ГОСТ Р 52284-2004 
9.2.15 статические испытания. 9.2.16 динамические испытания. 9.2.17 определение... ГОСТ Р 52284-2004 
9.2.15 статические испытания. 9.2.16 динамические испытания. 9.2.17 определение...

ГОСТ Р 52284-2004 => 9.2.15 статические испытания. 9.2.16 динамические испытания. 9.2.17 определение грузоподъемности автолестницы при...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Гост. безопасность, гост пожарная техника ->  ГОСТ Р 52284-2004 -> 
1
2
3
4
5
текст целиком
 

9.2.15 Статические испытания

9.2.15.1 Для проведения статических испытаний на соответствие 5.1.3, 5.1.9 и таблице 2, следует использовать средства измерения 9.2.3.1 и 9.2.3.2.

9.2.15.2 Лестницу устанавливают под углом 90° ± 5° относительно продольной оси АЛ, полностью раскладывают и занимают положение, обеспечивающее максимальный вылет и соответствующую ему максимальную высоту подъема.

9.2.15.3 В этом положении, принимаемом за «ненагруженное», определяют высоту по вершине лестницы или по люльке.

9.2.15.4 К вершине лестницы или центру люльки прикладывают сосредоточенную испытательную нагрузку, соответствующую номинальной нагрузке.

Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать реальным допускаемым вариантам нагружения лестницы при работе.

9.2.15.5 В этом положении, принимаемом за «нагруженное», измеряют высоту по вершине лестницы или полу люльки.

9.2.15.6 После выдерживания АЛ в таком положении не менее 10 мин проводят повторное измерение высоты.

9.2.15.7 После снятия нагрузок проводят повторное измерение высоты и осмотр элементов конструкций.

9.2.15.8 Общий прогиб лестницы определяют как среднеарифметическое разностей соответствующих измерений (9.2.15.3, 9.2.15.5 - 9.2.15.7) повторяют.

9.2.15.9 К лестнице прикладывают распределенную и сосредоточенную испытательную нагрузки, превышающие номинальные значения на 50 %. При нагружении лестницы нагрузками, превышающими номинальные значения, блокировки предварительно отключают. Опускание и сдвигание лестницы, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускаются.

9.2.15.10 В таком положении АЛ выдерживают не менее 10 мин и проводят ее осмотр.

9.2.15.11 После снятия нагрузок лестницу складывают и осматривают элементы ее конструкции.

9.2.15.12 Выдвигают опоры с левого борта АЛ, при этом опоры с правого борта устанавливают без выдвигания. Лестницу устанавливают (9.2.15.2) по левому борту АЛ и испытания (9.2.15.9-9.2.15.11) повторяют.

9.2.15.13 Повторяют испытания (9.2.15.12), размещая лестницу с правого борта АЛ, при этом опоры с левого борта устанавливают без выдвигания.

9.2.15.14 Лестницу в сложенном состоянии устанавливают горизонтально под углом 90° ± 5° к продольной оси АЛ.

9.2.15.15 К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывают нагрузку, превышающую номинальную грузоподъемность для режима работы в качестве крана на 50 %. В таком положении АЛ выдерживают не менее 10 мин. Опускание лестницы, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускаются.

9.2.15.16 Люлька или кабина лифта расположены так, чтобы в них можно было положить тарированные грузы, но при этом чтобы люлька или кабина лифта в результате прогиба лестницы не касалась поверхности испытательной площадки.

9.2.15.17 На полу люльки или кабины лифта равномерно раскладывают тарированные грузы общей массой, превышающей на 50 % ее номинальную грузоподъемность, и в таком положении их выдерживают не менее 10 мин. Опускание люльки и кабины лифта, нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускаются.

9.2.15.18 В точке приложения центра масс одновременно эвакуируемых с помощью специальных средств людей прикладывают испытательную нагрузку, превышающую номинальную на 25 %, и в таком положении конструкцию выдерживают в течение 10 мин. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается.

9.2.15.19 АЛ устанавливают на площадке с уклоном 6°, или уклон имитируется при помощи подкладок под выносные опоры. Испытания (9.2.15.9-9.2.15.13) повторяют для случаев установки АЛ вдоль уклона и поперек.

9.2.15.20 Лестницу устанавливают под углом 45° ± 5° и 135° ± 5° относительно продольной оси автомобиля, и испытания (9.2.15.9-9.2.15.19) повторяют.

9.2.15.21 Коэффициенты грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости АЛ определяют расчетным путем.

9.2.16 Динамические испытания

9.2.16.1 Для проведения динамических испытаний на соответствие 5.1.3 следует использовать средства измерения 9.2.3.1 и 9.2.3.2.

