Справочное пособие водителя пожарного автомобиля 
Глава 4. насосы пожарные нового поколения. 4.1. особенности конструкции и... Справочное пособие водителя пожарного автомобиля 
Глава 4. насосы пожарные нового поколения. 4.1. особенности конструкции и...

Справочное пособие водителя пожарного автомобиля => Глава 4. насосы пожарные нового поколения. 4.1. особенности конструкции и принцип работы насосов пожарных нового...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Справочное пособие водителя пожарного автомобиля -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
текст целиком
 

Глава 4. НАСОСЫ ПОЖАРНЫЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

4.1. Особенности конструкции и принцип работы насосов пожарных нового поколения: НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400, НЦПВ-20/200, НЦПВ-4/400

 

ВНИИПО МВД России совместно с научно-производственным предприятием "Инфра" (г. Миасс Челябинской области) разработаны и в настоящее время выпускаются насосные агрегаты четырех типов для ПА: насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН-40/100, насос центробежный пожарный комбинированный НЦПК-40/100-4/400 и насосы центробежные пожарные высокого давления НЦПВ-20/200 (рис. 4.1) и НЦПВ-4/400 (рис. 4.2).

Насосы центробежные пожарные предназначены для подачи воды и водных растворов пенообразователей с температурой до 30 °С, плотностью до 1010 кг/м3, водородным показателем среды рН = 7... 10 и массовой концентрацией взвешенных твердых частиц грунта до 0,5% при их максимальном размере 3 мм.

Работа насосов на морской воде не предусматривается.

Отличительной конструктивной особенностью новых насосов является наличие автоматических вакуумной и дозирующей систем, расположенных непосредственно на насосных агрегатах, автоматической системы, предотвращающей попадание пенообразователя в водопроводную сеть и открытый водоисточник, размещение контрольно-измерительных и сигнальных приборов на единой панели, установленной на корпусе насосов.

 

 

Рис. 4.1. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-20/200

 

Рис. 4.1. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-20/200 (продолжение)

 

 

Рис. 4.1. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-20/200 (окончание)

 

 

Рис. 4.2. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-4/400

 

 

Рис. 4.2. Насос центробежный пожарный высокого давления НЦПВ-4/400 (окончание)

 

Насосные агрегаты НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400 и НЦПВ-20/200 оснащены типовой автоматической вакуумной системой водозаполнения, а насосные агрегаты НЦПН-40/100 и НЦПК-40/100-4/400 - автоматической системой дозирования пенообразователя.

Автоматизация работы насосных агрегатов позволяет без вмешательства оператора, в данном случае - водителя ПА, производить заполнение установки водой при работе из открытого водоисточника и обеспечивать дозировку пенообразователя с необходимой концентрацией независимо от количества подаваемой огнетушащей жидкости.

Новое поколение пожарных насосов (ПН) с автоматической вакуумной и дозирующей системами позволяет значительно повысить тактико-технические и эргономические показатели ПА.

Основные технические показатели насосов приведены в прил. 5.

Наличие типовых конструктивных элементов новых насосов и принцип их работы позволяют более подробно рассмотреть конструктивные особенности и принцип работы одного насоса (НЦПК-40/100-4/400), чтобы понять работу остальных.

Центробежный комбинированный пожарный насос НЦПК-40/100-4/400 (рис. 4.3) представляет собой агрегат, состоящий из насоса (ступени) нормального давления 27, насоса высокого давления 40, напорного коллектора нормального давления 64, напорного коллектора высокого давления 35, автоматической вакуумной системы водозаполнения, механизма ручного отключения вакуумного насоса, механизма включения ступени высокого давления, автоматической системы дозирования пенообразователя и контрольно-измерительных приборов.

Ступень нормального давления представляет собой центробежный одноступенчатый насос консольного типа с осевым подводом, выполненным в крышке 11 (рис. 4.4), и спиральным отводом, выполненным в корпусе 9. Уплотнения 15 рабочего колеса 10 и концевое уплотнение вала 25 - торцового типа.

Вал 25 насоса опирается на два однорядных шариковых подшипника 23 и 16. На валу установлена муфта 22 привода ступени высокого давления, червяк 24 привода первичного преобразователя тахометра и шкив 26 привода вакуумного насоса.

