Тушение пожаров в жд тоннелях 
Литература . Приложение 1. Форма оперативного журнала штаба... Тушение пожаров в жд тоннелях 
Литература . Приложение 1. Форма оперативного журнала штаба...

Тушение пожаров в жд тоннелях => Литература . Приложение 1. Форма оперативного журнала штаба аварийно-спасательных работ . Оперативный журнал штаба...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Тушение пожаров в жд тоннелях -> 
1
2
текст целиком
 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Инструкция по тушению пожаров в подвижном составе железных дорог. - М.: Транспорт, 1973. - 16 с.

 

2. Соглашение о порядке осуществления государственного пожарного надзора и других полномочий Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации на объектах Министерства путей сообщения Российской Федерации. - М.: МВД РФ; МПС РФ. 1994. - 4 с.

 

3. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. - М.: Транспорт, 1984. - 285 с.

 

4. Наставление по газодымозащитной службе пожарной охраны. - М.. МВД СССР, 1988. - 122 с.

 

5. Боевой устав пожарной охраны. - М., 1985. - 181 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Форма оперативного журнала штаба аварийно-спасательных работ

ОПЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ШТАБА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

Дата, время

Содержание распоряжения

Фамилия, должность и подпись отдавшего распоряжение

Фамилия, должность и подпись получившего распоряжение

Примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Форма бланков "Разрешение на работу" и "Уведомление"

РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ №

 

Руководителю ___________________________________________________________________

Ф., И., О.

Разрешаю по приказу энергодиспетчера № ___________________________________________

 

приступить к работе ______________________________________________________________

(на станции, перегоне)

от км ______________________________________________

 

ПК ____________________ до км _______________ ПК ________________________________

 

в пределах опор № _______________________________________________________________

 

к токоведущим частям не приближаться на расстояние менее 2 м, контактная сеть заземлена в пролетах между опорами

 

№ _____________________________________________________________________________

 

Начало работ ____________________________________________________________________

 

Окончание работ _________________________________________________________________

 

Ответственный за электробезопасность в части контактной сети и ВЛ____________________

(подпись)

 

 

УВЕДОМЛЕНИЕ

 

 

Ответственному за электробезопасность в части контактной сети и ВЛ ____________________

Ф.,И.,О.

 

по разрешению № __________________________________________________________________

 

работы на _______________________________________________________________________

(наименование перегона, станции)

 

от км ____________________ПК ______________________ до км _______________________

 

ПК _________ закончены, люди выведены, механизмы сняты в ч ____ мин ________

 

Руководитель работ ______________________________

(подпись)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Методические указания по разработке плана пожаротушения для железнодорожных тоннелей

 

1. Общие положения

 

1.1. План пожаротушения разрабатывается в соответствии с "Указанием по составлению в частях и гарнизонах пожарной охраны оперативных планов и карточек тушения пожаров" (М.: ГУПО МВД СССР, 1970 г.) с учетом специфики тоннельных сооружений. В нем должны рассматриваться наиболее сложные варианты тушения пожаров и проведения эвакуационно-спасательных работ, а также варианты, необходимость которых определяется лицами, ответственными за его разработку.

 

1.2. Ответственными за разработку планов пожаротушения являются начальники отрядов ВО МПС.

 

1.3. Планы пожаротушения для железнодорожных тоннелей составляются в двух экземплярах и хранятся: в подразделении пожарной охраны МПС, обслуживающем тоннель, и в гарнизоне ГПС МВД.

 

 

2. Основные указания по составлению плана пожаротушения

 

 

2.1. План пожаротушения должен состоять из текстовой и графической части, выполненных на плотной бумаге с плотной обложкой, рекомендуемый формат А4.

 

2.2. Планы и схемы составляются с соблюдением, по возможности, масштабов. При составлении схем необходимо придерживаться единых условных графических обозначений, которые приведены в Боевом уставе пожарной охраны.

 

2.3. К плану пожаротушения, учитывая оперативно-тактическую характеристику объекта, разрабатываются конкретные обязанности ответственных лиц оперативного штаба:

 

руководителя тушения пожара;

 

начальника штаба;

 

начальника тыла;

 

начальника группы штаба вспомогательного направления;

 

начальника контрольно-пропускного пункта;

 

ответственного за технику безопасности и начальника связи.

 

Они прикладываются к плану пожаротушения в двух экземплярах: один находится в составе плана пожаротушения, а второй - в непромокаемом прозрачном конверте, который выдается должностному лицу для руководства в процессе тушения пожара.

 

 

3. Основные указания по составлению текстовой части плана пожаротушения

 

 

Титульный лист плана пожаротушения для железнодорожного тоннеля, кроме его наименования, должен иметь сведения о его утверждении и согласовании, номера телефонов охраны тоннеля, поездного диспетчера, дежурного по станции и отделению железной дороги, транспортной милиции, аварийно-восстановительных и медицинских формирований железной дороги и региона.

