НПБ 163-97 
9.8. приемо-сдаточные испытания. 9.9. периодические испытания. 9.10.... НПБ 163-97 
9.8. приемо-сдаточные испытания. 9.9. периодические испытания. 9.10....

НПБ 163-97 => 9.8. приемо-сдаточные испытания. 9.9. периодические испытания. 9.10. контрольные испытания на надежность. 9.11. типовые...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 163-97 -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком
 

9.8. Приемо-сдаточные испытания

9.8.1. Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергнуться каждый ПА с целью определения возможности поставки изделия заказчику.

9.8.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергается каждая автоцистерна, прошедшая предъявительские испытания.

9.8.3. Испытания проводятся в объеме и последовательности предъявительских испытаний при участии представителя заказчика. По усмотрению представителя заказчика допускается отдельные виды испытания не проводить.

По согласованию с представителем заказчика допускается совмещение приемо-сдаточных и предъявительских испытаний.

9.9. Периодические испытания

9.9.1. Периодические испытания проводятся один раз в год с целью контроля стабильности качества изделия.

Испытаниям подвергают один автомобиль из числа выдержавших приемо-сдаточные испытания и изготовленных в контролируемом периоде.

При наличии службы представителя заказчика производится отбор изделия в присутствии представителя службы технического контроля предприятия-изготовителя.

9.9.2. Периодические испытания ПА включают:

а) приемо-сдаточные испытания в полном объеме в соответствии с п. 9.7.3;

б) проверку характеристик, приведенных в табл. 1 и в п. 6.1.1 (кроме требования п. 6.1.1.12);

в) дорожные испытания на расстояние 1000 км с распределением пробега по видам дорог (для полноприводных/неполноприводных ПА, %):

- по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытием - 20/50;

- по дорогам с булыжным покрытием - 30/30;

- по грунтовым дорогам - 50/20;

г) по согласованию с представителем заказчика в программу периодических испытаний может быть включено определение показателей надежности согласно п. 6.1.2.

9.9.3. Результаты испытаний оформляют протоколом периодических испытаний, который утверждается техническим руководителем предприятия-изготовителя изделия и хранится в течение срока, установленного предприятием, но не менее чем до очередных периодических испытаний.

9.9.4. При неудовлетворительных результатах периодических испытаний должны быть проведены анализ причин их получения и мероприятия, исключающие возможность их повторения.

После доработки проводятся повторные испытания на удвоенной выборке изделий по тем показателям, по которым получены неудовлетворительные результаты, а также повторяются те проведенные ранее испытания, на результаты которых могли повлиять внесенные изменения.

9.9.5. Изделия, подвергшиеся периодическим испытаниям с проверкой показателей долговечности, поставке потребителю не подлежат.

9.10. Контрольные испытания на надежность

Контрольные испытания на надежность по п. 6.1.2 проводятся на предприятии-изготовителе в случае, если выпуск ПА не менее чем в 10 раз превышает число изделий, необходимых для испытаний на надежность для подтверждения показателей надежности.

Испытания на надежность проводят не реже одного раза в три года для подтверждения показателей надежности.

При меньшем количестве выпускаемых изделий испытаниям на надежность подвергают ПА, находящиеся в подконтрольной эксплуатации.

По результатам подконтрольной эксплуатации должны быть разработаны и реализованы мероприятия по устранению причин выявленных отказов.

9.11. Типовые испытания

Типовые испытания проводят с целью оценки эффективности и целесообразности внесения изменений в конструкции ПА.

Программа типовых испытаний должна содержать проверку тех характеристик и параметров, на которые могут повлиять данные изменения.

В программе должно быть указано количество изделий, необходимых для проведения испытаний, и возможность дальнейшего использования ПА, подвергнутых типовым испытаниям.

Программа разрабатывается предприятием-изготовителем и согласовывается с разработчиком изделия и основным заказчиком.

Результаты типовых испытаний оформляются протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений.

9.12. Эксплуатационные испытания

Эксплуатационные испытания проводятся для всех новых моделей ПА. Программа и базовые гарнизоны для проведения эксплуатационных испытаний должны быть установлены при проведении приемочных испытаний.

Разработчик изделия готовит предложения по этому вопросу и вместе с проектом технических условий на конкретную модель предъявляет их на приемочные испытания.

