(Правила ЕЭК ООН № 34)
УДК 629.1.066:614.84:006.354 Группа Д21
Uniform provisions concerning the type approval of vehicles
with regard to the prevention of fire risks
Дата введения 2002-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН № 34, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. № 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН № 34 с поправками серии 01 (с 18.01.79) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара» и включает в себя:
- Первоначальный вариант текста Правил (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.33)
- Поправку № 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.33/Amend.l)
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН № 34 (далее - Правила).
Настоящие правила распространяются на легковые автомобили, двигатель которых работает на жидком топливе.
В настоящем стандарте применяют следующие термины:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении предотвращения опасности возникновения пожара.
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий; в частности, эти различия могут касаться:
2.2.1 длины и ширины транспортного средства в той мере, в какой они влияют на результаты испытаний на удар, предписанных в настоящих Правилах;
2.2.2 конструкции, размеров, формы и материала той части транспортного средства, которая расположена впереди поперечной плоскости, проходящей через точку R сиденья водителя, и позади поперечной плоскости, проходящей через точку R заднего сиденья;
2.2.3 формы и внутренних размеров кабины в той мере, в какой они влияют на результаты испытаний на удар, предписанных в настоящих Правилах;
2.2.4 места расположения двигателя (спереди, сзади или посредине);
2.2.5 типа двигателя (с принудительным зажиганием или дизельный);
2.2.6 характеристик и места расположения топливного бака на транспортном средстве;
2.2.7 характеристик и места расположения системы подачи топлива (насос, фильтры и т. д.);
2.2.8 характеристик и расположения электрооборудования в той мере, в какой они влияют на результаты испытаний на удар, предписанных в настоящих Правилах;
2.3 поперечная плоскость: Поперечная вертикальная плоскость, перпендикулярная среднему продольному сечению транспортного средства.
2.4 салон: Помещение, предназначенное для водителя и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверями, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или опорной плоскости спинки заднего сиденья.
2.5 порожняя масса в снаряженном состоянии: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и груза, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами, инструментом и запасным колесом (если они предусмотрены предприятием-изготовителем в качестве стандартного оборудования).
2.6 емкость топливного бака: Емкость, указанная предприятием-изготовителем.
2.7 жидкое топливо: Топливо жидкое в условиях нормальной температуры и давления.
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении предотвращения опасности возникновения пожара предоставляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
3.2 К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах:
3.2.1 подробное описание типа транспортного средства с учетом положений 2.2. Следует указать номера и/или обозначения, характеризующие типы двигателя и транспортного средства;
3.2.2 чертеж(и) с характеристиками топливного бака и указанием, из какого материала он сделан;
3.2.3 схема системы питания с указанием места расположения каждого элемента на транспортном средстве;
3.2.4 схема электрооборудования с указанием места его расположения и метода крепления на транспортном средстве.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено одно транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению.
3.3.1 Транспортное средство, не имеющее всех элементов данного типа, может быть принято к испытанию, если можно доказать, что отсутствие указанных элементов не оказывает никакого влияния на результаты испытания с точки зрения предписаний настоящих Правил.
3.3.2 Приведение доказательств, что принятие вариантов, предусмотренных в 3.3.1, не находится в противоречии с предписаниями настоящих Правил, возлагается на лицо, представляющее заявку на официальное утверждение.
4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, удовлетворяет предписаниям разделов 5 и 6, данный тип транспортного средства считают официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого представляют собой номер последней серии поправок, включенных в Правила на дату предоставления официального утверждения. Однако одна и та же Договаривающаяся сторона может присвоить этот номер официального утверждения транспортным средствам других типов, соответствующим определению в 2.2, если они являются вариантами той же основной модели при условии, что каждый тип будет испытываться отдельно и будет доказано, что транспортное средство этого типа удовлетворяет предписаниям настоящих Правил.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1, чертежей и информации, упомянутых в 3.2.2-3.2.4 (представляемых предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение), максимальным форматом А4 (210 х 297 мм) или форматом, кратным ему и в соответствующем масштабе.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий:
4.4.1 из круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение1);
______________
1 Странам-участникам Соглашения присвоены следующие коды: 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены и 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации ими соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.4.2 из номера настоящих правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, предписанного в 4.4.1.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению правил в той же самой стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, не следует повторять обозначение, предусмотренное в 4.4.4; в этом случае дополнительные номера, номера официального утверждения и обозначения всех правил, в отношении которых предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или проставляют на этой табличке.
