Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ 
5. основные тактические приемы при ликвидации пожара на автоцистерне с лвж (или... Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ 
5. основные тактические приемы при ликвидации пожара на автоцистерне с лвж (или...

Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ => 5. основные тактические приемы при ликвидации пожара на автоцистерне с лвж (или гж). Таблица 6. Особенности...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Тушение автоцистерн для перевозки ЛВЖ -> 
1
2
3
4
5
текст целиком
 

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

 

Тактика действий подразделений ГПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (или ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистерну с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара.

Безопасность личного состава ГПС, а также участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов, возникающих при этом. Личный состав ГПС и участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественными или искусственными укрытиями. В случае необходимости возможно применение различного рода защитных устройств (например, экранов). При тушении вышеуказанных пожаров личный состав ГПС должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси может достигать 300 м.

При использовании пожарных автомобилей в качестве искусственных укрытий от волн сжатия взрыва необходимо учитывать возможность их опрокидывания.

В табл. 6 приведены сценарии наиболее характерных аварийных ситуаций и тактика действий подразделений ГПС в сложившихся обстоятельствах.

 

Таблица 6

 

Особенности оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) и рекомендуемая тактика действий должностных лиц и личного состава ГПС

 

Особенности оперативно-тактической обстановки

Косвенные признаки оценки опасности аварийной ситуации

Действия должностных лиц и личного состава ГПС

Возможные опасные факторы пожара

Автоцистерна (АЦ) или прицеп АЦ с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара

Величина теплового потока, воздействующего на АЦ или прицеп АЦ, может достигать 40-60 кВт/м2 и более

1. Осуществить эвакуацию людей (в течение минимально возможного времени) на безопасное расстояние, организовать оцепление места пожара и выставить посты по границе опасной зоны (не менее 300 м), привлекая к этому минимальное количество личного состава ГИБДД и ГПС.

2. Вывести личный состав ГПС в безопасную зону, а также убрать в укрытие или на безопасное расстояние технику, используя естественные и искусственные сооружения

1. «Пожар-вспышка».

2. Тепловое излучение.

3. «Огненный шар».

4. Отравляющее действие продуктов горения ЛВЖ (или ГЖ)

АЦ или прицеп АД находится вне зоны очага горения, но при этом подвергается тепловому излучению

Окраска поверхности автоцистерны не изменена (тепловой поток не более 7 кВт/м2)

1. Оценить интенсивность воздействия теплового потока на поверхности АЦ.

2. При интенсивности теплового потока менее 3,0 кВт/м2), характерным признаком которого является отсутствие болевых ощущений незащищенных участков поверхности кожи, принять меры по транспортировке АЦ из зоны теплового воздействия пожара. Транспортировку проводить с соблюдением мер безопасности, по возможности избегая толчков и резкого торможения. При транспортировке АЦ, а также по завершении вывода АЦ из опасной зоны организовать ее охлаждение путем орошения с двух сторон тонкораспыленной водой.

3. Организовать работу по сооружению заградительных валов из песка, земли или гравия для ограничения площади растекания горящей жидкости.

1. «Пожар-вспышка».

2. Тепловое излучение.

3. Отравляющее действие продуктов горения ЛВЖ (или ГЖ)

 

При визуальном наблюдении изменения окрашенной поверхности автоцистерны (вспучивание, расслоение краски). Тепловой поток более 9 кВт/м2

4. При интенсивности теплового потока больше порогового значения, указанного выше, необходимо принять меры к его снижению (например, с помощью водяных завес, устанавливаемых со стороны защищаемой АЦ на расстоянии 1,5 м), а если это невозможно, то личному составу ГПС и участникам тушения пожара следует удалиться на безопасное расстояние от автоцистерны

 

АЦ находится вне зоны горения и не подвергается непосредственно тепловому излучению

При визуальном наблюдении окраска цистерны и автотранспортного средства не изменена (тепловой поток не более 7 кВт/м2). Температура нагрева поверхности цистерны не более 60 °С (определяется касанием влажной руки - жжение через 2-3 с)

1. Оценить по косвенным признакам температуру поверхности стенок цистерны и интенсивность теплового потока в зоне размещения цистерны.

2. При интенсивности теплового потока менее 1,4 кВт/м2, характерным признаком которого является отсутствие болевых ощущений незащищенных участков поверхности кожи, необходимо принять меры по удалению цистерны из зоны пожара. Транспортировку автоцистерны проводить с соблюдением мер безопасности, по возможности избегая появления потенциальных источников зажигания

«Пожар-вспышка»

АЦ на открытой площадке. Из горловины цистерны и запорных вентилей наблюдается факельное (диффузионное) горение в виде языков пламени. Пролива жидкой фазы не наблюдается

Пламя ярко-оранжевого цвета. Тепловой поток до 60 кВт/м2 и выше

1. В течение не более 15 мин с момента обнаружения пожара пролива ЛВЖ (ГЖ) провести рассредоточение окружающих цистерн и транспортных средств на безопасное расстояние, в первую очередь с людьми и опасными грузами, с учетом возможного направления развития пожара, создающего непосредственную угрозу окружающим зданиям, сооружениям и объектам.

2. При обеспечении защиты соседних цистерн и транспортных средств допускается вывести горящую автоцистерну на территорию, препятствующую растеканию ЛВЖ (ГЖ) и пожарам их проливов.

3. Приступить к охлаждению стенок горящей и расположенных рядом автоцистерн. Охлаждение проводить из-за укрытий путем подачи распыленных водяных струй

Тепловое излучение

АЦ на открытой площадке. Вблизи автоцистерны наблюдается незначительное истечение жидкой фазы. Горение ЛВЖ и ГЖ не наблюдается. Пролив жидкой фазы не превышает 2 м2

Наличие пролива жидкости. Горение отсутствует

1. Не прикасаться к пролитому веществу.