Базовые гарнизоны должны быть согласованы с основным заказчиком.

9.13. Специальные испытания

Специальные испытания (огневые, климатические и т. п.) проводят для проверки функционального соответствия ПА условиям эксплуатации и (или) оперативного использования, установленным в техническом задании.

Испытания проводятся по решению основного заказчика в соответствии с утвержденной им программой и методикой испытаний.

9.14. Полный объем и методы испытаний ПА при их приемке устанавливаются в технических условиях на конкретную модель с учетом требований настоящих норм.

 

10. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

 

10.1. Условия испытаний

10.1.1. Методы, установленные настоящими нормами, и объемы испытаний определяются программами испытаний конкретных моделей ПА.

10.1.2. Автомобили, предназначенные для испытаний, должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих норм, нормативно-технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы, технически исправны.

Двигатель, трансмиссия и шины должны пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

10.1.3. Эксплуатация автомобилей при испытаниях должна проводиться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на конкретную модель.

Техническое состояние автомобиля при дорожных испытаниях должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478.

10.1.4. Испытания, за исключением оговоренных особо, должны проводиться при нормальных значениях факторов внешней среды по ГОСТ 15150.

Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать климатическим условиям проведения испытаний.

10.1.5. Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых ПА, не предусмотренные настоящими нормами, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации, методикой или программой испытаний, не допускаются.

10.1.6. Условия хранения ПА в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.

10.1.7. Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 12.3.002, требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.

Персонал, допускаемый к испытаниям, должен пройти инструктаж и обучение в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004, а также должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

К испытаниям и обслуживанию ПА с порошковой установкой должны допускаться только лица, изучившие "Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

У места проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026 с поясняющей надписью "Идут испытания!", а также вывешены инструкции и правила безопасности.

10.2. Средства испытаний

10.2.1. Применяемые средства испытаний, контроля и измерений должны иметь характеристики, обеспечивающие создание требуемых испытательных режимов и условий испытаний, а также необходимую точность измерения создаваемых режимов и контролируемых параметров.

10.2.2. Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации.

Порядок подготовки, проведения и организации аттестации - по ГОСТ 24555 и РД 78.131.

10.2.3. Средства испытаний должны быть снабжены устройствами, исключающими возможность выхода их из строя из-за ошибок операторов.

10.2.4. Применяемое испытательное и измерительное оборудование должно обеспечивать максимальные допускаемые значения измерений при испытаниях в соответствии с обязательным приложением 1.

10.3. Испытания

10.3.1. Отбор и приемка автомобилей

10.3.1.1. Отбор ПА для испытаний (в случае испытания серийных образцов) производится методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представителями организации, проводящей испытания, и представителем заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой ОТК предприятия-изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.

10.3.1.2. После отбора проверяют комплектность ПА на соответствие технической документации, а также наличие заводских табличек, клейм ОТК и пломб.

10.3.1.3. При проведении сертификационных испытаний предприятием-изготовителем должны быть предъявлены основные данные испытываемого ПА:

- тип ПА, модель, модификация, колесная формула (прилагаются фотографии);

- дата выпуска (год, месяц);

- номер двигателя, шасси, основных агрегатов;

- тип кабины, число мест для боевого расчета;

- параметры огнетушащей установки (насосная, порошковая);

- вместимость сосудов для огнетушащих веществ;

- комплектация (ПТВ);

- полная масса (фактическая и максимально допустимая);

- предприятие-изготовитель, страна, адрес.

10.3.2. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки

10.3.2.1. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки ПА должны проводиться без снятия и разборки агрегатов и узлов путем сравнения с чертежами и замерами размеров рулеткой ГОСТ 7502 или линейкой ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.

10.3.2.2. Осмотру подвергаются все составные части ПА согласно п. 6.1.4.1, а также наличие, размещение и крепление специального оборудования.