4.8 В приложении 2 изображены в качестве примера схемы знаков официального утверждения.
5.1.1 Элементы системы питания должны надлежащим образом защищаться частями шасси или кузова от соприкосновения с возможными препятствиями на грунте. Эта защита не требуется, если элементы, находящиеся внизу транспортного средства, располагаются по отношению к грунту выше части шасси или кузова, расположенной перед ними.
5.1.2 Система питания должна быть сконструирована, изготовлена и установлена таким образом, чтобы ее элементы могли противостоять явлениям коррозии изнутри и снаружи.
5.1.3 Топливопроводы, а также любые другие части системы питания должны размещаться на транспортном средстве по мере возможности в защищенных местах. Явления скручивания и изгиба, а также вибрация каркаса транспортного средства или двигателя не должны вызывать трения, сжатия или других ненормальных воздействий на элементы системы питания.
5.1.4 Соединения мягких и гибких трубопроводов с жесткими частями элементов системы питания должны быть сконструированы и выполнены таким образом, чтобы сохранялась их герметичность в различных условиях использования транспортного средства, несмотря на явления скручивания или изгиба, а также на вибрацию каркаса транспортного средства или двигателя.
5.1.5 Топливный(е) бак(и) должен(ны) изготовляться из огнеупорного металлического материала. Он (они) может (могут) изготовляться из пластмассы при условии соответствия требованиям, изложенным в приложении 5.
5.1.6 Топливный(е) бак(и) не должен(ны) располагаться в салоне или составлять какую-либо из его перегородок.
5.1.7 Для отделения салона от топливного(ых) бака(ов) должна предусматриваться перегородка. Она должна выдерживать в течение 2 мин воздействие свободного пламени горящего бензина, если она помещена горизонтально в 20 см над уровнем жидкости. Перегородка может иметь соответствующие отверстия (например, для пропуска проводов) при условии, что они устроены таким образом, чтобы топливо не могло свободно вытекать в салон.
5.1.8 Топливный бак должен быть прочно укреплен и установлен таким образом, чтобы обеспечивался вывод из транспортного средства на землю топлива, которое может вытечь из бака, его наливной горловины и соединений.
5.1.9 Бак и связанное с ним вспомогательное оборудование должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы они не могли заряжаться статистическим электричеством от транспортного средства.
5.1.10 Наливная горловина не должна находиться ни в салоне, ни в багажнике, ни в моторном отсеке.
5.1.11 Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова.
5.1.12 Топливо, которое может пролиться при наполнении топливного(ых) бака(ов), не должно попадать на систему выхлопа. Оно должно отводиться на грунт.
5.2.1 Электрические провода должны крепиться к корпусу или к стенкам транспортного средства, вблизи которых они проходят, за исключением проводов, расположенных внутри полых элементов. В местах прохождения через стенки провода должны быть в достаточной мере защищены от повреждения изоляции.
5.2.2 Электрооборудование должно быть сконструировано, изготовлено и установлено таким образом, чтобы его элементы могли противостоять явлениям коррозии.
Топливный бак подвергают гидравлическому испытанию на внутреннее давление, проводимому на отдельном комплекте, с наливным патрубком, горловиной и пробкой серийного производства. Бак наполняют до краев водой. После исключения всякого сообщения с наружной атмосферой постепенно увеличивают давление через приемную трубку топливопровода до относительного давления 0,3 кгс/см2, которое поддерживают в течение 1 мин. В это время не должно произойти ни разрыва стенки бака, ни утечки; однако может иметь место остаточная деформация.
При испытаниях на лобовой удар о барьер, проводимом в соответствии с процедурой, указанной в приложении 3, и на удар сзади, проводимом согласно процедуре, указанной в приложении 4:
6.2.1 не должно происходить значительной утечки топлива из системы питания во время столкновения;
6.2.2 в случае безостановочной утечки жидкости из системы питания после столкновения утечка не должна превышать 30 г/мин; если жидкость из системы питания смешивается с жидкостями из других трубопроводов и нет возможности простым способом разделить и идентифицировать различные жидкости, безостановочную утечку оценивают исходя из учета всех вытекающих жидкостей;
6.2.3 в результате утечки топлива не должно возникать пожара.
6.2.4 Во время и после ударов, описанных в 6.2, аккумулятор должен удерживаться своим фиксирующим устройством.
7.1 Любое изменение типа транспортного средства доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Этот орган может:
7.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и во всяком случае данное транспортное средство еще отвечает предписаниям;
7.1.2 либо потребовать нового протокола технической службы, уполномоченной проводить испытания.
