НПБ 194-2000 
3.5. требования к салону. 3.6. требования к комплектации аг и размещению сизод.... НПБ 194-2000 
3.5. требования к салону. 3.6. требования к комплектации аг и размещению сизод....

НПБ 194-2000 => 3.5. требования к салону. 3.6. требования к комплектации аг и размещению сизод. 3.7. общие требования к эсу. 3.8....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 194-2000 -> 
1
2
3
4
5
6
текст целиком
 

3.5. Требования к салону

3.5.1. Салон АГ должен обеспечивать возможность оперативной посадки и высадки личного состава, удобство и безопасность его размещения, а также установку необходимого вывозимого оборудования, инструмента и ПТВ.

3.5.2. Салон АГ может состоять из двух отсеков, разделенных перегородкой и предназначенных для размещения:

а) личного состава;

б) оборудования и ПТВ.

3.5.3. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, возможность их обслуживания и демонтажа, а также организации необходимого количества рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АГ.

3.5.4. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032. Конструкция салона АГ должна обеспечивать сохранение жизненного пространства для личного состава при опрокидывании, лобовом столкновении, наездах сбоку и сзади.

3.5.5. Уровень шума в салоне АГ во время работы ЭСУ по ГОСТ 27435, на рабочих местах - по ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003.

3.5.6. Уровень освещенности прохода салона - не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхностей - не менее 10 лк, лицевых поверхностей электрощитов, пультов управления ЭСУ, рабочего стола для обслуживания дыхательных аппаратов - не менее 100 лк.

3.5.7. Оборудование и ПТВ в салоне необходимо размещать с учетом обеспечения требований пассивной безопасности для личного состава. Наличие острых кромок не допускается. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения АГ.

3.5.8. Схема размещения на АГ специального оборудования и аппаратуры должна обеспечивать оперативность боевого развертывания.

3.5.9. При размещении возимого оборудования и аппаратуры необходимо руководствоваться функциональным применением оборудования и частотой его использования, которая требует, чтобы наиболее применяемые элементы оборудования располагались в самых удобных местах.

3.5.10. Стол для проверки и обслуживания противогазов должен иметь размеры не менее 900x600 мм. Он может быть переносным для использования его в летнее время вне салона АГ.

3.5.11. Управление дверьми салона боевого расчета на базе автобуса должно осуществляться с места водителя при помощи дистанционного привода. Дистанционный привод каждой двери должен дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АГ должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

3.5.12. Доступ к аварийному выходу АГ должен быть свободен.

3.5.13. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

3.5.14. Для внутренней отделки (обивки) стенок и потолка салона для боевого расчета АГ должен применяться гладкий, светостойкий материал, допускающий влажную очистку и обработку дезинфицирующими средствами. Крепление обивки не должно иметь выступающих деталей и острых кромок. Пол салона, подножки и ступени должны иметь покрытие из влагостойкого и износоустойчивого материала с поверхностью, препятствующей скольжению.

3.5.15. Покрытие пола должно быть продолжено на стенки салона на высоту 150-200 мм с закруглениями в местах перехода от пола к стенкам и должно допускать мойку водой.

3.5.16. Система отопления салона АГ должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 °С на уровне 1,5 м от пола при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С. Управление системой отопления должно осуществляться с места водителя.

3.5.17. Наружные поверхности элементов системы отопления, расположенные в салоне АГ, не должны иметь температуру выше 70 °С.

3.5.18. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздушной среде салона АГ должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.

 

3.6. Требования к комплектации АГ и размещению СИЗОД

3.6.1. ПТВ, входящее в комплектацию АГ, должно быть сертифицировано в области пожарной безопасности.

3.6.2. АГ должен быть оснащен СИЗОД с защитным действием не менее 4 ч.

3.6.3. АГ, в соответствии с Наставлением по газодымозащитной службе, должен быть оснащен в расчете на одно звено ГДЗС:

а) кислородным изолирующим противогазом (респиратором) или дыхательным аппаратом (по одному на каждого газодымозащитника);

б) спасательным устройством - по одному на каждого газодымозащитника, работающего в дыхательном аппарате типа АИР;

в) средствами связи (радиостанция или переговорное устройство);

г) средствами освещения: групповым фонарем - одним на звено ГДЗС и индивидуальными фонарями - для каждого газодымозащитника;

д) пожарной спасательной веревкой;

е) средством страховки звена - направляющим тросом;

ж) легким и универсальным пожарным ломом.

