Продукт (ГОСТ, ТУ) |
Суммарная формула |
Молярная масса, кг·кмоль-1 |
Температура вспышки, °C |
Константы уравнения Антуана |
Температурный интервал значений констант уравнения Антуана, °С |
Теплота сгорания, кДж·кг-1 |
||
А |
В |
СА |
||||||
Бензин А-72 (зимний) (ГОСТ 2084-67) |
C6,991 H13,108 |
97,2 |
-36 |
4,19500 |
682,876 |
222,066 |
-60¸85 |
44239 |
Бензин Аи-93 (летний) (ГОСТ 2084-67) |
C7,024 H13,706 |
98,2 |
-36 |
4,12311 |
664,976 |
221,695 |
-60¸95 |
43641 |
Бензин Аи-93 (зимний) (ГОСТ 2084-67) |
C6,911 H12,168 |
95,3 |
-37 |
4,26511 |
695,019 |
223,220 |
-60¸90 |
43641 |
Дизельное топливо «З» (ГОСТ 305-73) |
C12,343 H23,889 |
172,3 |
>+35 |
5,07818 |
1255,73 |
199,523 |
40¸210 |
43590 |
Дизельное топливо «Л» (ГОСТ 305-73) |
C14,511 H29,120 |
203,6 |
>+40 |
5,00109 |
1314,04 |
129,473 |
60¸240 |
43419 |
Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой горючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.
Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».
При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12-24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, разлетом осколков и фрагментов разрушенной конструкции. Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия дороги и рельефа местности.
Причинами аварийных ситуаций (пожаров) на автоцистернах при перевозке ЛВЖ и ГЖ являются следующие:
- нарушение технологического регламента процесса перевозки ЛВЖ и ГЖ;
- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования автомобиля;
- нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых газовых, керосиновых и других устройств;
- неосторожное обращение с огнем (в т.ч. при курении);
- нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ;
- грозовые разряды;
- разгерметизация автоцистерны при дорожно-транспортном происшествии.
Опыт эксплуатации автоцистерн при перевозке нефтепродуктов свидетельствует, что до 80 % аварий происходит во время проведения сливоналивных операций. Главными причинами этих аварий являются следующие: несоблюдение правил эксплуатации технологического оборудования (в соответствии с их технологическими схемами); правил техники безопасности при работе с нефтепродуктами; использование неисправных устройств по отводу статического электричества (либо неиспользование таковых); использование нештатного (неомедненного) инструмента при монтаже (демонтаже) оборудования; проведение сливоналивных работ во время грозы; подача нефтепродукта в цистерну «падающей» струей; пользование электрофонарями не во взрывозащищенном исполнении, отсутствие искрогасителей на автоцистернах при въезде на территорию объектов с хранением нефтепродуктов и т.п.
В табл. 4 приведены размеры зон поражения тепловым излучением при пожаре пролива для некоторых типичных аварийных ситуаций. Расстояния, приведенные в табл. 4, должны быть отсчитаны от края пролива. Под ХНКПР понимается радиус, а под ZНКПР - высота взрывоопасной зоны. Предполагается, что вещества при расчетной температуре ниже температуры вспышки (37 °С) взрывоопасных смесей не образуют (например, дизельное топливо). В этом случае размеры взрывоопасных зон и избыточное давление взрыва принимаются равными нулю.
В табл. 4 приведены численные значения, полученные при следующих допущениях:
- за площадь пожара принята площадь пролива топлива;
- температура окружающей среды принимается равной 37 °С (максимально возможная температура для г. Москвы) [7];
- подвижность воздуха отсутствует, при этом размеры образующихся при поступлении паров в атмосферу взрывоопасных зон максимальны;
- время испарения принято равным 1 ч.
