Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров 
4, организация тушения лесных пожаров. 5. техника тушения лесных пожаров. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров 
4, организация тушения лесных пожаров. 5. техника тушения лесных пожаров.

Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров => 4, организация тушения лесных пожаров. 5. техника тушения лесных пожаров.

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Прочие ->  Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
текст целиком
 

4, ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

 

4.1. Порядок организации тушения

 

Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза, лесничества. Если сообщение о пожаре было передано непосредственно па пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего, а при отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.

В случаи, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение дополнительных сил и средств из соседних лесничеств.

При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничества с лесхозом - непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.

При возникновении лесных пожаров в местах работ лесопользователей, других предприятий, организаций и учреждений или вблизи их поселков, местах расположения их дорог, складов, сооружений и иных объектов и непринятии или недостаточности принимаемых ими мер к обеспечению быстрого тушения, лесхозы обязаны потребовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленной ликвидации действующих пожаров.

Если и в дальнейшем лесопользователем не будут приняты меры к тушению пожара, владельцы лесного фонда могут лишить его права пользования лесным фондом аннулированием выданных им разрешительных документов: лицензии, лесорубочного документа (ордера) или лесного билета.

В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов обязаны сообщить- вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принять меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований Гражданской обороны и воинских подразделений.

При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств должны учитывать возможную силу и скорость распространения пожара и, особенно, опасность развития его в верховой. В качестве практической придержки следует иметь ввиду, что для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6-10 человек) из команды пожарно-химической станции или из резервной команды с приданной ей пожарной техникой, эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению в участках (выделах), отнесенных к I классу природной пожарной опасности, не позднее 1 часа, ко II классу - 2 часов, к III-IV классам - 3 часов после возникновения пожара (приложение 4, табл. 4.1).

При ветре более 5 м/с, а также в периоды IV и V классов пожарной опасности по условиям погоды, предельное время на доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению в участках (выделах) I-III классов природной пожарной опасности леса должно быть сокращено не менее, чем в два раза, а при невозможности такого сокращения времени должны быть увеличены не менее, чем в два раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направленных на пожар. При решении этого вопроса руководитель лесхоза или лесничий, пользуясь планом лесонасаждений и таблицами в приложениях 4-6, должен составить прогноз поведения пожара с учетом возможного изменения обстановки и погоды. Причем расчет необходимых сил и средств пожаротушения следует производить применительно к возможной наиболее тяжелой ситуации в сложившихся условиях и с учетом поправочных коэффициентов на ведущие факторы, определяющие скорость распространения кромки пожара и трудность его тушения.

Организация тушения лесных пожаров авиационными силами и средствами осуществляется авиаотделениями в соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов.

В случае, когда авиаотделение не может по какой-либо причине обеспечить ликвидацию пожара в районе авиационной охраны лесов, начальник отделения обязан немедленно доложить об этом лесхозу. Руководитель лесхоза должен незамедлительно принять дополнительные меры для тушения указанного пожара.

После окончания тушения такого пожара лесхоз обязан провести проверку причин, по которым авиаотделение не обеспечило тушение пожара авиационными силами и средствами. О результатах проверки лесхозом, с участием авиаотделения, должен быть составлен акт, который направляется соответствующему органу управления лесами для принятия необходимых мер.

Привлеченные, по решениям соответствующих органов власти, на тушение лесных пожаров рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений должны быть по месту жительства или работы организованы в отряды, команды или бригады, возглавляемые назначенными руководителями предприятий, организаций и учреждений начальниками отрядов, команд и бригад.

Привлеченные пожарная техника и средства транспорта с обслуживающим их персоналом должны быть приданы соответствующим отрядам, командам или бригадам.

К каждому отдельному отряду, команде и бригаде на пункте сбора должен быть прикреплен назначенный лесхозом, работник для сопровождения к месту пожара и помощи в руководстве работами по тушению пожара.

Невоенизированные формирования гражданской обороны и воинские подразделения, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.

 

4.2. Руководство работами по тушению пожара

 

Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза. Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях - соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по чрезвычайным ситуациям (ЧС).

