НПБ 197-2001 
5.7. периодические испытания. 5.8. контрольные испытания на надежность. 5.9.... НПБ 197-2001 
5.7. периодические испытания. 5.8. контрольные испытания на надежность. 5.9....

НПБ 197-2001 => 5.7. периодические испытания. 5.8. контрольные испытания на надежность. 5.9. типовые испытания. 5.10. эксплуатационные...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 197-2001 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

5.7. Периодические испытания

 

5.7.1. Периодические испытания АПК проводятся один раз в год в целях контроля стабильности качества изделия.

Испытаниям подвергают один АПК из числа выдержавших приемосдаточные испытания и изготовленных в контролируемом периоде.

При наличии службы представителя заказчика производится отбор изделия в присутствии представителя службы технического контроля предприятия-изготовителя.

5.7.2. Периодические испытания АПК включают:

а) приемосдаточные испытания (кроме проверки конструкционной прочности);

б) проверку габаритных размеров;

в) определение показателей массы.

5.7.3. Результаты испытаний оформляют протоколом периодических испытаний, который утверждается техническим руководителем предприятия-изготовителя и хранится в течение срока, установленного предприятием, но не менее чем до очередных периодических испытаний.

5.7.4. При неудовлетворительных результатах периодических испытаний должны быть проведены анализ причин их получения и мероприятия, исключающие возможность их повторения.

После доработки проводятся повторные испытания на удвоенной выборке изделий по тем показателям, по которым получены неудовлетворительные результаты, а также повторяются те проведенные ранее испытания, на результаты которых могли повлиять внесенные изменения.

5.7.5. Изделия, подвергшиеся периодическим испытаниям с проверкой показателей долговечности, поставке потребителю не подлежат.

 

5.8. Контрольные испытания на надежность

 

5.8.1. Испытания на надежность (п. 4.9) проводят не реже одного раза в три года. Испытаниям подвергают не менее двух АПК из числа прошедших приемосдаточные испытания.

 

5.9. Типовые испытания

 

5.9.1. Типовые испытания проводят с целью оценки эффективности и целесообразности внесения изменений в конструкцию АПК.

5.9.2. Программа типовых испытаний должна включать проверку тех характеристик и параметров, на которые могут повлиять данные изменения.

5.9.3. В программе должно быть указано количество изделий, необходимых для проведения испытаний, и возможность дальнейшего использования АПК, подвергнутых типовым испытаниям.

5.9.4. Программа разрабатывается предприятием-изготовителем и согласовывается с разработчиком изделия и основным заказчиком.

5.9.5. Результаты типовых испытаний оформляются протоколом с заключением о целесообразности внесения изменений.

 

5.10. Эксплуатационные испытания

 

5.10.1. Эксплуатационные испытания проводятся для всех новых моделей АПК.

Программа и базовые гарнизоны для проведения эксплуатационных испытаний должны быть установлены при проведении приемочных испытаний.

5.10.2. Разработчик изделия готовит предложения по этому вопросу и вместе с проектом технических условий на конкретную модель предъявляет их на приемочные испытания.

5.10.3. Перечень базовых гарнизонов должен быть согласован с основным заказчиком.

 

5.11. Специальные испытания

 

5.11.1. Специальные испытания (огневые, климатические и т.п.) проводят для проверки функционального соответствия АПК условиям эксплуатации и/или оперативного использования, установленным в техническом задании.

5.11.2. Испытания проводятся по решению основного заказчика в соответствии с утвержденной им программой и методикой испытаний.

5.11.3. Полный объем и методы испытаний АПК при их приемке устанавливаются в технических условиях на конкретную модель с учетом требований настоящих норм.

 

6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

 

6.1. Общие положения

 

6.1.1. Подлежащие испытаниям АПК должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих НПБ, нормативно-технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы, технически исправны и пройти приемосдаточные испытания.

АПК должен пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя.

