НПБ 188-2000 
Vi. испытания. 22. методы испытаний. НПБ 188-2000 
Vi. испытания. 22. методы испытаний.

НПБ 188-2000 => Vi. испытания. 22. методы испытаний.

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 188-2000 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

VI. ИСПЫТАНИЯ

 

21. Подлежащие испытаниям АЛ должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящих НПБ, нормативно-технической и конструкторской документации, полностью укомплектованы, технически исправны и пройти приемосдаточные испытания.

АЛ должна пройти надлежащую обкатку в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя.

21.1. Для испытаний (в случае испытаний серийных образцов) АЛ выбираются методом случайного отбора по ГОСТ 18321 представителями организации, проводящей испытания, и представителем заказчика из готовой продукции, выпущенной в текущем квартале, принятой ОТК предприятия-изготовителя и не подвергшейся какой-либо специальной подготовке.

21.2. Дополнительная подготовка и переукомплектование испытываемых АЛ, не предусмотренные настоящими нормами, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации, методикой или программой испытаний, не допускаются.

21.2.1. При испытаниях АЛ ее техническое обслуживание следует проводить в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и ТУ на конкретную модель.

21.2.2. Топливо, масла и специальные жидкости должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации (РЭ) и ТУ на конкретную модель и соответствовать климатическим условиям проведения испытаний.

21.2.3. В течение всего периода испытаний АЛ должны проходить техническое обслуживание (ТО) в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации (РЭ) или другой документации.

21.2.4. Условия хранения АЛ в период испытаний должны исключать возможность несанкционированного влияния на их техническое состояние, комплектность и регулировку.

21.3. Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 12.3.002, требования электробезопасности - по ГОСТ 12.1.019.

21.3.1. Персонал, допускаемый к испытаниям, должен пройти обучение в порядке, установленном ГОСТ 12.0.004.

21.3.2. На испытательной площадке во время проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки по ГОСТ 12.4.026.

21.3.3. Применяемые оборудование, средства испытаний, контроля и измерения должны иметь характеристики, обеспечивающие создание требуемых испытательных режимов, условий испытаний и обеспечивать измерения с требуемой точностью.

21.3.4. Испытательное оборудование должно подвергаться первичной и периодической аттестации. Порядок подготовки, проведения и организации аттестации - по ГОСТ 24555.

21.3.5. Результаты испытаний заносят в таблицу протокола проведения испытаний автолестницы (обязательное приложение 5).

 

22. Методы испытаний

 

22.1. Проведение внешнего осмотра

22.1.1. Качество покрытий (пп. 7.26-7.28) проверяют по ГОСТ 9.302 (контроль внешнего вида).

22.1.2. При внешнем осмотре визуально проверяют:

а) наличие спасательного рукава и/или других средств спасания с высоты и устройств их крепления (п. 7.11);

б) наличие световозвращателей (п. 7.15);

в) наличие мест дя размещения государственных регистрационных знаков (п. 7.18);

г) отсутствие утечки (подтекания) рабочей жидкости (п. 7.24);

д) возможность пломбирования сливной пробки и наливной горловины топливного бака (п. 7.30);

е) наличие поверхностей, препятствующих скольжению, на платформе и ступенях (пп. 8.3; 11.3);

ж) наличие устройства для крепления грузового каната, расположенного на вершине нижнего колена (п. 8.4);

з) расположение основного пульта управления на поворотном основании (п. 9.1);

и) наличие на основном пульте управления приборов контроля, связи, органов управления и сигнализации (п. 9.2);

к) наличие органов управления блокировкой рессор и выдвижными опорами на задней панели платформы (п. 9.3);

л) наличие указателей (контрольных приборов) (п. 9.4);

м) наличие и достаточность объема отсеков для размещения ПТВ и принадлежностей, а также наличие у отсеков дверок, оснащенных ограничителями открывания (пп. 10.6; 11.2);

н) наличие дверок с замками, ремней безопасности или откидных поручней у люльки и кабины лифта (п. 12.3);

о) наличие включателей аварийного останова (п. 13.1);

п) наличие фар или прожекторов (п. 13.3);

р) наличие внешних световых приборов и световой аварийной сигнализации (п. 13.5);

с) комплектность (п. 16.1);

т) наличие световых сигналов (п. 17.5), расположенных на пульте управления;

у) наличие в кабине водителя световой сигнализации (п. 17.6);

ф) наличие дополнительной системы отвода отработавших выхлопных газов (п. 17.12);

22.2. Определение времени совершения маневров

22.2.1. Временные характеристики на соответствие требованиям, указанным в пунктах таблицы 2, п. 12, 13, 14 настоящих НПБ, определять с погрешностью не более 5 с за время не более 1 ч, в качестве нагрузки использовать меры массы общего назначения по ГОСТ 7328. Нагрузку размещать, равномерно распределяя ее по полу люльки (кабины лифта), или прикладывая ее к середине верхней ступени первого (верхнего) колена.

