НПБ 163-97 
6.1.5. требования к салону. 6.1.6. требования к кузовам. 6.1.7. требования к... НПБ 163-97 
6.1.5. требования к салону. 6.1.6. требования к кузовам. 6.1.7. требования к...

НПБ 163-97 => 6.1.5. требования к салону. 6.1.6. требования к кузовам. 6.1.7. требования к сосудам для огнетушащих веществ. 6.1.8....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 163-97 -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком
 

6.1.5. Требования к салону

6.1.5.1. Число мест боевого расчета устанавливается исходя из назначения ПА и определяется количеством мест в кабине базового шасси, включая место водителя, и в кабине боевого расчета (при ее наличии).

6.1.5.2. Кабины водителя и боевого расчета, образующие общий салон, должны представлять собой единую пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения боевого расчета.

6.1.5.3. Каждая кабина, образующая салон, должна иметь не менее двух дверей, не считая дверей штатной кабины базового шасси.

Ширина дверного проема при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений - не менее 650 мм.

Ширина дверного проема при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений - не менее 1100 мм.

6.1.5.4. Остекление салона должно быть выполнено из безопасного стекла по ГОСТ 5727.

6.1.5.5. Обзорность с рабочего места водителя должна соответствовать требованиям ГОСТ 28070.

6.1.5.6. Высота салона "в свету", замеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, должна быть не менее 1400 мм.

Высота дверного проема - не менее 1350 мм.

В технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком допускается использование дверей штатной кабины базового шасси с соответствующими размерами дверного проема.

Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши салона, замеренное под углом 8° к вертикали, - не менее 950 мм.

6.1.5.7. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм, ширина сидений для каждого сидящего рядом с водителем - не менее 450 мм.

Кабина, предназначенная для размещения водителя и двух членов боевого расчета (1+2), должна иметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм.

6.1.5.8. Покрытие подушек сидений должно изготавливаться из воздухопроницаемого, нетоксичного, умягченного материала. Под сиденьями могут быть размещены ящики для пожарно-технического оборудования, при этом сиденья выполняются откидными.

Ширина рабочих поверхностей сидений должна быть не менее 450 мм, ширина места для каждого члена боевого расчета - не менее 500 мм.

Высота передней кромки подушки сидений от пола - от 400 до 450 мм, глубина сидений - не менее 400 мм.

6.1.5.9. При поперечном расположении сидений первый ряд от второго должен быть отгорожен перегородкой с травмобезопасным поручнем. Перегородка не должна препятствовать зрительному и речевому контакту боевого расчета.

Расстояние между сиденьями и стенкой должно быть не менее 350 мм. Расстояние между вторым и третьим рядом сидений при трехрядном их расположении - не менее 450 мм.

6.1.5.10. Покрытие пола салона должно быть выполнено из коррозионностойких материалов, препятствующих скольжению. Покрытие должно иметь окантовку, достигающую высоты не менее 100 мм от низа дверей, сидений и перегородки.

6.1.5.11. Двери должны открываться по ходу автомобиля и иметь запирающие устройства с наружными и внутренними ручками управления. При этом двери первого ряда должны запираться снаружи и изнутри, остальные - изнутри.

Внутренние замки должны иметь устройство, исключающее возможность их непроизвольного открытия в движении сидящим в машине боевым расчетом. Ручки запирающих механизмов должны иметь форму, исключающую причинение травм.

6.1.5.12. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее чем на 75°) положениях. Требования к замкам и петлям дверей - по ГОСТ 28443.

6.1.5.13. Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, устанавливаемыми в любом промежуточном положении.

Двери с опускными стеклами должны иметь внизу отверстия для выхода воды.

6.1.5.14. Подножка для доступа в салон должна быть расположена на высоте не более 500 мм.

Ширина подножки у двери - не менее 250 мм, глубина - не менее 200 мм. Элементы конструкции автомобиля не должны препятствовать установке ноги на глубину не менее 150 мм.