2. С помощью технических средств, не подвергающих опасности жизнь сотрудников ГПС, приостановить утечку, заткнув щель или отверстие, если они не очень велики, любыми подручными средствами (ветошью, тампонами из полиэтиленовых пакетов, деревянной пробкой).

3. Устранить потенциальные источники зажигания (огонь, искры и т.п.).

4. При проливе ЛВЖ (ГЖ), в т.ч. нефтепродуктов, использовать водопенные и порошковые огнетушащие вещества из огнетушителя для осаждения и конденсации пара, если это не запрещено в аварийной карте и кодом экстренных мер.

5. Ликвидировать пролив ЛВЖ или ГЖ с помощью песка.

6. Провести рассредоточение окружающих цистерн и транспортных средств на безопасное расстояние

«Пожар-вспышка»

АЦ на открытой площадке. Вблизи автоцистерны наблюдается незначительное истечение жидкой фазы. Пролив жидкой фазы не превышает 2 м2

Наличие пролива и горение жидкости

1. С помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, кошма и др.) ликвидировать горение пролива ЛВЖ.

2. Тушение пролива ЛВЖ (ГЖ) осуществлять с наветренной стороны и в направлении от себя. Тушить огонь путем направления струи огнетушащего вещества снизу вверх.

3. При горении масла и бензина ни в коем случае не направлять сильную струю огнетушащего вещества сверху вниз.

Тепловое излучение

Наблюдается горение ЛВЖ (ГЖ)

 

4. Тушить пламя малыми порциями огнетушащего вещества, сохраняя его резерв.

5. По возможности отбуксировать АЦ в безопасное место

 

Пролив топлива вблизи автоцистерны. Площадь пролива превышает 2 м2. Горение не наблюдается

Площадь пролива превышает 2 м2. Горение жидкости не наблюдается

1. Осуществить эвакуацию людей в течение минимально возможного времени на безопасное расстояние, организовав место оцепления пролива жидкости и выставив посты на границе опасной зоны (не менее 300 м), привлекая к этому минимальное количество личного состава ГПС.

2. Зона поражения будет определяться воздействием высокотемпературных продуктов сгорания при «пожаре-вспышке» (табл. 4) в зависимости от площади пролива ЛВЖ (ГЖ).

3. Прекратить все технологические операции по сливу и наливу ЛВЖ (ГЖ), а также движение автотранспортных средств в зоне поражения, не относящиеся к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации.

4. Устранить потенциальные источники зажигания (огонь, искры и т. п.).

5. Организовать работу по сооружению заградительных валов из песка, земли или гравия для ограничения площади растекания горючей жидкости.

6. По возможности вести постоянный контроль за образованием зон загазованности в радиусе не менее 300 м.

7. Вызвать на место аварии аварийную бригаду. При наличии специалистов устранить течь на автоцистерне. Если это не представляется возможным, то оказать помощь аварийной бригаде по перекачке содержимого в исправную цистерну и устранению пролива ЛВЖ (ГЖ).

8. Аварийно-спасательные работы проводить при орошении цистерны тонкораспыленной водой.

9. Использовать водопенные и порошковые огнетушащие вещества из огнетушителя для осаждения и конденсации пара, если это не запрещено в аварийной карте и кодом экстренных мер

«Пожар-вспышка»

 

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ

 

Ликвидация пожара и его последствий на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) создает опасность травмирования и гибели личного состава ГПС.

Для обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности и правил охраны труда личным составом ГПС и участниками тушения пожара РТП назначает ответственного из числа должностных лиц.

Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре об опасности возникновения взрыва, увеличения площади пролива ЛВЖ (ГЖ) и т.д., а также о принимаемых мерах.

При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов. Экипировка личного состава ГПС должна соответствовать требованиям БУПО и Правилам по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.

Тушение пожара необходимо производить в теплоотражательных костюмах.

В целях защиты личного состава следует применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также в местах возможного скопления продуктов сгорания ЛВЖ (или ГЖ).

Место пожара должно быть оцеплено на расстоянии не менее 300 м с привлечением для этой цели нарядов милиции.

Буксировку АЦ из опасной зоны следует производить крайне осторожно: двигатель не заводить, запорную арматуру не открывать и не закрывать и т. д.

Необходимо вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара.

В соответствии с БУПО следует определить и довести до сведения личного состава подразделений ГПС сигнал об отходе с позиций при возникновении опасности.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Рекомендации по работе личного состава подразделений ГПС МЧС России при тушении пожара разлитого продукта из автоцистерны. - М.: Академия ГПС, 2003. - 15 с.

2. ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

3. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

4. Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. - М.: Минтранс РФ, 1995.

5. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ, изд.: В 2 т. // А.Н. Баратов, А.Я. Корольченко, Г.Н. Кравчук и др. - М.: Химия, 1990. - Т. 1. - 496 с.

6. ГОСТ 12.1.004-76. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

7. СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика. - М.: Стройиздат, 1983. - 136 с.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

4.1. Предварительное планирование боевых действий

4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ

1
2
3
4
5
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

УДК 614.842.621:66076

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

Таблица 4

Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

4.1. Предварительное планирование боевых действий

4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

Таблица 5

Воздействие теплового излучения на людей, на элементы строительных конструкций и технологического оборудования

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

Таблица 6

Особенности оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) и рекомендуемая тактика действий должностных лиц и личного состава ГПС

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ

ЛИТЕРАТУРА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