Пожарная безопасность на аэродромах 
Таблица 19. 9.2. требования безопасности к зданиям и служебным помещениям. 9.3.... Пожарная безопасность на аэродромах 
Таблица 19. 9.2. требования безопасности к зданиям и служебным помещениям. 9.3....

Пожарная безопасность на аэродромах => Таблица 19. 9.2. требования безопасности к зданиям и служебным помещениям. 9.3. требования безопасности при...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Пожарная безопасность на аэродромах -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком
 

Таблица 19

 

Ступень и периодичность контроля

Объект контроля

Контролирующее лицо

Перечень контролируемых вопросов

Первая ступень, ежедневно в начале рабочего дня

Боевые расчеты пожарных автомобилей (личный состав, пожарная техника, пожарно-техническое вооружение), служебные здания и помещения

Начальник караула, начальник стартового пожарно-спасательного расчета, общественный инспектор по охране труда

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; состояние и правильность организации рабочих мест;

состояние проходов, переходов, проездов; соответствие требованиям безопасности труда технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, электроустановок и электроинструмента;

исправность приточной и вытяжной вентиляции, газоотводов;

наличие инструкций по охране труда и их соблюдение личным составом;

наличие и подгонка боевой одежды и средств индивидуальной защиты (дыхательных аппаратов, диэлектрических бот, перчаток, ковриков)

Вторая ступень, не реже 2 раз в месяц

Весь состав караула, пожарная техника, пожарно-техническое вооружение, служебные здания и помещения

Комиссия под руководством начальника подразделения или его заместителя с участием начальника команды (караула), общественного инспектора по охра- не труда, медработника и представителя службы охраны труда

Организация и результаты работы первой ступени контроля;

устранение ранее выявленных нарушений и выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;

выполнение руководящих документов и решений по охране труда;

выполнение мероприятий по - материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие требованиям безопасности труда производственного оборудования, транспортных средств;

соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок;

состояние проходов, проездов и галерей;

состояние стендов по охране труда, наличие плакатов, сигнальных цветов и знаков безопасности;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

своевременность и качество проведения инструктажа по безопасности труда;

наличие и правильность использования работающими боевой одежды и средств индивидуальной защиты;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

правильность заполнения паспорта санитарно-технического состояния условий труда;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Третья ступень, не реже 1 раза в квартал

Подразделение пожарной охраны в целом

Комиссия предприятия, возглавляемая руководителем или главным инженером с участием начальника подразделения пожарной охраны

Все вопросы в объеме второй ступени контроля, кроме того:

организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

подготовленность персонала к работе в аварийных условиях

 

Виды инструктажа. Для работников пожарной охраны проводятся: вводный инструктаж (при поступлении на работу), первичный (на рабочем месте), повседневный (текущий), периодический (повторный), внеплановый. Кроме того, проводятся курсовое обучение и массовая пропаганда - беседы, лекции, демонстрации кино- и диафильмов, наглядная агитация, предупредительные надписи.

Вводный инструктаж проходят все без исключения вновь поступающие на работу (хотя бы и временно) с целью ознакомления с характером опасных работ, основными нормативными актами по охране труда, основами инженерной охраны труда и пожарной безопасности. Вводный инструктаж проводится инженером охраны труда предприятия. Проведение регистрируется в журнале инструктажа и отмечается в приемной записке поступающего на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте проходят все вновь принятые на работу или работники, переведенные с одной работы (профиля) на другую. Его целью является ознакомление работника с оборудованием рабочего места, опасными и вредными производственными факторами и обучением безопасным методам работы. Первичный инструктаж проводится в процессе прохождения вновь принятыми работниками курса первоначальной подготовки в объеме специальной программы. Проведение первичного инструктажа на рабочем месте с водителями пожарных автомобилей возлагается на заместителя начальника подразделения по пожарной службе или начальника караула, кроме того, дополнительный инструктаж проводит водитель-бригадир. Отметка об инструктаже делается в журнале.

Повседневный (текущий) инструктаж проводит начальник караула или стартового пожарно-спасательного расчета при постановке боевой задачи личному составу по проведению пожарно-спасательных работ или тренировок по пожарно-строевой подготовке. Текущий инструктаж должен быть кратким, четким, с показом в конкретной форме безопасных приемов работы.

