Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров 
Федеральная служба лесного хозяйства россии. Ука3ания. По обнаружению и тушению... Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров 
Федеральная служба лесного хозяйства россии. Ука3ания. По обнаружению и тушению...

Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров => Федеральная служба лесного хозяйства россии. Ука3ания. По обнаружению и тушению лесных пожаров. Удк...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
текст целиком
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

 

 

 

Утверждены и введены в действие

на территории Российской Федерации

приказом Федеральной службы

лесного хозяйства России

от 30.06.95 № 100

 

УКА3АНИЯ

ПО ОБНАРУЖЕНИЮ И ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

 

УДК 630*432.2+630*432.3

 

 

Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров подготовлены Управлением охраны и защиты леса, Управлением науки Федеральной службы лесного хозяйства России и Российским Государственным проектно-изыскательским институтом по проектированию лесохозяйственных предприятий и природоохранных объектов "Росгипролес" в соответствии с Основами лесного законодательства (1993), другими нормативными актами и материалами по вопросам охраны лесов от пожаров.

Подготовка материалов и составление Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров на территории Российской Федерации осуществлена временным творческим коллективом специалистов под руководством кандидата сельскохозяйственных наук Е.А. Щетинского.

При составлении Указаний были использованы положения ранее действовавших Указаний (1976), материалы новых разработок Дальневосточного научно-исследовательского института лесного хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны и механизации, Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Указания по своему содержанию охватывают все основные направления работ по обнаружению и тушению лесных пожаров на лесной территории России.

При необходимости, в зависимости от особенностей лесорастительно-пирологических условий отдельных регионов, Указания могут быть дополнены положениями, отражающими специфику организации работ по обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях конкретного региона.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основами лесного законодательства Российской Федерации установлено, что все леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биоэкологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на сохранение лесного фонда от уничтожения, повреждения, ослабления и других вредных воздействий.

Организация разработки и выполнения противопожарных мероприятий по охране лесов возложена на органы государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые обеспечивают их выполнение через органы управления лесным хозяйством.

На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетенции районных (городских) администраций, а их выполнение возложено на владельцев лесного фонда и другие структуры, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах лесхозов возложено на государственную лесную охрану, а в лесах, закрепленных за другими владельцами, на ведомственную охрану.

Важнейшим звеном в охране лесов от пожаров является лесопожарная профилактика, которая предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними.

В целях упорядочения и обеспечения работ по противопожарной профилактике в лесах и приведения порядка выполнения этих предупредительных мероприятий в соответствие с Основами лесного законодательства Российской Федерации и Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации Федеральной службой лесного хозяйства России (Рослесхоз) утверждены Указания по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работ лесопожарных служб.

Наряду с выполнением работ по лесопожарной профилактике важнейшей задачей лесохозяйственных органов является также обеспечение своевременного обнаружения возникающих лесных пожаров и ликвидация их в начальной стадии развития.

Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров являются руководством для органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и других владельцев лесного фонда в проведении мероприятий по обнаружению и тушению лесных пожаров с применением современных способов и средств.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Осуществление задач по обеспечению своевременного обнаружения и ликвидации пожаров в лесах требует от органов управления лесами создания и надлежащей организации работы специализированных наземных и авиационных лесопожарных подразделений, оснащенных средствами обнаружения и тушения пожаров, подготовки лесопожарных формирований из местного населения, рабочих и служащих, а также привлечения противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений.

Кроме того, в порядке государственного контроля лесхозы обязаны всемерно повышать требовательность к предприятиям, организациям, учреждениям и другим юридическим и физическим лицам, работающим или имеющим различные объекты в лесах, по обнаружению и ликвидации своими силами и средствами пожаров, возникающих в местах их работ или нахождения объектов.

При этом работа всех указанных сил и средств должна строиться таким образом, чтобы каждый пожар на территории лесного фонда мог быть обнаружен в начале его возникновения, чтобы сообщение о пожаре было немедленно передано соответствующему пункту, организующему тушение, и чтобы необходимые силы и средства пожаротушения своевременно прибыли к месту пожара и обеспечили его ликвидацию в кратчайший срок.

