведению каждого занятия; проверять качество проводимых занятий, натренированность и боевую готовность расчетов, анализировать состояние профессиональной подготовки и разрабатывать мероприятия по ее улучшению; организовывать и возглавлять подведение итогов боевой и политической подготовки личного состава. Дежурные заместители начальников команд (начальники караулов) и руководители пожарно-спасательных расчетов, в свою очередь, организуют и проводят занятия в соответствии с расписанием и несут ответственность за воспитание, боевую и политическую подготовку подчиненного им личного состава.

Учебная подготовка личного состава проводится в два этапа. Все лица, вновь принятые на работу в подразделение, до зачисления в состав боевого расчета должны пройти по избранной специальности начальную подготовку, основная задача которой - научить работника выполнять свои обязанности на пожарах, при проведении аварийно-спасательных работ и несении службы в составе дежурного караула (расчета). Учебные занятия по программе начальной подготовки проводятся ежедневно, кроме выходных дней, по 6 ч в день. Планируется первоначальная подготовка специалистов расписанием занятий, составленным руководителем подразделения. Учет проведенных занятий ведется в учебном журнале. По окончании начальной подготовки от обучающихся принимаются зачеты по пройденной программе. Результаты зачетов комиссия оформляет актом, который должен храниться в подразделении. Лица, не прошедшие начальной подготовки или не усвоившие программного материала, не могут зачисляться в пожарно-спасательные расчеты и допускаться к несению службы в составе дежурного караула.

Последующая подготовка работников проводится по караулам во время дежурства, продолжительность ее соответствует установленным программой расчетом часов. Основные задачи последующей подготовки личного состава: совершенствование профессиональных навыков и мастерства; повышение физической закалки и натренированности; тренировка четкости и слаженности в работе пожарно-спасательных расчетов, правильного использования ими пожарно-технического вооружения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; успешное выполнение нормативов по пожарно-строевой подготовке при строгом соблюдении правил техники безопасности.

Планирование. Последующая учебная подготовка личного состава планируется расписаниями занятий, составляемыми руководителем подразделения или лицом, его замещающим, на основании годового тематического плана распределения учебного времени. Очередность прохождения тем и необходимое число часов на их отработку должны определяться руководителем подразделения военизированной охраны с учетом стоящих перед дежурными командами задач, особенностей охраняемого объекта, наличия на вооружении техники, типов эксплуатируемых аэропортом ВС, боеготовности и натренированности личного состава.

При разработке годового тематического плана целесообразно предусмотреть использование наиболее благоприятного времени года (июнь, июль, август) на повторение и доработку отдельных тем программы, отработку оперативных планов и карточек тушения пожаров, подведение итогов учебы за 1-е полугодие и проведение спортивно-массовых мероприятий.

Для отработки действий по тушению пожаров на ВС, помимо занятий по расписанию, с каждой сменой пожарно-спасательных расчетов следует планировать проведение не реже 2 раз в месяц практических занятий, тренировок, учений и проверочных учебных тревог. Это обусловлено тем, что пожарно-спасательные расчеты аэропортов крайне редко решают задачу тушения реальных пожаров на ВС и, пожалуй, невозможно или во всяком случае слишком долго ждать, пока личный состав расчетов сформируется в процессе тушения действительных пожаров. Поэтому на практических занятиях и тренировках необходимо всегда ставить обучаемых в условия, максимально приближенные к реальному пожару. Такие занятия должны проводиться на учебных площадках и самолетах, где можно имитировать тот или иной пожар в зависимости от изучаемой обстановки. Регулярные практические занятия и серьезные тренировки обеспечат поддержание пожарно-спасательных расчетов в постоянной боевой готовности.

При планировании учебной подготовки, теоретических и практических занятий следует предельно и разумно учитывать .свои местные условия и особенности работы авиапредприятий. Здесь очень важно определить, когда, где и в какое время провести те или другие занятия, чтобы получить наибольшую их полезность и результативность. Занятия и тренировки следует проводить днем и ночью, зимой и летом, при любых неблагоприятных атмосферных условиях.

