НПБ 67-98 
8. методы испытаний. Та блица 5. 9. комплектность. 10. маркировка и упаковка.... НПБ 67-98 
8. методы испытаний. Та блица 5. 9. комплектность. 10. маркировка и упаковка....

НПБ 67-98 => 8. методы испытаний. Та блица 5. 9. комплектность. 10. маркировка и упаковка. 11. транспортирование и хранение....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 67-98 -> 
1
2
3
4
текст целиком
 

8. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

 

8.1. Проверяется соответствие МПП требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.4.009, ГОСТ 14249, ГОСТ 15150, ПБ 10-115, ГОСТ 9909, ГОСТ 24705, ГОСТ 6357.

8.2. Проверяется соответствие модуля требованиям пп. 5.1,5.5 - 5.8, 5.19 - 5.23, 5.26, 5.29, 6.1, 6.2, 6.4, 9, 10 -внешним и внутренним осмотром.

8.3. Все испытания, если это не указано особо, проводят при нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.

8.4. Испытания на работоспособность в температурном диапазоне (п. 5.10) проводят на одном модуле для каждого вида воздействия в порядке, указанном в табл. 5.

8.5. Массу МПП полную (п. 5.12) определяют взвешиванием. Массу заряда огнетушащего вещества (п. 5.12) определяют взвешиванием как разность между полной массой заряженного модуля и его конструкционной массой (после выпуска заряда ОТВ и очистки модуля от его остатков).

За результат принимается среднее арифметическое значение. Погрешность взвешивания должна быть не более ±2 %.

8.6. Определение вместимости пустого корпуса модуля (п. 5.4) осуществляют путем измерения с помощью мерного цилиндра или мензурки объема воды, необходимого для его полного заполнения.

 

Та блица 5

 

Номер

Вид воздействия

Продолжительность

п/п

А

Б

воздействия, ч, не менее

1

Хранение при минимальной рабочей температуре ±5 °С

Хранение при максимальной рабочей температуре ±5 °С

8

2

Хранение при температуре (20 ±5) °С

8

3

Хранение при максимальной рабочей температуре ±5 °С

Хранение при минимальной рабочей температуре ±5 °С

8

4

Произвести срабатывание модуля не более чем через 30 мин после извлечения его из камеры климатических испытаний. При этом должны выполняться требования пп. 5.2; 5.14

 

Допускается определять вместимость корпуса как разность между массой заполненного водой корпуса и массой пустого корпуса.

За результат принимается среднее арифметическое значение. Погрешность определения должна быть не более ±2 %.

8.7. Массу остатка порошка (п. 5.14) определяют как разность между массами модуля после его срабатывания и модуля, не заряженного порошком. Допускается прямое взвешивание остатка порошка. Полученный результат относят к первоначальной массе порошка.

За результат принимается среднее арифметическое значение. Погрешность взвешивания должна быть не более ±2 %.

8.8. Быстродействие модуля (п. 5.3) определяют следующим образом.

Модуль приводят в действие согласно инструкции по эксплуатации. Измеряется время (секундомером или по результатам видеозаписи, п. 8.9) от момента подачи сигнала на срабатывание пускового элемента до момента начала истечения порошка из модуля или насадка-распылителя (дальнего насадка - при наличии трубопроводов и нескольких насадков-распылителей).

За результат принимается среднее арифметическое значение.

8.9. Испытания по проверке времени действия (п. 5.2) проводятся в соответствии с ТД на модуль. Определяется время от начала до конца истечения порошка из МПП. Моменты начала и окончания истечения порошка из модулей можно определять с помощью секундомера с погрешностью не более ±5 %, видеозаписи с погрешностью не более полукадра или записи кривой давления (интервал времени от максимума давления до его выравнивания с атмосферным).

За результат принимается среднее арифметическое значение. 8.10. Определяется величина утечки вытесняющего газа:

а) для закачных МПП с индикатором давления (п. 5.13, а) проверкой изменений по манометру при температуре (20 ± 5) °С;

б) для баллончиков со сжатым газом (п. 5.13, б) -взвешиванием.