6.1.2. Для испытаний (в случае испытаний серийных образцов) АПК выбираются методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представителями организации, проводящей испытания, и представителем заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой ОТК предприятия-изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке к испытаниям.

6.1.3. Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых АПК, не предусмотренные настоящими нормами, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации, методикой или программой испытаний, не допускаются.

6.1.4. Испытания АПК следует проводить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и ТУ на конкретную модель.

6.1.5. Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации (РЭ) и ТУ на конкретную модель и соответствовать климатическим условиям проведения испытаний.

6.1.6. В течение всего периода испытаний АПК должны проходить техническое обслуживание (ТО) в соответствии с требованиями РЭ.

Условия хранения АПК в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.

6.1.7. Требования безопасности при проведении испытаний определены ГОСТ 12.3.002, требования по электробезопасности установлены ГОСТ 12.1.019.

6.1.8. Персонал, допускаемый к испытаниям, должен пройти обучение в порядке, установленном ГОСТ 12.0.026.

6.1.9. На испытательной площадке во время проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026.

6.1.10. Применяемые средства испытаний, контроля и измерений должны обеспечивать создание требуемых испытательных режимов и условий испытаний.

6.1.11. Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации. Порядок подготовки, проведения и организации аттестации определен в ГОСТ 24555.

6.1.12. Результаты испытаний заносят в таблицу протокола проведения испытаний АПК. Бланк протокола испытаний АПК указан в приложении 3.

 

6.2. Внешний осмотр

 

6.2.1. Качество покрытий (пп. 4.1.25 - 4.1.27) проверяют по ГОСТ 9.302 (контроль внешнего вида).

6.2.2. При внешнем осмотре визуально проверяют:

а) наличие поверхностей, препятствующих скольжению, на платформе и ступенях (пп. 4.4.3 и 4.4.6);

б) отсутствие утечки (подтекания) рабочей жидкости (п. 4.1.23);

в) расположение основного пульта управления на поворотном основании с левой стороны по ходу движения автомобиля (п. 4.3.1);

г) наличие на основном пульте управления органов управления, приборов контроля, связи и сигнализации согласно требованиям (п. 4.3.2);

д) наличие самовозвратных органов управления во влагозащищенном исполнении (п. 4.7.1);

е) наличие выключателей аварийного останова, расположенных выше других выключателей и выкрашенных в красный цвет (п. 4.7.1);

ж) наличие органов управления блокировкой рессор и выдвижными опорами и место их расположения (п. 4.3.3);

з) наличие указателя горизонтальности подъемно-поворотного основания (п. 4.11.8);

и) наличие световых сигналов (п. 4.11.5), расположенных на пульте управления;

к) наличие расположенной в кабине водителя световой сигнализации (п. 4.11.6);

л) наличие у стреловой конструкции отдельных колен (п. 4.2.1) и возможности выдвигания и/или раскладывания одного колена относительно другого;

м) наличие устройства для крепления грузового каната, расположенного на вершине нижнего колена (п. 4.2.2);

н) наличие спасательного рукава и устройства его крепления и/или других специальных средств спасания с высоты (п. 4.1.11);

о) наличие и объем отсеков для размещения съемного оборудования и принадлежностей, дверок с замками и ограничителей открывания (пп. 4.4.2, 4.6.6);

п) наличие дверок с замками на люльке (п. 4.5.3);

р) наличие фар и/или прожекторов (п. 4.7.3);

с) наличие внешних световых приборов и световой аварийной сигнализации (п. 4.7.5);

т) наличие световозвращателей (п. 4.1.15);

у) наличие мест для размещения государственных регистрационных знаков (п. 4.1.18);

ф) наличие дополнительной системы отвода отработавших выхлопных газов (п. 4.11.11);

х) возможность пломбирования сливной пробки и наливной горловины топливного бака (п. 4.1.29);

ц) комплектность (п. 4.10).