22.2.2. Определение временных характеристик производится после стабилизации работы агрегата (двигателя шасси), являющегося источником энергии для привода исполнительных механизмов.

22.2.3. Отсчет фиксируемого времени производится с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра, до его окончания.

22.2.4. Маневр считается завершенным, если исполнительный механизм, обеспечивающий его выполнение, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.

22.2.5. При определении времени установки на выносные опоры последние перед началом этого маневра должны находиться в положении, соответствующем транспортному; подкладки под выносные опоры не устанавливаются (за исключением условий, имитирующих работу на уклоне).

Время совершения каждого маневра фиксировать не менее трех раз. За результат принимать среднеарифметическое значение полученных результатов.

В процессе определения временных характеристик также проводят проверку плавности регулирования скоростей движения лестницы со всех пультов управления (п. 7.7) и возможность совершения не менее двух маневров одновременно (п. 9.6).

20.2.6. При изменении скорости движения люльки от минимальной до максимальной в любом направлении, а также наоборот - лестница должна перемещаться плавно, без видимых толчков и рывков. Разгонять и замедлять движение лестницы в любую сторону не менее пяти раз.

20.2.7. При одновременном совершении маневров следует совмещать не менее двух произвольно выбранных движений. Продолжительность маневров - не менее 20 с. Количество испытаний - не менее трех. При всех вариантах совмещения основной привод АЛ должен обеспечивать возможность совершения не менее двух маневров одновременно.

22.3.Определение наружных размеров

22.3.1. Линейные размеры определяются соответствующими средствами измерения с погрешностью не более 5 мм, угловые - с погрешностью не более 15'.

22.3.2. Измерение наружных размеров АЛ производится в транспортном положении в соответствии с ГОСТ 22748.

22.3.3. Измерение размеров опорного контура (таблица 2, п. 11) производится после установки АЛ на выносные опоры. Размеры определяются по центрам опорных плит.

22.3.4. При измерении линейных размеров элементов лестничных маршей (п. 8.2) автолестница устанавливается на выносные опоры. Лестницу устанавливают горизонтально и раздвигают до срабатывания ограничителей рабочего поля. Расстояние от одной боковой фермы до другой измеряют между внутренними поверхностями со стороны лестничного марша. Высоту ферм измеряют между верхними поверхностями поручня и ступени.

22.3.5. Площадь пола люльки и кабины лифта, а также высота поручней и плинтуса измеряются после опускания люльки и кабины лифта на землю (пп. 12.1 и 12.2).

22.3.6. Ширина каждой из двух полос контрастирующего цвета, нанесенных на капот базового шасси (п. 7.25), должна быть от 120 до 180 мм с расстоянием между ними (90±5) мм. Полосы должны располагаться симметрично относительно продольной оси автомобиля.

22.3.7. Длина рукава, отводящего отработавшие выхлопные газы (п. 17.12), измеряется после его раскатывания на ровной поверхности.

22.3.8. За результат принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений каждого из линейных и угловых размеров.

22.4. Определение предельных размеров рабочего поля АЛ (зоны досягаемости)

22.4.1. Для определения предельных размеров рабочего поля АЛ (таблица 2, пп. 1, 9 и 10) следует использовать средства измерения в соответствии с п. 20.3.1, а в качестве нагрузки ­ -меры массы общего назначения по ГОСТ 7328.

22.4.2. При определении предельных размеров рабочего поля АЛ устанавливается на выносные опоры, лестница поворачивается на (90±5)° и приводится в положение, соответствующее предельным значениям измеряемого показателя.

22.4.3. Определение размеров по горизонтали производится от плоскости, параллельной продольной оси автомобиля и проходящей через ось вращения поворотного основания лестницы до указанной точки конструкции.

22.4.4. Определение размеров по вертикали производится от горизонтальной опорной поверхности до указанной точки конструкции.

22.4.5. В процессе определения предельных размеров рабочего поля АЛ производят сравнение и оценку показаний системы контроля за положением стрелы (п. 9.4).

Результаты измерений считаются удовлетворительными, если показания системы контроля отличаются от полученных не более чем на 5 %.