9.2.16.2 Лестницу выдвигают на максимальную длину и устанавливают с максимальным вылетом под углом 90° ± 5° к продольной оси АЛ.

9.2.16.3 К лестнице прикладывают испытательные нагрузки, превышающие максимально допустимые на 10 % (таблица 2). Ограничитель грузоподъемности отключают.

9.2.16.4 При проведении динамических испытаний прикладываемые нагрузки должны соответствовать допускаемым вариантам нагружения лестницы, при которых возможно совершение маневров лестницы. Скорость маневра должна быть минимальной.

9.2.16.5 После приложения всех нагрузок осуществляют поворот лестницы вправо и (или) влево на 360° ± 10° с остановками через каждые 45° ± 5°.

9.2.16.6 В каждом из положений (9.2.16.5) осуществляют подъем лестницы на максимальный угол и после остановки - опускание ее до первоначального положения, соответствующего максимальному вылету. В случае испытаний АЛ, оборудованных люлькой, нагрузку размещают равномерно по полу люльки и проводят испытания по 9.2.16.2-9.2.16.6.

9.2.16.7 Если АЛ снабжена лифтовой системой, то кабина лифта после укладки в ней тарированных грузов поднимается на максимальную высоту при максимальном вылете, и осуществляется поворот лестницы вправо и (или) влево на 360° ± 10° с остановками через каждые 45° ± 5°.

9.2.16.8 В каждом из положений (9.2.16.7) осуществляется подъем лестницы на максимальный угол и после остановки - опускание ее до первоначального положения.

9.2.16.9 Для проведения динамических испытаний АЛ с подачей ОВ на лестнице или в люльке устанавливают предусмотренные РЭ пожарные стволы, которые соединяются с источником ОВ. После этого осуществляют подачу ОВ с производительностью и напором, соответствующими 5.1.3, перечисление б). При подаче ОВ осуществляют поворот ствола во всех возможных направлениях. В крайних и среднем положениях осуществляются резкое прекращение и начало подачи ОВ с помощью перекрывных устройств на самом стволе и (или) с помощью установок, обеспечивающих подачу ОВ.

9.2.16.10 АЛ устанавливают на площадке с уклоном 6°, или уклон имитируют при помощи подкладок под выносные опоры. Испытания 9.2.16.2-9.2.16.9 повторяют для случаев установки АЛ вдоль уклона и поперек.

9.2.16.11 АЛ считают выдержавшей испытания на динамическую устойчивость, если не происходят нарушения механической и геометрической целостности элементов конструкции.

9.2.17 Определение грузоподъемности автолестницы при работе в качестве крана

9.2.17.1 При определении грузоподъемности (таблица 2) следует использовать средства контроля 9.2.3.1 и 9.2.3.2.

9.2.17.2 Лестницу полностью складывают, устанавливают горизонтально и располагают перпендикулярно к продольной оси АЛ.

9.2.17.3 К крюку грузового кранового устройства подвешивают груз, превышающий грузоподъемность для этого режима на 10 %.

9.2.17.4 Груз поднимают на 500 - 1000 мм и осуществляют поворот лестницы вправо и влево на 180° ± 20° или на максимально возможный угол.

9.2.17.5 Груз поднимают на максимальную высоту и осуществляют поворот лестницы вправо и влево на 180° ± 20° или на максимально возможный угол.

9.2.17.6 Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускаются.

9.2.18 Определение усилий на органах управления

9.2.18.1 Для определения усилия на органах управления (5.1.20) следует применять динамометры не ниже 2-го класса точности с диапазоном измерения от 0,02 до 0,20 кН.

9.2.18.2 К органу управления в том месте, где прикладывается усилие руки, присоединяется динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.

9.2.18.3 Удерживая динамометрическое звено в таком положении, к нему прикладывают усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, и при этом фиксируют его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то измерения проводят по всем направлениям, а за усилие на данном органе управления принимают максимальное значение.

9.2.18.4 За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений на каждом из органов управления во всех возможных направлениях.

9.2.19 Проверка скоростных свойств

9.2.19.1 Проверку скоростных свойств (5.1.13) следует проводить с использованием прибора для определения скоростных и тормозных свойств автомобиля с диапазоном измерения от 5 до 150 км/ч и основной погрешностью измерения 0,5 %.

9.2.19.2 Максимальную скорость определяют на прямом участке дороги при движении в двух встречных направлениях на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения, которую устанавливают до выезда на измерительный участок.

Педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора.

