Тушение пожаров на АЭС 
Министерство внутренних дел российской федерации. Государственная... Тушение пожаров на АЭС 
Министерство внутренних дел российской федерации. Государственная...

Тушение пожаров на АЭС => Министерство внутренних дел российской федерации. Государственная противопожарная служба. Федеральное государственное...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Тушение пожаров на АЭС -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЖДЕНИЕ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

 

УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ГУГПС МВД РОССИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ

Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ

30 июня 2001 г.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГПС ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АЭС В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

 

 

Данные рекомендации разработаны взамен действующих с 1987 года «Рекомендаций по организации противопожарного обеспечения на объектах атомной энергетики» с учетом требований нормативных документов, принятых за период с 1987 по 1999 г., и рекомендаций руководства Международного агентства по использованию атомной энергии (МАГАТЭ) «Противопожарная защита атомных станций», а также результатов командно-штабных учений и опыта тушения реальных пожаров.

Проанализированы особенности развития пожаров на АЭС с различными типами реакторных

Рассмотрены факторы, усложняющие процесс тушения, а также особенности тушения пожара на АЭС в условиях ядерной и радиационной аварии, даны практические рекомендации. Определены меры безопасности личного состава.

При разработке документа использованы результаты экспериментальных и теоретических исследований по обеспечению пожарной безопасности АЭС.

Предназначены для начальствующего состава Государственной противопожарной службы, преподавателей и слушателей пожарно-технических учебных заведений, специалистов ведомств, организаций и предприятий.

Разработаны Академией управления МВД России (А.К. Микеев), Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.П. Молчанов, АН. Гилетич, Ю.И. Дешевых, П.М. Комков, М.В. Щедухин), Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.Н. Борисов, Д.И. Пуцев, ВА Угорелов).

 

 

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Ядерная авария - авария на ядерном объекте, связанная:

с образованием критической массы и возникновением самоподдерживающейся цепной реакции при переработке, транспортировании и хранении ядерно-опасного делящегося материала;

с повреждением ядерной установки, ее элементов, содержащих ядерное топливо, и (или) выходом радиоактивных веществ или ионизирующего излучения выше установленных пределов из-за нарушения контроля и управления цепной ядерной реакцией и теплоотвода от элементов, содержащих ядерное топливо, а также в связи с образованием критической массы при перегрузке ядерного топлива.

Радиационная авария - выход или выброс на ядерном объекте радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений сверх предусмотренных величин.

Ядерный объект - предприятие (организация), на территории которого (которой) используются или хранятся ядерные материалы, либо размещается и (или) эксплуатируется ядерная установка или пункт хранения ядерных материалов.

Ядерная установка - сооружение, комплекс, установка или устройство, в котором применяются или содержатся ядерные материалы.

Примечание. К ядерным установкам относятся сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства.

 

Ядерный материал - материал, содержащий или способный воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Ядерный реактор - ядерная установка, в которой можно осуществлять управляемую ядерную цепную реакцию.

Запроектная авария - авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями и сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа и реализацией ошибочных решений персонала.

Проектная ядерная авария - ядерная авария, для которой проектом определены исходные и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами.

Управление аварией - действия, направленные на предотвращение развития проектных аварий в запроектные и на ослабление последствий запроектных аварий. 

Последствия аварии - возникшая в результате аварии радиационная обстановка, наносящая убытки и вред из-за превышения установленных пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду.

Атомная электрическая станция (АЭС) - атомная станция, предназначенная для производства электрической энергии.

Блок АЭС - часть АЭС, выполняющая функцию АЭС в определенном проектом объеме.

Естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Зона радиоактивного загрязнения - территория или акватория, в пределах которой имеется радиоактивное загрязнение. В зависимости от степени радиоактивного загрязнения различают зоны умеренного, сильного, опасного и чрезвычайно опасного загрязнения.

Санитарно-защитная зона - территория вокруг источников ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Защищенная зона - территория ядерного объекта, которая окружена физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением, и доступ в которую ограничивается и контролируется.

Оперативно-режимные зоны - зоны, определенные НРБ как зоны на восстановительной стадии радиационной аварии.

Радиоактивное вещество - вещество, не относящееся к ядерным материалам и испускающее ионизирующее излучение.

Ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

Радиоактивное загрязнение - загрязнение поверхности Земли, атмосферы, воды либо продовольствия, пищевого сырья, кормов и различных предметов радиоактивными веществами в количествах, превышающих уровень, установленный нормами радиационной безопасности и правилами работы с радиоактивными веществами.

Резервный пункт управления (резервный щит управления) - часть блока АЭС, размещаемая в предусмотренном проектом помещении и предназначенная в случае отказа блочного щита управления (БЩУ) для надежного перевода блока АЭС в подкритическое расхоложенное состояние и поддержания его сколь угодно долго в этом состоянии, приведения в действие систем безопасности и получения информации о состоянии реактора.

Уровень аварийной готовности - установленная степень готовности персонала, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, других привлекаемых сил, а также используемых технических средств для действий по защите персонала и населения в случае аварии на АЭС.

Эффективная доза - величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения последствий облучения организма человека и отдельных органов с учетом их радиочувствительности.

 

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Рекомендации отражают особенности планирования, организации и ведения боевых действий подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) при тушении пожаров на АЭС.

2.2. К компетенции ГУГПС МВД России относятся:

организационно-методическое обеспечение территориальных органов управления и подразделений ГПС по тушению пожаров на АЭС; разработка нормативов по материально-техническому обеспечению и подготовке личного состава подразделений ГПС по охране АЭС;

анализ пожаров на АЭС;

разработка предложений по совершенствованию деятельности пожарных подразделений;

инспекторские проверки и контроль за готовностью персонала АЭС и подразделений ГПС к тушению пожаров;

определение порядка привлечения сил и средств территориальных гарнизонов ГПС на межрегиональном уровне Российской Федерации для тушения пожаров на АЭС;

установление порядка сообщения о пожаре на АЭС;

проведение семинаров, совещаний, конференций, других мероприятий по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности при пожарах на объектах.

2.3. К компетенции территориальных органов управления ГПС МВД России относятся:

организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

руководство подразделениями ГПС, участвующими в тушении пожаров на АЭС;

инспекторские проверки и контроль за готовностью персонала АЭС и подразделений ГПС к выполнению работ по тушению пожаров;

разработка планов привлечения сил и средств территориального гарнизона ГПС по тушению пожаров на АЭС с определением конкретных мероприятий по обеспечению защиты участников тушения пожаров от ионизирующих излучений;

организация работы по внедрению инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности тушения пожаров и создание безопасных условий работы подразделений ГПС в условиях радиационных аварий;

организация подготовки личного состава к тушению пожаров на АЭС и материально-техническое обеспечение подразделений ГПС;

организация и осуществление взаимодействия с заинтересованными службами и администрацией АЭС по вопросам тушения пожаров;

проведение штабных тренировок и пожарно-тактических учений совместно с объектовыми штабами пожаротушения.

2.4. К компетенции подразделений ГПС по охране АЭС относятся:

предупреждение и тушение пожаров;

участие в разработке планов тушения пожаров на АЭС с определением конкретных мероприятий по обеспечению защиты участников тушения пожаров от ионизирующих излучений;

согласование оперативных карточек действий персонала АЭС при возникновении пожара, инструкций по применению средств пожаротушения и средств защиты от опасных факторов пожара;

проведение противопожарных тренировок и пожарно-тактических занятий с личным составом ГПС и персоналом АЭС;

внедрение инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности тушения пожаров и создание безопасных условий работы для подразделений ГПС в условиях радиационной аварии;

обучение личного состава ГПС в системе служебной и боевой подготовки действиям по тушению пожаров, в том числе в условиях радиационной аварии.


3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АЭС В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

 

Подготовка территориальных органов управления и подразделений ГПС к ведению боевых действий при тушении пожаров на АЭС в условиях радиационной аварии включает:

разработку соответствующих планов по действиям подразделений ГПС при тушении пожаров на АЭС в условиях радиационной аварии;

обучение личного состава ГПС действиям в условиях ионизирующего излучения;

обеспечение личного состава медицинскими и техническими средствами защиты от воздействия радиоактивного излучения;

проведение дезактивации;

установление порядка взаимодействия органов управления и подразделений ГПС с оперативным персоналом и администрацией АЭС;

отработку системы управления силами и средствами, привлекаемыми к тушению пожаров.