Ответственность за подготовку и организацию работы всех сил и средств обнаружения и тушения пожаров и за своевременную ликвидацию пожаров на территориях лесхозов возложена на владельцев лесного фонда и лесопользователей. 

1.2. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации организуют контроль за деятельностью владельцев лесного фонда и лесопользователей по выполнению мероприятий, обеспечивающих своевременное обнаружение и ликвидацию пожаров, и оказывают им необходимую помощь, имея в виду, что противопожарная охрана лесов является одной из важнейших государственных задач.

1.3. В целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, соответствующие органы государственной власти:

ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожарному сезону;

ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;

предусматривают па периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделению на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;

организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели.

 

2. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

 

В целях обеспечения своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозы обязаны:

осуществлять в соответствии с планами противопожарного устройства лесов, составляемыми при лесоустройстве, строительство наземных наблюдательных пунктов в виде вышек, мачт и других сооружений различной конструкции, позволяющих вести наблюдения за появлением над пологом леса признаков возникающего пожара;

организовать наблюдение за лесами с этих наблюдательных пунктов и наземное патрулирование;

проводить все необходимые подготовительные работы на территории лесхоза по авиационному патрулированию лесов в районах, обслуживаемых базами авиационной охраны лесов, и обеспечить взаимодействие в работе по обнаружению и разведке возникших пожаров с соответствующими авиаотделениями;

проводить подготовку и инструктаж лесной охраны, временных пожарных сторожей и других работников лесхоза по вопросам обнаружения лесных пожаров и порядка передачи информации о них соответствующим пунктам (лесхоз, лесничество, пожарно-химическая станция, авиаотделение) для организации тушения;

проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров.

Система и порядок выполнения предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, а также режим работы лесопожарных служб в зависимости от степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды изложены в Указаниях по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб.

Для обнаружения и контроля за состоянием и динамикой развития лесных пожаров на слабоохраняемых территориях используется спутниковая информация, получаемая в виде снимков с искусственных спутников земли (ИСЗ).

 

2.1. Строительство и размещение пожарных наблюдательных пунктов

 

Пожарные наблюдательные вышки, мачты и другие сооружения строятся в плановом порядке в лесных массивах, в которых проектируется развитие наземных сил и средств борьбы с лесными пожарами. Строительство и размещение наблюдательных пунктов, в том числе передвижных, должно вестись с учетом рельефа местности (выбираются возвышенные места) и с таким расчетом, чтобы вся их сеть позволяла обеспечить максимальный обзор охраняемой территории, своевременно обнаруживать возникающие пожары и определять их места методом засечек с 2-3 пунктов. При этом размещение пунктов и работа на них наблюдателей должны быть увязаны между соседними лесхозами.

Наблюдательные пункты строятся в виде металлических и деревянных вышек или мачт, павильонов либо других сооружений по утвержденным типовым проектам. Чтобы сократить расходы на строительство и обеспечить наблюдение с одного пункта за большей территорией, их размещают на возвышенных местах. Однако не следует располагать пункты далее 10-12 км друг от друга, так как большие расстояния ухудшают возможности обзора.

Для удобства обслуживания наблюдательные пункты по возможности размещают вблизи от населенных пунктов, кордонов, дорог и рек, а пункты, оснащенные телевизионными установками, в местах с наличием электроэнергии.

 

 

 

2.2. Организация и техника наблюдения за лесами с наблюдательных пунктов

 

Работа наблюдателя на стационарных наблюдательных пунктах организуется на весь пожароопасный сезон. В качестве наблюдателей назначаются лица, знающие местность и хорошо ориентирующиеся в лесу. Время и режим работы наблюдателей на пунктах устанавливается в соответствии с Указаниями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб.

Все наблюдательные пункты как постоянные, так и временные (передвижные) обеспечиваются связью с ближайшим лесничеством, пожарно-химической станцией или лесхозом.

