Особенности ведения боевых действий 
V. тушение пожаров на объектах элеваторно-складского хозяйства, мельничных и... Особенности ведения боевых действий 
V. тушение пожаров на объектах элеваторно-складского хозяйства, мельничных и...

Особенности ведения боевых действий => V. тушение пожаров на объектах элеваторно-складского хозяйства, мельничных и комбикормовых предприятиях. Vi. тушение...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Особенности ведения боевых действий -> 
1
2
3
4
5
текст целиком
 

V. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

При пожаре возможно:

быстрое распространение огня и продуктов горения по всем помещениям как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях через проемы между помещениями, перепускные окна силосов и в перекрытиях, по вентиляционной и аспирационной системам, по системам транспортирования зерна, а также по оборудованию, галереям и другим строительным конструкциям;

образование горючих и токсичных газовоздушных смесей в свободных пространствах силосов и бункеров, их взрывы;

взрывы мучной, элеваторной пыли и продуктов разложения, сопровождающиеся разрушением зданий.

При ведении боевых действий необходимо:

отключить и перекрыть вентиляционную и аспирационную систему, остановить работу предприятия. Если перекрывные устройства деформировались, вскрыть воздуховод и заполнить его пеной;

производить выгрузку горящего продукта в под силосный этаж с последующим его тушением;

осуществлять выгрузку и тушение продукта с обязательной флегматизацией среды углекислым газом или азотом, после предварительной пропарки продукта и заполнения воздушно механической пеной свободного объема в верхней части силоса (бункера) и смежных силосов (бункеров), соединенных между собой перепускными окнами;

разгрузить и подать во все силосы флегматизатор (углекислый газ, азот и т.д.) до ликвидации аварийной ситуации, если температура в смежных силосах превышает 500°С;

подать водяные стволы с большим расходом в башню элеватора со стороны надсилосного помещения, прокладывать рукавные линии по стационарным лестницам или автолестницам и коленчатым подъемникам, а снизу башни - по внутренним лестницам. Одновременно обеспечивать защиту галерей, соединяющих башню с мельницей или другими помещениями;

использовать растворы смачивателей;

подавать стволы-распылители при тушении пожаров на мельницах в первую очередь в очаг пожара и в вышерасположенный этаж, затем в нижний этаж и на защиту проемов;

применять стволы-распылители в помещениях с наличием мучной и элеваторной пыли и россыпи муки. Только после увлажнения помещения производить тушение компактными струями, не направляя их на открыто хранящуюся муку;

производить в смежных пыльных не горящих помещениях смачивание поверхностей конструкций и оборудования распыленными струями;

использовать для подачи воды в верхние этажи сухотрубы и внутренние пожарные краны с включением насосов - повысителей;

вводить в действие водяные завесы для ограничения распространения огня по галереям и транспортерам, а также вырезать и удалить участки транспортерных лент;

организовать в не горящих помещениях защиту зерна и муки от воды;

осуществить тушение горящих растительных материалов в силосе, путем подачи огнетушащих веществ снизу через технологические мочки в разгрузочном бункере;

не допускать отсоединения трубопроводов выпуска продукта от разгрузочного бункера;

прекратить подачу огнетушащих веществ только после того, как во всех точках объема горевшего силоса, температура снизится до 60°С, а в составе продуктов горения не будет обнаружено горючих газов;

остановить работу вентиляторов при пожаре в зерносушилках, прекратить подачу теплоносителя в сушильную камеру, подачу зерна из сушилки на склад и увеличить подачу сырого зерна в сушилку.

 

VI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности и целлюлозно-бумажной промышленности.

При пожаре возможно:

горение древесины, растворителей, лаков и красок, а также полимеров, с выделением токсичных продуктов;

выделение хлора и других отравляющих веществ;

быстрое распространение огня по деревянным строениям, галереям и транспортерам, вентиляционным системам и эксгаустерным установкам, а также по большому количеству готовой продукции и производственным отходам;

взрывы в вентиляционных устройствах и помещениях, где возможно накопление пыли;

интенсивное распространение огня в сушильной части картонно-, бумаго­делательных машин;

угроза увеличения площади пожара из-за разлета искр и головней при открытом пожаре;

разрыв транспортерных лент и их падение в наклонных галереях, а также обрушение самих галерей.