3.1. Планирование боевых действий территориальными органами управления ГПС и подразделениями ГПС по охране АЭС

Планирование боевых действий территориальными органами управления ГПС и подразделениями ГПС по охране АЭС предполагает:

разработку плана тушения пожара на АЭС;

разработку плана привлечения сил и средств территориального гарнизона ГПС при тушении пожара (ликвидация последствий радиационной аварии) на АЭС;

выполнение мероприятий, предусмотренных межрегиональным планом привлечения сил и средств ГПС при тушении пожара (ликвидация последствий радиационной аварии) на АЭС.

Указанные планы разрабатываются в зависимости от прогноза пожарной обстановки и с учетом категории аварии на АЭС (приложение 1).

3.1.1. Разработка плана тушения пожара на АЭС

План тушения пожара на АЭС (далее - план) разрабатывается и утверждается администрацией АЭС с учетом категории аварии и согласовывается соответствующим территориальным органом управления ГПС.

План разрабатывается с учетом требований следующих нормативных документов:

НПБ 113-99 Пожарная безопасность атомных станций. Общие требования;

Основных правил обеспечения эксплуатации атомных станций (ОПЭ-АС-95), утвержденных Министерством РФ по атомной энергии;

Правил пожарной безопасности при эксплуатации атомных станций (ППБ-АС-95), утвержденных Министерством РФ по атомной энергии;

Норм радиационной безопасности (НРБ-99);

Правил по охране труда в подразделениях ГПС МВД России (приложение к приказу № 285 МВД России от 25.05.96 г.);

Правил устройства и безопасной эксплуатации установок, работающих со щелочными металлами, утвержденных зам. министра РФ по атомной .энергии 29.05.95 г.;

Рекомендаций по тушению жидкого натрия и пирофорных алюмоорганических катализаторов, утвержденных ФГУ ВНИИПО МВД России 03.02.2000 г. и согласованных ГУГПС МВД России 14.03.2000 г.

В основу плана должен быть положен принцип сохранения в условиях пожара функций систем, важных для безопасности, и возможности осуществления безопасного останова и расхолаживания реакторной установки, а также предотвращения радиоактивных выбросов в окружающую среду.

В плане должны быть предусмотрены:

лист утверждения и согласования (переутверждение плана должно проводиться при смене должностных лиц, утвердивших этот план, в срок не более 3 месяцев);

лист регистрации пересмотра (план должен пересматриваться или корректироваться не реже чем через 3 года, а также в случаях введения в эксплуатацию новых или реконструкции действующих энергоблоков, выявления недостатков при тушении пожара или проведении противопожарных тренировок, введения новых нормативных документов по пожарной безопасности). При корректировке плана делается отметка, в связи с чем внесены изменения, а также указывается дата, должность и фамилия исполнителя;

лист ознакомления с документом;

лист отметок о проведении тренировок и учений по плану. Практическая отработка плана должна осуществляться путем проведения совместных учений и плановых противопожарных тренировок;

лист отметок об изучении плана. План изучается начальниками смен станции, начальниками смен блоков, начальниками смен цехов и отделов, оперативным персоналом АЭС, личным составом местного гарнизона ГПС.

3.1.2. Разработка плана привлечения сил и средств территориального гарнизона ГПС при тушении пожара на АЭС

План привлечения сил и средств территориального гарнизона ГПС (далее - территориальный план) является основным документом, устанавливающим порядок организации тушения пожара прибывающими силами и средствами в зданиях, сооружениях, на оборудовании АЭС, противопожарного обеспечения эвакуационных мероприятий при ликвидации последствий аварии на АЭС.

Указанный план разрабатывается территориальным органом управления ГПС с учетом категории аварии на АЭС, прогноза радиационной обстановки; объявляется приказом начальника органа управления и включает мероприятия:

по обучению личного состава привлекаемых подразделений ГПС;

поддержанию готовности технических средств борьбы с пожарами;

защите личного состава ГПС,

обеспечению и отработке системы управления и связи.

План не реже одного раза в год должен отрабатываться на командно-штабных тренировках или пожарно-тактических учениях.

План состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть состоит из двух разделов.

