ГОСТ Р 12.2.144-2005 
Гост р 12.2.144-2005. Удк 614.847.1:006.354 т58. Национальный стандарт... ГОСТ Р 12.2.144-2005 
Гост р 12.2.144-2005. Удк 614.847.1:006.354 т58. Национальный стандарт...

ГОСТ Р 12.2.144-2005 => Гост р 12.2.144-2005. Удк 614.847.1:006.354 т58. Национальный стандарт российской федерации. Система стандартов...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Гост. безопасность ->  ГОСТ Р 12.2.144-2005 -> 
1
2
3
текст целиком
 

ГОСТ Р 12.2.144-2005

 

УДК 614.847.1:006.354 Т58

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Система стандартов безопасности труда

 

АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ

 

Требования безопасности. Методы испытаний

 

Occupational safety standards system.

Fire-fighting technics. Safety requirements. Test methods

 

ОКС 13.220.10

ОКСТУ4854

Дата введения - 2006-01-01

 

 

Предисловие

 

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

 

Сведения о стандарте

 

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

 

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 марта 2005 г. № 47-ст

 

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений - в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

 

ВНЕСЕНА Поправка 2005 г. (ИУС № 10 2005 г.)

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на пожарные автомобили (далее - ПА), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, и устанавливает требования конструкционной, эксплуатационной безопасности к ним и методам контроля за выполнением этих требований.

Стандарт должен применяться при изготовлении новых, модернизации серийно выпускаемых ПА.

  

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.568-99 / ГОСТ Р 8.571-98 Государственная система обеспечения единства измерений. Термометры сопротивления платиновые эталонные 1-го и 2-го разрядов. Методика поверки

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.001-85 Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к монтажу, испытаниям и эксплуатации

ГОСТ 12.4.123-83 Система стандартов безопасности труда. Средства коллективной защиты от инфракрасных излучений. Общие технические требования

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости

ГОСТ 10908-75 Квадранты механические с уровнем. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16556-81 Заземлители для передвижных электроустановок. Общие технические условия

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 25076-81 Материалы неметаллические для отделки интерьера автотранспортных средств. Метод определения огнеопасности

ГОСТ 28433-90 Краны-штабелеры стеллажные. Общие технические условия

ГОСТ 30593-97/ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 41.3-99 (Правила ЕЭК ООН № 3) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН № 4) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака автотранспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.6-99 (Правила ЕЭК ООН № 6) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН № 7) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.11-2001 (Правила ЕЭК ООН № 11) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении замков и устройств крепления дверей

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН № 21) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН № 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся: I.Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II.Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей

ГОСТ Р 41.29-99 (Правила ЕЭК ООН № 29) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства

ГОСТ Р 41.34-2001 (Правила ЕЭК ООН № 34) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара

ГОСТ Р 41.42-99 (Правила ЕЭК ООН № 42) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении устанавливаемых на них передних и задних защитных устройств (бамперы и т.д.)

ГОСТ Р 41.43-99 (Правила ЕЭК ООН № 43) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекол и стекловых материалов

ГОСТ Р 41.46-99 (Правила ЕЭК ООН № 46) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения зеркал заднего вида и механических транспортных средств в отношении установки на них зеркал заднего вида

ГОСТ Р 41.48-2004 (Правила ЕЭК ООН № 48) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН № 51) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом

ГОСТ Р 41.65-99 (Правила ЕЭК ООН № 65) Единообразные предписания, касающиеся утверждения специальных предупреждающих огней для транспортных средств

ГОСТ Р 41.87-99 (Правила ЕЭК ООН № 87) Единообразные предписания, касающиеся утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств

ГОСТ Р 41.91-99 (Правила ЕЭК ООН № 91) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.93-99 (Правила ЕЭК ООН № 93) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Передних противоподкатных защитных устройств (ППЗУ); II.Транспортных средств в отношении установки ППЗУ официального утвержденного типа; III.Транспортных средств в отношении их передней противоподкатной защиты (ППЗ)

ГОСТ Р 41.94-99 (Правила ЕЭК ООН № 94) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае лобового столкновения

ГОСТ Р 41.95-99 (Правила ЕЭК ООН № 99) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя и пассажиров в случае бокового столкновения

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50866-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ГОСТ Р 51206-98 Автотранспортные средства. Содержание вредных веществ в воздухе салона и кабины. Нормы и методы определений

ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновым двигателем. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара.

