ВНПБ-03 
Министерство путей сообщения российской федерации. Ведомственные нормы пожарной... ВНПБ-03 
Министерство путей сообщения российской федерации. Ведомственные нормы пожарной...

ВНПБ-03 => Министерство путей сообщения российской федерации. Ведомственные нормы пожарной безопасности. Вагоны пассажирские.....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  ВНПБ-03 -> 
1
2
3
4
текст целиком
 

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ.

 

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

 

ВНПБ-03

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра путей сообщения

____________ АКУЛОВ М.П.

« 05 » марта 2003 года

 

Разработаны коллективом:

А.А Юхневский, А.З Важаев, А.А Балашов, В.Н, Болихов (ЗАО НО «ТИВ»); И.С Ермишкин, Г.В Страхов (ОАО «ТВЗ»); В.П Аксютин, Ю.П Никифоренок, А.П Ванин (ЦУО МПС РФ); Ю.В Корнев (ФГУП «Дирекция пассажирских сообщений МПС России»); В.С Фетисов (ЦЛ МПС РФ); В.И Панферов, В.И Жолобов (ВНИИЖТ)

 

СОГЛАСОВАНО:

 


1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1.1. Настоящие Нормы определяют требуемый на данном этапе развития вагоностроения уровень противопожарной защиты пассажирских вагонов на перевозки пассажиров на железнодорожном транспорте и направлены на сохранение жизни и здоровья людей от воздействия опасных факторов пожара (ОФП) и снижение материальных потерь в результате пожаров в вагонах.

1.1.2. Настоящие Нормы должны выполняться при строительстве, реконструкции (модернизации), ремонтах в объёме КАР, КР-1, КР-2, ДР и эксплуатации на железных дорогах РФ колеи 1520 мм пассажирских вагонов локомотивной тяги всех типов и являются обязательными для всех юридических и физических лиц и других министерств и ведомств, изготавливающих продукцию для вагоностроения и пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Для вагонов-электростанций, вагонов-ресторанов, вагонов с буфетом, почтовых и багажных, вагонов-лабораторий и спецвагонов Нормы должны быть дополнены отдельными специальными требованиями с учётом специфики их назначения и согласованы с МПС.

1.1.3. Пассажирские вагоны, построенные до введения настоящих Норм, на прошедшие модернизации, должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации, по которым они строились.

1.1.4. Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты путём выполнения требований к материалам, конструкциям, оборудованию, системам вагона, а также организационно-техническими мероприятиями, в основе которых использованы положения:

- Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ;

- Закона «О Федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995 г;

- Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93);

- Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ЦУО/112);

- ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования»;

- ГОСТ, ОСТ, ТУ и др. НТД, утверждённых в установленном порядке.

1.1.5. Вероятность воздействия опасных факторов пожара (ОФП) на пассажиров для эксплуатируемых пассажирских вагонов, рассчитанная по методике, приведённой в Приложении 1, не должна превышать нормативной величины 10-6 в расчёте на отдельного пассажира.

1.1.6. Настоящие Нормы пожарной безопасности должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

  

1.2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

ГОСТ 12.1.004 Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.007 Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.019 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.1.033 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 12.1.044 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ГОСТ 12.2.047 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.

ГОСТ 183 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 2582 Машины электрические вращающиеся. Общие технические условия.

ГОСТ 9219 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования.

ГОСТ 12176-89 Кабели, провода и шнуры. Методы проверки на нераспространение горения.

ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками.

ГОСТ 26996-86Е Полипропилен и сополимеры полипропилена. Технические условия.

ГОСТ 30247.0 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.

ГОСТ Р 50810 Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация.

Стандарт СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения.

 

 

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1.3.1. Пожарная безопасность объекта - состояние, при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей (ГОСТ 12.1.033-81).

1.3.2. Пожарная опасность объекта - состояние объекта, заключающееся в возможности возникновения пожара и его последствий (ГОСТ 12.1.004-91).

1.3.3. Опасные факторы пожара - факторы пожара, воздействие которых приводит к травмам, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу (ГОСТ 12.1.033).

1.3.4. Горючесть - способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-87).

1.3.5. Дым - видимая в воздухе взвесь твёрдых или жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383-87).

1.3.6. Показатель пожарной опасности - величина, количественно характеризующая какое-либо свойство пожарной опасности (ГОСТ 12.1.033).

