РД 31.21.44-86 
3. контроль за организацией и проведением пожаро- и взрывоопасных... РД 31.21.44-86 
3. контроль за организацией и проведением пожаро- и взрывоопасных...

РД 31.21.44-86 => 3. контроль за организацией и проведением пожаро- и взрывоопасных технологических операций. 4 обучение членов экипажа...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рд (руководящие документы) ->  РД 31.21.44-86 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

3. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ПОЖАРО- И ВЗРЫВООПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

 

3.1. Общие положения

3.1.1. Контроль за организацией и проведением на судах, находящихся в эксплуатации, пожаро- и взрывоопасных технологических операций должен производиться ИИС ПТС при выполнении любого вида ПТО судна.

3.1.2. На основании результатов ПТО по отдельным видам работ, таким, как грузовые с пожаро- и взрывоопасными грузами, огневые, демонстрация кинофильмов, ИИС ПТС должен оформлять соответствующую документацию.

3.2. Грузовые операции с пожаро- и взрывоопасными грузами

3.2.1. При необходимости перевозки опасных грузов на сухогрузных судах, специально не оборудованных для этой цели, пригодность судна к их перевозке должна определять специальная комиссия, назначаемая приказом начальника пароходства, в которую входит и представитель ПТС ВОХР. Результаты обследования должны быть внесены в акт комиссии пароходства, один экземпляр которого следует хранить в ПТС в наблюдательном деле судна. Сроки проведения детального ПТО следует совмещать со сроками работы комиссии пароходства.

3.2.2. В советских портах погрузка пожаро- и взрывоопасных грузов на специально не оборудованные суда может быть допущена только при наличии на них акта комиссии пароходства и согласованного с ПТС грузового плана. До согласования плана при контрольном пли детальном ПТО судна ИИС должен установить изменения пожарной безопасности судна. После устранения выявленных недостатков и при соответствии размещения в грузовом плане пожаро- и взрывоопасных грузов требованиям Правил морской перевозки опасных грузов план должен быть согласован и разрешена погрузка и перевозка груза на данном судне.

3.2.3. На сухогрузных судах с опасными грузами на борту или на судах, на которых производятся грузовые операции с ними, ИИС ПТС должен проверять:

3.2.3.1. Наличие и соответствие содержания и сроков действия установленным требованиям следующей документации:

акта комиссии пароходства или акта судовой комиссии при погрузке опасного груза в иностранном порту и разовой его перевозке либо соответствующей записи в классификационном свидетельстве Регистра СССР о пригодности судна в целом или отдельных его грузовых помещений к перевозке всех или некоторых классов опасных грузов;

грузового плана с указанием места расположения конкретного пожаро- и взрывоопасного груза, наименования и класса (категории, группы), количества, вида тары, массы отдельного места груза, согласованного с ПТС подразделения ВОХР при погрузке в советских портах, подписанного помощником капитана, ответственным за груз, и утвержденного капитаном;

сертификатов на отдельные виды пожаро- и взрывоопасных грузов, в которых указываются соответствующие параметры их физико-химических свойств;

приказа по судну о перевозке опасных грузов с указанием физико-химических свойств груза, мер по организации и обеспечению пожарной безопасности в период грузовых операций и перевозки, ответственных за их проведение, а также средств и способов пожаротушения;

оперативных планов пожаротушения на грузовые помещения, в которых находится опасный груз или производятся перегрузочные операции;

журналов инструктажа с записью о проведении внеочередного инструктажа членов экипажа, связанных с переработкой и перевозкой грузов, о мерах пожарной безопасности, физико-химических свойствах груза, его упаковке, правилах укладки, крепления, а также средствах и способах пожаротушения (форма № 0303824, приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.);

Правил морской перевозки опасных грузов и внесенных в них изменений и дополнений;

записи в машинном журнале о проверке до начала грузовых операций с пожаро- и взрывоопасными грузами: судовых систем пожаротушения, обнаружения пожара, искрогасителей, искроулавливателей на всех дымовых и выхлопных трубах судна.

3.2.3.2. Наличие на мачте сигнала опасности (днем - флаг «Б», ночью - красный огонь).

3.2.3.3. Наличие в районе грузового помещения с пожаро- и взрывоопасными грузами и на трапе при входе на судно знака «Запрещается курить»; на судне - специально оборудованного помещения для курения.

3.2.3.4. Соответствие: фактического размещения опасного груза на судне установленному актом комиссии пароходства и грузовым планом; упаковки (наличие на ней знаков опасности и предупредительных знаков), укладки, сепарации, крепления, укрытия, последовательности грузовых операции установленным Правилами МОПОГ требованиям.

3.2.3.5. Отсутствие ценообразования, подтеков топлива, масла на перегрузочных средствах, используемых для грузовых операции с пожаро- и взрывоопасными грузами, нарушения целостности упаковки груза.