Раздел 1. Действия подразделений ГПС по охране АЭС

В разделе должна быть определена;

предварительная расстановка сил и средств с учетом особенностей прогноза пожарной и радиационной обстановки на различных участках, установках, в зданиях и помещениях объекта;

организация взаимодействия с администрацией и службами объекта;

порядок представления информации в территориальный орган управления ГПС, информирования об обстановке прибывающих подразделений ГПС.

Раздел 2. Действия территориального органа управления ГПС

Действия территориального гарнизона ГПС должны быть нацелены на тушение пожаров на АЭС, противопожарное обеспечение эвакуационных мероприятий, организацию пожарно-профилактической работы на АЭС и в оперативно-режимных зонах. В плане должны быть определены базы для технического обслуживания и ремонта пожарной техники.

Графическая часть плана должна включать следующие материалы:

топографическую карту области, на которой наносятся 30-, 50-, 100- и 200-километровая зоны вокруг АЭС. В зонах указываются дислокация всех подразделений ГПС и места сосредоточения привлекаемых сил и средств, запасов пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, средств индивидуальной защиты. На карту наносится также схема управления и связи ГПС в режимной зоне, расчет сил и средств, представленный в виде таблицы.

Территориальный план должен быть в территориальном органе управления ГПС и в отряде либо пожарной части (ПЧ) по охране АЭС.

3.1.3. Порядок привлечения сил и средств территориальных гарнизонов пожарной охраны на межрегиональном уровне

Межрегиональный план является основным документом, устанавливающим порядок привлечения сил и средств территориальных гарнизонов пожарной охраны на межрегиональном уровне Российской Федерации.1

_______________

1 Межрегиональный план привлечения сил и средств ГПС МВД России, утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации 27.06.2000 г.

 

3.2. Обучение личного состава ГПС работе в условиях ионизирующего излучения

Личный состав подразделений ГПС по охране АЭС должен проходить специальную подготовку по программе, согласованной с администрацией АЭС. Перечень изучаемых вопросов должен быть приведен в соответствие с требованиями приказа МВД России от 25.05.96 г. № 285 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МВД России».

Личный состав подразделений ГПС, привлекаемых на тушение и ликвидацию последствий радиационной аварии на АЭС, проходит обучение по специальной программе, которая включает следующую тематику занятий:

особенности ведения боевых действий в условиях повышенных уровней ионизирующих излучений;

организация дозиметрического контроля;

меры по защите личного состава от радиоактивного заражения;

проведение санитарной обработки личного состава, дезактивации и дозиметрического контроля боевой одежды и снаряжения, пожарной техники;

взаимодействие со специальными службами АЭС.

Для проведения занятий привлекаются соответствующие специалисты АЭС.

 

4. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГПС ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ НА АЭС

4.1. Ведение боевых действий подразделениями ГПС при тушении пожаров в условиях радиационной аварии

4.1.1. При тушении пожаров на АЭС в условиях радиационной аварии необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Получить от начальника смены станции (НСС) информацию о месте пожара и категории аварии.

2. Определить совместно с НСС наличие угрозы пожара системам, важным для безопасности АЭС. При возникновении угрозы указанным системам выбирается решающее направление боевых действий для их защиты.

3. Определить вид и уровни радиации в помещениях и на территории АЭС, границы радиоактивного загрязнения и пути его распространения, привлекая для проведения этих работ НСС и начальника смены отдела охраны труда и техники безопасности (НС ООТ и ТБ). Допустимое время работы в смене определяется согласно федеральному законодательству по радиационной безопасности.

Режим работы подразделений ГПС определяется руководителем тушения пожара (РТП).

4. При радиационной опасности провести противорадиационную профилактику личного состава, обеспечить его индивидуальными дозиметрами, средствами защиты кожи и органов дыхания.

5. Провести одновременно с пожарной радиационную разведку; при этом в состав группы разведки должен быть включен дозиметрист. Оснащение пожарного отделения и караула табельными средствами разведки и защиты приведено в приложении 2. При ведении радиационной разведки целесообразно использовать имеющиеся на вооружении защищенные транспортные средства, в том числе бронетранспортеры. При постановке задачи разведгруппам сообщаются данные, полученные от службы радиационного контроля АЭС, указываются ориентировочные маршруты следования и ведения разведки.