22.4.6. При определении максимального вылета вершину полностью выдвинутой стрелы подводят к границе рабочего поля, при этом выбирают не менее трех произвольных равномерно расположенных (два крайних - верхний и нижний - обязательны) по высоте уровня. На каждой из трех выбранных высот вершину лестницы подводят к граничной зоне не менее трех раз. В каждом случае должна замедляться скорость перемещения лестницы (п. 17.7), должны срабатывать (п. 17.5, а) звуковая и световая сигнализация и блокировка движения лестницы (п. 17.3, в).

22.4.7. При определении максимальной высоты подъема стрела поднимается на максимальный угол и полностью выдвигается. Операция повторяется не менее трех раз.

22.4.8. За результат измерения высоты подъема и вылета принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений.

22.5. Определение горизонтальности ступеней лестницы

22.5.1. Определяя горизонтальность ступеней лестницы (п. 7.17), следует использовать средства измерения в соответствии с п. 22.3.1.

22.5.2. Угол наклона ступеней лестницы контролируется по нижней ступени нижнего колена и по верхней ступени верхнего колена или по одной из двух ближайших к ним. Измерения производить с грузом и без него. Допускается вместо определения угла наклона верхней ступени верхнего колена расчетно определять отклонение вершины лестницы в боковом направлении от ее продольной оси, величина которого должна соответствовать требуемой горизонтальности ступени.

22.5.3. Автолестница устанавливается на горизонтальной испытательной площадке, и стрела поднимается на угол (45±5)°, после чего фиксируется угол наклона вышеупомянутых ступеней относительно горизонтальной плоскости.

22.5.4. Стрела раздвигается на максимально допустимую для данного угла наклона длину, после чего проверяется угол наклона ступеней относительно горизонтальной плоскости.

22.5.5. Лестница поворачивается вправо или влево с остановом через каждые (90±5)° и последующей проверкой горизонтальности ступеней.

22.5.6. Лестница поднимается на максимальный угол и полностью выдвигается, после чего производится проверка горизонтальности ступеней.

22.5.7. Лестница поворачивается в горизонтальной плоскости вправо или влево с остановом через каждые (90 ±5)° и последующей проверкой горизонтальности ступеней.

22.5.8. За результат измерения горизонтальности ступеней лестницы принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений каждого положения лестницы. Во всех случаях должна быть обеспечена горизонтальность ступеней в соответствии с требованиями п. 7.17.

22.5.9. В процессе определения горизонтальности ступеней лестницы при ее раздвигании проверяется работоспособность световой и звуковой сигнализации (п. 17.5, г), срабатывающей в момент нахождения ступеней смежных колен друг над другом.

22.5.10. Результаты испытаний считаются положительными, если происходит срабатывание звуковой и световой сигнализации в момент нахождения ступеней смежных колен друг над другом.

22.6. Определение горизонтальности пола съемной люльки

22.6.1. Определяя горизонтальность пола люльки (п. 12.4), следует использовать средства измерения в соответствии с п. 22.3.1. Испытания проводить с грузом и без него.

22.6.2. Горизонтальность пола люльки контролируется по двум ее взаимно перпендикулярным осям - продольной и поперечной.

22.6.3. Автолестница устанавливается на горизонтальной испытательной площадке, и стрела развертывается таким образом, чтобы люлька находилась непосредственно у поверхности испытательной площадки на минимальном расстоянии от автомобиля, и в этом положении фиксируется горизонтальность пола люльки.

22.6.4. Лестница устанавливается в положения по пп. 22.5.3-22.5.7, после чего проверяется горизонтальность пола люльки.

22.6.5. За результат измерения горизонтальности пола съемной люльки принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений каждого положения лестницы. Во всех случаях должна быть обеспечена горизонтальность пола люльки в соответствии с требованиями п. 12.4.

22.7. Проверка блокировок автолестницы

22.7.1. АЛ находится в транспортном положении (выносные опоры убраны и рессоры не заблокированы) с включенным основным приводом. При попытке выполнить любое из движений стрелы с основного и дополнительного пультов она должна оставаться неподвижной (п. 17.3, а).

22.7.2. Опустить опоры до упора в грунт и произвести выравнивание АЛ. Блокировка рессор должна происходить автоматически до момента соприкосновения опорных тарелок с грунтом.

22.7.3. Испытания по пп. 22.7.1 и 22.7.2 проводить не менее трех раз.

22.8. Проверка ограничителя лобового удара

22.8.1. Проверка работоспособности ограничителя лобового удара проводится на соответствие требованиям пп. 8.5 и 12.6.

22.8.2. Поднять пакет колен на минимальный угол и повернуть его на (90 ±5)° к продольной оси автомобиля.

