«ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА"
Рекомендации
Разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России, Академией Государственной противопожарной службы.
Согласованы письмом ГУГПС МЧС России от 06.07.2004 г. №18/8/1821.
Настоящие рекомендации развивают положения аналогичной работы, предназначенной для подразделений ГПС [1].
Согласно статистике, за последние годы отмечается рост числа аварий с участием автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ГЖ. По данным Госкомнефтепродукта, за 2001 год было зарегистрировано в два раза больше аварий с участием автоцистерн, сопровождающихся пожарами, по сравнению с периодом 1999-2000 гг. Рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских работ, выполненных ФГУ ВНИИПО МЧС России совместно с Управлением пожаротушения ГУГПС МЧС России; а также опыта ликвидации аварий, сопровождающихся пожарами на вышеуказанных объектах, и зарубежного опыта.
В представленном материале изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
В настоящее время мировое производство автоцистерн превышает 100 тыс. шт. в год. Во всем мире в автоцистернах перевозятся грузы более чем 900 наименований.
Широкому использованию автоцистерн способствовали многие факторы, в том числе:
- интенсивное развитие нефтяной и особенно химической промышленности, обусловившее появление многих продуктов нефтехимии;
- специализация и кооперирование производства как внутри стран, так и в межгосударственных масштабах;
- сокращение перевозок грузов по железной дороге на короткие расстояния;
- разработка методов расчета конструкций из тонкостенных оболочек, а также выпуск большой номенклатуры новых прогрессивных материалов: тонколистовой стали, алюминиевых сплавов с высокими механическими свойствами и неметаллических материалов, позволивших наладить массовый выпуск автоцистерн.
Автоцистерны в зависимости от назначения подразделяются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливораздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7-8 тыс. л, на полуприцепах - свыше 7 тыс. л.
В соответствии с Европейским соглашением о перевозках опасных грузов последние подразделяются на 14 классов, пять из которых относятся к грузам, перевозимым в цистернах: класс Id - сжатые и сжиженные газы; класс IIIа - невоспламеняющиеся жидкости; класс IIIc - горючие жидкости; класс IVa - токсичные вещества; класс V - агрессивные вещества.
Автоцистерны, перевозящие опасные грузы, должны иметь единые международные отличительные знаки. В соответствии с рекомендациями экономической комиссии стран Европы при ООН (ЕЭК ООН) на передней и задней частях цистерны с опасными грузами нанесен квадрат оранжевого цвета с черной рамкой, внутри которого находятся две черные цифры, первая из которых означает перевозимый продукт, а вторая - его химико-физические свойства. В случае аварийной ситуации необходимо принять достаточные меры по ликвидации происшествия, руководствуясь данными о перевозимом грузе.
Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:
- при перевозке метанола цистерну окрашивают в оранжевый цвет с черной полосой и делают оранжевой краской надпись на обечайке: «Метанол - яд»;
- при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись: «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
- при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой горючие газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносят надпись: «Огнеопасно»;
- при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть цистерны окрашивают в красный цвет, верхнюю - в белый и наносят надпись черного цвета: «Огнеопасно»;
- при перевозке веществ, поддерживающих горение, цистерну окрашивают в желтый цвет и наносят двойную надпись: «Огнеопасно/Едкое вещество»;
- при перевозке едких веществ цистерну окрашивают в желтый цвет с черной полосой на обечайке, на которую наносят надпись желтого цвета: «Едкое вещество».
Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок химических веществ приходится на горючесмазочные материалы (бензины различных марок, дизельное топливо и т. д.).
Автоцистерны, используемые при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, согласно ГОСТ 25478-91 условно подразделяются на три типа:
А - цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном - давление срабатывания клапана не превышает 0,25 · 105 Па (0,25 ати) - с огнепреградителем. Конструкция данных цистерн не предусматривает герметичного закрытия, но не допускает вытекания жидкости;
В - цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном - давление срабатывания клапана не превышает 1,5 · 105 Па (1,5 ати) - с огнепреградителем;
С - герметично закрывающиеся цистерны, которые отвечают требованиям, предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов.
Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то, что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам.
Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов:
- мощного теплового излучения при пожаре пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»;
- избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»;
- осколков, образующихся при разрушении цистерны;
- токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания.
Легковоспламеняющиеся жидкости относятся к опасным грузам класса 3 [2, 3].
Класс 3 - это легковоспламеняющиеся жидкие вещества при максимальной температуре 20 °С, вязкие или жидкие (согласно методу испытаний ASTM D 4359-90), имеют при 50 °С давление пара не более 300 кПа, обладают температурой вспышки не более 61 °С; а также легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61 °С, которые перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной или превышающей температуру вспышки (исключение составляют легковоспламеняющиеся жидкости, перечисленные в других классах в силу своих дополнительных опасных свойств).
