НПБ 197-2001 
6.14. динамические испытания. 6.15. определение грузоподъемности апк при работе... НПБ 197-2001 
6.14. динамические испытания. 6.15. определение грузоподъемности апк при работе...

НПБ 197-2001 => 6.14. динамические испытания. 6.15. определение грузоподъемности апк при работе в качестве крана. 6.16. определение...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 197-2001 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

6.14. Динамические испытания

 

6.14.1. Для проведения динамических испытаний на соответствие требованиям п. 4.1.3 следует использовать средства измерения и оборудование в соответствии с пп. 6.4.1, 6.9.2.

6.14.2. На полу люльки равномерно укладываются грузы общей массой, превышающей ее грузоподъемность на 10 %. Ограничитель грузоподъемности отключается.

6.14.3. При проведении динамических испытаний комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать нагрузкам, указанным в нормативной и технической документации на конкретный АПК, при которых возможно совершение маневров люлькой. Скорость маневров должна быть минимальной.

6.14.4. Люлька поднимается на максимальную высоту при максимальном вылете, а стрела устанавливается под углом (90 ±5)° к продольной оси автомобиля.

6.14.5. После приложения всех нагрузок производится поворот стрелы вправо и (или) влево на (360 ±5)° с остановками через каждые (60 ±5)° (таблица 1, п. 5). Круговое вращение поворотного основания должно происходить в любую сторону равномерно, без рывков. Результаты испытаний считаются положительными, если поворотное основание АПК совершит не менее двух круговых вращений в любую сторону.

6.14.6. В каждом из указанных в п. 6.14.5 положениях производится подъем люльки на максимальную высоту и после остановки опускание ее до первоначального положения, соответствующего максимальному вылету.

6.14.7. Для проведения динамических испытаний АПК с подачей огнетушащих веществ в люльке устанавливаются предусмотренные инструкцией по эксплуатации пожарные стволы, которые соединяются с источником огнетушащих веществ. После этого осуществляется подача огнетушащих веществ с номинальным напором.

При подаче огнетушащих веществ производится поворот ствола во всех возможных направлениях. В крайних и среднем положениях осуществляется резкое прекращение и начало подачи огнетушащих веществ с помощью перекрывных устройств на самом стволе и/или на емкости с огнетушащими веществами.

6.14.8. АПК обладает динамической устойчивостью и прочностью, если не происходит нарушений механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыва опор от поверхности.

 

6.15. Определение грузоподъемности АПК при работе в качестве крана

 

6.15.1. При определении грузоподъемности на соответствие требованиям таблицы 1, п. 8 стрела АПК должна быть полностью сложена и установлена горизонтально, перпендикулярно продольной оси автомобиля.

6.15.2. К крюку грузового кранового устройства подвешивается груз, превышающий грузоподъемность для этого режима на 10 %.

6.15.3. Груз поднимается на 0,5 - 1,0 м, производится поворот стрелы вправо и влево не менее чем на 180° или на максимально возможный угол. После подъема груза на максимальную высоту повторяется поворот стрелы вправо и влево на 180° или на максимально возможный угол. После этого стрела возвращается в исходное положение, и груз опускается.

6.15.4. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается.

 

6.16. Определение усилий на органах управления

 

6.16.1. Для определения усилия на органах управления на соответствие требованиям п. 4.1.19 следует применять динамометры не ниже второго класса точности с диапазоном измерения 0,02 - 0,20 кН.

6.16.2. К органу управления в том месте, где прикладывается усилие от руки, присоединяется динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.

6.16.3. К динамометрическому звену прикладывается усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, при этом фиксируется его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то замеры производятся по всем направлениям, а за величину усилия на данном органе управления принимается максимальное значение.

6.16.4. За результаты испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений на каждом из органов управления.

 

6.17. Проверка скоростных свойств

 

6.17.1. Скоростные свойства на соответствие требованиям п. 4.1.13 следует контролировать с использованием приборов для определения скоростных свойств АПК с диапазоном измерения не менее 100 км/ч и основной погрешностью измерения не более 0,5 %.

