РД 31.21.44-86 РД 31.21.44-86

РД 31.21.44-86 =>

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рд (руководящие документы) ->  РД 31.21.44-86 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

состояние переносных пенных комплектов, размещение их согласно схеме; состояние воздушно-пенного ствола, пеносмесителя, двух емкостей с пенообразующей жидкостью по 20 л в каждой (взамен первых двух может быть пеногенератор с эжектирующим устройством или устройство другого одобренного типа); их целость; отсутствие следов повреждения, коррозии, пыли, грязи, посторонних предметов; расхоженность соединений; наличие в местах соединения уплотнительных прокладок, свободного доступа к комплекту и снятие с места; окраску (1 комплект необходимо проверить в действии при проверке системы водотушения);

состояние передвижных углекислотных огнетушителей большой емкости - размещение согласно схеме; наличие свободного доступа; отсутствие посторонних предметов на и вокруг огнетушителя; комплектность (наличие баллонов, клапанов с маховиками, резиновых рукавов длиной 10-15 м с раструбами, устройства для перемещения баллонов); наличие на корпусе баллона маркировки (год предстоящего гидравлического испытания - 1 раз в 5 лет, вес пустого баллона); целость вышеуказанных устройств; надежность их крепления между собой и судовыми конструкциями; наличие огнетушащего вещества по данным, указанным в судовом акте;

наличие переносных ручных огнетушителей, пенных, или углекислотных, или порошковых, или хладоновых; размещение их согласно схеме; порядок проверки их состояния аналогичен тому, как выполнялась в других судовых помещениях (штурманской и рулевой); наличие заряда по судовому акту;

наличие и состояние покрывал для тушения пожара, размещение их согласно схеме; хранение их в футлярах; состояние футляров, легкость открытия, соответствие размеров (1,5x2,0 м) покрывал, материала - установленным требованиям (асбестовая ткань или войлок), их целость (на каждой платформе рекомендуется вскрыть по одному футляру для хранения покрывал, вытащить, развернуть, осмотреть, обмерить);

наличие и состояние ящиков с песком; размещение их в соответствии со схемой; укомплектованность совком или лопатой, их состояние; наличие установленного количества песка; отсутствие в песке посторонних предметов.

2.2.7.27. Состояние противопожарного режима в МП, надежность закрепления запасных деталей к конструкциям корпуса судна; отсутствие временного их крепления к трубопроводам, механизмам, кабельным трассам; отсутствие сушки и хранения рабочей одежды ЛВЖ, горючих и других опасных в пожарном отношении веществ и материалов, деревянных и других предметов аварийного имущества из горючих материалов, а также чистого и использованного обтирочного материала в незакрытых металлических ящиках; отсутствие следов курения (сгоревших спичек, окурков), за исключением центрального поста управления, где должно быть оборудовано место с закрепленной пепельницей; отсутствие подтеков масла, топлива, ветоши на плитах и под ними (необходимо вскрыть плиты и осмотреть второе дно в районе расположения главных и вспомогательных двигателей, котлов, газотурбинных установок, топливных, масляных цистерн, топливо- и маслоперекачивающих насосов и сепараторов, а также кормовые и бортовые льяльные колодцы).

2.2.7.28. Состояние электромашинных мастерских, кладовых, которые рекомендуется проверять аналогично МП, т.е. определить состояние конструкции, освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования, пожарной сигнализации, средств и систем пожаротушения, выполнения мероприятий по поддержанию противопожарного режима, при этом особое внимание следует уделить правильности складирований материалов и совместимости их между собой, отсутствию в указанных помещениях ЛВЖ, ГЖ, следов курения.

2.2.7.29. Состояние помещений или специально оборудованного места для опрессовки форсунок в машинной мастерской или самом МП; наличие и состояние вытяжной вентиляции, заслонки на канале, емкости с плотно закрывающейся крышкой для сбора топлива, выпускаемого из форсунки; надежность крепления оборудования, состояние светильника местного освещения - целость электропроводки, корпуса колпака, закрывающего лампу, плотность соединения их между собой; отсутствие подтека топлива на плитах, столе, корпусе пресса, a также следов курения и хранения промасленной ветоши.

2.2.7.30. Состояние помещения или выгородки, где установлены холодильные машины, рекомендуется проверять аналогично другим МП; дополнительно в них должны проверяться хранение установленного инструкцией по эксплуатации количества баллонов с холодильным агентом, при наличии устройства и трубопроводов для выпуска холодильного агента в атмосферу, их состояние, а также надежность крепления баллонов к судовым конструкциям, наличие на заметном месте в районе расположения холодильных машин или на дверях помещений знака «Запрещается курить».

2.2.7.31. Состояние помещения тоннеля гребного вала, целость конструкций; действие привода закрытия клинкетных дверей с обеих сторон; отсутствие хранения горючих материалов и жидкостей; наличие указателей аварийного выхода; состояние трапа, закрытий дверей, освещенность.

2.2.8. ПТО открытых участков палуб и помещений с входом только с них.

Обследованию должны подвергаться все открытые участки палуб, закрытые прогулочные палубы, ранее не осмотренные помещения, имеющие входы только с указанных палуб, и оборудование, установленное в/на них. При этом должны проверяться:

2.2.8.1. На одной из верхних палуб (навигационного или ходового мостика) размещение согласно судовой документации металлического ящика для хранения пиротехники, наличие на ящике знака «Запрещается пользоваться открытым огнем», надписи «Пиротехнические средства», замка, двух ключей (один - на мостике в ящике с надписью «Пиротехнические средства», другой - у ответственного лица); наличие в ящике с пиротехникой описи содержимого с указанием сроков хранения, инструкцией по использованию; состояние укладки (расфасовка по видам и назначению); отсутствие следов подмочки, возможности перемещений и соударения средств между собой или о стенки ящика; отсутствие посторонних предметов.

2.2.8.2. На всех палубах - состояние размещенных на них вентиляционных головок вытяжной и приемных отверстий приточной вентиляции, воздушных труб отдельных топливных, масляных цистерн и танков, наличие на них планок с отличительными надписями; наличие, целость, чистоту пламяпрерывающих сеток на выходных отверстиях воздушных труб (выборочно вскрыть на каждой палубе по одному кожуху, защищающему их); наличие, состояние на вентиляционных раструбах и приемных отверстиях крышек или заслонок для их закрытия, расхоженность задраек и приводов заслонок; наличие указателей положения заслонок «открыто», «закрыто».