Подножки должны изготавливаться из предотвращающего скольжение материала: с рифами высотой от 1 до 2,5 мм, просечкой и т. п.

Если подножки выступают за элементы кузова, они должны быть скошены к этим элементам.

6.1.5.15. Конструктивное исполнение салона должно обеспечивать удобство уборочно-моечных работ.

Проемы, места ввода органов управления, сигнализации и освещения должны иметь уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, грязи, атмосферных осадков и потере тепла.

6.1.5.16. Конструкция салона должна обеспечивать сохранение жизненного пространства при опрокидывании автомобиля, лобовом столкновении, наездах сзади и сбоку.

Оборудование в салоне должно быть размещено таким образом, чтобы отсутствовали острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету. Крепление оборудования должно исключать возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

6.1.5.17. На передней панели кабины в зоне командира отделения должно быть предусмотрено место для размещения и подключения специальных средств связи, тип и модель которых определяются заказчиком.

6.1.5.18. Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта ее управления - по ГОСТ Р 50574 и нормативно-технической документации на эту сигнализацию. Применяемое оборудование должно быть сертифицировано.

6.1.5.19. Топливные баки ПА с бензиновыми двигателями и заливные горловины топливных баков ПА с дизельными двигателями должны находиться вне кабины водителя и салона боевого расчета.

6.1.5.20. Салон должен быть оборудован отопителем, обеспечивающим поддержание температуры в салоне в холодный период года не ниже +15 °С во всем диапазоне условий эксплуатации. Температура измеряется в центре салона, за пределами теплового потока. Допускается установка кондиционера, обеспечивающего данные условия.

6.1.5.21. В салоне должно быть предусмотрено место для установки одного или нескольких огнетушителей, при этом одно из мест должно находиться вблизи сиденья водителя.

Тип и количество огнетушителей - по определению заказчика.

6.1.5.22. В салоне должны быть предусмотрены места для размещения одной или нескольких аптечек. Место, предназначенное для каждой аптечки, должно иметь размер не менее 360х200х100 мм.

6.1.5.23. Уровень внутреннего шума в салоне при движении с выключенной специальной звуковой сигнализацией - по ГОСТ 27435.

6.1.5.24. Концентрация вредных примесей в воздухе салона при движении автомобиля и на стоянке при работающем двигателе - по ГОСТ 12.1.005.

6.1.5.25. Вибрационная нагрузка, воздействующая на боевой расчет при движении автомобиля, - по ГОСТ 12.1.012.

6.1.5.26. На свободном, визуально доступном месте в кабине (салоне) должна быть стойкая в течение срока службы ПА маркировка, содержащая основные сведения об изделии.

В салоне должно быть предусмотрено место для хранения инструмента и запасных частей. В случае размещения оборудования под сиденьями должна быть предусмотрена фиксация крышки сиденья при его подъеме.

6.1.5.27. Характеристики неметаллических материалов, используемых для отделки интерьера салона боевого расчета, должны быть не ниже характеристик аналогичных материалов кабины базового шасси.

6.1.6. Требования к кузовам

6.1.6.1. Кузов является составной частью надстройки ПА и служит для размещения и защиты оборудования от повреждений при транспортировке.

6.1.6.2. Кузов состоит из отдельных отсеков, соединенных между собой жестко или подвижно.

Крепление кузова на раме шасси - по нормативно-технической документации с учетом рекомендаций завода-изготовителя базового шасси.

6.1.6.3. Двери кузова должны быть шторного типа. Шторы должны изготавливаться из легких металлов или их сплавов.

Для конкретных моделей ПА по требованию заказчика допускается использование цельнометаллических откидных или распашных дверей.

6.1.6.4. Двери кузова должны быть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, фиксаторами открытого положения, обеспечивающими безопасный подход к кузову (при откидных дверях), и сигнализацией открытого положения дверей с индикацией ее в кабине водителя.

6.1.6.5. Открытые при стоянке двери, увеличивающие габаритные размеры автомобиля, должны быть оборудованы световозвращающими элементами или другими сигнальными устройствами, указывающими габариты машины при открытых дверях.