3.2.3.6. Знания членов экипажа и портовых рабочих, занятых на перегрузочных работах, а также вахтенной службы судна мер по обеспечению пожарной безопасности, своих обязанностей при возникновении пожара или взрыва на судне или причале.

3.2.3.7. Отсутствие совмещения грузовых операций со всеми видами опасных грузов с производством огневых работ, а с отдельными видами пожаро- и взрывоопасных грузов - бункеровки, швартовки к данному судну других судов, нахождения на палубе людей, не связанных с грузовыми операциями.

3.2.3.8. Наличие пожарного поста, оснащенного огнетушащими средствами, соответствующими роду перевозимого или перегружаемого груза.

3.2.3.9. Соответствие уровня концентрации взрывоопасных газов и паров в грузовых помещениях с пожаро- и взрывоопасными грузами допускаемым безопасным нормам.

3.2.4. На нефтеналивных судах, газовозах и химовозах при грузовых операциях ИИС ПТС должен проверять:

3.2.4.1. Наличие и соответствие содержания и сроков действия установленным требованиям следующей документации:

грузового плана;

технологических режимов (на погрузку пли выгрузку для всех типов судов; для нефтеналивных - на балластные операции; для газовоза - на продувку танков газом и дегазацию);

проверочного листа безопасности для судна и причала;

акта судовой комиссии о проверке грузового оборудования;

записи в машинном журнале о продувке дымовых и выхлопных труб до подхода судна к порту, о проверке готовности к действию судовых систем и средств пожаротушения и сигнализации.

3.2.4.2. Наличие на грузовой палубе: дорожки с леерным ограждением, проложенной от забортного трапа до переходного мостика; знаков «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем» на трапе при входе на судно и на заметных местах на грузовой палубе; пожарного поста в районе шлангоприемника, оснащенного двумя огнетушителями, кошмами, ящиком с песком и проложенными рукавными линиями (пенной и водяной) с пеногенератором и стволом-распылителем; стояночного расписания.

3.2.4.3. Наличие средств связи судна с береговой базой, их действие.

3.2.4.4. Наличие закрытых иллюминаторов, люков и дверей на переборках юта, полубака, надстройке, в машинных помещениях, на камбузе.

3.2.4.5. Отсутствие использования на камбузе открытого огня.

3.2.4.6. Отключение судовой антенны от радиопередатчиков.

3.2.4.7. Наличие на мачте сигнала опасности (днем - флаг «Б», ночью - красный огонь).

3.2.4.8. Состояние грузовых шлангов - их целость, надежность при соединении к судовым шлангоприемникам, наличие заземления всех металлических частей токонепроводящих шлангов; отсутствие заломов или защемлений их между судном и причалом; соответствие давления в грузовом трубопроводе с указанным в карте технологических режимов.

3.2.4.9. Наличие закрытых крышками смотровых глазков на горловинах танков, в которые не принимается груз; наличие и состояние пламяпрерывающих сеток на кассетах открытых смотровых глазков танков, в которые принимается груз.

3.2.4.10. Отсутствие налива нефтепродуктов с температурой вспышки менее 61 °С открытым способом; положение грузового шланга при погрузке нефтепродуктов с температурой вспышки выше 61 °С (у днища танка); наличие прокладки на комингсе горловины танка под шлангом, закрытой горловины танка брезентом, смоченным водой.

3.2.4.11. Отсутствие на грузовой палубе людей, не занятых на грузовых операциях, а также посторонних предметов.

3.2.4.12. Отсутствие у членов экипажа и работников береговых организаций, занятых на грузовых операциях, при себе спичек, зажигалок, а также использование ими ручных замерных устройств, пробоотборников, ударного инструмента, ключей из искрообразующего материала или переносных фонарей, переговорных устройств невзрывозащищенного исполнения.

3.2.4.13. Наличие на судне специально оборудованных мест для курения.

3.2.4.14. Отсутствие по всему судну производства огневых работ, а на грузовой палубе - ремонтных работ с применением искрообразующего инструмента.

3.2.4.15. Наличие в носовой и кормовой частях судна аварийных тросов и подготовленность их к немедленному использованию для буксировки.

3.2.4.16. Наличие включенной вентиляции в грузовом насосном (компрессорном) помещении; отсутствие подтеков груза через сальники грузовых насосов (компрессоров), клапаны, соединения; отсутствие нагрева подшипников и сальников; соответствие допустимым безопасным нормам уровня концентрации взывоопасных газов и паров в помещении.

3.2.4.17. Знание членами экипажа и работниками береговых организаций, занятых на грузовых операциях, и вахтенной службой судна мер по обеспечению пожарной безопасности и своих обязанностей при возникновении пожара или взрыва на судне или причале.