6.17.2. Максимальную скорость определяют на прямом участке дороги, на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения, которая устанавливается до выезда на измерительный участок. Педаль управления подачи топлива должна быть нажата до упора.

6.17.3. Время разгона до заданной скорости определяют непосредственным его измерением или по результатам записи режима разгона АПК с места. Разгон выполняют при полной подаче топлива и переключении передач с минимальной до номинальной скорости (номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя) или при скорости (частоте вращения), ограниченной регулятором.

За результат измерения принимается среднеарифметическое значение не менее трех измерений по пп. 6.17.2, 6.17.3.

 

6.18. Проверка тормозных свойств

 

6.18.1. Тормозные свойства проверяются на соответствие требованиям п. 4.1.14 с использованием приборов для определения тормозных свойств автомобиля с основной погрешностью измерения не более 0,5 %.

6.18.2. Тормозные свойства АПК при стендовых испытаниях могут быть определены в соответствии с методикой, изложенной в приложении 4 ГОСТ 25478.

6.18.3. Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят с фиксированными значениями начальной скорости и усилия на органе управления. Измеряют или тормозной путь, или установившееся замедление и время срабатывания тормозов.

6.18.4. При проверке рабочей и запасной (аварийной) тормозных систем АПК разгоняют до скорости (44 ±1) км/ч и отключают двигатель от трансмиссии. В момент, когда скорость АПК достигает 40 км/ч, производят полное торможение с фиксированным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь или замедление и время срабатывания. За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений.

6.18.5. При проверке стояночной тормозной системы АПК устанавливают на подъеме с уклоном (16 ±2)° и предварительно обеспечивают неподвижное состояние АПК с помощью рабочей тормозной системы.

Затем двигатель отключают от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. После этого рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния АПК на данном уклоне. Растормаживание производят не менее трех раз. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние АПК на данном уклоне.

 

6.19. Проверка управления маневрами из люльки

 

6.19.1. Проверку управления маневрами из люльки на соответствие требованиям п. 4.3.5 проводят только после положительных результатов статических и динамических испытаний.

6.19.2. Проверку работоспособности пульта проводит оператор, находящийся в люльке.

При работе с пульта, установленного в люльке, АПК должен управляться устойчиво и надежно. Проверяется достаточность блокировки и невозможность вмешательства с дублирующего пульта в работу основного (нижнего) пульта. Сбои и перехват в управлении не допускаются.

 

6.20. Проверка блокировок АПК

 

6.20.1. АПК должен находиться в транспортном положении (выдвижные опоры убраны и рессоры не заблокированы). При попытке выполнить любое из движений стрелой с основного и дополнительного пультов она должна оставаться неподвижной (п. 4.11.3).

6.20.2. Опустить опоры до упора в грунт и произвести выравнивание АПК. Блокировка рессор должна происходить автоматически до момента соприкосновения опорных тарелок с грунтом.

6.20.3. Испытания по пп. 6.20.1 - 6.20.2 проводить не менее трех раз.

 

6.21. Проверка аварийного привода

 

6.21.1. При проверке аварийного привода на соответствие требованиям п. 4.1.6 следует разместить в люльке тарированные грузы массой, соответствующей ее грузоподъемности. Основным приводом произвести подъем люльки на максимальную высоту и повернуть на угол (90 ±5)° вправо или влево относительно продольной оси автомобиля.

6.21.2. С помощью аварийного привода привести стрелу в транспортное положение и сдвинуть выносные опоры.

6.21.3. Повторить операции по п. 6.21.2 после опускания люльки на землю и на максимальную глубину (если это предусмотрено).

6.21.4. Результаты испытаний считаются положительными, если после завершения маневров с помощью аварийного привода АПК имеет возможность перемещаться по испытательной площадке (АПК может совершать транспортное движение).

 

6.22. Проверка счетчика моточасов

 

6.22.1. Для проверки счетчика моточасов на соответствие требованиям п. 4.1.21 необходимо:

а) включить коробку отбора мощности (КОМ);

б) по показанию счетчика моточасов убедиться, что он автоматически включается одновременно с включением КОМ.