При анализе данных об авиационных происшествиях выявлены факторы, оказывающие значительное влияние на эффективность работы пожарно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Во многих случаях неблагоприятные погодные условия вызывают задержки во времени прибытия расчетов к месту пожара, скорость ветра и его направление по отношению к аварийному ВС увеличивают время тушения до 2 мин и более. В дождь, туман, снегопад, гололед и в других неблагоприятных условиях результативность расчетов снижается до 40%. Всепогодность и всесезонность практических занятий и тренировок необходимы еще и потому, что аэропорты ГА постепенно переходят на сниженные погодные минимумы полетов ВС.

В основе планирования учебной подготовки и в практике обучения личного состава должны быть заложены основные принципы: "учить исключительно тому, что необходимо для работы" и "учить от простого к сложному". Определить грамотно и профессионально тематику и последовательность в обучении пожарно-спасательных расчетов - в этом и есть главный смысл основных принципов учебной подготовки. В планах практических занятий и тренировок по отработке методов и тактики тушения пожаров на ВС целесообразно предусматривать изучение следующих тем:

порядок приема сигналов оповещения об аварийной ситуации и практические действия диспетчера (телефониста) пожарной связи;

сбор, выезд и прибытие по тревоге стартового пожарно-спасательного расчета в самую отдаленную точку аэродрома (на концевые полосы безопасности по обе стороны ВПП);

сбор, выезд по тревоге и подготовка мотор-насосного агрегата пожарных автомобилей АА-60(7310)-160.01, АА-70(7310)-220 к работе по тушению пожара на ходу автомобиля;

сбор, выезд и прибытие расчетов по тревоге к ВС с горящим шасси, отработка методов тушения резины шасси;

тушение магниевых сплавов деталей шасси ВС;

тушение резины и гидросмеси АМГ-10 шасси ВС;

тушение силовой установки ВС с перекрытым топливом;

тушение силовой установки ВС с истекающим топливом;

сбор, выезд и прибытие расчетов по тревоге к "аварийному" ВС; открывание дверей и аварийных люков и проникновение в салон ВС (практиковать выезды на все самолеты, пользующиеся аэродромом);

сбор, выезд и прибытие расчетов к аварийному ВС; вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах с использованием бензомоторной пилы ПДС-400, специальных топоров или другого инструмента;

вынос и транспортировка людей из пассажирских салонов ВС; меры предосторожности в отношении раненых, обожженных, пострадавших от удушья;

тушение пожара внутри пассажирских салонов (оценка обстановки, определение решающих направлений, принятие решения, боевое развертывание расчетов);

тушение пожара разлитого топлива на площадке;

тушение пожара разлитого вокруг ВС топлива на месте авиационного происшествия;

тушение пожара разлитого топлива и спасание людей из аварийного ВС с использованием бортовых аварийно-спасательных средств;

обеспечение пожарной безопасности аварийной посадки ВС;

покрытие ВПП воздушно-механической пеной при аварийной посадке ВС с неисправностями шасси.

При необходимости перечень тем практических занятий и учений может быть дополнен. В процессе обучения личного состава по программе технического вооружения необходимо стремиться к тому, чтобы весь состав пожарно-спасательных расчетов глубоко и всесторонне изучил имеющиеся на вооружении приборы, пожарные автомобили и оборудование, а также способы использования их при боевой работе. Занятия целесообразно проводить преимущественно практически, давать объяснения по изучаемым приборам, агрегатам и механизмам доходчиво, показывая их в натуре в собранном и разобранном виде и в процессе работы. Теоретические вопросы, объясняющие принцип работы тех или других приборов, агрегатов или механизмов, следует раскрывать с учетом уровня подготовленности обучаемых и в объемах, необходимых для лучшего понимания устройства и работы изучаемых приборов и машин, а также практического их использования при тушении пожаров. На классно-групповых занятиях необходимо пользоваться плакатами, макетами и другими пособиями, особенно когда требуется показать устройство и взаимодействие скрытых или труднодоступных частей и механизмов.