3.2.5. При выявлении ИИС ПТС нарушений производство грузовых операции с пожаро- и взрывоопасными грузами должно запрещаться, о чем должен быть составлен протокол и произведена запись в соответствующий раздел ПКФ. Требуется также составить протокол на лиц, допустивших нарушения пожарной безопасности, для привлечения к ответственности. После устранения нарушений работы могут возобновиться.

3.3. Производство огневых работ

3.3.1. При детальном ПТО судна ИИС ПТС должен проверить состояние судового сварочного оборудования; помещение для производства и хранения баллонов с газом; соответствие их размещения судовой документации; наличие на судне бланков разрешений капитана и правильность их оформления, наличие квалификационного удостоверения сварщика, действие срока вкладыша о прохождении им ежегодного противопожарного техминимума в ПТС предприятия, которому принадлежит судно. При соответствии проверенного установленным требованиям ИИС ПТС обязан согласовывать Акт на право эксплуатации помещения для электрогазосварочных работ (сварочного поста) и сварочного оборудования по форме № 0303817 (приказ ММФ № 61-пр от 06.05.87 г.), выданный службой судового хозяйства (ССХ) для судов пароходства, а для судов других предприятий службой, выполняющей функции ССХ.

3.3.2. При контрольном ПТО судна ИИС ПТС должен проверить отсутствие изменений в состоянии судового сварочного оборудования и в помещениях по наружному их осмотру и записям судовой комиссии в машинном журнале, а также наличие квалификационного удостоверения сварщика, действие срока вкладыша о прохождении им ежегодного противопожарного техминимума и наличие его фамилии в судовой роли на предстоящий рейс.

При выполнении указанных условий ИИС ПТС разрешает дальнейшую эксплуатацию электросварочной аппаратуры, при выявлении недостатков - должен запретить до их устранения, о чем записать в соответствующий раздел ПКФ, копию передать в ПТС и опечатать личной печатью сварочное оборудование.

3.3.3. При производстве огневых работ на судне в период стоянки в советском порту судовым сварщиком или сварщиком из ремонтной бригады, направленной в рейс, ИИС ПТС не должен согласовывать разрешение на их выполнение, но при выявлении таких работ обязан проверить наличие разрешения, утвержденного капитаном судна, и другой документации, а также осуществить контроль соответствия принятых мер пожарной безопасности установленным требованиям.

3.3.4. При производстве огневых работ на судне силами работников береговых организаций ИИС ПТС обязан до согласования разрешения на их выполнение проверить:

3.3.4.1. Наличие -

у лиц, направленных береговой организацией для их выполнения, - оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного разрешения, квалификационного удостоверения, вкладыша о прохождении ежегодного противопожарного техминимума (срока действия последнего документа); соответствие фамилий, указанных в разрешении, фамилиям в документах;

у вахтенного помощника капитана - доступа к оперативному плану пожаротушения отсека или района судна, где планируется проведение сварочных работ, и к схеме путей эвакуации из этих помещении;

в судовом или машинном журнале (в зависимости от места проведения работ) - записи об инструктаже судовой администрацией руководителя работ из состава работников береговой организации о расположении путей эвакуации на помещения, в котором выполняются работы, ручных извещателей системы сигнализации обнаружения пожара, о порядке использования их и средств связи, а также о действии береговых работников при объявлении на судне тревоги;

в составе вахты - вахтенного механика, имеющего практические навыки по пуску в действие стационарных систем пожаротушения; не менее трех человек, обученных правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами с квалификационными удостоверениями, срок действия которых не истек;

на судне - не менее трех комплектов снаряжения пожарного с проверенными в установленные сроки изолирующими дыхательными аппаратами; акта химической лаборатории об анализе воздушной среды в топливных танках или трубопроводах при проведении в/на них сварочных работ и акта судовой комиссии о заполнении смежных с этим танком топливных, масляных емкостей водой или инертными газами.

3.3.4.2. Исправность систем сигнализации обнаружения и оповещения о пожаре, устройств для локализации пожара и герметизации отсека, в котором производятся огневые работы, стационарных систем и переносных средств пожаротушения.

3.3.4.3. Отсутствие одновременного проведения на судне огневых работ с грузовыми операциями с пожаро- и взрывоопасными грузами и бункеровки судна.

3.3.4.4. Подготовленность места проведения огневых работ - удаление изоляции, горючих веществ и материалов с конструкций от места проведения работ, из прилегающих и ниже расположенных районов, а также из смежных помещений на установленные расстояния или защита их экранами из негорючих материалов; очистка топливных, масляных танков, трубопроводов; соответствие концентрации горючих паров и газов в них установленным нормам безопасности (по акту химической лаборатории; анализ должен производиться перед началом огневых работ); заполнение смежных танков водой и перекрытие всех коммуникаций по акту судовой комиссии; отсутствие одновременного производства в одном помещении электросварки с газорезкой или керосинорезкой и всех видов огневых работ с работами, связанными с использованием ЛВЖ, горючих жидкостей, красок; наличие емкости для сбора огарков электродов, переносных средств пожаротушения (пенного огнетушителя, кошмы, ведра с водой, проложенного пожарного рукава с комбинированным стволом) и наблюдателей из числа членов экипажа.

