Дата введения в действие 1 июня 2000 г.
Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).
Внесены и подготовлены к утверждению Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых, А.И. Жук).
Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 13 июня 2000 г. № 31.
Вводятся впервые.
1. Настоящие нормы распространяются на пожарные автолестницы (далее - АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами), и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
2. Настоящие нормы должны применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Данные нормы пожарной безопасности должны входить в перечень обязательных для исполнения нормативных документов при установлении лицензионных требований и условий для выдачи лицензий на производство, проведение испытаний и поставки пожарной техники.
4. Нормативные документы, использованные в настоящих нормах пожарной безопасности, указаны в справочном приложении 1.
5. В настоящих НПБ применяют следующие термины с соответствующими определениями:
5.1. Высота подъема (Н)* - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
5.2. Вылет (В)* - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (до внешнего края пола люльки).
____________
* См. справочное приложение 2.
5.3. Время маневра - промежуток времени с момента начала перемещения рукоятки (тумблера, рычага), с помощью которой обеспечивается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
5.4. Грузоподъемность - масса максимально допустимого груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ для данного вылета.
5.5. Коэффициент грузовой устойчивости - отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
5.6. Коэффициент поперечной статической устойчивости - отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.
5.7. Ширина опорного контура - расстояние между центрами двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.
5.8. Базовое шасси - шасси автомобиля, на котором производится монтаж стрелы АЛ.
5.9. Полная масса - масса АЛ с боевым расчетом и водителем, в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом.
5.10. Прогиб стрелы - разность высот расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой - разность высот расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).
5.11. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ - зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
5.12. Аварийный привод - система устройств, предназначенных для приведения АЛ из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного привода механизмов.
5.13. Счетчик моточасов - устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.
5.14. Угол подъема стрелы - угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ.
5.15. Конструкционная прочность - способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
5.16. Устойчивость при движении - способность АЛ обеспечивать безопасность движения на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.
5.17. Пульт управления (ПУ) - устройство, обеспечивающее управление стрелой (люлькой) и контроль за положением и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ.
5.18. Поперечный угол наклона - угол между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ.
5.19. Дополнительный пульт управления - пульт управления, расположенный в люльке.
5.20. Люлька - устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы (подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы).
5.21. Лифтовая система (лифт) - устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки при неподвижной стреле.
5.22. Подъемно-поворотное основание - устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
5.23. Одновременный маневр - одновременное выполнение стрелой АЛ двух и более маневров (движений).
5.24. Ловитель лифтовой системы - устройство, предотвращающее падение лифта при обрыве или ослаблении тягового каната.
5.25. Ограничитель грузоподъемности - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).
5.26. Ограничитель лобового удара - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.
5.27. Выносные опоры - устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
5.28. Длина лестницы (стрелы) - расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).
5.29. Статические испытания - испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.30. Динамические испытания - испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.
5.31. Система блокировки упругой подвески автомобиля - устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
6. Исполнения автолестниц в зависимости от вида дополнительного навесного оборудования должны соответствовать указанным в таблице 1.
| 
   № п/п  | 
  
   Исполнение  | 
  
   Вид дополнительного навесного оборудования  | 
 
| 
   1  | 
  
   (рисунок 3.1)*  | 
  
   Автолестница без дополнительного навесного оборудования  | 
 
| 
   2  | 
  
   (рисунок 3.2)*  | 
  
   Автолестница, оборудованная люлькой на вершине стрелы (съемной или стационарной)  | 
 
| 
   3  | 
  
   (рисунок 3.3)*  | 
  
   Автолестница, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице  | 
 
| 
   4  | 
  
   (рисунок 3.4)*  | 
  
   Автолестница, оборудованная люлькой на вершине (съемной или стационарной) и лифтом, движущимся по лестнице  | 
 
__________
* См. справочное приложение 3.
6.1. Основные параметры автолестниц приведены в таблице 2.
| 
   №  | 
  
   Наименование параметра  | 
  
   Значения параметра в зависимости от исполнения  | 
 ||||||||||||
| 
   п/п  | 
  
   
  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   2, 3, 4  | 
  
   2, 3, 4  | 
 ||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
   9  | 
  
   10  | 
  
   11  | 
 ||||
| 
   1  | 
  
   Максимальная рабочая высота подъема (стрела полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м  | 
  
   10...13  | 
  
   16...19  | 
  
   22...25  | 
  
   28...31  | 
  
   37...40  | 
  
   49...52  | 
 |||||||
| 
   2  | 
  
   Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кг, не менее  | 
  
   160  | 
  
   160  | 
  
   260  | 
  
   160  | 
  
   260  | 
  
   160  | 
  
   300  | 
  
   300  | 
  
   300  | 
 ||||
| 
   3  | 
  
   Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее  | 
  
   0,5  | 
  
   0,7  | 
  
   1  | 
  
   0,7  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
 ||||
| 
   4  | 
  
   Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее  | 
  
   160  | 
  
   160  | 
  
   160  | 
  
   160  | 
  
   220  | 
  
   280  | 
 |||||||
| 
   5  | 
  
   Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее  | 
  
   300  | 
  
   320  | 
  
   480  | 
  
   400  | 
  
   560  | 
  
   560  | 
  
   640  | 
  
   640  | 
  
   720  | 
 ||||
| 
   6  | 
  
   Грузоподъемность люльки и/или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее  | 
  
   -  | 
  
   - 180  | 
  
   - 180  | 
  
   - 200  | 
  
   200  | 
  
   200  | 
 |||||||
| 
   7  | 
  
   Минимальный угол подъема стрелы, при котором возможен ее поворот на 360°, град, не более  | 
  