3.2 базовое шасси: Автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем салона для личного состава боевого расчета и пожарной надстройки.

3.3 салон пожарного автомобиля: Пространство, предназначенное для личного состава боевого расчета и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения; тип салона - с одним, двумя или тремя рядами сидений.

3.4 надстройка пожарного автомобиля: Совокупность смонтированных на базовом шасси специальных агрегатов и коммуникаций для подачи огнетушащих веществ, емкостей для огнетушащих веществ, механизмов выдвижения (раскладывания) и поворота лестниц, колен, стрел, отсеков кузова для размещения ПТВ.

3.5 личный состав боевого расчета на пожарный автомобиль (боевой расчет): структурное подразделение караула для несения службы согласно табелю боевого расчета на ПА.

3.6 боевое развертывание: Действия личного состава боевого расчета по приведению прибывших на место вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

3.7 пожарно-техническое вооружение: Комплект, состоящий из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначением.

3.8 снаряженная масса пожарного автомобиля: Масса ПА в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ.

3.9 полная масса пожарного автомобиля: Сумма снаряженной массы ПА и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, ПТВ, заявленная предприятием - изготовителем ПА в НД.

3.10 средства индивидуальной защиты рук пожарных: изделия, предназначенные для защиты кистей рук личного состава боевого расчета от вредных факторов окружающей среды, а также от неблагоприятных климатических воздействий (отрицательных температур, осадков, ветра).

3.11 пожарная автоцистерна: ПА, оборудованный пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета и ПТВ.

3.12 пожарная автолестница: ПА со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

3.13 пожарный автоподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической, коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

3.14 пожарный пеноподъемник: ПА со стационарной механизированной поворотной коленчатой подъемной стрелой (комплекта колен), последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи огнетушащих веществ.

3.15 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ, АПК, ППП противодействовать силам, стремящимся их опрокинуть (массе груза, силе инерции, ветровой нагрузке и т.д.).

3.16 угол поперечной статической устойчивости: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и подрессоренной пожарной надстройкой ПА, при котором происходит отрыв колес одной из осей от опорной поверхности.

3.17 поперечный угол наклона АЛ, АПК и ППП: Угол наклона между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси.

3.18 коэффициент грузовой устойчивости АЛ, АПК: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, АПК к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.19 рабочее поле движения стрелы, колен, люльки: Зона, очерченная вершиной стрелы, колена, внешним краем люльки при их маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты, для соответствующей грузоподъемности.

3.20 стрела (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия личного состава боевого расчета в пределах рабочего поля движения стрелы (колен) или люльки.

3.21 высота подъема стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени АЛ, пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.22 вылет стрелы (комплект колен) АЛ, АПК, ППП: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени АЛ, наружного края пола люльки АПК, устройства подачи огнетушащих веществ, установленных на ППП.

3.23 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.24 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ и АПК в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.25 ограничитель грузоподъемности АЛ, АПК: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ, АПК в случае превышения грузоподъемности стрелы (кабины лифта, люльки).

3.26 люлька: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу личного состава боевого расчета на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы.

3.27 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание кабины лифта вдоль лестницы.

3.28 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) кабины лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.

3.29 огнетушащее вещество: Вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

3.30 пенообразователь: Вещество, предназначенное для получения с помощью специальной аппаратуры при смешении с водой пены или пленки для тушения пожаров.