 

В текстовую часть плана пожаротушения должны входить:

 

3.1. Оперативно-тактическая характеристика железнодорожного тоннеля, включающая:

 

наименование тоннеля и место его расположения;

 

маршрут следования, подъезды к тоннелю и способы доставки пожарной и другой техники к порталам тоннеля;

 

наличие ближайших водоемов, подъезды к ним;

 

способы хранения запасов огнетушащих веществ, количество и средства их доставки;

 

места и порядок заполнения цистерн огнетушащими веществами, отправка их к месту пожара;

 

перечень опасных грузов, перевозка которых характерна для региона, их характеристика и способы тушения;

 

график сосредоточения сил и средств в соответствии с планом привлечения сил и средств;

 

расчетные данные по максимально возможному расстоянию проникновения в тоннель и времени работы в непригодной для дыхания среде звеньев ГДЗС без перезарядки противогазов;

 

геометрические размеры тоннеля (длина, высота, ширина на уровне рабочей зоны, профиль пути тоннеля);

 

наличие помещений в тоннеле, их назначение и характеристика (размеры, наличие и количество пожарной нагрузки);

 

места расположения средств связи, пожаротушения;

 

характеристику противопожарного водоснабжения (диаметр сети, напор, водоотдача, емкость противопожарного водоема);

 

порядок и пути эвакуации пассажиров;

 

необходимость подачи вагонов для размещения эвакуируемых пассажиров (для районов с суровыми климатическими условиями);

 

ближайшие больницы для эвакуации пострадавших и маршрут следования к ним;

 

сведения о тоннельной вентиляции, а также об аварийных режимах ее работы;

 

наличие электросетей и оборудования, находящихся под напряжением, порядок снятия с них напряжения.

 

3.2. Данные о возможном развитии и тушении пожара.

 

3.3. Характеристики возможной обстановки пожара по промежуткам времени.

 

3.4. Расчет сил и средств для тушения пожара.

 

3.5. Соглашения (инструкции) по взаимодействию с аварийно-восстановительными подразделениями других ведомств.

 

3.6. Сводные данные по расчету сил и средств при каждом варианте тушения пожара.

 

3.7. Необходимые справочные материалы, имеющие отношение к развитию и тушению пожара, ведению спасательных работ.

 

 

4. Основные указания по составлению графической части плана пожаротушения

 

 

4.1. Графическая часть должна быть наглядной, включать максимум необходимых сведений и не перегружаться второстепенными деталями.

 

4.2. Графическая часть планов пожаротушения должна состоять из двух схем. Для тоннелей, имеющих механическую вентиляцию, составляется схема № 3.

 

4.3. На схеме № 1 должны быть отмечены:

 

план-схема тоннеля в масштабе на местности с расстановкой сил и средств;

 

расположение штаба аварийно-спасательных работ и штаба пожаротушения;

 

места сосредоточения пожарной и другой техники, резерва личного состава и огнетушащих веществ;

 

расположение и расстояния до ближайших водоисточников.

 

При необходимости схема № 1 составляется на двух листах для каждого портала.

 

4.4. На схеме № 2 с обозначением пикетажа должны быть указаны:

 

тоннельные сооружения, места расположения сбоек, расположение вентиляционных шахт с точным указанием мест выхода их на поверхность;

 

места расположения пожарных кранов, средств связи, пожарно-технического оборудования;

 

уклон тоннеля и направление возможного растекания жидкости;

 

возможные пути эвакуации людей.

 

4.5. На схеме № 3 приводятся аварийные вентиляционные режимы для рассмотренных вариантов пожара с указанием опасных (задымляемых) зон тоннеля.

 

 

 

 

5. Основные указания по расчету сил и средств на тушение

 

 

5.1. Расчет сил и средств производится при разработке планов пожаротушения на железнодорожные тоннели, составлении планов привлечения сил и средств.

 

5.2. Интенсивность подачи огнетущащих средств следует принимать в соответствии с руководящим документом "Организация и тактика тушения пожаров в подвижном составе железнодорожного транспорта (Рекомендации)" (М.: ГУПО МВД СССР, ВНИИПО, 1987). Планирование продолжительности боевых действий подразделений и допустимого пребывания в непригодной для дыхания среде отделений и звеньев ГДЗС рекомендуется проводить на основании данных, приведенных в табл. 2 и 3.