6.1.6.6. Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова должны иметь уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи.

6.1.6.7. Полки в отсеках, служащие для размещения пожарно-технического вооружения (ПТВ), должны иметь отверстия для слива скапливающихся остатков воды, раствора пенообразователя и конденсата.

6.1.6.8. Топоры, пилы, ножницы и другое ПТВ, имеющее острые кромки, должно храниться в чехлах или гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне их размещения.

6.1.6.9. Над рабочим местом оператора, расположенным вне кабины, должно быть устройство (козырек, откидная дверь насосного отсека и т. п.), защищающее его от атмосферных осадков.

6.1.6.10. Эргономические показатели кузова должны соответствовать ГОСТ 12.2.033 в части требований к работе оператора стоя.

6.1.6.11. Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования (по определению заказчика), обеспечивать надежность фиксации оборудования, доступность, удобство и безопасность при съеме и установке.

При размещении оборудования рекомендуется объединять его по группам назначения, из которых можно выделить:

- личное снаряжение пожарных;

- оборудование для забора воды и подачи первого ствола;

- оборудование для подъема личного состава на высоту;

- оборудование для вскрытия и разборки конструкций;

- оборудование для прокладки и обслуживания магистральных рукавных линий и т. п.

6.1.6.12. Для облегчения поиска места размещения ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверей или боковых стенках отсеков (при шторных дверях) должны применяться таблицы-указатели.

6.1.6.13. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и запасные баллоны к ним должны храниться в отсеках (контейнерах), предохраняющих их от повреждений и загрязнения. Должны быть приняты меры, обеспечивающие поддержание в отсеке положительной температуры во всем диапазоне условий эксплуатации.

Наиболее предпочтительное место для размещения приборов защиты органов дыхания (при наличии компоновочных возможностей) - салон боевого расчета.

6.1.6.14. Рукава в скатках, уложенные в отсеке, должны разделяться перегородками с гладкой поверхностью, предотвращающими взаимное истирание рукавов при движении.

Рукава в отсеке должны иметь фиксацию от произвольного выпадания.

6.1.6.15. Схема размещения оборудования должна обеспечивать выполнение требования п. 6.1.4.2 настоящих норм.

6.1.6.16. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны быть размещены таким образом, чтобы при боевом развертывании оператор мог осуществить их съем, стоя на земле, или с площадки (ступеньки), расстояние от которой до рукава не более 1800 мм.

6.1.6.17. Размещение ручных лестниц на крыше кузова должно обеспечивать возможность легкого их съема без помех и съема другого оборудования.

Крепление трехколенной лестницы должно быть снабжено направляющими, фиксатором, а также роликами или валиками, облегчающими съем лестницы.

6.1.6.18. Для доступа к оборудованию, расположенному на крыше, ПА должен быть снабжен стационарной лестницей или ступеньками с поручнями, выполненными в соответствии с пп. 6.1.4.15 и 6.1.4.17. Крепиться они должны на задней стенке кузова таким образом, чтобы не мешать подъему на крышу при любом положении двери заднего отсека.

6.1.6.19. Крыша кузова или ее часть, предназначенная для работы, включая ограждение, должна быть выполнена в соответствии с п. 6.1.4.16.

Часть крыши, используемая для перемещения личного состава, не должна иметь бокового уклона. В случае применения двух полос для хождения (решеток) ширина одной полосы должна быть не менее 400 мм. В случае применения одной полосы - не менее 600 мм.

6.1.6.20. По периметру снаружи кузова должны быть расположены желобки для отвода воды.

6.1.6.21. Установка кузова не должна нарушать параметров проходимости, установленных в п. 6.1.1.14.

6.1.7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ

6.1.7.1. Для транспортировки огнетушащих веществ на ПА используются:

- цистерна для воды или раствора пенообразователя;

- бак для пенообразователя;

- сосуд для огнетушащих порошков;

- сосуд для углекислоты.