Периодический (повторный) инструктаж проводится для лучшего усвоения личным составом полученных первоначальных знаний о безопасном выполнении работ. Он проводится не реже 1 раза в полгода, как правило, при подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам по программе первичного инструктажа. Периодический инструктаж проводится теми же лицами, что и первичный. В отличие от первичного повторный инструктаж может проводиться с группой лиц одинаковой профессии в 15-20 чел. Проведение инструктажа регистрируется в журнале.

Внеплановый инструктаж проводится при изменении оборудования, получении новой техники, участившихся случаях нарушений работающими инструкций по технике безопасности. Содержание и процедура этого инструктажа подобны первичному и периодическому. Проведение инструктажа регистрируется в журнале.

Курсовое обучение (аттестация) проводится по типовой программе. Его проходят лица, обслуживающие машины, установки, агрегаты и механизмы повышенной опасности, а также работающие с источниками излучений и вредными веществами. По окончании курса обучаемые сдают зачеты. Применительно к пожарной охране к курсовому приравнивается обучение личного состава по программе боевой подготовки в условиях тушения пожаров и спасания людей при пожарах, занятия по пожарно-строевой подготовке, пожарной тактике, учения и практические тренировки.

Все руководящие и инженерно-технические работники пожарных подразделений (начальник, его заместители, начальники команд, инженеры и техники) должны не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены на знание требований охраны труда, а вновь принимаемые на работу на эти должности сдают экзамены в течение первого месяца работы.

Классификация несчастных случаев. Специфика и опасность авиационных пожаров, отличающихся скоротечностью развития, воздействием высоких температур и токсичных продуктов сгорания, возможными взрывами и выбросами горящего авиатоплива, напряженный, связанный с риском характер спасательных работ могут привести иногда к несчастным случаям. Различают несчастные случаи, связанные с работой и происходящие на производстве. Считается, что несчастный случай связан с работой, если он произошел: при выполнении трудовых обязанностей; в процессе выполнения любых действий в интересах предприятия; в пути на работу и с работы; на территории предприятия в течение рабочего времени, перед началом или после работы; при выполнении государственных или общественных обязанностей; вблизи предприятия в течение рабочего времени, где пребывание не противоречит правилам внутреннего трудового распорядка; при выполнении гражданского долга по спасанию людей и охране социалистической собственности и правопорядка. К несчастным случаям на производстве относятся все случаи травматизма, происшедшие в рабочее время (включая установленные перерывы), перед началом, по окончании работ и при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, на территории предприятия или вне ее при выполнении работ по заданию предприятия, а также при следовании на место работы и с работы на транспорте предприятия. Острые отравления, тепловые удары и обмораживания относятся к производственным несчастным случаям. Приведенная классификация несчастных случаев показывает, что все несчастные случаи на производстве связаны с работой, но не всякий несчастный случай, связанный с работой, относится к производственному. Все несчастные случаи на производстве расследуются и учитываются в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Президиумом ВЦСПС. По результатам расследования при утрате трудоспособности в течение 24 ч составляется акт по форме Н-1, срок хранения которого 45 лет. На несчастные случаи, связанные с работой, но не относящиеся к производственным, составляется акт по форме БТ, который хранится вместе с больничным листом. При групповых несчастных случаях акт составляется на каждого пострадавшего в отдельности. Пострадавшему по его просьбе не позднее трех дней после расследования выдается заверенная копия акта.

Чтобы объективно и правильно оценить происшедший несчастный случай, ответственному лицу за безопасные условия работы или очевидцам следует по мере возможности принять меры к сохранению места происшествия в том виде, каким оно было в момент происшествия до прибытия на место старшего начальника или технического инспектора. Расследование должно проводиться и по несчастным случаям, происшедшим с участвующими в тушении пожара людьми, не состоящими на службе в пожарной охране (члены добровольной пожарной дружины, военнослужащие, рабочие и служащие авиапредприятия и других взаимодействующих организаций, граждане).

 

9.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

 

Подразделения пожарной охраны размещают в специальных зданиях - аварийно-спасательных станциях, которые должны быть не ниже II степени огнестойкости и удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям. Площадки и подъездные пути к зданиям аварийно-спасательных станций должны иметь искусственное покрытие. При пересечении подъездными путями канав, траншей устраивают настилы и мосты, ширина которых должна быть не менее допускаемой ширины проездов. Пешеходные дорожки, переходы через канавы и траншеи должны быть шириной не менее 0,9 м и иметь ограждение.

