НПБ 163-97 
6.1.10 требования к дополнительному электрооборудованию. 6.1.11. требования... НПБ 163-97 
6.1.10 требования к дополнительному электрооборудованию. 6.1.11. требования...

НПБ 163-97 => 6.1.10 требования к дополнительному электрооборудованию. 6.1.11. требования стойкости к внешним воздействиям. 6.1.12....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 163-97 -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком
 

6.1.10 Требования к дополнительному электрооборудованию

6.1.10.1. Устройства освещения и световой сигнализации базового шасси, подвергшиеся доработке при изготовлении ПА, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961.

6.1.10.2. Требования к ПА с напряжением бортовой сети 24 В - в соответствии с п. 6.1.3.17.

6.1.10.3. Дополнительное электрооборудование должно обеспечивать:

- подачу специальных звуковых и световых сигналов по ГОСТ Р 50574;

- освещение рабочих зон и отсеков;

- сигнализацию о наличии открытых дверей и других аварийных режимах;

- работу средств связи, контрольных приборов пожарной надстройки, указателей, дополнительных подогревателей и т. п.

Электрооборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 3940.

6.1.10.4. При подключении дополнительного электрооборудования должен быть обеспечен баланс мощности источников питания при максимальном количестве включенных потребителей во всем диапазоне условий эксплуатации, включая наиболее неблагоприятное их сочетание (зима, ночь и т. д.).

6.1.10.5. При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.

6.1.10.6. ПА должны быть оборудованы противотуманными фарами и фарами-искателями в передней и задней частях автомобиля.

Управление передней фарой-искателем - из кабины с правого крайнего места.

Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478.

Требования к силе света фар-искателей - по нормативно-технической документации.

6.1.10.7. Внутреннее освещение ПА должно обеспечивать четкую видимость маркировки, делений на шкалах указателей, измерительных и контрольных приборов.

Уровень освещенности должен быть не менее:

- указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления в кабине и насосном отсеке - 20 лк;

- кабины и салона - 10 лк;

- отсеков кузова с ПТВ - 10 лк.

6.1.10.8. Салон должен быть оборудован плафонами внутреннего освещения с автономным включением.

6.1.10.9. В зоне правого крайнего сиденья в кабине водителя (рабочее место командира отделения) должен быть размещен светильник местного освещения (или предусмотрено место для размещения и подключения), не ослепляющий водителя.

6.1.10.10. ПА должен быть оснащен выключателем аккумуляторной батареи (отключателем массы) базового шасси.

В электрооборудовании должен быть предусмотрен разъем для подсоединения зарядного устройства, обеспечивающего подзарядку аккумуляторной батареи шасси без снятия ее с автомобиля.

6.1.10.11. Автомобили, имеющие насосные установки, должны быть оборудованы счетчиком времени наработки насоса с погрешностью измерения +4 %.

6.1.10.12. Электрическая проводка, проходящая внутри отсеков кузова, должна иметь разъемы, позволяющие демонтировать узлы и агрегаты пожарной надстройки без демонтажа электропроводки.

6.1.10.13. Каждая электрическая цепь питания любого элемента дополнительного электрооборудования должна оснащаться плавким предохранителем (или автоматическим размыкателем), облегчающим быстрый поиск неисправностей в системе. Предохранители рекомендуется монтировать в одном блоке.

Цепи, питающие устройства с малым потреблением тока, могут оснащаться общим предохранителем, при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.

6.1.10.14. Все провода должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.

Отверстия и вырезы для прохода проводов через элементы кузова или шасси должны иметь защиту (обработку или обрамление) для предохранения изоляции проводов от повреждения.

6.1.10.15. Все провода должны быть надежно изолированы и выдерживать воздействие температуры и влажности, которому они подвергаются.

Ни в одном из проводов дополнительной электрической цепи не допускается ток, сила которого превышает допустимое значение для данного провода, с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры.

6.1.10.16. Длина жил проводов должна быть с запасом не менее 50 мм на переоконцевание.

Выводы электрооборудования (контактные зажимы и т. п.) и провода должны иметь маркировку.

6.1.10.17. На ПА должен быть предусмотрен зажим по ГОСТ 21130 для подключения защитного заземления. Место зажима должно быть отмечено знаком заземления по ГОСТ 21130. Контактная поверхность устройства заземления должна иметь противокоррозионное покрытие с высокой электропроводностью.

