Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ 
Таблица 3. 2. характерные особенности пожаров на автоцистернах. 3. опасные и... Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ 
Таблица 3. 2. характерные особенности пожаров на автоцистернах. 3. опасные и...

Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ => Таблица 3. 2. характерные особенности пожаров на автоцистернах. 3. опасные и поражающие факторы пожара и взрыва....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ -> 
1
2
3
4
5
текст целиком
 

Таблица 3

 

Продукт (ГОСТ, ТУ)

Суммарная формула

Молярная масса, кг·кмоль-1

Температура вспышки, °C

Константы уравнения Антуана

Температурный интервал значений констант уравнения Антуана, °С

Теплота сгорания, кДж·кг-1

А

В

СА

Бензин А-72 (зимний)

(ГОСТ 2084-67)

C6,991 H13,108

97,2

-36

4,19500

682,876

222,066

-60¸85

44239

Бензин Аи-93 (летний)

(ГОСТ 2084-67)

C7,024 H13,706

98,2

-36

4,12311

664,976

221,695

-60¸95

43641

Бензин Аи-93 (зимний)

(ГОСТ 2084-67)

C6,911 H12,168

95,3

-37

4,26511

695,019

223,220

-60¸90

43641

Дизельное топливо «З»

(ГОСТ 305-73)

C12,343 H23,889

172,3

>+35

5,07818

1255,73

199,523

40¸210

43590

Дизельное топливо «Л»

(ГОСТ 305-73)

C14,511 H29,120

203,6

>+40

5,00109

1314,04

129,473

60¸240

43419


2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

 

Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой горючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12-24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, разлетом осколков и фрагментов разрушенной конструкции. Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия дороги и рельефа местности.

Причинами аварийных ситуаций (пожаров) на автоцистернах при перевозке ЛВЖ и ГЖ являются следующие:

- нарушение технологического регламента процесса перевозки ЛВЖ и ГЖ;

- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования автомобиля;

- нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых, керосиновых и других устройств;

- неосторожное обращение с огнем (в т.ч. при курении);

- нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ;

- грозовые разряды;

- разгерметизация автоцистерны при дорожно-транспортном происшествии.

Опыт эксплуатации автоцистерн при перевозке нефтепродуктов свидетельствует, что до 80 % аварий происходит во время проведения сливоналивных операций. Главными причинами этих аварий являются следующие: несоблюдение правил эксплуатации технологического оборудования (в соответствии с их технологическими схемами); правил техники безопасности при работе с нефтепродуктами; использование неисправных устройств по отводу статического электричества (либо неиспользование таковых); использование нештатного (неомедненного) инструмента при монтаже (демонтаже) оборудования; проведение сливоналивных работ во время грозы; подача нефтепродукта в цистерну «падающей» струей; пользование электрофонарями не во взрывозащищенном исполнении, отсутствие искрогасителей на автоцистернах при въезде на территорию объектов с хранением нефтепродуктов и т.п.

 

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

 

В табл. 4 приведены размеры зон поражения тепловым излучением при пожаре пролива для некоторых типичных аварийных ситуаций. Расстояния, приведенные в табл. 4, должны быть отсчитаны от края пролива. Под ХНКПР понимается радиус, а под ZНКПР - высота взрывоопасной зоны. Предполагается, что вещества при расчетной температуре ниже температуры вспышки (37 °С) взрывоопасных смесей не образуют (например, дизельное топливо). В этом случае размеры взрывоопасных зон и избыточное давление взрыва принимаются равными нулю.

В табл. 4 приведены численные значения, полученные при следующих допущениях:

- за площадь пожара принята площадь пролива топлива;

- температура окружающей среды принимается равной 37 °С (максимально возможная температура для г. Москвы) [7];

- подвижность воздуха отсутствует, при этом размеры образующихся при поступлении паров в атмосферу взрывоопасных зон максимальны;

- время испарения принято равным 1 ч.

 

Таблица 4

 

Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ

 

Вид и масса вещества, вышедшего в окружающую среду, кг

Площадь пролива, м2

Масса пара в паровоздушном облаке, кг

Размеры взрывоопасных зон, м

Зона воздействия высоко-

температурных продуктов сгорания при «пожаре-вспышке», м

Интенсивность теплового излучения, кВт·м2

Расстояние, на котором реализуется интенсивность теплового излучения, м

ХНКПР

ZНКПР

Бензин;

33

7

9,6

23

0,9

44 (14)

17,0

< 2,0

 

(2,4)

(7,4)

(0,3)

 

12,9

< 2,0

 

 

 

 

 

10,5

< 2,0

 

 

 

 

 

7,0

2,1

 

 

 

 

 

4,2

2,8

 

 

 

 

 

1,4

5,0

Бензин;

97

20

2,8

33

1,3

63 (19)

17,0

2,8

 

(6,9)

(10)

(0,4)

 

12,9

3,0

 