Отопление в зданиях устраивается, как правило, центральное водяное от котельных установок или других систем отопления предприятия, допускается также отопление с помощью местных электрических автоматических котельных установок, размещаемых в отдельном помещении, не связанном с гаражом.

Здание аварийно-спасательной станции должно оборудоваться средствами связи и сигнализации на случай объявления тревоги, иметь водопровод и канализацию. Пожарные краны устанавливают только в гаражной части здания, а во дворе располагают пожарный гидрант и водоем вместимостью не менее 50 м3.

В здании аварийно-спасательной станции должны быть следующие помещения: гараж для пожарных и оперативных автомобилей; караульное помещение; комната для хранения оружия; комната для чистки оружия; комната для приема пищи, которая оборудуется бытовым холодильником, электроплитой, шкафами для посуды и кухонных принадлежностей, столом и стульями, горячей и холодной водой; комната связи; ленинская комната; учебный класс; раздевалка; служебные кабинеты; помещения для мойки, сушки и хранения пожарных рукавов и другого оборудования; аккумуляторная; мастерская по ремонту пожарного оборудования; помещение для хранения пенообразователя и огнетушащих порошков; туалеты, умывальник, душ. Одна из аварийно-спасательных станций оборудуется вышкой для наблюдения за взлетом и посадкой ВС.

Температура воздуха в помещениях, где постоянно пребывает личный состав, должна быть не ниже 18 °С, а в гаражной части не ниже 10 °С. Караульное помещение, гаражная часть и подходы к ним должны обеспечиваться аварийным освещением. Помещение гаража, кроме общей вентиляции, оборудуется скрытыми газоотводами для удаления отработавших газов автомобилей.

Ширина ворот в гараже должна быть на 1 м больше ширины пожарных автомобилей, состоящих на вооружении. Ворота оборудуются специальными запорами и задержками, предупреждающими самопроизвольное закрытие. В полотнище первых ворот устраивается калитка. Двери смежных с гаражом помещений должны открываться в гараж. Устройство порогов в дверных проемах не допускается. Пол гаража должен иметь твердое покрытие и уклон в сторону ворот не менее чем на 1°. В гараже должна быть осмотровая канава, которая оборудуется освещением, напряжением не выше 36 В и настилом из досок толщиной 50-80 мм, уложенных поперек канавы с помощью специального бортика, вмонтированного на одном уровне с полом. Осмотровая канава ограждается предохранительной ребордой из труб высотой 80-100 мм. Осмотровая канава должна иметь два выхода: один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам, заделанным в стену канавы. Перед началом работы осмотровая канава проветривается. Габариты стоянок автомобилей в гараже обозначаются белыми линиями на полу. На передней стенке гаража по обе стороны каждой половины ворот устанавливаются зеркала, обеспечивающие водителю обзор боковых сторон автомобиля и прохода при выезде из гаража.

В гаражной части аварийно-спасательной станции должны выдерживаться следующие безопасные расстояния, м, не менее:

от верхней точки автомобиля до перекрытия

0,75

между осями пожарных автомобилей

6,0

от автомобиля до граней колонн

1,0

от крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены

2,0

от крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены

1,0

от автомобиля до передней и задней стены

2,0

 

В помещениях, коридорах и на территории аварийно-спасательной станции размещаемые оборудование и инвентарь не должны создавать препятствий для передвижения личного состава по тревоге. На путях движения личного состава запрещается устанавливать оборудование, складировать инвентарь и снаряжение, а также застилать коврами, дорожками или половиками полы в караульных помещениях, классах, коридорах.

Запускать двигатели пожарных автомобилей при смене караула разрешается только после того, как личный состав закончит осмотр и приемку пожарно-технического вооружения. Перед запуском двигателей выхлопные патрубки пожарных автомобилей должны быть соединены с газоотводами. Зарядка аккумуляторов на пожарных автомобилях перед началом смены караулов прекращается, а зарядные устройства выключаются.

 

9.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

Пожарная техника, оборудование и снаряжение, состоящие на вооружении пожарных подразделений, должны обеспечивать безопасные условия труда. Эксплуатация неисправной или не отвечающей условиям безопасности пожарной техники, оборудования или снаряжения запрещается.

