5.4.1. Проверку основных размеров АСА и его составных частей следует проводить на ровной горизонтальной площадке в соответствии с ГОСТ 22748.
5.4.2. Проверка размеров - рулеткой РЗ-10, по ГОСТ 7502, линейкой, по ГОСТ 427, с ценой деления 1 мм. При измерениях крайние точки определяют с помощью отвеса и деревянной рейки размерами 40´40´4000 мм.
5.4.3. Во время определения размеров АСА должен находиться в снаряженном состоянии. Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси. Износ шин - не более 30 %.
5.4.4. При испытаниях следует определять следующие геометрические параметры:
а) габаритные размеры АСА (длина, ширина, высота);
б) дорожный просвет;
в) передний и задний углы свеса;
г) размеры сидений боевого расчета, высоту расположения подножек.
5.4.5. Погрешность измерений основных наружных размеров, допуски на которые не указаны в конструкторской документации, должны устанавливаться согласно обязательному приложению В.
5.4.6. Значения измеряемых параметров должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на конкретный тип АСА.
5.4.7. Результаты измерений заносят в протокол (рекомендуемое приложение Д). В протоколе указывают, какой из агрегатов имеет низшую точку при замере дорожного просвета.
5.5.1. Определение утла поперечной устойчивости должно проводиться на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый АСА теряет устойчивость, но не менее чем 30°.
5.5.2. Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие фиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание автомобиля.
5.5.3. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. При испытаниях на открытой площадке скорость ветра не должна превышать 5 м/с. Поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда.
5.5.4. АСА на платформе стенда должен быть установлен таким образом, чтобы наиболее нагруженный борт АСА располагался с противоположной стороны оси вращения стенда, а его продольная ось и ось вращения стенда были параллельны, с отклонением не более чем на 1,5°.
5.5.5. При испытаниях должны быть включены стояночный тормоз и низшая передача.
5.5.6. Сбоку от колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, должны быть установлены опорные брусья высотой от 20 до 22 см.
5.5.7. Увеличение угла наклона платформы должно проводиться плавно и до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию необходимо повторять до тех пор, пока три измерения будут иметь разницу результатов не более чем 1°.
5.5.8. АСА считается выдержавшим испытания, если значение угла поперечной устойчивости, определенное при испытаниях, будет не менее 30°.
5.5.9. Результаты испытаний должны оформляться в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.6.1. Проверка параметров ЭСУ должна проводиться с соблюдением "Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов" после обкатки привода и коробки отбора мощности путем запуска двигателя базового шасси и выведения основного источника питания АСА на рабочий режим, согласно инструкции по его эксплуатации.
5.6.2. Параметры ЭСУ следует контролировать в течение 6 ч непрерывной работы с интервалом регистрации в 20 мин.
5.6.3. Суммарная мощность, одновременно потребляемая стационарными и переносными приемниками электроэнергии, не должна превышать 90 % номинальной мощности основного источника питания ЭСУ.
5.6.4. При проверке работы ЭСУ должны контролироваться следующие параметры:
а) напряжение на концах линий при включении всех потребителей;
б) напряжение, частота тока, сила тока на основном источнике питания;
в) температура воды в системе охлаждения двигателя базового шасси;
г) температура масла в коробке передач и коробке отбора мощности;
д) давление масла в системе смазки двигателя базового шасси.
е) температура нагрева корпуса основного источника питания.
5.6.5. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.7.1. Проверку эффективности работы УЗО и УПКИ проводят путем искусственного создания токов утечки на корпус потребителей для всех защищаемых линий по НПБ 179-99 "Пожарная техника. Устройства защитного отключения для пожарных машин. Общие технические требования. Методы испытаний". При этом в обязательном порядке определяется ток срабатывания и время срабатывания УЗО.
5.7.2. Результаты измерений заносят в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.8.1. Эффективность работы автоматического регулятора, обеспечивающего стабильность частоты вращения ротора основного источника питания, определяется при изменении нагрузки в линиях потребителей в интервале от 10 до 100 % номинальной мощности (в том числе и в режиме холостого хода основного источника питания). Нагрузка должна подключаться дискретно с шагом от 1,5 до 3 кВт.
5.8.2. Частота тока и напряжение, контролируемые в процессе испытаний, должны соответствовать нормативно-технической документации на конкретную модель АСА.
5.8.3. Работоспособность дополнительного электрооборудования, к числу которого относятся системы общего и местного освещения, световые табло, маяки, вентиляторы и розетки на рабочих местах, специальные звуковые сигналы, выносные прожекторы, фары-искатели и др., проверяют путем трехкратного включения и выключения соответствующего элемента.
5.8.4. Испытания будут считаться положительными, если частота тока при сбросе-набросе нагрузки будет отличаться от номинальной частоты не более чем на 8 %.