Место размещения заземляющего зажима должно быть электрически связано с выходными патрубками для подачи воды от насоса.

Заземление должно осуществляться с помощью неизолированного медного многожильного провода сечением не менее 10 мм2, снабженного специальным устройством крепления к заземляющим конструкциям.

Заземляющее устройство должно соответствовать требованиям "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ), "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭ) и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТБ).

6.1.11. Требования стойкости к внешним воздействиям

6.1.11.1. По устойчивости к климатическим воздействиям ПА должны соответствовать исполнению У или УХЛ, для работы при температуре от минус 40 до плюс 40 °С, категории размещения 1 (эксплуатация на открытом воздухе), в атмосфере типов 1 и 2 (условно чистой и промышленной) по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 °С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели.

По требованию заказчика возможно изготовление модификаций ПА для использования в макроклиматических районах с более широким (или узким) диапазоном температур. Дополнительные технические требования к таким ПА устанавливаются в нормативно-технической документации на конкретные модели.

6.1.11.2. Требования к допустимой скорости ветра, запыленности воздуха и высоте над уровнем моря - по ГОСТ 21398.

6.1.11.3. По требованию заказчика конструкция ПА должна обеспечивать возможность установки системы теплозащиты основных агрегатов, в первую очередь топливных баков, для защиты автомобиля от действия повышенных тепловых потоков с интенсивностью теплового излучения 4,0; 14,0 и 25,0 кВт/м2 при тушении крупных пожаров в открытых и закрытых пространствах.

Параметры и конструкция систем теплозащиты (экран, покрытия, орошение) - по нормативно-технической документации.

6.1.12. Требования эргономики

6.1.12.1. Номенклатура эргономических показателей - по ГОСТ 4.332.

6.1.12.2. Уровень внутреннего шума в салоне во время движения ПА с выключенной сиреной - по ГОСТ 27435, уровень звука на рабочем месте оператора - по ГОСТ 12.1.003.

6.1.12.3. Антропометрические требования к размещению боевого расчета, обеспечению его оперативной посадки и высадки - в соответствии с п. 6.1.5.

6.1.12.4. Уровень освещенности салона и других рабочих зон - в соответствии с п. 6.1.10.7.

6.1.12.5. Усилия на органах управления специальными агрегатами ПА не должны превышать значений, установленных требованиями ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

6.1.12.6. Взаимное расположение органов управления специальными агрегатами на рабочем месте оператора - согласно п. 6.1.8.23.

Центры рукояток (маховиков, выключателей, тумблеров и т. п.) органов управления должны находиться в пределах зон досягаемости по ГОСТ 27258.

6.1.12.7. Эргономические показатели рабочей зоны оператора (насосной установки, порошковой установки, ствольщика) должны соответствовать ГОСТ 12.2.033 в части требований к работе оператора стоя.

6.1.12.8. Размеры рукояток рычагов и других ручных органов управления - по ГОСТ 21753.

Расстояние между рукоятками - не менее 50 мм, длина свободной части рычага - не менее 150 мм при любом его положении.

6.1.12.9. Элементы органов управления, с которыми соприкасаются руки оператора или других пожарных, следует изготавливать из материала с теплопроводностью не более 0,2 Вт/м2, или они должны иметь покрытие из этого материала толщиной не менее 0,5 мм.

6.1.12.10. Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять символику по ГОСТ 26336.

Допускается применение дополнительных символов, не установленных ГОСТ 26336, отражающих специфику назначения и работы ПА и его специальных агрегатов.

В рабочей зоне оператора насосной установки должна быть размещена диаграмма подачи насоса в зависимости от оборотов.

6.1.12.11. Размеры скоб и ручек, предназначенных для управления, открывания крышек и люков сосудов, дверей салона и отсеков, поручней и прочих элементов должны обеспечивать возможность захвата их рукой в утепленной рукавице.

6.1.12.12. Должна быть обеспечена возможность свободного доступа ко всем устройствам, элементам, деталям, подлежащим обслуживанию и контролю в эксплуатации.

6.1.12.13. Требования к размещению ПТВ в отсеках кузова - в соответствии с п. 6.1.6.11.

Схема размещения ПТВ должна обеспечивать возможность его съема при минимальном числе простых и ритмичных движений рук и перемещений личного состава боевого расчета.

6.1.12.14. Продолжительность подготовки для выезда из гаража и боевого развертывания на месте пожара устанавливается в нормативно-технической документации в соответствии с ведомственными нормативами по пожарно-строевой подготовке пожарной охраны.