Лесхозам и органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации необходимо вносить предложения соответствующим государственным органам об организации при указанных выше комиссиях по ЧС оперативных штабов для обеспечения руководства тушением пожаров, возглавляемых соответственно главными лесничими лесхозов и управлений, соответствующими заместителями министров или глав администраций.

Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет начальник пожарно-химической станции (или бригадир, если прибыла лишь одна бригада из состава команды станции). До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, мастером леса, участковым техником).

Если на тушение пожара прибыла команда пожарно-химической станции II или III типа, руководство работами по тушению переходит к прибывшему начальнику этой станции.

Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.

В районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.

В случаях невозможности ликвидации лесного пожара своими силами авиаотделение обязано немедленно доложить об этом соответствующему лесхозу. Лесхоз незамедлительно принимает меры к тушению этого пожара и совместно с авиаотделением осуществляет руководство мероприятиями по ликвидации пожара.

Директор лесхоза (а при отсутствии директора лицо, его замещающее) по получении сообщения о возникшем лесном пожаре немедленно устанавливает связь с находящимся на месте работником, руководящим тушением, выявляет достаточность принятых мер и, если пожар продолжает развиваться или принятые меры для его тушения недостаточны, организует отправку на пожар дополнительных сил и средств и при необходимости командирует для непосредственного руководства тушением пожара наиболее опытного инженерно-технического работника лесхоза.

Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.

Прибывшие на пожар команды или отдельные бригады пожарно-химических станций или пожарного резерва лесхоза по возможности сохраняют, свою организационную структуру. Привлеченные рабочие из населенных пунктов, предприятий, организаций и учреждений также сохраняют свое деление на отряды, команды и бригады, причем по указанию руководителя тушения пожара эти подразделения могут укрупняться или разделяться на более мелкие.

Каждому отдельному отряду, команде, бригаде привлеченных рабочих из населенных пунктов или отряду, команде, группе невоенизированных формирований гражданской обороны, либо воинскому подразделению, по прибытии их на место пожара, руководитель тушения ставит определенную задачу по локализации и тушению пожара и отводит часть кромки пожара. Начальники (командиры) всех названных выше подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.

На отведенном участке отряд, команда, бригада самостоятельно выполняют поставленные им задачи, причем техническое руководство работами осуществляется прикрепленным к подразделению работником лесхоза.

Специально подготовленным и имеющим опыт в тушении лесных пожаров невоенизированным формированиям гражданской обороны руководителем лесхоза может быть поручено самостоятельное тушение отдельных пожаров.

Вся работа по тушению пожаров должна строиться на основе твердой дисциплины и единоначалия. Распоряжения вышестоящего руководителя являются обязательными для всех руководителей отрядов, команд, групп. При этом каждый работающий должен выполнять команды одного руководителя.

Руководитель тушения обязан обеспечить строгое выполнение всеми работающими на тушении пожара правил по технике безопасности работ и нести за это ответственность.

Руководитель тушения пожара не должен сам оставлять место пожара и отпускать рабочих до тех пор, пока пожар не будет потушен или надежно локализован. После того, как руководитель тушения пожара лично убедится в надежности его локализации и в ликвидации очагов горения на всей пройденной пожарами площади (а при крупных пожарах на полосе шириной не менее 100 м по периферии пожарища), он может покинуть пожар, оставив на месте под руководством работника лесной охраны часть рабочих для окарауливания.

 

4.3. Разведка пожара и составление плана тушения

 

Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.

По прибытии на пожар руководитель тушения (начальник пожарно-химической станции или другое должностное лицо лесной охраны, первым прибывшее на место), используя полученное от экипажа патрулирующего самолета, вертолета донесение о пожаре с данными его авиационной разведки, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара прибывшими силами и средствами.

В районах, не обслуживаемых авиацией, если охваченная пожаром площадь невелика, руководитель тушения, обойдя очаг по периметру, быстро решает вопрос о расстановке прибывших сил и средств и организации работ, имея в виду обеспечить локализацию пожара в кратчайший срок, О принятых мерах руководитель тушения немедленно докладывает в лесхоз или лесничество.

Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания разведки и принятия решения о плане тушения следует временно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасные или ценные участки леса вблизи места нахождения этих сил и средств.

Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.

При разведке должны быть выяснены:

вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;

тактические части (фронт, фланги и тыл) пожара и основные типы (виды) горючих материалов;

наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);

наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;

возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;

возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;

наличие водоисточников и возможность их использования;

наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;

безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.

Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схемах (кроках) местности или лесопожарных картах.

Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5-10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2-3 ч, а для более крупных пожаров - на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации. При прогнозировании возможного развития скорости распространения пожара следует использовать данные; из приложений 3 и 5.

Данные разведки и прогноз возможного распространения и развития пожара с указанием о необходимых дополнительных силах и средствах пожаротушения немедленно передают в лесхоз (лесничество) по радио или нарочным (если нужна помощь).

По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара, руководитель тушения разрабатывает План его тушения. В плане определяются:

технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;

сроки выполнения отдельных стадий тушения;

распределение наличных сил и средств по периферии пожара;

организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;

привлечение дополнительных сил и средств (количество и сроки);

мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.

В условиях сильной задымленности контур пожара выявляют с помощью дистанционных методов разведки, например инфракрасной системой "Тайга-2".

Как правило, следует планировать работы по тушению так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 ч утра следующего дня.

Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения - два раза в день. В районах наземной охраны лесов данные разведки летчиков-наблюдателей сбрасываются вымпелом непосредственно руководителю тушения. При возможности посадки самолета (вертолета) вблизи пожара разведку пожара на самолете (вертолете) следует производить с участием руководителя.

Руководители лесопожарных подразделений обеспечиваются выкопировками с оперативных схем тушения пожара в пределах порученных им участков работ.

 

4.4. Руководитель тушения крупных лесных пожаров

 

Руководитель тушения крупного лесного пожара в районе наземной охраны лесов назначается директором лесхоза или замещающим его лицом, а в районе авиационной охраны - начальником авиаотделения или, по его просьбе, директором лесхоза из штата работников наземной охраны,

При необходимости руководители тушения крупных пожаров могут назначаться комиссией по ЧС либо созданным при ней оперативным штабом по руководству тушением.

Руководителю тушения пожара подчиняются все силы, прибывшие на тушение пожара. Он несет персональную ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с пожаром, соблюдение правил техники безопасности и успешность ликвидации пожара.

Руководитель тушения крупного лесного пожара до прибытия на пожар должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре, состоянием погоды и ее прогнозе на ближайшие дни, об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения, с картографическими и таксационными материалами района пожара.

По прибытию к месту работ:

совершить облет пожара с целью выяснения общей обстановки;

по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать предварительный план тушения;

сформировать группу управления тушением пожара, назначать и смещать руководителей оперативных подразделений (отрядов, команд, бригад), задействованных на тушении пожара;

если этих данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;

до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;

получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;

определить потребность в силах и средствах пожаротушения и, в случае необходимости, запросить дополнительные ресурсы;

определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;

обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;

организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением и оперативным лесопожарным штабом районной пожарной комиссии;

контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;

обеспечить своевременность учета выполненных работ;

следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;

принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;

предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;

непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;

информировать оперативный лесопожарный штаб о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;

запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;

использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара;

ставить перед комиссией по ЧС вопросы, касающиеся обеспечения задействованных на пожаре сил и средств продовольствием, таборным имуществом, медицинской помощью, средствами связи, горючесмазочным материалом, а также участия парашютистов и десантников-пожарных в проведении работ по прокладке заградительных полос при помощи взрывчатых веществ и руководства бригадами привлеченных рабочих, если не хватает квалифицированных работников наземной охраны.

Необходимым условием успешной борьбы с лесными пожарами, особенно крупными, является правильная структурная организация сил пожаротушения, которая может меняться в зависимости от размера пожара и его сложности, наличия сил и средств тушения. Она должна удовлетворять ряду требований: обеспечивать надежную управляемость и эффективное использование сил и средств борьбы, надлежащий контроль за своевременным выполнением поставленных задач и высокую персональную ответственность на всех уровнях руководства и производства работ, а также соблюдение принципа единоначалия и твердой дисциплины. Необходимо придерживаться следующей схемы построения сил пожаротушения: звено (3-4 чел.), бригада (2-3 звена), команда (2-3 бригады), отряд (2-3 команды), группа отрядов (2-3 отряда).

Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств тушения может разграничиваться на направления (сектора) и участки. Направления (сектора) закрепляются за отрядами, а участки - за командами и бригадами.

Руководители отрядов назначаются руководителем тушения пожара и выполняют его замысел по осуществлению общего плана ликвидации пожара.

Руководитель тушения направления (сектора) пожара (руководитель отряда) должен;

осуществлять руководство подчиненными ему подразделениями (командами, бригадами);

организовать наземную разведку с целью точного определения местоположения пожара, его характера, изучения местности и ее транспортной доступности;

если планом тушения пожара предусматривается выделение отряду дополнительных сил и средств, доставляемых вертолетами, организовать подготовку вертолетных площадок;

встретить лесопожарные подразделения (отряды, команды, бригады), определить им участки работы и поставить задачу по локализации и тушению пожара;

совместно с руководителем прибывшего лесопожарного подразделения провести расстановку сил и средств по местам работы;

контролировать ход работ подчиненных подразделений и при необходимости вносить коррективы в постановку задачи;

определять систему связи между подразделениями и соседними отрядами для обеспечения их взаимодействия;

систематически информировать руководителя тушения пожара о пожарной обстановке в секторе пожара, о выполнении поставленных задач и о работе подчиненных ему подразделений;

обеспечивать учет выполненных работ;

следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха подразделений отряда;

принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала подчиненных подразделений, соблюдения ими правил безопасности;

непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения;

заботиться о своевременном снабжении подразделений продовольствием, горючесмазочными материалами, об оказании медицинской помощи.

Руководитель участка (лесопожарной команды, бригады) должен:

организовать наземную разведку с целью получения достоверной информации о пожаре и местности, необходимой для выполнения поставленных перед командой задач;

объяснить бригадирам цель работы и поставить задачу, которая должна быть выполнена бригадами, разъяснить замысел руководителя тушения пожара по тушению;

наметить места создания опорных и заградительных полос и провести расстановку бригад по местам работ;

информировать бригадиров о приемах выполнения работ;

наметить и указать пути отступления бригад в критических ситуациях;

при использовании привлеченной с предприятий и организаций техники инструктировать механизаторов по эффективному использованию данной техники при тушении пожара;

организовать связь и обеспечить учет выполненных работ;

обеспечить координацию работ с соседними командами и механизированным отрядом;

лично участвовать в тушении пожара, не допуская при этом невыполнение других обязанностей;

следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха бригад;

принимать меры по обеспечению безопасности личного состава бригад и соблюдению ими правил техники безопасности;

обеспечить снабжение бригад продовольствием, горючесмазочными материалами, инструментом, своевременным оказанием первой медицинской помощи.

 

5. ТЕХНИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

 

При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:

захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара;

засыпка кромки пожара грунтом;

прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав;

отжиг горючих материалов перед фронтом пожара;

тушение водой и огнетушащими растворами;

тушение с применением авиации.

Выбор способов и технических средств для тушения пожара зависит от вида, интенсивности и скорости распространения пожара, окружающей обстановки, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, а также метеорологической обстановки.

 

5.1. Захлестывание огня по кромке пожара

 

Захлестывание (сбивание) пламени на кромке пожара применяется в целях остановки продвижения огня и производится обычно веником из свежесломанных веток лиственных пород или другими подручными средствами, например, мешковиной, прорезиненной тканью либо другой материей, прикрепленной на палку. Сбивание огня на кромке пожара указанными средствами осуществляется при тушении низовых пожаров слабой и средней интенсивности. Удары по горящей кромке наносятся резкими движениями под углом 45°-30° к поверхности земли, прижимая при этом веник к земле и протягивая его в сторону пожарища. После каждого удара веник отряхивается над выгоревшей площадью от прилипших тлеющих углей.