Вид и масса вещества, вышедшего в окружающую среду, кг |
Площадь пролива, м2 |
Масса пара в паровоздушном облаке, кг |
Размеры взрывоопасных зон, м |
Зона воздействия высоко- температурных продуктов сгорания при «пожаре-вспышке», м |
Интенсивность теплового излучения, кВт·м2 |
Расстояние, на котором реализуется интенсивность теплового излучения, м |
|
ХНКПР |
ZНКПР |
||||||
Бензин; 33 |
7 |
9,6 |
23 |
0,9 |
44 (14) |
17,0 |
< 2,0 |
|
(2,4) |
(7,4) |
(0,3) |
|
12,9 |
< 2,0 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
< 2,0 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
2,1 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
2,8 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
5,0 |
|
Бензин; 97 |
20 |
2,8 |
33 |
1,3 |
63 (19) |
17,0 |
2,8 |
|
(6,9) |
(10) |
(0,4) |
|
12,9 |
3,0 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
3,3 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
4,1 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
5,5 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
9,1 |
|
Бензин; 161 |
34 |
47 |
40 |
1,6 |
77 (23) |
17,0 |
3,6 |
|
(12) |
(12) |
(0,5) |
|
12,9 |
4,1 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
4,6 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
5,7 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
7,4 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
12,1 |
|
Бензин; 194 |
41 |
56 |
42 |
1,7 |
81 (25) |
17,0 |
4,0 |
|
(14) |
(13) |
(0,5) |
|
12,9 |
4,6 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
5,1 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
6,4 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
8,2 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
13,4 |
|
Бензин; 2419 |
508 |
700 |
97 |
3,8 |
186 (60) |
17,0 |
15 |
|
(175) |
(31) |
(12) |
|
12,9 |
17 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
19 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
23 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
28 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
44 |
|
Дизельное топливо; 2763 |
525 |
14,5 |
0 |
0 |
0 |
17,0 |
16 |
|
|
|
|
|
12,9 |
18 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
19 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
23 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
29 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
44 |
|
Бензин; 4838 |
1016 |
1400 |
123 |
4,8 |
236 (75) |
17,0 |
21 |
|
(350) |
(39) |
(1,5) |
|
12,9 |
24 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
26 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
31 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
39 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
59 |
|
Дизельное топливо; 5526 |
1050 |
29 |
0 |
0 |
0 |
17,0 |
22 |
|
|
|
|
|
12,9 |
24 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
27 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
32 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
39 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
60 |
|
Бензин; 8064 |
1693 |
2332 |
145 |
5,7 |
278 (88) |
17,0 |
27 |
|
(583) |
(46) |
(1,8) |
|
12,9 |
30 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
33 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
39 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
49 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
73 |
|
Дизельное топливо; 9210 |
1750 |
48 |
0 |
0 |
0 |
17,0 |
28 |
|
|
|
|
|
12,9 |
31 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
34 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
40 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
49 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
73 |
|
Бензин; 2362 |
496 |
683 |
97 |
3,8 |
186 (58) |
17,0 |
15 |
|
(171) |
(30) |
(1,2) |
|
12,9 |
17 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
19 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
23 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
30 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
47 |
|
Дизельное топливо; 2696 |
512 |
14 |
0 |
0 |
0 |
17,0 |
15 |
|
|
|
|
|
12,9 |
17 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
19 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
23 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
29 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
46 |
|
Пары бензина; 11,7 |
0 |
11,7 |
20 |
** |
39 |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пары бензина; 16,1 |
0 |
16,1 |
22 |
** |
42 |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пары бензина; 21,9 |
0 |
21,9 |
25 |
** |
48 |
* |
* |
Бензин; 2016 |
423 |
583 |
92 |
3,6 |
177 (56) |
17,0 |
14 |
|
(146) |
(29) |
(1,1) |
|
12,9 |
16 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
18 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
22 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
28 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
44 |
|
Дизельное топливо; 2303 |
438 |
12 |
0 |
0 |
0 |
17,0 |
14 |
|
|
|
|
|
12,9 |
16 |
|
|
|
|
|
|
10,5 |
18 |
|
|
|
|
|
|
7,0 |
21 |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
27 |
|
|
|
|
|
|
1,4 |
43 |
Примечание. В скобках представлены данные для времени испарения, равного 15 мин.
* При выходе в атмосферу горючего пара (например, через дыхательный трубопровод) тепловое излучение при сгорании паровоздушной смеси действует весьма кратковременно, и вследствие этого его воздействие на окружающие объекты (за исключением попадающих непосредственно в пламя) мало. Интенсивности теплового излучения в этом случае не рассчитывались.
** При выходе паров бензина над резервуаром вычисляли лишь горизонтальный размер взрывоопасной зоны XНКПР.
Краткое содержание:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ
3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА
Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ
4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ
4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ
4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях
4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)
5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)
6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ
1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ
3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА
4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ
5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)
6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