 

 

Рис. 4.3. Насос центробежный пожарный комбинированный НЦПК-40/100-4/400:

1 - обратный клапан; 2, 48 - сильфон; 3 - рабочий датчик концентрации; 4 - маслоуказатель; 6 - регулировочный винт; 7, 8, 17 - вентиль; 10 - электронный блок; 11 - тумблер; 12, 31 - индикатор; 13 - счетчик времени наработки; 14 - рукоятка дозатора сливная; 15 - тахометр; 16 - панель; 18 - рукоятка дозатора; 19 - манометр нормального давления

 

 

Рис. 4.3. Насос центробежный пожарный комбинированный НЦПК-40/100-4/400 (продолжение):

20 - манометр высокого давления; 21 - кронштейн; 23 - механизм ручного отключения вакуумного насоса; 24 - механизм включения ступени высокого давления; 25 - вакуумный кран; 26 - эжектор; 27 - насос нормального давления; 29 - мановакуумметр; 30 - рукоятка крана эжектора; 32 - переключатель типов пенообразователей

 

 

Рис. 4.3. Насос центробежный пожарный комбинированныйНЦПК-40/100-4/400 (продолжение):

34 - патрубок с фильтром; 35 - коллектор высокого давления; 38 - эталонный датчик концентрации; 39, 41, 57 - сливной краник; 40 - насос высокого давления; 43 - перепускной клапан; 45 - дозатор; 46 - вакуумный затвор; 47 - рычаг; 49, 50 - патрубок; 51 - кран эжектора; 52, 53 - заглушка; 54 - первичный преобразователь тахометра; 55 - ось

 

 

Рис. 4.3. Насос центробежный пожарный комбинированный НЦПК-40/100-4/400 (окончание):

58 - механизм автоматического отключения вакуумного насоса; 59 - пружина; 61 - гайка; 62 - вакуумный насос; 63 - масляный бак; 64 - коллектор нормального давления; 65 - гидрокамера

 

На крышке 11 насоса имеется защитная сетка 12 и вакуумный кран 25 (рис. 4.3).

На корпусе ступени нормального давления закреплены вакуумный насос 62 (рис. 4.3), механизм автоматического отключения вакуумного насоса 58, механизм ручного отключения вакуумного насоса 23, механизм включения ступени высокого давления 24, рабочий датчик концентрации пенообразователя 3, эталонный датчик концентрации пенообразователя 38, первичный преобразователь тахометра 54, маслоуказатель 4 и сливной краник 57.

Корпус ступени нормального давления сообщается с напорным коллектором нормального давления 64 и ступенью высокого давления 40.

Ступень высокого давления представляет собой центробежный двухступенчатый насос консольного типа со встречно расположенными рабочими колесами 8 (рис. 4.4), осевым подводом первой ступени и отводящими устройствами лопаточного типа (направляющими аппаратами) 4 и 5.

Уплотнения 6 рабочих колес 8 и уплотнение 3 вала - торцового типа, межступенное уплотнение 7 - щелевого типа.

Привод ступени высокого давления осуществляется от вала ступени нормального давления через многодисковую фрикционную муфту 22 и одноступенчатый редуктор с передаточным отношением 2,33 и одной паразитной шестерней 27. Смазка редуктора и опорных подшипников насосов нормального и высокого давления осуществляется за счет масляной ванны, уровень масла в которой контролируется с помощью маслоуказателя 4 (рис. 4.3). Крышка 1 (рис. 4.4) корпуса и вал насоса высокого давления имеют проточные полости, которые служат для принудительного водяного охлаждения деталей редуктора.

Ступени нормального и высокого давления включены последовательно: вода с выхода (из напорного коллектора) ступени нормального давления через фильтр 34 (рис. 4.3) поступает на вход (всасывающий патрубок) ступени высокого давления.