5.8.5. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.9.1. При проверке заземляющего устройства должны подвергаться контролю его конструкция и размеры, механизм крепления зажима, качество покрытия, значение переходного сопротивления и наработка - в соответствии с ГОСТ 16556.
5.9.2. Проверка электрического сопротивления заземляющего устройства должна проводиться с помощью моста сопротивлений Р-333. Переходное сопротивление между стержнем и заземляющими проводниками не должно превышать 600 мкОм. Заземляющее устройство должно обеспечивать сопротивление растеканию не более 25 Ом.
5.9.3. Контроль конструкции и размеров должен проводиться сличением их с чертежами и измерением размеров. Наработку заземлителей следует проверять путем забивания их не менее 120 раз в глинистый или песчаный грунт.
5.9.4. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.10.1. Проверку работы механизмов подъема-опускания осветительной мачты и ориентации прожекторов в пространстве следует проводить путем подъема мачты на максимальную высоту с остановкой в промежуточных точках (с шагом 0,5 м) и поворотом прожекторов в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
5.10.2. В процессе данной проверки контролируются следующие параметры:
а) плавность работы механизма подъема-опускания (мачта должна выдвигаться и опускаться без заеданий и рывков);
б) работоспособность прожекторов;
в) эффективность работы световой индикации, информирующей о положении осветительной мачты (в выдвинутом рабочем или в транспортном);
г) максимальная высота подъема прожекторов над уровнем земли;
д) эффективность работы механизма ориентации прожекторов в пространстве;
е) диапазон углов поворота прожекторов в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
ж) эффективность тормозного устройства осветительной мачты.
5.10.3. Результаты, полученные в процессе испытаний, должны быть занесены в соответствующие протоколы.
5.11.1. Проверка оборудования ЭСУ на брызгозащищенность должна проводиться в целях определения эффективности защитных оболочек, а также установления соответствия степени их защиты IP45 и IP23 по ГОСТ 14254.
5.11.2. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.12.1. Проверку работоспособности кабельных катушек и разветвительных коробок следует проводить путем подключения через них штатных потребителей электроэнергии (дымосос, выносной прожектор) к выводному щиту ЭСУ.
5.12.2. При испытаниях следует обращать внимание на наличие световой сигнализации о наличии напряжения на разветвительной коробке, наличие заглушек на розетках, удобство размотки-намотки силового кабеля на кабельную катушку, надежность соединения разъемов.
5.12.3. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.13.1. Проверку эффективности освещения на рабочих местах в салоне и кабине водителя АСА следует проводить в темное время суток.
5.13.2. Контрольными точками при определении уровней освещенности в АСА должны быть точки, расположенные:
а) на рабочем месте водителя на высоте 1 м от уровня пола;
б) в проходе салона на высоте 1 м от уровня пола;
в) на поверхности подножек и ступеней;
г) на расстоянии 0,3 м от лицевых поверхностей электрощитов, пульта управления работой ЭСУ, других приборов и аппаратуры;
д) на высоте 0,3 м от поверхности стола для обслуживания противогазов.
5.13.3. Уровни освещенности в указанных выше контрольных точках должны соответствовать требованиям, изложенным в пп. 3.4.9 и 3.5.6.
5.13.4. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.14.1. Проверка уровня предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздушной среде кабины (салона) АСА должна проводиться при работающем двигателе как во время движения, так и на стоянке в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
5.14.2. В процессе проверки определяют содержание окиси углерода, окислов азота, акролеина, паров топлива, паров серной кислоты. Их концентрация не должна превышать следующих значений, мг/м3:
окись углерода ..........................................................20
окислы азота ................................................................5
акролеин ....................................................................0,2
пары топлива ...........................................................100
туман серной кислоты .................................................1
5.14.3. Содержание вредных веществ следует определять на рабочих местах в зонах дыхания.
5.14.4. В процессе проверки в каждой точке должно быть проведено не менее пяти испытаний для получения достоверной гигиенической характеристики состояния воздушной среды. Метод проверки должен обеспечивать избирательное определение содержания вредного вещества в контрольной точке на уровне £ 0,5 предельно допустимой концентрации.
5.14.5. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.15.1. Определение внешнего шума АСА при движении и при стационарной работе на привод основного источника питания - в соответствии с ГОСТ 27436, а внутреннего - в соответствии с ГОСТ Р 51616-2000.
5.15.2. Внешний шум от движения АСА следует определять при движении АСА по прямой ровной поверхности с асфальтобетонным покрытием на максимальной скорости, а внешний и внутренний шумы при стационарной работе на привод основного источника питания - в режиме использования 90 % мощности основного источника питания.
5.15.3. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.16.1. Испытания должны проводиться с учетом того, что система отопления должна обеспечивать в салоне на высоте 1,5 м от пола температуру не менее 15 °С при наружной температуре до минус 40 °С.