 

5.2. Засыпка кромки пожара грунтом

 

Засыпка кромки пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задернелых почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна. Для засыпки кромки грунтом из прикопок лопатой берется грунт и веером бросается на горящую кромку. Бросок следует направлять вдоль кромки или под углом к ней. В начале сбивают грунтом пламя, а затем засыпают им тлеющую кромку сплошной полосой шириной 40-60 см и толщиной 6-8 см. Горящие пни, валежник, порубочные остатки и другие очаги засыпаются грунтом полностью и более плотным слоем.

 

5.3. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос и канав

 

Заградительные и опорные минерализованные полосы и канавы прокладывают в целях:

локализации пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;

надежной локализации пожаров, распространение которых было приостановлено;

применения отжига от опорных полос.

Для прокладки заградительных и опорных полос могут применяться следующие почвообрабатывающие орудия и механизмы:

тракторные и конные плуги;

специальные тракторные грунтометы и полосопрокладыватели;

бульдозеры (при необходимости расчистки полос от кустарника, завалов и пр.);

специальные лесопожарные агрегаты с навесными почвообрабатывающими орудиями (приложение 7).

Заградительные полосы, в зависимости от интенсивности и скорости распространения пожара и вида применяемого орудия, прокладывают одинарные или двойные, а при необходимости прокладки более широких полос - они создаются в несколько ходов. Однако необходимо иметь ввиду, что прокладка перед кромкой пожара широкой заградительной полосы с помощью почвообрабатывающей или землеройной техники требует значительно больших затрат времени, чем создание такой полосы отжигом. Поэтому в таких случаях лучше применять отжиг от опорной полосы.

Каждая заградительная полоса создается на некотором удалении от кромки пожара и должна своими концами упираться на какие-либо естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы и др.)

Для прокладки канав применяют плуг-канавокопатель ПКЛН-500А, прокладывающий канаву глубиной 0,5 м и шириной по дну 0,3 м и канавокопатель ЛКН-600, прокладывающий канаву глубиной 0,7 м и шириной по дну - 0,3 м (приложение 7).

При отсутствии механизированных средств или нецелесообразности либо невозможности их применения (в случаях небольших пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя и т.д.)

заградительные полосы можно прокладывать с помощью ручных орудий, удаляя граблями напочвенный покров (на легких почвах с незначительным покровом) или снимая дернину (лопатами или мотыгами) до минерального слоя.

Заградительные (опорные) минерализованные полосы и канавы прокладывают и с помощью взрывчатых материалов. Этот способ применяется авиапожарными подразделениями в соответствии с Технической инструкцией по безопасному ведению взрывных работ при борьбе с лесными пожарами и Едиными правилами безопасности при взрывных работах, главным образом в районах авиационной охраны лесов.

 

5.4. Применение отжига

 

Отжиг является наиболее эффективным способом, применяемым при тушении верховых, а также низовых пожаров высокой и средней интенсивности. Этот способ позволяет быстро останавливать распространение таких пожаров небольшими по численности силами.

Пуск отжига производится от имеющихся на лесной площади рубежей (дорог, троп, речек, ручьев, проложенных в порядке противопожарной профилактики минерализованных полос и других естественных или искусственно созданных преград распространению огня), а при отсутствии таких преград вблизи пожара - от опорных полос, специально проложенных вручную, с помощью почвообрабатывающих орудий, взрывчатых материалов, растворов химических веществ и другим способом, шириной 0,3-0,5 м,

Зажигание напочвенного покрова при пуске отжига производится по самому краю опорной полосы, обращенной к пожару, без каких-либо промеж уткой. Для зажигания применяют специальные зажигательные аппараты (приложение 7). При отсутствии их можно использовать железнодорожные сигнальные свечи либо подручные средства: факелы из бересты или из ветоши, смоченной горючим, и т.п.

Пуск отжига следует производить прежде всего против фронта пожара на таком расстоянии, чтобы до кромки низового пожара отжиг прошел бы полосу шириной не менее 10 м.

В ряде случаев при низовых пожарах высокой интенсивности и скорости ветра более 5 м/с ширина полосы отжига перед фронтальной кромкой должна быть значительно большей (до 100 м).