1.3.7. Огнестойкость - свойство конструкции сохранять огнепреграждающую способность в период нагрева (пожара).

1.3.8. Предел огнестойкости - продолжительность сопротивления конструкции огневому воздействию по режиму стандартного пожара до потери огнепреграждающей способности.

1.3.9. Огнезащищённый материал - материал, пониженная пожарная опасность которого является результатом его огнезащиты (ГОСТ 12.1.044).

1.3.10. Группа горючести - классификационная характеристика способности материалов к горению (ГОСТ 12.1.044).

1.3.11. Индекс распространения пламени - условный безразмерный показатель, характеризующий способность материалов воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло (ГОСТ 12.1.044).

1.3.12. Коэффициент дымообразования - показатель, характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции (тлении) определённого количества твёрдого вещества (материала) в условиях специальных испытаний (ГОСТ 12.1.044).

1.3.13. Показатель токсичности продуктов горения - отношение количества материала к единице объёма замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материалов газообразные продукты вызывают гибель 50% подопытных животных (ГОСТ 12.1.044).

1.3.14. Установка пожарной сигнализации - совокупность технических средств, установленных на защищаемом объекте, для обнаружения пожара, обработки и предоставления в заданном виде извещения о пожаре на этом объекте (ГОСТ 12.2.047).

1.3.15. Установка пожаротушения - совокупность стационарных технических средств для тушения пожара за счёт выпуска огнегасящего вещества (ГОСТ 12.2.047).

1.3.16. Мебель вагонная - шкафы (для одежды, постельных принадлежностей, посуды и хозинвентаря), столики, полки и подставки (для посуды, мелких хозяйственных и бытовых вещей, радио- и видеоаппаратуры), рундуки.

1.3.17. Облицовка - декоративное покрытие (лакокрасочное, полимерное и т.д.), наносимое на основу из конструкционного материала (фанеру, металл и т.п.) или отделочный материал с декоративной поверхностью (БСП, плёнки, ткани и т.п.), используемый в сочетании с конструкционным материалом.

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ И КОНСТРУКЦИЯМ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

2.1. Неметаллические материалы, применяемые во внутреннем оборудовании пассажирских вагонов, в зависимости от их названия должны иметь документально подтверждённые испытаниями показатели пожарной опасности: группу горючести, индекс распространения пламени, коэффициент дымообразования и показатель токсичности продуктов горения в соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения», «Методикой испытаний тканей и плёнок на распространение пламени», приведённой в приложении 2, и «Методикой испытаний на распространение пламени по поверхности материалов для покрытий полов в железнодорожных вагонах», приведённой в приложении 3.

Определение показателей пожарной опасности этих материалов должно производиться организациями, аттестованными на данный вид деятельности Главным Управлением Государственной противопожарной службы.

Все вновь принимаемые в конструкциях вагонов неметаллические материалы и средства обеспечения пожарной безопасности должны согласовываться Главным инспектором по пожарному надзору и Главным Государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту Российской Федерации и иметь сертификат пожарной безопасности, а также гигиенический сертификат или санитарно-эпидемиологическое заключение.

Применяемые в серийном производстве материалы и средства обеспечения пожарной безопасности в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности» должны иметь сертификат пожарной безопасности.

 

2.2. Из материалов одной группы горючести и (или) распространения пламени должны выбираться материалы, имеющие лучшие показатели по дымообразующей способности и токсичности.

 

2.3. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании при строительстве пассажирских вагонов и ремонтах, в зависимости от их назначения должны быть:

2.3.1. При строительстве вагонов и их ремонте в объёме КВР:

- негорючие - для подшивки изоляции крыши, воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения* трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие - для термоизоляции кузова, футляров аккумуляторов, перегородок, багажных полок, мебели, обшивки стен и дверей, закладных деталей, обрешётки потолков и крыши, труб водоснабжения;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые - для гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентустановки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения и труб отопления.

При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя - для облицовки потолков, занавесей, штор, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, мебели.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

_________________

* Вагоны специального назначения - вагоны для перевозки высших должностных лиц государства Российской Федерации и руководителей Министерства путей сообщения Российской Федерации.