При ведении боевых действий необходимо:

проводить разведку в нескольких направлениях;

определить с помощью обслуживающего персонала, целесообразность полной или частичной остановки технологического процесса, отключение силовых установок, вытяжной вентиляции;

принять меры по прекращению подачи массы на картонно-, бумагоделательные машины одновременно с введением водяных стволов или пены (машины при пожаре не останавливать);

обеспечить средствами защиты весь личный состав (включая водителей пожарных автомобилей), работающий в цехах по приготовлению и хранению хлора, хлоропродуктов, серы и других ядовитых веществ, а также в сооружениях для их транспортирования;

обеспечить при выходе хлора в атмосферу, совместно с газоспасательной службой предприятия первоочередную ликвидацию хлорного облака распыленными струями воды на пути его распространения и ликвидировать утечку газа;

вводить стволы в подземную бункерную галерею подачи щепы для защиты бункеров и транспортерной ленты, проводить интенсивную проливку водой имеющейся под бункерами щепы с одновременным ее удалением и вскрытием засыпанных окон бункеров. При развившемся пожаре по возможности затопить водой;

подавать стволы в наклонных галереях подачи щепы и коры, в верхнюю часть галереи, со стороны цеха и организовать тушение снизу вверх;

применять стволы-распылители в помещениях с наличием пылей и только после увлажнения помещений производить тушение компактными струями.

 

На предприятиях текстильной промышленности

При пожаре возможно:

распространение пожара с большой скоростью по строительным конструкциям галереям и транспортерам, вентиляционным системам и пневмотранспорту из-за значительного количества пыли, а также по готовой продукции и производственным отходам, находящимся в разрыхленном состоянии;

переход пожара в соседние помещения по вентиляционным системам, шахтам грузовых подъемников;

взрывы в вентиляционных устройствах и помещениях фильтров, где возможно накопление пыли;

наличие скрытого горения перекрытий, пропитанных смазочным маслом в зданиях старой постройки;

высокая плотность задымления и значительный рост пожара в начальной стадии развития;

обрушение подвесных потолков;

наличие сероводорода и едкого натра в красильно-отделочном производстве, а также присутствие радиоактивных изотопов в управлении технологическим процессом;

трудность удаления дыма из зданий бес фонарного типа.

При ведении боевых действий необходимо:

проводить разведку в нескольких направлениях;

определить с помощью обслуживающего персонала объекта необходимость и целесообразность полной или частичной остановки производства;

выяснить состояние стационарных систем пожаротушения, включить установки для защиты проемов, вводить стволы от внутренних пожарных кранов;

установить состояние огнепреградительных клапанов в вентиляционных каналах;

выявить состояние дымовых люков, аварийной вентиляции и возможность их использования для снижения задымленности помещений и снижения температуры;

подавать стволы непосредственно в очаг пожара по всему фронту горения, через дверные, оконные и технологические проемы, со стороны лестничных клеток, соседних помещений;

вводить стволы на защиту ниже- и вышерасположенных этажей, смежных помещений, чердак и подвал;

применять пену для тушения в системах вентиляции, монорельсового и пневмотранспорта;

подавать распыленные струи воды сверху в горящие вертикальные вентиляционные каналы;

управлять газообменом помещения с помощью дымовых люков, кондиционеров и вентиляции без рециркуляции воздуха;

проводить тушение в пустотах перекрытий, прежде всего в местах узлов и опор несущих конструкций, применяя работы по вскрытию;

проводить контрольные вскрытия;

проводить тушение пожара в красильно-отделочном производстве, используя средства защиты органов дыхания и кожного покрова.