 

6.3. Определение времени совершения маневров

 

6.3.1. Временные характеристики на соответствие требованиям таблицы 1 (пп. 7, 9 - 11) допускается определять с погрешностью до 5 с за время не менее 1 ч, в качестве нагрузки использовать меры массы общего назначения по ГОСТ 7328. Нагрузку размещать равномерно на полу люльки.

6.3.2. Определение временных характеристик производится после стабилизации работы агрегата (двигателя шасси), являющегося источником энергии для привода исполнительных механизмов.

6.3.3. Отсчет фиксируемого времени производится с момента начала перемещения тумблера (рычага), с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до его окончания.

6.3.4. Маневр считается выполненным, если исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.

6.3.5. При определении времени установки АПК на выносные опоры последние перед началом этого маневра должны находиться в положении, соответствующем транспортному; подкладки под выносные опоры не устанавливаются (за исключением условий, имитирующих работу на уклоне).

6.3.6. Время совершения каждого маневра следует фиксировать не менее трех раз. За результат принимать среднеарифметическое значение полученных результатов.

6.3.7. В процессе определения временных характеристик также проводят проверку плавности регулирования скорости движения люльки со всех ПУ (п. 4.1.7), а также возможность совершения не менее двух маневров одновременно (п. 4.3.6).

6.3.8. При изменении скорости движения люльки от минимальной до максимальной в любом направлении люлька должна перемещаться плавно, без видимых толчков и рывков. Разгонять и замедлять движение люльки в любую сторону необходимо не менее пяти раз.

6.3.9. При одновременном совершении маневров следует совмещать не менее двух произвольно выбранных движений. Продолжительность маневров не менее 20 с. Количество испытаний не менее трех. При всех вариантах совмещения основной привод АПК должен обеспечить возможность одновременного совершения маневров.

 

6.4. Определение наружных размеров

 

6.4.1. Линейные размеры определяются соответствующими средствами измерения с погрешностью не более 5 мм, угловые - с погрешностью не более 0°15'.

6.4.2. Измерение наружных размеров производится в транспортном положении в соответствии с ГОСТ 22748.

6.4.3. Размеры опорного контура (см. таблицу 1, п. 6) измеряют после установки АПК на выносные опоры. Размеры определяются по центрам опорных плит.

6.4.4. Площадь пола люльки, размеры дверных проемов, а также высота поручней и плинтуса измеряются в транспортном положении или при опускании ее на землю и проверяются на соответствие требованиям пп. 4.5.1; 4.5.2 и 4.5.3.

6.4.5. Размеры элементов лестницы (п. 4.2.3), высоту расположения подножки и величину рифов (п. 4.4.6) измеряют в транспортном положении.

6.4.6. Ширина каждой из двух полос контрастирующего цвета (п. 4.1.24), нанесенных на капот, должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между полосами (90,0 ±0,5) мм. Полосы должны располагаться симметрично относительно продольной оси автомобиля.

6.4.7. Длина рукава, отводящего отработавшие выхлопные газы (п. 4.11.11), измеряется после его раскатывания на ровной поверхности.

6.4.8. За результат принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из линейных и угловых размеров.

 

6.5. Определение предельных размеров рабочего поля АПК (зоны досягаемости)

 

6.5.1. Для определения максимального и минимального рабочего вылета (см. таблицу 1, пп. 3, 4) следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.

6.5.2. При определении предельных размеров рабочего поля АПК устанавливается на выносные опоры, стрела поворачивается на (90±5)° и приводится в положение, соответствующее предельным значениям измеряемого показателя.

6.5.3. Измерение размеров по горизонтали производится от плоскости, параллельной продольной оси автомобиля и проходящей через ось вращения поворотного основания АПК, до указанной в измеряемом размере точки.

6.5.4. Измерение размеров по вертикали производится от горизонтальной опорной поверхности до указанной в измеряемом размере точки.