Для определения места лесных пожаров методом засечек следует использовать на наблюдательных пунктах геодезические угловые инструменты (например, буссоль). При отсутствии их следует изготовить из фанеры- или жесткого картона круг радиусом 25-30 см, на который наносится 72 или 120, а при радиусе действия более 10 км 180 делений (по 5-2 градусов каждое). В центре круга закрепляется подвижная стрелка с двумя диоптрами таким образом, чтобы внешнее острие стрелки, ось крепления ее на круге и нити диоптров совмещались на одной линии визирования. Изготовленный круг укрепляется на столике на уровне глаз с ориентацией нулевой отметки точно на север. При обнаружении дыма в лесу нужно совместить диоптры (предметный и глазной) с точкой (местом) появления дыма и по острому концу стрелки определить азимут. Величину азимута наблюдатель сообщает дежурному в лесничество или лесхоз.

На схематическом плане лесонасаждений в лесхозе или лесничестве наносятся точками места наблюдательных пунктов, вокруг которых вычерчиваются круги с градацией в два градуса. Все наблюдательные пункты нумеруют. Дежурный работник лесхоза или лесничества, получив с двух-трех вышек данные об азимутах, где замечено загорание, методом засечек (пересечение азимутальных линий) определяет на плане место возникшего пожара (рис. 1).

Если по условиям рельефа или из-за недостаточного количества наблюдательных пунктов применить метод засечек для определения места пожара не представляется возможным, имеющийся на наблюдательном пункте план обслуживаемой территории с нанесенными квартальной сеткой, дорогами, реками, озерами, вырубками, строениями, различными сооружениями и иными объектами, хорошо заметными с наблюдательного пункта, ориентируют по сторонам света.

Вращающуюся стрелку (сделанную из прозрачного материала), укрепленную па плане в точке нахождения наблюдательного пункта, направляют на обнаруженный пожар, замечают номера кварталов, через которые проходит линия визирования и глазомерно, по названным выше ориентирам, определяют место, где возник пожар.

 

На вышке .№ I На вышке № 2

В конторе лесхоза (лесничества)

 

Рис. 1. Определение места пожара методом засечек

 

В регистрационном журнале (тетради) для записи обнаруженных очагов .пожаров наблюдатель записывает следующую информацию:

время обнаружения пожара (месяц, число, час, минуты);

характеристику обнаруженного очага загорания (по видимым признакам);

отсчет по азимутальному кругу, в направлении которого обнаружен пожар (или номер квартала, или условной клетки, где действует пожар);

время сообщения о пожаре лесничеству или лесхозу;

должность и фамилию лица, принявшего сообщение о пожаре.

В случае обнаружения пожара на территории соседнего лесхоза дежурный, принявший соответствующую информацию с наблюдательного пункта, обязан немедленно передать ее по телефону, радио или телеграфу этому .лесхозу.

При установке на пожарных вышках и мачтах телевизионной камеры, наблюдение за лесом ведется оператором по экрану видеоконтрольного устройства (ВКУ), размещенного в помещении, удаленном от вышки (мачты) на расстояние до 1 км.

Руководят работой наблюдателей на пожарных наблюдательных пунктах и отвечают за надлежащую организацию их работы лесничие, инженеры по охране и защите леса или главный лесничий лесхоза.

 

2.3. Патрулирование лесов

 

Для своевременного обнаружения лесных пожаров лесхозы организуют патрулирование силами работников государственной лесной охраны.

Патрулирование лесов производится по маршрутам, установленным (запланированным) с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня и класса пожарной опасности по погодным условиям, а также других факторов, оказывающих влияние на возможность возникновения лесных пожаров.

Патрулирование проводится лесной охраной, командами ПХС, механизированных отрядов на автомашинах, мотоциклах, мопедах, велосипедах, мотолодках, на верховых лошадях и других средствах. При этом патрульный или патрульная группа должны иметь набор средств для тушения обнаруженного пожара.

Протяженность патрульных маршрутов в зависимости от уровня пожарной опасности может быть различной. Патрульные, как правило, обеспечиваются биноклями и средствами связи с лесничеством и лесхозом, ПХС и механизированным отрядом для сообщения о всех обнаруженных лесных пожарах и принятых мерах по их тушению.

 

 

2.4. Организация работы лесной охраны по обнаружению пожаров

 

Лесхозы обязаны принимать все необходимые меры по своевременному обнаружению и ликвидации лесных пожаров: обеспечивать получение в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременно доводить ее до работников лесной охраны, служб охраны лесов от пожаров, руководителей предприятий, организаций и учреждений, других юридических и физических лиц, осуществляющих лесные пользования или имеющих объекты на территории лесного фонда, а также до населения.