 

4 Обозначения и сокращения

 

В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ПА - пожарный автомобиль;

ПТВ - пожарно-техническое вооружение;

СПА - салон пожарного автомобиля;

ДТП - дорожно-транспортное происшествие;

АЦ - автоцистерна;

АЛ - автолестница;

АПК - автоподъемник пожарный коленчатый;

ППП - пожарный пеноподъемник;

НД - нормативный документ;

ЭСУ - электросиловые установки;

ПУЭ - правила устройства электроустановок;

ПЭЭП - правила эксплуатации электроустановок потребителей;

ПТБ - правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

УЗО - устройство защитное отключающее.

 

5 Требования безопасности

 

5.1 Общие требования безопасности

5.1.1 Технические требования к тормозной системе ПА и норматив ее эффективности должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.13.

5.1.2 Цветографическая схема ПА, специальные световые и звуковые сигналы по ГОСТ Р 50574.

5.1.3 Электрооборудование, внешние световые приборы и светоотражающие приспособления ПА должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.4, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.7, ГОСТ Р 41.23, ГОСТ Р 41.48, ГОСТ Р 41.65, ГОСТ Р 41.87, ГОСТ Р 41.91, ГОСТ Р 52230.

5.1.4 Конструкция пожарной надстройки должна соответствовать разработанной предприятием - изготовителем ПА нормативному документу на ее монтаж на базовом шасси.

Не допускается в процессе эксплуатации ПА вносить изменения в конструкцию ПА, изменять места размещения ПТВ, вводить дополнительное ПТВ без согласования их с разработчиком (изготовителем) ПА.

5.1.5 Конструкция ПА должна предусматривать установку передних и задних защитных устройств, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р 41.42, ГОСТ Р 41.93.

5.1.6 Техническое состояние ПА в процессе эксплуатации должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51709.

5.1.7 Уровень освещенности должен быть, лк, не менее:

- 20 - указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления;

- 10 - кабины боевого расчета и отсеков кузова с ПТВ;

- 10 - рабочих площадок на расстоянии одного метра от отсеков, к которым подсоединяются всасывающие и напорные рукава, кабели ЭСУ и т.д.

В зоне рабочего места командира отделения в СПА должен быть размещен светильник (уровень освещенности должен быть не менее 10 лк) местного освещения (или предусмотрено место для размещения и подключения), не ослепляющий водителя.

5.1.8 Конструкция и размещение органов управления специальными агрегатами ПА должны исключать возможность случайного приведения их в действие.

Органы управления специальными агрегатами ПА, ручки для открывания крышек, люков сосудов, дверей СПА, отсеков и прочих элементов должны обеспечивать возможность захвата их руками в средствах индивидуальной защиты рук.

Органы управления специальной звуковой и световой сигнализации на ПА должны быть расположены в зоне, удобной для их экстренного включения водителем или командиром отделения.

5.1.9 Размеры, форма и расположение органов управления специальными агрегатами ПА, а также усилие, прикладываемое к ним, должны соответствовать требованиям ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.

5.1.10 Полная масса ПА не должна превышать 95 % полной массы, установленной для базового шасси.

При определении расчетной массы личного состава боевого расчета исходят из массы одного человека 75 кг плюс 10 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

5.1.11 Компоновка составных частей ПА на раме базового шасси должна обеспечивать распределение нагрузок на оси ПА полной массы в соответствии с техническими условиями на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25 % полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ± 1 % от полной массы.

5.1.12 Угол поперечной статической устойчивости ПА при полной массе должен быть не менее 30°.

5.1.13 Ударно-прочностные характеристики СПА должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.29, ГОСТ Р 41.94, ГОСТ Р 41.95.

5.1.14 Высота СПА от пола до обивки крыши, измеренная на расстоянии 250 мм от внутренней обшивки боковой стенки, - не менее 1400 мм.

Расстояние от подушки (плоскости) сиденья до крыши СПА, измеренное под углом 8° к вертикали, - не менее 1100 мм.

5.1.15 Обзорность с рабочего места водителя должна удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.46, ГОСТ Р 51266.

5.1.16 Ширина дверного проема СПА при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений - не менее 650 мм.

