3.1.4. Характеристика вещества
Наименование |
лак БТ-99 (ГОСТ 8017-74) |
Содержание растворителей, %: |
|
ксилол |
46 |
уайт-спирит |
2 |
Химическая формула: |
|
ксилола |
С7,99Н9,98 |
уайт-спирита |
С10,5Н21 |
Содержание в растворе, %: |
|
ксилол |
95,83 |
уайт-спирит |
4,17 |
Плотность вещества rж, кг·м-3 |
953 |
Молекулярная масса, кг·моль-1: |
|
ксилол |
106 |
уайт-спирит |
147,3 |
Константы уравнения Антуана для ксилола |
см. пример 1 |
3.1.4.1. Суммарная химическая формула смеси растворителей, входящих в состав лака БТ-99, С8,1Н10,43
3.1.4.2. Молекулярная масса смеси
Мсм = 8,1·12 + 10,43·1 = 107,63 кг·кмоль-1
3.2. Расчет массы лака БТ-99, поступившей в помещение при расчетной аварии, по формуле (3.1):
mж = [0,9·0,5 + 0,785·(10·0,0252 + 10·0,042) + 6,5·10-5·300]·953 = 468,64 кг
Содержание смеси растворителей: 468,64·0,48=225 кг
3.3. Расчет массы испарившейся жидкости.
3.3.1. Максимальная площадь разлива, согласно п.3.2.5.
Открытое зеркало испарения бака Fемк = 1,54 м2
Свежеокрашенная поверхность полюсных катушек Fобр = 6,28 м2
3.3.2. Давление насыщенных паров ксилола при расчетной температуре t = 37 °С, Рн = 2,747 кПа (см. пример 1).
3.3.3. Интенсивность испарения смеси растворителей, входящих в состав лака БТ-99, согласно п.3.2.4.
3.3.4. Время полного испарения смеси с поверхности разлива.
с открытой поверхности второго бака mж = 0,5·0,9·953·0,48 = 205,8 кг
За расчетное время испарения принимаем Т = 3600 с
3.3.5. Масса испарившейся смеси со всех поверхностей, при Т = 3600 с, по формуле (3.3)
m = 3,334·10-5·3600·(245,8+1,54+6,28)=30,495 кг
3.4. Определение средней концентрации паров смеси ЛВЖ в помещении, согласно п.3.5.
3.4.1. Плотность паров смеси ЛВЖ по формуле (3.11)
rп = 107,63/22,413·(1+0,00367·37)=4,228 кг·м-3
3.4.2. Средняя концентрация паров смеси
Среднее значение концентрационного предела распространения пламени смеси: ксилол - 95,8%, СНКПР = 1,0% (об.)
уайт-спирит - 4,17%, СНКПР = 0,7% (об.)
Сср = 0,352% (об.)<0,5·0,982=0,491% (об.)
Средняя концентрация паров смеси в помещении меньше 50% от нижнего концентрационного предела распространения пламени. В этом случае проводится расчетное определение коэффициента Z в соответствии с п.3.5.
3.5. Определение коэффициента Z участия паров смеси во взрыве в соответствии с п.3.5.3.
3.5.1. Концентрация насыщенных паров наиболее опасного компонента смеси - ксилола:
3.5.2. Стехиометрический коэффициент кислорода в реакции сгорания смеси
3.5.3. Стехиометрическая концентрация паров смеси
3.5.4. Определение величины С*
С* = 1,9·1,893 = 3,567 (Сн < С*)
Х = 2,719 / 3,567 = 0,762
3.5.5. По номограмме (рис.1) находим значение коэффициента Z = 0,28 при X = 0,762
3.6. Определение коэффициента Z расчетом по формулам (3.16) или (3.17).
3.6.1. Определение расстояния по осям X, Y, Z от источника поступления паров смеси по формулам (3.18-3.20).
3.6.1.1. Предэкспоненциальный множитель C0 в соответствии с п. 3.5.2.
3.6.1.2. Расстояния по осям X, Y, Z:
3.6.2. Расчет коэффициента Z при XНКПР > 0,5L и YНКПР > 0,5В
Принимаем окончательно Z = 0,102
3.7. Расчет избыточного давления взрыва по формуле (3.9):
3.8. Заключение о категории помещения.
3.8.1. Расчетное избыточное давление взрыва превышает 5 кПа. В технологическом процессе производства обращаются ЛВЖ с tвсп = 24 °С. Категория помещения сушильно-пропиточного отделения - А взрывопожароопасная.