6. При проведении боевого развертывания отделений пожарные автомобили по возможности должны устанавливаться на водоисточники за зданиями, которые служат экраном для ионизирующего излучения. При перегруппировке сил и средств должна учитываться радиационная обстановка на объекте. На территории АЭС сосредоточивается минимальная часть сил и средств ГПС, которые необходимы для выполнения неотложных работ по тушению пожара. Остальные силы и средства отводятся за пределы территории АЭС и располагаются на безопасном расстоянии. Категорически запрещается пребывание в опасной зоне лиц руководящего и начальствующего состава, не связанных с выполнением непосредственных работ по руководству и обеспечению пожарных подразделений. Пункт сбора (размещения) резервных сил и средств не должен размещаться на подветренной стороне от источника радиоактивного излучения.

7. Получить в установленном порядке дозиметрический допуск на тушение пожара.

8. Получить письменное разрешение от администрации АЭС на тушение пожара в зоне с ионизирующим излучением (приложение 3).

9. Организовать дозиметрический контроль личного состава подразделений ГПС. Для непосредственной организации и обеспечения этой работы в состав штаба должен быть включен ответственный за дозиметрический контроль, который ведет учет доз облучения. Работа личного состава в опасной зоне организуется посменно в зависимости от уровня радиации. Планируемое повышенное облучение личного состава подразделений ГПС допускается с учетом требований НРБ-99.

Организация и особенности тушения пожаров применительно к различным типам реакторов приведены в приложении 4.

 

4.2. Особенности ликвидации последствий радиационной аварии на АЭС

4.2.1. Для руководства и обеспечения действий подразделений ГПС на аварийной АЭС и в оперативно-режимных зонах в территориальном органе управления ГПС создается штаб (схема организации управления в зоне аварии приведена в приложении 5).

Дислокация и порядок работы штаба определяются в зависимости от местных условий и обстановки. В любом случае штаб должен обеспечить постоянную связь с органом, осуществляющим общее руководство ликвидацией последствий аварии (комиссия по чрезвычайным ситуациям АС).

Основными задачами штаба являются:

приведение в полную боевую готовность сил и средств подразделений ГПС;

организация противопожарного обеспечения эвакуационных мероприятий;

постоянный контроль за пожарной и радиационной обстановкой в зоне пожара (аварии) и внесение предложений по организации своевременной замены работающих подразделений ГПС;

контроль за приведением в готовность средств индивидуальной защиты и дозиметрического контроля в подразделениях ГПС, а также в других подразделениях, привлекаемых согласно плану;

организация пожарно-профилактического обслуживания и тушения пожаров на аварийной АЭС и в режимных зонах с учетом потерь сил и средств подразделений ГПС, а также их передислокации;

ежедневный учет и обобщение данных обо всех видах и объемах работ, выполняемых подразделениями ГПС;

организация дозиметрического контроля, санитарной обработки личного состава и дезактивации техники в подразделениях ГПС;

обеспечение эвакуации личного состава и членов их семей из подразделений ГПС, попавших в режимные зоны;

контроль потерь сил и средств подразделений ГПС, учет личного состава, получившего дозы облучения, убывшего в другие подразделения и на лечение;

обобщение заявок и предложений с мест ведения работ, организация их выполнения и подготовка своевременных представлений в вышестоящие органы;

своевременное доведение до личного состава ГПС приказов, указаний вышестоящих органов;

организация взаимодействия с другими службами, организациями, участвующими в ликвидации последствий аварии;

ведение штабной документации, делопроизводство. Подготовка и представление в вышестоящие органы материалов и отчетных данных в соответствии с установленными требованиями;

разработка предложений по кадровому обеспечению подразделений ГПС в режимных зонах.

4.2.2. Проведение эвакуационных мероприятий

При принятии комиссией по чрезвычайным ситуациям АЭС решения о проведении эвакуации населения из режимной зоны штаб территориального органа управления ГПС организует:

передислокацию пожарных частей из зоны радиоактивного загрязнения;

пожарно-профилактическую работу при проведении эвакуационных мероприятий;

взаимодействие с коммунально-бытовыми службами, службами энергоснабжения и водоснабжения;

санитарную обработку личного состава ГПС; дезактивацию имущества, пожарной техники и оборудования, средств защиты;

связь подразделений ГПС при проведении эвакуационных мероприятий.