6.1.13. Конструктивные требования

6.1.13.1. Полная масса ПА - в соответствии с п. 6.1.1.2. Распределение полной массы по осям и бортам - согласно п. 6.1.4.2.

6.1.13.2. Габаритные размеры ПА - по нормативно-технической документации с учетом требований п. 6.1.4.22.

6.1.13.3. Компоновка составных частей ПА - в соответствии с п. 6.1.4.

6.1.13.4. Материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении ПА, должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий или других документов на поставку.

6.1.13.5. Должен применяться минимальный типаж крепежных изделий.

Винты, болты и другие крепежные элементы, часто отвинчиваемые в эксплуатации, должны выполняться невыпадающими.

Крепежные детали при сборке должны быть надежно затянуты и не должны иметь сбитых граней и сорванных шлицев.

6.1.13.6. Резьба на деталях должна быть полного профиля, без раковин, вмятин, забоин, подрезов и сорванных ниток. Допускаются местные срывы, выкрашивание и дробление резьбы общей длиной не более 10 % длины нарезки, а на одном витке не более 20 % его длины.

6.1.13.7. Детали, прошедшие термическую обработку, не должны иметь трещин, расслоений, пятнистости цементированной поверхности и других дефектов, снижающих качество.

Исправление недоброкачественной термической обработки любой детали допускается производить не более одного раза.

6.1.13.8. Свариваемые детали перед сваркой должны быть очищены от грязи и ржавчины. Сварные швы должны быть зачищены.

В сварных соединениях на наружной поверхности не допускаются трещины, непровары, наплывы, подрезы, свищи, отдельные протяженные дефекты, цепочки и скопления пор и шлаковых включений, ухудшающие внешний вид и снижающие прочность изделия.

6.1.13.9. Детали из листового и фасонного проката в местах изгиба не должны иметь трещин.

6.1.13.10. Поверхности литых деталей не должны иметь трещин, посторонних включений и других дефектов, снижающих прочность и ухудшающих внешний вид изделия.

На поверхности литых деталей не допускаются раковины, длина которых превышает 3 мм и глубина более 25 % толщины стенки отливки, если нет иных требований к отливке в рабочей документации.

На необрабатываемых поверхностях отливок допускаются исправления литейных дефектов путем заварки с последующей зачисткой заподлицо с поверхностью отливки.

6.1.13.11. Контактирующие (сопрягаемые) поверхности деталей, соединяемые при помощи клепки, резьбовых и других соединений, должны быть предварительно загрунтованы или окрашены.

6.1.13.12. На поверхностях деталей не должно быть острых кромок, заусенцев, забоин, вмятин и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и способных нанести травму личному составу при применении и обслуживании изделия.

6.1.13.13. Наружные поверхности ПА должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже III класса ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации VI для исполнений У, ХЛ1- для исполнения ХЛ ГОСТ 9.104.

6.1.13.14. Окраска автомобилей должна соответствовать цветографическим схемам ГОСТ Р 50574.

Основной цвет покрытия - красный, контрастирующих полос и дверей кабины водителя - белый. Для покрытия поверхностей должна применяться эмаль марки МЛ-152 ГОСТ 18099 или другие эмали того же цвета, по защитным свойствам не хуже указанной.

Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием - по ГОСТ 9.402.

6.1.13.15. Толщина лакокрасочного покрытия должна быть не менее:

- 15 мкм - для однослойного;

- 35 мкм - для двухслойного;

- 55 мкм - для трехслойного.

Наружные металлические поверхности должны быть окрашены не менее чем в два слоя по грунтовке.

6.1.13.16. Нижние поверхности кузовов, кабины, отсеков, подножек, элементов трансмиссии, ходовой части, днища цистерн и сосудов ПА должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже VI класса ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации -согласно п. 6.1.13.13.

Цвет покрытия - черный или иной в зависимости от цвета эмали, применяемой на базовом шасси.

Для покрытий должна применяться эмаль марки ПФ-115 ГОСТ 6465 или другие эмали того же цвета, по защитным свойствам не хуже указанной.

6.1.13.17. Внутренние поверхности кабины, салона, отсеков кузова, насосного отсека должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации - согласно п. 6.1.13.13.