 

2.3.2. При ремонте вагонов в объёме КР-2:

- негорючие - для подшивки изоляции крыши, изготовления воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие - при замене перегородок, багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешётки стен, обрешётки потолков и крыши, термоизоляции кузова;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, теплоизоляции труб водоснабжения, звукоизоляции потолков.

При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя - для облицовки поверхностей стен, перегородок, мебели, потолков, обивки спальных полок (диванов) и кресел, штор, покрытия полов при их замене.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

2.3.3. При ремонте в объёме КР-1:

- негорючие - при подшивке изоляции крыши, изготовлении воздуховода вентиляционной установки, потолков, каркасов спальных полок (диванов) и кресел. Допускается по согласованию с Департаментом пассажирских сообщений и Управлением ведомственной охраны МПС России в исключительных случаях использовать для изготовления и замены потолков вагонов специального назначения трудногорючие материалы;

- негорючие или трудногорючие - при замене багажных полок, мебели, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей, закладных деталей и обрешётки стен и крыши, перегородок;

- трудногорючие или трудновоспламеняемые - при замене гидроизоляции, диффузоров, компенсирующих вставок и звукоизолирующих элементов вентиляционной установки, звукоизоляции потолков, теплоизоляции труб и баков водоснабжения и труб отопления. При использовании негорючей теплоизоляции допускается применение в качестве гидроизоляционного материала полиэтиленовой плёнки;

- медленно распространяющие пламя - при замене потолков, штор, занавесей, обивки спальных полок (диванов) и кресел, покрытия полов, облицовки поверхностей стен, перегородок, багажных полок, мебели.

Текстильные материалы, плавящиеся при тепловом воздействии должны быть трудновоспламеняемыми по ГОСТ Р 50810 «Пожарная безопасность текстильных материалов. Ткани декоративные. Метод испытания на воспламеняемость и классификация».

 

2.4. Конструкции спальных полок (диванов) и кресел не должны распространять горение при испытании по методике, приведённой в Приложении 4.

 

2.5. Данные требования не распространяются на мелкие детали (крючки, втулки, плафоны, таблички, декоративные решётки) массой не более 100 г, а также уплотнительные и герметизирующие материалы, рассеиватели светильников, щитки фотосхем, элементы конструкции пола (изоляцию, обрешётку, настил), кроме напольного покрытия.

 

2.6 Пожаробезопасность вагона новой постройки оценивается по результатам натурных огневых испытаний базовой модели, а в дальнейшем при внесении принципиальных изменений в систему его противопожарной защиты по мере необходимости и требованию Заказчика.

Допускается проведение натурных огневых испытаний на макете отсека вагона.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ И ВОДОСНАБЖЕНИЮ

 

3.1. При использовании в конструкциях ограждения котельного отделения и нише кипятильника горючих материалов, они должны защищаться от возгорания металлическим листом по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу (картон базальтовый или асбестовый) толщиной не менее 5 мм.

При строительстве и ремонте вагонов в объёме КВР котельное отделение должно выделяться в замкнутый блок, отдельный от других помещений перегородками из негорючих или трудногорючих материалов, исключающими возможность попадания искр в межпоталочное пространство и другие помещения вагона. В зависимости от типа и конструкции вагона по согласованию с Заказчиком в объёме котельного отделения допускается включать пространство над потолком от фрамуги концевой стены до фрамуги служебного отделения.

Для вагонов с установкой кондиционирования воздуха крышевого моноблочного исполнения допускается в объём котельного помещения включать всё пространство над потолком тамбура, коридора, туалета и служебного отделения.

 

3.2. Полы и стены котельного отделения должны иметь уплотнения из негорючего материала во всех местах прохода через них трубопроводов.

 

3.3. Вывод дымовытяжных труб котлов, бойлеров, кипятильников и плит наружу вагона должен производиться через специальные противопожарные разделки, которые должны удовлетворять следующим требованиям:

3.3.1. Для вагонов подвергающихся ремонтам в объёме КВР, КР-2, КР-1, разделки дымовытяжных труб, проходящих через горючие конструкции вагона, должны соответствовать проекту М-590 ПКБ ЦВ, а для вагонов постройки Германии после 1978 г. - альбомным чертежам завода-изготовителя.