Пожарная техника должна отвечать требованиям ГОСТов и ТУ, разработанных на нее. Исправность пожарной техники и снаряжения определяется наружным осмотром и испытаниями. Наружный осмотр производится ежедневно при заступлении на дежурство и после каждой работы с пожарной техникой лицами, за которыми она закреплена по табелю. Все предметы пожарного оборудования, подлежащие испытанию, должны иметь инвентарный номер. Пожарное оборудование и снаряжение испытывают перед поставкой их в боевой расчет (в эксплуатацию) и периодически в процессе эксплуатации. Порядок и сроки испытаний изложены в технических условиях и инструкциях по эксплуатации на соответствующее оборудование и снаряжение. Результаты испытаний должны регистрироваться в специальном журнале.

Пожарные машины. Пожарное оборудование должно размещаться на автомобилях таким образом, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключалась возможность травм при его снятии и укладке. Изменять размещение оборудования на автомобиле не рекомендуется. При необходимости это можно сделать только с разрешения начальника подразделения.

При работе на пожарном автомобиле водитель обязан убедиться в его полной технической исправности. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля можно производить только в специально предназначенных и оборудованных для этих целей помещениях и местах. Производить работы, требующие вывешивания автомобиля или отдельных его агрегатов домкратом, талью или с помощью других подъемных механизмов, следует только с использованием специальных страховочных упоров, предохраняющих от опускания автомобиль (агрегат) при отказе подъемного механизма. Выполнять техническое обслуживание или ремонт автомобиля следует только при неработающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов. Работа двигателя проверяется при заторможенных колесах автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач. При ремонтных работах следует пользоваться исправным инструментом, специально предназначенным для выполнения той или иной работы. Запрещается пользоваться неисправным инструментом и ключами, размер которых не соответствует гайке, запрещается также при работе с ключами применять подкладки, наращивать ключ вторым ключом или трубой, бить молотком по ключу, отвертывать гайки с помощью зубила.

При работе на пожарном автомобиле запрещается: трогаться с места и двигаться при открытых дверцах кабины и кузова; включать электроподогрев цистерны при отсутствии в ней воды; отсасывать топливо ртом через шланг; хранить в кабине или отсеках кузова ветошь, смоченную бензином или маслом; прикасаться к вращающимся частям двигателя и агрегатов; включать привод насоса при снятом кожухе коробки отбора мощности; проверять на ощупь нагрев подшипников при работающем насосе; проворачивать вал насоса за крестовины карданного вала; проводить сварочные работы на автомобиле без надежной защиты или без съема бензобака; эксплуатировать автомобиль с неисправной электропроводкой, течью топлива и смазки или другими неисправностями, угрожающими безопасности движения; пользоваться открытым огнем для подогрева картера двигателя или подсвечивания места работ.

При подключении системы электрообогрева автомобиля к аэродромному источнику питания следует пользоваться кабелем, принадлежащим автомобилю. Перед каждым подключением надо убедиться в исправности внешнего источника питания, переносного кабеля и системы электрообогрева автомобиля. Подключать кабель и штепсельные разъемы следует только при отключенном внешнем источнике питания. Во избежание поражения электрическим током при подключении к аэродромному источнику питания напряжением 220 В необходимо убедиться в отсутствии электропотенциала на массе автомобиля с помощью индикатора напряжения.

При работе с аккумуляторами необходимо выполнять следующие требования: не касаться металлическими предметами одновременно двух клемм аккумуляторов во избежание короткого замыкания и искрения; проверять напряжение аккумуляторов только вольтметром или нагрузочной вилкой; присоединять аккумуляторы к электросети постоянного тока и соединять их между собой только в резиновых перчатках и резиновой обуви; приготовлять электролит только в керамической или эбонитовой посуде, стеклянную посуду для этих целей использовать опасно; раствор электролита готовить методом вливания кислоты в дистиллированную воду, а ни в коем случае не наоборот, во избежание бурной реакции и разбрызгивания кислоты; заряжать аккумуляторы только в специальных шкафах при работающей принудительной вентиляции.