Цвет покрытия - светло-голубой, серо-голубой, светло-серо-голубой. Для покрытий должны применяться эмали марок ХВ-110 ГОСТ 18374, ПФ 115 ГОСТ 6465, МЛ-152 ГОСТ 18099 или другие эмали тех же цветов, по защитным свойствам не хуже указанной.

6.1.13.18. Повреждения лакокрасочных покрытий после сборки должны быть устранены. Если площадь поврежденного участка отдельной панели или сборочной единицы составляет свыше 10 % от площади окрашенной поверхности, то должно быть проведено восстановление покрытия по всей поверхности.

При повреждении внешнего слоя подкраска должна производиться тем же покрывным лакокрасочным материалом. Разнооттеночность покрытия - в соответствии с нормативной документацией на данный лакокрасочный материал.

6.1.13.19. Лакокрасочные покрытия должны допускать возможность применения красок естественной сушки, механизированную мойку сосредоточенной струей воды под давлением до 1,5 кгс/см2, а также быть стойкими к воздействию воды, растворов пенообразователей, топлива и смазочных материалов.

6.1.13.20. Поручни кабины, кузовов, решетки пеналов для рукавов, ручки замков дверей кабины и кузова должны иметь защитно-декоративное покрытие по ГОСТ 9.303. Материал покрытия - хром, толщина покрытия - в соответствии с климатическим исполнением изделия и категорией размещения деталей по ГОСТ 15150, блеск покрытия - в соответствии с нормативной документацией на конкретную модель, шероховатость покрытия - гладкое, цвет покрытия - естественный цвет осажденного хрома.

6.1.13.21. Смазочные материалы для агрегатов и узлов ПА должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси.

Узлы трения, требующие в процессе эксплуатации периодического восстановления или добавления смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т. п.), позволяющие проводить смазку без разборки или демонтажа узла или соседних агрегатов.

6.1.13.22. Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг (отсеки кузова и т. п.) должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т. п.).

6.1.13.23. Конструкция ПА должна обеспечивать возможность ремонта по агрегатному методу, а также удобство монтажных и ремонтных работ.

При создании ПА должны по возможности применяться унифицированные комплектующие изделия, узлы, агрегаты и механизмы.

6.2. Комплектность

6.2.1. ПА должны состоять из основных частей согласно п. 6.1.4.1.

Автомобили, укомплектованные комбинированными насосами, должны иметь одну или две рукавные катушки с запасом рукавов высокого давления не менее 60 м каждая.

6.2.2. ПА должны быть укомплектованы ПТВ в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель. Окончательная номенклатура комплектующего оборудования определяется заказчиком.

Общая масса предлагаемого к размещению на ПА пожарно-технического вооружения не должна находиться в противоречии с требованиями п. 6.1.1.2.

6.2.3. ПА по требованию заказчика могут быть укомплектованы (или предусмотрены места для размещения) снаряжением для защиты личного состава от воздействия опасных факторов пожара (теплоотражательные и противорадиационные костюмы, средства индивидуальной защиты органов дыхания и др.).

6.2.4. В комплект поставки ПА должны входить:

формуляр, руководство по эксплуатации, инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке в соответствии с ГОСТ 2.601, а также инструмент, принадлежности (аптечка, огнетушители, противооткатные упоры и т.п.) в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель;

ремонтная документация по ГОСТ 2.602 для ПА, освоение производства которых закончено в соответствии с ГОСТ 15.001 (по требованию потребителя);

В состав сопроводительной документации должны входить сведения о выдаче "Одобрения типа транспортного средства" для базового шасси, предъявляемого в ГИБДД при постановке ПА на учет.

 

(Измененная редакция, Изм. № 2)

 

6.3. Маркировка

6.3.1. На каждом ПА на свободном видном месте должна быть установлена маркировочная пластинка по ГОСТ 12969 и ГОСТ 12971, содержащая:

- наименование и товарный знак (товарную марку) предприятия-изготовителя;

- условное обозначение типа ПА согласно требованиям п. 4.5;

- обозначение технических условий или другого нормативного документа, по которым выпускается ПА;

- заводской номер ПА (по системе нумерации предприятия-изготовителя);

- дату выпуска (год, месяц);

- знак соответствия (для сертификационной продукции);

- страну-изготовитель ПА.

6.3.2. На торцевых поверхностях ПА должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 "Центр тяжести" (ПА в состоянии поставки).

6.3.3 Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке.