4. Определение категории помещения сушильно-пропиточного отделения электромашинного цеха ЛРЗ при ограничении площади разлива ЛВЖ (2-ой вариант)
4.1. Исходные данные.
Исходные данные о характеристиках помещения и обращающихся в них ЛВЖ сохраняются такие же, что и в примере 3. С целью ограничения площади разлива ЛВЖ проектом реконструкции цеха предусматривается разместить автоклавы и баки для пропитки и окраски якорей и полюсных катушек в отдельном приямке, рассчитанном на аварийный пролив максимального количества ЛВЖ при расчетной аварии. Питающие трубопроводы для подачи ЛВЖ подвести из лакоприготовительного отделения через стену непосредственно к приямку.
Необходимо определить максимально допустимую площадь разлива ЛВЖ при аварийной ситуации приведенной в примере 3.
4.2. Определение максимально допустимой площади разлива ЛВЖ по формуле (3.27), при максимальном значении коэффициента Z = 0,3.
4.2.1. Максимально допустимая масса паров ЛВЖ при расчетной аварии, поступающих в помещение, при воспламенении которой давление не превысит 5 кПа, по формуле (3.24)
mм.д = 6,258·10-4·4,228·2048·1,893 = 10,26 кг
4.2.2. Масса паров, поступающих с поверхности окрашенных полюсных катушек и открытого зеркала испарения ЛВЖ из бака для окраски, принимается по данным из примера 3.
mемк = 3600·3,334·10-5·1,54 = 0,185 кг
mобр = 3600·3,334·10-5·6,28 = 0,755 кг
4.2.3. Максимально допустимая площадь разлива ЛВЖ, по формуле (3.27)
4.2.4. В технологической части проекта предусматривается для аварийного слива ЛВЖ приямок объемом Vпр =26 м2·1,2 м = 31,2 м3, который обеспечивает прием максимального количества ЛВЖ при аварийной ситуации. Приямок заглублен на 1,2 м ниже уровня пола, перекрытие приямка не герметично. Принимаем открытое зеркало испарения ЛВЖ площадью, Fпр =26 м2 < 77,74 м2, то есть условие соблюдения максимально допустимой площади разлива выполняется.
4.3. Расчет массы испарившейся жидкости при условии, что все содержимое из бака для окраски полюсных катушек и из трубопроводов, согласно принятому в примере 3 расчетному варианту аварии, поступает в приямок емкостью Vпр = 31,2 м3 и поверхностью испарения, Fпр=26 м2. Площади испарения, с открытой поверхности бака, Fемк = 1,54 м2 и свежеокрашенных поверхностей полюсных катушек, Fобр = 6,28 м2, остаются такими же, что и в примере 3.
4.3.1. Время полного испарения с поверхности приямка:
(mж.пр = 225 кг)
Принимаем расчетное время испарения Т = 3600 с. Время испарения с открытой поверхности бака и св. окрашенных катушек остается без изменения, Т = 3600 с.
4.3.2. Масса испарившейся смеси со всех поверхностей, при Т =3600 с по формуле (3.3)
m = 3,334·10-5·3600·(26+1,54+6,28)=4,054 кг
4.4. Определение средней концентрации паров смеси ЛВЖ в помещении, согласно п.3.5.
4.5. Расчет коэффициента Z и параметров Сн, Сст, С* приводится в примере 3, где Z = 0,23. Поэтому проводим расчет коэффициента Z по формулам (3.16) или (3.17).
4.5.1. Расстояние по осям X, Y, Z от источника поступления паров смеси по формулам (3.18-3.20).
4.5.1.1. Предэкспоненциальный множитель, C0 в соответствии с п.3.5.2.
4.5.1.2. Расстояния по осям X, Y, Z будут равны 0, так как согласно п.3.5.2 значения логарифмов
Принимаем окончательно Z = 0.
4.6. Заключение о категории помещения.
4.6.1. Расчетное избыточное давление взрыва равно 0. В технологическом процессе производства обращаются ЛВЖ. Согласно требованиям п.2.2. и табл.1, а также табл.4 и примечания 2 ВНТП помещение сушильно-пропиточного отделения со свободным объемом Vсв
=
2048 м3 следует отнести к категории В3 при условии ограничения площади разлива жидкости до 26 м2 и оборудования аварийной емкостью. Содержание растворителя в приямке составляет 225 кг, высота помещения Н = 8 м. Используя данные табл.1 приложения 3 находим низшую теплоту сгорания =42 МДж·кг
; определяем максимальную пожарную нагрузку в помещении Q = 225·42=9450 МДж;
удельную ПН g = 9450/26 = 363,5 МДж·м-2. Расчетная ПН равна 0,64·g · Н2 = 0,64·363,5·82 = 14889 МДж. Пожарная нагрузка, определяемая по формуле (4.1), не превышает расчетную: Q = 9450 < 14889 МДж. Следовательно помещение сушильно-пропиточного отделения относится к категории В3.