7.2 Без ущерба для положений, предусмотренных в 7.1, не будет рассматриваться как изменение типа транспортного средства вариант этого транспортного средства, порожняя масса которого в снаряженном состоянии не отличается от данной характеристики транспортного средства, предоставленного на испытание для официального утверждения, более чем на ±20 %.
7.3 Сообщение о подтверждении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении с указанием изменений направляется Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, предусмотренной в 4.3.
8.1 Каждое транспортное средство, имеющее знак официального утверждения на основании настоящих Правил, должно соответствовать официально утвержденному типу транспортного средства и удовлетворять предписаниям, приведенным в разделе 5.
8.2 Для проверки соответствия, требуемого в 8.1, проводят достаточное число выборочных испытаний транспортных средств серийного производства, имеющих знак официального утверждения на основании настоящих Правил.
8.3 Как правило, соответствие транспортного средства официально утвержденному типу проверяют на основе описания, содержащегося в регистрационной карточке официального утверждения и в приложениях к ней. Однако в случае необходимости транспортные средства подвергают некоторым проверкам, предписанным в разделе 6.
9.1 Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдается требование, изложенное в 8.1, или если транспортное средство не выдержало проверок, предусмотренных в разделе 6.
9.2 В случае, если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно сообщает об этом другим Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, посредством копии регистрационной карточки, на которой внизу прописными буквами делают отметку «ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ОТМЕНЕНО», проставляют подпись и дату.
Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
(обязательное)
[Максимальный формат А.4 (210 х 297 мм)]
|
направленное____________________________________ наименование административного органа
|
касающееся2) |
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ, ОТКАЗА В ОФИЦИАЛЬНОМ УТВЕРЖДЕНИИ, ОТМЕНЫ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ |
типа транспортного средства в отношении предотвращения опасности возникновения пожара на основании Правил ЕЭК ООН № 34
Номер официального утверждения _________________________________________________
1 Фабричная или торговая марка механического транспортного средства _________________
2 Тип транспортного средства _____________________________________________________
3 Предприятие-изготовитель и его адрес ____________________________________________
4 В соответствующих случаях фамилия и адрес представителя предприятия-изготовителя
_______________________________________________________________________________
5 Характер двигателя: с принудительным зажиганием/дизельный2)
6 Расположение двигателя: спереди/сзади/посредине2)
7 Краткое описание топливного бака и система питания _______________________________
7.1 Характеристики и расположение топливного бака _________________________________
7.2 Для пластмассовых топливных баков указание материала и фабричной или торговой марки ____________________________________________________________________________
7.3 Характеристики системы питания (размещение, соединения и т. д.) ___________________
8 Описание электрооборудования (размещение, крепление, защита и т. п.) ________________
9 Транспортное средство представлено на официальное утверждение ____________________
дата
10 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания для официального утверждения _______________________________________________________________________
11 Дата протокола, выданного этой службой _________________________________________
12 Номер протокола, выданного этой службой ________________________________________
13 Официальное утверждение предоставлено/в официальном утверждении отказано2) _______
______________
1) Отличительный номер страны, которая предоставила/распространила/отказала/отменила официальное утверждение.
2) Ненужное вычеркнуть.
14 Место проставления на транспортном средстве знака официального утверждения _______
15 Место _______________________________________________________________________
16 Дата ________________________________________________________________________
17 Подпись _____________________________________________________________________
18 К настоящему сообщению прилагаются следующие документы, на которых указан приведенный выше номер официального утверждения: ___________________________________ ________ чертежи и схемы топливного бака, системы питания и электрооборудования, а также других элементов, представляющих интерес с точки зрения настоящих Правил.
(обязательное)
(См. пункт 4.4 настоящих правил)
Приведенный знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е 4) в отношении предотвращения опасности возникновения пожара в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 34 под номером 012439. Номер официального утверждения указывает, что официальное утверждение было предоставлено в соответствии с положениями Правил ЕЭК ООН № 34 с включенными в них поправками серии 01.
(См. пункт 4.5 настоящих правил)
Приведенный знак официального утверждения, проставленный на транспортном средстве, указывает, что этот тип транспортного средства официально утвержден в Нидерландах (Е 4) в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 34 и Правилами ЕЭК ООН 331). Номера официального утверждения показывают, что на дату предоставления официального утверждения в Правила ЕЭК ООН № 34 была включена серия поправок 01, а Правила ЕЭК ООН № 33 были в их первоначальной форме.