2.2.8.3. В аккумуляторных помещениях (до начала проверки необходимо провентилировать) состояние двери, наличие на ее наружной стороне предупреждающего знака «Осторожно! Опасность взрыва», устройств на наружных концах приточных и вытяжных вентиляционных каналов для предотвращения попаданий в них случайных искр; наличие вывешенной в помещении инструкции о мерах пожарной безопасности; целость переборок, палубы, подволока, отсутствие на них повреждений, сквозных отверстий, за исключением отверстий для вентиляции - приточной - в нижней части помещения (у палубы), вытяжной - в верхней (на подволоке); наличие и действие устройства, включающего вентилятор до начала подзарядки аккумуляторов (при искусственной вентиляции); состояние стеллажей; надежность крепления на них аккумуляторных батарей; наличие зазоров между ними не менее 15 мм, а также подкладок и распорок, исключающих соударение аккумуляторов между собой и о другие предметы; прочность контактов межэлементных соединений; надежность крепления наконечников проводов на зажимах (отсутствие образования искр при воздействии на них диэлектрической палочкой); чистота газоотводных отверстий на пробках и поверхностей батарей; состояние защиты от токов короткого замыкания аккумуляторов; наличие только парового или водяного отопления (отсутствие электрического или кондиционирования воздуха); наличие светильников во взрывозащищенном исполнении, подвода электропроводки к ним в металлических трубах или оболочке, заземление их; надежность крепления, целость, герметичность соединений труб между собой и со светильником; состояние выключателя, расположенного вне помещения; состояние кабелей, подведенных к аккумуляторам; наличие только одного типа аккумуляторных батарей; инструмента, нерабочие металлические части которого изолированы; отсутствие трубопроводов, посторонних кабелей, проходящих через помещение; расположения постороннего электрооборудования и штепсельных розеток; отсутствие подтеков на поверхностях батарей, посторонних предметом и следов курения в помещении;

аккумуляторные батареи мощностью не более 2 кВт могут быть установлены в закрытых шкафах и ящиках, встроенных в надстройку или рубку с дверями, выходящими на открытую палубу. Проверка их противлположного состояния производится аналогично вышеизложенному. При отсутствии в шкафах стационарного освещения должны использоваться фонари во взрывозащищенном исполнении;

батареи мощностью менее 0,2 кВт могут быть установлены в любом помещении, за исключением жилых. Дополнительные требования к обеспечению противопожарной защиты этих помещений не нужны.

2.2.8.4. В помещениях установок кондиционирования воздуха, а также приточной и вытяжной вентиляции - наличие и состояние заслонок, закрытий на наружных отверстиях, действие их; плотность прилегания; целость конструкций помещения; исправность освещения, отопления, установленного оборудования, кабельных трасс; выполнение мероприятий по поддержанию противопожарного режима; действие дистанционного и/или автоматического выключения электродвигателей.

2.2.8.5. В помещении аварийного дизель-генератора (АДГ) - состояние освещения, кабельных трасс, оборудования, отопления, вентиляции, системы обнаружения и извещения о пожаре, средств пожаротушения и выполнение мероприятий по поддержанию противопожарного режима; наличие на входной двери с обеих сторон знака «Запрещается пользоваться открытым огнем»; наличие установленного количества топлива в расходной цистерне (по отметке на мерительном устройстве); состояние цистерны, арматуры на ней, топливных трубопроводов (отсутствие подтека топливa); наличие, состояние теплоизоляции на коллекторе и выхлопной трубе АДГ; состояние аккумуляторов, аварийного распределительного щита; действие дизель-генератора и аварийного пожарного насоса.

2.2.8.6. В помещении для хранения снаряжения пожарного (наличие на судне не менее двух подобных помещений, размещенных в удалении друг от друга) - целость переборок, палубы, подволока; состояние освещения, отопления, вентиляции; наличие на двери с наружной стороны надписи «Пожарный пост», стеллажей для хранения комплектов снаряжения пожарного (на судах всех типов валовой вместимостью 500 рег. т и более - не менее трех комплектов снаряжения; на нефтеналивных - четырех; на пассажирских - по 3 комплекта ни каждую аварийную партию; на судах, перевозящих опасные грузы, дополнительно дыхательные аппараты для всех членов аварийной партии или всего экипажа, в зависимости от степени опасности груза; хранение аппаратов допускается в другом помещении надстройки или у каждого члена экипажа в каюте); наличие на каждом из комплектов бирок с указанием размера, фамилий, инициалов члена экипажа, за которым закреплено снаряжение; комплектность снаряжения, наличие в каждом из них: костюма из теплоотражательной ткани, ботинок и перчаток из неэлектропроводного материала, жесткого защитного головного убора (каски), переносного фонаря (на сухогрузных судах, не перевозящих пожаро- и взрывоопасные грузы - безопасного типа; а газовозах, химовозах, нефтеналивных и сухогрузных, перевозящих опасные грузы - во взрывозащищенном исполнении), пожарного топора с ручкой из неэлектропроводного материала, пояса с карабином, огнестойкого предохранительного троса, изолирующего дыхательного аппарата одобренного типа; их целость, отсутствие следов повреждений; исправность маски, трубок, клапанных коробок дыхательного аппарата, наличие маховиков, на клапанах, манометров, маркировки на них с указанием срока проверки; воздуха или кислорода в баллонах (по манометру путем открытия клапана на баллоне); наличие в одном из пожарных постов запасного комплекта зарядов на каждый аппарат при отсутствии на судне зарядного устройства; порядок их хранения, предстоящий срок проверки; наличие переносной электродрели (на судах валовой вместимостью 4000 рег. т и более), укомплектованность (головка, ключ, сверла различных типоразмеров, электрокабель длиной достаточной для работы в любом районе судна), состояние корпуса, кабеля, вилки, действие дрели (путем включения); наличие переносного дымонасоса в комплекте с электрошнуром, всасывающими и нагревательными рукавами (на судах валовой вместимостью 500 рег. т и более); целость рукавов; действие дымососа (путем включений); наличие международного соединения в комплекте с прокладкой, уплотнительным кольцом, болтами с гайками и двумя соответствующими им гаечными ключами; состояние соединительной головки и соответствие ее головкам на пожарных кранах судовой магистрали (по размеру, типу);

наличие газоанализаторов - 1 шт. на судах, перевозящих опасные грузы; 4 шт. на нефтеналивных судах и газовозах (2 шт. на пары воспламеняющихся жидкостей, 2 шт. на кислород); состояние, маркировка с указанием даты очередного освидетельствования; наличие члена экипажа, обученного пользованию ими.

2.2.8.7. В шкиперских кладовых - целость переборок, палуб, подволоков; исправность освещения, отопления, вентиляции, систем обнаружения и извещения о пожаре, переносных средств и систем пожаротушения, трубопроводов и кабелей, проходящих через них; правильность складирования горючих материалов, предметов, веществ; их совместимость между собой, наличие (в установленном количестве) и правильность хранения запасных огнетушителей (углекислотные - в комплекте с раструбами в горизонтальном или вертикальном положении, пенные - только в вертикальном, в ячейках), пожарных рукавов (в скатке); стволов, пожарного крана в сборе, ствольных, рукавных, соединительных головок, резиновых уплотнительных колец; надежность их крепления к судовым конструкциям; отсутствие соприкосновения горючих материалов, предметов, веществ с горячими поверхностями, кабельными трассами, светильниками и другим электрооборудованием, хранения навалом влажного или промасленного брезента, концов из растительных материалов, всевозможной рабочей одежды (новой и бывшей в пользовании), ветоши, легковоспламеняющихся и горючих веществ, красок, лаков, следов курения, использования открытого огня.

2.2.8.8. В плотницкой и помещении, в котором члены экипажа в свободное от работы время выполняют поделочные работы, - состояние освещения, отопления, вентиляции, системы сигнализации обнаружения пожара, переносных средств пожаротушения, целость конструкций помещений, отсутствие в них непредусмотренных отверстий; наличие инструкции о мерах пожарной безопасности; состояние местных средств освещения (целость кабеля, штепсельного разъема, светильника, соответствие ламп установленной мощности); хранение ЛВЖ, красок, лаков - в небьющейся таре, емкостью не более 0,23 л; отсутствие самостоятельно проложенного электрокабеля и установленных штепсельных розеток, использования электрооборудовании с открытыми элементами, источников открытого огня (горелок, ламп); отсутствие хранения значительных запасов древесины и других горючих материалов, скопления стружки, опилок; отсутствие следов курения.