10.3.2.3. Методом непосредственного осмотра и (или) методом экспертных оценок проверяют:

- комплектность ПА в целом, его оборудования, снаряжения и инструмента;

- узлы дополнительной трансмиссии, насос и его коммуникации;

- удобство и безопасность доступа к агрегатам при обслуживании и ремонте;

- наличие, размещение, удобство съема и установки ПТВ;

- удобство размещения боевого расчета, безопасность входа и выхода;

- выполнение требований пассивной безопасности (наличие острых кромок, выступающих частей и т. п.);

- удобство управления сцеплением, коробкой отбора мощности, насосом, порошковой установкой, лафетным стволом, системой дополнительного охлаждения двигателя и т. п.;

- выполнение требований пожаробезопасности, электробезопасности ПА;

- качество выполнения деталей, сварных швов, окраски, уплотнений, наличие видимых повреждений (вмятины, трещины, коррозия), подтекают ли масло, топливо, специальные жидкости;

- соответствие цветографической схемы ПА требованиям ГОСТ Р 50574;

- работу штатного и дополнительного электрооборудования, а также сигнальных устройств;

состояние сосудов, работающих под давлением (порошкового, газовых и т. п.);

- удобство наблюдения за рабочими органами, приборами, указателями и т. п.;

- безопасность и удобство эксплуатации ПА в темное время суток.

Кроме того, должно проверяться наличие знаков приемки ОТК на агрегатах и ПА в целом, а также наличие пломб на спидометре, карбюраторе, щитке приборов и т. п.

10.3.2.4. Наряду с внешним осмотром должна производиться проверка агрегатов в действии - прослушивание двигателя, проверка органов управления, включение насосной установки и т. п.

Соединения должны подвергаться осмотру без нарушения шплинтовки или фиксации.

Результаты осмотра оформляются протоколом.

10.3.3. Определение эргономических показателей

10.3.3.1. Эргономические показатели определяют для тех элементов ПА, которые сопряжены с человеком при выполнении им трудовых действий в процессе эксплуатации, монтажа, ремонта и транспортирования.

10.3.3.2. На соответствие требованиям эргономики оценивают: размеры салона боевого расчета, отсеков (ГОСТ 12.2.037), устройство и прочность крепления сидений, дверей, замков (ГОСТ 28262 и ГОСТ 28443), расположение и размеры наружных выступов (ГОСТ 28559).

10.3.4. Определение показателей массы

10.3.4.1. Измерения должны проводиться на автомобильных весах среднего класса точности по ГОСТ 23676.

Размеры и грузоподъемность весов должны допускать установку на них автомобиля всеми колесами одновременно, а также колесами одной оси, двух смежных осей и одного борта.

Погрешность измерений не должна превышать значений, указанных в обязательном приложении 1.

Допускается применение вместо (или совместно) весов других весовых устройств (тензостанции и т. п.), аттестованных в установленном порядке и обеспечивающих точность измерений, соответствующую обязательному приложению 1.

10.3.4.2. Перед испытаниями ПА должен быть:

- в технически исправном состоянии, очищенным от грязи;

- полностью укомплектован ПТВ и огнетушащими веществами в соответствии с техническими условиями;

- полностью заправлен ГСМ;

- освобожден от посторонних предметов.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси.

Массу боевого расчета допускается имитировать балластом из расчета 85 кг на одного человека. При этом 85 % груза размещается на сидениях и 15 % на полу кабины и салона.

10.3.4.3. При испытаниях определяются:

- снаряженная масса ПА;

- полная масса ПА;

- распределение снаряженной массы ПА на дорогу через шины передних и задних колес;

- распределение полной массы ПА через шины передних и задних колес;

- распределение снаряженной массы через шины правой и левой колеи;

- распределение полной массы через шины правой и левой колеи;

- вместимость цистерны для воды;

- вместимость пенного бака;

- вместимость сосуда для огнетушащего порошка.

10.3.4.4. Проверка массы (взвешивание) производится при неработающем двигателе, расторможенных колесах, выключенных передачах, разблокированных мостах, закрытых дверях кабины, салона и кузова. ПА должен устанавливаться на весы колесами передней и задней оси, левого и правого бортов соответственно видам испытаний, установленным п. 10.3.4.3.

При въезде ПА на платформу и при съезде с нее весы должны быть остановлены (блокированы).

10.3.4.5. Проверка вместимости цистерны для воды и бака для пенообразователя проводится путем взвешивания ПА на весах (ГОСТ 23676) после выдачи огнетушащих веществ насосом или по показателям счетчика типа ВТ-32 (ГОСТ 14167) при заполнении их водой от водопроводной сети.