3.3.4.5. Надежность крепления и соответствие расположения сварочного оборудования установленным требованиям -

баллонов с газом, бочек с керосином, электросварочной установки в вертикальном положении, вне судовых помещений и не на путях эвакуации, на расстоянии не менее 5 м от горючих материалов и между собой, а также не ближе 10 м от места производства огневых работ; шлангов газосварочных на расстоянии 0,5 м друг от друга и 1 м от электросварочных кабелей; шлангов для подачи керосина на расстоянии 1 м от других видов шлангов, а также электросварочных кабелей.

3.3.4.6. Состояние электросварочной аппаратуры -

целость изоляции кабеля подсоединения аппаратуры к сети; наличие стандартных предохранителей и рубильников, плотность присоединения кабеля к перечисленному оборудованию;

целость корпуса сварочного аппарата (преобразователя или трансформатора); отсутствие на нем пыли, грязи, горючих материалов, следов подтека топлива, масла, вмятин, прожогов; закрытие крышками панелей зажимов для подключения к сети и к сварочному кабелю, наличие заземления корпуса;

соответствие марок проводов для подачи сварочного тока от аппарата к электрододержателю установленным требованиям, целость изоляции, надежность (контактов) присоединения кабелей к аппарату, электрододержателю и к свариваемой конструкции;

соответствие электрододержателя установленным требованиям, надежность зажатия электрода.

3.3.4.7. Состояние газосварочной аппаратуры -

окраска баллонов в соответствующий газу цвет (ацетиленовых - в белый, кислородных - в голубой); наличие на них надписей названия газа, клеймения с указанием срока очередного гидравлического испытания; отсутствие пропуска газа через вентиль, следов топлива, масла, жира на них; соответствие цвета редукторов и шлангов цвету окраски баллона; целость шлангов; надежность их соединения (с помощью специальных хомутиков) к редукторам и горелке (резаку); отсутствие на сопле горелки расплавленного металла, шлака; наличие у сварщика латунной иглы для очистки сопла горелки от расплавленного металла или шлака, специального ключа для закрытия (открытия) вентилей на ацетиленовых баллонах.

3.3.4.8. Состояние керосинорезной аппаратуры -

целость емкости для керосина; заполненность ее не более чем на 3/4 высоты; отсутствие подтеков через соединения запорного и предохранительного клапанов, воздушного насоса; наличие на корпусе надписи с указанием даты очередного гидравлического испытания, на манометре даты проверки, соответствие сроков эксплуатации установленным нормам; использование дюритового шланга для подачи керосина, целость его, надежность и плотность присоединения к запорному клапану и резаку;

целость кислородного баллона; окраску его в голубой цвет; наличие на них надписей названия газа, клеймения с указанием срока очередного гидравлического испытания; соответствие срока установленным нормам; надежность и плотность присоединения к баллону редуктора; наличие на нем манометров с клеймением срока очередной проверки; соответствие сроков эксплуатации установленным нормам; использование для подачи кислорода резинового шланга голубого цвета; его целость, надежность и плотность присоединения к редуктору и резаку; отсутствие пропуска кислорода и/или керосина; отсутствие на сопле горелки расплавленного металла, шлака.

3.3.4.9. Знание работниками береговых организаций и членами экипажа, занятых на контроле за выполнением работ, путей эвакуации из помещений, в которых производятся сварочные работы, сигналов тревоги, правил пожарной безопасности на рабочем месте, обязанностей при обнаружении загорания, умение привести в действие ручные огнетушители.

3.3.5. При необходимости ИИС ПТС должен выставить дополнительные требования по организации и обеспечению пожарной безопасности производства огневых работ, о чем обязан сделать соответствующую запись в разрешении.

3.3.6. При соответствии вышеизложенного установленным требованиям ИИС ПТС должен согласовать разрешение на производство огневых работ по форме № 0303815 (приказ ММФ № 61-пр от 06.05.87 г.). Один экземпляр разрешения должен храниться у сварщика, другой - в ПТС в специальной папке. Разрешения в ПТС рекомендуется хранить в течение отчетного года.

3.3.7. При каждом продлении разрешения ИИС ПТС до начала работ должен проверить отсутствие изменений в подготовленности рабочего места, состояние сварочного оборудования, наличие необходимой документации и правильность ее оформления.

3.3.8. При выявлении ИИС ПТС нарушений производство огневых работ должно быть запрещено с составлением протокола по форме № 0303826 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87). На лиц, допустивших нарушения пожарной безопасности, необходимо составить протокол для привлечения их к ответственности.

