9.2.24.1 При проверке качества связи (5.9) привод специальных агрегатов должен работать на максимальном режиме.
9.2.24.2 Микрофон должен находиться на расстоянии (0,5 ± 0,1) м от лица абонента, передающего информацию, динамик - на расстоянии (5,0 ± 0,5) м от абонента, принимающего информацию.
9.2.24.3 Речь абонента, передающего информацию, должна быть нормального уровня, не требующая чрезмерного напряжения речевых органов.
9.2.24.4 Для абонента, принимающего информацию, речь должна быть полностью разборчивой и восприниматься без чрезмерного напряжения органов слуха.
9.2.25.1 При определении ускорения кабины лифта (6.16) следует использовать средства контроля по 9.2.3.1 и 9.2.13.1.
9.2.25.2 Лестницу выдвигают на максимальную длину и устанавливают с максимальным вылетом и разворачивают на 90° ± 10° к продольной оси АЛ.
9.2.25.3 В кабину лифта укладывают груз массой (80 ± 5) кг.
9.2.25.4 Ускорение кабины лифта измеряют в момент начала движения последней и в момент ее остановки.
9.2.25.5 Контроль проводят в двух произвольно выбранных положениях кабины лифта на лестнице.
9.2.25.6 Испытания (9.2.25.4 и 9.2.25.5) повторяют с номинальной нагрузкой в кабине лифта.
9.2.25.7 Ускорения измеряют не менее двух раз с нагрузкой (9.2.25.3).
Проверку степени защиты отсеков платформы (5.5.5) проводят по ГОСТ 14254 (таблицы 3 и 4).
9.2.27.1 Проверку управления маневрами из люльки (5.4.5 и 5.8.2) проводят только после получения положительных результатов статических и динамических испытаний.
9.2.27.2 Проверку работоспособности пульта в люльке проводит оператор, находящийся в ней.
При работе с пульта, установленного в люльке, управление АЛ должно быть устойчивым и надежным. Проверяют блокировки и возможность вмешательства с верхнего пульта в работу основного (нижнего) пульта. Сбои и перехват в управлении не допускаются.
9.2.28.1 В качестве нагрузки используют грузы 9.2.10.2.
9.2.28.2 Лестницу полностью раздвигают и устанавливают в положение максимального вылета.
9.2.28.3 Равномерно распределенную нагрузку создают при помощи грузов, подвешенных на тросах, размещая их равномерно по всей длине лестницы. Масса груза, прикладываемая в одной точке, не должна превышать 75 кг.
Грузы, общая масса которых равна равномерно распределенной нагрузке (таблица 2), прикладывают непосредственно к ступеням равномерно по всей длине лестницы. В таком положении лестницу выдерживают не менее 10 мин. Испытания повторяют не менее трех раз.
9.2.28.4 Результаты испытаний считают удовлетворительными, если не произошло изменения угла наклона лестницы и ее сдвигания (изменения длины лестницы в сторону уменьшения).
9.2.28.5 Испытания (9.2.28.3) повторяют для прислоненной лестницы.
9.2.28.6 Результаты испытаний считают удовлетворительными, если не произошло сдвигания лестницы.
9.2.29.1 При проверке аварийного привода (5.1.6) следует разместить в люльке (при ее наличии) тарированные грузы массой, соответствующей ее номинальной грузоподъемности. Основным приводом поднять лестницу на максимальный угол и выдвинуть на максимальную длину, повернуть на угол 90° ± 5° вправо или влево относительно продольной оси АЛ и опустить до максимального вылета.
9.2.29.2 С помощью аварийного привода привести АЛ в транспортное положение.
9.2.29.3 Основным приводом повернуть лестницу на 90° ± 5° вправо или влево, опустить на минимальный угол и выдвинуть до срабатывания ограничителя вылета. Повторить операции 9.2.29.2.
9.2.29.4 Результаты испытаний считают положительными, если после завершения маневров с помощью аварийного привода АЛ имеет возможность перемещаться по испытательной площадке (АЛ может совершить транспортное движение).
9.2.30.1 Для проверки работы счетчика моточасов (5.1.22) необходимо:
- включить коробку отбора мощности (КОМ);
- по показанию счетчика наработки моточасов убедиться, что он автоматически включается одновременно с включением КОМ.