Невырабатываемый остаток воды в цистерне после выдачи насосом определяется с помощью технического мерника вместимостью 20 л, в который сливается остаток воды из цистерны через сливной кран (пробку).

10.3.4.6. Определение количества вывозимого порошка производится взвешиванием ПА на весах по ГОСТ 23676 без порошка и с порошком.

Количество вывозимого порошка определяется разницей между первым и вторым взвешиванием. Остаток порошка после срабатывания - не более 5 % от массы загруженного порошка.

10.3.4.7. Значения определяемых показателей должны соответствовать требованиям пп. 6.1.1.2; 6.1.1.4; 6.1.1.5; 6.1.4.2.

Результаты испытаний оформляют согласно рекомендуемому приложению 5.

10.3.5. Определение удельной мощности

10.3.5.1. Удельная мощность ПА определяется расчетом как отношение номинальной мощности двигателя базового шасси, установленной в нормативно-технической документации на это шасси, к полной массе ПА, определенной в соответствии с методом п. 10.3.4.

10.3.5.2. Величина удельной мощности должна соответствовать требованиям п. 6.1.1.3.

Результаты определения удельной мощности заносят в протокол (рекомендуемое приложение 5).

10.3.6. Определение размерных параметров

10.3.6.1. Проверку основных размеров ПА и его составных частей проводят на ровной горизонтальной площадке по методике ГОСТ 22748.

Контроль размеров - рулеткой РЗ-10 по ГОСТ 7502, линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм. При измерениях используют деревянную рейку размером 40х40х4000 мм.

10.3.6.2. Автомобиль при измерениях должен находиться в снаряженном состоянии.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси. Износ шин - не более 30 %.

10.3.6.3. При испытаниях определяются следующие размерные параметры:

- габаритные размеры ПА (длина, ширина, высота);

- база;

- дорожный просвет;

- передний и задний углы свеса;

- размеры салона боевого расчета, высота расположения подножек, размеры сидений для личного состава.

Погрешность измерений не должна превышать 20 % поля допуска на проверяемый размер, указанного в конструкторской документации.

Погрешность измерений основных наружных размеров, допуски на которые не указаны, устанавливается согласно приложению 1.

10.3.6.4. Значения измеряемых размерных параметров должны соответствовать требованиям пп. 6.1.1.11; 6.1.1.12;

6.1.1.14; 6.1.4.11; 6.1.4.15; 6.1.5; 6.1.8.14.

Результаты замеров заносятся в протокол (рекомендуемое приложение 5). В протоколе указывается, какому агрегату принадлежит низшая точка при замере дорожного просвета.

10.3.7. Определение скоростных свойств

10.3.7.1. При испытаниях определяются:

- максимальная скорость ПА;

- время разгона ПА до заданной скорости.

10.3.7.2. Испытаниям подвергается технически исправный ПА при полной массе, определенной нормативным документом, с агрегатами, прогретыми до рабочей температуры (пробегом в течение 30 мин).

Двигатель, трансмиссия и шины должны пройти надлежащую обкатку и пробег в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя базового шасси.

10.3.7.3. Средства измерений, условия (дорожные, атмосферные) и методика испытаний - по ГОСТ 22576.

Погрешность измерений не должна превышать значений, приведенных в приложении 1.

10.3.7.4. Результаты испытаний должны соответствовать требованиям п. 6.1.1.13.

Показатели, определяемые при испытаниях, заносятся в протокол (рекомендуемое приложение 5).

10.3.8. Определение эффективности тормозной системы

Критериями оценки эффективности тормозной системы являются:

- тормозной путь;

- замедление;

- уклон, на котором удерживается ПА с полной массой и в снаряженном состоянии;

- герметичность системы пневматических тормозов.

10.3.8.2. Эффективность тормозной системы (тормозной путь, замедление) определяют методами дорожных испытаний, установленными ГОСТ 25478.

Испытания по определению эффективности тормозной системы допускается проводить способами, эквивалентными способам, установленным ГОСТ 25478.

10.3.8.3 Техническое состояние при испытаниях - в соответствии с п. 10.3.7.2.