Ширина дверного проема СПА при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений - не менее 1100 мм.

Высота дверного проема - не менее 1350 мм.

В технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком допускается использование дверей штатной кабины базового шасси с соответствующими размерами дверного проема.

Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм, ширина сидений для члена боевого расчета - не менее 450 мм.

5.1.17 Двери СПА должны открываться по ходу автомобиля и иметь запирающие устройства с наружными и внутренними ручками. При этом двери первого ряда должны запираться снаружи и изнутри, остальные - изнутри.

Двери СПА должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом на 75° ± 3° положениях.

5.1.18 Требования к замкам и петлям дверей СПА - по ГОСТ 28443.

5.1.19 Внутренние замки дверей СПА должны иметь устройства, исключающие возможность непроизвольного открытия дверей при движении автомобиля.

Ручки запирающих механизмов дверей СПА должны иметь форму, исключающую причинение травм.

5.1.20 Остекление СПА должно быть выполнено по ГОСТ Р 41.43.

5.1.21 Двери СПА должны быть снабжены опускаемыми, сдвижными или поворотными стеклами, фиксируемыми в любом промежуточном положении.

5.1.22 При поперечном расположении сидений в СПА ряды сидений должны быть отгорожены травмобезопасными поручнями.

Расстояние между вторым рядом сидений и поручнем в СПА должно быть не менее 350 мм. Расстояние между вторым и третьим рядом сидений при трехрядном их расположении - не менее 450 мм.

5.1.23 ПТВ, размещаемое в СПА, должно удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.21.

5.1.24 ПА должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 41.34.

ПА должны быть оборудованы не менее чем двумя огнетушителями. Места их крепления должны находиться в легкодоступных зонах размещения оборудования ПА. При этом один из них типа ОП-2 должен находиться вблизи сиденья водителя, а второй типа ОП-10 (или два ОП-5) - в кузове (отсеках) ПА.

5.1.25 ПА должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи в соответствии с «Правилами дорожного движения».

5.1.26 Содержание вредных веществ в СПА, а также на рабочем месте оператора от выхлопа отработавших газов двигателя ПА не должно превышать предельно допустимых их концентраций, указанных в ГОСТ Р 51206.

ПА должны быть оборудованы системой отвода отработавших газов из рабочей зоны оператора.

5.1.27 В СПА системы отопления, вентиляции и кондиционирования должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50992, ГОСТ 30593.

Поверхности трубопроводов и агрегатов ПА, подверженные охлаждению от низкотемпературного огнетушащего вещества и доступные для прикасания при работе оператора, должны быть изолированы.

5.1.28 При эксплуатации ПА во всем температурном диапазоне применяемые в конструкции ПА материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25076.

5.1.29 При эксплуатации ПА вибрационные нагрузки на сиденьях в СПА, органах управления базовым шасси и специальными агрегатами ПА должны отвечать требованиям ГОСТ 12.1.012.

5.1.30 ПА должны быть оборудованы подножками, лестницами и поручнями (скобами).

Высота подножки для доступа в СПА или на рабочую площадку ПА - не более 500 мм от уровня дороги (земли).

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.

Ширина подножек - не менее 250 мм, глубина - не менее 200 мм.

Ширина ступени лестниц - не менее 150 мм, глубина - не менее 150 мм, расстояние между ступенями - не более 300 мм.

Диаметр поручней (скоб) - не менее 20 мм, высота расположения - не менее 100 мм от поверхности кузова.

Подножки, ступени лестниц, покрытие пола СПА, рабочие площадки ПА должны быть изготовлены из предотвращающего скольжение материала или выполнены с рифами высотой от 1 до 2,5 мм, просечкой и т.п.

Если подножки выступают за элементы кузова, то они должны иметь травмобезопасную форму.

5.1.31 Рабочее место при выполнении работ стоя должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.033, а рабочее место, расположенное на крыше ПА при выполнении работ стоя, должно иметь и ограждение по периметру высотой не менее 100 мм.