6.1.7.2. Вместимость сосудов для огнетушащих веществ выбирается из параметрических рядов в соответствии с табл. 1.

Отклонение вместимости от номинальной - согласно пп. 6.1.1.4 и 6.1.1.5.

6.1.7.3. Крепление сосудов для огнетушащих веществ на раме шасси должно исключать возможность передачи на них дополнительных нагрузок при угловых колебаниях (скручивании) рамы.

6.1.7.4. Для обеспечения осмотра и технического обслуживания сосуды вместимостью более 500 л должны иметь люк с внутренним диаметром не менее 450 мм.

Люк должен быть расположен таким образом, чтобы доступ в сосуд обеспечивался без значительного демонтажа надстройки или снятия ПТВ.

6.1.7.5. Расположение внутренних элементов сосудов не должно препятствовать ревизии их внутренней полости и замене поврежденных элементов.

Крепежные детали внутренних элементов должны быть надежно защищены от коррозии и от самопроизвольного откручивания.

6.1.7.6. Сосуды вместимостью более 200 л (цистерна для воды, бак для пенообразователя) должны быть оборудованы устройствами для непрерывного или дискретного (1, 3/4, 1/2, 1/4, 0) контроля уровня заполнения и расхода огнетушащих веществ (указатели уровня).

Указатели уровня должны быть доступны для четкого визуального контроля с рабочего места водителя или оператора.

Использование стеклянных трубок в указателях уровня не допускается.

6.1.7.7. Цистерна, изготовленная из углеродистой стали, должна иметь покрытие, предохраняющее ее от коррозии в течение всего срока службы.

Допускается изготавливать цистерну из коррозионностойких материалов, в том числе неметаллических, без покрытия, при условии обеспечения требуемой прочности, долговечности и жесткости корпуса цистерны.

6.1.7.8. Внутри цистерны должны быть расположены перегородки (волноломы) либо губчатый заполнитель, обеспечивающие гашение колебаний жидкости при движении автомобиля. Площадь перегородки должна составлять 95 % от площади поперечного сечения цистерны.

Волноломы должны делить цистерну на сообщающиеся отсеки объемом не более 1500 л каждый.

При ширине цистерны более 80 % размера колеи задних наружных шин установка продольного волнолома обязательна.

6.1.7.9. Цистерна должна иметь устройства, предотвращающие создание в ней избыточного давления при заполнении, разрежения при опорожнении с помощью насоса, а также исключающие потери жидкости при движении автомобиля.

6.1.7.10. Конструкция цистерны должна обеспечивать ее полное опорожнение насосом или свободным сливом. Несливаемый остаток - не более 1 % от вместимости цистерны.

6.1.7.11. Цистерна должна иметь возможность заполняться как собственным насосом, так и сторонним источником. Заливная труба (сухотруб) для заполнения от стороннего источника должна иметь соединительную арматуру по ГОСТ 28352.

6.1.7.12. Устройство для слива воды при переполнении цистерны во время заправки должно быть расположено в зоне, исключающей попадание воды на тормозные механизмы колес при заправке и в движении.

6.1.7.13. Цистерна должна быть оборудована отстойником грязи с вентилем или сливной пробкой. Сливное отверстие не должно располагаться над осями шасси.

6.1.7.14. В каждом наполняющем цистерну трубопроводе должен быть установлен фильтр из коррозионностойкой сетки с размером ячейки не более 5 мм.

6.1.7.15. Бак для пенообразователя должен изготавливаться из материала, коррозионностойкого по отношению к пенообразователю.

Вместимость бака - не менее 6 % от вместимости цистерны для воды.

6.1.7.16. Бак должен иметь устройство, исключающее вспенивание пенообразователя при заправке.

Трубопроводы и арматура системы заправки и подачи пенообразователя должны изготавливаться из коррозионностойких по отношению к пенообразователю материалов.

6.1.7.17. Конструкция бака должна исключать возможность пролива пенообразователя при заправке, в движении и попадания его на составные части автомобиля при подаче. При подаче пенообразователя должна быть исключена возможность создания разрежения в баке.