 

VII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

При пожаре возможно:

разливы больших количеств горючих жидкостей, расплавленного металла и шлака;

быстрое распространение огня в маслопроводах, кабельных туннелях и этажах, транспортных галереях при повреждении систем гидравлики высокого давления, в маслоподвалах и маслотоннелях по горючему утеплителю покрытий большой площади;

сильное задымление больших объемов на значительном расстоянии от очага горения;

факельное горение газов и жидкостей, выходящих из аппаратов и трубопроводов под давлением и самотеком;

нарушение целостности кислородопроводов;

загазованность территории аммиаком, коксовым, доменным и другими газами, взрывы горючих газов и технологической сажи;

наличие оборудования под высоким напряжением.

При ведении боевых действий необходимо:

установить необходимость и возможность остановки технологического оборудования и отключения электроэнергии;

выяснить условия прекращения подачи масла в гидросистемы;

определить возможность распространения огня в перегрузочные узлы, транспортерные галереи, в масло- и кабельные туннели, подвалы и др.;

установить работоспособность стационарных систем пожаротушения;

организовать подачу водяных стволов с большим расходом на тушение и защиту несущих конструкций в транспортных галереях, определить позиции ствольщиков в местах примыкания галерей к перегрузочным узлам;

подавать пену на защиту тоннелей, подвалов, коллекторов и галерей;

вводить водяные стволы с большим расходом для охлаждения элементов покрытия, тушения фонтанного горения масла, выходящего из систем гидравлики;

принять меры через администрацию объекта к прекращению подачи масла;

подавать пенные стволы в маслоподвалы для тушения и защиты маслобаков и траншей маслопроводов;

принять меры при авариях, в результате которых произошел разлив расплавленного металла и шлака, к ограничению площади разлива и охлаждению зеркала расплава сухой формовочной землей, шихтой, флюсом, песком, исключая попадание в расплав воды;

следить при охлаждении металлических ферм, колонн и других несущих конструкций, а также при тушении пожара на покрытии и внутри цеха за тем, чтобы вода не попала на поверхность расплавленного металла;

принять незамедлительные меры при обнаружении утечки кислорода по прекращению утечки и разбавлению его инертными газами;

привлечь газоспасательную службу объекта для анализа воздуха.

 

VIII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ХОЛОДИЛЬНИКАХ

 

При пожаре возможно:

сильное задымление и плохая освещенность помещений;

наличие (в отдельных случаях) междуэтажных перекрытий и конструкций, не связанных с несущими стенами, шахт подъемных лифтов, что создаст условия распространения огня в верхние этажи по теплоизоляции;

выделение токсичных веществ при горении синтетических теплоизоляционных материалов;

нарушение целостности коммуникаций и оборудования по подаче хладагентов, образование зон загазованности, взрывы, отравления, химические и термические ожоги;

скрытые очаги горения теплоизоляции, сложность их обнаружения и доступа к ним;

нарушение крепления теплоизоляционных плит к стеновым конструкциям и их обрушение;

обрушение стеллажей, образование завалов из хранящихся товаров и обрушившихся конструкций.

При ведении боевых действий необходимо:

выяснить конструктивные особенности холодильника, теплоизоляции, места расположения противопожарных поясов;

определить границы распространения огня по изоляции прощупыванием или контрольными вскрытиями на всю глубину;

выяснить возможность выпуска хладагента из системы охлаждения в дренажный ресивер и остановки работы холодильных агрегатов;

установить опасность повреждения хранящихся продуктов, возможность и способы их эвакуации;

применить распыленные струи воды со смачивателями и пену для тушения холодильных камер и теплоизоляции;

подавать стволы на защиту вышележащих этажей и холодильного оборудования, в котором возможны взрывы хладагентов;

создать противопожарные разрывы в теплоизоляции при угрозе распространении огня с помощью механизированного и шанцевого инструмента;

отключить вентиляционную систему и принять меры к прекращению подачи охлаждающих веществ в горящие помещения, не допускать выпуска хладагента в зону работы личного состава подразделений ГПС;

определить возможные направления распространения облака хладагента и препятствовать его распространению, орошая распыленными струями воды;

задействовать дымососы для уменьшения задымления и снижения температуры в помещении.