Нарушение герметичности системы пневматических тормозов при испытаниях не должно вызывать падение давления воздуха при неработающем компрессоре более 0,5 кгс/см2 в течение 30 мин при свободном положении органов управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозами. Контроль давления - по показаниям штатного манометра шасси.

10.3.8.4. Испытаниям подвергается ПА в полной оперативной готовности с заполнением цистерны на 50, 75, 90 и 100 %.

Допускается массу боевого расчета имитировать балластом с соответствующим закреплением его от перемещений с соблюдением требований п. 10.3.3.2.

10.3.8.5. Средства измерений, условия (дорожные, атмосферные, климатические) и методика испытаний - по ГОСТ 25478.

При испытаниях должна быть обеспечена следующая максимальная погрешность измерений:

±4,0 % - установившегося замедления;

±2,5 % - тормозного пути;

±0,03 с - времени срабатывания;

±1,5 км/ч - начальной скорости торможения.

Погрешность измерения остальных параметров - в соответствии с обязательным приложением 1.

10.3.8.6. Результаты испытаний заносят в протокол (рекомендуемое приложение 5).

ПА считают выдержавшим испытания по проверке эффективности тормозной системы, если значения полученных при испытаниях показателей соответствуют требованиям ГОСТ 22895, ГОСТ 4364, ГОСТ 23181, а также условиям п. 6.1.3.13, при любой степени заполнения цистерны согласно п. 10.3.8.4.

10.3.9. Определение угла поперечной устойчивости

10.3.9.1. Определение угла поперечной устойчивости проводят на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый ПА теряет устойчивость, но не менее чем 50°.

Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание машины.

Стенд опрокидывания, используемый для испытаний, должен быть аттестован в соответствии с ГОСТ 24555.

10.3.9.2. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 5 м/с. Поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда.

10.3.9.3. Техническое состояние ПА при испытаниях - в соответствии с п. 10.3.7.2. Заливные горловины баков, сосудов и переливные трубы должны быть герметически закрыты. Давление в шинах должно соответствовать требованиям технической документации на шасси.

Весовое состояние ПА при испытаниях - в соответствии с п. 10.3.8.4.

10.3.9.4. ПА устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы ее продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на 1,5°. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и низшая передача.

Сбоку от колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой от 20 до 22 мм.

10.3.9.5. Измерение углов поперечной статической устойчивости ПА проводят на обе стороны.

Увеличение угла наклона платформы производят плавно до тех пор, пока одно из колес не "оторвется" от платформы. Эту операцию повторяют до тех пор, пока три подряд отсчета будут иметь разницу не более чем на 1°. При возникновении колебаний жидкости в емкостях ПА испытания прекращают до успокоения жидкости.

Угол наклона измеряют оптическим квадрантом ГОСТ 14967.

10.3.9.6. Результаты испытаний оформляют в соответствии с рекомендуемым приложением 5.

За оценочный показатель принимают значение минимального угла, получаемое в результате измерений при опрокидывании ПА на правую и левую сторону.

ПА считают выдержавшим испытания, если значение угла поперечной устойчивости, определенное при испытаниях, соответствует требованиям п. 6.1.1.15 при любой степени заполнения цистерны согласно п. 10.3.8.4.

10.3.10. Определение параметров насосной установки

10.3.10.1. Испытания проводятся на испытательных стендах при перекачивании воды температурой до 30 °С. Температура воды должна измеряться в подводящем трубопроводе или резервуаре.

Допускается проведение испытаний на натурной среде (водоеме), обеспечивающей требуемую высоту всасывания и имеющей объем не менее 100 м3.

10.3.10.2. Перед испытаниями насосная установка должна быть подвергнута обкатке на одном или нескольких режимах и в течение времени, указанных в нормативно-технической документации на конкретную модель ПА.

При обкатке визуально контролируется отсутствие явлений, свидетельствующих о недостатках конструкции, изготовления или сборки (повышенный шум, вибрация, перегрев и т. п.),

10.3.10.3. Испытания проводятся при температуре окружающего воздуха и влажности, указанных в нормативно-технической документации на ПА.

10.3.10.4. Измеряемыми параметрами при испытаниях являются подача и напор насосной установки.