22.8.3. Выдвинуть лестницу на длину, меньшую максимального вылета на 0,3-0,5 м, и установить ее таким образом, чтобы вершина (внешний край пола люльки) оказалась на уровне специального щита-препятствия, а его поверхность, относительно которой должны сработать ограничители лобовых ударов, была перпендикулярна направлению выдвигания лестницы и касалась предохранителей от лобовых ударов.

22.8.4. За счет сдвигания пакета колен отвести вершину лестницы, чтобы расстояние от вершины лестницы до щита-препятствия было 0,8-1,0 м (справочное приложение 6, рисунки 6.1 и 6.2).

22.8.5. Выдвинуть лестницу на минимальной скорости и, после остановки движения, при срабатывании ограничителей лобового удара, замерить расстояние от поверхности щита до ближайшей точки вершины лестницы без учета элементов конструкции, относящихся к ограничителям лобового удара.

22.8.6. Осуществить замеры по п. 22.8.5 при выполнении маневра с максимальной скоростью.

22.8.7. Выдвинуть лестницу на длину, меньшую максимального вылета на 0,3-0,5 м, и установить ее таким образом, чтобы вершина оказалась на уровне щита-препятствия, а его поверхность, относительно которой должны сработать ограничители лобовых ударов, была параллельна продольной оси лестницы и касалась предохранителя от лобовых ударов.

22.8.8. За счет поворота комплекта колен отвести стрелу так, чтобы расстояние от вершины лестницы до щита-препятствия было 0,8-1 м (приложение 6, рисунки 6.3 и 6.4).

22.8.9. Повернуть лестницу на минимальной скорости и, после остановки движения, при срабатывании ограничителя лобового удара, замерить расстояние от поверхности щита до ближайшей точки вершины лестницы без учета элементов конструкции, относящихся к ограничителю лобового удара.

22.8.10. Осуществить замеры по п. 22.8.8 при выполнении маневра с максимальной скоростью.

22.8.11. Проверку по пп. 22.8.4-22.8.6; 22.8.8-22.8.10 проводят не менее двух раз на каждой скорости. Результаты проверки считаются удовлетворительными, если вершина лестницы (внешний край пола люльки) после прекращения колебаний стрелы оказывается за поверхностью щита-препятствия относительно его первоначального положения не более чем на 100 мм, а при соприкосновении чувствительных элементов ограничителей лобового удара с поверхностью щита происходит отключение привода движения лестницы, срабатывает звуковая и световая сигнализация (п. 17.5).

22.9. Проверка световой сигнализации, размещенной в кабине водителя

22.9.1. Испытание световой сигнализации (п. 17.6) проводить при включенном зажигании базового шасси.

22.9.2. В произвольной последовательности выдвинуть каждую из выносных опор из транспортного положения не менее двух раз. Выдвигание производить на величину не более 0,1 м.

22.9.3. При каждом выдвигании опор в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно при сдвигании - отключаться.

22.9.4. В произвольной последовательности открывают и закрывают не менее двух раз каждый из отсеков платформы.

22.9.5. При каждом открывании отсека в кабине водителя должна срабатывать световая сигнализация, соответственно при закрывании - отключаться.

22.9.6. По результатам испытаний считается, что АЛ оборудована световой сигнализацией открытых отсеков и выдвинутых выносных опор, если выполняются условия п. 22.9.3.

22.10. Проверка ограничителя грузоподъемности

22.10.1. Проверка срабатывания ограничителя грузоподъемности проводится на соответствие требованиям п. 8.6.

22.10.2. В качестве нагрузки следует использовать гири общего назначения шестого класса точности (ГОСТ 7328).

22.10.3. Лестницу поднять на максимальный угол, повернуть на (90 ±5)° к продольной оси автомобиля, выдвинуть на полную длину и опустить до срабатывания ограничителей вылета.

22.10.4. К центральной части пола люльки приложить нагрузку, соответствующую 75-90 % номинальной грузоподъемности АЛ. Если при маневрировании полностью выдвинутой лестницей предусмотрена возможность подачи огнетушащих веществ, то дополнительно коммуникации заполняются водой.

22.10.5. Поднять лестницу на 3-5° и потом опустить до срабатывания ограничителей вылета. Если ограничители грузоподъемности блокируют подъем лестницы, то испытания прекращаются до выяснения и устранения причин их преждевременного срабатывания.