 

IX. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТОРГОВЛИ И В СКЛАДАХ

 

9.1. Общие положения

При пожаре возможно:

Наличие значительных материальных ценностей с различными физико-химическими свойствами;

сложные условия ведения боевых действий, связанные с планировкой, малым количеством входов и проемов, наличие большого количества людей и материальных ценностей;

взрывы, выделение токсичных продуктов и дыма при воздействии огня на складируемые продукты;

растекание горящего расплава полимерных материалов, способствующее распространению пожара на горящем этаже и вниз;

обрушение металлоконструкций, стеллажей и образование завалов в проходах;

возникновение мощных вертикальных конвективных потоков высокотемпературных продуктов горения;

высокая скорость распространения пожара.

При ведении боевых действий необходимо:

уточнить место размещения материальных ценностей и принять меры к их эвакуации или защите, используя погрузочно-разгрузочные средства;

подавать стволы при пожаре в торговом зале через основные входы и окна фасада, а также с других сторон для защиты прилегающих помещений и кладовых;

избегать излишне пролитой воды;

подавать перекрывные стволы для тушения, распыленную воду, пену, огнетушащие порошки и инертные газы;

использовать при развившемся пожаре водяные стволы с большим расходом;

проверить верхние этажи при размещении объекта на первых этажах или в подвале и при необходимости подать стволы для предотвращения развития пожара;

использовать дымовые люки и автомобили дымоудаления для удаления дыма и управления газовыми потоками.

Принять меры к установлению причины пожара и обеспечить сохранность вещественных доказательств до прибытия следственно-оперативной группы.

 

9.2. Тушение пожаров в зданиях из легких металлических конструкций с горючими полимерными утеплителями

При пожаре возможно:

быстрое и скрытое распространение огня по полимерному утеплителю внутри стеновых и кровельных панелей;

образование новых очагов внутри здания от стекающего горящего расплава полимерного утеплителя и битума;

деформация и обрушение покрытия и незащищенных конструктивных элементов.

При ведении боевых действий необходимо:

внутрь здания - подавать при развившихся пожарах стволы с большим расходом одновременно в нескольких направлениях для охлаждения несущих конструкции покрытия, колонн нижнего пояса, кровельных и стеновых панелей, а также для тушения очагов и защиты материальных ценностей;

на покрытие здания - подавать водяные стволы для тушения и предотвращения распространения огня. Вскрывать кровлю для удаления дыма и снижения температуры, создавать разрывы в утеплителе;

использовать светоаэрационные фонари, вентиляционные каналы как исходные позиции для боевых участков;

на наружные стеновые панели - подавать стволы с большим расходом для охлаждения и тушения с одновременным вскрытием конструкций и созданием разрывов;

использовать порошок и распыленную воду из стволов с малым расходом для тушения очагов и защиты материальных ценностей внутри сооружения;

учитывать возможность перехода огня через пояса в ограждающих конструкциях, противопожарные стены и перегородки;

проверять тщательно в стеновых и кровельных панелях наличие скрытых очагов горения с помощью тепловизоров или путем вскрытия и прощупывания.

9.3. Тушение пожаров в высотных механизированных стеллажных складах

При пожаре возможно:

возникновение мощных, высокотемпературных, вертикальных конвективных потоков при горении продуктов хранения;

высокая скорость распространения пожара;

образование завалов, в результате обрушения стеллажных конструкций.

РТП должен принимать все основные решения по тушению пожара, только после консультации со специалистами объекта, а боевые действия осуществлять во взаимодействии с техническими службами объекта.