Шиномонтажные работы необходимо производить в специально предназначенных для этих целей местах. При демонтаже шин следует пользоваться специальным съемником. Накачивать смонтированные шины разрешается только в специальном ограждении или с применением устройств, предохраняющих работника от травм при выскакивании замочного кольца или при разрыве покрышки. Подкачивать шины без снятия колеса можно только в том случае, если давление воздуха в шине снизилось не более чем на 40% от нормального и если уменьшение давления не вызвало нарушения правильности монтажа. Шину колеса без его снятия следует подкачивать при поднятом колесе. На пожарных автомобилях запрещается применять автомобильные шины с восстановленным протектором, а также монтировать на одну ось шины с различным рисунком протектора.

Средства индивидуальной защиты. Порядок пользования и контроль за исправностью изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов производится в соответствии с "Инструкцией по применению в подразделениях пожарной охраны изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе" и заводских инструкций по их эксплуатации. Изолирующие противогазы являются строго индивидуальным снаряжением. Пользование ими разрешается только лицам, прошедшим медицинскую комиссию и обучение по специальной программе. Аппаратами на сжатом воздухе могут пользоваться все лица, признанные годными к работе в пожарной охране ГА, без дополнительного медицинского освидетельствования. Для работы в аппаратах на сжатом воздухе за каждым работником закрепляется индивидуальная, подогнанная по размеру шлем-маска.

Изолирующие противогазы хранятся на пожарных автомобилях в специальных, обшитых амортизационным материалом гнездах, как правило, в вертикальном положении. Противогазы и аппараты личного состава, свободного от дежурства, а также резервные должны храниться в специальных шкафах или на стеллажах.

Каждый работник, допущенный к работе в аппарате на сжатом воздухе, должен не реже 1 раза в месяц проходить тренировку по работе в аппарате продолжительностью не менее 30 мин, в том числе 1 раз в квартал в теплодымокамере, в не пригодной для дыхания среде. Перед каждым включением в аппараты личный состав проводит боевую проверку аппаратов под контролем начальника караула (стартового пожарно-спасательного расчета). При этом проверяют: давление воздуха в баллонах и исправность включателя резерва; исправность шлема-маски и правильность ее подсоединения к аппарату; герметичность аппарата на разрежение; работу легочного автомата и клапана выдоха. Начальник, проводящий проверку, кроме того, должен лично проверить показания манометра каждого аппарата. Включение в аппарат без боевой проверки или при обнаруженных неисправностях запрещается.

Во время работы в аппаратах в не пригодной для дыхания среде личный состав обязан выполнять следующие меры безопасности: следить за показаниями манометра давления воздуха друг у друга; поддерживать постоянную связь с постом безопасности и с товарищами по работе, используя имеющиеся средства связи; оказывать помощь товарищу по работе, в случае выхода из строя его аппарата помочь ему выйти на чистый воздух; при появлении плохого самочувствия доложить старшему начальнику и выйти на чистый воздух; если в аппарате произошла неисправность, то попросить помощи для сопровождения.

Ручные пожарные лестницы. Исправность пожарных лестниц определяется внешним осмотром каждый раз при заступлении караула на дежурство, перед использованием их на занятиях, после использования на пожарах, а также проведением испытаний перед постановкой новых лестниц в боевой расчет и в дальнейшем 1 раз в год п после каждого ремонта. Лестницы, имеющие трещины в тетивах, ступенях, металлических деталях и ослабленное крепление даже отдельных частей, использовать запрещается.

При установке выдвижной лестницы следует соблюдать следующие меры безопасности: установить лестницу в 1,5-2 м от стены (угол наклона лестницы должен быть равен 80-83°); выдвигать колена лестниц равномерно, без рывков, не допуская накручивания цепи (веревки) на руки; при выдвижении держать лестницу за тетиву первого колена, не охватывая пальцами внутреннюю сторону тетивы; поддерживать равновесие лестницы во время ее выдвижения.

Подниматься и спускаться по ручным пожарным лестницам разрешается только по одному человеку, а при спасании людей - не более двух. При этом передвижение по выдвижной лестнице допускается после посадки второго колена на первое при помощи валика останова и при наличии внизу человека для удержания лестницы. На другое место выдвижную лестницу перестанавливают, как правило, после ее сдвигания. В исключительных случаях при необходимости перестановки лестницы на небольшие расстояния (3-5 м) параллельно стене здания выделяют 3-4 чел. для обеспечения устойчивости лестницы. При работе на лестницах со стволом, с инструментом пожарные должны закрепляться карабинами за ступеньки. При этом лестницу надо обязательно поддерживать снизу.