3.6.4. В комплектацию АГ должны входить инструмент и прибор для обслуживания и обеспечения проведения испытаний СИЗОД, дезинфицирующие средства, а также средства оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и средства контроля состава воздушной среды.

Базовая комплектация АГ приведена в рекомендуемом приложении 1.

3.6.5. Салон АГ должен быть оборудован специальными ячейками для перевозки СИЗОД в вертикальном положении. Для зашиты СИЗОД от механических повреждений дно и стенки ячеек должны быть обиты амортизирующим материалом.

3.6.6. На каждый дыхательный аппарат, вывозимый на АГ, должен предусматриваться один резервный комплект баллонов с воздухом, а на каждый противогаз - один резервный баллон с кислородом и один резервный регенеративный патрон.

Резервные баллоны с кислородом и регенеративные патроны хранятся в АГ в отдельных ящиках, конструкция которых должна обеспечивать их сохранность в процессе перевозки.

3.6.7. Резервные регенеративные патроны и баллоны с кислородом хранят и перевозят с заглушками (пробками), а регенеративные патроны, кроме того, пломбируют.

 

3.7. Общие требования к ЭСУ

3.7.1. Конструкция ЭСУ АГ должна отвечать требованиям ПУЭ.

3.7.2. На АГ должен быть установлен счетчик моточасов.

3.7.3. В АГ следует предусматривать рабочее место для оператора ЭСУ с расположением, при необходимости, дублирующих приборов контроля работы двигателя.

3.7.4. ЭСУ АГ должна сохранять работоспособность при наклоне относительно горизонтальной поверхности до 10°.

3.7.5. Уровень радиопомех при работе ЭСУ - по ГОСТ 17822.

3.7.6. Крепление всех элементов ЭСУ должно исключать ослабление электрического контакта в соединениях во время движения или транспортирования АГ.

 

3.8. Требования к основным источникам питания АГ

3.8.1. В качестве основных источников питания ЭСУ АГ должны применяться генераторы трехфазного тока с приводом от двигателя базового шасси АГ. Используемые генераторы должны быть сертифицированы.

3.8.2. Основные номинальные параметры основных источников питания ЭСУ АГ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Напряжение, В

Частота, Гц

Мощность, кВт

230

50

8, 16, 20, 30

230

400

8, 16, 20, 30

400

50

8, 16, 20, 30

 

3.8.3. Номинальный коэффициент мощности основных источников питания при индуктивной нагрузке - не менее 0,8.

3.8.4. Основные источники питания на АГ должны устанавливаться в специальных отсеках или нишах и должны быть закрыты предохранительными кожухами, исключающими прикосновение к вращающимся и токоведущим частям.

3.8.5. Корпус основного источника питания должен иметь электрическую связь с шасси АГ.

3.8.6. Допускаемые величины индустриальных радиопомех (ИРП) оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со средствами радиосвязи, должны соответствовать ГОСТ 16842.

3.8.7. Основные источники питания АГ, при необходимости, должны быть оборудованы средствами помехоподавления. Введение средств помехоподавления в основной источник питания АГ не должно отрицательно влиять на его работоспособность. Длина соединительных проводников между помехообразующими элементами и помехоподавляющими средствами должна быть минимальной.

3.8.8. Температура поверхности основного источника питания при непрерывной 6-часовой работе в номинальном режиме должна соответствовать нормам завода-изготовителя.

 

3.9. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ

3.9.1. Номинальная мощность основных источников питания АГ должна устанавливаться при следующих значениях факторов внешней среды:

атмосферное давление, кПа .............................................. 89,9

температура окружающего воздуха, К (°С) ...................... 298 (25)

относительная влажность воздуха, % ............................... 70

3.9.2. Основные источники питания АГ должны допускать перегрузку по мощности на 10 % выше номинальной (по току при номинальном коэффициенте мощности) в течение 1 ч. Повторные перегрузки допускаются по истечении 30-минутного перерыва, необходимого для установления нормального теплового режима.

Допустимая суммарная наработка в режиме перегрузки не должна превышать 10 % отработанного основным источником питания времени в пределах назначенного ресурса до капитального ремонта.