3.3.2. Разделки дымовытяжных труб, проходящих через ограждающие конструкции вагона, должны иметь металлический экран (кожух) замкнутого контура с изоляцией из негорючего материала толщиной не менее 8 мм. Зазор между дымовытяжной трубой и металлическим экраном (кожухом) должен быть:

- для труб диаметром до 90 мм - не менее 8 мм;

- для труб диаметром до 120 мм - не менее 12 мм;

- для труб диаметром до 260 мм - не менее 25 мм.

3.3.3. Противопожарные разделки дымовых труб, установленные в крыше, должны исключать возможность проникновения через них искр внутрь вагона.

 

3.4. Дымовытыжные трубы на всём протяжении внутри вагона должны быть изолированы негорючими или трудногорючими изоляционными материалами или закрыты экранами (кожухами) с воздушными прослойками, с размерами, соответствующими п. 3.5.

Дымовытяжную трубу кипятильника в верхней её части, проходящей через люк крыши и ниже люка крыши на расстоянии до 120 мм изолировать негорючими материалами толщиной 2,5 мм.

 

3.5. Дымовытяжная труба котла водяного отопления с отдельным расширителем на всём протяжении выше водяной рубашки должна быть заключена в металлический экран с отверстиями для циркуляции воздуха. Расстояние между дымовой трубой и экраном должно быть не менее 25 мм.

Для вагонов, проходящих ремонты в объёме КВР, КР-2, КР-1, конструкции крыши вокруг разделки, выполнены из горючих материалов, должны быть защищены негорючими материалами толщиной 10 мм и, иметь воздушную прослойку 20-25 мм.

 

3.6. Конструкции противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника и плиты с использованием твёрдого топлива, предназначенной для приготовления пищи проводником, должны допускать в условиях эксплуатации осуществление контроля за их техническим состоянием и правильностью установки на вагоне.

 

3.7. Для расчётов размеров противопожарных разделок дымовых труб котла, кипятильника, плиты должны быть приняты следующие данные:

- температура поверхности дымовой трубы, омываемой дымовыми газами, +800 °С;

- температура поверхности, омываемой водой, +100 °С.

 

3.8. Температура на поверхности конструкций из горючих материалов, обращённых к теплоизлучающим поверхностям с температурой +80 °С и выше, не должна превышать +60 °С, а на поверхностях из огнезащищенных материалов (например: ОДБСП, ОФП, ОДВП, древесина, подвергнутая глубокой пропитке) +120 °С.

 

3.9. При оборудовании вагона установкой нагрева теплоносителя на жидком топливе необходимо руководствоваться НТД и КД на модернизацию, согласованными МПС.

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ

 

4.1. Монтаж электропроводов внутри воздуховодов не допускается, за исключением подводки к аппаратам и приборам, установленным непосредственно внутри воздуховода, с соблюдением мероприятий пожарной безопасности (в соответствии с пунктами раздела 5).

 

4.2. Электрокалориферы должны быть защищены от перегрева. Схема управления работой электрокалорифера должна содержать устройство, обеспечивающее отключение калорифера в случае превышения температуры на выходе воздуховода 120 °С.

 

4.3. Конструкция дефлекторов естественной вентиляции и заборных жалюзи не должна допускать попадания искр внутрь вагона на стоянках и при движении.

 

4.4. Для ограничения распространения опасных факторов пожара по вагону через воздуховод в нём должна устанавливаться противопожарная заслонка, автоматически и (или) вручную перекрывающая воздуховод.

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

 

5.1. Общие требования

5.1.1. Электрооборудование вагона должно отвечать требованиям:

- по аппаратам электрическим - ГОСТ 9219;

- по электрическим машинам - ГОСТ 2582 и ГОСТ 183;

- по безопасности - ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.007.

Допускается применение электрооборудования по другим ГОСТ, ОСТ, ТУ или стандартам других стран по согласованию с Заказчиком в установленном порядке. При этом показатели, влияющие на их пожарную опасность, должны быть не ниже аналогичных показателей отечественного электрооборудования, что подтверждается сертификатом соответствия в Системе Сертификации на Федеральном железнодорожном транспорте. Электрооборудование должно соответствовать технической документации и схеме электрической принципиальной. Изменения в электрооборудовании и в схеме допускаются только после изменения технической документации в установленном порядке и согласования с МПС. Пассажирские вагоны не модернизированные эксплуатируются по существующей на них документации.