После устранения нарушений работы могут быть возобновлены и выдается акт по форме № 0303827 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.)

3.4. Демонстрация кинофильмов

3.4.1. При детальном ПТО судна ИИС ПТС должен проверить организацию демонстрации кинофильмов с целью выдачи разрешения. При этом необходимо проверить противопожарное состояние помещений для размещения зрителей, киноаппаратуры, хранения кинофильмов и соответствие их установленным нормам; наличие на судне удостоверения о регистрации киноаппаратуры в кинопрокате, акта технического состояния, квалификационного удостоверения киномеханика и вкладыша о прохождении им ежегодного противопожарного техминимума.

При соответствии вышеуказанного установленным требованиям ИИС ПТС должен выдать разрешение на демонстрацию кинофильмов сроком на 1 год по форме № 0303825 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.). Корешок разрешения следует подшивать в ПТС в наблюдательное дело судна.

3.4.2. При контрольном ПТО судна ИИС ПТС должен установить отсутствие изменений в оборудовании помещений для размещения зрителей, киноаппаратуры и хранения кинофильмов; наличие разрешения на демонстрацию кинофильмов, соответствие срока его действия; квалификационного удостоверения киномеханика, вкладыша о прохождении им противопожарного техминимума, соответствие срока его действия; фамилии киномеханика в судовой роли на предстоящий рейс.

3.4.3. При детальных и контрольных видах ПТО судна ИИС ПТС должен проверить:

в помещении для размещения зрителей - наличие двух выходов, расположенных в противоположных частях помещения, закрытий из негорючих материалов на смотровом и проекционном окнах; надежность крепления оборудования, ковровых покрытий к палубе; состояние сигнальных светильников, указывающих выходы (в кинозалах на пассажирских судах); отсутствие на путях эвакуации и прохода дополнительно установленных стульев, киноаппаратуры; при установлении киноаппаратуры в зрительном зале - расположение зрителей не ближе 2 м к ней;

в помещении для размещения киноаппаратуры - наличие инструкции о мерах пожарной безопасности, устройства для закрепления аппаратуры, закрытий из негорючих материалов на смотровом и проекционном окнах, углекислотного огнетушителя; отсутствие хранения кинопленки, ЛВЖ и других горючих веществ и материалов, выхода в зрительный зал; исправность электрооборудования;

в помещении для хранения кинопленки - наличие входа с открытой палубы, стеллажей; хранение фильмов в металлических коробках, ящиках; отсутствие посторонних предметов, веществ.

3.4.4. При соответствии вышеуказанного установленным требованиям ИИС ПТС должен разрешить дальнейшую эксплуатацию киноаппаратуры. При выявлении недостатков эксплуатация киноаппаратуры должна быть запрещена, о чем необходимо составить протокол по форме № 0303826 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.) и произвести запись в соответствующий раздел ПКФ. Копия протокола должна быть направлена в ПТС.

 

4 ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА МЕРАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ, БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ, ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

 

4.1. Общие положения

Все члены экипажей судов (экспедиций, практиканты) при приеме на работу (перед направлением в рейс) и в период работы на судах должны пройти соответствующие инструктажи и обучение мерам пожарной безопасности и борьбе с пожарами на судах.

4.2. Мероприятия, проводимые пожарно-технической службой ВОХР

4.2.1. ПТС ВОХР судовладельца должна организовывать и проводить в специальном помещении, оборудованном наглядными пособиями:

4.2.1.1. Вводный инструктаж о соблюдении мер пожарной безопасности для лиц рядового состава, вновь принимаемых на работу (членов экспедиций и практикантов, вновь направляемых в рейс).

Инструктаж необходимо проводить в соответствии с конспектом, составленным ПТС и утвержденным руководством подразделения ВОХР.

Конспект должен охватывать вопросы, связанные:

с основными положениями Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР, Наставления по борьбе за живучесть на судах ММФ и других действующих нормативно-технических документов в части обеспечения требований пожарной безопасности;

с требованиями обеспечения пожарной безопасности на судах тех типов, которые находятся в эксплуатации на данном предприятии, а также со значением знаков безопасности, звуковых и световых сигналов;

с мерами по обеспечению пожарной безопасности при проведении пожаро- и взрывоопасных технологических операций, с порядком допуска к их выполнению;

с основными причинами пожаров и взрывов, происшедших на судах в результате нарушения требований действующих нормативных документов, и с мерами по их предотвращению;

с действиями инструктируемых лиц при обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, пожара или его признаков;

устройством, применением переносных и стационарных средств и систем пожаротушения.

Продолжительность инструктажа - 1 ч.