4.2.3. Пожарно-профилактическая работа на АЭС

Для выполнения профилактической работы на АЭС и в прилегающей к ней зоне создается отдельная профилактическая группа. Другая группа - инспекция государственного пожарного надзора (ИГПН) создается для проведения работ в зоне размещения сил, ведущих аварийно-восстановительные работы, а также в местах размещения отселенного населения.

На аварийной АЭС работа профилактической группы проводится в зависимости от радиационной обстановки целевыми дозорами или круглосуточно. Для этого с учетом радиационной обстановки из состава профилактической группы создается несколько дежурных смен. АЭС и территория разбиваются на участки и секторы, за которыми закрепляются строго определенные инспектора. На каждом участке (в секторе) в смену должны работать не менее двух человек, один из которых должен быть подготовленным дозиметристом и иметь при себе дозиметрический прибор.

Основными задачами работников профилактической группы являются:

осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима;

контроль и применение мер пожарной безопасности при проведении пожароопасных и аварийно-восстановительных работ на объекте;

определение исправности систем и установок автоматического обнаружения и тушения пожаров, а также противопожарного водоснабжения, осуществление постоянного контроля за их состоянием;

контроль за отключением неисправных участков электросетей, агрегатов и установок, находящихся в пожароугрожаемом состоянии;

инструктаж рабочих и служащих о мерах пожарной безопасности, организация противопожарной пропаганды;

рассмотрение и согласование инструкций о мерах пожарной безопасности при проведении неотложных аварийно-восстановительных работ;

оказание помощи но созданию и подготовке добровольных пожарных дружин в цехах, на участках, на строительных площадках в зоне ведения работ;

контроль за выполнением неотложных противопожарных мероприятий;

учет противопожарных мероприятий и контроль за их выполнением;

разработка предложений о дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности объекта.

Основными задачами ИГПН являются:

обеспечение систематического контроля за соблюдением мер пожарной безопасности в зоне эвакуации и в оперативно-режимных зонах;

разработка совместно с органами энергонадзора и другими организациями мер по безопасной эксплуатации зданий и эксплуатации источников потребления электроэнергии;

разработка с организациями водоканала (водопроводной службой) мероприятий по обеспечению подачи воды для целей пожаротушения, в том числе в отселенной зоне;

обеспечение пожарного надзора за строительством вахтовых поселков, временных зданий и сооружений;

осуществление организации ГПС вахтовых поселков;

пожарно-техническое обследование объектов.

При проведении профилактических мероприятий ИГПН взаимодействует с территориальными органами управления МЧС России, администрацией районов области, органами милиции, службами электро- и газоснабжения, водоснабжения.

4.2.4. Дозиметрический контроль

На месте пожара (аварии) создается служба дозиметрического контроля. На эту службу возлагаются следующие задачи:

регистрация всех прибывших в специальном журнале с ежедневной отметкой полученных ими доз облучения;

выдача карточек учета доз радиоактивного облучения личного состава, ежедневное заполнение их;

контроль безопасности работ личного состава из расчета получения ими минимума облучения;

организация измерений уровней радиации на маршрутах движения пожарной техники при выполнении специальных работ;

проведение проверок исправности приборов дозиметрического контроля;

ежедневное представление штабу сведений по форме установленного образца.

Весь личный состав ГПС, задействованный в тушении пожаров и в пожарно-профилактической работе на АЭС и в оперативно-режимных зонах, обеспечивается приборами дозиметрического контроля: индивидуальными дозиметрами, а также средствами индивидуальной защиты: респираторами, легкими защитными костюмами Л-1, защитными плащами ОП-1, СЗО-1 (приложение 6). Принципиальная схема организации службы дозиметрического контроля приведена в приложении 7.

Дозиметрический контроль личного состава ГПС проводится по схеме:

в службе дозиметрического контроля АЭС уточняется радиационная обстановка в местах выполнения работ;

на месте выполнения работ и несения службы личному составу ГПС выдаются индивидуальные дозиметры-накопители, которые изымаются при замене личного состава (подразделения ГПС обеспечиваются дозиметрами дозиметрической службой АЭС); с дозиметров снимаются показания о полученных дозах дозиметрической службой АЭС;

режим работы личного состава на следующие дни определяется с учетом ранее полученной им дозы облучения.