Работники лесной охраны, временные пожарные сторожа и другие работники лесхозов при обнаружении признаков лесного пожара (дыма, запаха гари) обязаны немедленно принять меры, чтобы найти очаг горения. При невозможности потушить возникший пожар немедленно сообщить о нем в контору лесничества или лесхоза, либо непосредственно дежурному пожарно-химической станции, используя для этого имеющиеся у них средства связи или средства связи ближайших предприятий, организаций и учреждений (телефон, радио), независимо от ведомственной принадлежности.

 

2.5. Авиационное патрулирование лесов

 

Авиационное патрулирование входит в комплекс работ по авиационной охране лесов, осуществляемых базами авиационной охраны лесов в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов.

В целях обеспечения более эффективной работы и повышения ответственности подразделений авиационной и наземной охраны лесов по обнаружению и тушению пожаров территорию лесного фонда в обслуживаемых авиацией лесхозах разделяют на районы, в которых тушение пожаров должно производиться авиационными силами и средствами (районы авиационной охраны) и районы, в которых тушение пожаров должно производиться наземными силами и средствами (районы наземной охраны).

Отнесение территорий к районам авиационной или наземной охраны проводится лесхозами в соответствии с планами противопожарного устройства лесов.

Порядок отнесения территорий к районам авиационной и наземной охраны устанавливается Рослесхозом.

Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха за обслуживаемой лесной территорией с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

Авиапатрулирование производится по утвержденным маршрутам.

При I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении ранее возникших пожаров.

С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления интенсивность авиапатрулирования увеличивается:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1-2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней .пожарной опасности (III класс) или наличия пожаров в дни со II классом;

основанием, для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.

В тех районах, где имеется достаточная сеть наземных наблюдательных пунктов, авиационное патрулирование может осуществляться в виде эпизодических патрульных полетов в периоды высокой пожарной опасности в лесах по условиям погоды, для проведения контроля, противопожарной пропаганды и выполнения других специальных заданий.

Режим патрулирования устанавливается в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов.

Для обнаружения скрытых очагов горения, которые могут явиться источником возникновения лесных пожаров, а также скрытых очагов высоких температур на кромках локализованных лесных пожаров применяют тепловизоры типа "Тайга", устанавливаемые на патрульных самолетах.

 

2.6. Руководство работой по надзору и охране лесов

 

В соответствии с ежегодно утверждаемым оперативным планом борьбы с лесными пожарами лесхозы обязаны обеспечить контроль по выполнению Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, согласно которым:

предприятия, организации, учреждения и другие юридические и физические лица, проводящие работы в лесах или имеющие в лесах поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, при возникновении лесных пожаров в местах проведения работ, вблизи поселков, у дорог, складов и иных местах, а также на арендованных участках лесного фонда обязаны немедленно принять меры к ликвидации этих пожаров своими силами и средствами и сообщить о пожаре соответствующему лесхозу или местной администрации;

граждане при обнаружении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации;

руководители предприятий, организаций и учреждений обязаны в установленный срок направлять рабочих и технические средства на тушение лесных пожаров в соответствии с решениями органов местного самоуправления;

граждане, привлекаемые на тушение лесного пожара, выполняют эту работу под руководством работников лесной охраны лесхоза и баз авиационной охраны лесов.

 

2.7. Обнаружение лесных пожаров из космоса

 

Обнаружение лесных пожаров из космоса заключается в использовании спутниковой информации в виде фотоснимков отдельных труднодоступных территорий, где не осуществляется регулярное авиапатрулирование.

На снимках с ИСЗ пожары проявляются в виде тонких светлых штрихов (шлейфов дыма) протяженностью у земли 100-150 км. При дешифрировании снимков можно также определять задымленность территории и примерный размер пройденных огнем площадей.