22.10.6. Увеличить нагрузку на 5-15 кг и повторить операцию по п. 20.10.5. Операция повторяется до тех пор, пока не сработают ограничители грузоподъемности, и при этом прикладываемая нагрузка не будет отличаться от максимальной более чем на 7 %. В первом случае значение нагрузки принимается соответствующим срабатыванию ограничителей грузоподъемности, во втором - испытания прекращаются до выяснения и устранения причин их несрабатывания.

22.10.7. Уменьшить нагрузку на 10 % относительно значения, при котором сработали ограничители грузоподъемности, при этом должна восстановиться возможность подъема лестницы.

22.10.8. Определение нагрузки, при которой срабатывают ограничители грузоподъемности, производится еще для 3-4 значений углов наклона лестницы при их равномерном распределении.

22.10.9. Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если срабатывание ограничителя грузоподъемности происходит при увеличении номинальной нагрузки не более чем на 7 %.

22.10.10. При срабатывании ограничителя грузоподъемности должна срабатывать звуковая и световая сигнализация (п. 17.5, б).

22.11. Проверка ловителей кабины лифта

22.11.1. Проверку качества ловителей кабины лифта проводят на соответствие требованиям пп. 12.5 и 17.9.

22.11.2. Качество ловителей следует контролировать средствами измерения в соответствии с пп. 22.3.1 и 22.10.2.

22.11.3. Проверка эффективности работы ловителей производится путем имитации обрыва тягового каната, при этом определяется расстояние, проходимое кабиной лифта до ее полной остановки.

22.11.4. Испытания проводятся для лифта без нагрузки, с 50 % нагрузкой и 110 % нагрузкой.

22.11.5. Испытания в соответствии с пп. 22.11.3 и 22.11.4 проводятся не менее двух раз.

Результаты испытаний считаются удовлетворительными, если после имитации обрыва тягового каната кабина лифта проходит до полной остановки не более 0,25 м.

22.12. Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости

22.12.1. Определение показателей массы и поперечной статической устойчивости проводится на соответствие требованиям п. 7.4.

22.12.2. Полную массу АЛ и распределение ее по осям и бортам определять с погрешностью, не превышающей 1,5 % от определяемой величины.

22.12.3. При определении осевой нагрузки на дорогу колеса взвешиваемой оси в момент взвешивания должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с платформой весового устройства. Допускается производить определение нагрузки на одну из осей расчетным путем по результатам предыдущих взвешиваний (одной или нескольких осей и всего автомобиля в целом).

22.12.4. При определении распределения нагрузки на дорогу по бортам колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси АЛ, должны находиться в момент взвешивания на весовом устройстве, а расположенные по другую сторону оси - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с платформой весового устройства. По результатам этого взвешивания и взвешивания всего автомобиля расчетным путем определяется нагрузка на другой борт.

22.12.5. Определение угла поперечной статической устойчивости на соответствие требованиям п. 7.1.10 проводят на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый автомобиль теряет устойчивость, но не менее чем 50°. Для определения угла следует использовать средства измерения в соответствии с п. 22.3.1.

Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать опрокидывание машины.

22.12.6. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

При испытаниях на открытом воздухе скорость ветра не должна быть более 3 м/с. Поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда.

22.12.7. АЛ устанавливают на платформе стенда таким образом, чтобы ее продольная ось была параллельна оси поворота платформы с отклонением не более 1,5°. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и низшая передача.

Сбоку колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, устанавливают опорные брусья высотой от 20 до 22 мм.

22.12.8. Измерение углов поперечной статической устойчивости АЛ проводят на две стороны.

Увеличение угла наклона платформы производят плавно до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию повторяют до тех пор, пока три подряд отсчета будут иметь разницу не более чем на 1°.

22.12.9. Координаты центра масс АЛ определяются расчетным путем на основании результатов взвешивания и опрокидывания.

22.13. Определение уровня внешнего шума

22.13.1. При измерении уровня шума (п. 17.11) следует использовать измеритель шума и вибрации первого класса точности с диапазоном измерения от 2 до 18 000 Гц.

22.13.2. Измерение уровня звука и звукового давления на рабочем месте оператора производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с максимальной рабочей нагрузкой.

22.13.3. При испытаниях микрофон устанавливается на уровне уха оператора и ориентируется в направлении его взгляда при выполнении конкретной операции или маневра.

Расстояние между микрофоном и наблюдателем должно быть не менее 0,5 м.

22.13.4. На шумомере должна быть установлена временная характеристика «медленно». Если показания шумомера колеблются в пределах 5 дБ, то следует отсчитывать среднее значение уровней.

22.14. Определение уровня вибрации на рабочем месте оператора

22.14.1. Для измерения уровня вибрации (п. 17.4) следует использовать средства контроля в соответствии с п. 22.13.1.