Службой дозиметрического контроля ведутся: журнал уровней радиоактивного загрязнения местности в районах действий ГПС, журнал учета доз облучения личного состава подразделений ГПС, карточка учета индивидуальных доз радиоактивного облучения. Карточка учета индивидуальных доз подписывается руководителем службы дозиметрического контроля, а при полном окончании работ в очаге поражения подписывается руководителем органов внутренних дел (старшим по должности) и заверяется печатью.

4.2.5. Организация пожарной связи

Управление силами ГПС и оперативное получение сведений об обстановке в районе аварии и прилегающих районах обеспечивается надежной связью. Связь организуется в установленном порядке с использованием всех видов табельных средств, а также каналов и линий связи ведомств и организаций, располагаемых в зоне работ. Использование каналов и средств других ведомств должно быть определено заблаговременно и согласовано с соответствующими организациями.

Порядок передачи информации по открытым каналам связи определяется инструкцией, утвержденной начальником территориального органа управления ГПС.

4.2.6. Радиационная разведка, дозиметрический контроль и специальная обработка

Радиационная разведка. При аварии на АЭС с целью обнаружения зон радиоактивного загрязнения (районов и объектов), определения уровней радиации в местах формирования, размещения, действий и маршрутов выдвижения сил и средств ГПС должна проводиться радиационная разведка.

В подразделениях ГПС, задействованных в тушении пожаров и в пожарно-профилактической работе на АЭС и в оперативно-режимных зонах, радиационная разведка проводится табельными средствами разведки, постоянно поддерживается связь с дозиметрической службой АЭС.

Для оперативного контроля за радиационной обстановкой целесообразно использовать бронетранспортеры, боевые разведывательно-дозорные машины. С учетом расположения участков работ ГПС составляются маршруты несения разведывательно-дозорной службы.

4.2.7. Специальная обработка личного состава и техники

После вывода личного состава и техники ГПС из загрязненных радиоактивными веществами помещений и опасной зоны под руководством службы дозиметрического контроля АЭС производится тщательная проверка степени загрязнения людей, техники, вооружения и средств защиты. В зависимости от степени загрязнения радиоактивными веществами производится санитарная обработка личного состава и дезактивация техники, оборудования и имущества.

4.2.8. Санитарная обработка личного состава и одежды

Частичная санитарная обработка личного состава производится до начала полной санитарной обработки. При этой санобработке проводятся индивидуальные сангигиенические мероприятия. Приступать к частичной санобработке следует после снятия защитной одежды, причем снятие средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) по возможности производится после снятия верхней одежды, а также защитных костюмов.

Полная санитарная обработка личного состава производится в санпропускниках АЭС после частичной санобработки или после дезактивации техники.

Для предотвращения переоблучения личного состава от радиоактивных аэрозолей, оседающих на одежду и кожу, производится санитарная обработка и периодическая полная смена нательного и постельного белья, а также обмундирования. Для этого создается необходимый запас белья и обмундирования и разворачиваются санитарно-обмывочные пункты (СОП) и станции обеззараживания одежды (СОО) на базе бань и прачечных вне 30-километровой зоны.

Для подогрева и подачи воды на санитарную обработку могут быть использованы специальные установки и машины. При обосновании мер безопасности и защиты личного состава от воздействия ионизирующих излучений необходимо руководствоваться временными допустимыми уровнями радиоактивного загрязнения кожи, белья, обмундирования, транспортных средств, механизмов, продуктов питания, помещений, утвержденных главным санитарным врачом России.

4.2.9. Специальная обработка техники

Дезактивация загрязненной пожарной техники, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и имущества проводится в целях предотвращения переоблучения личного состава ионизирующими излучениями на специальных обмывочных пунктах АЭС. Для дезактивации техники ГПС используются как штатные средства, так и пожарные автомобили, заправленные водой или специальными моющими веществами (приложение 8). При дезактивации контролируется степень радиоактивного загрязнения техники. При неудовлетворительных результатах дезактивации составляется акт на списание указанных средств представителями администрации и соответствующих служб.