6.22.2. Количество включений не менее трех. АПК считается снабженным работоспособным счетчиком моточасов, если этот счетчик автоматически включается и выключается одновременно с КОМ.

 

6.23. Проверка поворотного механизма люльки

 

6.23.1. Для проверки угла поворота люльки на соответствие требованиям п. 4.5.4 следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.

6.23.2. Люльку АПК расположить на высоте не более 1 м над поверхностью испытательной площадки.

6.23.3. Укрепить на люльке два отвеса так, чтобы расстояние от них до грунта было не более 20 мм. Один отвес должен являться продолжением вертикальной оси поворотного устройства люльки и оставаться неподвижным. Другой крепится на внешней стороне люльки и является проекцией точки, расположенной на условной оси симметрии люльки.

6.23.4. Поворотным устройством перемещают люльку в крайнее положение вправо и влево, фиксируя положения отвесов полотном рулеток.

6.23.5. Проводят не менее трех поворотов в каждую сторону, за результат принимают среднеарифметическую величину измеренных углов.

6.23.6. Люлька считается оборудованной механизмом поворота, если полученный результат соответствует требованиям п. 4.5.4.

 

6.24. Проверка конструкционной прочности

 

6.24.1. Конструкционную прочность АПК на соответствие требованиям п. 4.1.2, подпункта а проверяют в условиях пробеговых (дорожных) испытаний на дорогах общего пользования.

Ежедневно, непосредственно перед началом пробеговых испытаний и в конце их, а также через каждые 50 - 300 км пробега (в зависимости от качества дорожного покрытия) производится проверка работы надстройки и ее приводов на номинальных режимах.

6.24.2. Осмотр и проверка целостности и отсутствия повреждений элементов конструкций АПК должны производиться без снятия и разборки агрегатов и узлов.

6.24.3. Протяженность пробеговых испытаний не менее гарантийного пробега. Допускается определение конструкционной прочности путем проведения форсированных испытаний на специальных дорогах автополигонов. Распределение протяженности пробега по видам дорог представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

 

 

Процентная величина пробега

Виды дорог

Нормальные испытания

Форсированные испытания

1. Дороги с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетон, цементобетон):

 

 

а) дороги общего пользования и/или скоростная дорога автополигона

30

10

б) городские дороги и/или имитация городского движения на дорогах полигона

10

-

в) режим «разгон - торможение»

-

3

г) подъемы малой крутизны (6-10 %)

-

3

2. Булыжные дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и/или булыжная дорога автополигона с ровным мощением

20

7

3. Дороги с низшими покрытиями, без покрытия:

 

 

а) грунтовые дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и/(или) грунтово-равнинная дорога автополигона

30

-

б) грунтовые разбитые дороги (с колеями и выбоинами) в сухом или замороженном состоянии

 

5

-

в) грунтовые дороги размокшие, неукатанные, снежная целина, сыпучий песок или тяжелая грунтовая дорога автополигона

5

-

4. Булыжная дорога автополигона с профилированным мощением

-

2

5. Специальные дороги автополигона:

 

 

а) «бельгийская мостовая»

-

1,0

б) короткие волны

-

0,1

 

6.24.4. Нарушение целостности конструкции, крепления съемного оборудования и изменение положения узлов АПК относительно их транспортного положения не допускается.

 

6.25. Освещенность рабочего места оператора и отсеков платформы

 

6.25.1. Для измерения уровня освещенности на соответствие требованиям пп. 4.3.2, з и 4.4.4 следует применять люксметр с пределом измерения от 1 до 100 лк и основной погрешностью измерения на всех пределах измерений не более ±10 %.

6.25.2. При определении освещенности в светлое время суток от естественного источника источники местного освещения не включаются.

6.25.3. Измерение уровня освещенности органов управления на пульте производится при непосредственном касании чувствительного элемента тыльной стороной выступающих элементов органов управления. При измерении освещенности чувствительный элемент люксметра размещают в левом верхнем углу пульта управления, затем последний перемещают в центр и завершают измерение в правом нижнем углу.

6.25.4. Измерение освещенности в отсеках проводится при условии отсутствия в последних съемного оборудования. Чувствительный элемент люксметра размещают в центре левой стенки так, чтобы тыльная сторона касалась чувствительного элемента последней, затем размещают элемент в центре отсека на полу и последний замер производят в центре правой стенки.