22.14.2. Измерение уровня вибрации производится при выполнении всех возможных рабочих операций или маневров с минимальной и максимальной рабочими нагрузками.

22.14.3. При измерении общей вибрации с участием оператора вибропреобразователь устанавливают на переходном элементе - адаптере. По направлению действия вибрацию подразделяют в соответствии с направлением осей ортогональной системы координат. Для общей вибрации: ось Zо - вертикальная, перпендикулярная к опорной поверхности, ось Хо - горизонтальная, от спины к груди; ось Уо - горизонтальная от правого плеча к левому.

22.14.4. Измерение величины виброускорения проводить согласно требованиям ГОСТ 12.1.012, приложение 9, п. 2.

22.15. Статические испытания

22.15.1. Для проведения статических испытаний (таблица 2, п.1, пп. 7.3, 7.9) следует использовать средства измерения в соответствии с пп. 22.3.1 и 22.9.2.

22.15.2. Лестница устанавливается под углом (90 ±5)° относительно продольной оси автомобиля, полностью раскладывается и занимает положение, обеспечивающее максимальный вылет и соответствующую ему максимальную высоту подъема.

22.15.3. В этом положении, принимаемом за «ненагруженное», определяют высоту по вершине лестницы или по люльке.

22.15.4. К вершине лестницы или центру люльки прикладывается сосредоточенная испытательная нагрузка, величина которой соответствует номинальной нагрузке.

Комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать реальным допускаемым вариантам нагружения лестницы при работе.

22.15.5. В этом положении, принимаемом за «нагруженное», производится замер высоты по вершине лестницы или полу люльки.

22.15.6. После выдерживания автолестницы в таком положении не менее 10 мин производится повторный замер по п. 22.15.5.

22.15.7. После снятия всех приложенных нагрузок производится повторный замер по п. 22.15.3 и осмотр элементов конструкций.

22.15.8. Общий прогиб определяется как среднее арифметическое разностей соответствующих измерений по пп. 22.15.3 и 22.15.5 и по пп. 20.15.6 и 20.15.7.

22.15.9. К лестнице прикладываются распределенная и сосредоточенная испытательные нагрузки, величины которых должны превышать номинальные значения на 50 %. При нагружении лестницы нагрузками, превышающими номинальные значения, блокировки предварительно отключаются. Опускание и сдвигание лестницы и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускаются.

22.15.10. В таком положении изделие выдерживается не менее 10 мин, и производится его осмотр.

22.15.11. После снятия всех приложенных нагрузок производится складывание лестницы и осмотр элементов конструкции.

22.15.12. Опоры с правого борта АЛ установить без выдвигания. Стрела устанавливается в соответствии с п. 22.15.2 по левому борту АЛ, и операции по пп. 22.15.9-22.15.11 повторяются.

22.15.13. Испытания повторить в соответствии с п. 22.15.12, размещая стрелу с правого борта АЛ.

22.15.14. Лестница в сложенном состоянии устанавливается горизонтально под углом (90 ±5)о к продольной оси автомобиля.

22.15.15. К грузовому крюку на вершине нижнего колена прикладывается нагрузка, превышающая номинальную грузоподъемность для режима работы в качестве крана на 50 %. В таком положении автолестница выдерживается не менее 10 мин. Опускание лестницы и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускаются.

22.15.16. Люлька или кабина лифта располагается так, чтобы в них можно было положить тарированные грузы, но при этом чтобы они в результате прогиба стрелы не касались поверхности испытательной площадки.

22.15.17. На полу люльки или кабины лифта равномерно раскладываются тарированные грузы общей массой, превышающей на 50 % ее номинальную грузоподъемность, и в таком положении они выдерживаются не менее 10 мин. Опускание люльки и нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускаются.

22.15.18. В точке приложения равнодействующей от общей массы одновременно эвакуируемых с помощью специальных средств людей прикладывается испытательная нагрузка, превышающая номинальную на 25 %, и в таком положении конструкция выдерживается в течение 10 мин. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции не допускается.

22.15.19. АЛ устанавливается на площадке с уклоном в 6°, или уклон имитируется при помощи подкладок под выносные опоры. Операции по пп. 22.15.9-22.15.13 повторяются для случаев установки АЛ вдоль уклона и поперек.

22.15.20. Лестница устанавливается под углом (45 ±5)° и (135 ±5)° относительно продольной оси автомобиля, и испытания проводятся по пп. 22.15.9-22.15.19.

22.15.21. Коэффициенты грузовой и собственной (при отсутствии дополнительных нагрузок) устойчивости автолестницы определяются расчетным путем.