9.2.19.3 Время разгона на заданном пути и до заданной скорости определяют непосредственным его измерением или по результатам записи режима разгона АЛ с места. Измерения выполняют в обоих направлениях движения (АЛ перемещается челночным способом).

Движение начинают с передачи, используемой при трогании с места. Разгон выполняют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальной скорости (номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя) или при скорости (числе оборотов), ограниченной регулятором.

За результат измерения принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений (9.2.19.2 и 9.2.19.3).

9.2.20 Проверка тормозных свойств

9.2.20.1 Проверку тормозных свойств (5.1.14) следует проводить с использованием средств измерения 9.2.19.1.

9.2.20.2 Тормозные свойства АЛ при стендовых испытаниях могут быть определены по ГОСТ Р 51709 (приложение 4).

9.2.20.3 Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят путем торможения рабочей тормозной системы с фиксированными значениями начальной скорости и усилия на органе управления. Измеряют или тормозной путь, или установившееся замедление и время срабатывания тормозов.

9.2.20.4 При проверке рабочей и запасной (аварийной) тормозных систем АЛ разгоняют до скорости (44 ± 1) км/ч и отсоединяют двигатель от трансмиссии. В момент, когда скорость АЛ станет равной (40 ± 1) км/ч, осуществляют полное торможение с фиксированным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь или замедление и время срабатывания. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений.

9.2.20.5 При проверке стояночной тормозной системы АЛ устанавливают на подъеме с уклоном 16° ± 2° и предварительно обеспечивают неподвижное состояние АЛ с помощью рабочей тормозной системы. Затем двигатель отсоединяют от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. После этого рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния АЛ на данном уклоне. Растормаживание проводят не менее трех раз. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние АЛ на данном уклоне.

9.2.21 Проверка конструкционной прочности

9.2.21.1 Конструкционную прочность АЛ (5.1.2) проверяют в условиях пробеговых (дорожных) испытаний на дорогах общего пользования.

Ежедневно непосредственно перед началом пробеговых испытаний и в конце их, а также через каждые 50 - 300 км пробега (в зависимости от качества дорожного покрытия), проводят проверку работы специальных агрегатов, механизмов и приводом на номинальных режимах.

9.2.21.2 Осмотр и проверку целостности и отсутствия повреждений элементов конструкций АЛ следует проводить без снятия и разборки агрегатов и узлов.

9.2.21.3 Протяженность пробеговых испытаний должна быть не менее 1000 км гарантийного пробега. Допускается определение конструктивной прочности путем проведения форсированных испытаний (ускоренных испытаний) на специальных дорогах автополигонов. Распределения протяженности пробега по видам дорог приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Вид дороги

Пробег, %

Нормальные испытания

Форсированные испытания

1 Дороги с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетон, цементобетон):

 

 

дороги общего назначения и (или) скоростная дорога автополигона

30

10

городские дороги и (или) имитация городского движения на дорогах полигона

10

-

режим «разгон - торможение»

-

3

подъемы малой крутизны 6 - 10 %

-

3

2 Булыжные дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и (или) булыжная дорога автополигона с ровным мощением

20

7

3 Дороги с низшим покрытием и без покрытия:

 

 

грунтовые дороги общего пользования в удовлетворительном состоянии и (или) грунтоворавнинная дорога автополигона

30

-

грунтовые разбитые дороги (с колеями и выбоинами) в сухом или замерзшем состоянии

5

-

грунтовые дороги размокшие, неукатанные, снежная целина, сыпучий песок или тяжелая грунтовая дорога автополигона

5

-

4 Специальные дороги автополигона:

 

 

«Бельгийская мостовая»

-

1,0

короткие волны

-

0,1

 

9.2.21.4 Нарушение целостности конструкции, крепления съемного оборудования и изменение положения узлов АЛ относительно их транспортного положения не допускаются.

9.2.22 Определение освещенности рабочего места оператора и отсеков платформы автолестницы

9.2.22.1 Для определения уровня освещенности (5.4.8 и 5.5.4) следует применять люксметры с пределом измерения от 1 до 100 лк и основной погрешностью измерения не более ±10 %.

9.2.22.2 При определении освещенности в светлое время суток от естественного источника источники местного освещения не включают.

9.2.22.3 Уровень освещенности органов управления на пульте измеряют при непосредственном касании чувствительного элемента люксметра тыльной стороной выступающих элементов органов управления. При измерении освещенности чувствительный элемент люксметра размещают в левом верхнем углу пульта управления, затем перемещают его в центр и завершают измерение в правом нижнем углу.