6.5.5. В процессе определения рабочего вылета по п. 6.5.1 производят сравнение и оценку показаний автоматической системы контроля положения стрелы и люльки (п. 4.3.4).

Результаты измерений считаются удовлетворительными, если показания указателей отличаются от полученных не более чем на 5 %.

6.5.6. При определении максимального вылета люльку подводят к границе рабочего поля, при этом выбирают три произвольных, но равномерно расположенных (два крайних - верхний и нижний - обязательны) по высоте уровня. На каждой из трех выбранных высот люльку подводят к границе рабочего поля не менее двух раз. В каждом случае должна срабатывать (п. 4.11.5) звуковая и световая сигнализация.

6.5.7. В каждом случае при достижении люлькой границ рабочего поля (п. 4.11.7) должна замедляться скорость перемещения люльки. Испытания проводить с грузом и без него.

6.5.8. За результат измерения максимального и минимального рабочего вылета принимают среднеарифметическое значение не менее чем трех измерений каждого из вылетов соответственно.

 

6.6. Проверка водопенных коммуникаций

 

6.6.1. Для проверки водопенных коммуникаций (п. 4.1.3, б) используют манометр для определения давления воды с диапазоном измерений от 0 до 1,6 МПа и классом точности не ниже 1,5 и расходомер с погрешностью измерения не более ±5 %.

6.6.2. Водопенная коммуникация автоподъемника проверяется в двух положениях:

а) люлька опущена на землю;

б) люлька поднята на максимальную высоту.

Для подачи воды (раствора пенообразователя) можно использовать стационарные насосы или передвижную пожарную технику.

6.6.3. Установить лафетный ствол в люльке, присоединить к приемному патрубку водопенных коммуникаций напорный рукав и подать воду к лафетному стволу под давлением (0,9 ±0,1) МПа. После появления воды из лафетного ствола стояк перекрывают и выдерживают в течение (5,0 ±0,1) мин. После этого открыть сливной кран и стояк и слить воду.

6.6.4. Испытания проводить для каждого положения люльки не менее двух раз. Струйные течи в соединениях водопенных коммуникаций не допускаются. Допускаются капельные утечки.

Для определения расхода ствола подать воду к нему под давлением (0,6 ±0,05) МПа. Давление определяют перед стволом. Измерение давления и расхода проводится не менее чем через 10 с после того, как установилось значение заданного давления.

6.6.5. Для проверки работы пеногенераторов присоединить гребенку к патрубку в люльке, навесить генераторы пены и произвести подачу раствора пенообразователя.

Не менее чем через 5 с после появления пенной струи визуально определить полноту ее сечения.

6.6.6. Испытания повторить не менее двух раз. В каждом случае пенная струя, выходящая из генераторов пены, должна подаваться полным сечением.

6.6.7. Проверку работоспособности сливного крана (п. 4.2.4) проводят каждый раз после испытаний по пп. 6.6.3 и 6.6.5 соответственно. В каждом случае сливной кран должен обеспечивать полный слив огнетушащего вещества из водопенной коммуникации АПК.

 

6.7. Проверка горизонтальности пола люльки, ступеней

лестницы и наличия системы выравнивания

 

6.7.1. Определяя горизонтальность пола люльки на соответствие требованиям п. 4.1.17, следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.

6.7.2. Горизонтальность пола люльки контролируется по двум ее взаимно перпендикулярным осям - продольной и поперечной.

6.7.3. Стрела развертывается таким образом, чтобы люлька находилась непосредственно у поверхности испытательной площадки на минимальном расстоянии от АПК, в этом положении фиксируют её горизонтальность.

6.7.4. Люлька устанавливается в положение, при котором она имеет максимальный вылет и поднята на максимальную высоту для этого вылета, после чего проверяется её горизонтальность.

6.7.5. Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360° вправо или влево с остановкой через каждые (90 ±5)° и последующей проверкой горизонтальности люльки.