При проведении занятий по обучению личного состава работе с лестницей-штурмовкой или выдвижной на учебной башне, на площадках третьего и четвертого этажей, выставляют пожарных для страховки. Занятия по подъему на этажи следует начинать только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние специального страхующего приспособления, предохранительной подушки у основания учебной башни и после инструктажа лиц, выделенных для страховки на этажах.

Боевая одежда и снаряжение. При эксплуатации боевой одежды и снаряжения запрещается пользоваться: касками с неисправными тульями, подборочными ремнями или без них; костюмами, плащами и рукавицами с разрывами ткани или без пуговиц; поврежденными щитками (очками); спасательными пожарными поясами с повреждениями поясной ленты, кожаной облицовки, пряжек, шпилек, заклепок, блочков, хомутиков или при отсутствии их; карабинами спасательных поясов при наличии шероховатостей и острых выступов на поверхности, деформации затвора, замка, пружины, неплотности и выступов в месте шарнирного крепления затвора. При наличии хотя бы одного из перечисленных недостатков пожарный пояс и карабин изымаются из обращения, а при невозможности ремонта их списывают.

Спасательные веревки проверяют внешним осмотром не реже 1 раза в 10 дней, перед применением на занятиях и после каждого использования на пожарах и занятиях. Веревки должны быть сухими, без утолщений и не должны иметь более 15 порванных нитей на 200 мм длины. При спасании людей и самоспасании веревку следует наматывать на карабин в два витка со стороны, противоположной затвору. При этом надо проверить правильность подвески карабина к полукольцу пожарного пояса (затвор должен быть обращен к бедру) и наматывание производить тем концом веревки, который закреплен к конструкции здания при самоспасании или к спасаемому. При самоспасании следует выбирать прочную конструкцию для крепления веревки, которая выдерживала бы нагрузку веса тела. Во избежание ожога рук при работе со спасательной веревкой необходимо применять брезентовые рукавицы.

Пожарный инструмент и оборудование. Пожарный инструмент перед приемом дежурства следует тщательно осмотреть: трещины и зазоры на деревянных ручках, плохая посадка инструмента на ручки, шероховатость их поверхностей не допускаются. Весь пожарный инструмент должен храниться на автомобиле в установленных местах, в специальных гнездах и ящиках и надежно закрепленным, топоры и пилы хранят и переносят в чехлах.

Пожарные рукава и стволы при работе могут быть причинами травм и даже увечий. Нельзя направлять компактную струю на людей и установки под напряжением электрического тока. Не разрешается надевать на себя при помощи ремней ручные стволы при подаче воды. Для работы со стволами, подсоединяемыми к магистральным напорным рукавам, должны назначаться 2 чел. - ствольщик и подствольщик. Для работы на высоте подствольщик назначается в любом случае. Кроме того, на высоте должна быть страховка работающих при помощи спасательных веревок. Рукавная линия на высоте должна быть надежно закреплена к конструкции. Крепление по возможности следует производить по всей высоте рукавной линии из расчета две рукавных задержки на один рукав. Запрещается подавать в рукавную линию огнетушащий состав до выхода ствольщика на исходную позицию, подниматься ствольщикам на высоту с заполненной рукавной линией. Напорную рукавную линию поднимают на высоту с помощью спасательных веревок или доставляют наверх с помощью подъемных механизмов и оттуда затем опускают ее, последовательно наращивая рукава.

Место работы в ночное время должно освещаться. При подсветке гидрантных колодцев категорически запрещается использовать открытый огонь во избежание взрыва возможного скопления природных газов.

Электрифицированный (механизированный) ручной инструмент. К работе с этим инструментом допускаются лица, обученные безопасным методам работы, мерам защиты и прошедшие текущий инструктаж. Электрифицированный (механизированный) инструмент к использованию в работе не допускается при нарушении целостности электрической изоляции проводов, слабого крепления отдельных частей инструмента или их деформации. Для питания электроинструмента следует применять исправные шланговые кабели с соединениями, исключающими попадание в них воды. Питание электроинструмента, работающего от трехфазного тока, следует производить с помощью четырехжильного кабеля, одна из жил которого служит для заземления инструмента.