9.2.30.2 Количество циклов - не менее трех. Результаты испытаний считают положительными, если счетчик автоматически включается и выключается одновременно с включением и выключением КОМ.
9.2.31.1 Для проверки механизма управления двигателем АЛ (5.1.10) необходимо:
- прогреть двигатель до устойчивых оборотов коленчатого вала на холостом режиме работы;
- включить коробку отбора мощности основного привода АЛ;
- загрузить насос гидропривода и проверить при рабочем давлении частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- измерить частоту вращения коленчатого вала двигателя тахометром, установленным в кабине водителя или на пульте управления.
9.2.31.2 Не менее трех раз проверить запуск и останов двигателя при включенном зажигании с пульта управления, а также проверить, достигло ли рабочее давление в гидросистеме заданного значения.
9.2.31.3 Результаты испытаний считают положительными, если механизм управления двигателем обеспечивает плавное изменение числа оборотов двигателя как при их повышении, так и при понижении, а запуск и останов двигателя осуществляются при переключении соответствующего тумблера на пульте управления.
9.2.32.1 АЛ устанавливают на выносные опоры. Лестницу поднимают на угол 20°-30°, разворачивают на угол 90° ± 5°относительно продольной оси АЛ и опускают до минимального угла наклона.
9.2.32.2 Определяют высоту расположения верхней ступени верхнего колена лестницы от опорной поверхности; если она меньше или равна 1,5 м, то осуществляют повторное развертывание (9.2.32.1). Если высота больше 1,5 м, то осуществляют выдвигание лестницы до достижения этой высоты или срабатывания ограничителя вылета.
9.2.32.3 Проверку проводят не менее двух раз. Результаты проверки считают удовлетворительными, если вершина лестницы имеет возможность опуститься на высоту не более 1,5 м от опорной поверхности в пределах рабочего поля.
Уровень излучаемых АЛ радиопомех (5.1.21) определяют по ГОСТ Р 51318.12 (раздел 2) и ГОСТ Р 51320 (раздел 5).
Проверку устройств освещения и световой аварийной сигнализации АЛ (5.8.5) проводят по ГОСТ Р 41.7-99, ГОСТ Р 41.23-99, ГОСТ Р 41.91-99.
Проверку технического состояния АЛ как транспортного средства (6.2) проводят по ГОСТ Р 51709 (раздел 2).
Климатическое исполнение АЛ (5.1.23) подтверждается применением соответствующих материалов, комплектующих и оборудования, использованных в их конструкции.
9.2.37.1 Для определения удельного давления на грунт, создаваемого выносной опорой (5.1.8), применяют средства измерения (9.2.3.1), а также динамометры сжатия с диапазоном измерения от 0 до 15000 кг и классом точности не ниже 2-го.
9.2.37.2 Выдвигают выносные опоры, а динамометры устанавливают под их опорные диски и выравнивают АЛ. К вершине лестницы прикладывают нагрузку, соответствующую максимальной грузоподъемности. Лестницу выдвигают на максимальную высоту при максимальном вылете и поворачивают на 360° ± 15°, фиксируя нагрузки от выносных опор.
9.2.37.3 Допускается при наличии одного динамометра устанавливать его поочередно под каждую из опор, при этом лестницу разворачивают в сторону, обеспечивающую создание максимальной нагрузки на испытываемую выносную опору.
9.2.37.4 Измерение проводят не менее трех раз для каждой выносной опоры. За результат принимают среднеарифметическое значение измеренных величин.
9.2.37.5 Площадь опорной поверхности измеряют под каждой выносной опорой (с учетом дополнительных подкладок). Результаты, полученные в ходе испытаний (9.2.37.4), делят на площадь каждой из опорных плит соответственно. Полученные значения не должны превышать указанных в 5.1.8.
9.2.37.6 Допускается определять давление расчетным методом.
Коэффициент грузовой устойчивости (5.1.5) определяют расчетным путем (приложение В).
9.2.39.1 Для проверки параметров системы подачи ОВ (5.1.3) используют следующие средства измерения:
- манометр для определения давления воды с диапазоном измерений от 0 до 1,6 МПа и классом точности не ниже 1,5;
- расходомер с погрешностью измерения расхода не более ± 5 %.