5.1.2. Конструкции аппаратов, узлов и электропроводок должны исключать во время эксплуатации вагона снижение сопротивления изоляции элементов электрооборудования напряжением до 1000 В ниже значений «Норм сопротивления изоляции элементов электрооборудования до 1000 В пассажирских вагонов», данных в Приложении 5.

5.1.3. Сопротивление изоляции электрооборудования номинальным напряжением 3000 В постоянного и однофазного переменного тока, собранного в одном каркасе, блоке или ящике, в холодном состоянии должно быть не менее 5 МОм при нормальных климатических условиях.

5.1.4. Всё электрооборудование напряжением выше 110 В постоянного тока и выше 42 В переменного тока должно иметь надёжное заземление на корпус (кузов) вагона. На каждую тележку устанавливаются две перемычки между рамой тележки и буксами. Сечение перемычек определяется расчётом, но по условиям механической прочности должно быть для каждой перемычки не менее 12,5 мм2 (суммарно 25 мм2). Сопротивление каждого контакта защитного заземления должно быть не более 0,01 Ом.

5.1.5. Ящик с высоковольтной коммутационной аппаратурой должен быть расположен под вагоном на раме. Ящик должен быть снабжён замком под специальный ключ, используемый для междувагонных электрических высоковольтных соединений и иметь уплотнение от проникновения внутрь ящика влаги, пыли и грязи (степень защиты IP55 по ГОСТ 14254-96), а также устройство в днище для стока конденсата.

5.1.6. Все аппараты и узлы высоковольтного электрооборудования (нагревательные элементы печей и калориферы, реле, блокировки, провода и др.) должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжения от 2200 до 4000 В постоянного и 2200 до 3600 В переменного тока.

5.1.7. Электрооборудование вагона не должно повреждаться под действием коммутационных, индуктивных перенапряжений и при резких колебаниях напряжений в пределах, установленных техническими условиями.

5.1.8. Крепления электрических контактных соединений должны иметь устройства против самоотвинчивания.

5.1.9. Корпуса аккумуляторов должны изготавливаться из трудногорючих или трудновоспламеняемых материалов. При использовании аккумуляторов с металлическим корпусом допускается использование изоляционных резиновых чехлов. Допускается применение аккумуляторов с корпусами из сополимера полипропилена марки 22015-29 ГОСТ 26996-86Е.

5.1.10. Электрооборудование должно иметь селективную защиту цепей потребителей от коротких замыканий и перегрузок. Защита электрических цепей напряжением до 1000 В должна быть выполнена автоматическими выключателями или предохранителями с плавкими вставками. В низковольтных цепях постоянного тока при двухпроводной изолированной системе защита должна осуществляться как в плюсовой, так и минусовой шинах (проводах). Номинальный ток предохранителя не должен быть больше допустимого тока защищаемых проводов и кабелей.

5.1.11. Низковольтные (до 1000 В) оборудование постоянного тока в нормальном режиме должно быть выполнено по двухпроводной системе, изолировано от «корпуса» вагона и иметь сигнализацию о снижении сопротивления изоляции.

5.1.12. Ниши всех распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должны быть изолированы от горючих материалов конструкции негорючими или трудногорючими изоляционными материалами толщиной не менее 5 мм. Конструкция ниши распределительных щитов и пускорегулирующей аппаратуры должна предотвращать распространение пламени по вагону в случае его возникновения в нише, щите и должна позволять легко производить осмотр, ремонт и проверку состояния электрооборудования.

5.1.13. Конструкции из горючих материалов, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, электропечи для отопления), должны быть изолированы металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм по негорючему или трудногорючему изоляционному материалу толщиной 5 мм. При этом от верхнего края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм. Для светильников с лампами накаливания толщина изоляции должна быть не менее 2,8 мм и её постановка допускается без закрытия металлическим листом.

5.1.14. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей для отопления) не должна превышать +60 °С. температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.

 

5.2. Требования к электропроводкам

5.2.1. Электропроводки должны выполняться кабельными изделиями и соответствовать «Указаниям по применению марок кабельных изделий для выполнения электропроводок в пассажирских вагонах локомотивной тяги и вагонах-электростанциях» (Приложение 6)

Электропроводка должна выполняться согласно таблице 1.

 

Таблица 1.