 

 

Рис. 4.4. Ступени нормального и высокого давления НЦПК-40/100-4/400:

1 - крышка; 2 - рычаг; 3, 6 - торцовое уплотнение; 4, 5 - направляющий аппарат; 7 - уплотнение щелевое; 8, 10 - рабочее колесо; 9 - корпус; 11 - крышка; 12 - сетка; 13, 15 - торцовое уплотнение; 16, 23 - шарикоподшипник; 17 - вилка; 18 - втулка; 19 - болт; 20 - диск фрикционный; 22 - муфта; 24 - червяк; 25 - вал; 26 - шкив; 27 - шестерня

 

К выходному патрубку ступени высокого давления присоединен напорный коллектор высокого давления 35 (рис. 4.3), на котором установлены два вентиля 8 тарельчатого типа и перепускной клапан 43. Выходной штуцер перепускного клапана при монтаже насоса соединяется трубопроводом (коммуникация ПА) с цистерной. Перепускной клапан обеспечивает частичный переток воды через ступень высокого давления в случае прекращения подачи, тем самым, предотвращая перегрев насоса.

Для соединения с напорной линией высокого давления (ствол-распылитель высокого давления с катушкой типа СРВДК-2/400/18/60) на коллекторе высокого давления устанавливается патрубок 50 (рис. 4.3). Патрубок 50 имеет отвод с обратным клапаном для продувки рукава катушки сжатым воздухом.

Для слива воды из полостей насоса на его корпусе установлены сливные краники 39 и 41 (рис. 4.3).

Напорный коллектор 64 (рис. 4.3) насоса нормального давления 27 крепится к его корпусу, а также, через патрубок с фильтром 34, к корпусу насоса высокого давления. Внутри коллектора размещен обратный клапан 1 тарельчатого типа. Обратный клапан предназначен для исключения обратного тока воды, который возникает при остановке насоса, если рукава поданы в верхние этажи высотных зданий, а также для обеспечения герметизации полости насоса при работе вакуумной системы.

На напорном коллекторе установлены пять выходных вентилей тарельчатого типа 17 и 7, элементы вакуумной системы, элементы системы дозирования пенообразователя и панель 16 с контрольно-измерительными приборами и органами управления.

Четыре вентиля 7 предназначены для подачи воды в напорные рукава (по два на каждый борт автомобиля). Вентиль 17 - для подачи воды в цистерну. Кроме этого коллектор имеет выход на лафетный ствол, закрытый заглушкой 52, выход для дополнительного водяного охлаждения двигателя автомобиля, закрытый заглушкой 53, и выход на насос высокого давления (через патрубок 34).

Автоматическая вакуумная система водозаполнения предназначена для подачи воды в насос из открытого водоисточника (водоема). В нее входят следующие элементы: вакуумный насос шиберного типа 62 (рис. 4.3), вакуумный затвор 46, вакуумный кран 25, гидрокамера 65, механизм автоматического отключения вакуумного насоса 58, механизм ручного отключения вакуумного насоса 23, масляный бак 63 для смазки вакуумного насоса и соединительные трубопроводы.

Вакуумный насос служит для создания во всасывающей полости ступени нормального давления разрежения, необходимого для водозаполнения последней при работе от открытого водоисточника (водоема). Всасывающие полости вакуумного насоса и ступени нормального давления сообщаются через вакуумные затвор и кран, который закреплен на оси качания 55 и опирается своим шкивом на обрезиненный шкив центробежного насоса.

Усилие зацепления шкивов, необходимое для передачи вращения, обеспечивается пружиной 59 и регулируется гайкой 61.

Вакуумный насос (рис. 4.5) состоит из корпуса 11 с запрессованной в него гильзой 12, передней 3 и задней 2 крышек, ротора 10, который опирается на шарикоподшипники 6, установленные в крышках 2 и 3, четырех пластин 13, выполненных из водостойкого материала, и приводного шкива 1, который закреплен на роторе с помощью шпонки 8, гайки 9 и стопорной шайбы 7. Ротор 10 уплотнен двумя манжетами 4, крышки 2 и 3 - резиновыми кольцами 5.

Ротор 10 вакуумного насоса размещен внутри гильзы 12, внутренняя поверхность которой расположена эксцентрично относительно оси вращения ротора. При вращении ротора пластины 13 под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности гильзы, образуя замкнутые полости. Всасывание и нагнетание происходит за счет изменения объема каждой полости в процессе ее перемещения от всасывающего отверстия к выпускному.