6.1.7.18. Соединение бака с насосной установкой должно иметь эластичные элементы, исключающие возникновение в баке усталостных разрушений под воздействием вибрационных нагрузок от шасси и насоса.

6.1.7.19. Бак должен быть снабжен крышкой или люком, достаточными для осмотра и очистки его внутренней полости.

6.1.7.20. Конструктивными или компоновочными мерами должно быть обеспечено поддержание положительной температуры пенообразователя во всем диапазоне условий эксплуатации (путем утепления пенобака, размещения его в теплом отсеке или внутри цистерны или применением подогрева пенообразователя от бортовой электросети или выхлопной системы автомобиля и т. п.).

6.1.7.21. Сосуд для порошковых составов должен обеспечивать надежную и безопасную эксплуатацию установок пожаротушения при рабочем давлении, указанном в нормативно-технической документации на конкретную модель ПА.

Вместимость сосуда должна быть не менее чем на 10 % больше объема огнетушащего порошка при насыпной плотности.

6.1.7.22. Проектирование, изготовление, приемку, эксплуатацию и обслуживание сосуда следует проводить в соответствии с требованиями настоящих норм и "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

6.1.7.23. Сосуд, изготовленный из углеродистой стали, должен иметь покрытие, предохраняющее его от коррозии.

Прочность и герметичность сосуда должны обеспечиваться при пробном давлении, величина которого устанавливается в нормативно-технической документации в зависимости от принятой величины рабочего давления.

6.1.7.24. В сосуде должна быть предусмотрена система аэрирования порошкового состава, предотвращающая его слеживание.

6.1.7.25. Конструкция сосуда должна обеспечивать возможность механизированного и ручного заполнения его порошком.

6.1.7.26. Использование сосуда в качестве несущего элемента для размещения пожарной надстройки или отдельных ее составляющих не допускается.

6.1.8. Требования к насосной установке

6.1.8.1. Пожарные автомобили, предназначенные для тушения пожаров с использованием воды и пены, оборудуются вытеснительной или насосной системой подачи огнетушащих веществ.

Устанавливаемые на ПА насосы нормального или высокого давления должны обеспечивать подачу воды и водных растворов пенообразователя с водородным показателем (рН) от 7 до 10, плотностью до 1010 кг/м3 и массовой концентрацией твердых частиц до 0,5 % при их максимальном размере 3 мм.

Насосные установки состоят из привода насоса, пожарного насоса, вакуумного насоса (система забора воды), системы дозирования пенообразователя, необходимых коммуникаций (трубопроводы, арматура), контрольных приборов.

6.1.8.2. Привод насоса (дополнительная трансмиссия) должен обеспечивать передачу мощности (не более 70 % от номинального) от двигателя к пожарному насосу через коробку отбора мощности с помощью карданной передачи. Допускается применение других типов привода (гидравлических, электрических и т. п.)

Другие требования к приводу должны быть указаны в нормативно-технической документации на конкретную модель.

6.1.8.3. Привод насоса должен включаться при работе двигателя на холостых оборотах и выключаться при частичной нагрузке на насос согласно инструкции по эксплуатации.

Передача на вал насоса радиальных и осевых нагрузок со стороны привода, а также возникновение динамических ударов при включении насоса не допускаются.

Привод должен обеспечивать работу насоса во время стоянки и движения ПА. По согласованию с заказчиком допускается исполнение привода, обеспечивающего работу насоса только во время стоянки.

6.1.8.4. Параметры и характеристики насоса - в соответствии с п. 6.1.1.6 и нормативно-технической документацией на насос и конкретную модель автомобиля.

6.1.8.5. Размещение насоса - в соответствии с требованием п. 6.1.4.5.

При размещении должна быть обеспечена защита его и коммуникаций от замерзания во всем диапазоне условий эксплуатации.

6.1.8.6. Размещение насоса должно обеспечивать возможность его обслуживания и простоту демонтажа.

Крепление насоса должно иметь элементы виброшумоизоляции.