   10  | 
 ||||||||||||
| 
   8  | 
  
   Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее  | 
  
   360  | 
 ||||||||||||
| 
   9  | 
  
   Максимальный вылет стрелы от оси вращения подъемно-поворотного основания, м, не менее:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||||
| 
   
  | 
  
   с максимальной нагрузкой на вершине  | 
  
   6  | 
  
   10  | 
  
   12  | 
  
   12  | 
  
   14  | 
  
   16  | 
  
   18  | 
  
   18  | 
  
   18  | 
 ||||
| 
   
  | 
  
   без нагрузки на вершине  | 
  
   10  | 
  
   14  | 
  
   18  | 
  
   20  | 
  
   20  | 
  
   20  | 
 |||||||
| 
   10  | 
  
   Минимальный вылет стрелы при ее максимальной длине, м  | 
  
   1/2 максимальной ширины опорного контура плюс:  | 
 ||||||||||||
| 
   
  | 
  
   
  | 
  
   4 ±1  | 
  
   4 ±1  | 
  
   4 ±1  | 
  
   5±1  | 
  
   5±1  | 
  
   5±1  | 
 |||||||
| 
   11  | 
  
   Максимальная ширина опорного контура, м, не более  | 
  
   3,0  | 
  
   3,2  | 
  
   3,2  | 
  
   3,5  | 
  
   3,5  | 
  
   4,5  | 
  
   5,0  | 
  
   5,5  | 
 |||||
| 
   12  | 
  
   Время установки на выносные опоры, с, не более  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   45  | 
  
   50  | 
  
   55  | 
  
   60  | 
 |||||||
| 
   13  | 
  
   Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |||||||
| 
   13.1  | 
  
   при подъеме от минимального угла до максимального  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   45  | 
  
   50  | 
  
   55  | 
 |||||||
| 
   13.2  | 
  
   опускании от максимального угла до минимального  | 
  
   25  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   45  | 
  
   50  | 
 |||||||
| 
   13.3  | 
  
   выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы  | 
  
   25  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   55  | 
  
   65  | 
 |||||||
| 
   13.4  | 
  
   сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы  | 
  
   20  | 
  
   25  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   50  | 
  
   60  | 
 |||||||
| 
   13.5  | 
  
   повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол комплекте колен  | 
  
   45  | 
  
   45  | 
  
   50  | 
  
   50  | 
  
   60  | 
  
   60  | 
 |||||||
| 
   14  | 
  
   Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке или на вершине лестницы, с, не более:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 |||||||
| 
   14.1  | 
  
   при подъеме от минимального угла до максимального  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   50  | 
  
   60  | 
  
   60  | 
  
   65  | 
 |||||||
| 
   14.2  | 
  
   опускании от максимального угла до минимального  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   45  | 
  
   55  | 
  
   55  | 
  
   60  | 
 |||||||
| 
   14.3  | 
  
   выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   45  | 
  
   60  | 
  
   70  | 
 |||||||
| 
   14.4  | 
  
   сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы  | 
  
   25  | 
  
   30  | 
  
   35  | 
  
   40  | 
  
   55  | 
  
   70  | 
 |||||||
| 
   14.5  | 
  
   повороте на 360° вправо или влево  | 
  
   50  | 
  
   55  | 
  
   60  | 
  
   65  | 
  
   65  | 
  
   70  | 
 |||||||
| 
   14.6  | 
  
   подъеме (опуск.) люльки (лифта) от минимальной до максимальной высоты (от максимальной до минимальной) при максимальном угле подъема стрелы  | 
  
   -  | 
  
   40  | 
  
   45  | 
  
   50  | 
  
   60  | 
  
   70  | 
 |||||||
| 
   15  | 
  
   Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершине, м, не более  | 
  
   0,35  | 
  
   0,4  | 
  
   0,45  | 
  
   0,50  | 
  
   0,55  | 
  
   0,6  | 
 |||||||
| 
   16  | 
  
   Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более  | 
  
   Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м  | 
 ||||||||||||
| 
   17  | 
  
   Углы свеса, град, не менее: передний  | 
  
   Значение соответствующего показателя базового шасси  | 
 ||||||||||||
| 
   
  | 
  
   задний  | 
  
   15  | 
 ||||||||||||
| 
   18  | 
  
   Габаритные размеры, м, не более:  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
  
   
  | 
 ||||||
| 
   
  | 
  
   длина  | 
  
   7,5  | 
  
   9,0  | 
  
   10,0  | 
  
   10,5  | 
  
   11,0  | 
  
   11,0  | 
  
   12,0  | 
 ||||||
| 
   
  | 
  
   ширина  | 
  
   2,5  | 
  
   2,5  | 
  
   2,5  | 
  
   2,5  | 
  
   2,5  | 
  
   2,5  | 
 |||||||
| 
   
  | 
  
   высота  | 
  
   2,7  | 
  
   3,0  | 
  
   3,2  | 
  
   3,2  | 
  
   3,5  | 
  
   3,6  | 
  
   3,9  | 
 ||||||
6.2. По заказу потребителя допускается изготовление автолестниц с рабочей высотой более 52 м, а также с промежуточными значениями высоты и с параметрами по техническому заданию на конкретную модель.
Краткое содержание:
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ. ОСНОВНЫЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
FIRE AERIAL LADDER. GENERAL TECHNICAL
IV. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АВТОЛЕСТНИЦ
8. Требования к стреле (лестнице)
9. Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
12. Требования к люльке и кабине лифта
13. Требования к электрооборудованию и освещению
14. Требования к устройствам связи