6.7.6. Люлька поднимается на максимальную высоту, после чего определяется её горизонтальность.

6.7.7. Стрелу поворачивают в горизонтальной плоскости на 360° вправо или влево с остановкой через каждые (90 ±5)° и последующей проверкой горизонтальности люльки.

6.7.8. Люлька устанавливается в положение по п. 6.7.3, после чего проверяется ее горизонтальность.

Проверку горизонтальности ступеней лестницы проводить по п. 22.5 НПБ-188.

6.7.9. При обеспечении горизонтальности пола люльки в соответствии с требованиями п. 4.1.17 считается, что АПК имеет систему выравнивания.

 

6.8. Проверка ограничителя лобового удара

 

6.8.1. Проверка работоспособности ограничителя лобового удара проводится на соответствие требованию п. 4.11.3, подпункта г.

6.8.2. Установив люльку в непосредственной близости от земли, развернуть стрелу на (90 ±5)° к продольной оси АПК.

6.8.3. Установить люльку на расстоянии, меньшем максимального вылета на 0,3 - 0,5 м, таким образом, чтобы элементы системы защиты от столкновения люльки с препятствием оказались на уровне специального щита-препятствия (справочное приложение 4, рисунок 1) и касались его поверхности, расположенной перпендикулярно направлению, в котором будет двигаться люлька при приближении к нему.

6.8.4. Путем перемещения колен стрелы относительно друг друга отвести люльку от поверхности щита-препятствия на расстояние от 0,8 до 1,0 м.

6.8.5. Переместить люльку с помощью колен стрелы в сторону щита-препятствия по направлению, перпендикулярному его плоскости, на минимальной скорости и после ее остановки при срабатывании предохранителей от лобового удара измерить расстояние от поверхности щита-препятствия до ближайшей части люльки, не учитывая элементы конструкции, относящиеся к предохранителям от удара.

6.8.6. Осуществить замеры по п. 6.8.5 при выполнении маневра с максимальной скоростью.

6.8.7. Путем поворота стрелы отвести люльку от щита-препятствия (справочное приложение 4 , рисунок 2) на расстояние 0,8 - 1,0 м.

6.8.8. Повторить испытания по пп. 6.8.5 и 6.8.6, перемещая люльку с помощью поворота стрелы.

6.8.9. Испытания проводить не менее двух раз с каждой скоростью. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если люлька во всех испытаниях не касается поверхности щита, а при соприкосновении предохранителей с поверхностью щита-препятствия срабатывает звуковая и световая сигнализация (п. 4.11.5).

 

6.9. Проверка ограничителя грузоподъемности

 

6.9.1. Проверка срабатывания ограничителя грузоподъемности проводится на соответствие требованиям п. 4.11.3, подпункта д.

6.9.2. В качестве нагрузки следует использовать гири общего назначения шестого класса точности (ГОСТ 7328).

6.9.3. Поднять люльку на максимальную высоту при максимальном вылете, предварительно установив стрелу под углом (90 ±5)° к продольной оси автомобиля.

6.9.4. К люльке приложить нагрузку, соответствующую 80 - 90 % ее номинальной грузоподъемности, указанной в технической документации на АПК.

6.9.5. Увеличить высоту подъема люльки. Если ограничитель грузоподъемности блокирует подъем люльки, то испытания прекращаются до выяснения и устранения причин преждевременного его срабатывания.

6.9.6. Если ограничитель грузоподъемности не срабатывает, то постепенным увеличением нагрузки (но не более чем на 5 % от номинальной грузоподъемности люльки) достигают момента срабатывания ограничителя грузоподъемности. При этом величина грузоподъемности должна быть не менее указанной в таблице 1, п. 2. После срабатывания ограничителя грузоподъемности величину нагрузки уменьшают на 5 %. При этом должна восстанавливаться возможность совершения маневров люлькой.