6.1.8.7. Требования к вакуумной системе - в соответствии с п. 6.1.1.7 и нормативно-технической документацией.

В случае использования струйного насоса, установленного в магистраль выпуска газов, доработка системы выпуска газов не должна приводить к увеличению противодавления в ней при неработающем струйном насосе. Уменьшение проходных сечений, радиусов изгиба трубопроводов не допускается.

6.1.8.8. Вакуумный струйный насос должен быть установлен так, чтобы исключалась возможность поломки его сопла при движении по бездорожью или при снежных заносах.

Элементы вакуумного насоса не должны выходить за геометрические параметры проходимости автомобиля.

6.1.8.9. Для предотвращения замерзания попавшей в вакуумную систему воды соединительный трубопровод должен быть оборудован устройством продувки выпускными газами или электрообогревом.

Допускаются иные технические решения, исключающие образование ледяных пробок в вакуумном трубопроводе при эксплуатации ПА в условиях низких температур.

6.1.8.10. На всасывающей линии насоса должен быть предусмотрен фильтрующий элемент, имеющий максимальный размер ячейки в свету не более 5 мм.

6.1.8.11. Гамма-процентный (80 %) ресурс вакуумной системы, выполненной на базе струйного насоса (газоструя), вакуумного затвора на пожарном насосе и соединительного трубопровода, до первого капитального ремонта должен быть не менее 3000 циклов включений.

Гамма-процентная (80 %) наработка на отказ должна быть не менее 450 циклов включений.

6.1.8.12. Продолжительность создания разрежения ("сухого вакуума") величиной 0,75 кгс/см2 в насосной установке с заглушенными входными и выходными патрубками должна быть не более 15 с; в насосной установке с присоединенной заглушенной всасывающей линией диаметром 125 мм, длиной 8 м - не более 40 с. Продолжительность падения вакуума до 0,6 кгс/см2 должна быть не менее 150 с.

6.1.8.13. Коммуникации, входящие в состав насосной установки, от цистерны должны иметь развязку (эластичные элементы) и быть оборудованы запорной и соединительной арматурой, позволяющей осуществлять функционирование ПА в соответствии с принятой для конкретной модели гидравлической схемой, в том числе:

- заполнение цистерны водой насосом из водоема, от гидранта, других цистерн;

- подачу пенообразователя из пенобака к смесителю;

- забор пенообразователя из цистерны для воды (при ее использовании для перевозки пенообразователя) и из сторонней емкости;

- подачу воды и пены через рукавные линии, лафетный ствол и катушку первой помощи (при ее наличии).

6.1.8.14. Размеры присоединительных водопенных коммуникаций для пожарного оборудования - по ГОСТ 28352.

Высота размещения напорных патрубков относительно поверхности дороги (площадки оператора) - не более 1300 мм.

6.1.8.15. Конструкция перекрывной арматуры должна исключать возможность возникновения гидроудара.

Герметичность арматуры - не ниже 2-го класса по ГОСТ 9544.

6.1.8.16. Должна быть предусмотрена возможность полного слива жидкости из всех емкостей и рабочих объемов водопенных коммуникаций и насоса.

Располагать сливные пробки следует в местах, обеспечивающих свободный доступ и возможность выпуска жидкостей без попадания на поверхности прилегающих элементов автомобиля.

При наличии рукавной катушки, используемой для подачи огнетушащих веществ, должна быть предусмотрена возможность освобождения рукава от остатков жидкости путем продувки или иным способом.

6.1.8.17. Элементы трубопроводов в системе водопенных коммуникаций могут иметь овальность не более 10 % от номинального диаметра трубы, если иные требования не предусмотрены в рабочей документации. Резкие переходы, без радиусов закруглений, наплывы, уступы в коммуникациях не допускаются.

6.1.8.18. Насос и водопенные коммуникации должны выдерживать статическое пробное давление не менее 1,5 Рном течение трех минут без разрушений и остаточных деформаций.

