НПБ 111-98 
Таблица п.6.3*. 19. общие требования. НПБ 111-98 
Таблица п.6.3*. 19. общие требования.

НПБ 111-98 => Таблица п.6.3*. 19. общие требования.

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 111-98 -> 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
текст целиком
 

Таблица П.6.3*

 

п/п

Наименование зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия

Расстояние, м, до зданий с оборудованием технологической системы АЗС с наличием

Расстояние, м, до наружных установок технологической системы АЗС с наличием

Расстояние, м, до заправочной

колонки с наличием

Расстояние, м, до площадки для АЦ с СУГ

СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа

СУГ

сжатого газа

1

Производственные здания и помещения категорий А, Б и Г. Наружные установки категорий Ан, Бн, Вн, Гн; площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 2-4, 8 и подкласса 9.1 по ГОСТ 19433

40

30

40

30

40

30

40

2

Производственные здания категорий В и Д, помещения категорий В1-В4 и Д, наружные установки категории Дн:

 

 

 

 

 

 

 

 

здания I, II степени огнестойкости классов С0 и С1 и III степени огнестойкости класса С0

25

10

25

15

25

15

25

 

здания III степени огнестойкости класса С1 и IV степени огнестойкости класса С0

30

15

30

20

30

20

30

 

здания IV, V степени огнестойкости и наружные установки категории Дн

35

20

35

25

35

25

35

3

Административные и бытовые здания

35

20

35

25

35

25

35

4

Открытые площадки и навесы для хранения транспортных средств

20

10

20

15

20

15

20

5

До края проезжей части автомобильных дорог предприятия

15

10

20

15

15

10

20

6

Площадки для хранения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов классов 1, 5-7 и подкласса 9.2 по ГОСТ 19433

100

 

Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

 

7. К оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования.

 

II*. Требования к зданиям и сооружениям многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС

 

8*. При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа. Указанные котельные должны размещаться в отдельно стоящих зданиях с учетом требований п. 22* настоящих норм.

9. Помещения для технического обслуживания и мойки автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе, должны предусматриваться в одном или нескольких отдельно стоящих зданиях. В этих зданиях допускается предусматривать помещения для мойки и технического обслуживания автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. При этом помещение мойки автомобилей может быть общим, а помещения технического обслуживания автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, должны проектироваться под установку одного автомобиля и отделяться от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Предусматривать окрасочные работы с применением горючих материалов не допускается.

10. Раскрытие легкосбрасываемых конструкций помещений категории А не должно приводить к повреждению зданий, сооружений и технологического оборудования.

11*. Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств. При этом для аварийного сброса паров СУГ допускается использовать устройства, регламентированные ПУ и БЭФ-91.

Сбросные трубы сжатого природного газа должны располагаться вертикально с организацией выброса газа вверх. Верхний срез сбросного трубопровода сжатого природного газа должен превышать высоту зданий и сооружений, расположенных в радиусе 5 м от указанного трубопровода, не менее чем на 1 м. При этом высота сбросного трубопровода от уровня планировочной площадки должна быть не менее 3 м.

При необходимости сброса продувочных газов, а также природного газа или паров СУГ (при возникновении пожароопасной ситуации или пожара) из оборудования (за исключением резервуаров) технологической системы и газобаллонного оборудования транспортных средств в атмосферу конструкция технологической системы многотопливной АЗС, АГЗС или АГНКС должна предусматривать возможность его осуществления только через сбросные трубы.

12*. Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием со сжатым природным газом, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом или СУГ, осуществляется заправка сжатым природным газом, не допускается.

13*. На одном заправочном островке СУГ должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля.

Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.

Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку.

14*. Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:

оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ;

поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;

оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей.

15. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать:

общие площадки для АЦ с жидким моторным топливом и для автоцистерн с СУГ;

одновременное нахождение на АЗС двух автоцистерн и более;

наполнение резервуаров жидким моторным топливом или СУГ без приостановки работы АЗС.

16. Использование АЦ для СУГ, не отвечающих требованиям “Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом”, а также АЦ для СУГ совместно с прицепом-цистерной не допускается. При этом регламентированные указанными “Правилами...” устройства, автоматически предотвращающие выход СУГ из цистерны при аварийных расходах газа по сливоналивным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций, должны отвечать требованиям ДОПОГ в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств.

17*. На многотопливных АЗС и АГНКС допускается устройство приямков под емкости и сосуды сжатого природного газа, которые должны быть выполнены из негорючих материалов. При этом следует предусматривать гидроизоляцию стенок этих сооружений. При использовании для гидроизоляции горючих материалов указанная гидроизоляция должна выполняться со стороны окружающего грунта.

18. Устройство очистных сооружений, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, должно исключать возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка и площадки для АЦ.

 

III*. Требования к технологическим системам многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС

 

19. Общие требования

 

19.1. На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС.