По окончании инструктажа рекомендуется производить проверку знаний, полученных инструктируемыми. Лицам, показавшим неудовлетворительные знания, назначается повторный инструктаж с обязательной последующей проверкой;

лиц, прошедших вводный инструктаж, должны регистрировать под расписку в специальном журнале по форме № 0303824 (приказ ММФ № 71-пр от 25.05.87 г.), ведущемся в ПТС, а в направлении, выданном им отделом кадров, работник ПТС, производивший инструктаж, должен сделать соответствующую отметку.

4.2.1.2. Проверку знаний по вопросам пожарной безопасности судов у лиц командного состава, вновь принимаемых на работу, назначаемых на более высокую должность, нарушивших требования пожарной безопасности, у судовых электрогазосварщиков и киномехаников.

Проверка знаний указанных лиц должна производиться в соответствии с программами, разработанными ПТС отдельно для каждой должности. Программы должны быть согласованы с соответствующими службами и утверждены руководством предприятия.

Программа для командного состава судов должна включать вопросы, связанные с:

организацией и обеспечением пожарной безопасности судов, проводимых на них пожаро- и взрывоопасных технологических операций; основными положениями действующих нормативно-технических документов по вопросам пожарной безопасности;

мероприятиями по предупреждению пожаров, взрывов на судах;

устройством, принципом действия средств, систем обнаружения, локализации и тушения пожаров, приведением их в действие, сроками проверок, профилактических осмотров и ремонта;

методами борьбы с пожарами, выбором огнетушащих средств и средств защиты экипажа от воздействия дыма, высоких температур.

Программы для судового электрогазосварщика и киномеханика должны включать следующие вопросы:

общие положения по организации и проведению сварочных работ или демонстрации кинофильмов;

пожарная опасность и меры пожарной безопасности при выполнении сварочных работ или демонстрации кинофильмов;

действия лиц, занятых на сварочных работах или демонстрации кинофильмов, при возникновении пожара; первичные средства пожаротушения, устройство, принцип действия.

Лица, направляемые для проверки знаний, должны получить заблаговременно в ПТС соответствующую программу, готовиться по ней; по возникшим вопросам нужно обратиться за консультацией в ПТС.

О результатах проведенной проверки знаний у проверяемого лица работник ПТС должен отметить и протоколе и записать в специально ведущийся в ПТС журнал. Работнику, показавшему неудовлетворительные знания, назначается повторная проверка.

4.2.2. ПТС ВОХР судовладельца должна проверить на судне:

4.2.2.1. Готовность экипажа к борьбе с пожаром - умение командного состава судна организовать и руководить действиями подчиненных им членов экипажа, а членов экипажа - правильно использовать средства и системы обнаружения, локализации и тушения пожара. Проверка должна производиться при проведении учебной тревоги по борьбе с пожаром в ходе детального ПТО судна.

4.2.2.2. Знания членов экипажа (экспедиции или практикантов) по мерам пожарной безопасности на судне. Проверка должна производиться при проведении любых видов ПТО судна, в ходе учебной тревоги по борьбе с пожаром, при контроле за огневыми работами и грузовыми операциями с пожаро- и взрывоопасными грузами.

4.2.2.3. Наличие членов экипажа, прошедших обучение правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами, имеющих квалификационные удостоверения, сроки действия которых не истекают в течение предстоящего рейса (фамилии указанных лиц должны быть включены в судовую роль на предстоящий рейс), а также наличие приказа по судну о закреплении изолирующих дыхательных аппаратов за членами экипажа; наличие личных карточек и записей в них о проведенных занятиях.

Для оформления Свидетельства пожарной охраны должно быть обучено правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами на судах, укомплектованных:

тремя изолирующими дыхательными аппаратами на каждую аварийную партию - не менее шести членов из каждой аварийной партии; среди них командир и заместитель командира аварийной партии; на пассажирских и научно-исследовательских судах дополнительно к указанным лицам также помощник капитана по пожарной части и пожарные матросы;

изолирующими дыхательными аппаратами на всю аварийную партию - все члены аварийной партии;

изолирующими дыхательными аппаратами на весь экипаж - все члены экипажа.

4.2.2.4. Наличие у помощников капитана по пожарной части свидетельства об окончании школы ВОХР ММФ, у пожарных матросов - квалификационных свидетельств, а по истечении пяти лет со дня подготовки - вкладышей о прохождении лицами обеих специальностей переподготовки.

Примечание. Объем, методы, оформление результатов проверки должны быть аналогичны приведенным в пп. 2.2.9 и 2.2.10 настоящего РД.

 

4.3. Мероприятия, проводимые администрацией судна

Судовая администрация должна организовать и провести на судне:

4.3.1. Первичный инструктаж на рабочем месте о мерах пожарной безопасности для лиц, вновь прибывших на судно, в том числе и для членов экспедиций, практикантов.