Узлы, работающие при давлении менее 1 кгс/см2 или в условиях вакуума, должны сохранять прочность при давлении до 2 кгс/см2.

6.1.8.19. Во всем диапазоне условий эксплуатации должна обеспечиваться непрерывная работа насосной установки на номинальном режиме в течение не менее 6 ч.

В случае необходимости для обеспечения оптимального теплового режима двигателя и агрегатов трансмиссии должна использоваться система дополнительного их охлаждения с отбором в качестве охлаждающей жидкости воды от пожарного насоса.

Параметры системы дополнительного охлаждения - по нормативно-технической документации.

6.1.8.20. Включение привода насоса должно осуществляться с рабочего места оператора, обслуживающего насос.

Запуск двигателя шасси с рабочего места оператора должен осуществляться лишь при наличии устройств, выключающих трансмиссию базового шасси и привод насоса.

6.1.8.21. Подключение системы управления насосом к ресиверам тормозной системы базового шасси не должно вызывать падение давления в тормозном приводе ниже 80 % минимального предела регулирования давления даже при отключенном компрессоре, а также вызывать включение пружинных аккумуляторов энергии.

6.1.8.22. Управление двигателем при работе насоса должно обеспечивать плавное или дискретное, с шагом не более 180 мин-1, изменение частоты его вращения.

6.1.8.23. Расположение, правила управления, типовые надписи у органов управления включением насоса, струйного аппарата, других специальных агрегатов должны быть унифицированы для однотипных ПА.

Рукоятки (рычаги) на пульте управления, установленном вне кабины, должны располагаться слева направо (если смотреть на пульт) в следующем порядке:

1 - рычаг включения струйного вакуумного насоса (при его наличии);

2 - рычаг выключения сцепления;

3 - рычаг регулирования частоты вращения вала насоса.

При перемещении рычагов управления от себя должно происходить:

- включение струйного вакуумного насоса;

- включение сцепления;

- уменьшение частоты вращения вала насоса.

Указатели должны быть размещены предпочтительно на единой панели.

По требованию заказчика они могут быть дублированы в кабине.

Все указатели и сигнальные устройства должны быть видны с рабочего места оператора, а показания легко читаться в любое время суток, в том числе через стекло двери заднего отсека (при его наличии).

6.1.8.24. Конструкция органов управления должна исключать возможность непроизвольного и самопроизвольного включения и выключения агрегатов ПА.

При заднем расположении насоса органы управления должны быть размещены с левой стороны от насоса по ходу движения ПА.

При среднем расположении насоса размещение органов управления определяется нормативно-технической документацией на конкретную модель автомобиля.

6.1.8.25. Форма и размеры ручных органов управления, их расположение и значения усилий, прикладываемых к ним в процессе управления, должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753. Маховики и рукоятки органов управления должны изготавливаться или иметь покрытия из малотеплопроводного материала. Рукоятки (рычаги) управления насосной установкой должны иметь форму, обеспечивающую работу в рукавицах.

Для тросов и тяг системы управления должны быть предусмотрены направляющие из материалов, не нуждающихся в смазке.

6.1.8.26. Арматура с ручным управлением должна закрываться вращением маховика или рукоятки по часовой стрелке.

6.1.8.27. Возле каждого органа управления должна быть маркировка, определяющая его назначение и положение. Маркировка не должна располагаться на съемных частях, если эти части подлежат демонтажу при оперативном использовании ПА.

6.1.9. Требования к лафетным стволам

6.1.9.1. Параметры и свойства лафетных стволов - в соответствии с п. 6.1.1.9.

6.1.9.2. Лафетные стволы с расходом огнетушащих веществ более 20 л/с (кг/с) должны иметь дистанционное (из кабины) и дублирующее ручное управление.

6.1.9.3. Угловая скорость поворота лафетного ствола с дистанционным управлением должна быть не менее:

- в горизонтальной плоскости 0,18 рад/с;

- в вертикальной плоскости 0,09 рад/с.

6.1.9.4. Усилия на органах управления лафетным стволом - по ГОСТ 21752 и нормативно-технической документации.