Смазка вакуумного насоса осуществляется маслом, которое подается при работе вакуумного насоса в его всасывающую полость из масляного бака, соединенного с вакуумным насосом трубопроводом. Расход масла регулируется винтом 6 (рис. 4.3) путем изменения проходного сечения канала.

Вакуумный затвор (рис. 4.6) предназначен для автоматического разобщения вакуумного насоса со всасывающей полостью ступени нормального давления при появлении избыточного давления в ее напорной полости.

Вакуумный затвор установлен на напорном коллекторе нормального давления. Напорная полость А вакуумного затвора сообщается с полостью коллектора, а проточная полость Б - с вакуумным насосом и (через вакуумный кран) со всасывающей полостью ступени нормального давления.

 

 

Рис. 4.5. Насос вакуумный:

1 - шкив; 2, 3 - крышка; 4 - манжета; 5 - кольцо резиновое; 6 - шарикоподшипник; 7 - шайба; 8 - шпонка; 9 - гайка; 10 - ротор; 11 - корпус; 12 - гильза; 13 - пластина

 

Когда в полости А отсутствует избыточное давление (до и во время пуска насоса и при срыве напора) вакуумный затвор открыт. При появлении избыточного давления сильфон 3 сжимается и перемещает шток 4 с клапаном 1, который перекрывает вакуумную магистраль. В исходное состояние сильфон возвращается под действием пружины 2.

Вакуумный кран предназначен для перекрытия всасывающего трубопровода вакуумной системы при работе насоса от водоисточника с подпором, а также при испытаниях насоса и его коммуникаций на "сухой" вакуум. Вакуумный кран закреплен на крышке насоса нормального давления и соединен трубопроводом с вакуумным затвором. Открытое и закрытое положения крана фиксируются упором на корпусе крана.

Гидрокамера 65 (рис. 4.3) служит для передачи давления напорной полости ступени нормального давления в рабочую полость механизма автоматического отключения вакуумного насоса 58.

 

 

Рис. 4.6. Вакуумный затвор:

1 - клапан; 2 - пружина; 3 - сильфон; 4 - шток

 

Гидрокамера установлена на напорном коллекторе нормального давления. В полости гидрокамеры, которая сообщается с полостью коллектора, установлен сильфон 2. Внутренняя полость сильфона сообщается трубопроводом с рабочей полостью механизма автоматического отключения вакуумного насоса. Указанные полости и трубопровод заполнены рабочей жидкостью, в качестве которой используется тормозная жидкость типа "Нева".

Механизм автоматического отключения вакуумного насоса включается после того, как насос нормального давления заполнится водой и разовьет напор.

Механизм отключения (рис. 4.7) смонтирован в корпусе 9, установленном на кронштейне 6 с уплотнением резиновым кольцом 4. На корпусе установлены штуцер 7, через который напорная полость А сообщается трубопроводом с гидрокамерой, и заглушка 1, предназначенная для выхода воздуха при заполнении полости А рабочей жидкостью. Внутри корпуса установлен сильфон 8, который крепится к корпусу винтами. Соединение уплотняется резиновым кольцом 2. Внутри сильфона установлен толкатель 5 и возвратная пружина 3.

Механизм автоматического отключения работает следующим образом. После заполнения водой центробежный насос начинает развивать давление, которое через гидрокамеру передается в полость А механизма отключения. Под действием избыточного давления сильфон 8 сжимается и перемещает толкатель 5, который через кронштейн 9 (рис. 4.8) приподнимает вакуумный насос 7, в результате чего шкивы фрикционного привода вакуумного насоса размыкаются.

Возврат механизма отключения в исходное состояние при падении давления в насосе осуществляется под действием пружин и жесткости сильфонов механизма отключения и гидрокамеры.

 

 

Рис. 4.7. Механизм автоматического отключения вакуумного насоса:

1 - заглушка; 2, 4 - кольцо резиновое; 3 - пружина; 5 - толкатель; 6 - кронштейн; 7 - штуцер; 8 - сильфон; 9 - корпус

 

Порог срабатывания механизма автоматического отключения (давление в напорном коллекторе, при котором происходит отключение вакуумного насоса) регулируется установкой зазора Б (1±0,5 мм) между толкателем и кронштейном 9 в ненагруженном состоянии (при отсутствии избыточного давления в коллекторе). Указанный зазор регулируется перемещением кронштейна 9 относительно корпуса вакуумного насоса 7.