6.9.7. Испытания по п. 6.9.6 проводить не менее трех раз, во всех случаях должен срабатывать ограничитель грузоподъемности.

При срабатывании ограничителя грузоподъемности (п. 4.11.5, подпункт б) должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.

 

6.10. Определение показателей массы и поперечной устойчивости

 

6.10.1. Определение показателей массы и поперечной устойчивости проводится на соответствие требованиям п. 4.1.4.

6.10.2. Полную массу АПК и ее распределение по осям и бортам определять с погрешностью, не превышающей 1,5 % от определяемой величины.

6.10.3. При определении осевой нагрузки на дорогу в момент взвешивания колеса взвешиваемой оси должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. Допускается определять осевую нагрузку на одну из осей расчетным путем по результатам взвешиваний, которые получены для одной или нескольких других осей и всего автомобиля в целом.

6.10.4. При оценке распределения нагрузки на дорогу по бортам в момент взвешивания колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси АПК, должны находиться на весовом устройстве, а находящиеся по другую сторону - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с его платформой. По результатам этого взвешивания и взвешивания всего АПК рассчитывается нагрузка на другой борт.

6.10.5. Соответствие угла поперечной устойчивости требованиям п. 4.1.4 проверяют на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый автомобиль теряет устойчивость. Для определения угла следует использовать средства измерения в соответствии с п. 6.4.1.

Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание машины.

6.10.6. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 3 м/с. Поверхность платформы стенда должна быть сухой, свободной от грязи и льда.

6.10.7. АПК устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы его продольная ось и направление движения колес были параллельны оси наклона платформы с отклонением не более чем на 1°. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и первая передача.

Сбоку колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой 20 - 22 мм.

6.10.8. Измерение углов поперечной статической устойчивости АПК проводят на две стороны.

Увеличение угла наклона платформы производят плавно до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию повторяют до тех пор, пока три отсчета подряд будут иметь разницу не более 1°.

6.10.9. Координаты центра масс АПК определяются расчетным путем на основании результатов взвешивания и опрокидывания.

 

6.11. Определение уровня шума на рабочем месте оператора

 

6.11.1. При определении уровня шума, в соответствии с требованиями п. 4.11.10, следует использовать измеритель шума и вибрации первого класса точности с диапазоном измерения 2 - 18·103 Гц.

6.11.2. Измерение уровня звука и уровня звукового давления на рабочем месте оператора производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с максимальной рабочей нагрузкой.

6.11.3. При испытаниях микрофон устанавливается на уровне уха оператора и ориентируется в направлении его взгляда при выполнении конкретной операции или маневра.

6.11.4. На шумомере должна быть установлена временная характеристика «медленно». Если показания шумомера колеблются в пределах 5 дБ, то следует принимать за результат среднее значение уровней.

 

6.12. Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

 

6.12.1. Для измерения уровня вибрации, в соответствии с требованиями п. 4.11.4, следует использовать средства контроля в соответствии с п. 6.11.1.

6.12.2. Измерение уровня вибрации на рабочем месте оператора у основного пульта и пульта в люльке производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками в люльке. Уровень вибрации на рабочем месте водителя измеряется при движении АПК по дорогам с твердым покрытием.

6.12.3. При измерении общей вибрации с участием оператора вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе-адаптере. По направлению действия вибрацию подразделяют в соответствии с направлением осей ортогональной системы координат.

Для общей вибрации: ось Z0 - вертикальная, перпендикулярная к опорной поверхности; ось X0 - горизонтальная, от спины к груди; ось У0 - горизонтальная от правого плеча к левому.

6.12.4. Измерение величины виброускорения проводить согласно требованиям по ГОСТ 12.1.012 (приложение 9, п. 2).

 

6.13. Статические испытания

 

6.13.1. Для проведения статических испытаний на соответствие требованиям таблицы 1, пп. 1; 4.1.3 - 4.1.5 следует использовать средства измерения и оборудование в соответствии с пп. 6.4.1 и 6.9.2.