2.2.8.9. В помещении рулевых машин - исправность освещения, отопления, вентиляции, кабельных трасс, систем сигнализации обнаружения пожара, выполнение мероприятий по поддержанию противопожарного режиме; отсутствие внештатного электрооборудования (нагревательные, отопительные приборы, электропроводка, штепсельные розетки), пропуска, масла через трубопроводы, насосы, цилиндры гидравлической системы, подтеков в поддонах, хранения горючих материалов и жидкостей; целость запасной цистерны с маслом; надежность крепления запасных деталей к судовым конструкциям.

2.2.8.10. В помещениях для производства электрогазосварочных работ и хранения газовых баллонов - соответствие их размещения на судне документации; целость конструкции помещения (отсутствие в них непредусмотренных отверстий); плотность прилегания дверей; наличие над дверями помещения для производства огневых работ на нефтеналивных судах и газовозах табло с надписью «Внимание! Сварка»; действие табло и блокировки, исключающей возможность включения источники тока при открытой двери; наличие инструкции о мерах пожарной безопасности, схемы сварочной установки; целость, чистоту каналов вентиляции, пламяпрерывающих сеток на их концах; действие вентиляции (путем включения электродвигателя); исправность освещения, отопления, системы сигнализации обнаружения пожара; наличие и состояние средств пожаротушения, доступ к ним (огнетушители пенный, углекислотный, ящик с песком, лопатой, кошма); надежность крепления сварочного стола к корпусу судна, его изоляции от корпуса судна (рекомендуется замерить сопротивление изоляции); надежность крепления источника тока к корпусу судна, сопротивление изоляции его обмоток (рекомендуется произвести замер); надежность заземления корпуса источника; целость изоляции сварочных кабелей (внешний осмотр, замер сопротивления изоляции), сравнение результатов замеров с данными, указанными в судовом акте; наличие стандартного электродержателя, его состояние, надежность крепления к кабелю; наличие шкафа для хранения кабеля, ящика для сбора остатков электродов и других использованных сварочных материалов;

состояние газосварочной аппаратуры (отсутствие следов повреждения, масла, топлива; надежность крепления соединительной арматуры, их исправность); состояние редуктора, целость его корпуса, соединений, манометров, наличие на них клейма или пломбы с датой освидетельствования компетентным органом; хранение редуктора шлангов, резака и горелки в шкафу; отсутствие в нем посторонних горючих материалов, предметов со следами масла топлива; наличие и состояние спецодежды электрогазосварщика (целость, отсутствие следов масла, топлива, порядок хранения); отсутствие в помещении посторонних горючих и легковоспламеняющихся веществ, материалов; размещение на судне помещений или шкафов для хранения газовых баллонов в соответствии с судовой документацией; наличие с наружной стороны двери знака «Осторожно! Опасность взрыва»; состояние освещения в помещении, наличие с наружной стороны выключателя; его исправность: целость соединений трубопровода, по которому проложен кабель к светильнику; надежность крепления плафона к светильнику; наличие и состояние проточно-вытяжной вентиляции на наружных концах каналов или отверстии устройств, предотвращающих попадание в них посторонних предметов и искр; хранение в каждом помещении или шкафу только установленного количества баллонов с газом одного вида; размещение их в вертикальном положении, крепление с помощью хомутов с прокладками; окраска; наличие на баллонах надписи с указанием вида газа, маркировки с датой проведенного и следующего освидетельствования, навинченного колпака; отсутствие проходящих через помещение посторонних кабелей, трубопроводов; отсутствие горючих и промасленных предметов, а также следов масла, топлива.

2.2.8.11. В помещении для хранения красок, ЛВЖ (размещение на судне в соответствии с судовой документацией) - состояние переборок, подволока, палубы, их целость (отсутствие на них отверстий, не предусмотренных конструкцией); плотность прилегания двери; наличие на ней с наружной и внутренней стороны знака «Запрещается пользоваться открытым огнем», инструкции о мерах пожарной безопасности; расположение выключателя освещения снаружи; состояние выключателя, кабеля, трубопровода, по которому он проложен внутри помещения, светильника, плафона, защитной сетки; надежность их соединения между собой; состояние системы обнаружения пожара (проверить в действии); состояние вытяжной вентиляции из нижней части помещения, приточной в верхней; целость каналов; наличие на их наружных отверстиях пламяпрерывающих сеток и устройств для закрытия их (целость, чистота, расхоженность, отсутствие следов коррозии); при искусственной вентиляции - действие блокировочного устройства включения электродвигатели вентилятора при открытии двери помещения; состояние трубопроводов системы объемного пожаротушения, чистота сопел (рекомендуется продуть сжатым воздухом со станции пожаротушения); состояние емкостей для хранения ЛВЖ; целость корпуса, арматуры; наличие и состояние поддона под емкостью, воздушной трубы, выведенной из помещения; наличие пламяпрерывающей сетки на ее конце (целость трубы, ее соединений и пламяпрерывающей сетки); состояние стеллажей; наличие и состояние на них устройств для закрепления емкостей с красками; хранение ЛВЖ и красок только в плотно закрытых емкостях; отсутствие проходов через помещение других кабелей и трубопроводов; отсутствие хранения в помещении чистой или промасленной ветоши и других горючих или пожароопасных материалов; отсутствие следов курения, разлива краски, ЛВЖ; при хранении красок и ЛВЖ в шкафах или ящиках - соответствие размещения последних на судне судовой документации; их состояние, наличие вентиляции; отсутствие хранения в них красок, ЛВЖ в бьющейся или в неплотно закрывающейся таре, ветоши и других посторонних предметов.

2.2.8.12. В грузовом насосном (компрессорном) помещении (до начала проверки включить вентиляцию помещения - период вентиляции 20 мин) - соответствие мест и уровней расположения на судне выходных и приемных отверстий каналов вентиляции из помещений судовой документации; их целость; состояние на них противопожарных заслонок или закрытий, маркировки положения заслонок «открыто», «закрыто» (рекомендуется проверить их в действии), пламяпрерывающей арматуры (рекомендуется вскрыть защищающие их кожухи); целость переборок, подволока со стороны палубы или других смежных с ни помещений; состояние уплотнения вала вентилятора или соответствие марки электродвигателя взрывозащищенному исполнению; состояние двери, плотность ее прилегания, наличие на ней знака «Осторожно! Опасность взрыва»; состояние освещения (выключателя, кабеля светильников, соответствия вида их исполнения обеспечению взрывобезопасности); действие блокировки выключателя освещения при установке его внутри помещения с пусковым устройством электродвигателя вентилятора; целость переборок, отсутствие отверстий, состояние уплотнений мест прохода через них приводных валов грузовых насосов; целость каналов вентиляции, расположение заборных отверстий под и над настилом помещения; наличие на каждом из них заслонок (рекомендуется проверить их в действии); целость корпуса насоса, трубопроводов; маркировка контрольно-измерительных приборов насоса; состояние трубопроводов пожарных магистралей; их целость; маркировка; окраска; чистота выпускных отверстий огнетушащего вещества на системах объемного пожаротушения (рекомендуется продуть сжатым воздухом со станции пожаротушения); состояние табло с надписью «Газ! Уходи!», звуковой предупреждающей сигнализации о пуске огнетушащего вещества (рекомендуется проверить действие блокировки сигнализации с устройствами ручного и дистанционного пуска); наличие у входа в помещение предупреждающей надписи «Автоматическое пожаротушение» (при оборудовании помещения местными автоматическими установками пожаротушения с использованием хладона); целость емкости для хладона, арматуры на ней; наличие маркировки с указанием срока очередного освидетельствования емкости; наличие огнетушащего вещества в одной из емкостей, состояние выпускного сопла; укомплектованность помещения переносными ручными огнетушителями, пожарных кранов рукавами (длиной около 10 м), стволами (для подачи распыленной воды), пеногенераторами (проверка их состояния должна осуществляться аналогично тому, как это производилось в других помещениях); действие дистанционного пуска и остановки грузовых насосов; надежность крепления запасных деталей к судовым конструкциям; отсутствие штепсельных розеток, пропуска груза через сальники насоса и клапана, на плитках под ними и в льняных колодцах груза и грязной ветоши, складирования в помещении посторонних предметов, следов курения.