Механизм ручного отключения вакуумного насоса служит для отключения вакуумного насоса при работе от водоисточника с подпором, а также для аварийного ручного отключения вакуумного насоса.

Механизм ручного отключения (рис. 4.8) представляет собой систему тяг и рычагов, смонтированную на корпусе ступени нормального давления.

На рис. 4.8 механизм ручного отключения вакуумного насоса показан в положении ВКЛЮЧЕНО (рукоятка 16 - в нижнем положении). При переводе рукоятки 16 в верхнее положение (ОТКЛЮЧЕНО) тяга 15 поворачивает закрепленные на одной оси рычаги 3 против часовой стрелки. При этом тяга 13 поворачивает рычаг 10 по часовой стрелке, который через кронштейн 6 приподнимает вакуумный насос 7, в результате чего шкивы фрикционного привода вакуумного насоса размыкаются.

Регулировка механизма ручного отключения производится по величине зазора В (1±0,5 мм) между рычагом 10 и кронштейном 6 путем изменения длины тяг 13 и 15. Регулировка длины тяг осуществляется поворотом центральной части тяги при освобожденных контровочных гайках. Гайки с кольцевой проточкой на гранях имеют левую резьбу.

Механизм включения ступени высокого давления состоит из рычажного механизма (рис. 4.8), аналогичного по устройству и принципу работы рычажному механизму ручного отключения вакуумного насоса, и фрикционной муфты 22 (рис. 4.4).

На рис. 4.8 механизм включения ступени высокого давления показание положении ОТКЛЮЧЕНО (рукоятка 1 - в верхнем положении).

При переводе рукоятки 1 в нижнее положение (ВКЛЮЧЕНО) рычаг 4 поворачивается против часовой стрелки, а связанная с ним вилка 17 (рис. 4.4) - по часовой, перемещая втулку 18 влево. При перемещении втулки 18 влево рычаги 2 (3 шт.) сжимают между собой фрикционные диски 20 муфты 22, и ведомый муфтой зубчатый венец передает вращение от главного вала 25 на паразитную шестерню 27 привода ступени высокого давления.

 

 

Рис. 4.8. Механизм ручного отключения вакуумного насоса:

1 - рукоятка управления муфтой; 3, 10 - рычаг включения вакуумного насоса; 4, 14 - рычаг включения муфты; 5 - болт регулировочный; 6, 9 - кронштейн; 7 - вакуумный насос; 12 - крышка; 13, 15 - тяга; 16 - рукоятка включения вакуумного насоса; 19 - вилка

 

Регулировка передаваемого муфтой момента производится тремя болтами 5 (рис. 4.8) через специальное "окно" в корпусе ступени нормального давления, закрытое крышкой 12 (рис. 4.8).

При регулировке все три болта 5 (рис. 4.8) должны подтягиваться (или ослабляться) равномерно (на одну и ту же величину) и надежно фиксироваться контровочными гайками.

Автоматическая система дозирования пенообразователя предназначена для регулирования подачи пенообразователя и обеспечения постоянства его концентрации в растворе при изменении расхода воды.

Автоматическая система дозирования включает в себя следующие элементы: эжекторный насос (эжектор) 26 (рис. 4.3), дозатор 45, эталонный датчик концентрации 38, рабочий датчик концентрации 3, электронный блок управления 10.

Водоструйный эжекторный насос 26 (рис. 4.9) обеспечивает подсос пенообразователя и подачу его во всасывающую полость ступени нормального давления. Питание эжектора осуществляется из напорной полости ступени нормального давления через патрубок 49 и пробковый кран 51 - кран включения эжектора. Эжектируемая полость В (рис. 4.9) сообщается с проточной полостью Б дозатора, через которую осуществляется подсос пенообразователя.

Диффузорный (выходной) конец эжектора вставляется в крышку ступени нормального давления, а сопловой (входной) конец крепится к крану включения эжектора.