 

 

Таблица 2

 

 

Параметры боевого развертывания и выполнения других видов работ

подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в тоннельных сооружениях

 

Виды боевой работы

Параметр боевой работы

Значение параметра, м·мин

Боевое развертывание в тоннельных сооружениях

Скорость боевого развертывания

25

Боевое развертывание в тоннельных сооружениях через ствол вентиляционной шахты

Скорость боевого развертывания

6

Передвижение звена ГДЗС (4 чел.) по тоннелю в КИП при переносе пострадавшего

Скорость передвижения

30

Передвижение по тоннелю со скаткой рукавов диаметром 77 мм

Скорость передвижения

50

Передвижение по путевым тоннелям без нагрузки

Скорость передвижения

55-60

 

 

Таблица 3

 

Расходы кислорода отделениями и звеньями ГДЗС при боевой работе в тоннельных сооружениях

 

Вид боевой работы

Расходы кислорода, л·мин

Работа со стволами

2,6

Передвижение по тоннелю с рукавом "А" в скатке

3,0

Передвижение по тоннелю без нагрузки

2,6

Передвижение по тоннелю звена ГДЗС (4 чел.) с пострадавшим

3,2

Боевое развертывание в тоннеле

2,6

 

 

5.3. Расчет сил и средств производится согласно общепринятой методике. При его выполнении следует учитывать следующие особенности:

 

в условиях задымления скорость передвижения уменьшается на 30%, скорость боевого развертывания - на 50%;

 

число подаваемых стволов на тушение и защиту определяется фронтом тушения, а также возможными путями проникновения к зоне горения (через сбойки из штольни или параллельно тоннелю);

 

при определении фактического расхода воды следует учитывать расход воды на защиту конструкций тоннеля, вагонов и ствольщиков.

 

5.4. Необходимое количество отделений ГДЗС определяется по формулам:

 

(для тушения и защиты),

 

где - общее количество стволов на тушение и защиту, включающее в себя число стволов, поданных на тушение, защиту конструкций тоннеля и вагонов, защиту ствольщиков, шт.; - количество стволов, обеспечиваемое отделением, шт.

 

(для спасательных работ),

 

где - число разведывательно-спасательных групп (РСГ), направляемых в аварийный тоннель. В РСГ должно входить не менее 2 звеньев ГДЗС; - число РСГ, направляемых с других направлений (со вспомогательного в параллельный тоннель или штольню).

 

Общее количество отделений ГДЗС определяется:

 

,

 

где - количество отделений, находящихся в резерве (не менее одного отделения для работ по тушению и для работ по спасанию с каждого направления).

 

5.5. Особенности расчета параметров работы газодымозащитной службы.

 

При расчете параметров работы ГДЗС следует руководствоваться "Наставлением по газодымозащитной службе пожарной охраны" (М.: МВД СССР, 1988), при этом необходимо учитывать следующие особенности:

 

при работе в железнодорожных тоннелях запас кислорода на обратный путь должен быть увеличен не менее чем в два раза;

 

для определения примерного времени работы, ожидаемого времени возвращения звена из задымленной зоны расход кислорода следует принимать 3 л·мин;

 

максимальное расстояние в тоннеле, на которое возможно проникновение звена ГДЗС в ИП-4 при проведении работ средней нагрузки (разведка пожара), составляет 700 м, а при проведении спасательных работ (возвращение с пострадавшим) - 300 м;

 

максимальное расстояние в тоннеле, на которое возможно проникновение звена ГДЗС в кислородно-изолирующих противогазах и возвращение без замены кислородных баллонов, определяется из приведенных ниже выражений:

 

(при проведении разведки),

 

(при возвращении с пострадавшим),

 

где - начальное давление кислорода в баллоне, кгс·см; - остаточное давление в баллоне, необходимое для работы редуктора, кгс·см; - атмосферное давление, равное 1 кгс·см; - объем баллона с кислородом, л; - расход кислорода при движении по тоннелю, л-мин; - расход кислорода при переносе пострадавшего в тоннеле, л·мин; - скорость передвижения по тоннелю, м·мин; - скорость передвижения с пострадавшим в тоннеле, м·мин.

 

5.6. При определении общего количества необходимых сил и средств следует учитывать личный состав, обеспечивающий работу тыла.

1
2
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА

Таблица 1

Максимальные уклоны тоннелей

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ПОЖАРЕ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТОННЕЛЕ

4. ТУШЕНИЕ ПОЖАРА В ТОННЕЛЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Форма оперативного журнала штаба аварийно-спасательных работ

ОПЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ШТАБА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Форма бланков "Разрешение на работу" и "Уведомление"

РАЗРЕШЕНИЕ НА РАБОТУ №

Ф., И., О.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Ф.,И.,О.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методические указания по разработке плана пожаротушения для железнодорожных тоннелей

1. Общие положения

2. Основные указания по составлению плана пожаротушения

3. Основные указания по составлению текстовой части плана пожаротушения

4. Основные указания по составлению графической части плана пожаротушения

5. Основные указания по расчету сил и средств на тушение

Таблица 2

Параметры боевого развертывания и выполнения других видов работ

подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров в тоннельных сооружениях

Таблица 3

Расходы кислорода отделениями и звеньями ГДЗС при боевой работе в тоннельных сооружениях