2.2.8.13. В грузовых помещениях и на палубах над ними:

на сухогрузных судах - целость: палубы над грузовыми помещениями, крышек их закрытий и лазов (плотность прилеганий); вентиляционных раструбов; наличие и расхоженность на них противопожарных заслонок или закрытий; маркировка положений заслонок - «открыто», «закрыто» (необходимо проверить заслонку в действии); состояние вентиляторных грузовых помещений; в трюме осмотру подлежат: подволок, переборки, палуба, вентиляционные каналы (отсутствие их повреждений, непредусмотренных отверстий, следов подтека топлива на крышках лазов междудонных топливных танков); наличие на заметных местах знака «Запрещается курить»; состояние освещения, трубопроводов, кабелей, системы сигнализации обнаружения пожара (в каждом помещении рекомендуется проверить в действии по одному датчику); целость трубопроводов систем обьемного пожаротушения; чистота выпускных отверстий на них (в каждом помещении рекомендуется продуть воздухом со станции пожаротушения); действие предупреждающей сигнализации о пуске системы объемного пожаротушения (рекомендуемся проверить в действии для каждого помещения блокировку сигнализации с устройством ручного и дистанционного пуска); целость магистрали водяного, пенного пожаротушения на палубе в районе грузовых трюмов; соответствие судовой документации мест размещения пожарных кранов, ящиков для хранения пожарных рукавов, стволов; состояние ящиков, хранящихся в них рукавов (длина 15-20 м), стволов для подачи компактной струи (рекомендуется вскрыть каждый ящик и развернуть каждый третий пожарный рукав), размещение и состояние ящиков для хранения пеногенераторов, кошм, песка (рекомендуется вскрыть каждый, проверить наличие и состояние); состояние извещателей ручной сигнализации, (рекомендуется проверить в действии 1 извещатель в носовой части, 1 в кормовой);

На судах, предназначенных для перевозки опасных грузов, автотранспорта и подвижной техники с топливом в баках, - дополнительно к вышеуказанному должны проверяться: наличие и состояние у трюмов или в грузовом помещении комбинированных стволов для системы водотушения, пламяпрерывающей арматуры на приемных и выходных вентиляционных отверстиях; состояние уплотнения вала или соответствие марки электродвигателя взрывозащищенному исполнению (если он установлен в вентиляционном канале); в трюме - целость вентиляционных каналов, трубопроводов системы водяного орошения, водораспыления, пенотушения; отсутствие повреждений, защитных кожухов электрокабелей или трубопроводов, в которых они проложены теплоизоляции на переборках смежных с машинными помещениями, на паровых, выхлопных трубопроводах; состояние трубопроводов забора воздуха для анализа газовой среды (рекомендуется проверить систему газового анализа в действии путем забора контрольного состава воздуха на каждой палубе), состояние устройства дистанционного контроля температуры груза (рекомендуется проверить в действии путем нагрева датчика до установленной температуры с помощью специального устройства); укомплектованность пожарных постов и размещение их в трюме (на судах с горизонтальным способом погрузки-выгрузки) согласно судовой документации (на каждом пятом посту рекомендуется развернуть пожарный рукав, необходимо проверить возможность съема огнетушителя); действие извещателей ручной сигнализации (на каждой палубе по 1 шт.);

на нефтеналивных судах (газовозах и химовозах) - целость палубы над грузовыми танками; отсутствие следов протечки груза через закрытия всевозможных горловин, сальники привода клапанов, расположенных внутри цистерн, соединения грузовых, воздушных (газоотводных) трубопроводов с палубой и между собой; соответствие судовой документации мест и уровней расположения огнепреградителей, дыхательных клапанов, высокоскоростных выпускных устройств, их состояние (необходимо вскрыть по одному из них, определить отсутствие закоксованности, замазученности, целость, расхоженность, смазку движущихся и вращающихся деталей, плотность прилегания клапанов и закрытий); наличие на смотровых отверстиях лючков, двойного слоя пламяпрерывающей сетки (их целость и чистоту); в местах соприкосновения откидных крышек, болтов с корпусом или отдельными его частями - прокладок из искробезопасного материала; отсутствие выхода горловин, лючков из грузовых танков в закрытые или полузакрытые пространства над ними; кроме этого, на палубе над грузовыми танками должно проверяться: наличие на трапе при входе на судно знаков «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем», стояночного расписания по борьбе с пожаром (соответствие фамилий, указанных в расписании, фамилиям лиц, находящихся на вахте; наличие номера телефона пожарной охраны); наличие дорожки от трапа до переходного мостика; целость изоляции кабеля телефонной связи между судном и берегом; отсутствие соприкосновения кабеля с корпусом судна, установка телефонного аппарата только взрывобезопасного исполнения на переходном мостике; целость переходного мостика, проложенных по нему кабелей; наличие и состояние заземления их металлических оболочек или корпуса канала (желоба), в которых они проложены, палубных светильников, штепсельных розеток, их выключателей; наличие у выключателей маркировки, указывающей положение «Включено», «Выключено») четкая фиксация этих положений; наличие медных проводов (проводников), соединяющих фланцы грузовых трубопроводов и проводов, заземляющих эти трубопроводы на корпусе судна, соответствие сечения указанных проводов установленным нормам (не менее 16 мм2); состояние оклетневки дельных вещей на грузовой палубе; наличие исправной емкости под шлангоприемником, отсутствие на палубе посторонних предметов и людей; соответствие места хранения судовых шлангов для приема груза и мойки танков судовой документации; наличие на них маркировки с указанием даты испытания, медных проводов или пластин, припаянных к фланцам, их целость (рекомендуется произвести с помощью тестера); соответствие материала ручных замерных устройств, пробоотборника, ударного инструмента, ключей, используемых в танках и на палубе, требованиям искробезопасности; соответствие переносных фонарей и переговорных устройств, которыми пользуются члены экипажа и работники береговых организаций на судне, взрывобезопасному исполнению) (необходимо сверить маркировку прибора с паспортными данными, проверить отсутствие повреждения корпуса, открытых контактов и токоведущих частей); при наличии на судах дедвейтом свыше 20 тыс. т системы инертных газов для заполнения грузовых танков по приборам, установленным в помещении управления грузовыми операциями, определить давление, температуру, содержание кислорода по объему, действие световой и звуковой сигнализации предупреждения увеличения концентрации кислорода по объему; целость магистралей водяного, пенного пожаротушения; укомплектованность пожарных кранов рукавами (длина 15-20 м), комбинированными стволами, воздушно-пенными стволами для подачи пены низкой кратности или пеногенераторами для подачи пены средней кратности, удлинителями, пеносливами; состояние которых должно проверяться аналогично тому, как указано в разделах 2.2.2 и 2.2.3; наличие на судах дедвейтом 4000 т и более лафетных стволов для подачи воды и пены низкой кратности; наличие на них соответствующих стволов, на клапанах - маховиков; целость рукояток для поворота лафетов, стопоров фиксации положения; наличие смазки на трущихся частях; окраска; возможность свободного управления с местного или дистанционного постов, действие одного ствола для подачи воды, пены низкой кратности; пеногенератор, лафетный ствол в носовой и кормовой частях (рекомендуется замерить дальность полета струи пены, поданной через лафетный ствол - не менее 40 м воздушно-пенный ствол пены низкой кратности - не менее 25 м, через пеногенератор - 8 м), при температуре наружного воздуха ниже 0 °С подача пены или воды осуществляется лишь в МП.