 

При ведении боевых действий необходимо:

организовать при возможности подачу стволов на горящие стеллажи с верхних отметок;

подавать лафетные стволы и стволы с большим расходом со стороны продольных проходов, а в поперечных проходах подавать стволы с малым расходом или стволы - распылители;

следить за состоянием и организовать подачу стволов на защиту стеллажных и несущих конструкций сооружения;

использовать для защиты не горящих стеллажей воздушно-механическую пену или распыленную воду;

обеспечить защиту пожарных, работающих в зоне высоких температур;

организовать с помощью обслуживающего персонала объекта эвакуацию складируемых горючих материалов;

использовать дымовые люки и автомобили дымоудаления для управления конвективными потоками.

 

X. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПОКРЫТИЯХ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ

 

При пожаре возможно:

быстрое распространение огня по пустотам и нижней поверхности покрытий;

необходимость выполнения трудоемких работ по вскрытию;

значительная удаленность очагов пожара от наружных входов в здание.

При ведении боевых действий необходимо:

использовать в качестве исходных позиций противопожарные зоны и стены, обеспечивая сосредоточения там необходимого количества стволов;

подавать стволы на тушение и защиту в двух направлениях - внутрь здания и на покрытие;

производить ликвидацию горения снизу - водяными стволами с большим расходом, на покрытии - водяными стволами с большим и малым расходом. Одновременно подавать стволы на охлаждение несущих конструкций в зоне пожара;

использовать имеющиеся системы сухотрубов для подачи огнетушащих веществ;

учитывать возможность перехода огня, как под противопожарной зоной, так и по кровле;

создать при необходимости разрывы в покрытии при быстром распространении огня;

проверить тщательно, по окончании тушения пожара, стеновые и кровельные панели с целью ликвидации скрытых очагов горения внутри них.

 

XI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

 

11.1. Тушение пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях

При пожаре возможно:

наличие на станциях большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;

наличие развитой сети железнодорожных путей занятых составами, затрудняющих подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;

быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;

наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;

растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;

непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;

отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;

наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;

разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;

неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;

выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);

удаленность очага пожара от открытого участка трассы;

ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне боевых действий подразделений;

трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;

наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.

При ведении боевых действий необходимо:

установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;

приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транспортным документам;

принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;

потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземлении;

установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;

выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;

установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;

установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы;

определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;

определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;

поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;

организовать разведку водоисточников для организации подачи воды в перекачку, путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;

использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (за исключением главных);

подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава ГПС СИЗОД, защитной одеждой;

взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;

организовать при необходимости защиту и отвод не горящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ;

вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами не допускается проводить через зону пожара, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;

принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;

производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;

производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов производить через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах необходимо открывать дверные проемы;

организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;

организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;

назначить ответственных, из должностных лиц станции, за обеспечение охраны труда.

 

На перегоне (в пути следования):

потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.

К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуации вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке лица их сопровождающие.

 

В тоннеле необходимо:

осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;

производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;

выбирать решающее направление боевых действий в средней части тоннеля следует со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей - со стороны портала с нижней высотной отметкой;

организовать, по возможности вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля.

При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения, возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.

 

11.2. Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена

Боевые действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасанию и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил ГПС, а также сложностью управления ими.

При пожаре возможно:

наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;

быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;

трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;

ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на боевых участках;

наличие оборудования, находящегося под высоким напряжением.

 

В тоннелях:

при загорании подвагонного оборудования или аппаратного отсека начало распространения горения по салону вагона начинается через 5-15 мин и на весь вагон за 10-15 мин. Скорость распространения пламени по салону зависит от скорости вентиляционного потока в тоннеле и достигает 1,5 м/мин;

быстрое распространение горения по кабелям проложенных по стенам тоннеля;

после распространения горения на 1-2 вагона развитие пожара регулируется поступлением в тоннель вентиляционного воздуха. Горение поезда может продолжаться от 3 до 7 часов;

доступ к очагу пожара возможен только со стороны свежей вентиляционной струи при скорости потока не менее 0,75 м/мин. При скорости вентиляционного потока 1,5 м/мин задымление прекращает распространяться ему навстречу;

высокие температуры в зоне за очагом пожара по ходу вентиляционной струи могут привести к снижению скорости подаваемого воздуха и в определенных условиях - к "опрокидыванию" воздушного потока в тоннеле;

продолжение движения поездов по соседнему пути способствует распространению задымления на значительном участке трассы.