За результат принимается среднее арифметическое значение. Погрешность измерения не должна превышать ±1 %.

8.11. Огневые испытания по определению огнетушащей способности (п. 5.15), максимального ранга очага (п. 5.29) проводят по методике, приведенной в приложении .

8.12. Гидравлические испытания корпуса модуля (п. 5.24) проводят на гидравлическом стенде давлением, равным Рисп и Рпред, контролируемым манометром, установленным на нагнетательном магистральном трубопроводе. Скорость нарастания давления должна быть не более 2,0 МПа/мин.

После выдержки при давлении Рисп не менее 1 мин давление сбрасывают до рабочего Ppаб и производят осмотр корпуса. Течь, отпотевание и деформация корпуса модуля не допускаются.

Испытания корпуса модуля Рпред производятся до его разрушения. Корпус модуля считается выдержавшим испытания предельным давлением, если его разрыв произошел при давлении не менее указанного в п. 5.24.

За результат принимается среднее арифметическое значение.

Погрешность измерения должна составлять не более ±5 %.

8.13. Испытания предохранительного устройства Рисп (п.6.4), корпуса модуля, ослабленного сечения, мембраны на вскрытие Рвскр (п. 5.25) проводят на гидравлическом стенде путем повышения давления со скоростью не более 2,0 МПа/мин, при этом значения Рисп и Рвскр должны соответствовать пп. 5.24, 5.25. За результат принимается среднее арифметическое значение. Погрешность измерения должна составлять не более ±5 %.

8.14. Подтверждение срока службы модуля (п. 5.31) проводят путем сбора и обработки информации в условиях подконтрольной эксплуатации модуля в соответствии с РД 50-690.

8.15. Надежность МПП (п. 5.32) определяют расчетом или опытным путем по ГОСТ 27.410 при следующих исходных данных для опытного определения:

а) приемочный уровень вероятности безотказной работы модуля Рa= 0,996;

б) браковочный уровень вероятности безотказной работы модуля Рb=0,95;

в) риск изготовителя и потребителя a = b = 0,2.

Приемочное число отказов из 32 произвольно выбранных модулей должно быть равно нулю.

Отказом считать необеспечение модулем работоспособности (п. 5.14, 5.2).

8.16. Определение усилий (на органах управления) приведения модуля в действие и снятия блокировочного фиксатора (п. 5.16) проводят динамометрами.

Статическая нагрузка прикладывается по оси приложения силы при приведении модуля в действие и снятии фиксатора блокировки.

За результат принимается среднее арифметическое значение.

Погрешность измерения должна составлять не более ±5 %.

Энергию удара по рабочему органу (кнопке) пускового устройства проверяют при свободном падении с высоты (50 ±5) мм на этот орган стального цилиндра диаметром (75 ±5) мм и массой (6,00 ±0,05) кг.

В результате удара стального цилиндра должно произойти срабатывание модуля и осуществлен наддув корпуса.

8.17. Проверку напряжения, тока срабатывания и времени его действия (п. 5.30) для пусковых элементов МПП проводят путем их измерения приборами (выбор прибора определяется технической характеристикой пускового элемента), которые должны соответствовать заявленным в ТД на МПП.

Время действия электрического тока определяется как временной интервал от момента подачи пускового импульса до момента срабатывания устройства запуска.

За результат принимается среднее арифметическое значение.

Погрешность измерения должна составлять не более ±5 %.

8.18. Устойчивость к механическим воздействиям при транспортировании (п. 5.11) определяется путем транспортирования МПП в упаковке на автомобильном транспорте на определенное расстояние и по дороге определенной категории (в зависимости от выбранного условия транспортирования) в соответствии с ГОСТ 23170. Условия транспортирования в части воздействия механических факторов выбираются жесткими или по требованию заказчика. Модуль после транспортирования должен обеспечивать работоспособность по пп. 5.14, 5.2

8.19. Проверку стойкости к наружной и внутренней коррозии и контроль качества нанесенных защитных покрытий (пп. 5.9, 5.19) проводят согласно пп. 8.31, 8.32, 8.33 НПБ -156.