 

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

 

6.4. Упаковка

6.4.1. Полностью укомплектованный ПА должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.

6.4.2. Эксплуатационная и сопроводительная документация должна быть упакована в соответствии с ГОСТ 23170 и техническими условиями на конкретную модель.

6.4.3. Перед отправкой потребителю ПА должен быть подвергнут пломбированию. Места пломбирования и виды пломб должны быть указаны в технических условиях на конкретную модель.

Перед пломбированием и отгрузкой предприятие-изготовитель должно:

- руководствоваться требованиями по транспортировке базового шасси;

- слить воду из системы охлаждения и омывателя стекол (антифриз допускается не сливать);

- отключить аккумуляторную батарею;

- выпустить воздух из пневмосистемы шасси;

- в топливный бак шасси залить топливо, гарантирующее пробег 50 км. Пробка топливного бака должна быть исправна, плотно закрыта и опломбирована;

- на лобовое стекло кабины с внутренней стороны приклеить ярлык с указанием об удалении охлаждающей жидкости из системы охлаждения, воды из омывателя стекол, воздуха из пневмоприводов, об отключении и состоянии аккумуляторной батареи (с электролитом, без электролита) и о смазке в двигателе и силовых передачах(летняя, зимняя);

- заправить техническим спиртом вне зависимости от времени года тормозную систему (на тех ПА, где это предусмотрено технической документацией на базовое шасси).

В случае получения потребителем изделия непосредственно на заводе-изготовителе указанные подготовительные мероприятия не проводятся.

6.4.4. Дополнительные требования к упаковке ПА, предназначенных для экспорта, должны оговариваться контрактом или договором на конкретную модель.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

7.1. Конструкция и компоновка ПА не должны снижать показателей безопасности базового шасси.

Эффективность торможения ПА по ГОСТ 22895 должна обеспечиваться при любой степени заполнения цистерны жидким грузом (вода, раствор пенообразователя).

7.2. Размещение агрегатов, систем управления, ПТВ, боевого расчета на ПА должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при боевом развертывании и тушении пожара, а также безопасность при движении, техническом обслуживании и ремонте.

Схема размещения и узлы крепления ПТВ должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке.

7.3. Информативная окраска ПА, специальные световые и звуковые сигналы - по ГОСТ Р 50574.

Дополнительные требования к сигнально-информативной окраске ПА - по ГОСТ 12.2.037.

7.4. Содержание вредных веществ в кабине водителя и салоне боевого расчета, а также в рабочей зоне оператора от выхлопа отработавших газов двигателя шасси не должно превышать предельно допустимых концентраций по ГОСТ 12.1.005.

ПА должен быть оборудован системой отвода отработавших газов от рабочей зоны оператора.

7.5. Уровни вибрации на местах, являющихся конструктивной частью ПА, - по ГОСТ 12.1.012.

7.6. В салоне должна поддерживаться температура воздуха на уровне требований п. 6.1.5.20.

Перепад температуры воздуха в салоне между точками измерения на уровне головы и ног в теплый и холодный периоды года не должен превышать 4 °С.

В закрытых кабине и салоне система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993.

7.7. Требования к геометрическим параметрам и конструкции салона в части обеспечения безопасности размещения, посадки и высадки боевого расчета - согласно п. 6.1.5.

Требования безопасности при обеспечении доступа к ПТВ или органам управления, размещенным на крыше или платформе (рабочей площадке), - в соответствии с п. 6.1.6.

7.8. Использование ПА во взрывоопасной среде не предусматривается.

Конструкция ПА, размещение топливопроводников, используемые материалы должны обеспечивать его пожарную безопасность.

Размещение топливного бака и его заливной горловины должно выполняться в соответствии с требованиями пп. 6.1.4.11 и 6.1.4.12.

ПА должны оснащаться огнетушителями. Количеств, тип и размещение огнетушителей - по нормативно-технической документации.

7.9. Конструкция и монтаж дополнительного электрооборудования ПА должны обеспечивать электробезопасность боевого расчета в соответствии с правилами ПЭУ, ПТЭ и ПТБ. Заземление электрооборудования автомобиля - по ГОСТ 21130.

7.10. Уровень внутреннего шума в салоне во время движения - по ГОСТ 27435, уровень внешнего шума (при выключенной сирене) - по ГОСТ 27436,

7.11. Техническое состояние ПА в процессе эксплуатации должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478.

7.12. ПА должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с требованиями действующих "Правил дорожного движения", а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током.