 

2.8. Взаимодействие, авиационной и наземной охраны лесов

 

Лесхозы, в которых проводится авиационная охрана лесов от пожаров, обязаны:

совместно с авиаотделениями провести разделение охраняемой территории на районы пожаротушения;

организовать проведение инструктажа лесной охраны по всем вопросам взаимодействия с авиационной охраной лесов;

подготовить пункты приема донесений с самолета, а в районах работы вертолетов оборудовать своими силами и за свой счет посадочные площадки у контор лесхозов, лесничеств, в местах нахождения пожарно-химических станций и жительства работников лесной охраны, у лесных массивов, наиболее опасных в пожарном отношении и др. (методическое руководство подготовкой площадок для вертолетов осуществляет авиаотделение);

иметь соответствующие радиосредства для связи с патрульным самолетом (вертолетом), если в месте расположения лесхоза нет радиостанций авиабазы;

оказывать необходимую помощь работникам авиапожарной службы при возвращении их к месту базирования после ликвидации лесных пожаров.

 

2.9. Организация связи

 

Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделениями авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по возможности с лесопользователями и предприятиями, организациями и учреждениями, производящими работы в лесу.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема донесений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лесной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих, занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Организация связи в базах авиационной охраны и порядок работы изложены в Инструкции по авиационной охране лесов.

В каждом лесхозе должна быть разработана схема организации связи, определяющая, в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний между ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударственной связи, потребность в строительстве новых средств связи, виды ее, типы радиостанций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи должна проводиться по расписанию. В расписании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и другие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центральная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводится патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего периода работ по тушению пожаров или по патрулированию лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т.д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза.

Основными техническими средствами связи являются телефонная проводная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции.

Строительство линий ведомственной проводной связи следует проводить лишь как дополнение к имеющимся общегосударственным.

Для обеспечения оперативной связи на значительные расстояния, когда, несмотря на преимущества проводной связи (надежность, постоянство), строить ее нецелесообразно, а также для связи с подвижными объектами (патрульными воздушными судами, наземными патрульными командами и др.) организуется радиосвязь.

Для осуществления радиосвязи могут использоваться радиостанции различного типа (приложение 3).

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

 

Силами, призванными обеспечивать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров на территории лесхозов (под понятием "лесхоз" подразумеваются все владельцы лесного фонда - национальные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, осуществляющие ведение лесного хозяйства), являются:

служба лесной охраны (лесники, мастера и др.), за которой закреплены для непосредственной охраны участки леса, временные пожарные сторожа, нанимаемые лесхозами на пожароопасный сезон в помощь лесной охране, и другие работники лесхозов, находящиеся на работах в лесу;

пожарно-химические станции со специально подготовленными командами, оснащенные лесопожарной техникой и средствами транспорта;

резервные пожарные команды, специально организованные из рабочих и служащих лесхозов с прикрепленными к ним техникой, средствами транспорта и пожарным инвентарем;

лесопожарные формирования, создаваемые из привлекаемых сил и средств, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами, утверждаемыми органами местного самоуправления;

пожарные дружины, создаваемые на пожароопасный сезон в подразделениях, осуществляющих лесные пользования или производящих работы в лесу, а также в поселках, расположенных в лесу;

авиаотделения баз авиационной охраны лесов с имеющимися в их составе парашютными, десантно-пожарными командами (группами).

В случаях, когда быстрая ликвидация возникших лесных пожаров указанными выше силами не может быть обеспечена и создается угроза распространения пожаров на больших площадях, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях создают специальные комиссии и кроме населения, работников, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций и учреждений, привлекают также невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения.

 

3.1. Обязанности лесной охраны, временных пожарных сторожей и других работников лесхозов по тушению пожаров

 

Работники государственной лесной охраны, временные сторожа и другие работники лесхозов, осуществляющие работы в лесу, при обнаружении источников огня (оставленных костров, горящих пней, стволов отдельных деревьев, куч хвороста и т.п.) обязаны немедленно ликвидировать такое загорание с тем, чтобы не допустить превращения его в лесной пожар.

При обнаружении лесного пожара указанные работники обязаны принять немедленные меры к его тушению своими силами и подручными средствами, а при необходимости привлекать на помощь находящихся вблизи граждан.

На работников государственной лесной охраны возлагается также руководство силами и средствами, привлеченными для тушения лесных пожаров.

Руководители лесхозов обязаны обеспечить инструктаж всех привлекаемых работников по способам тушения лесных пожаров.