9.2.39.2 Лафетный ствол крепят на вершине лестницы. Присоединяют к приемному патрубку ствола напорный рукав. Лестницу выдвигают на максимальную высоту, предусматривающую ее работу со стволом, и разворачивают на угол 90° ± 10° к продольной оси АЛ.
9.2.39.3 Для подачи ОВ используют стационарные насосы или передвижную пожарную технику.
9.2.39.4 Для определения расхода ствола подают ОВ к стволу с давлением не более 0,6 МПа. Давление определяют по манометру, установленному перед стволом. Измерение давления проводят не менее чем через 10 с с момента установившегося заданного давления. Включают секундомер и по расходомеру определяют количество ОВ, прошедшего через ствол в течение 60 с.
9.2.39.5 Испытания проводят не менее трех раз. За результат принимают среднеарифметическое значение измеренного расхода.
9.2.39.6 Для проверки работы пеногенераторов на вершине лестницы устанавливают гребенку и навешивают на нее генераторы пены.
Не менее чем через 10 с после подачи раствора пенообразователя в напорный рукав визуально определяют выход пенной струи из пеногенераторов полным сечением.
9.2.39.7 Испытания повторяют не менее двух раз. В каждом случае пенная струя, выходящая из генераторов пены, должна подаваться полным сечением.
9.2.40.1 АЛ устанавливают на выносные опоры. Поднимают лестницу на минимальный угол, обеспечивающий ее поворот в любую сторону на 360° (таблица 2).
9.2.40.2 Проводят измерение угла подъема стрелы.
9.2.40.3 Испытания проводят не менее трех раз. В каждом случае минимальный угол подъема лестницы должен быть не более 10°.
10.1 Транспортируют АЛ своим ходом, железнодорожным или водным транспортом.
Требования подготовки АЛ к транспортированию согласно 5.13.
10.2 Условия хранения АЛ (в состоянии консервации) в исполнении У - по группе 7, условия транспортирования - по группам 4 и 7 согласно ГОСТ 15150.
Условия транспортирования в части механических воздействий - по ГОСТ 23170.
10.3 Подготовленная для транспортирования АЛ должна быть законсервирована по варианту ВЗ-1 согласно ГОСТ 9.014. Все неокрашенные металлические поверхности и поверхности, имеющие декоративные металлические покрытия для обеспечения условий хранения по 4-й группе хранения, следует покрывать консервационным маслом или пластическими смазками, обеспечивающими гарантийный срок защиты без переконсервации 12 мес.
11.1 Эксплуатацию и техническое обслуживание АЛ следует проводить в соответствии с РЭ конкретной модели.
11.2 Требования безопасности к техническому состоянию АЛ при эксплуатации - по ГОСТ Р 51709.
11.3 Перед началом эксплуатации необходимо провести обкатку АЛ, если это указано в сопроводительной документации на нее, а также проверить укомплектованность АЛ всем необходимым оборудованием, ПТВ, принадлежностями, инструментом и эксплуатационной документацией.
11.4 При эксплуатации следует применять топливо, масла, охлаждающие жидкости только марок, указанных в инструкциях по эксплуатации базового шасси и АЛ.
11.5 В процессе эксплуатации необходимо проверять и поддерживать техническое состояние АЛ в соответствии с требованиями, устанавливаемыми в «Руководстве по эксплуатации» на АЛ и «Наставлении по технической службе пожарной охраны» [4].
Постоянному контролю следует подвергать герметичность и прочность крепления топливной, гидравлической, пневматической и водопенной коммуникаций, других сборочных единиц и агрегатов.
11.6 Не допускается нарушать последовательность и полноту технических обслуживаний, предусмотренных инструкцией по эксплуатации и «Наставлением по технической службе пожарной охраны».
11.7 Контроль и измерение параметров двигателя, трансмиссии, ходовой части и пожарной надстройки следует проводить по контрольно-измерительным приборам на панели управления или по показаниям диагностических приборов при обслуживании АЛ.
Нормативы контрольно-диагностических параметров - в соответствии с «Наставлением по технической службе пожарной охраны».
11.8 При техническом обслуживании следует применять комплект водительского инструмента, оборудование, приспособления и инструмент поста технического обслуживания пожарной части и технических подразделений пожарной охраны.