Занятия по пожарно-строевой подготовке (ПСП) обеспечивают тренировку личного состава в четком, быстром и правильном выполнении упражнений с приборами пожарно-технического вооружения, вырабатывают физическую выносливость, силу и ловкость для работы в сложных условиях пожара. Занятия по ПСП проводят руководители пожарно-спасательных расчетов под руководством начальника пожарно-стрелкового (пожарного) караула. Планируя и составляя расписание занятий по ПСП, руководитель подразделения определяет темы и упражнения, учитывая наличие пожарно-технического вооружения, степень подготовленности личного состава и особенности охраняемого объекта.

Основные формы учебной подготовки. Основная форма организации обучения по ПСП - урок (практическое занятие). Занятия проводятся по 2-часовой системе, на них отрабатываются два-три упражнения. Упражнения для каждого занятия подбираются с учетом последовательности процесса обучения, постепенного перехода от легких упражнений к более трудным, равномерности физической нагрузки, систематического повторения отрабатываемых упражнении, одновременности выполнения разных упражнений караулом и уплотнения учебного времени. Выполнение упражнений по ПСП оценивают по Нормативам по пожарно-строевой подготовке для пожарно-спасательных расчетов военизированной охраны и добровольных пожарных дружин предприятий, организаций и учреждений гражданской авиации.

Занятия по тактической подготовке личного состава, как правило, следует проводить практически. Тактические занятия с дежурным караулом (в составе 2-3 и более расчетов) проводит только руководитель подразделения военизированной охраны или его заместитель по пожарной службе, а в роли руководителя тушения пожара выступает начальник пожарного (пожарно-стрелкового) караула. Занятия с пожарно-спасательным расчетом проводит начальник пожарного (пожарно-стрелкового) караула, в роли руководителя тушения пожара выступает руководитель расчета.

Практические занятия по отработке методов тушения пожаров на ВС в зависимости от сложности изучаемой темы и ее содержания целесообразно проводить 1- или 2-часовые. Каждому занятию по решению пожарно-тактической задачи тушения пожаров на ВС (как и на других объектах) должна предшествовать тщательная подготовка руководителя занятий. Обязательным для руководителя при подготовке к занятиям являются глубокое изучение темы, определение цели (чему новому и полезному следует научить подчиненных), изучение рекомендованной литературы и места (объекта), на котором намечено проведение занятия по решению пожарно-тактической задачи. На ВС (объекте) необходимо определить: место пожара, его обстановку к моменту прибытия пожарно-спасательных расчетов, расстановку имеющихся сил и средств, перечень спасательных работ, работ по эвакуации людей, места и способы вскрытия фюзеляжа и разборки конструкций, возможный ход дальнейшего развития пожара и практические действия расчетов с учетом складывающейся обстановки и замысла руководителя занятий.

На каждое практическое занятие по решению пожарно-тактической задачи составляется краткий план-конспект, включающий: содержание вопросов, подлежащих изучению и отработке; разработку на проведение занятия, которая должна содержать обстановку имитированного пожара и примерное решение. Руководитель занятий в зависимости от изучаемой темы должен предусматривать в разработке и отрабатывать практически с караулом (расчетом) действия по эвакуации и спасанию людей из горящего ВС. Каждое практическое занятие должно заканчиваться проведением детального разбора. В ходе разбора необходимо отметить положительные действия расчетов и указать мероприятия по устранению выявленных недочетов. Проводя практические занятия по решению пожарно-тактических задач необходимо проверять и закреплять полученные личным составом теоретические знания, практические навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, добиваться слаженности и четкости при выполнении поставленной задачи, развивать тактическое мышление начальствующего состава, его умение быстро и правильно оценить обстановку на пожаре и грамотно использовать силы и средства пожаротушения.

Одной из форм тактической подготовки начальствующего и рядового состава подразделений охраны является разбор пожаров, происшедших на ВС. Разборы пожаров во многом способствуют совершенствованию организации их тушения. Каждое занятие по разбору пожара должно быть тщательно подготовлено. Руководитель, готовящийся к проведению разбора, обязан: определить основную цель, содержание и ход разбора; всесторонне проанализировать начало, особенности развития и процесс тушения пожара до полной его ликвидации; подготовить наглядные пособия (плакаты, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы); разработать план-конспект.