При верховых пожарах в зависимости от силы ветра и скорости распространения пожара необходимо успеть отжечь полосу перед фронтом шириной 100-200 м.

При расчете расстояния пуска отжига следует иметь в виду, что скорость его распространения в дневное время будет в 3-20 раз меньше скорости распространения фронта пожара. Поэтому наиболее целесообразным временем проведения работ по остановке верховых пожаров являются вечер и раннее утро.

Начинать пуск отжига следует против центра фронта пожара, в обе стороны по направлению к флангам, на которых распространение горения остановлено (или останавливается) другими способами.

Если остановить распространение горения на флангах и в тылу другими способами невозможно, опорная полоса для пуска отжига -..должна создаваться в виде замкнутого контура или же своими концами -упираться в участки леса, не горящие в данное время, либо в уже пройденную пожаром площадь, а также в широкие дороги, поля, луга и т.п., причем в последнем случае от границ этих площадей следует также пустить отжиг.

На прилегающей к опорной полосе территории по другую сторону от пожара должно быть организовано тщательное наблюдение за тем, чтобы не допустить возникновения очагов горения от перелетающих через опорную полосу горящих частиц.

Для ускорения выжигания полосы в зависимости от вида пожара, скорости ветра, рельефа местности и лесных горючих материалов можно использовать различные способы отжига:

при тушении верхового пожара наиболее целесообразно использовать способ "ступенчатого огня". Суть способа заключается в создании дополнительно к основной опорной полосе двух других, прокладываемых параллельно на расстоянии 15-30 м друг от друга. От каждой полосы производят отжиг, начиная с ближайшей к пожару (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Отжиг способом "ступенчатого огня":

1 - фронт пожара, 2 - первая ступень, 3 - вторая ступень, 4 - третья ступень

 

При тушении быстрораспространяющихся низовых пожаров, в том числе на открытых участках (вырубках, редколесьях), где нет опасности перехода низового огня в верховой, ускоренное выжигание полосы осуществляется способом "опережающего огня" или способом "гребенки".

В первом случае производится отжиг от опорной полосы и на расстоянии 4-8м производят дополнительный отжиг без опорной полосы. Дополнительный отжит может проводиться в две и три ступени (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Отжиг способом "опережающего огня":

а - первый вариант, б - второй вариант; 1 - фронт пожара, 2 - опорная полоса, 3 - отжиг от первого зажигания, продвигающийся против ветра, 4 - линия второго отжига, 5 - отжиг от второго зажигания, продвигающийся по ветру. 6 - то же, продвигающийся против ветра, 7 - линия третьего зажигания, 8 - отжиг от третьего зажигания, продвигающийся по ветру, 9 - то же, продвигающийся, против ветра

 

При способе "гребенка"' поджигание покрова производят не только вдоль опорной полосы, но и перпендикулярно к ней через каждые 6-8 м. Длина отрезков перпендикулярного отжига может быть до 5 м (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Отжиг способом "гребенки":

1 - фронт пожара, 2 - опорная полоса, 3 - линия дополнительного зажигания, 4 - огонь отжига

 

В практике тушения кромки пожаров способом захлестывания либо засыпки грунтом, в случаях, когда необходимо спрямить резкие и глубокие изгибы кромки огня или когда на кромке встречаются горящие кучи валежа, куртины хвойного молодняка и горючего подлеска, которые трудно захлестывать или засыпать грунтом, следует применять частичный или локальный отжиг.

Для этого горящие валеж и кустарниковые заросли обходят по чистому месту, ведя при этом поджигание покрова и одновременно захлестывая или засыпая грунтом внешнюю кромку подожженной полосы. Такой прием значительно ускоряет и упрощает тушение пожара и последующее его окарауливание.

 

5.5. Способы и средства тушения пожаров водой

 

Наиболее эффективным и распространенным средством тушения лесных пожаров является вода. Она может применяться для тушения низовых, верховых (устойчивых) и почвенных, (подстилочных и торфяных) лесных пожаров, причем в зависимости от вида пожара, условий, в которых он распространяется, наличия воды и вида используемых механизмов применением этого способа могут решаться задачи как предварительной остановки распространения кромки пожара, так и полного его тушения.