11.9 Потребитель должен изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации АЛ, руководство по эксплуатации базового шасси и соблюдать их указания.
Перед эксплуатацией необходимо удалить консервационную смазку. В зависимости от климатических зон, времени года и условий эксплуатации следует добавить или заменить смазку в агрегатах шасси, трансмиссии, гидравлических приводах, пожарной надстройке.
12.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие АЛ требованиям настоящего стандарта и технических условий на конкретные модели при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных эксплуатационной документацией на конкретную модель.
12.2 Гарантийный срок эксплуатации АЛ - 12 мес со дня ввода в эксплуатацию при гарантийной наработке не более 200 ч или 3500 км пробега, если иное не установлено технической документацией на конкретную модель.
Место проведения испытаний Дата проведения испытаний
__________________________ _________________________
1 ______________________________________________________________________________
наименование изделия, гос. №, шасси №, двигатель №, год выпуска
наименование предприятия-изготовителя, почтовый индекс, адрес
3 Вид испытаний _________________________________________________________________
4 Сведения о нормативной документации, устанавливающей требования к испытуемой продукции
________________________________________________________________________________
ТЗ, ТУ, ГОСТ, программа испытаний
5 Предъявитель образца на испытания _______________________________________________
________________________________________________________________________________
наименование и почтовый адрес предприятия, номер и дата
6 Атмосферные условия при проведении испытаний:
температура воздуха, °С _______________________ влажность, % _______________________
барометрическое давление, мм рт.ст. ________________________________________________
7 Средства испытаний: ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8 Результаты испытаний
Наименование параметра |
Единица измерения |
Значение параметра |
|
по НД |
фактическое |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 Заключение по результатам испытаний: ____________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Испытания проводили: __________________ ______________________
личная подпись расшифровка подписи
Руководитель испытаний: ________________ ______________________
личная подпись расшифровка подписи
Рисунок Б.1 - Движение вершины лестницы системой сдвигания - выдвигания пакета колен
Рисунок Б.2 - Движение вершины лестницы с люлькой системой сдвигания - выдвигания пакета колен
Рисунок Б.3 - Движение вершины лестницы при повороте подъемно-поворотного основания
Рисунок Б.4 - Движение вершины лестницы с люлькой при повороте подъемно-поворотного основания
Коэффициент грузовой устойчивости K АЛ (рисунок В.1) с учетом дополнительных нагрузок и угла наклона рабочей площадки вычисляют по формуле
где m - масса АЛ, кг;
b - расстояние от оси вращения лестницы до ребра опрокидывания, м;
с - расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения лестницы параллельно ребру опрокидывания, до центра массы автолестницы, м;
a - угол наклона автолестницы, ...°;
h1 - расстояние от центра массы АЛ до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м;
m1 - масса наибольшего рабочего груза, кг;
V - скорость подъема груза, м/с;
g - ускорение массы (9,81 м/с2);
t - время неустановившегося режима работы механизма подъема (пуск, торможение), с;
а - расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения лестницы параллельно ребру опрокидывания, до центра массы подвешенного наибольшего рабочего груза при установке АЛ на горизонтальной плоскости, м. При расположении лестницы перпендикулярно к ребру опрокидывания а = 1;
n - число оборотов лестницы в минуту;
I - расстояние от оси вращения лестницы до центра массы подвешенного наибольшего рабочего груза при установке АЛ на горизонтальной плоскости, м;
h - расстояние от вершины лестницы до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м;
Н - расстояние от вершины лестницы до центра массы подвешенного груза (принимая во внимание, что центр массы расположен на уровне земли), м;
W - сила давления ветра, действующего перпендикулярно к ребру опрокидывания и параллельно плоскости, на которой установлена АЛ, кгс.