При разборе пожара целесообразно проанализировать следующие вопросы:

тип, конструктивные особенности ВС, причины возникновения и развития пожара;

число пассажиров на борту и их размещение в пассажирских салонах;

временные характеристики приема оповещения, выезда и прибытия пожарно-спасательных расчетов к месту пожара;

обстановку в момент прибытия расчетов и правильность ее оценки руководителем тушения пожара;

положительные стороны и недостатки в руководстве тушением пожара, а также уровень боевой готовности пожарно-спасательных расчетов;

приемы и способы тушения пожара, использование пожарной техники и средств пожаротушения;

приемы спасания и эвакуации людей из ВС;

использование личным составом аппаратов для защиты органов дыхания;

грамотность использования бортовых аварийно-спасательных средств для эвакуации людей;

заключение об эффективности работы пожарно-спасательных расчетов по тушению пожара.

Можно рекомендовать разбор пожара проводить в такой последовательности:

знакомство с оперативно-тактическими особенностями горевшего ВС;

восстановление первоначальной и последующей обстановки пожара, изложение основных действий руководителя тушения пожара и боевых расчетов, использование пожарной техники, источников водоснабжения и средств пожаротушения;

заслушивание докладов руководителя тушения пожара, руководителей пожарно-спасательных расчетов;

обмен мнением присутствующих по ходу тушения пожара;

выводы по ходу разбора и тушению пожара.

Формы и методы тактической подготовки личного состава могут быть самыми разнообразными. Основные из них - лекции, семинары, тактические занятия и учения, разборы пожаров, самостоятельная работа. Систематическое изучение ВС, объектов, знание и умелое использование тактико-технических данных пожарного вооружения, регулярное проведение тактических занятий, применение лучших методов тушения пожаров являются основой развития тактического мышления начальствующего состава и выработки необходимых волевых качеств личного состава.

Тактические занятия необходимо готовить и проводить так, чтобы они проходили активно, наглядно, чтобы обучаемые осмысленно овладевали знаниями, необходимыми при тушении пожаров. От руководителя требуется не только рассказ и показ, как надо действовать в тех или иных условиях пожара, но и объяснение, почему эти действия должны быть именно такими. Занятия по отработке методов и тактики тушения пожаров на ВС должны проходить в быстром темпе и с максимальным приближением к действительным условиям работы на пожаре.

Изучение охраняемого объекта и оперативно-тактических особенностей ВС, зданий и сооружений является обязательным в плане тактической подготовки личного состава. Практически невозможно рассчитывать на успех проведения аварийно-спасательных работ на месте, авиационных происшествий, не имея достаточных знаний характеристики и конструктивных особенностей всех типов ВС, пользующихся аэродромом. Оперативно-тактическое изучение ВС и объектов проводится с целью выработки навыков у начальствующего состава по тактике тушения пожаров в конкретных условиях. Занятия должны проводиться с группой начальствующего состава в служебное время, самостоятельно под контролем непосредственного руководителя (начальника) и в обязательном порядке с выходом на изучаемый объект.

При периодических осмотрах ВС особое внимание уделяется изучению расположения всех выходов (обычных и аварийных), устройства запорных механизмов и правил открытия дверей и люков. Каждому из обучающихся должна быть предоставлена возможность самому продемонстрировать умение открывать и закрывать основные двери и аварийные люки. Весь состав пожарно-спасательных расчетов изучает до отличного усвоения элементарные данные конструкции ВС, такие, как расположение пилотской кабины, пассажирских салонов, буфетов, гардеробных, туалетов, грузовых и багажных отсеков, мест сообщений пассажирских салонов с техническими отсеками, число и места размещения силовых установок, топливных и масляных баков, баллонов с сжатыми газами. Особое внимание должно уделяться изучению мест расположения имеющихся на ВС бортовых аварийно-спасательных средств и отработке правил их применения в различных аварийных ситуациях.

В процессе дежурства пожарно-спасательные расчеты по соответствующим планам принимают непосредственное участие в тушении возникших пожаров отдельных объектов, зданий, сооружений и поэтому изучение оперативно-тактических особенностей их является необходимым.