7.13. Не допускается производить реконструкцию (переделку или доработку) ПА, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения ПТВ, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

7.14. Требования к сосудам для порошковых составов -согласно п. 6.1.7.22.

 

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

8.1. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

8.2. Применяемые на ПА пенные установки должны обеспечивать требования ГОСТ Р 50588 в части охраны окружающей среды при эксплуатации, техническом обслуживании, испытаниях и ремонте. Самопроизвольное вытекание пенообразователя из системы не допускается.

8.3. Конструкция насосной установки (или водосборника) должна исключать возможность попадания пенообразователя в водопроводную сеть при работе ПА от гидранта.

8.4. Требования к создаваемому шуму в движении и при стационарной работе - по ГОСТ 27435 и ГОСТ 27436.

Требования к шумовым характеристикам специальной звуковой сигнализации - по ГОСТ Р 50574.

8.5. Содержание окиси углерода в отработавших газах ПА с бензиновыми двигателями при работе насосной установки -по ГОСТ 17.2.2.03.

Дымность отработавших газов ПА с дизельными двигателями при работе насосной установки - по ГОСТ 17.2.2.01.

8.6. Огнетушащие вещества, используемые на ПА, должны обладать свойствами естественной утилизации без нанесения ущерба окружающей среде.

 

9. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

 

9.1. Для проверки соответствия автомобилей требованиям настоящих норм и технических условий на конкретную модель проводятся следующие виды испытаний:

- предварительные (заводские);

- приемочные;

- квалификационные;

- сертификационные;

- предъявительские;

- приемо-сдаточные:

- периодические;

- испытания на надежность (ресурсные);

- типовые;

- эксплуатационные;

- специальные.

Определения видов испытаний - по ГОСТ 16504.

9.2. Автомобили, предъявляемые на испытания, должны быть собраны, укомплектованы, заправлены горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами.

Требования по заправке огнетушащим порошком при испытаниях - по нормативной документации на конкретную модель.

9.3. Комплектующие изделия и материалы перед установкой на ПА должны проходить входной контроль по ГОСТ 24297.

9.4. Предварительные испытания

9.4.1. Предварительные испытания должны проводиться предприятием-изготовителем с целью определения возможности предъявления опытного образца на приемочные испытания.

9.4.2. Программа предварительных испытаний должна включать в себя проверку всех обязательных показателей и характеристик, указанных в настоящих нормах, а также других требований, если они имеются в техническом задании на конкретную модель ПА.

9.5. Приемочные и квалификационные испытания

9.5.1. Приемочные и квалификационные испытания должны проводиться разработчиком и изготовителем изделия с оформлением результатов испытаний по ГОСТ 15.001 с целью решения вопроса о возможности постановки изделия на серийное производство.

9.5.2. Приемочные и квалификационные испытания проводятся по отдельным пунктам программы предварительных испытаний по усмотрению приемочной комиссии.

9.5.3. Приемочным испытаниям подвергается опытный образец ПА.

9.5.4. Квалификационным испытаниям подвергается первая промышленная партия ПА.

9.6. Сертификационные испытания

9.6.1. Сертификационные испытания должны проводиться испытательными центрами (лабораториями), аккредитованными в качестве органов сертификации данного вида продукции или по отдельным видам испытаний с целью проверки соответствия параметров и характеристик изделия национальным нормативным документам.

Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры “А”;

Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую Российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена Государственным заказчиком пожарно-технической продукции

Поставке потребителю подлежат ПА, прошедшие сертификацию с выдачей сертификатов соответствия (заключения) на пожарную надстройку и "Одобрения типа транспортного средства".

Знак соответствия должен быть на изделии и в сопроводительной документации.

Наличие "Одобрения типа базового шасси" при сертификации ПА является обязательным.

 

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

9.6.2. Программа сертификационных испытаний должна включать в себя проверку всех обязательных показателей и характеристик, указанных в настоящих нормах (обязательное приложение 4).

9.7. Предъявительские испытания

9.7.1. Предъявительским испытаниям должен подвергаться каждый ПА с целью определения возможности поставки изделия потребителю.

9.7.2. В состав предъявительских испытаний должна входить обкатка.

Режим обкатки агрегатов ПА и базового шасси должен устанавливаться в нормативном документе на конкретную модель. Объем обкатки у потребителя должен быть минимальным и гарантировать возможность постановки изделия в боевой расчет сразу после его приобретения.