5. Определение категории помещения при размещении двух и более различных технологических процессов, (цех разборки и подготовки вагонов ЭВРЗ)
5.1. Исходные данные.
5.1.1. Характеристика помещения цеха.
Цех разборки и подготовки вагонов размещается в одноэтажном здании II степени огнестойкости. Площадь цеха между противопожарными стенами 3500 м2, высота до нижнего пояса ферм покрытия H = 10,8 м. Проектом предусматривается разместить в помещении цеха:
1. В общем потоке - участок разборки вагонов и участок очистки поверхности кузова, в помещении площадью 3178 м2 и свободным объемом Vсв =0,8·3178·10,8=27458 м3;
2. В изолированном помещении - окрасочную камеру для грунтования поверхности кузова и окраски низа вагона и универсальную сушильную камеру.
Расчетная температура принята 30 °С.
5.1.2. Анализ взрывопожароопасности технологических процессов производства цеха.
5.1.2.1. Грунтование, окраска и сушка вагонов осуществляются в окрасочной и сушильной камерах в помещении категории А, изолированном от участков разборки и очистки вагонов тамбур-шлюзом.
5.1.2.2. На участках разборки и очистки вагонов одновременно находится в ремонте 10 пассажирских некупейных вагонов. Пожарная нагрузка в одном вагоне площадью 70,8 м2 по данным табл.2 приложения 1 составляет 8834 кг, низшая теплота сгорания горючих и трудногорючих материалов вагонных конструкций в среднем составляет = 20,4 МДж·кг-1.
Максимальное расстояние между вагонами составляет Li = 5 м. Согласно п.4.1.3. ВНТП участком размещения удельной ПН является площадь вагона. Используя справочные данные приложения 1, определяем пожарную нагрузку по формуле (2):
и удельную ПН по формуле (3):
По табл.4 ВНТП помещение разборки вагонов и очистки поверхности кузова, следует отнести к категории В1.
5.1.2.3. Учитывая, что на участке очистки поверхности кузовов вагонов проводятся операции по снятию краски с применением смывки СП-6 и обезжириванию очищенных поверхностей с применением уайт-спирита, необходимо определить категорию помещения по данным о взрывопожароопасных свойствах обращающихся на участке веществ и массе поступающих паров ЛВЖ в объем помещения.
5.1.2.4. Согласно технологическому регламенту первоначально проводится очистка поверхности кузова с применением смывки СП-6. Снятая с поверхности старая краска, пропитанная смывкой, удаляется.
Очищенные поверхности подвергаются обезжириванию уайт-спиритом.
Расчетная температура принимается равной tp = 30 °C. Поэтому, учитывая, что температура вспышки уайт-спирита, равная tвсп = 33 °С, больше расчетной, коэффициент участия паров Z во взрыве равен нулю. В этом случае избыточное давление взрыва DP = 0 и помещение можно отнести к категории В1. Однако на стадии очистки поверхности вагонов с применением СП-6, являющейся многокомпонентной смесью, в состав которой входит несколько различных видов ЛВЖ и ГЖ, для определения категории помещения цеха необходим расчет параметров пожарной опасности этой смеси.
Ниже приводятся состав смеси СП-6 и характеристика входящих в нее компонентов.
Плотность жидкости rж =1251 кг/м3.
Содержание растворителей, %: метиленхлорид - 70,56; диоксолан - 1,3-9,21; ксилол (ГОСТ 9949-76) - 5,62; уксусная кислота - 2,25.
Содержание нелетучих компонентов, %: смола ПСХ-С - 11,24, парафин - 1,12. Химическая формула, молекулярная масса растворителей и содержание компонентов летучей части, %:
метиленхлорид - СН2Cl2; М=89,94; 80,5 (ТГЖ, tвсп = -14 °С);
диоксолан-1,3 - С3Н6О2; М=74; 10,51 (ГЖ, tвсп = 82 °С);
ксилол - С7,99Н9,98; М=106; 6,42 (ЛВЖ, tвсп = 24 °С);
уксусная кислота -С3,7Н7,4О3,7; М = 111,097; 2,57 (ЛВЖ, tвсп = 38 °С).