Первичный инструктаж должен проводиться ответственными за пожарную безопасность, каждым по своему заведованию старшим помощником капитана, старшим механиком, пассажирским помощником капитана, руководителем экспедиции, помощником капитана по учебной части или механиком учебной службы.

Инструктаж необходимо производить в соответствии с конспектами, составленными ответственными за пожарную безопасность и утвержденными капитаном судна.

Каждый конспект должен включать следующие вопросы:

противопожарная защита судна в целом и противопожарный режим на нем;

пожарная опасность механизмов и оборудования или технологических операций, которые предстоит соответственно обслуживать или выполнять инструктируемому лицу;

возможные причины пожаров и загораний;

меры по предотвращению их возникновения;

действия инструктируемого при обнаружении нарушения требований пожарной безопасности или признаков возникшего пожара;

пути эвакуации из помещений, в которых предстоит трудиться инструктируемому;

устройство, приведение в действие средств, систем обнаружения, локализации и тушения пожара;

значения знаков безопасности, сигналов тревоги, обязанности по тревоге, а также другие звуковые и световые сигналы.

Лица, прошедшие первичный инструктаж, должны регистрироваться под расписку в специальном журнале, который ведет каждый ответственный за пожарную безопасность по заведованиям. В журнале нужно указать должность лица, проводившего инструктаж, а также должны быть его роспись и дата.

4.3.2. Повторный инструктаж о мерах пожарной безопасности.

4.3.2.1. Этот вид инструктажа должен проводиться ответственными за пожарную безопасность, каждым по своему заведованию, обязательно со всеми членами экипажа, экспедиции, практикантами, в объеме конспекта, указанного в п. 4.3.1.1 - 1 раз в 3 мес.

4.3.2.2. Лица, прошедшие повторный инструктаж, должны регистрироваться под расписку в том же журнале, в котором они регистрировались о прохождении первичного инструктажа, по форме № 0303824 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.).

4.3.3. Внеочередной инструктаж о мерах пожарной безопасности.

4.3.3.1. Этот вид инструктажа так же, как и предыдущие, должен проводиться ответственными за пожарную безопасность, каждым по своему заведованию, с лицами, направленными на выполнение пожаро- и взрывоопасных технологических операций (огневые работы, грузовые операции с пожаро- и взрывоопасными грузами, приемка бункера и т.п.) или нарушившими требования действующих нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности. В последнем случае у инструктируемого в обязательном порядке проверяются знания по обеспечению пожарной безопасности судна.

4.3.3.2. Лица, прошедшие внеочередной инструктаж, должны регистрироваться под расписку в том же журнале, в котором они регистрировались о прохождении двух первых видов инструктажа; каждый вид инструктажа учитывается в самостоятельном разделе журнала по форме № 0303824 (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.).

4.3.4. Занятия в системе технической учебы по мерам пожарной безопасности судна.

4.3.4.1. Занятия должны проводиться со всеми членами экипажа в соответствии с годовыми и месячными планами, составленными старшим помощником капитана совместно со старшим механиком.

4.3.4.2. Планы должны включать следующие вопросы:

конструктивные особенности противопожарной защиты судна; основные причины пожаров и загораний на судах (с подробным разбором отдельных наиболее характерных случаев);

мероприятия по поддержанию противопожарного режима в судовых помещениях;

требования действующих нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности судна при проведении различных видов пожаро- и взрывоопасных технологических операций;

устройство индивидуальных средств противопожарной защиты, систем обнаружения, локализации и тушения пожара, приведение их в действие; порядок выбора огнетушащего вещества и способы пожаротушения; сроки, методы их проверок;

действия вахтенной службы и лиц, обнаруживших пожар.

4.3.4.3. При проведении занятий ответственные за их проведение обязаны использовать чертежи, схемы, рисунки противопожарных устройств и систем, а также заводские инструкции, действующую нормативно-техническую документацию, информационные письма, экспресс-информацию. Продолжительность занятия - 1 ч.

4.3.4.4. Дата, тема занятия должны регистрироваться в соответствующем разделе ПКФ лицом, его проводившим, с указанием должности, фамилии и инициалов.

4.3.5. Общесудовые учения или учебные тревоги по обучению членов экипажа борьбе с пожарами в различных судовых помещениях и правилам пользования средствами, системами предотвращения, обнаружения, локализации и тушения пожаров.

4.3.5.1. Учебные тревоги по борьбе с пожарами на пассажирских судах должны проводиться еженедельно, а на других типах судов - 1 раз в месяц. При смене в порту отхода более 25 % экипажа учения по борьбе с пожаром необходимо проводить не позднее, чем через 24 ч после выхода судна из этого порта.