При ознакомлении с планировкой и территорией объекта основное внимание обращается на изучение:

прилегающих к объекту участков, рельефа местности, расположения выездов, размещения и назначения отдельных зданий и сооружений, наличия опасности распространения огня при пожаре с одного здания на другое и способов защиты от огня этих зданий;

наличия и состояния пожарного водоснабжения, подземных линий и диаметра водопроводных сетей, расположения пожарных

гидрантов, давления в сети и способы повышения его при пожаре, возможных мест установки пожарных автомобилей, путей прокладки рукавных линий к зданиям и сооружениям;

резервных источников водоснабжения.

При ознакомлении с конструктивными и объемно-планировочными особенностями зданий, сооружений и их пожарной опасностью основное внимание обращается на изучение:

внутренней планировки помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивных особенностей и огнестойкости стен, перегородок, перекрытий и покрытий;

пустот в конструкциях, незащищенных проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных, транспортных устройств и других возможных путей развития пожара;

расположения противопожарных стен и зон, ограничивающих возможность развития пожара;

наличия и места расположения стационарных, передвижных и первичных средств пожаротушения и способов их применения;

пожароопасных свойств веществ и материалов производства, их токсичности в нормальных условиях и при термическом разложении, особенностей технологического оборудования, размещения перекрывающих устройств и порядка приведения их в действие;

путей для развертывания сил и средств дежурного караула при тушении пожара;

особенностей вентиляционных систем, электрооборудования, газо- и нефтепроводов и порядка их отключения.

Для более глубокого изучения оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, зданий, сооружений, пожарной опасности технологических процессов производства, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, систем связи и сигнализации проводятся групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников и соответствующих руководителей служб авиапредприятий.

Для закрепления знаний и поддержания на надлежащем уровне профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов неоценимым является метод самостоятельной подготовки личного состава. Самоподготовка, как и плановые занятия, должна планироваться, организовываться и контролироваться соответствующим руководителем подразделения и проводиться при нахождении личного состава на дежурстве.

С учетом местных условий подразделения и уровня профессиональной подготовки кадров определяются объем и содержание самостоятельных занятий. За основу можно принять такие рекомендации.

1. В каждое дежурство 30 мин отводить на осмотр пожарно-технического вооружения, имеющегося на пожарных автомобилях, с целью изучения его числа, мест расположения, порядка крепления с одновременной проверкой исправности комплектующего оборудования.

2. 1 раз в две недели производить осмотр всей территории аэродрома, включая пеший обход, с целью выявления происшедших изменений и детального изучения всего аэродромного комплекса, включая ВПП, рулевые дорожки, места стоянок ВС, запуска двигателей, маршрутов движения и подъездных путей.

3. 1 раз в 3 мес производить детальный осмотр всех типов ВС, пользующихся аэродромом, с целью усвоения внутренней планировки фюзеляжа, систем запора дверей, аварийных люков, мест расположения бортовых аварийно-спасательных средств, правил их применения и обозначенных мест для вскрытия фюзеляжа.

4. 1 раз в 2 мес посетить каждый объект с целью изучения его оперативно-тактических особенностей.

5. 1 раз в 3 мес проводить ознакомление с имеющимися на объекте водоисточниками с целью изучения водопроводных сетей, числа и мест расположения пожарных гидрантов, водоемов, стационарных установок водяного тушения, внутренних пожарных кранов и возможностей их водоотдачи.

6. Ежедневно (в дни дежурства) 30 мин проводить тренировки с пожарно-техническим вооружением с целью отработки до автоматизма умения применять их в условиях тушения пожаров.

Перечисленный выше перечень задач самостоятельной работы по совершенствованию профессиональной подготовки пожарно-спасательных расчетов может быть дополнен исходя из конкретных условий работы подразделений военизированной охраны ГА.

 

Глава 9 ОХРАНА ТРУДА

 

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 

Обязанности начальствующего состава. В соответствии с действующим законодательством администрация авиапредприятия обязана обеспечить в подразделениях пожарной охраны здоровые и безопасные условия труда, направленные на предупреждение несчастных случаев и производственного травматизма, и общее улучшение условий труда.