22.16. Динамические испытания

22.16.1. Для проведения динамических испытаний на соответствие требованиям п. 7.3 следует использовать средства измерения в соответствии с пп. 22.3.1 и 22.9.2.

22.16.2. Лестница выдвигается на максимальную длину и устанавливается с максимальным вылетом под углом (90±5)° к продольной оси автомобиля.

22.16.3. К лестнице прикладываются испытательные нагрузки, превышающие максимально допустимые на 10 % (таблица 2, п. 2). Ограничитель грузоподъемности отключается.

22.16.4. При проведении динамических испытаний комбинации прикладываемых нагрузок должны соответствовать реальным допускаемым вариантам нагружения лестницы, при которых возможно совершение маневров стрелы. Скорость маневра должна быть минимальной.

22.16.5. После приложения всех нагрузок производится поворот стрелы вправо и (или) влево на (360±10)° с остановками через каждые (45±5)° (таблица 2, п. 8).

22.16.6. В каждом из указанных в п. 22.16.5 положений производится подъем стрелы на максимальный угол и, после остановки, опускание ее до первоначального положения, соответствующего максимальному вылету. В случае испытаний АЛ, оборудованных люлькой, нагрузка размещается равномерно по полу последней (таблица 2, п. 6) и испытания проводятся по пп. 22.16.2-22.16.6.

22.16.7. Если АЛ снабжена лифтовой системой, то кабина лифта после укладки в ней тарированных грузов (таблица 2, п. 6) поднимается на максимальную высоту при максимальном вылете, и производится поворот стрелы вправо и (или) влево на (360±10)о с остановками через каждые (45 ±5)°.

22.16.8. В каждом из указанных в п. 22.16.7 положений производится подъем стрелы на максимальный угол и, после остановки, опускание ее до первоначального положения.

22.16.9. Для проведения динамических испытаний АЛ с подачей огнетушащих веществ на стреле или в люльке устанавливаются предусмотренные инструкцией по эксплуатации пожарные стволы, которые соединяются с источником огнетушащих веществ. После этого осуществляется подача огнетушащих веществ с производительностью и напором, соответствующими пп. 7.3, 8. При подаче огнетушащих веществ производится поворот ствола во всех возможных направлениях. В крайних и среднем положениях осуществляются резкие прекращение и начало подачи огнетушащих веществ с помощью перекрывных устройств на самом стволе и (или) с помощью установок, обеспечивающих подачу огнетушащих веществ.

22.16.10. После установки АЛ по п. 22.15.19 испытания по пп. 22.16.2-22.16.9 повторяются.

22.16.11. Принимается, что АЛ обладает устойчивостью и прочностью, если не происходит нарушения механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыва опор от поверхности.

22.17. Определение грузоподъемности АЛ при работе в качестве крана

22.17.1. При определении грузоподъемности на соответствие требованиям таблицы 2, п. 3 следует использовать средства контроля в соответствии с п. 22.9.1.

22.17.2. Лестница полностью сложена, установлена горизонтально и расположена перпендикулярно продольной оси автомобиля.

22.17.3. К крюку грузового кранового устройства подвешивается груз, превышающий грузоподъемность для этого режима на 10 %.

22.17.4. Груз поднимается на 500-1000 мм, и производится поворот стрелы вправо и влево на (180±20)° или на максимально возможный угол. После подъема груза на максимальную высоту операция повторяется и заканчивается опусканием груза.

22.17.5. Нарушение механической и геометрической целостности элементов конструкции и отрыв опор от поверхности не допускаются.

22.18. Определение усилий на органах управления

22.18.1. Для определения усилия на органах управления на соответствие требованиям п. 7.19 следует применять динамометры не ниже второго класса точности с диапазоном измерения от 0,02 до 0,20 кН.

22.18.2. К органу управления в том месте, где прикладывается усилие руки, присоединяется динамометрическое звено, через которое это усилие и передается.

22.18.3. Удерживая динамометрическое звено в таком положении, к нему прикладывают усилие, необходимое для перемещения органа управления в крайнее положение, и при этом фиксируется его максимальное значение. Если конструкция органа управления предусматривает его перемещение в нескольких направлениях, то замеры производятся по всем направлениям, а за величину усилия на данном органе управления принимается максимальное значение.

22.18.4. За результат испытаний принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений на каждом из органов управления во всех возможных направлениях.

22.19. Проверка скоростных свойств

22.19.1. Скоростные свойства на соответствие требованиям п. 7.13 следует контролировать с использованием прибора для определения скоростных и тормозных свойств автомобиля, с диапазоном измерения от 5 до 150 км/ч и основной погрешностью измерения 0,5 %.