В процессе испытаний определяются:

а) параметры насоса (ступени) нормального давления;

б) параметры ступени высокого давления;

в) параметры ступени нормального давления, при которых обеспечивается номинальный режим работы ступени высокого давления.

10.3.10.5. Снятие показаний приборов при испытаниях должно производиться только при установившемся режиме работы приводящего двигателя насосной установки.

10.3.10.6. Подача насоса измеряется на выходе из насоса при отключенных системах дозирования пенообразователя и дополнительного охлаждения двигателя.

10.3.10.7. Измерение подачи ступени нормального давления производится при помощи стволов-водомеров с мерными насадками (рекомендуемое приложение 2, рис. 2.1, 2.2) при подаче через штатные рукава по ГОСТ 7877.

Подача насоса определяется по таблицам зависимости подачи от давления перед насадком (приложение 2, табл. 2.1), по показаниям манометров, установленных на стволе-водомере.

Допускается определение подачи воды объемным методом с использованием счетчиков воды по ГОСТ 14167 или при помощи расходомерного устройства класса точности не более 2,5 с предельной относительной погрешностью определения ±3 %.

10.3.10.8. Измерение подачи ступени высокого давления производится объемным методом при подаче воды через штатные рукава (рукав) со стволами (стволом) высокого давления в отградуированный мерный бак вместимостью 200 л с водомерным стеклом (цена деления 1 мм).

Расстояние между отметками уровней выбирается так, чтобы время замера составляло не менее 20 с. Время заполнения мерного бака определяется секундомером с точностью измерения до 0,1 ее предельной относительной погрешностью определения ±3 %.

10.3.10.9. Напор насоса определяется по показаниям мановакуумметров класса точности не более 2,5 с предельной относительной погрешностью ±3 % (ГОСТ 2405).

Отбор давления, используемого для определения напора, проводится в местах, предусмотренных конструкцией насоса, в соответствии с ГОСТ 6134.

Определяемый напор представляет собой арифметическую сумму абсолютных значений давления на выходе из насоса и разрежения на входе в насос, выраженных в м вод. ст.

Допускается определение напора производить с использованием штатных мановакуумметров насосной установки соответствующего класса точности.

10.3.10.10. Частоту вращения вала насоса при испытаниях контролируют по показаниям штатного тахометра насосной установки или других приборов, обеспечивающих предельную относительную погрешность определения ±1 %.

10.3.10.11. Определение параметров насоса (ступени) нормального давления проводят на стенде (водоеме) с геометрической высоты всасывания 1,5; 3,5 и 7,5 м при номинальной частоте вращения вала насоса.

Геометрическая высота всасывания измеряется при помощи измерительной рулетки ГОСТ 7502. Допускаемое отклонение ±0,1 м.

В зависимости от высоты всасывания определяют:

при h = 3,5 м - параметры номинального режима;

при h = 1,5 м - максимальную подачу при установленном напоре;

при h = 7,5 м - подачу при номинальном напоре с максимальной высоты всасывания.

При испытаниях к всасывающему патрубку насоса присоединяют всасывающие рукава диаметром 125 мм, длиной 4 м с всасывающей сеткой типа СВ-125 (ГОСТ Р 50401) в количестве:

- 2 шт. - для h = 1,5 и 3,5 м;

- 2-3 шт. - для h = 7,5 м.

Всасывающие рукава с сеткой погружают в резервуар (водоем).

К напорным патрубкам насоса присоединяют пожарные рукава диаметром 77 мм, длиной по 20 м, с соединительными головками по ГОСТ 28352 в количестве:

- 2 шт. - для h = 1,5 и 3,5 м;

- 1 шт. - для h = 7,5 м.

Определение параметров производится в соответствии с пп. 10.3.10.7 и 10.3.10.9.

Определение относительных предельных погрешностей результатов испытаний - в соответствии с приложением 4 ГОСТ 6134.

10.3.10.12. Определение параметров насоса (ступени) высокого давления проводят при его работе от цистерны с подачей компактной струи воды по размотанному рукаву рукавной катушки через штатный ствол-распылитель. Определение параметров - в соответствии с п. 10.3.10.8.