2.2.8.14. В помещениях станций систем пожаротушения -

на всех видах станций систем пожаротушения - отсутствие загроможденности входа в них; целость конструкций; состояние освещения, отопления, вентиляции, связи с мостиком, МП или ЦПУ; отсутствие посторонних предметов; наличие термометра, вывешенной схемы и краткой инструкции о приведении системы в действие, на резервуарах и на баллонах для хранения огнетушащего вещества маркировки с указанием даты их гидравлического испытания, соответствие установленным срокам (для хранения углекислоты - 1 раз в 8 лет; хладонов и состава БФ-2 - 1 раз в 5 лет, воздушных и газовых баллонов - 1 раз в 5 лет); наличие на маховиках клапанов бирок с цифрами, указывающими последовательность их открытия, a также табличек с названием назначения клапана или устройства; надежность крепления оборудования к судовым конструкциям, плотность соединения трубопроводов к оборудованию клапанами и между собой; наличие маркировки на контрольно-измерительных приборах (манометрах, термометрах, указателях уровня), верхнего и нижнего пределов рабочих параметров, а также даты их проверки; соответствие показаний установленным срокам и нормам; целость пломб на предохранительных клапанах, манометрах;

на станции системы углекислотного пожаротушения высокого давления - соответствие количества баллонов судовой документации; расположение их на прокладках в вертикальном положении; окраска в черный цвет; наличие порядкового номера; окраска пускового баллона в голубой цвет; наличие на нем надписи «пусковой»; надежность крепления пусковых рукояток к выпускным головкам баллонов и к приводному устройству (штанге или тросу); наличие на коллекторе манометра; состояние клапанов, блокировки их с сигнализацией предупреждения пуска огнетушащего вещества в помещение; предохранительных устройств и контрольных приспособлений, указывающих на срабатывание предохранительных устройств; наличие устройства для взвешивания баллонов или замера уровня жидкости в них; действие дистанционного привода пуска одной из секций баллонов (предварительно следует отсоединить пусковые рукоятки от выпускных головок баллонов), блокировочного устройства сигнализации предупреждения подачи огнетушащего вещества в помещения; целость трубопроводов, соединений их между собой и арматурой; чистота отверстий сопел в помещениях, в которые подается углекислота (рекомендуется пустить сжатый воздух со станции в систему);

на станции системы углекислотного пожаротушения низкого давления - состояние теплоизоляции на резервуаре и трубопроводах (отсутствие на их поверхностях льдообразования); наличие необходимого количества огнетушащего вещества по указателю уровня и прибору изменения его количества; соответствие их показателей между собой и расчетному количеству; давление, температура огнетушащего вещества - соответствие их установленным нормам; наличие, состояние термометра, манометра, наличие маркировки на них; отсутствие на предохранительных клапанах устройств, препятствующих их срабатыванию; действие сигнализации, предупреждающей о достижении предельного давления в резервуаре; действие холодильных установок (пуском рабочей и резервной), блокировочных устройств сигнализации предупреждения подачи огнетушащего вещества в помещения; чистота отверстий сопел в защищаемых помещениях; целость трубопроводов, их соединений между собой и с арматурой (рекомендуется пустить сжатый воздух со станции в систему);

на станциях систем пожаротушения, в которых в качестве огнетушащего вещества используется хладон 114B2 или состав БФ-2 (состоящий по массе из 27 % хладона 114B2 и 73 % бромистого этила) - наличие необходимого количества огнетушащего вещества по указателю уровня, давление воздуха в баллонах по манометру; состояние редукционного клапана и манометров на трубопроводе между баллоном с воздухом и резервуаром с огнетушащей жидкостью, манометра и предохранительного клапана на резервуаре; целость пломб на них; действие блокировочных устройств сигнализации предупреждений пуска огнетушащего вещества в каждое помещение; определить слышимость сигнала в машинных помещениях при работающих механизмах и возможность эвакуации в течение этого периода из наиболее удаленного места помещения; чистота отверстий сопел на трубопроводе каждого из охраняемых этой системой помещения; целость трубопроводов, соединений их между собой и с арматурой (рекомендуется пустить со станции пожаротушения сжатый воздух поочередно в каждое помещение); наличие приспособления для заливки огнетушащего вещества и средств индивидуальной защиты лиц, занятых на указанных операциях (противогазы, резиновые перчатки, передники);

на станциях систем пенного пожаротушения - соответствие количества станций и мест их расположения судовой документации; целость емкостей для хранения пенообразующей жидкости, трубопроводов, арматуры, отсутствие на них следов коррозии, подтеков жидкости; наличие расчетного количества пенообразователя в каждой из емкостей по показанию устройства для контроля за уровнем жидкости; состояние этого устройства; наличие и состояние дозаторов или смесителей (расхоженность, наличие смазки на трущихся частях, отсутствие протечки через них); действие системы (если она имеет конструкцию, не приводящую к обводнению пенообразователя в емкости, рекомендуется проводить путем подачи пены одновременно в течение 3-5 мин из одного переносного ствола или пеногенератора и лафетного ствола, расположенных в носовой части судна и такого же количества в кормовой; при этом вода в систему должна подаваться в начале от основного, а затем от аварийного наносов; если же пенообразователь при пуске системы в действие может обводниться, то действие переносных стволов или пеногенераторов и лафетных стволов в носовой и кормовой частях судна рекомендуется проверять лишь подачей через них воды от основного и аварийных насосов в течение 3-5 мин; при температуре наружного воздуха ниже 0 °С подача пены или воды осуществляется лишь в МП);

на станции системы и посту порошкового пожаротушения - соответствие количества станций и мест их расположения судовой документации; целость резервуара для хранения огнетушащего вещества, баллонов с газом - носителем порошка, трубопроводов арматуры, контрольно-измерительных приборов, арматуры и соединений их между собой (отсутствие пропуска через них газа, порошка); наличие расчетного количества огнетушащего порошка (рекомендуется замерить уровень в емкости); давление газа по показанию манометра; наличие и состояние редукционного клапана и манометров до и после него на трубопроводе между баллонами с газом и емкостью с огнетушащим порошком, предохранительного клапана, манометра на резервуаре, целость пломб на них отсутствие устройств, препятствующих срабатыванию предохранительного клапана; действие механизма дистанционного открытия баллонов с газом (предварительно следует отсоединить пусковые рукоятки от головок баллонов), запорных клапанов на распределительном коллекторе; герметичность трубопроводов, шланга ствола, их соединений между собой (рекомендуется путем подачи в течение 3-5 мин сжатого воздуха через каждый ручной и лафетный стволы);

на станции системы пожаротушения - целость теплоизоляции на распределительном коллекторе и трубопроводах; наличие и состояние манометра на коллекторе; подвижность клапанов; действие системы (подачей пара в одну из охраняемых системой емкостей или в одно из пространств); отсутствие пропуска пара через сальники клапанов; соответствие показаний манометра на распределительном коллекторе и паропроводе.