Бензино-моторные пилы должны иметь защитные кожухи абразивных дисков. При выпиливании проемов, прежде чем коснуться диском конструкции ВС, следует опереть стойкой конструкцию, одновременно плавно нажимая на рычаг управления газом, увеличивая частоту вращения двигателя. Во время работы пилы следует избегать остановки или заклинивания диска при работе двигателя на большой частоте вращения. В этом случае следует сбавить частоту вращения двигателя, освободить диск и возобновить работу. Уменьшение частоты вращения двигателя необходимо и при перестановке пилы с одного места на другое.

При работе с механизированным инструментом необходимо убедиться в отсутствии на месте работ скрытых электрических сетей, технологических коммуникаций, топливопроводов. Для защиты лица от возможных разлетов осколков следует надевать пожарные каски с защитными щитками. При работе с электроинструментом, кроме того, следует надевать диэлектрические перчатки, в сырых помещениях резиновые боты.

При работе с механизированным инструментом следует принимать устойчивое положение, оберегая ноги от соприкосновения с рабочими частями инструмента. Для страховки необходимо закрепиться за конструкцию при помощи карабина. При перерывах в работе, при смене места работы, при временном прекращении подачи тока, сжатого воздуха механизированный инструмент необходимо выключать. Поправлять или заменять рабочие части инструмента можно только при выключенном его состоянии. Категорически запрещается: пользоваться механизированным инструментом без защитных кожухов и козырьков; прикасаться к вращающимся и режущим частям; держать электроинструмент за кабель; работать без индивидуальных средств защиты; продолжать работу с инструментом при обнаружении в нем какой-либо неисправности.

Электрозащитные средства. Резиновые перчатки, резиновые сапоги (боты или галоши), резиновые коврики (75´75 или 100´100 см) и ножницы для резки электропроводов с изолированными рукоятками, применяемые в пожарной охране, испытывают по требованиям, предъявляемым к устройствам низкого напряжения, не превышающим 250 В. Ножницы разрешается использовать для резки электропроводов с напряжением не выше 220 В. При этом обязательно нужно надевать резиновые перчатки и сапоги, а в сырых помещениях, кроме того, использовать резиновый коврик. Электрические провода на опорах следует обрезать у изоляторов со стороны потребителя так, чтобы концы проводов, находящихся под напряжением, оставались закрепленными на изоляторах. Резку следует производить последовательно, начиная с нижних проводов. Запрещается пользоваться ножницами с поврежденной изоляцией на рукоятках, а резиновыми перчатками, сапогами, ботами, галошами или ковриками - с проколами или разрывами.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
текст целиком

 

Краткое содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ НА АЭРОДРОМАХ ГА

1.1. СОЗДАНИЕ НА АЭРОДРОМАХ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ

1.2. КООРДИНАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ АЭРОДРОМА С ПОЖАРНЫМИ ЧАСТЯМИ ДРУГИХ ВЕДОМСТВ

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЕСПЕЧИВАЕМОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АЭРОДРОМОВ

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К ВРЕМЕНИ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА

1.5. ТРЕБОВАНИЯ К ПОЖАРНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ

1.6. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ

1.7. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

1.8. СИСТЕМА МЕР ПО ОБНАРУЖЕНИЮ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Глава 2 ГОРЕНИЕ И СРЕДСТВА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

2.1. ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ

2.2. ПОЖАР И ЕГО РАЗВИТИЕ

2.3. ОГНЕТУШАЩИЕ СОСТАВЫ

Таблица 5

2.4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Глава 3 ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О КОНСТРУКЦИИ ВС И ИХ ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ

3.1. ТИПЫ ВС. ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

3.2. ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ ВС

3.3. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОНСТРУКЦИИ ВС

3.4. СИЛОВЫЕ УСТАНОВКИ

3.5. СХЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ, БАГАЖНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОТСЕКОВ

3.6. ШАССИ САМОЛЕТА

3.7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВС

Техническая характеристика переносных огнетушителей ОУ, ОР1-2, ОР2-6

Глава 4 ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И СНАРЯЖЕНИЕ

4.1. БОЕВАЯ ОДЕЖДА И СНАРЯЖЕНИЕ ПОЖАРНОГО

Техническая характеристика пояса из хлопчатобумажной ленты

Техническая характеристика пояса из капроновой ленты.