3.9.3. Нормы качества электрической энергии основных источников питания - в соответствии с ГОСТ 23377.

 

3.10. Требования к автоматизации ЭСУ

3.10.1. ЭСУ АГ должна иметь первую степень автоматизации по ГОСТ 10511, обеспечивающую:

а) стабилизацию выходных электрических параметров (напряжение, частота);

б) аварийно-предупредительную сигнализацию и аварийную защиту;

в) автоматическое поддержание нормальной работы после пуска и включения нагрузки, в том числе без дополнительного обслуживания (регулировки) и наблюдения в течение 6 ч.

3.10.2. Аварийно-предупредительная сигнализация и аварийная защита должны срабатывать при достижении предельных значений: сопротивления изоляции, давления масла, температуры охлаждающей жидкости и т. п. Кроме того, должны быть предусмотрены ручное отключение защиты и возможность работы при отключенной защите с соблюдением необходимых мер безопасности с применением защитных средств (диэлектрические перчатки, диэлектрические коврики и др.).

3.10.3. Система автоматизации ЭСУ АГ при возникновении аварийного режима должна обеспечивать подачу светового сигнала на щите управления, дублируемого звуковым сигналом.

3.10.4. Регуляторы частоты вращения приводных двигателей основных источников питания должны обеспечивать номинальную частоту вращения при любой нагрузке от 10 до 100 % номинальной мощности.

 

3.11. Требования устойчивости основных источников питания АГ при внешних воздействиях

3.11.1. Основные источники питания должны быть устойчивы к воздействию механических факторов внешней среды по группе М 18 ГОСТ 17516.1.

3.11.2. Основные источники питания АГ должны допускать их эксплуатацию в следующих условиях:

температура

окружающего воздуха, К (°С) ................................ от 233 К (минус 40 °С)

до 313 К (40 °С)

относительная влажность воздуха при

температуре 298 К (25 °С), % ..........................................98

дождь интенсивностью, мм/мин ........................................3

скорость воздушного потока, м/с ....................................30

запыленность воздуха, г/м3, не более .............................0,5

3.11.3. Основные источники питания должны сохранять работоспособность после преодоления АГ брода, допустимого для его базового шасси.

 

3.12. Требования к силовым цепям

3.12.1. Класс точности электроизмерительных приборов, устанавливаемых в силовых цепях основных источников питания для измерения тока, напряжения и мощности, должен быть не ниже 2,5, а для измерения частоты и сопротивления изоляции - не ниже 4,0.

3.12.2. Схемы силовых цепей должны состоять из цепей, выделенных по функциональному назначению:

а) силовой коммутации;

б) измерения, контроля напряжения и сигнализации;

в) приборов электробезопасности;

г) регулирования напряжения.

3.12.3. Цепи силовой коммутации должны обеспечивать передачу электроэнергии от основного источника питания к потребителю, а также защиту основного источника питания от коротких замыканий и недопустимых перегрузок по току.

3.12.4. Цепи силовой коммутации должны обеспечивать:

а) автономную работу основного источника питания;

б) питание потребителя от внешнего источника питания через выводной щит АГ.

3.12.5. Цепи силовой коммутации должны включать в себя:

а) линию основного источника питания, рассчитанную на передачу потребителю 100 %-й мощности. В линии основного источника питания должен быть установлен аппарат, обеспечивающий коммутацию линии и защиту основного источника питания от токов короткого замыкания и перегрузки;

б) линию сети для подключения внешнего источника питания (только для источников питания частотой 50 Гц).

 

3.13. Требования к щитам управления работой ЭСУ

3.13.1. Конструкция ЭСУ должна включать в себя:

а) щит управления работой двигателя (УД) привода основного источника питания;

б) силовой распределительный щит (СР).

Структура системы управления работой ЭСУ показана на рисунке.

