7.26 Вентиляция должна обеспечивать эксплуатацию железнодорожного или автодорожного тоннеля в следующих режимах:
А - нормальный - осуществляется безостановочное движение транспорта с максимальной разрешенной скоростью при интенсивности, соответствующей часу "пик";
Б - замедленный - осуществляется безостановочное движение транспорта со скоростью менее 20 км/ч;
В - транспортная пробка - имеет место остановка транспорта с работающими двигателями длительностью до 15 мин.
7.27 Для нормального режима эксплуатации тоннеля (режим А) предельно допустимая концентрация (ПДК) оксида углерода как индикатора всего набора выхлопных газов в воздухе транспортной зоны тоннеля должна быть не выше приведенной в таблице 4, а для режимов Б и В - не выше следующих значений ПДК согласно ГОСТ 12.1.005, мг/куб.м:
оксид углерода....................................200
оксид азота(в пересчете на )........................5
сажа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
В миллиграммах на метр кубический - мг/куб.м
Время нахождения транспортных средств в тоннеле t, мин
|
Тоннель
|
|
|
железнодорожный
|
автодорожный
|
5
|
28
|
60
|
6
|
24
|
51
|
7
|
21
|
45
|
8
|
19
|
41
|
9
|
17
|
38
|
10
|
16
|
35
|
15
|
12
|
26
|
20
|
9
|
21
|
Примечание - Время нахождения транспортных средств в тоннеле t и предельно допустимые концентрации (ПДК) могут быть при необходимости расширены в обе стороны экстраполяцией зависимостей t и ПДК, являющихся линейными при построении их в логарифмических координатах.
|
7.28 Расчетная температура воздуха в тоннеле не должна превышать максимальную температуру наружного воздуха, принятую в соответствии со СНиП 2.04.05 по параметрам "Б". Минимальная температура тоннельного воздуха не регламентируется.
Примечания
1 При длине железнодорожных тоннелей менее 1000 м и автодорожных тоннелей менее 300 м значения указанных температур и относительной влажности наружного воздуха берут по данным ближайших метеостанций, а при большей длине и в железнодорожных тоннелях на электрической тяге, в которых создается специальный тепловой режим, - по результатам натурных наблюдений в местах расположения порталов (стволов) тоннелей продолжительностью не менее трех лет.
2 В железнодорожных тоннелях, сооружаемых в суровых климатических условиях, допускается сооружать вентиляционные ворота или другие устройства для ограничения поступления наружного воздуха.
7.29 В помещениях для обогрева обслуживающего персонала в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +18 °С.
7.30 Средняя по сечению скорость движения воздуха в транспортной зоне тоннеля при эксплуатационных режимах вентиляции без учета влияния транспортных средств должна быть не выше 6 м/с, в зоне воздуховыпускных сооружений местное увеличение скорости не регламентируется.
7.31 В однопутных железнодорожных тоннелях и автодорожных с односторонним движением при продольной вентиляции необходимо, чтобы направление вентиляционного потока совпадало с преимущественным направлением движения транспортных средств.
7.32 Система вентиляции в автодорожных тоннелях должна обеспечивать необходимую по условиям видимости в тоннеле прозрачность воздуха, при которой показатель ослабления света не превышает 0,0075 1/м.
7.33 Вентиляцию камер при их глубине свыше 10 м, а также площадок для остановки аварийного транспорта в автодорожных тоннелях следует осуществлять за счет установок местной вентиляции.
7.34 Возникновение тумана в железнодорожных и автодорожных тоннелях при работе систем вентиляции во всех режимах эксплуатации и в случае пожара не допускается.
7.35 В случае пожара система вентиляции с искусственным побуждением должна быть реверсивной и обеспечивать:
а) устойчивость заданного направления движения вентиляционного потока;
б) незадымленность путей эвакуации до ее завершения путем создания подпора воздуха не менее 20 Па;
в) время переключения системы при реверсировании вентиляционного потока - не более 5 мин.