5.1.32 Двери отсеков ПА должны быть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, исключающими их самопроизвольное открывание.

Откидные двери должны быть оборудованы самосрабатывающими фиксаторами открытого положения.

Шторные и подобные им конструкции дверей отсеков должны иметь фиксацию в любом положении открытия.

5.1.33 Открытые при стоянке двери, установленные выносные опоры, растяжки осветительных мачт, увеличивающие габаритные размеры автомобиля по длине или ширине, должны быть оборудованы световозвращающими элементами или другими сигнальными устройствами, указывающими габариты ПА.

На панели приборов у водителя должна быть выведена сигнализация о наличии открытых дверей, установки выносных опор, поднятии осветительных мачт и т.д.

5.1.34 Конструкции ПА должны обеспечивать возможность установки системы теплозащиты СПА, основных агрегатов, топливных баков, топливных магистралей от действия повышенных тепловых потоков.

Предельно допустимые значения температуры поверхности и плотности теплового потока, параметры и конструкция систем теплозащиты (экран, покрытия, орошение) определяются в соответствии с ГОСТ 12.4.123.

5.1.35 По условиям компоновки ПА допускается перенос элементов базового шасси (топливного бака, аккумуляторной батареи и т.д.) с их штатных мест при условии соблюдения требований нормативного документа к местам установки.

Новое место установки должно быть согласовано с разработчиком (изготовителем) базового шасси.

5.1.36 Конструкции подножек, лестниц и топливных баков, перенесенных по условиям компоновки ПА с их штатного места на базовом шасси, не должны уменьшать продольный радиус проходимости базового шасси автомобиля.

5.1.37 Размещение топливного бака в СПА и на расстоянии менее 100 мм от системы выпуска отработавших газов двигателя не допускается.

Топливный бак и его заливная горловина не должны выступать за габариты кузова ПА.

Размещение дополнительных топливопроводов должно обеспечить их защиту от абразивного, коррозийного и ударного воздействий.

Дополнительные топливопроводы должны иметь компенсаторы для предотвращения их повреждений в случае возникновения деформации рамы ПА.

5.1.38 Внутри цистерны для воды (или другого жидкого огнетушащего вещества) должны быть расположены поперечные волноломы (перегородки, губчатый заполнитель и т. д.). Площадь волноломов должна составлять 95 % площади поперечного сечения цистерны.

Поперечные волноломы должны делить цистерну на сообщающиеся отсеки вместимостью не более 1500 л каждый.

При ширине цистерны более 80 % размера колеи задних наружных шин установка продольных волноломов обязательна.

5.1.39 На ПА должен быть нанесен манипуляционный знак по ГОСТ 14192 «Центр масс» (пожарный автомобиль в состоянии поставки).

5.1.40 ПА должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами.

5.1.41 Конструкция выпускной трубы ПА с дизельным двигателем должна предусматривать установку на него искрогасителя.

5.1.42 Конструкции пневмо- и гидросистем должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.3.001 и ГОСТ 12.2.040.

5.1.43 Проектирование, изготовление, эксплуатацию и обслуживание сосудов, работающих под давлением, установленных на ПА, следует проводить в соответствии с ПБ 10-115 [1].

1
2
3
текст целиком

 

Краткое содержание:

ГОСТ Р 12.2.144-2005

УДК 614.847.1:006.354 Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

АВТОМОБИЛИ ПОЖАРНЫЕ

Требования безопасности. Методы испытаний

ОКС 13.220.10

ОКСТУ4854

Дата введения - 2006-01-01

Предисловие

Сведения о стандарте

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Требования безопасности

5.1 Общие требования безопасности

5.2 Требования безопасности к пожарному автомобилю, оборудованному стрелой (комплектом колен)

5.3 Требования безопасности к электрооборудованию пожарного автомобиля

5.4 Требования охраны окружающей среды

6 Контроль выполнения требований безопасности. Методы испытаний

(Измененная редакция, Попр. 2005).

Библиография

Содержание