5.16.2. Контроль температур на рабочих местах в салоне АСА и в кабине водителя должен проводиться в указанном интервале температур наружного воздуха при скорости движения до 80 км/ч (а также на стоянке).
5.16.3. Указанная температура в салоне должна устанавливаться не более чем через 30 мин после начала движения АСА и поддерживаться при стационарной работе.
5.16.4. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.17.1. Контроль уровней локальной и общей вибрации проводят для оценки вибрационной безопасности работы на АСА в соответствии с ГОСТ 12.1.012.
5.17.2. Виброизмерительная аппаратура должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.012.
5.17.3. Для оценки вибрационной нагрузки на оператора точки измерений следует выбирать в местах контакта оператора с вибрирующей поверхностью.
5.17.4. При измерении локальной вибрации с участием оператора вибропреобразователь должен быть установлен на переходном элементе - адаптере (установка вибропреобразователя допускается на резьбовой шпильке, магните, с помощью жесткого хомута).
5.17.5. При измерении общей вибрации вибропреобразователь должен быть установлен в соответствии с ГОСТ 27259 на промежуточном диске, размещаемом на сиденье оператора.
5.17.6. Время усреднения (интегрирования) прибора при измерении локальной вибрации должно быть не менее 1 с, а общей вибрации - не менее 10 с.
5.17.7. Измерения должны проводиться непрерывно или через равные промежутки времени (дискретно).
5.17.8. При непрерывном измерении длительность наблюдения должна быть не менее 5 мин для локальной вибрации и не менее 15 мин - для общей.
5.17.9. При разбросе значений за результат измерений принимается максимальное значение.
5.17.10. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом, в котором приводят следующие сведения:
а) дату и место проведения измерений;
б) объект измерения (тип АСА, год выпуска, рабочее место);
в) тип измерительной аппаратуры;
г) условия измерений;
д) измеряемые параметры;
е) место установки вибропреобразователя;
ж) принятую систему координатных осей и выбранное направление измерений;
з) результаты обработки измерений;
и) заключение о соответствии измеренных параметров вибрации нормативам.
5.18.1. Конструктивная прочность АСА должна проверяться в ходе пробеговых испытаний по дорогам различных категорий. Протяженность пробеговых испытаний должна быть не менее 100 км.
5.18.2. Пробеговые испытания должны проводиться предприятием-изготовителем на стадии предварительных испытаний.
5.18.3. Непосредственно перед началом пробеговых испытаний и после их окончания, а также через каждые 20 км пробега необходимо проводить проверку работоспособности ЭСУ в режиме номинальной нагрузки в течение не менее 5 мин,
5.18.4. Нарушение целостности конструкции, крепления стационарных и съемных элементов оборудования и аппаратуры АСА, потеря их работоспособности не допускаются.
5.18.5. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.
5.19.1. Установка устройств световой сигнализации, подвергшаяся изменению при изготовлении АСА, должна проверяться на соответствие ГОСТ 8769.
5.19.2. Расположение специальных световых и звуковых сигналов, цветографическая схема проверяется в соответствии с ГОСТ Р 50574.
Контроль (определение) гамма-процентной наработки и гамма-процентного ресурса осуществляется в соответствии с РД-50-690 при следующих исходных данных:
регламентированная вероятность g/100 = 80;
доверительная вероятность при годовом объеме выпуска соответственно: менее 1000 шт. - 0,8.
Установленное число отказов (предельных состояний) r = 1.
Количество испытываемых автомобилей - 8 шт.
Гамма-процентный (g = 80 %) ресурс агрегатов АСА до первого капремонта определяют по результатам наблюдений за АСА в условиях эксплуатации.
В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы.