9.2.22.4 При измерении освещенности в отсеках чувствительный элемент люксметра размещают в центре левой стенки, касаясь тыльной его стороной стенки, затем размещают элемент в центре отсека на полу и последнее измерение проводят в центре правой стенки.

9.2.22.5 При измерении освещенности в темное время суток и суммарной освещенности в светлое время суток двигатель АЛ должен быть прогрет и выведен на номинальный режим холостого хода.

9.2.22.6 Перед измерением освещенности в каждой контрольной точке все возможные потребители электроэнергии, влияющие на общий баланс мощности бортовой энергосистемы, выводят на номинальный режим работы и измеряют напряжение бортовой сети АЛ.

9.2.22.7 Колебания напряжения бортовой сети АЛ не должны превышать ± 1 В номинального для испытуемого образца.

9.2.22.8 Уровень освещенности (9.2.22.3 и 9.2.22.4) измеряют не менее трех раз. За результат измерения принимают среднеарифметическое значение.

9.2.23 Определение надежности

9.2.23.1 Испытания опытного образца (образцов)

Испытания на надежность опытного образца (образцов) АЛ проводят в составе предварительных (заводских) испытаний. Количество образцов для испытаний должно быть оговорено в техническом задании.

При испытаниях контролируют (определяют) гамма-процентную (g = 80 %) наработку специальных агрегатов АЛ и их приводов до отказа.

Гамма-процентный (g = 80 %) ресурс агрегатов АЛ до первого капитального ремонта определяют по результатам наблюдений за АЛ в условиях эксплуатации.

9.2.23.2 Испытания на надежность АЛ серийного производства проводят в составе периодических и типовых испытаний (если вносимые в конструкцию АЛ изменения могут повлиять на его надежность) или выделяют в самостоятельно проводимые испытания, если необходимая продолжительность испытаний не позволяет завершить их в установленные сроки.

Контроль (определение) гамма-процентной наработки и гамма-процентного ресурса осуществляют при следующих исходных данных:

- регламентированная вероятность g/100 = 80 %;

-доверительная вероятность при годовом объеме выпуска: менее 1000 шт. - 0,8; от 1000 до 2000 шт. - 0,9; более 2000 шт. - 0,95.

Установленное число отказов (предельных состояний) r = 1.

В соответствии с исходными данными количество АЛ для контроля гамма-процентных показателей должно соответствовать указанным в таблице 5.


Таблица 5

 

Годовой объем выпуска, шт.

Доверительная вероятность g

Количество испытуемых АЛ*

Число отказавших АЛ

Менее 1000

0,8

8

1

От 1000 до 2000

0,9

10

1

Более 2000

0,95

13

1

 

* Допускается по согласованию с заказчиком подвергать испытаниям одну АЛ, а недостающую информацию по другим образцам, предварительно отобранным и зарегистрированным, получать при подконтрольной эксплуатации.

 

9.2.23.3 Испытания АЛ проводят в циклическом режиме, при этом под циклом понимают последовательное выполнение следующих операций:

а) включение коробки отбора мощности;

б) выдвигание и опускание опор;

в) подъем лестницы из транспортного положения и поворот ее на 90°;

г) опускание лестницы до минимального угла;

д) установку люльки (при ее наличии);

е) подъем лестницы на максимальный угол;

ж) выдвигание лестницы на полную длину;

и) подъем и опускание лифта (при его наличии);

к) поворот стрелы на 360°;

л) сдвигание лестницы;

м) опускание лестницы до минимального угла;

н) снятие люльки (при ее наличии);

п) установку лестницы в транспортное положение;

р) подъем опор;

с) выключение коробки отбора мощности.

Операции по перечислениям а) - г), н) - с) повторяют, после 10-кратного повторения операций по перечислениям д) - м).

9.2.23.4 При наработке циклов общее количество операций (кроме установки и снятия с выносных опор) может быть распределено в зависимости от перемещения силового исполнительного органа (гидроцилиндр, гидромотор) в пределах зоны его рабочего использования и рабочей нагрузки следующим образом:

полное перемещение-25 % от общего количества циклов;

перемещение на:

75 % и более - 30 % от общего количества циклов,

50 % и более - 25 % от общего количества циклов,

25 % и более - 20 % от общего количества циклов;

максимальная рабочая нагрузка - 25 % от общего количества циклов одним перемещением;

нагрузка, составляющая:

(75 ± 3) % максимальной - 25 % от общего количества циклов одним перемещением,

(50 ± 3) % максимальной - 25 % от общего количества циклов одним перемещением,

(25 ± 3) % максимальной - 25 % от общего количества циклов одним перемещением.