6.25.5. При измерении освещенности в темное время суток и суммарной освещенности в светлое время суток двигатель автомобиля должен быть прогрет и выведен на номинальный режим работы холостого хода.

6.25.6. Перед измерением освещенности в каждой контрольной точке все возможные потребители электроэнергии, влияющие на общий баланс мощности бортовой энергосистемы, выводятся на номинальный режим работы, и замеряется напряжение бортовой сети АПК.

6.25.7. Колебания напряжения бортовой сети АПК не должны превышать ±1В от номинального для испытываемого образца.

6.25.8. Измерение уровня освещенности в соответствии с пп. 6.25.3 и 6.25.4 производится не менее трех раз в каждом из мест, указанных выше. За результат измерения принимается среднеарифметическое значение.

 

6.26. Надежность

 

6.26.1. Испытание опытного образца (образцов).

Испытание на надежность опытного образца (образцов) АПК проводят в составе приемочных испытаний. Количество образцов для испытаний должно быть оговорено в техническом задании.

При испытаниях контролируют (определяют) гамма-процентную (g = 80 %) наработку спецагрегатов АПК и их привода до отказа.

Гамма-процентный (g = 80 %) ресурс агрегатов АПК до первого капремонта определяют по результатам наблюдений за АПК в условиях эксплуатации.

6.26.2. Испытание на надежность АПК серийного производства проводят в ходе периодических и типовых испытаний (если вносимые в конструкцию АПК изменения могут повлиять на его надежность) или выделяют в самостоятельно проводимые испытания, если необходимая продолжительность испытаний не позволяет завершить их в установленные сроки.

Контроль (определение) гамма-процентной наработки и гамма-процентного ресурса осуществляется в соответствии с РД-50-690 при следующих исходных данных:

а) регламентированная вероятность g/100 = 80;

б) доверительная вероятность при годовом объеме выпуска соответственно:

менее 1000 шт. - 0,8; от 1000 до 2000 шт. - 0,9; более 2000 шт. - 0,95.

Установленное число отказов (предельных состояний) r = 1.

В соответствии с принятыми величинами исходных данных количество АПК для контроля гамма-процентных показателей должно соответствовать величинам, указанным в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Годовой объем выпуска, штук

Доверительная вероятность g

Количество испытываемых АПК*

Число отказавших АПК

1000

0,8

8

1

1000-2000

0,9

10

1

>2000

0,95

13

1

_____________

* По согласованию с заказчиком допускается подвергать испытаниям один АПК, а недостающую информацию по другим образцам, предварительно отобранным и зарегистрированным, получать при подконтрольной эксплуатации.

 

6.26.3. Испытания АПК проводят в циклическом режиме, который включает следующие последовательно выполняемые операции:

а) включение коробки отбора мощности;

б) выдвигание и опускание опор;

в) подъем стрелы из транспортного положения и поворот ее на 90°;

г) опускание люльки до уровня грунта;

д) подъем люльки на максимальную высоту;

е) поворот стрелы на 360°;

ж) опускание люльки до уровня грунта.

Операции по подпунктам а, б, в, г повторяются после 10-кратного повторения операций по подпунктам д - ж.

6.26.4. При выполнении циклов общее количество операций (кроме установки и снятия с выносных опор) может быть распределено в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор и т. д.) в пределах зоны его рабочего использования и рабочей нагрузки следующим образом:

полное перемещение ………......

25 % от общего количества циклов

перемещение на:

 

(75±5) % ………………….…….

30 % от общего количества циклов

(50±5) % ………………………..

25 % от общего количества циклов

(25±5) % ………………………..

20 % от общего количества циклов

максимальная рабочая

нагрузка …………………………

 

25 % от общего количества циклов с одним перемещением

нагрузка, составляющая:

 

(75±3) % максимальной ……….