7.36 Двигатели вентиляторов, предназначенных для отсоса при пожаре продуктов горения, должны быть вынесены из газового потока или иметь систему принудительного охлаждения.
7.37 Управление установками тоннельной вентиляции должно включать в себя комплекс технических средств, обеспечивающих постоянный контроль физических и химических параметров воздушной среды в тоннеле, включая припортальные его участки.
7.38 Уровень шума в тоннеле, создаваемого работой вентиляционного оборудования в тоннелях, не должен превышать значений, указанных в таблице 5, а в технологических, вспомогательных и служебных помещениях - установленных ГОСТ 12.1.003. Шум на поверхности земли в селитебных территориях не должен превышать значений, предусмотренных СНиП II-12.
7.39 При проведении в тоннеле ремонтных и других работ концентрация вредных веществ в воздухе тоннеля и в обслуживаемых зонах не должна превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), установленных ГОСТ 12.1.005.
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц
|
63
|
125
|
250
|
500
|
1000
|
2000
|
4000
|
8000
|
Уровни звукового давления, дБ
|
97
|
88
|
83
|
76
|
72
|
62
|
54
|
47
|
7.40 Тоннели и сервисные штольни должны иметь искусственное стационарное освещение:
- железнодорожные тоннели длиной более 200 м на прямых и более 100 м на кривых участках;
- автодорожные - в соответствии с таблицами 6 и 7.
Помимо общего освещения тоннели и сервисные штольни должны иметь аварийное освещение.
7.41 Горизонтальная освещенность в железнодорожных тоннелях на уровне головки рельсов и в сервисных штольнях на уровне чистого пола должна быть не менее 1 лк.
Характер участка трассы
|
Длина тоннеля, м
|
Средняя горизонтальная освещенность
|
||||||||
|
|
дневной режим
|
вечерний и ночной режим
|
|||||||
Прямолинейный и криволи- нейный с радиусом в плане более 350 м
|
От 61 до 100 Более 100
|
Не требуется Согласно табл.7
|
30 30
|
|||||||
Криволинейный с радиусом в плане 350 м и менее
|
" 60
|
Согласно табл.7*
|
30
|
|||||||
Любой
|
60 и менее
|
Не требуется
|
15
|
|||||||
____________ * В тоннелях с радиусом кривизны в плане 350 м и менее в зоне въезда значение |
||||||||||
вертикальной освещенности
|
на внешней стороне поворота (внутри тоннеля) на |
|||||||||
уровне 1 м от покрытия должно быть менее 0,4
|
при облицовке белой плиткой или |
|||||||||
|
окраске белой краской на протяжении не менее 100 м от портала и не менее 0,8
|
|||||||||
|
при бетонной обделке на расстоянии не более 175 м от портала.
|
|
||||||||
|
Примечание - В средней части автодорожных тоннелей с любой трассой длиной более 1300 м в дневном, вечернем и ночном режимах горизонтальную освещенность на расстоянии 500 м от въездного портала допускается снижать с 30 до 15 лк, если в тоннеле не используется телевизионная система, и повышать до 50 лк, если используются телекамеры недостаточно высокой чувствительности.
|
|||||||||
Краткое содержание:
Тоннели железнодорожные и автодорожные
4 ПОПЕРЕЧНОЕ СЕЧЕНИЕ, ПРОДОЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И ПЛАН
Общие конструктивные требования
Минимальная толщина защитного слоя бетона рабочей арматуры
Коэффициенты надежности по нагрузке
Предельно допустимые концентрации (ПДК) оксида углерода
в воздухе транспортной зоны тоннеля
Уровень шума в тоннеле, создаваемого работой
Режимы искусственного освещения автодорожных тоннелей
Нормы средней горизонтальной искусственной освещенности
автодорожных тоннелей в дневном режиме
Электроснабжение, электрооборудование,
автоматика, сигнализация, связь
Предельные отклонения и методы операционного контроля