 

 

Система управления работой ЭСУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щит управления работой двигателя

 

 

Силовой распределительный щит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы и органы управления

 

 

 

 

Приборы

 

 

шасси автомобиля

 

 

 

 

электробезопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы и органы управления

 

 

 

 

Защита от токов

 

 

автономным двигателем

 

 

 

 

короткого замыкания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приборы измерения,

 

 

 

 

Контроль

 

 

контроля и сигнализации

 

 

 

 

сопротивления изоляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита от токов

 

 

 

 

 

 

 

утечки "фаза - корпус"

 

Структура системы управления работой ЭСУ АГ

 

3.13.2. В состав щита УД должны входить:

а) приборы контроля режима работы двигателя, частоты вращения вала привода, температуры жидкости в системе охлаждения, давления масла и другие приборы в зависимости от типа привода;

б) органы управления работой сцепления, регулятор частоты вращения коленчатого вала, включения коробки отбора мощности и другие в зависимости от конструктивного исполнения ЭСУ;

в) средства индикации и графической информации применительно к типу привода и конструктивному исполнению ЭСУ.

3.13.3. В состав щита СР должны входить:

а) приборы измерения контроля изоляции;

б) органы управления работой основного источника питания;

в) органы управления коммутацией электрической энергии;

г) приборы электробезопасности;

д) распределительные устройства;

е) средства индикации и графической информации.

3.13.4. Для обеспечения электробезопасности личного состава, обслуживающего ЭСУ, щиты должны быть оборудованы приборами визуального наблюдения, а также устройством постоянного контроля изоляции (УПКИ) и устройством защитного отключения (УЗО), позволяющими работать с электросиловым оборудованием без устройства защитного заземления.

3.13.5. Распределительные устройства должны состоять из розеток отбора электроэнергии, коммутационных устройств и световой индикации о наличии напряжения на розетках.

 

1
2
3
4
5
6
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ENGINEERING. SMOKE EJECTOR TRUCK.

GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.

TEST METHODS

НПБ 194-2000

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ

2.2. Обозначение

2.3. Примеры условных обозначений

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Главный и основные параметры

Таблица 1

3.2. Общие технические требования

3.3. Требования к базовым шасси

3.4. Требования к кабине водителя

3.5. Требования к салону

3.6. Требования к комплектации АГ и размещению СИЗОД

3.7. Общие требования к ЭСУ

3.8. Требования к основным источникам питания АГ

Таблица 2

3.9. Требования к электрическим параметрам и режимам ЭСУ

3.10. Требования к автоматизации ЭСУ

3.11. Требования устойчивости основных источников питания АГ при внешних воздействиях

3.12. Требования к силовым цепям

3.13. Требования к щитам управления работой ЭСУ

3.14. Требования к приемникам электроэнергии

3.15. Требования к разветвительным коробкам и кабельным катушкам

3.16. Требования электробезопасности АГ

Таблица 3

Таблица 4

3.17. Требования к осветительной мачте

3.18. Конструктивные требования к АГ

3.19. Маркировка

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Предварительные испытания

4.2. Приемочные и квалификационные испытания

4.3. Сертификационные испытания

4.4. Предъявительские испытания

4.5. Приемосдаточные испытания

4.6. Периодические испытания

4.7. Типовые испытания

4.8. Эксплуатационные испытания

4.9. Специальные испытания

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Условия испытаний

5.2. Внешний осмотр

5.3. Определение показателей массы

5.4. Определение геометрических параметров

5.5. Определение угла поперечной устойчивости

5.6. Проверка параметров электросиловой установки

5.7. Проверка эффективности работы УЗО и УПКИ

5.8. Проверка эффективности работы автоматического регулятора частоты вращения двигателя

5.9. Проверка заземляющего устройства

5.10. Проверка работы осветительной мачты

5.11. Проверка ЭСУ на брызгозащищенность

5.12. Проверка работоспособности кабельных катушек и разветвительных коробок

5.13. Определение уровня освещенности

5.14. Определение уровня загазованности в кабине водителя и в салоне для боевого расчета АГ

5.15. Определение внешнего и внутреннего шумов

5.16. Испытания системы отопления салона

5.17. Определение уровня вибрации

5.18. Определение конструктивной прочности

5.19. Определение показателей надежности

5.20. Проверка цветографической схемы, работы специальных световых и звуковых сигналов

6. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендуемая базовая комплектация пожарного автомобиля газодымозащитной службы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРЕЧЕНЬ

технических требований, предъявляемых к АГ при обязательной сертификации

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Максимальные допустимые значения погрешностей измерения

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРОТОКОЛ

испытаний пожарного автомобиля газодымозащитной службы

Результаты испытаний

ОГЛАВЛЕНИЕ