25 % от общего количества циклов с одним перемещением

(50±3) % максимальной ………

25 % от общего количества циклов с одним перемещением

(25±3) % максимальной ………

25 % от общего количества циклов с одним перемещением

 

6.26.5. Время непрерывной работы АПК должно быть не менее 6 ч (п. 4.1.16) при максимальном количестве циклов с последующим перерывом не менее 1 ч. При этом полная наработка должна составлять не менее 100 ч.

6.26.6. Периодичность испытаний на надежность:

а) не реже одного раза в три года контроль гамма-процентной наработки;

б) не реже одного раза в шесть лет контроль гамма-процентного ресурса.

6.26.7. Контроль полного среднего срока службы АПК до списания следует проводить методом сбора и обработки статистических данных при подконтрольной эксплуатации АПК в базовых гарнизонах пожарной охраны.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ELEVATORS. GENERAL TECHNICAL

REQUIREMENTS. TEST METHODS

НПБ-197-2001

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АПК

Таблица 1

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Общие требования

4.2. Требования к стреле

4.3. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора

4.4. Требования к платформе

4.5. Требования к люльке

4.6. Требования эргономики

4.7. Требования к электрооборудованию и освещению

4.8. Требования к устройствам связи

4.9. Требования надежности

4.10. Комплектность

4.11. Требования безопасности и охраны окружающей среды

Таблица 2

4.12. Маркировка

4.13. Упаковка

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Правила приемки

5.2. Предварительные испытания

5.3. Приемочные и квалификационные испытания

5.4. Сертификационные испытания

5.5. Предъявительские испытания

5.6. Приемосдаточные испытания

5.7. Периодические испытания

5.8. Контрольные испытания на надежность

5.9. Типовые испытания

5.10. Эксплуатационные испытания

5.11. Специальные испытания

6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

6.1. Общие положения

6.2. Внешний осмотр

6.3. Определение времени совершения маневров

6.4. Определение наружных размеров

6.5. Определение предельных размеров рабочего поля АПК (зоны досягаемости)

6.6. Проверка водопенных коммуникаций

6.7. Проверка горизонтальности пола люльки, ступеней

лестницы и наличия системы выравнивания

6.8. Проверка ограничителя лобового удара

6.9. Проверка ограничителя грузоподъемности

6.10. Определение показателей массы и поперечной устойчивости

6.11. Определение уровня шума на рабочем месте оператора

6.12. Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

6.13. Статические испытания

6.14. Динамические испытания

6.15. Определение грузоподъемности АПК при работе в качестве крана

6.16. Определение усилий на органах управления

6.17. Проверка скоростных свойств

6.18. Проверка тормозных свойств

6.19. Проверка управления маневрами из люльки

6.20. Проверка блокировок АПК

6.21. Проверка аварийного привода

6.22. Проверка счетчика моточасов

6.23. Проверка поворотного механизма люльки

6.24. Проверка конструкционной прочности

Таблица 3

6.25. Освещенность рабочего места оператора и отсеков платформы

6.26. Надежность

Таблица 4

6.27. Проверка степени защиты отсеков

6.28. Системы связи

6.29. Механизм управления двигателем при работе гидропривода

6.30. Световая сигнализация, размещенная в кабине водителя

6.31. Уровень радиопомех

6.32. Коэффициент грузовой устойчивости

6.33. Давление на грунт выносной опоры

6.34. Минимальный радиус поворота

6.35. Световые и цветовые характеристики устройств освещения и световой аварийной сигнализации

6.36. Параметры технического состояния АПК

6.37. Управляемость и устойчивость

6.38. Климатическое исполнение АПК

6.39. Специальный световой сигнал

6.40. Специальный звуковой сигнал

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Приложение 1

Основные технические параметры АПК:

Н - высота подъема; В - вылет

Приложение 2

ПРОТОКОЛ

Приложение 3

Перечень дополнительных технических требований, обязательных для сертификации пожарных автоподъемников

Приложение 4

Рисунок 1. Схема положения люльки АПК относительно приспособления «щит-препятствие» при перемещении колен стрелы относительно друг друга

Приложение 5

Индикатор световых сигналов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Основные параметры АПК

4. Технические требования

5. Методы испытаний

6. Методика испытаний

7. Гарантии изготовителя

8. Нормативные ссылки

Рейтинг@Mail.ru