Кран эжектора закреплен на напорном коллекторе нормального давления. Рукоятка крана выведена на приборную панель и имеет три положения: ОТКРЫТО, ЗАКРЫТО и ПРОМЫВКА. В положении ПРОМЫВКА вода из напорной полости ступени нормального давления через пробку крана 19 и специальный канал в корпусах крана 18 и эжектора 16 поступает в проточную полость Б дозатора, а оттуда через эжектор - во всасывающую полость ступени нормального давления.

Дозатор служит для регулирования подачи пенообразователя в эжектор в соответствии с режимами работы насоса.

Дозатор (рис. 4.9) крепится к корпусу эжектора и состоит из следующих основных элементов: корпуса 17, дозирующего клапана 13, отсекающего клапана 14 с возвратной пружиной 5, механизма управления отсекающим клапаном, электродвигателя 7, редуктора 10, фрикционной муфты 24, обратного клапана 11, патрубка 9 для подачи пенообразователя и рукоятки управления 22.

Дозирующий клапан 13 закреплен на зубчатой рейке 6, которая через редуктор приводится в движение электродвигателем 7, управляемым электронным блоком. При перемещении дозирующего клапана относительно проточного отверстия в корпусе изменяется гидравлическое сопротивление проточной полости дозатора, вследствие чего происходит изменение подачи пенообразователя в эжектор.

Один из валов передачи движения дозирующему клапану 13 выведен за пределы дозатора, и на его конце закреплена рукоятка 22 ручного управления, выведенная на приборную панель. Рукоятка имеет фиксированное положение, соответствующее закрытому состоянию, и несколько других - для работы насоса с различными типами и числом пеногенераторов.

Так как червячная пара в приводе дозирующего клапана является необратимой, то для обеспечения возможности ручного управления клапаном без отсоединения электропривода между валом 21 и приводом, соединенным с электродвигателем, установлена фрикционная муфта 24. Момент трения муфты регулируется поджатием пружин 23.

В режиме автоматического регулирования рукоятка 22 поворачивается в соответствии с положением дозирующего клапана, что позволяет оператору визуально контролировать работу автоматической системы дозирования и по положению рукоятки видеть число одновременно работающих пеногенераторов.

Отсекающий клапан 14 предназначен для предотвращения отсоса пенообразователя из пенобака при работе автоматической вакуумной системы.

Отсекающий клапан перекрывает проточную полость дозатора при отсутствии избыточного давления в напорной полости ступени нормального давления (в частности, при вакуумировании), закрывая таким образом магистраль "пенобак - насос".

Механизм управления отсекающим клапаном размещен на коллекторе нормального давления и включает в себя сильфон 1, рычаг 2 (рис. 4.9) (на рис. 4.3 они обозначены поз. 48 и 47 соответственно), кулачок 3 (рис. 4.9) и сливную рукоятку 4 (поз. 14 на рис. 4.3), которая выведена на приборную панель.

Внутренняя полость сильфона сообщается трубопроводом с напорной полостью ступени нормального давления. При появлении в последней избыточного давления сильфон растягивается и толкает рычаг 2, который за шток поднимает отсекающий клапан 14, и проточная полость дозатора открывается. При падении давления в насосе (срыв напора) клапан под действием пружины 5 возвращается в исходное (закрытое) состояние.

Для слива из проточной полости Б дозатора воды, остающейся в ней после промывки, предусмотрена сливная рукоятка 4. При перемещении рукоятки от насоса на себя кулачок 3 толкает вверх рычаг 2, который за шток приподнимает отсекающий клапан 14, и вода из полости дозатора сливается в эжектор.

Обратный клапан 11 лепесткового типа предотвращает доступ воды в пенобак при работе от гидранта и неправильном управлении насосом.

 

 

Рис. 4.9. Водоструйный эжекторный насос:

1 - сильфом; 2 - рычаг; 3 - кулачок; 4 - рукоятка сливная; 5, 23 - пружина; 6 - рейка; 7 - электродвигатель; 9 - патрубок; 10 - редуктор; 11- клапан обратный; 13 - клапан дозирующий; 14 - клапан отсекающий; 16 - эжектор; 17 - корпус; 18 - корпус крана; 19 - пробка крана; 21 - вал; 22 - рукоятка управления; 24 - муфта

 

Рабочий датчик концентрации раствора пенообразователя 3 (рис. 4.3) предназначен для измерения электрической проводимости раствора при автоматическом регулировании.