19.2*. Технологические системы, наполнение резервуаров (сосудов) которых предусматривается посредством их насосного или компрессорного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми в помещении операторной и у насосов (компрессоров). Самостоятельные участки технологических систем многотопливных АЗС должны оснащаться выключателями электрооборудования этих участков, за исключением систем противоаварийной защиты постоянного действия.

19.3*. При наполнении одного из резервуаров топливом (за исключением сосудов сжатого природного газа) должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение компрессорного оборудования, не используемого в наполнении резервуара, и всех раздаточных колонок АЗС.

19.4*. При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т. п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.

19.5. Электроснабжение систем противоаварийной защиты (включая аварийную вентиляцию и систему отсоса паров СУГ с площадки для АЦ) должно соответствовать первой категории надежности по ПУЭ.

19.6. Автоматический запуск аварийной вентиляции должен осуществляться от сигнализаторов довзрывоопасных концентраций при достижении концентрацией горючих газов и паров величины, превышающей 10 % НКПР. Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций природного газа должны быть установлены под потолком помещения, а СУГ - на высоте от 50 до 100 мм от пола или поверхности площадок.

При возникновении пожара должно быть обеспечено автоматическое отключение общеобменной, местной и аварийной вентиляции.

19.7. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать системы, осуществляющие заправку сжатым и сжиженным газом оборудования, не относящегося к топливным бакам транспортных средств.

19.8. Сосуды с негорючим газом, находящиеся под давлением и расположенные на расстоянии менее 20 м от наземно (надземно) расположенного оборудования для топлива и площадок для автоцистерн, должны устанавливаться в помещениях категории В4 или Д. Допускается устанавливать указанные сосуды в шкафах из негорючих материалов, расположенных на расстоянии не менее 10 м от перечисленного оборудования.

19.9*. Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается сжатый природный газ и СУГ, должна соответствовать классу В герметичности затворов по ГОСТ 9544.

Паспортные значения параметров испытаний на надежность запорной арматуры, предназначенной для герметизации резервуаров СУГ от отводящих трубопроводов и патрубков, а также запорной, предохранительной и регулирующей арматуры систем противоаварийной защиты должны быть не хуже следующих значений:

наработка на отказ - не менее 20 000 циклов (20 000 часов);

периодичность технического обслуживания, связанного с заменой элементов, не чаще чем раз в 5 лет.

Полный назначенный ресурс применяемой запорной арматуры, в том числе с принудительным приводом, должен превышать его расчетную величину не менее чем на 20 % и должен быть указан в ТЭД.

19.10. Размещение оборудования с наличием горючих жидкостей (масла, охлаждающие жидкости и т. п.) в помещениях с оборудованием, температура стенок которого равна или превышает 80 % от температуры самовоспламенения этих жидкостей, не допускается (в соответствии с ГОСТ 12.1.004).

19.11*. Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ. При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы вертикально вверх.

19.12. Если завод-изготовитель не гарантирует герметичность всего топливного оборудования технологической системы в течение срока службы, регламентированного технико-эксплуатационной документацией на эту систему, то конструкция указанного оборудования должна позволять проводить пожаробезопасные периодические испытания на его герметичность непосредственно на объекте.

19.13. Размещение приборных панелей автоматизированных систем контроля работы, управления и аварийного отключения каждого самостоятельного технологического участка должно предусматриваться в операторной АЗС.

Устройства дублирования указанных систем допускается размещать в отдельном помещении здания, имеющем выход из этого здания непосредственно наружу, или снаружи ограждающих конструкций сооружения, в которых расположены технологические системы АЗС.

Запорная арматура на входных и отводящих топливных трубопроводах должна располагаться снаружи здания (сооружения).

 

1
2
3
4
5
6
7
8
9
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS*

НПБ 111-98*

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 1*

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОМУ ПУНКТУ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА*

ПРИЛОЖЕНИЕ 3*

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕДВИЖНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТРЕБОВАНИЯ К АЗС ЖИДКОГО МОТОРНОГО ТОПЛИВА, НА КОТОРЫХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ПРИМЕНЕНИЕ ОДНОСТЕННЫХ НАДЗЕМНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ*

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИМЕРЫ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ОДНОСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ ИЛИ МЕЖСТЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ДВУСТЕННЫХ РЕЗЕРВУАРОВ

1. Примеры систем периодического контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения топлива

2. Примеры систем периодического контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива

3. Примеры систем постоянного контроля герметичности одностенных резервуаров для хранения топлива

4. Примеры систем постоянного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива

5. Пример системы объединенного контроля герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров для хранения топлива

ПРИЛОЖЕНИЕ 6*

Таблица П.6.1*

Таблица П.6.2

Таблица П.6.3*

19. Общие требования

20*. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи СУГ, и к АГЗС, выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС

21*. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи сжатого природного газа, и к АГНКС

V*. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами

Таблица П.6.4

VI*. Специфические требования к передвижным автомобильным газонаполнительным и газозаправочным станциям

ПРИЛОЖЕНИЕ 7*

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Рейтинг@Mail.ru