8.20. Испытания насадка-распылителя на устойчивость к тепловому воздействию проводят выдержкой насадка-распылителя в термошкафу, при этом условия испытаний должны соответствовать требованиям п. 5.9. После испытаний насадок не должен иметь повреждений, изменений формы и размеров.

8.21. Испытания на прочность пластмассовых деталей, находящихся под избыточным давлением во время работы МПП (п. 5.17), проводят согласно пп. 8.27, 8.28, 8.29 НПБ 156-96.

8.22. Испытания деталей из полимерных материалов на стойкость к воздействию огнетушащих порошков (п. 5.18) проводят путем выдержки их в течение не менее 90 суток при температуре (20 ±2) °С полностью погруженными в огнетушащий порошок; после извлечения из порошка детали испытываются по п. 8.27 НПБ 156.

8.23. Кронштейны и элементы крепления МПП испытываются на статическую нагрузку в течение не менее 5 мин, согласно п. 5.26.

8.24. Запорно-пусковое устройство закачных МПП на соответствие требованиям п. 5.28 испытывается по п. 8.25 НПБ 156-96.

 

9. КОМПЛЕКТНОСТЬ

 

В комплект поставки, в зависимости от модели модуля, должны входить:

- модуль;

- кронштейн (монтажно-ориентирующие части) для крепления;

- паспорт, техническое описание и инструкция по эксплуатации (могут быть объединены в одном документе);

- групповой ремонтный комплект (при оптовой поставке). По требованию организаций, занимающихся техническим

обслуживанием модулей, должна высылаться инструкция по техническому обслуживанию.

Примечания:

1. По согласованию с заказчиком модуль может поставляться без кронштейна.

2. Перечень запасных частей, инструмента и принадлежностей, наличие группового ремонтного комплекта оговаривается при заключении договора на поставку согласно нормативу положенности и техническим условиям на конкретное изделие.

 

10. МАРКИРОВКА И УПАКОВКА

 

10.1. Маркировка модуля должна состоять из 4 частей, которые должны содержать следующую информацию. Часть 1:

- наименование или товарный знак завода-изготовителя. Если данный тип модуля выпускается несколькими заводами, то на модуле должно быть четко обозначено, каким именно заводом он изготовлен;

- тип (обозначение) модуля по п.4,6 ;

- пиктограммы (схематические изображения), обозначающие все классы пожаров по ГОСТ 27331. Пиктограммы классов пожаров, для которых модуль не рекомендуется к использованию, должны быть перечеркнуты красной диагональной полосой, проведенной из верхнего левого угла в нижний правый угол;

- диапазон температур эксплуатации, например: "Может применяться при температуре от ... до ...". Часть 2:

предостережения, касающиеся:

- электрической опасности, например: "Непригодны для тушения электрооборудования под напряжением" или "Пригодны для тушения пожаров электрооборудования под напряжением" с указанием допустимого напряжения;

- токсичности;

Часть 3:

- указание "Периодически проверять" с указанием частоты проверки;

Часть 4:

- масса и марка огнетушащего порошка;

- полная масса МПП,

- номер ГОСТ или нормативного документа, которым соответствует изделие; месяц и год изготовления.

10.2. На газовых баллончиках указываются:

- масса пустого баллончика;

- рабочее давление;

- испытательное давление;

- минимальная масса. Если масса баллончика меньше этой величины, его следует заменить или перезарядить;

- дата проведения гидростатического испытания, величина испытательного давления и дата следующего освидетельствования;

- наименование изготовителя баллончика.

10.3. При установлении баллончика снаружи корпуса модуля данные по п. 10.2 могут быть нанесены с помощью переводной этикетки, а внутри - трафаретной печатью или тиснением.