Датчик помещен в напорную полость ступени нормального давления и закреплен на ее корпусе. С электронным блоком управления датчик соединяется кабелем, который заделан в корпус датчика. Рабочий датчик концентрации выполнен неразборным. В нем установлены термочувствительный элемент и два электрода, изготовленные из коррозионно-стойкого металла и электрически изолированные от корпуса специальным эмалевым покрытием.

Электронный блок предназначен для управления электродвигателем дозатора. Питание блока осуществляется постоянным током напряжением 12 или 24 В. Переключатель напряжения питания расположен внутри электронного блока и установлен первоначально на заводе-изготовителе в положение 12 В.

Эталонный датчик концентрации 38 (рис. 4.3) используется для тарировки электронного блока, а также в качестве резервного.

Принцип работы системы автоматического дозирования основан на зависимости величины электрической проводимости водного раствора пенообразователя от концентрации этого раствора.

Электрическая проводимость раствора пенообразователя, измеряемая рабочим датчиком на выходе насоса, сравнивается в электронном блоке с электрическим аналогом раствора заданной концентрации, который заранее устанавливается переключателем 32 (рис. 4.3) в соответствии с типом используемого пенообразователя. В результате электронным блоком вырабатывается управляющий сигнал на электрический двигатель дозатора, который через червячно-зубчатую передачу перемещает дозирующий клапан в соответствующем направлении.

Если концентрация раствора (а значит, и его электрическая проводимость) превысит заданную норму (например, при уменьшении числа работающих пеногенераторов), то электродвигатель через редуктор начнет закрывать дозирующий клапан (т.е. уменьшать подачу пенообразователя) до тех пор, пока концентрация не уменьшится до заданной. И наоборот, при уменьшении концентрации раствора пенообразователя (например, при подключении к насосу дополнительного пеногенератора) дозирующий клапан будет открываться, увеличивая подачу пенообразователя.

Одновременно с перемещением дозирующего клапана поворачивается рукоятка управления дозатором. В установившемся положении концентрация раствора пенообразователя равна заданной, а рукоятка управления указывает на число одновременно работающих пеногенераторов.

При полном прекращении подачи насоса дозирующий клапан полностью закрывается, подача пенообразователя в насос прекращается, а рукоятка дозатора устанавливается в положение ЗАКР.

На приборной панели 16 (рис. 4.3) установлены следующие приборы и органы управления: тахометр 15, показывающий частоту вращения приводного вала насоса (ступени нормального давления), счетчик времени наработки 13, который включается автоматически одновременно с началом вращения приводного вала и показывает время в часах, отработанное насосом с начала эксплуатации, рукоятка крана эжектора 30, рукоятка дозатора 18, сливная рукоятка дозатора 14, тумблер включения электропитания электронного блока 11, переключатель типов пенообразователей 32, сигнальный индикатор 31 "АСД-норма", сигнализирующий об окончании переходного процесса и правильной работе системы автоматического дозирования пенообразователя, и индикатор включения электропитания 12.

Ниже под приборной панелью на кронштейне 21 установлены манометры 19 и 20 для контроля давления в напорных полостях соответственно ступеней нормального и высокого давления и мановакуумметр 29 для контроля давления на входе в насос.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ВОДИТЕЛЯ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

Глава 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

1.1. Система обозначений пожарных автомобилей

1.2. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы ПА

1.3. Основные технические характеристики ПА

Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПА

2.1. Вождение ПА в различных дорожных, климатических и метеорологических условиях

2.2. Основы безопасности движения ПА и классификация дорожно-транспортных происшествий

Глава 3. ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ ПА

Глава 4. НАСОСЫ ПОЖАРНЫЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

4.1. Особенности конструкции и принцип работы насосов пожарных нового поколения: НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400, НЦПВ-20/200, НЦПВ-4/400