____________
1) Номер 33 приведен в качестве примера.
(обязательное)
Это испытание имеет целью моделировать условия лобового удара о неподвижное препятствие или другое транспортное средство, движущееся во встречном направлении.
Место, где проводят испытание, должно обладать достаточной площадью для того, чтобы можно было оборудовать дорожку разгона транспортных средств, поставить барьер и технические установки, необходимые для испытания. Конечная часть дорожки по крайней мере за 5 м до барьера должна быть горизонтальной, ровной и гладкой.
Барьер представляет собой железобетонный блок шириной по фронту не менее 3 м и высотой не менее 1,5 м. Толщину барьера определяют с таким расчетом, чтобы его масса была не менее 70 т. Фронтальная сторона барьера должна быть вертикальной и перпендикулярной по отношению к оси дорожки разгона и облицована фанерой толщиной не менее 2 см. Барьер должен быть либо прочно врыт в землю, либо стоять на земле и иметь, если необходимо, дополнительные приспособления для ограничения его перемещения. Может также применяться барьер, имеющий иные характеристики, но дающий не менее убедительные результаты.
В момент столкновения транспортное средство не должно более подвергаться воздействию каких бы то ни было дополнительных направляющих или перемещающих устройств. Оно должно соприкоснуться с препятствием по траектории, перпендикулярной поверхности барьера, с которой происходит столкновение; максимально допускаемое боковое отклонение между средней вертикальной линией поверхности барьера, с которой происходит столкновение, составляет ±30 см.
2.4.1 Испытуемое транспортное средство должно либо иметь все элементы и нормальное оборудование, включенные в его порожнюю массу в снаряженном состоянии, либо находиться в состоянии, удовлетворяющем данному предписанию в отношении элементов и оборудования, связанных с опасностью возникновения пожара.
2.4.2 Если транспортное средство перемещается за счет внешнего источника энергии, то система питания должна быть заполнена не менее чем на 90 % своей емкости либо топливом, либо невоспламеняющейся жидкостью, плотность и вязкость которой близки к плотности и вязкости обычно используемого топлива. Все другие жидкостные системы (резервуар тормозной жидкости, радиатор и т. д.) могут быть порожними.
2.4.3 Если транспортное средство перемещается при помощи собственного двигателя, то топливный бак должен быть заполнен как минимум на 90 % емкости. Остальные жидкостные системы могут быть заполнены.
2.4.4 При наличии соответствующего запроса предприятия-изготовителя техническая служба, уполномоченная проводить испытания, может разрешить использование для испытаний, предусмотренных настоящими Правилами, транспортное средство, которое ранее использовалось для испытаний, предписываемых другими Правилами (включая испытания, которые могут затрагивать его конструкцию).
Скорость удара должна составлять 48,3-53,1 км/ч. Однако, если испытание проводят при большей скорости удара и если транспортное средство удовлетворяет предъявляемым требованиям, испытание считают выдержанным.
Аппаратура, используемая для записи скорости, упомянутой в 2.5, должна давать возможность проводить изменения с точностью до 1 %.
3.1 Эквивалентные методы испытаний допускаются, если при этом соблюдаются условия, предусмотренные настоящими Правилами, либо полностью при помощи заменяющего метода испытания, либо путем расчетов на основе результатов заменяющего испытания.
3.2 При использовании метода, отличающегося от описанного в разделе 2, его эквивалентность должна быть доказана.
(обязательное)
1.1 Целью данного испытания является моделирование условий удара сзади, производимого другим движущимся транспортным средством.
Краткое содержание:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
3 Заявка на официальное утверждение
6.1 Гидравлическое испытание топливного бака
6.2 Испытания на транспортном средстве
7 Изменения типа транспортного средства
9 Взыскания, налагаемые за несоответствие производства
Схемы знаков официального утверждения
Метод испытания на лобовой удар о барьер
2.3 Движение транспортного средства
2.4 Состояние транспортного средства
3 Эквивалентные методы испытаний
2 Установки, методы испытания и измерительные приборы
2.1 Место проведения испытания
2.3 Перемещение ударного элемента
2.4 Специальные положения, применяющиеся в случае использования подвижного препятствия
2.5 Специальные положения, применяемые в случае использования маятника
2.6 Общие положения, касающиеся массы и скорости ударного элемента
2.7 Состояние транспортного средства при испытании
3 Эквивалентные методы испытаний
Испытания пластмассовых топливных баков
4 Устойчивость к воздействию топлива