Пожарная и другая использованная техника, дезактивация которой не дала удовлетворительных результатов, направляется в отстойники или временные пункты сбора, места размещения которых определяются администрацией АЭС и районов.

4.2.10. Техническое обслуживание и ремонт пожарной техники ГПС

Руководство работами по обслуживанию и ремонту пожарной техники возлагается на помощника начальника штаба по техническому обеспечению. В плане должны быть определены базы для технического обслуживания и ремонта пожарной техники. Для организации технического обслуживания и ремонта пожарной техники на каждую базу ремонта дополнительно выделяются ремонтные группы. Подготовку групп, обеспечение их необходимым инструментом и запчастями осуществляет начальник нештатной технической службы.

4.2.11. Медицинское и продовольственное обеспечение подразделений ГПС

Медицинское обеспечение подразделений ГПС проводится в целях профилактики и контроля за состоянием здоровья личного состава ГПС, оказания необходимой медицинской помощи.

Медицинское обеспечение личного состава ГПС, задействованного в тушении пожаров и в пожарно-профилактической работе на АЭС, осуществляется силами медсанчасти на территории АЭС и медицинскими учреждениями, определенными постановлениями местных органов власти.

Медицинские мероприятия предусматривают:

соблюдение личным составом ГПС правил личной гигиены;

санитарный контроль за состоянием воды, продовольствия;

периодический осмотр личного состава ГПС;

анализ крови личного состава ГПС, работающего на местности, загрязненной радиоактивными веществами;

обеспечение личного состава ГПС специальными средствами для профилактики лучевой болезни.

Питание личного состава подразделений ГПС производится за пределами радиоактивно зараженной зоны в точках общественного питания, определенных администрацией района по утвержденным нормам. При организации питания в загрязненных зонах пища доставляется в плотно закрытых термосах в объеме разового употребления.

4.2.12. Взаимодействие с организациями и службами, привлекаемыми для ликвидации последствий аварии (пожара)

Взаимодействие штаба осуществляется по направлениям, курируемым министерствами и ведомствами, организациями и службами, привлекаемыми для ликвидации последствий аварии (пожара). Примерный перечень этих направлений приведен в приложении 9.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЖДЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

УТВЕРЖДАЮ

НАЧАЛЬНИК ГУГПС МВД РОССИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ

Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГПС ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АЭС В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3. ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС К ВЕДЕНИЮ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АЭС В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

3.1. Планирование боевых действий территориальными органами управления ГПС и подразделениями ГПС по охране АЭС

3.2. Обучение личного состава ГПС работе в условиях ионизирующего излучения

4. ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ГПС ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ НА АЭС

4.1. Ведение боевых действий подразделениями ГПС при тушении пожаров в условиях радиационной аварии

4.2. Особенности ликвидации последствий радиационной аварии на АЭС

5. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Категории нарушений в работе АЭС и их связь с Международной шкалой оценки опасности событий на АС

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оснащение пожарного отделения и караула табельными средствами разведки и защиты

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерная форма допуска на тушение пожара в условиях воздействия ионизирующих излучений

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Организация и особенности тушения пожаров применительно к различным типам реакторов

1. Организация тушения пожаров на АЭС

2. Особенности тушения пожаров на АЭС с реакторами РБМК

3. Особенности тушения пожаров на АЭС с реакторами ВВЭР

4. Особенности тушения пожаров на АЭС с реакторами БН

5. Особенности тушения пожаров в помещениях, зданиях и сооружениях АЭС

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схема управления противопожарной службой при ликвидации последствий аварии на АЭС

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Специальная защитная одежда пожарных изолирующего типа

Комплекты одежды пожарных специальной защитной от ионизирующих излучений

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Принципиальная схема организации дозиметрического контроля в противопожарной службе при ликвидации последствий аварии на АЭС

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля

Контроль радиоактивного облучения

Обнаружение и измерение ионизирующих излучений

Методы обнаружения и измерения

Единицы измерения

Дозиметрические величины и единицы их измерения

Средства, применяемые для дезактивации

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Схема взаимодействия оперативного штаба УГПС УВД области с министерствами и ведомствами при ликвидации последствий аварии на АЭС

ОГЛАВЛЕНИЕ