По согласованию с потребителем допускается не проводить обкатку тех узлов и агрегатов, которые могут пройти ее при доставке потребителю, если доставка проводится своим ходом.

9.7.3. Предъявительские испытания ПА включают:

- внешний осмотр с оценкой качества монтажно-сборочных работ, окраски и отделки изделия, надежности крепления кузова, цистерны, пожарного оборудования, других сборочных единиц, а также проверку комплектности ПА;

- испытание сосудов, насоса, водопенных коммуникаций на герметичность;

- испытания вакуумной системы и ее коммуникаций на "сухой вакуум";

- испытания насосной установки;

- испытание систем управления всеми механизмами и агрегатами ПА;

- испытание на герметичность сосуда для порошковых составов, коммуникаций при рабочем давлении;

- испытание систем штатного и дополнительного электрооборудования на работоспособность;

- дорожные испытания на расстояние 50 км. После дорожных испытаний обнаруженные дефекты должны быть устранены.

9.7.4. При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному показателю изделие возвращают на устранение несоответствия.

Повторно испытания проводят по тому показателю, по которому был получен неудовлетворительный результат.

Изделие, не выдержавшее повторных испытаний, бракуют.

9.7.5. Результаты предъявительских испытаний и обкатки должны быть оформлены протоколом и внесены в формуляр изделия.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE-FIGHTING TECHNICS. FIRE EXTINGUSHING TRUCKS

General technical reguirements. Test methods

НПБ 163-97

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

5. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Таблица 1

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. Характеристики (свойства)

6.1.1. Требования назначения

6.1.2. Требования надежности

6.1.3. Требования к шасси

6.1.4. Требования к компоновке

6.1.5. Требования к салону

6.1.6. Требования к кузовам

6.1.7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ

6.1.8. Требования к насосной установке

6.1.9. Требования к лафетным стволам

6.1.10 Требования к дополнительному электрооборудованию

6.1.11. Требования стойкости к внешним воздействиям

6.1.12. Требования эргономики

6.1.13. Конструктивные требования

6.2. Комплектность

(Измененная редакция, Изм. № 2)

6.3. Маркировка

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6.4. Упаковка

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

9.4. Предварительные испытания

9.5. Приемочные и квалификационные испытания

9.6. Сертификационные испытания

(Измененная редакция, Изм. № 1)

9.7. Предъявительские испытания

9.8. Приемо-сдаточные испытания

9.9. Периодические испытания

9.10. Контрольные испытания на надежность

9.11. Типовые испытания

9.12. Эксплуатационные испытания

9.13. Специальные испытания

10. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

10.1. Условия испытаний

10.2. Средства испытаний

10.3. Испытания

10.3.1. Отбор и приемка автомобилей

10.3.2. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки

10.3.3. Определение эргономических показателей

10.3.4. Определение показателей массы

10.3.5. Определение удельной мощности

10.3.6. Определение размерных параметров

6.1.1.14; 6.1.4.11; 6.1.4.15; 6.1.5; 6.1.8.14.

10.3.7. Определение скоростных свойств

10.3.8. Определение эффективности тормозной системы

10.3.9. Определение угла поперечной устойчивости

10.3.10. Определение параметров насосной установки

10.3.11. Испытания вакуумной системы

10.3.12. Испытания водопенных коммуникаций

10.3.13. Испытания стационарного лафетного ствола

10.3.14. Испытания системы обогрева салона

10.3.15. Испытания системы дополнительного охлаждения двигателя

10.3.16. Испытания на топливную экономичность

10.3.17. Определение внешнего шума

10.3.18. Определение внутреннего шума

10.3.19. Определение уровня загазованности в кабине и на рабочем месте оператора

10.3.20. Определение уровня вибрации

10.3.21. Определение конструктивной прочности

10.3.22. Определение показателей надежности

Таблица 2

Таблица 3

10.3.23. Определение уровня освещенности

10.3.24. Определение параметров порошковой установки

10.3.25. Испытания на непрерывную шестичасовую работу насоса

10.3.26. Оценка цветографической схемы, специальных световых и звуковых сигналов

11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

12. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

13. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЕРЕЧЕНЬ

технических требований, обязательных при сертификации основных пожарных автомобилей для выдачи "Одобрения типа транспортного средства" со сроком действия 1 и 3 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОТОКОЛ

Рейтинг@Mail.ru