4.3.5.2. Общесудовое учение или учебная тревога по борьбе с пожаром должны проводиться в соответствии с одним из оперативных планов пожаротушения. При этом следует отрабатывать следующие вопросы:

навыки командного состава на ГКП и на месте по руководству действиями членов аварийной партии;

действия группы разведки, их натренированность по надеванию снаряжения пожарного, включению в изолирующие дыхательные аппараты, передаче и приему условных сигналов с помощью предохранительного троса;

навыки членов аварийной партии по приведению в действие противопожарного оборудования и обеспечению надежности их работы;

организация постоянной связи командира аварийной партии с ГКП и группой разведки;

выбор огнетушащих веществ, методов, способов борьбы с пожаром.

4.3.5.3. Дата, наименование помещения, оперативный план которого отрабатывался, количество участвовавших должны регистрироваться в соответствующем разделе ПКФ лицом, проводившим общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром, с указанием должности, фамилии и инициалов.

4.3.6. Ежегодная проверка знаний лицами командного состава судна, включающая вопросы пожарной безопасности судна.

4.3.6.1. Проверка знаний должна производиться комиссией, назначаемой капитаном судна в соответствии с программами, разработанными старшим помощником капитана, старшим механиком и утвержденными капитаном судна на основании типовых программ пароходства, управлений флота или портов.

4.3.6.2. Программы должны включать вопросы пожарной безопасности, указанные в п. 4.2.1.2 настоящего РД.

4.3.6.3. Результаты ежегодной проверки знаний у лиц командного состава судов необходимо оформлять протоколом.

4.4. Мероприятия, проводимые учебно-курсовым комбинатом учебно-курсовой комбинат судовладельца должен организовать и провести:

4.4.1. Первоначальную подготовку и переподготовку членов экипажа правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами по установленной ММФ программе.

4.4.1.1. Программа должна содержать следующие вопросы:

понятие о дыме и содержащихся в нем газах;

материальная часть дыхательных аппаратов;

проверка дыхательных аппаратов;

тренировка работы в дыхательном аппарате;

зачет.

4.4.1.2. Лицам, прошедшим обучение, должны выдаваться или продлеваться квалификационные удостоверения, которые регистрируются на пункте подготовки в специальном журнале. По прибытии на судно удостоверения необходимо сдавать старшему помощнику капитана для предъявления ИИС ПТС при оформлении свидетельства пожарной охраны.

4.4.2. Первоначальную подготовку и переподготовку пожарных матросов по утвержденной ММФ программе через каждые 5 лет.

4.4.2.1. Программа должна включать следующие основные вопросы:

понятие о горении и пожаре;

основные причины пожаров и загораний;

конструктивная противопожарная защита судов и тактика борьбы с огнем;

пожарная безопасность судовых помещений и установленного в них оборудования;

пожарная безопасность производства различных технологических операций на судне;

устройство, принцип действия, сроки, методы проверок исправности судовых средств, систем предотвращения, обнаружения, локализации и тушения пожаров;

индивидуальные средства противопожарной защиты;

цели и задачи вахтенной противопожарной службы судна;

действия вахтенного противопожарной службы при обнаружении признаков пожара.

4.4.2.2. Лицам, прошедшим обучение, должны выдаваться или продлеваться квалификационные удостоверения, которые регистрируются на пункте подготовки в специальном журнале. По прибытии на судно удостоверения необходимо сдавать помощнику капитана по пожарной части для предъявления ИИС ПТС при оформлении свидетельства пожарной охраны.

4.4.3. Занятия на курсах повышения квалификации плавсостава по вопросам пожарной безопасности судов. Программы занятий для каждой специальности по указанным вопросам должны согласовываться в ПТС ВОХР предприятия, а ИИС может привлекаться для проведения занятий в установленном порядке.

4.4.4. Первоначальную подготовку и переподготовку в школе ВОХР ММФ помощников капитана по пожарной части через каждые 5 лет. Лицам, прошедшим обучение, должны выдаваться свидетельства. По прибытии на судно свидетельство необходимо сдавать старшему помощнику капитана для предъявления ИИС ПТС при оформлении Свидетельства пожарной охраны.

4.4.5. Подготовку старших помощников капитанов судов по вопросам пожарной безопасности судов в соответствии с программой, утвержденной ММФ.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

(МИНМОРФЛОТ)

О введении РД 31.21.44-86

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

РД 31.21.44-86

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПТО) СУДОВ

3. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ПОЖАРО- И ВЗРЫВООПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

4 ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА МЕРАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ, БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ, ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

5. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ, РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

6. ПРИЕМ СУДОВ ИЗ ПОСТРОЙКИ, ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ИЛИ ОТ ДРУГОГО СУДОВЛАДЕЛЬЦА

7. УЧЕТ, РАССЛЕДОВАНИЕ, АНАЛИЗ ПОЖАРОВ И ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВ

8. ПРОВЕРКА, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СУДАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ СУДОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ*

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРОВЕРКЕ ИИС ПТС ВОХР ММФ НА СУДАХ

Содержание

Рейтинг@Mail.ru