ГОСТ 12.0.004-90 |
ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. |
ГОСТ 12.1.003-83 |
ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. |
ГОСТ 12.1.005-88 |
ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. |
ГОСТ 12.1.012-90 |
ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. |
ГОСТ 12.1.019-79 |
ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты. |
ГОСТ 12.2.032-78 |
ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. |
ГОСТ 12.2.037-78 |
ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности. |
ГОСТ 12.3.002-75 |
ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. |
ГОСТ 12.4.009-83 |
ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание. |
ГОСТ 12.4.026-76 |
ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности. |
ГОСТ 15.001-88 |
Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. |
ГОСТ 17.2.2.03-87 |
Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. |
ГОСТ 427-75 |
Линейки измерительные металлические. Технические условия. |
ГОСТ 2349-75 |
Устройства тягово-сцепные системы "крюк-петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования. |
ГОСТ 6465-76 |
Эмали ПФ-115. Технические условия. |
ГОСТ 6964-72 |
Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия. |
ГОСТ 7502-98 |
Рулетки измерительные металлические. Технические условия. |
ГОСТ 8769-75 |
Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости. |
ГОСТ 10511-83 |
Системы автоматического регулирования частоты вращения судовых, тепловозных и промышленных дизелей. Общие технические требования. |
ГОСТ 14254-96 |
Изделия электротехнические. Оболочки. Степени защиты. Обозначения. |
ГОСТ 15150-69 |
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. |
ГОСТ 16504-81 |
Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения. |
ГОСТ 16556-81 |
Заземлители для передвижных электроустановок. Общие технические условия. |
ГОСТ 16842-81 |
Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний источников индустриальных радиопомех. |
ГОСТ 17516-90 |
Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам. |
ГОСТ 17822-91 |
Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний. |
ГОСТ 18099-78 |
Эмали МЛ-152. Технические условия. |
ГОСТ 18374-79 |
Эмали ХВ-110 и ХВ-113. Технические условия. |
ГОСТ 20439-87 |
Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Требования к надежности и методы контроля. |
ГОСТ 20961-75 |
Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия. |
ГОСТ 21130-75 |
Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры. |
ГОСТ 21393-75 |
Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности. |
ГОСТ 21752-76 |
Система человек-машина. Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования. |
ГОСТ 21753-76 |
Система человек-машина. Рычаги управления. Общие эргономические требования. |
ГОСТ 22748-77 |
Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений. |
ГОСТ 23377-84 |
Электроагрегаты и передвижные электростанции с двигателями внутреннего сгорания. Общие технические требования. |
ГОСТ 24297-87 |
Входной контроль продукции. Основные положения. |
ГОСТ 24333-80 |
Знак аварийной остановки. Общие технические условия. |
ГОСТ 25478-91 |
Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки. |
ГОСТ 27259-87 |
Машины землеройные. Сиденье оператора. Передаваемая вибрация. Методы испытаний. |
ГОСТ 27436-87 |
Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. |
ГОСТ 27815-88 |
Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции. |
ГОСТ 28443-90 |
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей. |
ГОСТ Р 50574-93 |
Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования. |
ГОСТ Р 50993-96 |
Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности. |
ГОСТ Р 51616-2000 |
Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений. |
СНиП 23-05-95 |
Естественное и искусственное освещение. |
НПБ 163-97 |
Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний. |
НПБ 179-99 |
Пожарная техника. Устройства защитного отключения для пожарных машин. Общие технические требования. Методы испытаний. |
Типаж пожарных автомобилей на 2001-2005 гг.
Наставление по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов.
Краткое содержание:
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ.
FIRE ENGINEERING. RESCUE VEHICLE. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОМУ АВТОМОБИЛЮ
3.1. Главный и основные параметры
3.2. Общие технические требования
3.3. Требования к базовым шасси
3.4. Требования к кабине водителя
3.5. Требования к салону (кабине)
3.7. Требования к комплектации АСА и размещению СИЗОД
3.8. Общие требования к крану-манипулятору
3.10. Требования к основным источникам питания АСА
3.11. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ
3.12. Требования к автоматизации ЭСУ
3.13. Требования устойчивости основных источников питания
3.14. Требования к силовым цепям
3.15. Требования к щитам управления работой ЭСУ
3.16. Требования к приемникам электроэнергии
3.17. Требования к разветвительным коробкам и кабельным катушкам
3.18. Требования безопасности АСА
3.19. Требования к осветительной мачте
3.20. Конструктивные требования к АСА
4.2. Приемочные и квалификационные испытания
4.3. Сертификационные испытания
4.4. Предъявительские испытания
4.5. Приемо-сдаточные испытания
4.8. Эксплуатационные испытания
5.3. Определение показателей массы
5.4. Определение геометрических параметров
5.5. Определение угла поперечной устойчивости
5.6. Проверка параметров электросиловой установки
5.7. Проверка эффективности работы УЗО и УПКИ
5.8. Проверка эффективности работы автоматического регулятора
5.9. Проверка заземляющего устройства
5.10. Проверка работы осветительной мачты
5.11. Проверка ЭСУ на брызгозащищенность
5.12. Проверка работоспособности кабельных катушек и разветвительных коробок
5.13. Определение уровня освещенности
5.14. Определение уровня загазованности в кабине водителя
(салоне для боевого расчета) АСА
5.15. Определение внешнего и внутреннего шумов
5.16. Испытания системы отопления салона (кабины)
5.17. Определение уровня вибрации
5.18. Определение конструктивной прочности
5.19. Проверка цветографической схемы, работы специальных
5.20. Определение показателей надежности
Рекомендуемая базовая комплектация аварийно-спасательного автомобиля
технических требований, обязательных при сертификации аварийно-спасательных
Максимальные допускаемые значения погрешностей измерения