 

На станциях при пожаре электропоезда:

интенсивное задымление объема станции происходит в течение 7-12 мин;

быстрый рост объемной температуры на противоположной платформе и у входа на эскалатор, достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара;

время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин.

В служебных помещениях:

при вскрытии этих помещений горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин.;

к моменту обнаружения очагов в под платформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены;

быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин., что приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс эвакуации и поиск очага пожара.

 

В сооружениях эскалаторного комплекса:

высокая линейная скорость распространение огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин);

очень высокая среднеобъемная температура (80-930°С) создается через 6-7 мин. после развития пожара;

при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит;

обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора;

интенсивное выделение токсичных продуктов.

 

В подземных электроподстанциях:

высокая линейная скорость распространения огня в кабельном коллекторе (0,2-0,3 м/мин), высокая среднеобъемная температура (280-580 °С);

интенсивное выделение токсичных продуктов горения в смежные подземные сооружения горения;

в случае развившихся пожаров возможно отключение электрической тяги и остановка поездов в тоннелях, отключение рабочего и аварийного освещения, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, устройств обеспечения безопасности движения и связи.

При ведении боевых действий необходимо:

немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Согласовывать с дежурным персоналом или администрацией объекта действия по тушению и спасанию людей. Участвовать в работе штаба аварийно-спасательных работ, в котором руководит представитель администрации метрополитена;

проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного командира, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия;

выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;

создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС;

установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасания;

организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств;

организовать эвакуацию и спасание людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели, в первую очередь расположенные ниже уровня (отметки) помещений, где происходит горение;

организовать по возможности доставку горящего состава из тоннеля на станцию;

выяснить обесточены ли электроустановки, кабели и контактный рельс, потребовать письменное подтверждение (допуск) снятия напряжения и наличия заземления;

использовать для ориентации в тоннеле путевые знаки и обозначения;

выяснить границы зоны задымления, направление удаления дыма и способы снижения температуры;

определить и организовать совместно с электромеханической службой метрополитена необходимый режим аварийной работы вентиляции, используя для этих целей тоннельную вентиляцию, дымососы и автомобили дымоудаления, а также перемычки из брезента для изоляции распространения дыма;

установить возможность обрушения несущих конструкций тоннеля;

определить наличие угрозы выхода огня из подземных сооружений метрополитена в наземные;

определить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения;

разместить оперативный штаб пожаротушения у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. Для обеспечения координации всех служб создать группы штаба вспомогательных направлений на смежных (соседних) станциях и назначить начальника связи;

в качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении пожарной охраны, в том числе и мегафоны;

выставить, при необходимости, наблюдателей возле киосков вентиляционных шахт для оценки границ задымления;

в исключительных случаях - для проникновения в подземные сооружения, боевого развертывания и спасания использовать стволы вентиляционных шахт;

использовать для проведения разведки и тушения пожаров в подземных сооружениях (путевых тоннелях, тупиках и т.д.) как правило изолирующие противогазы со сроком защитного действия 4 часа;

изолирующие противогазы со сроком защитного действия 2 часа и дыхательные аппараты на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;

оснастить разведывательно-спасательные группы помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента, средствами громкоговорящего оповещения (для вещания с целью предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания;

использовать внутренний противопожарный водопровод. При прокладке магистральных линий организовать боевые участки для подачи воды, для прокладки рабочих линий и работы со стволами;

прокладывать магистральные линии по балюстраде или ступеням одного из эскалаторов с закреплением их через 3-4 рукава рукавными задержками, используя другие эскалаторы для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава;

применять рукава повышенной прочности, для предотвращения разрыва рукавов, снижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции, а также использовать нижней сходной площадки эскалатора один ход разветвления с присоединенным рукавом, работающий на излив в путевой лоток;

подать ручные стволы со стороны движения вентиляционного потока под защитой водяных завес;

организовать расцепку и отвод негорящих вагонов из опасной зоны;

использовать водяные распыленные струи (завесы) для защиты ствольщиков и охлаждения несущих конструкций;

применять распыленную воду, пену средней кратности для объемного тушения;

использовать при пожаре на станции с одним эскалаторным выходом на поверхность блокированным пожаром, путевые тоннели и стволы вентиляционных шахт для доступа к очагу горения.