10.3.10.13. Параметры насоса по 10.3.10.4 (перечисление «в») определяют в следующем порядке:

- включают насос в работу на один ствол-распылитель высокого давления при номинальной частоте вращения, фиксируют показания приборов;

- снижают частоту вращения, изменяя степень открытия напорной линии нормального давления (начиная с закрытого положения), и выводят насос снова на номинальную частоту вращения;

- поддерживая частоту вращения, определяют характеристики ступени нормального давления, при которых еще будут обеспечиваться номинальные параметры ступени высокого давления;

- повторяют испытания при двух работающих стволах-распылителях.

10.3.10.14. Измеренные значения и вычисленные параметры заносятся в протокол, в котором указывают геометрическую высоту всасывания, диаметр, длину и количество всасывающих и напорных рукавов, тип и условный проход всасывающей сетки, а также температуру забираемой из резервуара (водоема) воды.

За оценочные показатели принимают вычисленные параметры подачи и напора по результатам не менее трех испытаний при условии расхождения их значений не более чем на 5 %. За окончательный результат принимается их среднеарифметическое значение.

Результаты испытаний должны соответствовать требованиям табл. 1 и п. 6.1.8.

10.3.10.15. После введения НПБ "Насосы пожарные. Общие технические требования и методы испытаний" испытания насосной установки и вакуумной системы в составе ПА проводятся по методикам, изложенным в этих нормах.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE-FIGHTING TECHNICS. FIRE EXTINGUSHING TRUCKS

General technical reguirements. Test methods

НПБ 163-97

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

5. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Таблица 1

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. Характеристики (свойства)

6.1.1. Требования назначения

6.1.2. Требования надежности

6.1.3. Требования к шасси

6.1.4. Требования к компоновке

6.1.5. Требования к салону

6.1.6. Требования к кузовам

6.1.7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ

6.1.8. Требования к насосной установке

6.1.9. Требования к лафетным стволам

6.1.10 Требования к дополнительному электрооборудованию

6.1.11. Требования стойкости к внешним воздействиям

6.1.12. Требования эргономики

6.1.13. Конструктивные требования

6.2. Комплектность

(Измененная редакция, Изм. № 2)

6.3. Маркировка

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6.4. Упаковка

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

9.4. Предварительные испытания

9.5. Приемочные и квалификационные испытания

9.6. Сертификационные испытания

(Измененная редакция, Изм. № 1)

9.7. Предъявительские испытания

9.8. Приемо-сдаточные испытания

9.9. Периодические испытания

9.10. Контрольные испытания на надежность

9.11. Типовые испытания

9.12. Эксплуатационные испытания

9.13. Специальные испытания

10. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

10.1. Условия испытаний

10.2. Средства испытаний

10.3. Испытания

10.3.1. Отбор и приемка автомобилей

10.3.2. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки

10.3.3. Определение эргономических показателей

10.3.4. Определение показателей массы

10.3.5. Определение удельной мощности

10.3.6. Определение размерных параметров

6.1.1.14; 6.1.4.11; 6.1.4.15; 6.1.5; 6.1.8.14.

10.3.7. Определение скоростных свойств

10.3.8. Определение эффективности тормозной системы

10.3.9. Определение угла поперечной устойчивости

10.3.10. Определение параметров насосной установки

10.3.11. Испытания вакуумной системы

10.3.12. Испытания водопенных коммуникаций

10.3.13. Испытания стационарного лафетного ствола

10.3.14. Испытания системы обогрева салона

10.3.15. Испытания системы дополнительного охлаждения двигателя

10.3.16. Испытания на топливную экономичность

10.3.17. Определение внешнего шума

10.3.18. Определение внутреннего шума

10.3.19. Определение уровня загазованности в кабине и на рабочем месте оператора

10.3.20. Определение уровня вибрации

10.3.21. Определение конструктивной прочности

10.3.22. Определение показателей надежности

Таблица 2

Таблица 3

10.3.23. Определение уровня освещенности

10.3.24. Определение параметров порошковой установки

10.3.25. Испытания на непрерывную шестичасовую работу насоса

10.3.26. Оценка цветографической схемы, специальных световых и звуковых сигналов

11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

12. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

13. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЕРЕЧЕНЬ

технических требований, обязательных при сертификации основных пожарных автомобилей для выдачи "Одобрения типа транспортного средства" со сроком действия 1 и 3 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОТОКОЛ

Рейтинг@Mail.ru