6.13.2. Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать указанным в нормативной и технической документации на конкретный АПК.

6.13.3. Испытания проводят как на горизонтальной площадке, так и на площадке с уклоном 6° ±30'. АПК полностью раскладывается и занимает положение, обеспечивающее максимальную рабочую высоту.

6.13.4. В этом положении, принимаемом за ненагруженное, определяется максимальная рабочая высота подъема пола люльки.

6.13.5. К центру люльки прикладывается сосредоточенная испытательная нагрузка, величина которой соответствует грузоподъемности люльки.

6.13.6. В этом положении, принимаемом за нагруженное, замеряется высота (по полу люльки).

6.13.7. После выдерживания АПК в таком положении не менее 10 мин производится повторный замер по п. 6.13.6.

6.13.8. После снятия всех приложенных нагрузок производится повторный замер по п. 6.13.4 и осмотр элементов конструкций.

6.13.9. Общий прогиб на соответствие требованиям п. 12 таблицы 1 определяется как среднее арифметическое разностей соответствующих измерений по пп. 6.13.4, 6.13.6 и по пп. 6.13.7, 6.13.8.

6.13.10. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается. Максимальный прогиб стрелы не должен превышать значений, указанных в таблице 1, п. 12.

6.13.11. К центру люльки, поднятой на максимальную высоту, прикладывается испытательная нагрузка, величина которой должна превышать грузоподъемность люльки на 50 %.

6.13.12. При нагружении АПК нагрузкой, превышающей ее грузоподъемность, блокировки предварительно отключаются.

6.13.13. В таком положении изделие выдерживается в течение не менее 10 мин и производится его осмотр. Не допускается опускание люльки, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.

6.13.14. После снятия всех приложенных нагрузок производится складывание АПК и осмотр элементов конструкции.

6.13.15. Стрела устанавливается в положение, обеспечивающее максимальный вылет при максимальной для него высоте, и операции по пп. 6.13.4 - 6.13.14 повторяются.

6.13.16. Нижнее колено стрелы в сложенном состоянии устанавливается горизонтально под углом (90 ±5)° к продольной оси автомобиля.

6.13.17. К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывается нагрузка, превышающая грузоподъемность для этого режима на 50 %. В таком положении АПК выдерживается не менее 10 мин. Не допускается опускание стрелы, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.

6.13.18. Люлька должна быть установлена так, чтобы в нее можно было положить тарированные грузы, но чтобы при этом она не касалась поверхности испытательной площадки.

6.13.19. На полу люльки равномерно раскладываются тарированные грузы общей массой, превышающей на 50 % ее грузоподъемность, и в таком положении она выдерживается не менее 10 мин. Не допускается опускание люльки, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности.

6.13.20. На своих штатных местах устанавливаются специальные средства спасания.

6.13.21. К люльке, в точке приложения равнодействующей от общей массы одновременно эвакуируемых с помощью специальных средств спасания людей, прикладывается испытательная нагрузка, превышающая номинальную для этого режима работы на 25 %, и в таком положении конструкция выдерживается в течение не менее 10 мин. Опускание люльки и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускается.

6.13.22. Опоры с правого борта АПК установить без выдвижения. Стрела устанавливается в соответствии с п. 6.13.15 по левому борту АПК, предварительно на полу люльки размещают тарированные грузы, не превышающие общей массой ее грузоподъемность более чем на 5 %. В таком положении конструкция выдерживается в течение не менее 10 мин. Опускание люльки и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускается.

6.13.23. Испытание повторить в соответствии с п. 6.13.22, разместив стрелу с правого борта АПК, а опоры левого борта установить без выдвижения.

6.13.24. АПК устанавливается на площадке с уклоном 6°, или уклон имитируется с помощью подкладок под выносные опоры. Операции по пп. 6.13.15 - 6.13.17 повторяются для случаев установки АПК вдоль уклона и поперек.