10.4. Маркировка должна сохраняться в течение всего срока службы МПП и выполняться согласно ГОСТ 12.4.009.

10.5. Транспортная маркировка должна соответствовать ГОСТ 14192.

10.6. Упаковка модулей и деталей к ним должна соответствовать ГОСТ 23170. Для упаковки должны использоваться материалы по ГОСТ 8273, ГОСТ 2991, ГОСТ 19729.

 

11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

 

11.1. Условия транспортирования и хранения модулей должны соответствовать условиям их эксплуатации и требованиям ГОСТ 15150 (ГОСТ 15846).

Допускается транспортирование модулей всеми видами транспорта на любое расстояние в соответствии с Правилами перевозки грузов, действующими на конкретном виде транспорта.

Транспортирование модулей воздушным транспортом допускается только в герметичных отсеках самолетов.

11.2. При транспортировании и хранении модулей должны быть обеспечены условия, предохраняющие их от механических повреждений, нагрева, попадания на них прямых солнечных лучей, атмосферных осадков, от воздействия влаги и агрессивных сред.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

(обязательное)

ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

 

Испытания проводятся в предназначенном для проведения огневых испытаний помещении, обеспечивающем безопасные условия работы оператора и имеющем хорошую освещенность и вентиляцию. Допускается проводить испытания при проверке огнетушащей способности на защищаемой площади на открытой площадке. Скорость потока воздуха при испытаниях должна быть не более 2 м/с.

Перед испытаниями модули должны быть выдержаны не менее 24 ч при температуре (20 ± 5) °С.

I. Огневые испытания при тушении очагов пожаров класса В

1. Проверка огнетушащей способности при тушении очагов класса 2В на защищаемой площади.

1.1. Конструкция модельного очага.

1.1.1. Модельный очаг пожара класса 2В представляет собой круглый противень, изготовленный из листовой стали, размером, приведенным в таблице .

1.1.2 . В качестве горючего материала применяется бензин марки А-76 летний по ГОСТ 2084.

1.1.3. Число перед буквой В в обозначении модельного очага пожара указывает на количество бензина в противне в литрах.

1.2. Подготовка к испытаниям.

1.2.1. На защищаемой площади устанавливается не менее трех очагов класса 2В, причем очаги располагаются произвольно на границе защищаемой площади.

1.2.2. Заливают в противень 4 л воды, при этом должно образоваться гладкое зеркало. На слой воды наливают 2 л бензина.

1.2.3. Модуль (насадки-распылители) размещают на высоте в соответствии с технической документацией. Если в документации указывается несколько высот или интервал высот возможного размещения, то для каждого значения высоты определяется защищаемая площадь.

1.3. Проведение испытаний.

1.3.1. С помощью факела производят зажигание горючего в противне. Выдерживают время свободного горения в течение не менее 60 с.

1.3.2. Производят пуск модуля порошкового пожаротушения. Фиксируют результат тушения.

1.3.3. Модуль испытывают до трех раз. При этом две попытки из трех должны быть удачными.

1.3.4. После каждого опыта производят охлаждение противня до температуры ниже температуры самовоспламенения горючего и долив горючей жидкости до объема, установленного в таблице.

2. Проверка огнетушащей способности при тушении модельного очага класса В максимального ранга.

2.1. Конструкция модельного очага.

2.1.1. Модельный очаг пожара класса В представляет собой круглый противень, изготовленный из листовой стали, размером, приведенным в таблице .

2.1.2. В качестве горючего материала применяется бензин марки А-76 летний по ГОСТ 2084.

2.1.3. Число перед буквой В в обозначении модельного очага пожара указывает на количество бензина в противне в литрах.

2.2 . Подготовка к испытаниям.

2.2.1. На защищаемой площади устанавливается очаг класса В выбранного ранга, причем очаг располагается под модулем (насадком-распылителем). Ранг очага выбирается исходя из возможности тушения максимального очага пожара класса В данным модулем и указывается в ТД.