4.2. ПОЖАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Техническая характеристика ломов

Техническая характеристика бензиномоторной пилы ПДС-400

4.3. ПОЖАРНЫЕ РУЧНЫЕ ЛЕСТНИЦЫ

Техническая характеристика лестницы-палки

Техническая характеристика лестницы-штурмовки

Техническая характеристика выдвижной лестницы 3-КЛ

Техническая характеристика выдвижной лестницы Л-60

4.4. ПОЖАРНЫЕ РУКАВА, РУКАВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, СТВОЛЫ И РАЗВЕТВЛЕНИЯ

Таблица 6

Таблица 7

Техническая характеристика турбинных насадков-распылителей

Техническая характеристика пенных стволов СВП

Техническая характеристика генераторов пены средней кратности

Техническая характеристика УТПС

4.5. ОГНЕТУШИТЕЛИ

Техническая характеристика ОХП-10

Техническая характеристика переносных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика передвижных СО2-огнетушителей

Техническая характеристика ОВП-5 и ОВП-10

Техническая характеристика ОВП-100

Техническая характеристика ОВПУ-250

Техническая характеристика ОУБ

Техническая характеристика СЖБ

Техническая характеристика ОП-100

Техническая характеристика ОПС-100

4.6. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Техническая характеристика АСВ-2

4.7. ПОЖАРНЫЕ НАСОСЫ

Техническая характеристика центробежных насосов

Техническая характеристика ЭВ-200

Техническая характеристика Г-600

4.8. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Техническая характеристика АЦ-40(375)-Ц-1А

Техническая характеристика АА-40(131)-139

Техническая характеристика АА-60(7310)-160.01

Техническая характеристика АА-70(7310)-220

Техническая характеристика порошковой установки

Техническая характеристика АА-40(43105)-189

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ НА ВС И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ТУШЕНИЯ

5.1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА

5.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ НА ПОЖАРЕ

5.3. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ШАССИ

5.4. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

Таблица 8

5.5. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ВНУТРИ ПАССАЖИРСКИХ САЛОНОВ

Таблица 9

5.6. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ РАЗЛИТОГО АВИАТОПЛИВА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Таблица 10

Таблица 11

Таблица 12

5.7. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ВС В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ ВС

Таблица 13

Таблица 14

5.9. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА ВС

1. Характеристика аэропорта

Таблица 15

2. Пожарная охрана аэропорта

Таблица 16

Таблица 17

3. Расчет сил и средств для тушения пожаров на ВС

Таблица 18

4. Ожидаемая аварийная посадка ВС

5. Рекомендации по организации тушения пожаров на ВС в случае внезапного авиационного происшествия

6. Меры соблюдения техники безопасности

Глава 6 СПАСАНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ВС

6.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ КОМАНДЫ И ЭКИПАЖА ПРИ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ

6.2. РАБОТА НА МЕСТЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

6.3. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ АВАРИЙНОГО

ПОКИДАНИЯ ВС

6.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧЕРЕДНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ

6.6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 7 ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ТУШЕНИЮ

7.1. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АНГАРАХ

7.3. ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ В АЭРОВОКЗАЛАХ

Глава 8 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ

8.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

8.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

8.3. УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

8.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Глава 9 ОХРАНА ТРУДА

9.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Таблица 19

9.2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ЗДАНИЯМ И СЛУЖЕБНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ

9.3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

9.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ СЛУЖБЫ, ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

9.5. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Размещение стационарных и переносных кислородных баллонов для членов экипажа

2. Размещение топливных баков на ВС

3. Размещение маслобаков на ВС

4. Размещение гидробаков на ВС

5. Огнетушители стационарной системы пожаротушения в гондолах двигателей на ВС и их расположение

6. Огнетушители стационарной системы пожаротушения внутри двигателей на ВС

и их расположение

7. Размещение баллонов с нейтральным газом для пожаротушения и предотвращения взрыва в топливных баках

8. Переносные огнетушители, применяемые на ВС, и их расположение

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Организация противопожарной защиты на аэродромах ГА

Глава 2. Горение и средства тушения пожаров

Глава 3. Основные данные о конструкции ВС и их пожарная опасность

Глава 4. Пожарная техника и снаряжение

Глава 5. Развитие пожаров на ВС и организация их тушения

Глава 6. Спасание людей из ВС

Глава 7. Характер развития пожаров на объектах авиапредприятий и рекомендации по их тушению

Глава 8. Организация учебной подготовки пожарно-спасательных расчетов

Глава 9. Охрана труда

Рейтинг@Mail.ru