2.2.8.15. В помещении, где установлен аварийный пожарный насос (туннель гребного вала, рулевых машин или специальное помещение с отдельным входом с палубы), - наличие и действие аварийного освещения; наличие свободного доступа к насосу, двигателю, приводящему насос в действие, клапанов; целость корпуса насоса, трубопроводов, клапанов (при наличии дистанционных приводов следует проверить их действие); наличие измерительных приборов (манометра, мановакуумметра), их маркировку с указанием срока проверки; целость пломбы на предохранительном клапане; отсутствие подтеков воды через сальники и соединения, если насос приводится в действие автономным двигателем внутреннего сгорания - состояние выхлопного тракта; наличие и состояние теплоизоляции на нем; отсутствие возможности попадания на него топлива, масла; наличие установленного количества топлива в его расходной цистерне; состояние цистерны и установленной на ней арматуры; действие аварийного пожарного насоса; если насос электроприводной - внешним осмотром - отсутствие открытых токоведущих частей, соприкосновение электромотора, кабеля, пускорегулирующей аппаратуры со сгораемыми конструкциями, горючими материалами, a также источниками выделения тепла, влаги; надежность крепления электрооборудования к судовым конструкциям; плотность контактных соединений кабеля с оборудованием; отсутствие признаков высыхания, обугливания, трещин, изоляции кабеля; состояние щитка, пускорегулирующего устройства; отсутствие наплавления, нагрева, копоти, поврежденных обмоток катушек; действие дистанционного пуска насоса; действие насоса путем подачи воды через 2 пожарных ствола, подсоединенных к пожарным кранам на палубе в районе основной надстройки (с обоих бортов); при температуре наружного воздуха ниже 0 °С подача воды осуществляется от пожарного крана, расположенного у насоса.

2.2.8.16. На приемных станциях систем пожарной сигнализации - наличие перечня с указанием номеров лучей, наименований охраняемых ими помещений, краткой инструкции для вахтенного помощника по проверке действия системы; целость корпуса станции; надежность подсоединения кабеля к станции, заземления корпуса; наличие питания по показаниям приборов (напряжение, величина контрольного тока), положение ручки выключателя «Включено» свечение сигнальной лампы; действие станции, свечение на ней соответствующих лампочек при воздействии на автоматические и ручные извещатели (по одному обоих видов на каждом луче), создав искусственное короткое замыкание на линии, обрыв или заземление извещателей, прекращение питания и работу автомата переключения источника питания с основного на аварийное (подогрев тепловых извещателей не должен производиться открытым пламенем, а ионизационные и фотоэлектрические рекомендуется проверять поднесением к ним на расстоянии 50-100 мм специального устройства с дымящимся материалом с соблюдением мер пожарной безопасности); в дымосигнальной станции - целость камеры, трубопроводов для подсоса воздуха из охраняемых помещений; наличие питания (по показанию приборов); действие основного и запасного вентиляторов, фотоэлемента, лампы освещения, звуковой сигнализации о срабатывании системы или наличии в ней неисправностей. Для проверки станции в действии необходимо поочередно в каждом охраняемом помещении к отверстию трубопровода для забора воздуха поднести специальное устройство с дымящимся материалом с соблюдением мер пожарной безопасности, при этом на станции визуально должен быть обнаружен выход дыма в камеру, через соответствующий трубопровод и срабатывание фотоэлемента с подачей звукового сигнала; определить время прохождения дыма от наиболее удаленного охраняемого помещения (не более 1,5 мин), действие звуковой сигнализации при неисправности вентиляторов или прекращении подачи питания к станции (рекомендуется создать искусственную неисправность).

2.2.8.17. На пультах дистанционного закрытия противопожарных дверей, заслонок - наличие схемы расположения дверей и заслонок с перечнем защищаемых ими помещений, краткой инструкции для вахтенного помощника о проверке состояния системы; целость корпуса пульта, наличие питания (рекомендуется по показаниям приборов или свечению соответствующих ламп); надежность соединения кабелей с пультом; срабатывание сигнализации при создании искусственного короткого замыкания кабеля обрыва его или заземления, а также при прекращении подачи питания на пульт; действие наиболее удаленных дверей и заслонок в носовой и кормовой частях судна; срабатывание указателей показывающих, какие двери н заслонки закрылись.

2.2.9. Проверка знаний членов экипажа по обеспечению мер пожарной безопасности на судне и готовности их к борьбе с пожарами.

2.2.9.1. Проверка знаний членов экипажа по обеспечению противопожарной защиты судна должна производиться ИИС ПТС в ходе ПТО. Опросу может быть подвергнут любой член экипажа экспедиции, практикант. Число опрошенных членов экипажа должно быть на судах всех типов валовой вместимостью до 500 рег. т - 3 чел.; от 501 до 2000 рег. т - 5; от 2001 и выше - 7 чел.; на пассажирских, научно-исследовательских, учебно-производственных судах дополнительно к указанному количеству проверяются знания еще у аналогичного числа членов экипажа пассажирской службы - на первом типе судов, у членов экспедиции - на втором, у практикантов и отдельных руководителей практики - на третьем типе судов.

При опросе любого из вышеуказанных лиц проверяющий должен выяснить знание им следующих вопросов.

Кто и когда провел с ним на судне инструктаж по пожарной безопасности?

Когда и на какую тему по пожарном безопасности проводилось последнее занятие на технической учебе?

Когда проводилась последняя учебная тревога по борьбе с пожаром, в каком помещении был очаг условного пожара? Каковы обязанности по тревоге «Борьба с пожаром»?

Кто, когда и с какими приказами, информационными письмами, и другими документами, касающимися обеспечения пожарной безопасности судов, знакомил экипаж судна (краткое содержание)? (Ответы по всем указанным вопросам нужно сверить с записями в соответствующих судовых документах).

Какие наиболее вероятные места на судне, где могут возникнуть пожары? Каковы их характерные причины?

Какие действия предпримет проверяемый при обнаружении признаков пожара?

Какими переносными средствами пожаротушения снабжено судно? Назвать места их расположения, назначение каждого из них, принцип действия, способы тушения ими открытого огня.

 

Выявленные недостатки по проверке знаний и организации учебы на судне по вопросам пожарной безопасности необходимо учесть при составлении предписания.

2.2.9.2. Проверка готовности экипажа к борьбе с пожаром должна производиться путем проведения учебной тревоги по ликвидации пожара в одном из судовых помещений. Тревога проводится капитаном судна или лицом, его замещающим. В учениях должны принимать участие все члены экипажа, находящиеся на судне, а также привлекаться береговые и рейдовые пожарные подразделения ВОХР и города (при наличии у проверяющего предварительной договоренности с их руководством). Проверяющий сам или через посредника определяет помещение для условного очага пожара, который допускается имитировать с помощью дымовой шашки с соблюдением правил пожарной безопасности, за исключением недегазированных танкеров, газовозов и судов с пожаровзрывоопасными грузами на борту.