 

3.2. Организация и подготовка пожарно-химических станций

 

Пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными подразделениями владельцев лесного фонда и организуются в соответствии с планами противопожарного устройства лесов, имеющими повышенную природную пожарную опасность, потенциальные источники огня и сеть транспортных путей для своевременной доставки сил и средств тушения пожаров.

По целевому назначению, уровню оснащения, структуре, порядку комплектования создаются три типа ПХС.

ПХС-1 (первого типа). Организуются в основном при лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность.

ПХС-2 (второго типа). Организуются в основном при центральных усадьбах лесхозов, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию до четырех одновременно действующих пожаров в день.

ПХС-3 (третьего типа). Организуется в районах, леса которых имеют очень высокую природную пожарную опасность, продолжительный пожароопасный сезон (более 5 месяцев) и являются наиболее горимыми. Формируется для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации, как специализированная межрайонная лесопожарная служба при управлении лесами или при лесхозе, находящихся в центре пожароопасного региона.

Структура, состав, порядок комплектования и работы команд пожарно-химических станций, оснащение их пожарной техникой, средствами транспорта и связи определены Положением о пожарно-химических станциях, утвержденным приказом Рослесхоза от 29 ноября 1993 г. № 317.

 

3.3. Организация и подготовка резервных сил пожаротушения в лесхозах

 

Резервными силами для тушения лесных пожаров в лесхозах являются все работники лесхозов, организованные в пожарные дружины.

Лесхозы обязаны до начала пожароопасного сезона провести специальную подготовку работников по способам тушения пожаров, технике безопасности, распределить по командам, а в составе команд - по бригадам, назначить начальников команд и бригадиров, составить списки команд, сосредоточить в местах их работы противопожарный инвентарь, закрепить за командами и отдельными бригадами землеройную и другую производственную технику, которая может быть использована для тушения пожаров, а также средства транспорта.

Резервные команды (или отдельные их бригады) привлекаются на тушение лесных пожаров по распоряжению лесничего или руководителей лесхоза в помощь командам пожарно-химических станций, а в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения - в помощь подразделениям авиационной службы. В случае необходимости, резервные команды или бригады могут привлекаться и для самостоятельного тушения пожаров, если пожары возникли вблизи мест их работы или когда команды пожарно-химических станций и подразделений авиапожарной службы заняты на тушении других пожаров.

 

3.4. Подготовка лесопожарных формирований на предприятиях, в организациях, учреждениях и других структурах, производящих работы или имеющих объекты в лесу

 

Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, производящие работы или имеющие в лесах рабочие поселки, дороги, склады, сооружения и иные объекты, обязаны до наступления пожароопасного сезона в лесах создать в своем составе лесопожарные формирования из числа рабочих и служащих и провести подготовку их по технике тушения лесных пожаров; обеспечить места работ и расположение объектов, а также свои поселки в лесу пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров согласно Нормам обеспечения противопожарным оборудованием, средствами тушения лесных пожаров владельцев лесного фонда и лесопользователей, согласованных с Министерством внутренних дел Российской Федерации и утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России, и содержать указанное оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности к немедленному использованию.

Предприятия, организации, учреждения и другие юридические лица, которым не утверждены нормы обеспечения пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров, обязаны иметь в местах своих работ и в местах расположения объектов в лесах простейшие средства пожаротушения (емкости с водой, лесные огнетушители, топоры, лопаты и т.д.).

Лесхозы совместно с предприятиями, организациями, учреждениями и другими юридическими лицами, упомянутыми выше, обязаны установить порядок информации о лесных пожарах и взаимной увязки в работе по борьбе с ними, а также обеспечить контроль за своевременной организацией и подготовкой лесопожарных формирований, их обеспеченностью пожарным оборудованием и средствами тушения лесных пожаров.

Из числа привлекаемых сил и средств на периоды высокой пожарной опасности в лесах предусматривается создание лесопожарных формирований повышенной готовности с целью их немедленного выезда в случае возникновения лесного пожара.

Для тушения лесных пожаров, возникающих в непосредственной близости от сельских и городских объектов, по решению местных органов самоуправления могут привлекаться подразделения ведомственной пожарной охраны и добровольные пожарные (дружины, команды), организуемые в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального Закона о пожарной безопасности (21.12.94 № 69-ФЗ).