Коэффициент грузовой устойчивости K1 АЛ без учета дополнительных нагрузок и угла наклона рабочей площади вычисляют по формуле
Рисунок В.1 - Расположение АЛ при определении коэффициента грузовой устойчивости
[1] Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные Главгосэнергонадзором России. 1998
[2] Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Главэнергонадзором России. 1998
[3] Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 № 1090 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.10.98 № 1272, от 21.04.2000 № 370, от 24.01.2001 № 67 и от 28.06.2002 № 472
[4] Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.01.96 № 34
Ключевые слова: пожарные автолестницы, эвакуация людей, тушение пожаров, технические требования, методы испытаний
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Классификация и основные параметры
5 Технические требования
5.1 Общие требования
5.2 Требования к лестнице (пакету колен)
5.3 Требования к подъемно-поворотному устройству
5.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
5.5 Требования к платформе
5.6 Требования эргономики
5.7 Требования к люльке и кабине лифта
5.8 Требования к электрооборудованию и освещению
5.9 Требования к устройствам связи
5.10 Требования к надежности
5.11 Комплектность
5.12 Маркировка
5.13 Упаковка
6 Требования безопасности
7 Требования охраны окружающей среды
8 Правила приемки
8.1 Виды испытаний
8.2 Требования к автолестницам, поставляемым на испытания
8.3 Предварительные испытания
8.4 Приемочные и квалификационные испытания
8.5 Предъявительские испытания
8.6 Приемосдаточные испытания
8.7 Периодические испытания
8.8 Контрольные испытания на надежность
8.9 Типовые испытания
8.10 Эксплуатационные испытания
8.11 Специальные испытания
9 Методы испытаний
9.1 Общие требования
9.2 Проведение испытаний
10 Транспортирование и хранение
11 Указания по эксплуатации
12 Гарантии изготовителя
Приложение А (рекомендуемое) Протокол испытаний пожарной автолестницы
Приложение Б (справочное) Схема положения вершины лестницы и люльки относительно специального щита-препятствия
Приложение В (справочное) Определение коэффициента грузовой устойчивости автолестницы
Библиография
Краткое содержание:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 Классификация и основные параметры
5.2 Требования к лестнице (пакету колен)
5.3 Требования к подъемно-поворотному устройству
5.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
5.7 Требования к люльке и кабине лифта
5.8 Требования к электрооборудованию и освещению
5.9 Требования к устройствам связи
7 Требования охраны окружающей среды
8.2 Требования к автолестницам, поставляемым на испытания
8.4 Приемочные и квалификационные испытания
8.5 Предъявительские испытания
8.8 Контрольные испытания на надежность
8.10 Эксплуатационные испытания
9.2.2 Определение времени совершения маневров
9.2.3 Определение наружных размеров
9.2.4 Определение предельных размеров рабочего поля автолестницы (зоны досягаемости)
9.2.6 Определение горизонтальности пола съемной люльки
9.2.7 Проверка блокировок автолестницы
9.2.8 Проверка ограничителя лобового удара
9.2.9 Проверка световой сигнализации, размещенной в кабине водителя
9.2.10 Проверка ограничителя грузоподъемности
9.2.11 Проверка ловителей кабины лифта
9.2.12 Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости
9.2.13 Определение уровня внешнего шума
9.2.14 Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора
9.2.17 Определение грузоподъемности автолестницы при работе в качестве крана
9.2.18 Определение усилий на органах управления
9.2.19 Проверка скоростных свойств
9.2.20 Проверка тормозных свойств
9.2.21 Проверка конструкционной прочности
9.2.22 Определение освещенности рабочего места оператора и отсеков платформы автолестницы
9.2.25 Определение ускорения лифтовой системы
9.2.26 Проверка степени защиты отсеков
9.2.27 Проверка управления маневрами из люльки
9.2.28 Определение нагрузки, равномерно распределенной на полностью выдвинутую лестницу
9.2.29 Проверка аварийного привода
9.2.30 Проверка работы счетчика моточасов
9.2.31 Проверка механизма управления двигателем при работе гидропривода
9.2.32 Проверка удобства установки навесного оборудования на вершину лестницы
9.2.33 Определение уровня радиопомех
9.2.35 Проверка параметров технического состояния АЛ
9.2.36 Определение климатического исполнения АЛ
9.2.37 Определение давления на грунт выносной опоры
9.2.38 Определение коэффициента грузовой устойчивости
9.2.39 Проверка системы подачи огнетушащих веществ
9.2.40 Определение минимального угла подъема лестницы
10 Транспортирование и хранение
испытаний пожарной автолестницы
2 ______________________________________________________________________________
Схема положения вершины лестницы и люльки относительно специального щита-препятствия