Константы уравнения Антуана и нижний концентрационный предел воспламенения для ЛВЖ:
ксилол: А = 7,05479; В = 1478,16; СА =220,53; СНКПР = 1,0% (об.)
уксусная кислота: А = 7,79846; В = 1789,908; СА =245,909; СНКПР = 3,33% (об.); метиленхлорид: константы уравнения Антуана неизвестны; СНКПР = 14% (об.), трудногорючая жидкость.
Суммарная химическая формула смеси растворителей, входящих в состав смывки СП-6: С1,728Н3,07Cl1,61O0,305
= (80,5·1+10,51·3+6,42·7,99+2,57·3,7)·10-2 = 1,728
= (80,5·2+10,51·6+6,42·9,98+2,57·7,4)·10-2 = 3,07
= (10,51·2 + 2,57·3,7)·10-2
= 0,305
Молекулярная масса смеси растворителей
Мсм = (89,93·80,5 + 74·10,51 + 106·6,42 + 111,097·2,57)· 10-2 = 89,94
5.2. Обоснование расчетного варианта аварии.
Для расчета избыточного давления взрыва в качестве расчетного варианта принимается наиболее неблагоприятный период в технологическом процессе расчистки поверхностей 4-х вагонов ЦМВ с применением смывки СП-6.
5.2.1. Расчет массы смеси СП-6, обращающейся в процессе очистки поверхностей вагонов.
По данным карты типового технологического процесса подготовки вагонов к нанесению лакокрасочных покрытий на каждый вагон расход смывки СП-6 составляет 4,2 кг, а площадь очистки, в среднем - 75 м2. Смывка находится в герметически закрытых емкостях и наносится на поверхность кузова с помощью кисти.
Согласно исходным данным процентное содержание растворителей в смывке СП-6 составляет 87,64%. Следовательно суммарный расход жидкости равен:
mж = 4·4,2·87,64·10-2 = 14,72 кг
5.3. Расчет избыточного давления взрыва.
5.3.1. Выполнить расчет массы испарившейся жидкости не представляется возможным из-за отсутствия данных о константах уравнения Антуана для метиленхлорида, входящего в состав смеси растворителей смывки СП-6. Поэтому принимается, что масса смеси растворителей, нанесенная на поверхность кузовов вагонов общей площадью 300 м2, полностью испарится. Следовательно масса паров ЛВЖ, поступивших в объем помещения разборки вагонов и очистки поверхности кузовов, составит m = 14,72 кг.
5.3.2. Расчет избыточного давления взрыва смеси ЛВЖ в этом случае выполняется по формуле (3.14):
Расчетное избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа. Следовательно помещение разборки вагонов и очистки поверхности кузовов следует отнести к категории В1.
6. Определение категории помещения цеха окраски пассажирских вагонов (ЦМВ) ВРЗ
6.1. Исходные данные. |
|
|
6.1.1. Характеристика помещения цеха |
||
Длина L, м |
96 |
|
Ширина B, м |
24 |
|
Отношение длины к ширине помещения L/B |
4 |
|
Высота H, м |
10,8 |
|
Площадь Sп, м2 |
2304 |
|
Объем свободный Vсв, м3 |
19907 (0,8·2304·10,8) |
|
Температура воздуха tв,°C |
31 |
|
6.1.2. Обоснование расчетного варианта аварии.
Для расчета избыточного давления взрыва в качестве расчетного варианта принимается наиболее неблагоприятный период в технологическом процессе - естественная сушка 4-х окрашенных в окрасочной камере вагонов ЦМВ, в том числе 2-х в стадии окраски торцевых стен кузова вторым слоем безвоздушным распылением в общем помещении цеха. За расчетную температуру принимается температура воздуха в помещении t = 31 °С.
6.1.3. Характеристика лакокрасочных материалов и растворителей, расход ЛКМ и поверхность окраски в расчете на один вагон. Окраска продольных стен вагона (146 м2). Расход ЛКМ: эмаль ПФ-115 темно-зеленая - 15,76 кг (сухой остаток 66%); летучая часть: уайт-спирит - 3,429 кг; ксилол - 1,929 кг, разбавитель РЭ-4В - 4,68 кг.
Окраска крыши вагона (104 м2).