9.2.23.5 Время непрерывной работы АЛ должно быть не менее 6 ч при максимальном количестве циклов с последующим перерывом (1,0 ± 0,1) ч. При этом полная наработка - не менее 100 ч.

9.2.23.6 Периодичность испытаний на надежность:

не реже одного раза в три года контроль гамма-процентной наработки;

не реже одного раза в шесть лет контроль гамма-процентного ресурса.

9.2.23.7 Контроль полного среднего срока службы АЛ до списания следует проводить методом сбора и обработки статистических данных при подконтрольной эксплуатации АЛ в базовых гарнизонах пожарной охраны.

1
2
3
4
5
текст целиком

 

Краткое содержание:

ГОСТ Р 52284-2004

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ

Общие технические требования

Методы испытаний

ОКС 13.220.10

ОКСТУ 4854

Предисловие

Сведения о стандарте

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация и основные параметры

Таблица 1

Таблица 2

5 Технические требования

5.1 Общие требования

5.2 Требования к лестнице (пакету колен)

5.3 Требования к подъемно-поворотному устройству

5.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора

5.5 Требования к платформе

5.6 Требования эргономики

5.7 Требования к люльке и кабине лифта

5.8 Требования к электрооборудованию и освещению

5.9 Требования к устройствам связи

5.10 Требования к надежности

5.11 Комплектность

5.12 Маркировка

5.13 Упаковка

6 Требования безопасности

Таблица 3

7 Требования охраны окружающей среды

8 Правила приемки

8.1 Виды испытаний

8.2 Требования к автолестницам, поставляемым на испытания

8.3 Предварительные испытания

8.4 Приемочные и квалификационные испытания

8.5 Предъявительские испытания

8.6 Приемосдаточные испытания

8.7 Периодические испытания

8.8 Контрольные испытания на надежность

8.9 Типовые испытания

8.10 Эксплуатационные испытания

8.11 Специальные испытания

9 Методы испытаний

9.1 Общие требования

9.2 Проведение испытаний

9.2.1 Внешний осмотр

9.2.2 Определение времени совершения маневров

9.2.3 Определение наружных размеров

9.2.4 Определение предельных размеров рабочего поля автолестницы (зоны досягаемости)

9.2.5 Определение горизонтальности ступеней лестницы

9.2.6 Определение горизонтальности пола съемной люльки

9.2.7 Проверка блокировок автолестницы

9.2.8 Проверка ограничителя лобового удара

9.2.9 Проверка световой сигнализации, размещенной в кабине водителя

9.2.10 Проверка ограничителя грузоподъемности

9.2.11 Проверка ловителей кабины лифта

9.2.12 Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости

9.2.13 Определение уровня внешнего шума

9.2.14 Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

9.2.15 Статические испытания

9.2.16 Динамические испытания

9.2.17 Определение грузоподъемности автолестницы при работе в качестве крана

9.2.18 Определение усилий на органах управления

9.2.19 Проверка скоростных свойств

9.2.20 Проверка тормозных свойств

9.2.21 Проверка конструкционной прочности

Таблица 4

9.2.22 Определение освещенности рабочего места оператора и отсеков платформы автолестницы

9.2.23 Определение надежности

Таблица 5

9.2.24 Проверка систем связи

9.2.25 Определение ускорения лифтовой системы

9.2.26 Проверка степени защиты отсеков

9.2.27 Проверка управления маневрами из люльки

9.2.28 Определение нагрузки, равномерно распределенной на полностью выдвинутую лестницу

9.2.29 Проверка аварийного привода

9.2.30 Проверка работы счетчика моточасов

9.2.31 Проверка механизма управления двигателем при работе гидропривода

9.2.32 Проверка удобства установки навесного оборудования на вершину лестницы

9.2.33 Определение уровня радиопомех

9.2.34 Проверка световых и цветовых характеристик устройств освещения и световой аварийной сигнализации

9.2.35 Проверка параметров технического состояния АЛ

9.2.36 Определение климатического исполнения АЛ

9.2.37 Определение давления на грунт выносной опоры

9.2.38 Определение коэффициента грузовой устойчивости

9.2.39 Проверка системы подачи огнетушащих веществ

9.2.40 Определение минимального угла подъема лестницы

10 Транспортирование и хранение

11 Указания по эксплуатации

12 Гарантии изготовителя

Приложение А

(рекомендуемое)

ПРОТОКОЛ

испытаний пожарной автолестницы

2 ______________________________________________________________________________

Приложение Б

(справочное)

Схема положения вершины лестницы и люльки относительно специального щита-препятствия

Приложение В

(справочное)

Определение коэффициента грузовой устойчивости автолестницы

Библиография

Содержание

Рейтинг@Mail.ru