 

Способы прокладки электропроводки

Прокладка по конструкциям

Из горючих материалов

Из трудно-

воспламеняемых материалов

Из негорючих материалов

а) Монтаж проводов и кабелей с ограниченной подвижностью

Металлические короба, трубы

С прокладкой негорючих материалов 1

Непосредственно

Непосредственно

Металлорукава

С прокладкой негорючих материалов 1,2

Непосредственно

Непосредственно

Жгуты

-

-

Непосредственно в пульте управления, подвагонных ящиках и нишах распределительных щитов

б) Открытые электропроводки к подвижным токоприёмникам и спуски к токоприёмникам (подвижным и неподвижным)

Не защищённые электропровода и кабели

В металлорукавах или защищённых оболочках из материалов, медленно распространяющих пламя

 

С прокладкой под металлорукава или защитные оболочки негорючих материалов 1

Непосредственно

Непосредственно

Провода и кабели типа ППСРВМ, КПСРВМ с изоляцией, не распространяющей горение, в прокладке к светильникам тамбуров

С прокладкой негорючих материалов

Непосредственно

Непосредственно

 

Примечание к таблице 1 п.5.2.

1. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов толщиной не менее 2,8 мм должна выступать с каждой стороны трубы, металлорукава или короба не менее чем на 15 мм. В условиях возможности воздействия дизельного топлива или смазочных масел прокладка должна быть армирована металлическим листом толщиной не менее 0,5 мм.

2. Прокладка из негорючих или трудногорючих теплоизоляционных материалов (например, асбестовых тканей, асбокартона, базальтового картона и т.д.) толщиной не менее 2,8 мм должна защищать горючие сплошным слоем вокруг металлорукава в случае его прокладки внутри конструкций, выполненных из горючих материалов. В остальных случаях допускается прокладка металлорукавов согласно Примечанию п.1.

допускается прокладка электропроводки непосредственно по конструкциям из трудногорючих фанерных плит, облицованных огнезащищённым бумажно-слоистым пластиком.

3. Для защиты от механических повреждений незащищённых электропроводов и кабелей, прокладываемых под вагоном, допускается применение материалов типа брезент с водоотталкивающей пропиткой, кожа и т.д.

 

5.2.2. Прочие требования к электропроводкам:

- места прохода труб, металлорукавов и трубок через перегородки, места установки штепсельных розеток, выключателей, светильников с лампами накаливания и другой аппаратуры в зависимости от конструкции, изолируются от контакта с конструкциями вагона из горючих материалов негорючими или трудногорючими теплоизоляционными материалами толщиной 2,8-3 мм. Штепсельные розетки и выключатели открытой проводки, светильники с лампами накаливания допускается устанавливать непосредственно на конструкциях из трудногорючих материалов, облицованных огнезащитными материалами. При этом должно обеспечиваться плотное прилегание розеток и выключателей к основаниям конструкций;

- на концы проводов (или кабелей), присоединяемых к люминесцентным светильникам, выключателям, указателям занятости туалета с лампой накаливания до 15 Вт и др. аппаратам, не имеющим повышенного нагрева в эксплуатации, должны одеваться полихлорвиниловые трубки;

- на концы проводов и кабелей (кроме термостойких), присоединяемых к электропечам, светильникам с лампами накаливания и другим аппаратам, имеющим температуру нагрева в месте присоединения проводов в рабочем состоянии выше 65 °С, а также к штепсельным розеткам, должны одеваться термоизоляционные трубки. На концы проводов и кабелей, присоединяемых к штепсельным розеткам и светильникам для чтения, могут одеваться поливинилхлоридные трубки, закреплённых ПВХ лентой. В качестве маркировочных трубок допускается использовать поливинилхлоридные трубки;

- чехлы для защиты электропроводов от механических повреждений внутри вагона должны изготавливаться из материалов с индексом распространения пламени I<20.

 

5.3. Требования к конструкциям для выполнения монтажа электропроводок с ограниченной подвижностью:

а) трубы, детали их соединения, ответвительные (соединительные) коробки, короба и кабельные каналы должны быть очищены от пыли, грязи, масла, посторонних предметов, продуты и защищены от коррозии; острые кромки и грат не допускаются;

б) трубы, металлорукава, короба, ответвительные коробки должны быть надёжно закреплены на конструкциях вагона;

в) кабельные каналы, выполняемые в полу вагона, должны быть уплотнены от попадания жидкостей во внутренние полости.