6.13.25. Стрела устанавливается под углом (45 ±5)° и (135 ±5)° относительно продольной оси автомобиля, и испытания проводятся по пп. 6.13.15 - 6.13.17 и 6.13.24.

6.13.26. Коэффициенты грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости АПК определяются расчетным путем.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ELEVATORS. GENERAL TECHNICAL

REQUIREMENTS. TEST METHODS

НПБ-197-2001

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АПК

Таблица 1

4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Общие требования

4.2. Требования к стреле

4.3. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора

4.4. Требования к платформе

4.5. Требования к люльке

4.6. Требования эргономики

4.7. Требования к электрооборудованию и освещению

4.8. Требования к устройствам связи

4.9. Требования надежности

4.10. Комплектность

4.11. Требования безопасности и охраны окружающей среды

Таблица 2

4.12. Маркировка

4.13. Упаковка

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Правила приемки

5.2. Предварительные испытания

5.3. Приемочные и квалификационные испытания

5.4. Сертификационные испытания

5.5. Предъявительские испытания

5.6. Приемосдаточные испытания

5.7. Периодические испытания

5.8. Контрольные испытания на надежность

5.9. Типовые испытания

5.10. Эксплуатационные испытания

5.11. Специальные испытания

6. МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

6.1. Общие положения

6.2. Внешний осмотр

6.3. Определение времени совершения маневров

6.4. Определение наружных размеров

6.5. Определение предельных размеров рабочего поля АПК (зоны досягаемости)

6.6. Проверка водопенных коммуникаций

6.7. Проверка горизонтальности пола люльки, ступеней

лестницы и наличия системы выравнивания

6.8. Проверка ограничителя лобового удара

6.9. Проверка ограничителя грузоподъемности

6.10. Определение показателей массы и поперечной устойчивости

6.11. Определение уровня шума на рабочем месте оператора

6.12. Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

6.13. Статические испытания

6.14. Динамические испытания

6.15. Определение грузоподъемности АПК при работе в качестве крана

6.16. Определение усилий на органах управления

6.17. Проверка скоростных свойств

6.18. Проверка тормозных свойств

6.19. Проверка управления маневрами из люльки

6.20. Проверка блокировок АПК

6.21. Проверка аварийного привода

6.22. Проверка счетчика моточасов

6.23. Проверка поворотного механизма люльки

6.24. Проверка конструкционной прочности

Таблица 3

6.25. Освещенность рабочего места оператора и отсеков платформы

6.26. Надежность

Таблица 4

6.27. Проверка степени защиты отсеков

6.28. Системы связи

6.29. Механизм управления двигателем при работе гидропривода

6.30. Световая сигнализация, размещенная в кабине водителя

6.31. Уровень радиопомех

6.32. Коэффициент грузовой устойчивости

6.33. Давление на грунт выносной опоры

6.34. Минимальный радиус поворота

6.35. Световые и цветовые характеристики устройств освещения и световой аварийной сигнализации

6.36. Параметры технического состояния АПК

6.37. Управляемость и устойчивость

6.38. Климатическое исполнение АПК

6.39. Специальный световой сигнал

6.40. Специальный звуковой сигнал

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Приложение 1

Основные технические параметры АПК:

Н - высота подъема; В - вылет

Приложение 2

ПРОТОКОЛ

Приложение 3

Перечень дополнительных технических требований, обязательных для сертификации пожарных автоподъемников

Приложение 4

Рисунок 1. Схема положения люльки АПК относительно приспособления «щит-препятствие» при перемещении колен стрелы относительно друг друга

Приложение 5

Индикатор световых сигналов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения

2. Термины и определения

3. Основные параметры АПК

4. Технические требования

5. Методы испытаний

6. Методика испытаний

7. Гарантии изготовителя

8. Нормативные ссылки

Рейтинг@Mail.ru