2.2.2. Заливают в противень воду необходимого объема. При этом должно образоваться гладкое зеркало. На слой воды наливают бензин А-76 по ГОСТ 2084 в количестве, указанном в таблице.

2.2.3. Модуль (насадок-распылитель) размещают на высоте, которая оговаривается в ТД.

 

Ранг модельного

Количество, л

Размеры противня, мм

Площадь

очага пожара

воды

горючего

диаметр

толщина стенки

очага, м2

4

2

280 ±10

2,0

0,06

6

3

350 ±10

2,0

0,1

10

5

420 ±10

2,0

0,16

16

8

560 ±10

2,0

0,25

13В

26

13

720 ±10

2,0

0,41

21В

42

21

920 ±10

2,0

0,66

34В

68

34

1170 ±10

2,5

1,07

55В

110

55

1480 ±15

2,5

1,73

89В

178

89

1890 ±20

2,5

2,80

144В

288

144

2400 ±25

2,5

4,52

233В

466

233

3050 ±30

2,5

7,32

 

Примечание. Высота всех противней должна быть в пределах (230 ±5) мм.

 

2.3. Проведение испытаний.

2.3.1. С помощью факела производят зажигание горючего в противне. Выдерживают время свободного горения не менее 15 с.

2.3.2. Производят пуск модуля порошкового пожаротушения. Фиксируют результат тушения.

2.3.3. Модуль испытывают до трех раз. При этом не менее двух попыток тушения из трех должны быть удачными.

2.3.4. После каждого опыта производят охлаждение противня до температуры ниже температуры самовоспламенения горючего и долив горючей жидкости до объема, установленного в таблице .

3. Огневые испытания по тушению очага класса В в защищаемом объеме.

3.1. Конструкция модельного очага. Используется модельный очаг пожара класса 2В.

3.2. Подготовка к испытаниям.

3.2.1. В защищаемом объеме (в ТД указаны размеры и конфигурация) произвольно устанавливается от одного до пяти очагов класса 2В (их количество выбирается таким образом, чтобы исключить взаимное влияние, при этом расстояние между ними в плане на горизонтальную плоскость должно быть не менее 0,5 м), причем один из них должен располагаться на уровне наибольшей высоты и в наиболее удаленной точке относительно модуля (насадка-распылителя). Допускается проводить испытания на одном очаге, последовательно изменяя его расположение в объеме, размещая его не менее чем в 5 точках.

3.2.2. Модуль размещают на высоте, которая оговаривается в ТД на модуль.

3.3. Проведение испытаний.

3.3.1. С помощью факела производят зажигание горючею в противнях. Выдерживают время свободного горения не менее 60 с.

3.3.2. Производят пуск модуля порошкового пожаротушения. Фиксируют результат тушения.

3.3.3. Модуль испытывают до трех раз. При этом не менее двух попыток тушения из трех должны быть удачными.

3.3.4. После каждого опыта производят охлаждение противня до температуры ниже температуры самовоспламенения горючего и долив горючей жидкости до объема, установленного в таблице.

1
2
3
4
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УСТАНОВКИ ПОРОШКОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ. МОДУЛИ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ 67-98

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

4. КЛАССИФИКАЦИЯ МОДУЛЕЙ

(1) (2) (3) (4) (5) (6),

МПП(Н) - 100 - КД-1- 3 - У1 - ТУ...

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Таблица 1

МПП быстрого действия - импульсные (И)

Таблица 2

МПП кратковременного действия (КД-1, КД-2)

Таблица 3

6. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

7. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

Таблица 4

8. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Та блица 5

9. КОМПЛЕКТНОСТЬ

10. МАРКИРОВКА И УПАКОВКА

11. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОГНЕВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

I. Огневые испытания при тушении очагов пожаров класса В

II. Огневые испытания модулей при тушении очагов пожаров класса А на защищаемой площади и в объеме

СОДЕРЖАНИЕ

Рейтинг@Mail.ru