 

 

 

 

10,5

3,3

 

 

 

 

 

7,0

4,1

 

 

 

 

 

4,2

5,5

 

 

 

 

 

1,4

9,1

Бензин;

161

34

47

40

1,6

77 (23)

17,0

3,6

 

(12)

(12)

(0,5)

 

12,9

4,1

 

 

 

 

 

10,5

4,6

 

 

 

 

 

7,0

5,7

 

 

 

 

 

4,2

7,4

 

 

 

 

 

1,4

12,1

Бензин;

194

41

56

42

1,7

81 (25)

17,0

4,0

 

(14)

(13)

(0,5)

 

12,9

4,6

 

 

 

 

 

10,5

5,1

 

 

 

 

 

7,0

6,4

 

 

 

 

 

4,2

8,2

 

 

 

 

 

1,4

13,4

Бензин;

2419

508

700

97

3,8

186 (60)

17,0

15

 

(175)

(31)

(12)

 

12,9

17

 

 

 

 

 

10,5

19

 

 

 

 

 

7,0

23

 

 

 

 

 

4,2

28

 

 

 

 

 

1,4

44

Дизельное топливо;

2763

525

14,5

0

0

0

17,0

16

 

 

 

 

 

12,9

18

 

 

 

 

 

10,5

19

 

 

 

 

 

7,0

23

 

 

 

 

 

4,2

29

 

 

 

 

 

1,4

44

Бензин;

4838

1016

1400

123

4,8

236 (75)

17,0

21

 

(350)

(39)

(1,5)

 

12,9

24

 

 

 

 

 

10,5

26

 

 

 

 

 

7,0

31

 

 

 

 

 

4,2

39

 

 

 

 

 

1,4

59

Дизельное топливо; 5526

1050

29

0

0

0

17,0

22

 

 

 

 

 

12,9

24

 

 

 

 

 

10,5

27

 

 

 

 

 

7,0

32

 

 

 

 

 

4,2

39

 

 

 

 

 

1,4

60

Бензин;

8064

1693

2332

145

5,7

278 (88)

17,0

27

 

(583)

(46)

(1,8)

 

12,9

30

 

 

 

 

 

10,5

33

 

 

 

 

 

7,0

39

 

 

 

 

 

4,2

49

 

 

 

 

 

1,4

73

Дизельное топливо;

9210

1750

48

0

0

0

17,0

28

 

 

 

 

 

12,9

31

 

 

 

 

 

10,5

34

 

 

 

 

 

7,0

40

 

 

 

 

 

4,2

49

 

 

 

 

 

1,4

73

Бензин;

2362

496

683

97

3,8

186 (58)

17,0

15

 

(171)

(30)

(1,2)

 

12,9

17

 

 

 

 

 

10,5

19

 

 

 

 

 

7,0

23

 

 

 

 

 

4,2

30

 

 

 

 

 

1,4

47

Дизельное топливо;

2696

512

14

0

0

0

17,0

15

 

 

 

 

 

12,9

17

 

 

 

 

 

10,5

19

 

 

 

 

 

7,0

23

 

 

 

 

 

4,2

29

 

 

 

 

 

1,4

46

Пары бензина;

11,7

0

11,7

20

**

39

*

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пары бензина;

16,1

0

16,1

22

**

42

*

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пары бензина;

21,9

0

21,9

25

**

48

*

*

Бензин;

2016

423

583

92

3,6

177 (56)

17,0

14

 

(146)

(29)

(1,1)

 

12,9

16

 

 

 

 

 

10,5

18

 

 

 

 

 

7,0

22

 

 

 

 

 

4,2

28

 

 

 

 

 

1,4

44

Дизельное топливо;

2303

438

12

0

0

0

17,0

14

 

 

 

 

 

12,9

16

 

 

 

 

 

10,5

18

 

 

 

 

 

7,0

21

 

 

 

 

 

4,2

27

 

 

 

 

 

1,4

43

 

Примечание. В скобках представлены данные для времени испарения, равного 15 мин.

* При выходе в атмосферу горючего пара (например, через дыхательный трубопровод) тепловое излучение при сгорании паровоздушной смеси действует весьма кратковременно, и вследствие этого его воздействие на окружающие объекты (за исключением попадающих непосредственно в пламя) мало. Интенсивности теплового излучения в этом случае не рассчитывались.

** При выходе паров бензина над резервуаром вычисляли лишь горизонтальный размер взрывоопасной зоны XНКПР.


1
2
3
4
5
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

УДК 614.842.621:66076

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

Таблица 4

Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

4.1. Предварительное планирование боевых действий

4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

Таблица 5

Воздействие теплового излучения на людей, на элементы строительных конструкций и технологического оборудования

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

Таблица 6

Особенности оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) и рекомендуемая тактика действий должностных лиц и личного состава ГПС

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ

ЛИТЕРАТУРА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