Вода используется из имеющихся вблизи пожара речек, озер, ручьев и других водоисточников или привозная в пожарных автоцистернах, в цистернах специальных лесопожарных агрегатов, в съемных цистернах разных типов и в других емкостях (приложение 7).

Для тушения лесных пожаров водой используют насосные установки пожарных автоцистерн, пожарные мотопомпы (переносные, прицепные, малогабаритные), навесные насосы, работающие от моторов автомобилей, а также лесные огнетушители (приложение 7).

Кроме того, для тушения низовых и торфяных пожаров могут применяться водораздатчики, поливочные машины и агрегаты для подачи (перекачки) воды к пожару.

Вода применяется в виде мощной компактной струи либо распыленной. Мощная компактная струя разрушает структуру горящих материалов, перемешивает их с грунтом и отбрасывает на уже пройденную огнем территорию.

В целях увеличения огнетушащих свойств воды в нее добавляют смачиватели (поверхностно активные вещества "ПАВ"), снижающие поверхностное натяжение жидкости и делающие ее более проникающей в мельчайшие поры. Воду со смачивателями следует применять при тушении низовых и почвенных пожаров, а также при дотушивании пожаров.

С помощью лесных огнетушителей можно тушить низовые пожары слабой и средней интенсивности. Применение ранцевой аппаратуры наиболее целесообразно при наличии вблизи пожара водоисточников, а также в горных условиях, где использовать для тушения лесных пожаров грунт и почвообрабатывающие орудия в большинстве случаев невозможно и вода (хотя бы привозная) часто является почти единственным эффективным средством пожаротушения, особенно для тушения горения в расщелинах между камнями.

При мощном слое подстилки и на задернелых почвах ранцевая аппаратура менее эффективна. Здесь следует применять мощную сплошную струю с помощью насосных установок со значительно большим расходом воды на квадратный метр горящей площади.

Сплошные дальнобойные струи следует применять также при тушении сильных очагов горения (в скоплениях хлама и т.п.) и для тушения огня на высоких сухостойных деревьях.

Для тушения почвенных (подстилочных и торфяных) пожаров, образовавшуюся спекшуюся корку разбивают мощными струями воды со смачивателем, превращая горящий торф в жидкую массу, и сильно промачивая торф, прилегающий к очагу.

При таком способе требуется расход воды до 50 л на 1 м2 горящей кромки, в связи с чем тушение обычно производится водой из имеющегося вблизи пожара водоисточника.

Более эффективным для локализации и тушения водой торфяных пожаров является применение торфяных .стволов (ТС-1 и ТС-2), с помощью которых в почву вокруг очага нагнетается под давлением 30-40 м водяного столба вода со смачивателем. С применением ствола ТС-1 можно тушить пожары с глубиной прогорания 1,2 м, а ствола ТС-2 - до 2 м.

Для подачи воды в торфяные стволы необходимы рукава диаметром 26 мм. Если в комплекте мотопомпы или другой пожарный машины узких рукавов на нужную протяженность нет, используют рукава диаметром 51 или 66 мм, которые подключают к насосу, а в конечную линию через переходные головки и разветвления подключают рукава диаметром 26 мм.

При тушении пожаров водой широкое применение получили мотопомпы, с помощью которых подается из водоисточников по пожарным рукавам вода на кромку пожара. Наиболее употребляемые из них малогабаритные МЛП-0,2 (плавающая), МЛВ-2/12, МЛВ-22/0,25 и переносные МП-600, МП-800Б.

В комплектующее оборудование мотопомпы входят:

всасывающие, магистральные и рабочие пожарные рукава диаметром 60, 51, 26 мм;

соединительные (переходные) головки для наращивания рукавов и крепления их к рабочим органам;

пожарные стволы: дальнобойные (PC-50, PC-70) и комбинированные для создания как сплошных, так и распыленных струй (РСК-50 и РСБ).