6.1.9.5. При размещении органов управления лафетным стволом вне кабины для работы ствольщика должна быть предусмотрена рабочая площадка по ГОСТ 12.2.033.

6.1.9.6. Размещение лафетного ствола не должно ухудшать параметров обзорности автомобиля.

При работе лафетного ствола должна быть исключена возможность повреждения проблесковых маяков.

6.1.9.7. В трубопроводе, соединяющем насос и лафетный ствол, должен быть предусмотрен эластичный элемент, компенсирующий влияние относительных угловых колебаний кабины и надстройки на коммуникации лафетного ствола.

6.1.9.8. Лафетный ствол должен иметь запорные органы, позволяющие управлять подачей огнетушащих веществ с рабочего места ствольщика.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА.

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE-FIGHTING TECHNICS. FIRE EXTINGUSHING TRUCKS

General technical reguirements. Test methods

НПБ 163-97

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

(Измененная редакция, Изм. № 2)

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

5. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Таблица 1

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6.1. Характеристики (свойства)

6.1.1. Требования назначения

6.1.2. Требования надежности

6.1.3. Требования к шасси

6.1.4. Требования к компоновке

6.1.5. Требования к салону

6.1.6. Требования к кузовам

6.1.7. Требования к сосудам для огнетушащих веществ

6.1.8. Требования к насосной установке

6.1.9. Требования к лафетным стволам

6.1.10 Требования к дополнительному электрооборудованию

6.1.11. Требования стойкости к внешним воздействиям

6.1.12. Требования эргономики

6.1.13. Конструктивные требования

6.2. Комплектность

(Измененная редакция, Изм. № 2)

6.3. Маркировка

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

6.4. Упаковка

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

8. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

9.4. Предварительные испытания

9.5. Приемочные и квалификационные испытания

9.6. Сертификационные испытания

(Измененная редакция, Изм. № 1)

9.7. Предъявительские испытания

9.8. Приемо-сдаточные испытания

9.9. Периодические испытания

9.10. Контрольные испытания на надежность

9.11. Типовые испытания

9.12. Эксплуатационные испытания

9.13. Специальные испытания

10. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

10.1. Условия испытаний

10.2. Средства испытаний

10.3. Испытания

10.3.1. Отбор и приемка автомобилей

10.3.2. Осмотр и проверка качества сборки, регулировки и отделки

10.3.3. Определение эргономических показателей

10.3.4. Определение показателей массы

10.3.5. Определение удельной мощности

10.3.6. Определение размерных параметров

6.1.1.14; 6.1.4.11; 6.1.4.15; 6.1.5; 6.1.8.14.

10.3.7. Определение скоростных свойств

10.3.8. Определение эффективности тормозной системы

10.3.9. Определение угла поперечной устойчивости

10.3.10. Определение параметров насосной установки

10.3.11. Испытания вакуумной системы

10.3.12. Испытания водопенных коммуникаций

10.3.13. Испытания стационарного лафетного ствола

10.3.14. Испытания системы обогрева салона

10.3.15. Испытания системы дополнительного охлаждения двигателя

10.3.16. Испытания на топливную экономичность

10.3.17. Определение внешнего шума

10.3.18. Определение внутреннего шума

10.3.19. Определение уровня загазованности в кабине и на рабочем месте оператора

10.3.20. Определение уровня вибрации

10.3.21. Определение конструктивной прочности

10.3.22. Определение показателей надежности

Таблица 2

Таблица 3

10.3.23. Определение уровня освещенности

10.3.24. Определение параметров порошковой установки

10.3.25. Испытания на непрерывную шестичасовую работу насоса

10.3.26. Оценка цветографической схемы, специальных световых и звуковых сигналов

11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

12. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

13. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПЕРЕЧЕНЬ

технических требований, обязательных при сертификации основных пожарных автомобилей для выдачи "Одобрения типа транспортного средства" со сроком действия 1 и 3 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОТОКОЛ

Рейтинг@Mail.ru