На основании "Основных требований безопасности труда в военизированной охране Министерства гражданской авиации", введенных в действие с 1 марта 1982 г., и других нормативных документов МГА по данному вопросу ответственность за состояние и организацию работы по охране труда в подразделениях ВОХР возлагается на начальника подразделения. Он обязан организовать: планирование и проведение в жизнь организационно-технических мероприятий по охране труда; разработку инструкций по безопасности труда с последующим утверждением их руководителем предприятия; своевременное обеспечение личного состава подразделения спецодеждой и средствами индивидуальной защиты; инструктажи, изучение и контроль за выполнением личным составом подразделения требований по безопасности труда; своевременное расследование и составление актов о несчастных случаях; обязательное прохождение первичных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров личного состава; контроль выполнения правил эксплуатации, хранения и ремонта пожарных автомобилей и своевременное испытание пожарного оборудования.

За обеспечение безопасности труда в пожарной охране несут ответственность и другие должностные лица. Например, заместитель начальника подразделения военизированной охраны по пожарной службе (пожарно-технической части) обязан: разрабатывать инструкции по безопасности труда и обеспечивать строгое их соблюдение личным составом; руководить обучением и инструктажем личного состава по безопасности труда; анализировать причины несчастных случаев, обеспечивать проведение в жизнь мероприятий по охране труда; своевременно проводить испытания пожарного оборудования; обеспечивать личный состав спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

Начальник караула (руководитель стартового пожарно-спасательного расчета) обеспечивает и контролирует выполнение личным составом требований по безопасности труда; обеспечивает содержание в исправном состоянии пожарной техники и средств индивидуальной защиты; проводит испытание пожарной техники и оборудования в установленные сроки; инструктирует работников по мерам безопасности труда на рабочих местах, организует их обучение безопасным приемам работы; обеспечивает устранение выявленных при проверках нарушений требований по безопасности труда.

Водитель-бригадир обеспечивает и контролирует выполнение требований по безопасности труда водительским составом при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей; обеспечивает наличие и содержание в исправном состоянии приспособлений по безопасному производству работ, контрольно-измерительной аппаратуры, индивидуальных средств защиты и другого оборудования, имеющегося в гараже; проводит испытания оборудования на пожарных автомобилях; контролирует работу вентиляции, отопительных и очистных устройств и освещение гаража; участвует в проведении инструктажа по безопасности труда, в проведении расследований несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий; ведет учет и анализ нарушений водителями правил дорожного движения.

В подразделениях пожарной охраны с учетом местных особенностей должны разрабатываться инструкции по безопасности труда для отдельных должностных лиц (начальника караула, начальника стартового пожарно-спасательного расчета, водителя пожарного автомобиля, оператора пожарного автомобиля) и к специализированным рабочим местам (мастерским по ремонту и обслуживанию пожарных автомобилей и специального оборудования, пультам централизованного наблюдения и др.). Инструкции изучаются работниками и вывешиваются на хорошо видных местах. Лучше если оборудованы уголки охраны труда, где помещаются инструкции, плакаты, другие наглядные пособия по безопасным условиям труда, образцы спецодежды и защитных приспособлений, медицинская аптечка. При проведении инструктажа по технике безопасности наличие такого уголка (класса) обязательно.

В подразделениях пожарной охраны контроль за соблюдением требований по безопасности труда определен "Типовым положением по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда в предприятиях, учреждениях и организациях гражданской авиации" (табл. 19).

Личный состав пожарных подразделений обязан знать и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Каждый случай нарушений указанных правил должен тщательно расследоваться, а виновные привлекаться к ответственности.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком

 

Краткое содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА АЭРОДРОМАХ ГА

1.1. СОЗДАНИЕ НА АЭРОДРОМАХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

1.2. КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ АЭРОДРОМА С ПОЖАРНЫМИ ЧАСТЯМИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К ВРЕМЕНИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ

1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1.8. СИСТЕМА МЕР ПО ОБНАРУЖЕНИЮ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 2 ГОРЕНИЕ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

2.1. ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ

2.2. ПОЖАР И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.3. ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ

Таблица 5

2.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О КОНСТРУКЦИИ ВС И ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ

3.1. ТИПЫ ВС. ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ВС

3.3. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОНСТРУКЦИИ ВС

3.4. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

3.5. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ, БАГАЖНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОТСЕКОВ

3.6. ШАССИ САМОЛЕТА

3.7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВС

Техническая характеристика переносных огнетушителей ОУ, ОР1-2, ОР2-6

Глава 4 ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И СНАРЯЖЕНИЕ

4.1. БОЕВАЯ ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО

Техническая характеристика пояса из хлопчатобумажной ленты

Техническая характеристика пояса из капроновой ленты.