Вещества и изделия класса 3 подразделяются на несколько видов:
A. Вещества нетоксичные, некоррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.
B. Вещества нетоксичные с температурой вспышки ниже 23 °С.
C. Вещества коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.
D. Вещества токсичные, коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С и изделия, содержащие такие вещества.
E. Вещества с небольшой степенью токсичности или коррозионности с температурой вспышки 23-61 °С, включая предельные значения.
F. Вещества и препараты, используемые в качестве пестицидов, с температурой вспышки ниже 23 °С.
G. Вещества с температурой вспышки выше 61 °С, перевозимые в горячем состоянии при температуре, равной температуре вспышки или превышающей ее.
Н. Порожняя тара.
В России вещества и изделия класса 3 по температуре вспышки подразделяются на три подкласса: подкласс 3.1 - температура вспышки до -18 °C; подкласс 3.2 - от -18 °C до +23 °C и подкласс 3.3 - от 23 до 61 °C включительно [4].
На рассматриваемых объектах транспорта, как было отмечено выше, в большом объеме перевозятся бензины различных марок, дизельное топливо и автомобильные масла.
При тушении автоцистерн с наличием ЛВЖ или ГЖ следует учитывать их физико-химические свойства и показатели пожаровзрывоопасности [5, 6]. Некоторые физико-химические свойства бензинов и дизельных топлив приведены в табл. 1-3.
Бензины - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости, представляющие собой смеси легких углеводородов. Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя постоянно возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м·ч-1, температура прогретого слоя 80-100 °C, температура пламени 1200 °С. Значения показателей пожаровзрывоопасности приведены в табл. 1 и 3.
Дизельное топливо - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости. Показатели пожаровзрывоопасности дизельного топлива различных марок даны в табл. 2.
Автомобильные масла - горючие жидкости. Скорость выгорания автомобильных масел колеблется от 0,028 до 0,04 кг·м-2·с-1, теплота сгорания не более 45 МДж·кг-1.
При крупных проливах ЛВЖ и ГЖ наиболее эффективными средствами тушения являются водопенные и порошковые огнетушащие вещества.
При небольших очагах пожара ЛВЖ и ГЖ допускается также использовать углекислотные огнетушащие вещества.
Марка бензина |
Плотность, кг·м-3 |
Температура вспышки, °C |
Температура самовоспламенения, °С |
Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.) |
Минимальная энергия зажигания, МДж |
Температурные пределы распространения пламени, % (об.) |
БЭМЗ*, мм |
Нормальная скорость горения, м·с-1 |
Авиационный 91/115 |
729,5 |
-38 |
435 |
- |
0,41 |
-38¸5 |
- |
- |
Авиационный 91/130 этилированный |
736,2 |
-37 |
380 |
0,98¸5,48 |
0,30 |
-37¸10 |
- |
- |
Б-70 |
745 |
-34 |
300 |
0,79¸5,16 |
0,39 |
-34¸4 |
- |
0,44 при 62 °С |
Авиационный нестабильный |
740 |
-44 |
410 |
1,48¸8,1 |
- |
-44¸-16 |
- |
- |
Авиационный стабильный |
732 |
-37 |
440 |
1,30¸8,0 |
- |
-37¸-17 |
- |
- |
Автомобильный нестабильный |
806,4 |
-30 |
345 |
0,93¸5,1 |
- |
-30¸-24 |
- |
- |
Автомобильный стабильный |
798 |
-27 |
370 |
0,96¸4,96 |
- |
-27¸3 |
- |
- |
Бензиналкилат |
695 |
-20 |
396 |
1,14 |
- |
- |
- |
- |
БР-1 |
722 |
-17 |
350 |
1,10¸5,4 |
0,23 |
-17¸10 |
- |
0,45 |
А-66 |
728 |
-39 |
285 |
0,76¸5,0) |
0,46 |
-39¸-8 |
- |
- |
Бензин гексановой фракции |
673 |
-11 |
269 |
1,33 |
- |
- |
0,96 |
- |
Бензин низкооктановый |
677 |
-45 |
293 |
- |
- |
-45¸-5 |
- |
- |
Бензин экстракционный |
- |
-28 |
268 |
1,10¸6,3 |
- |
-24¸6 |
- |
- |
* БЭМЗ - безопасный экспериментальный зазор - характеризует максимальный промежуток, через который пламя не способно распространяться по газовоздушной смеси.
Краткое содержание:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ
3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА
Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ
4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ
4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ
4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях
4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)
5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)
6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ
1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ
3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА
4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ
5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)
6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