22.19.2. Максимальную скорость определяют на прямом участке дороги при движении в двух встречных направлениях, на передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения, которая устанавливается до выезда на измерительный участок.

Педаль управления подачей топлива должна быть нажата до упора.

22.19.3. Время разгона на заданном пути и до заданной скорости определяют непосредственным его измерением или по результатам записи режима разгона АЛ с места. Замеры выполняют в обоих направлениях движения (АЛ перемещается челночным способом).

Движение начинают с передачи, используемой при трогании с места. Разгон выполняют при полной подаче топлива и переключении передач при номинальной скорости (номинальном числе оборотов коленчатого вала двигателя) или при скорости (числе оборотов), ограниченной регулятором.

За результат измерения принимается среднеарифметическое значение не менее трех измерений по пп. 22.19.2; 22.19.3.

22.20. Проверка тормозных свойств

22.20.1. Тормозные свойства (п. 7.14) следует контролировать с использованием средств измерения в соответствии с п. 22.19.1.

22.20.2. Тормозные свойства АЛ при стендовых испытаниях могут быть определены в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 25478, приложении 4.

22.20.3. Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят путем торможения рабочей тормозной системой с фиксированными значениями начальной скорости и усилия на органе управления. Измеряют или тормозной путь, или установившееся замедление и время срабатывания тормозов.

22.20.4. При проверке рабочей и запасной (аварийной) тормозных систем АЛ разгоняют до скорости (44 ±1) км/ч и отсоединяют двигатель от трансмиссии. В момент, когда скорость АЛ станет равной 40 км/ч, производят полное торможение с фиксированным усилием на органе управления и регистрируют тормозной путь или замедление и время срабатывания. За результат измерений принимают среднеарифметическое значение не менее трех измерений.

22.20.5. При проверке стояночной тормозной системы АЛ устанавливают на подъеме с уклоном (16 ±2)° и предварительно обеспечивают неподвижное состояние АЛ с помощью рабочей тормозной системы. Затем двигатель отсоединяют от трансмиссии и приводят в действие стояночную систему. После этого рабочую систему плавно растормаживают и фиксируют возможность обеспечения неподвижного состояния АЛ на данном уклоне. Растормаживание проводят не менее трех раз. Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние АЛ на данном уклоне.

22.21. Проверка конструкционной прочности

22.21.1. Конструкционную прочность АЛ проверяют на соответствие требованиям п. 7.2 в условиях пробеговых (дорожных) испытаний на дорогах общего пользования.

Ежедневно, непосредственно перед началом пробеговых испытаний и в конце их, а также через каждые 50-300 км пробега (в зависимости от качества дорожного покрытия) производится проверка работы специальных агрегатов, механизмов и приводов на номинальных режимах.

22.21.2. Осмотр и проверка целостности и отсутствия повреждений элементов конструкций АЛ должны производиться без снятия и разборки агрегатов и узлов.

22.21.3. Протяженность пробеговых испытаний должна быть не менее гарантийного пробега. Допускается определение конструктивной прочности путем проведения ускоренных испытаний на специальных дорогах автополигонов. Распределение протяженности пробега по видам дорог представлено в таблице 4.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ. ОСНОВНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE AERIAL LADDER. GENERAL TECHNICAL

REQUIREMENTS. TEST METHODS

НПБ 188-2000

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

III. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

IV. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОЛЕСТНИЦ

Таблица 1

Таблица 2

V. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

7. Общие требования

8. Требования к стреле (лестнице)

9. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора

10. Требования эргономики

11. Требования к платформе

12. Требования к люльке и кабине лифта

13. Требования к электрооборудованию и освещению

14. Требования к устройствам связи

15. Требования надежности

16. Комплектность

17. Требования безопасности и охраны окружающей среды

Таблица 3

18. Маркировка

19. Упаковка

20. Правила приемки

VI. ИСПЫТАНИЯ

22. Методы испытаний

Таблица 4

Таблица 5

VII. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень использованных в НПБ стандартов и других нормативных документов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Исполнения автолестниц

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Перечень технических требований, обязательных

для сертификации АЛ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРОТОКОЛ

испытаний пожарной автолестницы

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Схема положения вершины лестницы и люльки относительно специального щита-препятствия

Индикатор световых сигналов

СОДЕРЖАНИЕ

I. Область применения

II. Нормативные ссылки

III. Определения

IV. Типы и основные параметры

автолестниц

V. Технические требования

VI. Испытания