Допускается применение лабиринтных дренажных канавок;

г) на концах металлических труб и металлорукавов должны быть установлены защитные элементы, исключающие касания проводов и кабелей об их кромки;

д) радиус изгиба труб должен быть не менее 2,5 наружных диаметров этих труб; в местах изгиба допускается овальность в пределах до 15% от наружного диаметра трубы;

е) соединения стальных или алюминиевых труб между собой должны выполняться на резьбовых муфтах с контргайками; под вагонами и в местах возможного воздействия жидкостей - места соединений дополнительно должны уплотняться льняной прядью, пропитанной цинковыми белилами (для алюминиевых труб), железным или свинцовым суриком (для стальных труб);

ж) трубы должны соединяться с соединительными коробами, ящиками, шкафами и др. аппаратами (жёстко закреплёнными на конструкциях вагонов) в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов резьбовыми или другими соединениями, обеспечивающими необходимую в данном месте плотность. Ввод проводов и кабелей в шкафы, коробки и др. аппараты внутривагонного электрооборудования должен осуществляться в зависимости от конструкции ввода этих аппаратов;

з) трубопровод (трубопроводы) для высоковольтной магистрали, прокладываемый под вагоном, должен быть испытан на плотность;

и) внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнения, исключающие повреждения изоляции проводов и кабелей;

к) монтаж проводов и кабелей должен исключать перетирание их изоляции.

5.3.1. Совместная прокладка проводов электрических цепей напряжением до 1000В и выше 1000В в одних и тех же трубах и коробах не допускается.

5.3.2. Наращивание проводов пайкой запрещается. Соединение проводов разрешается делать на зажимах соединительных планок, на зажимах аппаратов и с применением пайки при присоединении к приборам, имеющим паяное соединение. В отдельных случаях, по согласованию с МПС, допускается соединение проводов с помощью болтов и пайки в местах, предусмотренных чертежами. На один зажим должно подсоединяться не более трёх проводов.

5.3.3. Провода внутри аппаратов пультов, ящиков и ответвительных коробок должны быть уложены без натяжения, надёжно закреплены, и не мешать работе аппаратов.

5.3.4. Провода в аппаратах, коммутирующих ток, должны быть уложены так, чтобы образующаяся при разрыве дуга не могла повредить их изоляцию. Расположение наконечников проводов не должно уменьшать расстояния по воздуху от точек присоединения до заземлённых частей.

5.3.5. Контактные соединения в соответствии с конструкторской документацией должны быть покрыты термоиндикаторной краской.

5.3.6. Температура нагрева проводов и кабелей в жгутах, проложенных внутри электрораспределительных щитов и за их пределами, не должна превышать допустимой температуры на жиле отдельных проводов и кабелей.

5.3.7. Электрические цепи, короткое замыкание которых не может привести к пожароопасному разогреву проводов, т.е. току короткого замыкания, равному по величине рабочему току нагрузки (например: вторичные (слаботочные) цепи к термоконтакторам, термосопротивлениям, шлейфы пожарной сигнализации, цепи радио и телефона, кабели или провода от антенн, цепи информационной, видео- и аудиосистем и т.п.), прокладываются проводами и кабелями непосредственно по конструкциям из огнезащищённых материалов. При этом допускается прокладывать провода в поливинилхлоридных трубах.

 

1
2
3
4
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ВНПБ-03

УТВЕРЖДАЮ:

____________ АКУЛОВ М.П.

СОГЛАСОВАНО:

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ И КОНСТРУКЦИЯМ ВНУТРЕННЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ И ВОДОСНАБЖЕНИЮ

4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ВЕНТИЛЯЦИИ

5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Таблица 1.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

7. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

8. ТРЕБОВАНИЯ К ОГНЕЗАДЕРЖИВАЮЩИМ КОНСТРУКЦИЯМ

9. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ

Приложение 1

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ ТКАНЕЙ И ПЛЁНОК НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЛАМЕНИ

Приложение 3

МЕТОДИКА

Приложение 4

МЕТОДИКА

Приложение 5

НОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДО 1000 В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Таблица 1.

Таблица 2.

Приложение 6

УКАЗАНИЯ

ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЮ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