В ходе учебной тревоги проверяющий должен определить:

правильность действия членов экипажа, которые обнаружили признаки пожара или которым дана вводная с указанием места предполагаемого пожара, умение пользоваться сигнализацией извещения о пожаре, а на мостике - станцией пожарной сигнализации;

продолжительность сбора членов аварийной партии в установленное место (время рекомендуется отсчитывать с момента объявления тревоги и до прибытия всех членов аварийной партии группы);

наличие в месте сбора аварийной партии: у командира аварийной партии - копий каютных карточек, оперативного плана пожаротушения для отсека, в котором расположено помещение с условным очагом пожара; у членов группы разведки - правильно вдетых комплектов снаряжений пожарного (без включения в изолирующие дыхательные аппараты); у других членов аварийной партии - необходимого оборудования и средств пожаротушения и соответствие их указанным в расписании по тревоге; надежной связи аварийной партии с главным командным пунктом (ГКП);

умение командира аварийной партии организовать действия своих подчиненных согласно оперативному плану пожаротушения, правильно отдавать приказы и докладывать на ГКП об обстановке на участке;

умение капитана координировать действия других членов экипажа с действиями аварийной партии, принимать своевременно решения по способу ликвидации пожара и применению соответствующего средства пожаротушения, а также руководить расстановкой сил и средств береговых и рейдовых пожарных подразделений, прибывающих для оказания помощи;

знание членами аварийной партии своих обязанностей по борьбе с пожаром, уровень их натренированности и наличие практических навыков по приведению в действие средств борьбы с пожарами; у группы разведки - наличие навыков включения в изолирующие дыхательные аппараты, знание расчета необходимого запаса кислорода или воздуха, условных сигналов связи, умение их подачи и приема, порядка боевого следования в задымленное помещение; умение всех членов аварийной партии присоединять пожарный рукав к крану, стволу и/или пеногенератору, приводить в действие пенный и углекислотный огнетушители (подать воду, пену, а также привести в действие один пенный, один углекислотный огнетушители);

наличие у каждого лица командного состава судна практических навыков по приведению в действие судовых систем пожаротушения и аварийного пожарного насоса (рекомендуется произвести опрос каждого механика непосредственно на станциях пожаротушения).

При разборе учебной тревоги проверяющий должен указать выявленные недостатки и учесть их при составлении предписания.

2.2.10. Оформление результатов детального ПТО

2.2.10.1. После завершения ПТО проверяющий обязан ознакомить капитана судна и заинтересованных членов экипажа с выявленными недостатками, предлагаемыми мероприятиями по устранению и сроками выполнения экипажами и береговыми службами, эксплуатирующими суда.

2.2.10.2. Предлагаемые мероприятия по устранению выявленных недостатков экипажем судна записываются в ПКФ, на остальные мероприятия вручаются соответствующим руководителям служб или подразделений предписания по формам № ПРР-22, № ПРР-22а, утверждением ММФ 26.10.73 г. № 176-пр или направляются письменные представления на имя руководителей объектов, включая в них недочеты, согласно п. 1.7 настоящего РД. Копия записей в ПКФ заверяется подписью проверяющего, капитана и печатью судна, a в предписаниях необходимость и сроки выполнения выявленных недочетов удостоверяются подписью капитана и печатью судна. Копии записей в ПКФ, донесений отрядов других ВОХР и предписаний с отметками о выполнении недочетов подшиваются в наблюдательное дело. В ПТС производится соответствующая отметка в графике учета проведения ПТО.

2.2.10.3. Результаты проверки систем и средств обнаружения, локализации и тушения пожара, знаний, подготовленности членов экипажа к борьбе с пожарами и организации учебы на судне по вопросам пожарной безопасности в краткой форме заносятся проверяющим в соответствующие разделы ПКФ и учитываются в личном дневнике. Напротив каждой записи должна быть подпись, указывается должность, фамилия и инициалы проверяющего.

2.2.10.4. При выявлении в процессе обследования судна нарушений, создающих явную угрозу возникновения пожара или взрыва проверяющий обязан немедленно приостановить эксплуатацию помещения, установки, оборудования или выполнение технологических операций и составить в двух экземплярах протокол по форме № 0303826, (приказ ММФ № 74-пр от 25.05.87 г.) и последовательно изложить причины и условия запрещения действия объекта. Один экземпляр протокола проверяющий должен вручить капитану судна, другой подшить в наблюдательное дело судна.

Дальнейшая эксплуатация объекта или производство технологической операции могут быть разрешены только после устранения нарушений и выдачи ПТС ВОХР специального акта по форме № 0303827, утвержденной приказом ММФ 25.05.87 г. № 74-пр.

2.2.10.5. При обнаружении в процессе ПТО судна лиц (членов экипажа, работников береговых организаций, пассажиров, как граждан СССР, так и иностранных государств), нарушающих требования действующих нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности судна, правил использования средств обнаружения, локализации и тушения пожаров, проверяющий обязан составить протокол о правонарушении на морском транспорте, на основании которого виновный может быть подвержен дисциплинарному, административному изысканию или общественному воздействию. Размеры штрафов и перечень должностных лиц, имеющих право выносить решение о наложении штрафа, установлены Постановлением СМ СССР № 197 от 29.02.86 г. и приказом ММФ № 49 от 19.03.86 г.

2.2.10.6. При отсутствии недостатков или после их устранения в установленные предписанием сроки работник ПТС, производивший ПТО, должен выдать капитану Свидетельство пожарной охраны по форме № 0303823 (приказ ММФ № 74-пр от 26.05.87 г.) на право выхода судна в море или дальнейшую эксплуатацию на реке, акватории порта или завода.

Свидетельство пожарной охраны не выдается, если не устранены выявленные в ходе детального ПТО недостатки, связанные с:

обеспечением эвакуации людей из судовых помещений;

возможностью возникновения пожара;

неисправностью системы пожарной сигнализации;

нарушением целостности противопожарных переборок, теплоизоляции на них, неисправностью противопожарных дверей, заслонок или их приводов (дистанционных, автоматических и ручных);

отсутствием или неисправность закрытий для герметизации помещений (отсеков), защищаемых системой объемного пожаротушения, приводов этих закрытий извне помещений;

неисправностью любой из стационарных систем пожаротушения, аварийного пожарного насоса или его привода; истечением сроков гидравлического испытания емкостей для хранения огнетушащего вещества, газов или воздуха для его вытеснения; отсутствием расчетного количества огнетушащего вещества или истечением срока проверки его свойств; отсутствием у лиц командного состава судна практических навыков по приведению в действие систем пожаротушения и аварийного пожарного насоса;

истечением сроков проверки огнетушащих зарядов переносных ручных огнетушителей или гидравлического испытания их корпусов, несоответствием судовой документации их количества и мест расположения;

отсутствием установленного п. 2.2.8.6 настоящего РД количества комплектов снаряжения пожарного и п. 33 приложения 2 РД числа членов экипажа, прошедших ежегодное обучение правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами; истечением сроков соответствующих видов проверок дыхательных аппаратов и обучения членов экипажа правилам пользования ими;

отсутствием дипломированного помощника капитана по пожарной части и специально подготовленных пожарных матросов на судах, в штате которых они предусмотрены, или истечением сроков их переподготовки;

нарушением Правил морской перевозки опасных грузов.

Работник ПТС, выдавший Свидетельство, несет персонально ответственность за объективность оценки противопожарного состояния судна.

Наличие Свидетельства не освобождает капитана от ответственности за обеспечение пожарной безопасности судна, организацию и проведение на нем мероприятий, необходимых для поддержания установленного действующими нормативно-техническими документами уровня противопожарной защиты.

Бланки свидетельства являются документом строгой отчетности. В ПТС подразделения ВОХР должен вестись учет их выдачи. Свидетельство, срок действия которого истек, должно быть изъято и подшито к корешку вновь выданного и храниться в архиве подразделения ВОХР в течение 5 лет.