4.2. Подготовка насосов к работе и порядок работы

4.3. Техническое обслуживание насосов

Таблица 4.1

Перечень работ по техническому обслуживанию насосов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Буквенные символы, характеризующие тип ПА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Цветографические схемы окраски ПА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемые марки лакокрасочных покрытий для окраски наружных поверхностей ПА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Краткие технические характеристики и эксплуатационные показатели ПА, состоящих на вооружении ГПС

Таблица 1

Технические характеристики пожарных автоцистерн, выпускаемых Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования НПО "Спецтехника" МВД России

Таблица 2

Техническая характеристика пожарной автоцистерны, выпускаемой Читинским тепловозоремонтным заводом

Таблица 3

Техническая характеристика пожарной автоцистерны, выпускаемой АО "Давыдово"

Таблица 4

Технические характеристики пожарных автоцистерн,

выпускаемых АООТ "УралАЗпожтехника"

Таблица 5

Технические характеристики пожарных автоцистерн, выпускаемых Московским карбюраторным заводом "АМО-ЗИЛ"

Таблица 6

Техническая характеристика пожарной автоцистерны,

выпускаемой АООТ "Посевнинский машиностроительный завод"

Таблица 7

Техническая характеристика пожарной автоцистерны, выпускаемой АООТ "Посевнинский машиностроительный завод"

Таблица 8

Технические характеристики пожарных автоцистерн,

выпускаемых Торжокским ОАО "Пожтехника"

Таблица 9

Техническая характеристика пожарного автомобиля порошкового тушения, выпускаемого Прилукским ПО "Пожмашина"

Таблица 10

Технические характеристики пожарных аэродромных автомобилей,

выпускаемых Прилукским ПО "Пожмашина"

Таблица 11

Таблица 12

Техническая характеристика пожарной насосной станции,

выпускаемой Прилукским ПО "Пожмашина"

Таблица 13

Технические характеристики рукавного и насосно-рукавного автомобилей, выпускаемых Прилукским ПО "Пожмашина"

Таблица 14

Технические характеристики автомобилей первой помощи,

выпускаемых АО "Жуковский машиностроительный завод"

Таблица 15

Технические характеристики пожарных автолестниц,

выпускаемых Торжокским ОАО "Пожтехника"

Таблица 16

Технические характеристики пожарных коленчатых автоподъемников

Таблица 17

Технические характеристики пожарных автомобилей связи и освещения

Таблица 18

Техническая характеристика пожарного автомобиля связи и освещения,

выпускаемого АО "Жуковский машиностроительный завод"

Таблица 19

Комплектация автомобиля АСО-20 (3205) оборудованием, шт.

Таблица 20

Техническая характеристика автомобиля пожарного газодымозащитной службы,

выпускаемого АО "Жуковский машиностроительный завод"

Таблица 21

Комплектация автомобиля АГ-12 (3205)

Таблица 22

Техническая характеристика аварийно-спасательного автомобиля,

выпускаемого Иркутским ПО "Восток"

Таблица 23

Технические характеристики пожарных автомобилей дымоудаления, выпускаемых Варгашинским заводом противопожарного и специального оборудования

Таблица 24

Технические характеристики пожарных штабных автомобилей

и автомобиля-лаборатории

Таблица 25

Техническая характеристика автомобиля пожарного штабного (связи),

выпускаемого АО "Жуковский машиностроительный завод"

Таблица 26

Техническая характеристика автомобиля профилактики и ремонта средств связи, выпускаемого Мытищинским приборостроительным заводом

Таблица 27

Комплектация автомобиля АПРСС-3

Таблица 28

Техническая характеристика автомобиля диагностики пожарной техники, выпускаемого Мытищинским приборостроительным заводом

Таблица 29

Комплектность автомобиля АДПТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Основные технические характеристики пожарных насосов нового поколения

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Расход воды, подсасываемой эжектором

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Перечень смазочных материалов и рабочих жидкостей насоса НЦПК-40/100-4/400

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Возможные неисправности насосов НЦПН-40/100, НЦПК-40/100-4/400,

НЦПВ-20/200 и НЦПВ-4/400 и способы их устранения

СОДЕРЖАНИЕ

Рейтинг@Mail.ru