Организуя тушение лесного пожара с подачей воды из имеющегося в лесу водоисточника, руководитель тушения должен:

подобрать площадку у водоисточника для забора воды в соответствии с техническими требованиями эксплуатации мотопомп;

определить направление прокладки магистральных рукавов, способы усиления подачи воды и порядок развертывания работ при тушении пожара;

рассчитать в каждом отдельном случае дальность подачи воды на кромку пожара в зависимости от способов подачи воды, превышения местности и технической характеристики насосов и комплектующего оборудования,

Площадка (место) у водоисточника для установки насосного агрегата и его оборудования должна быть ровной с плотным грунтом. Ее высота над зеркалом водоема не должна превышать технически допустимую высоту всасывания, указанную в паспорте агрегата. Расстояние между насосом и забором воды должно соответствовать общей длине имеющихся в комплекте агрегата всасывающих рукавов.

Магистральную линию следует прокладывать к фронту пожара по кратчайшему расстоянию, по возможности минуя резкие подъемы, спуски и повороты. При прокладке магистрали на большие высоты, когда подача воды не может быть обеспечена одним насосом, применяют способ перекачки - последовательное соединение двух или более насосных агрегатов, При этом первые насосы работают на слив, перекачивая воду в установленные на магистральной линии промежуточные буферные емкости. Последний агрегат забирает воду из крайней емкости и подает ее на кромку пожара.

Расчет дальности подачи воды ведут в каждом отдельном случае на используемые насосы, диаметры насадков ствола и категории рукавов, ориентируясь на оптимальные параметры рабочей струи, выбрасываемой из пожарного ствола. Как показывает практика тушения лесных пожаров, рабочая длина струи должна быть 12-15 м, с расход воды - 2-4 л/с. Такая рабочая струя может быть получена при использовании насадков пожарного ствола диаметром 13 мм и наличии напора воды в стволе 26,7 м вод.ст. (табл. 1).

Кроме того, следует учесть также удельное сопротивление рукавов (табл. 2) и потери напора на преодолевание превышения места пожара (точнее, превышение насадка ствола) над напорным патрубком насоса и трения воды о стенки рукавов.

Возможная дальность подачи воды по рукавам определяется по формуле:

 

 

где:

L -

длина рукавной линии, м;

Н -

наибольший напор, развиваемый насосом, м вод.ст.;

h1 -

превышение места пожара (насадка) над напорным патрубком насоса, м;

h2 -

напор воды в конце рукавной линии (на насадке) для создания рабочей струи, м вод.ст.;

A -

коэффициент удельного сопротивления рукавов;

Q2-

расход воды, л/с.

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
текст целиком

 

Краткое содержание:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

УКА3АНИЯ

ПО ОБНАРУЖЕНИЮ И ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

УДК 630*432.2+630*432.3

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

4, ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

5. ТЕХНИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

Таблица 1

Взаимозависимость длины струи, диаметра насадки ствола, напора и расхода воды

Таблица 2

Величина удельного сопротивления рукавов в зависимости от их диаметра

Таблица 3

Данные о потере напора в рукавных линиях в м вод. ст. при расходе воды

из стволов с насадкой 13 мм по 2,7 л/с и насадкой 16 мм по 4,6 л/с

6. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

7. ДОТУШИВАНИЕ ПОЖАРОВ И ИХ ОКАРАУЛИВАНИЕ

Таблица 4

Протяженность участка вдоль минерализованной полосы шириной 2-4 м,

который может удержать от перебросов огня один пожарный

с лесным огнетушителем, м

8. ПРОТОКОЛ О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Использованные в Указаниях по обнаружению и тушению

лесных пожаров термины и выражаемые ими понятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Основные диагностические признаки для определения

вида лесного пожара и его интенсивности

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Типовые средства радиосвязи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерные показатели развития и распространения лесных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Возрастание площадей и периметров пожаров при разных сроках их действия и условиях внешней среды

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Среднестатистические данные о производительности

средств тушения и локализации лесных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Перечень и краткая характеристика основных технических средств,

применяемых при обнаружении и тушении лесных пожаров

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБНАРУЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

6. ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

7. ДОТУШИВАНИЕ ПОЖАРОВ И ИХ ОКАРАУЛИВАНИЕ

8. ПРОТОКОЛ О ЛЕСНОМ ПОЖАРЕ