 

3.5. Подготовка подразделений авиационной охраны лесов

 

Подготовка авиапожарных сил и средств к борьбе с лесными пожарами и обеспечение установленного режима их работы в пожароопасный сезон во взаимодействии с наземной лесной охраной осуществляется базами авиационной охраны лесов в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов и Указаниями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб.

Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют контроль за выполнением договорных обязательств авиабазами, а лесхозы - авиаотделениями в части:

своевременного начала и окончания работ по авиационной охране лесов в соответствии с фактическими метеорологическими условиями текущего года;

соответствия режима работы авиапожарных сил и средств, установленному Указаниями по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб в зависимости от классов пожарной опасности в лесу по условиям погоды;

своевременности и точности определения мест возникновения пожаров, сообщения о них лесхозам в районах наземной охраны лесов, полноты и качества сообщенных сведений;

своевременности и полноты принимавшихся мер по обнаружению и ликвидации пожаров с использованием авиационных сил и средств в районах авиационной охраны;

численности авиапожарных сил и средств, установленных договором, и норм оснащения авиаотделений, установленных Инструкцией по авиационной охране лесов.

 

3.6. Привлечение на тушение лесных пожаров других сил и средств

 

До начала пожароопасного сезона органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы на местах ежегодно, не позднее февраля, вносят на утверждение соответствующих органов власти оперативные планы борьбы с лесными пожарами.

В оперативном плане борьбы с лесными пожарами предусматривается организация работ по тушению лесных пожаров:

в районах лесной охраны;

в районах ПXC;

в районах авиационной охраны;

в районах, закрепленных за предприятиями и организациями;

привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения при возникновении ситуаций стихийного развития лесных пожаров.

Во всех случаях указываются лица, ответственные за организацию работ, порядок их проведения и обеспечения.

Для реализации оперативного плана борьбы с лесными пожарами лесхозы представляют на утверждение соответствующим органам власти порядок привлечения на тушение лесных пожаров:

населения, работников предприятий, организаций, учреждений, колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований;

противопожарной техники, транспортных и других средств;

формирований гражданской обороны и войсковых частей (в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций);

обеспечения привлеченных сил на тушение средствами передвижения, питанием и медицинской помощью, а также, выделения в распоряжение лесхозов в периоды пожарной опасности дежурного транспорта (автомобилей, катеров и др.) с запасом горючего и организации из числа привлекаемых сил и средств мобильных отрядов, обеспечивающих немедленный выезд на тушение лесных пожаров.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
текст целиком

 

Краткое содержание:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

УКА3АНИЯ

ПО ОБНАРУЖЕНИЮ И ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

УДК 630*432.2+630*432.3

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

4, ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

5. ТЕХНИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Таблица 1

Взаимозависимость длины струи, диаметра насадки ствола, напора и расхода воды

Таблица 2

Величина удельного сопротивления рукавов в зависимости от их диаметра

Таблица 3

Данные о потере напора в рукавных линиях в м вод. ст. при расходе воды

из стволов с насадкой 13 мм по 2,7 л/с и насадкой 16 мм по 4,6 л/с

6. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

7. ДОТУШИВАНИЕ ПОЖАРОВ И ИХ ОКАРАУЛИВАНИЕ

Таблица 4

Протяженность участка вдоль минерализованной полосы шириной 2-4 м,

который может удержать от перебросов огня один пожарный

с лесным огнетушителем, м

8. ПРОТОКОЛ О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Использованные в Указаниях по обнаружению и тушению

лесных пожаров термины и выражаемые ими понятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные диагностические признаки для определения

вида лесного пожара и его интенсивности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Типовые средства радиосвязи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерные показатели развития и распространения лесных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Возрастание площадей и периметров пожаров при разных сроках их действия и условиях внешней среды

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Среднестатистические данные о производительности

средств тушения и локализации лесных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Перечень и краткая характеристика основных технических средств,

применяемых при обнаружении и тушении лесных пожаров

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

6. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

7. ДОТУШИВАНИЕ ПОЖАРОВ И ИХ ОКАРАУЛИВАНИЕ

8. ПРОТОКОЛ О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