В случае утери Свидетельства капитан судна в письменной форме должен дать объяснение о случившемся руководителю подразделения ВОХР. Свидетельство предъявляется судовой администрацией в инспекцию портового надзора при оформлении отхода судна из порта или для дальнейшей эксплуатации на реке, акватории порта, завода.

При выходе судна из порта без свидетельства или с утратившим срок действия начальник подразделения ВОХР совместно с капитаном порта должен составить акт, копию которого необходимо направить в адрес судовладельца для принятия соответствующих мер.

2.3. Контрольное ПТО

2.3.1. При контрольном ПТО судна объекты проверки и последовательность проведения остаются теми же, что и при детальном, т. е. проверке должны подвергаться: документация по организации и обеспечению пожарной безопасности, приведенная в приложении 2; помещения, открытые палубы, установленное в/на них оборудование; средства, системы обнаружения, локализации, тушения пожара и другое противопожарное снабжение, вахтенная служба и экипаж, направляющийся в предстоящий рейс, а также нужно проверить, как исправлены недостатки, выявленные ИИС ПТС при последнем детальном и последующих после него контрольных ПТО судна, сроки устранения которых истекли к моменту проведения ПТО.

2.3.2. Основными методами проверки при контрольном ПТО судна являются наружный осмотр объектов, опрос вахтенной службы и отдельных членов экипажа. При этом должны определяться: наличие соответствующей судовой документации, записей в ней о проведении экипажем или компетентными органами в установленные сроки определенных видов проверок оборудования, обучения экипажа; противопожарное состояние помещений, палуб и установленного в/на них оборудования; соответствие фактического количества противопожарного снабжения, лиц из числа членов экипажа, обученных правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами, имеющих практические навыки по приведению в действие стационарных систем пожаротушения установленным действующим нормативно-техническим документом; уход за системами, средствами обнаружения, локализации и тушения пожара; знание вахтенной службой своих обязанностей по стояночному расписанию по борьбе с пожаром; устранение недостатков, выявленных в ходе детального и предыдущих контрольных ПТО судна.

2.3.3. Другие методы проверки: вскрытие для осмотра, приведение в действие, снятие с места, разворачивание, присоединение, взвешивание, продувание сжатым воздухом или контрольным газом, замер параметров, проведение учебной тревоги по борьбе с пожаром - рекомендуется использовать при контрольном ПТО, если срок устранения недостатков, выявленных при детальном ПТО, истек к моменту проведения проверки или при возникновении сомнения у проверяющего в исправности оборудования из-за неудовлетворительного внешнего вида.

2.3.4. Результаты контрольного ПТО судна должны оформляться аналогично тому, как это производилось при детальном ПТО. Предлагаемые к выполнению мероприятия необходимо заносить в соответствующий раздел ПКФ пли вручать предписания береговым службам, а их копии должны направляться в ПТС подразделения ВОХР. При выявлении недостатков, создающих явную угрозу возникновения пожара или взрыва, проверяющий обязан составить протоколы на приостановление эксплуатации аварийного помещения, оборудования или на производство технологической операции и на лиц, допустивших нарушения пожарной безопасности или использующих противопожарное оборудование не по назначению, для привлечения их к ответственности. Приведение указанных документов в исполнение должно производиться в установленном порядке. Копии выполненных документов в ПТС следует подшивать в наблюдательное дело судна или специальную папку.

При отсутствии недостатков, указанных в п. 2.2.10.6, или после их устранения проверяющий должен продлить или выдать капитану судна Свидетельство пожарной охраны на выход судна в море. О всей работе, проделанной на судне, проверяющий должен внести запись в личный дневник учета работы, который ведется работником ПТС подразделения ВОХР.

2.4. Внеочередное ПТО

2.4.1. Внеочередное ПТО судна должно проводиться ИИС ПТС в любое время суток в основном для проверки организации обеспечения пожарной безопасности как судна в целом, так и отдельных видов производимых пожаро- и взрывоопасных технологических операций. При этом должны проверяться:

2.4.1.1. Наличие -

у вахтенного помощника капитана - доступа к оперативным планам пожаротушения, схемам расположения противопожарных конструкций, оборудования, путей эвакуации; кратких инструкций по приведению в действие стационарных систем пожаротушения; а также навыков по использованию указанной документации;

стояночного расписания по борьбе с пожаром, вывешенного у трапа в месте нахождения вахтенного, соответствие фамилий, указанных в расписании, фамилиям лиц, находящихся на вахте;

в составе стояночной вахты не менее трех человек, обученных правилам пользования изолирующими дыхательными аппаратами и имеющих документы, срок действия которых не истек;

не менее трех комплектов снаряжения пожарного с проверенными в установленные сроки изолирующими дыхательными аппаратами;

на судах с опасными грузами на борту или на судах, на которых производятся грузовые операции с ними, а также на нефтеналивных судах, газовозах и химовозах оформленных в соответствии с действующими нормативными требованиями документов, указанных в пп. 17-24 приложения 2 РД и необходимого для каждого вида груза огнетушащего вещества;

на судах, на которых производятся огневые работы, - оформленного разрешения на их производство в соответствии с действующими Правилами пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах Министерства морского флота (РД 31.52.18-87); записи в судовом или машинном журнале об ознакомлении ответственного из состава работников береговой организации за их производство с расположением путей эвакуации, системой сигнализации и оповещения о пожаре, средствами связи.

2.4.1.2. Знания членов вахтенной службы обязанностей по борьбе с пожарами; умение каждого из них приводить в действие переносные ручные огнетушители, а вахтенного механика - все стационарные системы пожаротушения.

2.4.1.3. Соблюдение и обеспечение мер пожарной безопасности на открытых палубах и в любых судовых помещениях, где находятся люди и/или производятся технологические операции.

2.4.1.4. Отсутствие использования противопожарного имущества не по назначению.

2.4.2. Основными методами проверки при внеочередном ПТО судна, так же как и при контрольном, рекомендуются наружный осмотр и опрос вахтенной службы и лиц, выполняющих технологические операции.

2.4.3. Результаты внеочередного ПТО судна должны заноситься в соответствующий раздел ПКФ или должны быть вручены предписания береговым службам, а их копии нужно направлять в ПТС. При выявлении недостатков, связанных с возникновением пожара или взрыва, как и в предыдущих видах ПТО, проверяющий обязан составлять соответствующие документы для приостановления технологических операций или привлечения к ответственности виновных. О проведенной проверке проверяющий должен внести запись в график учета ПТО, который ведется в ПТС подразделения ВОХР, копии составленных документов следует подшивать в базовом порту в наблюдательное дело судна, а в небазовом - в специальную папку.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

(МИНМОРФЛОТ)

О введении РД 31.21.44-86

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

РД 31.21.44-86

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПТО) СУДОВ

3. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ПОЖАРО- И ВЗРЫВООПАСНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

4 ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА МЕРАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ, БОРЬБЕ С ПОЖАРАМИ, ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ

5. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА И АГИТАЦИЯ, РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

6. ПРИЕМ СУДОВ ИЗ ПОСТРОЙКИ, ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ИЛИ ОТ ДРУГОГО СУДОВЛАДЕЛЬЦА

7. УЧЕТ, РАССЛЕДОВАНИЕ, АНАЛИЗ ПОЖАРОВ И ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВ

8. ПРОВЕРКА, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СУДАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ СУДОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ*

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ПРОВЕРКЕ ИИС ПТС ВОХР ММФ НА СУДАХ

Содержание