4.2. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Техническая характеристика ломов

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Техническая характеристика лестницы-палки

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

4.4. ПОЖАРНЫЕ РУКАВА, РУКАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТВОЛЫ И РАЗВЕТВЛЕНИЯ

Таблица 6

Таблица 7

Техническая характеристика турбинных насадков-распылителей

Техническая характеристика пенных стволов СВП

Техническая характеристика генераторов пены средней кратности

Техническая характеристика УТПС

4.5. ОГНЕТУШИТЕЛИ

Техническая характеристика ОХП-10

Техническая характеристика переносных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика передвижных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика ОВП-5 и ОВП-10

Техническая характеристика ОВП-100

Техническая характеристика ОВПУ-250

Техническая характеристика ОУБ

Техническая характеристика СЖБ

Техническая характеристика ОП-100

Техническая характеристика ОПС-100

4.6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Техническая характеристика АСВ-2

4.7. ПОЖАРНЫЕ НАСОСЫ

Техническая характеристика центробежных насосов

Техническая характеристика ЭВ-200

Техническая характеристика Г-600

4.8. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Техническая характеристика АЦ-40(375)-Ц-1А

Техническая характеристика АА-40(131)-139

Техническая характеристика АА-60(7310)-160.01

Техническая характеристика АА-70(7310)-220

Техническая характеристика порошковой установки

Техническая характеристика АА-40(43105)-189

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ВС И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ТУШЕНИЯ

5.1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА

5.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ НА ПОЖАРЕ

5.3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ

5.4. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Таблица 8

5.5. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВНУТРИ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ

Таблица 9

5.6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ РАЗЛИТОГО АВИАТОПЛИВА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

5.7. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ВС В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ ВС

Таблица 13

Таблица 14

5.9. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ВС

1. Характеристика аэропорта

Таблица 15

2. Пожарная охрана аэропорта

Таблица 16

Таблица 17

3. Расчет сил и средств для тушения пожаров на ВС

Таблица 18

4. Ожидаемая аварийная посадка ВС

5. Рекомендации по организации тушения пожаров на ВС в случае внезапного авиационного происшествия

6. Меры соблюдения техники безопасности

Глава 6 СПАСАНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ВС

6.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЭКИПАЖА ПРИ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ

6.2. РАБОТА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

6.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ АВАРИЙНОГО

ПОКИДАНИЯ ВС

6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 7 ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ТУШЕНИЮ

7.1. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.3. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

Глава 8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

8.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

8.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.3. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

8.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Глава 9 ОХРАНА ТРУДА

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Таблица 19

9.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

9.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

9.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ, ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

9.5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Размещение стационарных и переносных кислородных баллонов для членов экипажа

2. Размещение топливных баков на ВС

3. Размещение маслобаков на ВС

4. Размещение гидробаков на ВС

5. Огнетушители стационарной системы пожаротушения в гондолах двигателей на ВС и их расположение

6. Огнетушители стационарной системы пожаротушения внутри двигателей на ВС

и их расположение

7. Размещение баллонов с нейтральным газом для пожаротушения и предотвращения взрыва в топливных баках

8. Переносные огнетушители, применяемые на ВС, и их расположение

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Организация противопожарной защиты на аэродромах ГА

Глава 2. Горение и средства тушения пожаров

Глава 3. Основные данные о конструкции ВС и их пожарная опасность

Глава 4. Пожарная техника и снаряжение

Глава 5. Развитие пожаров на ВС и организация их тушения

Глава 6. Спасание людей из ВС

Глава 7. Характер развития пожаров на объектах авиапредприятий и рекомендации по их тушению

Глава 8. Организация учебной подготовки пожарно-спасательных расчетов

Глава 9. Охрана труда

Рейтинг@Mail.ru