Расход ЛКМ: эмаль ПФ-115 серая - 10,3 кг (сухой остаток - 63%); летучая часть: уайт-спирит - 2,439 кг; ксилол - 1,371 кг, разбавитель РЭ-4В - 3,1 кг.
Окраска торцевых стен кузова безвоздушным распылением (20 м2).
Расход ЛКМ: эмаль ПФ-115 темно-зеленая - 3,76 кг (сухой остаток - 60%); летучая часть: уайт-спирит - 0,818 кг; ксилол - 0,46 кг, разбавитель уайт-спирит - 0,2 кг.
Полная поверхность окраски кузова вагона составляет Fu = 370 м2.
Суммарная масса растворителей (с учетом состава разбавителя РЭ-4В: сольвент нефтяной для лакокрасочной промышленности ГОСТ 10214-78 - 30%, этилцеллозольв - 70%):
уайт-спирит |
- 6,886 кг |
|
ксилол |
- 3,761 кг |
|
сольвент |
- 2,334 кг |
|
этилцеллозольв |
- 5,446 кг |
|
________________________ |
|
|
Итого |
- 18,427 кг |
|
6.1.4. Исходные параметры для расчета избыточного давления взрыва смеси.
№№ п/п |
Наименование компонентов смеси |
tвсп °С |
М кг/моль |
Константы уравнения Антуана |
СНКПР % (об) |
||
|
|
|
|
А |
В |
СА |
|
1. |
Уайт-спирит |
33 |
147,3 |
8,0113 |
2218,3 |
273,15 |
1,4 |
2. |
Ксилол (ГОСТ 9949-76) |
24 |
106,0 |
7,05479 |
1478,16 |
220,53 |
1,0 |
3. |
Этилцеллозольв |
43 |
90,122 |
8,74133 |
2392,56 |
273,15 |
1,8 |
4. |
Сольвент |
|
|
|
|
|
|
|
(ГОСТ 10214-78) |
21-34 |
- |
6,2276 |
1529,33 |
226,679 |
1,0 |
6.2. Расчет массы испарившейся смеси ЛВЖ.
6.2.1. Площадь испарения равна полной поверхности окраски кузова вагона Fu =370 м2.
6.2.2. Давление насыщенного пара растворителей, входящих в состав смеси при tp =31 °С, рассчитанное по формуле (3.6): уайт-спирит - Рн = 0,69 кПа; ксилол - Рн = 2,0 кПа, этилцеллозольв - Рн = 0,997 кПа; сольвент нефтяной - Рн = 1,96 кПа.
6.2.3. Интенсивность испарения смеси определяется в соответствии с п.3.2.4. по компонентам с наибольшим значением давления насыщенного пара и молярной массы (ксилол и уайт-спирит):
6.2.4. Время полного испарения с поверхности одного вагона.
Следовательно, за время испарения с поверхности четырех вагонов в помещение поступит вся масса паров растворителя
m = 18,427·4=73,708 кг
6.3. Расчет избыточного давления взрыва смеси.
Учитывая, что данные по химической формуле и молярной массе для сольвента отсутствуют, рассчитать избыточное давление взрыва смеси по формуле (3.9) не представляется возможным. Поэтому выполняется расчет по формуле (3.14), в которой принимается Z = 0,3 и Нт = 42·103 кДж·кг-1
DР = 1189,8·73,708/19907 = 4,4 кПа < 5кПа
Избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа, следовательно помещение цеха следует относить к категориям В1-В3 расчетом по Методике раздела 4 настоящих ВНТП.
Краткое содержание:
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ПОМЕЩЕНИЙ И ЗДАНИЙ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ И ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
4. ВЗАМЕН ВНТП 05-89/МПС СССР.
2. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
4. Методика определения пожароопасных категорий В1-В4 помещений
объектов железнодорожного транспорта
Критические плотности падающих лучистых потоков qкр
5. Категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности
Исходные данные для расчета удельной временной пожарной нагрузки в помещениях
Низшая теплота сгорания и плотность ТГМ, ЛВЖ и ГЖ,
обращающихся в помещениях объектов железнодорожного транспорта
Технические характеристики основных видов подвижного состава (средние значения)
избыточного давления взрыва водорода в аккумуляторных помещениях
определения категории аккумуляторного помещения
по взрывопожарной и пожарной опасности
определения категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
(без учета работы аварийной вентиляции)
определения категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
(с учетом работы аварийной вентиляции)
определения пожароопасных категорий В1-В4 помещений объектов
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ
ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ СМЕСЕЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