 

В сооружениях эскалаторного комплекса:

применять для ликвидации пламенного горения, компактные струи из стволов с большим расходом;

использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом оснащаются;

использовать распыленную воду рекомендуется также, для охлаждения продуктов горения, на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ;

использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные;

использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов;

использовать для подачи пены в машинный зал эскалатора, следует вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей.

Генераторы пены должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.

 

В подвижном составе:

использовать распыленную воду из стволов с малым расходом для тушения на станции и в тоннеле;

применять тушение пеной средней кратности при горении в кабине машиниста и в подвагонном оборудовании;

при малой скорости вентиляционного потока проникновение к зоне горения возможно только в теплозащитных костюмах и под защитой распыленных струй;

подавать стволы с правой и левой стороны поезда, в дверные и оконные проемы;

дотушивание конструкций вагонов проводить вслед за продвигающимися ствольщиками, с проникновением внутрь салона;

применять распыленную воду для защиты конструкций тоннеля.

 

В кабельных сооружениях:

использовать пену средней кратности, а также пеногенераторных установок к дымососам;

проводить подачу пены через люки в полу распределительного зала и платформы;

предотвращать растекание пены в торцах коллектора установкой перемычек;

подавать пену в кабельные подвалы электроподстанций через люки в полу 1-­го этажа и через проемы, выходящие в перегонные тоннели;

производить изоляцию зоны горения при невозможности тушения в коллекторе, возведением из негорючих материалов герметичных перемычек, как можно ближе к очагу пожара.

 

11.3. Тушение пожаров летательных аппаратов на земле

При пожаре возможно:

быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

взрывы баллонов со сжатым газом;

быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ.

При ведении боевых действий необходимо:

сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь, в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

ликвидировать горение шасси, компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

развернуть по возможности летательный аппарат, с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру;

При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

 

Тушение летательных аппаратов на стоянках и в ангарах:

организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.

 

11.4. Тушение пожаров на морских и речных судах в портах, судостроительных и судоремонтных заводах

При пожаре возможно:

возникновением паники среди пассажиров;

быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам и системам вентиляции;

быстрое блокирование огнем и высокотемпературными, токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации;

сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов и выходов, затрудняющих эвакуацию и спасание людей на пассажирских судах;

сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения;

незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна;

сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза, имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенных веществ и средств для тушения;

ограниченная площадь сосредоточения сил и средств;

наличие значительного количества горючих материалов в том числе высокотоксичных;

большое количество механизмов работающих при высоких температурах и давлениях, на жидком топливе и масле;

образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур;

выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении;

наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания.

При ведении боевых действий необходимо:

установить количество и место нахождения людей, степень угрозы их жизни, пути, способы и порядок эвакуации и спасания;

выявить место возникновения очага пожара и вид горящего материала;

потребовать от капитана судна, руководства порта, судостроительного или судоремонтного завода план-схему устройства горящего судна;

выяснить наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки, рекомендуемые вещества для тушения и способы их защиты, индивидуальных средств для защиты личного состава от возможных опасных факторов;

установить возможность использования имеющихся на судне стационарных систем пожаротушения, средств и судовых механизмов для эвакуации людей и грузов, а также портальных кранов дока или других судов;

определить необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений учитывая, что непосредственное сообщение с судном будет затруднено;

поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), капитаном, оперативным штабом и задействованными судами, согласовывать свои действия с администрацией порта, пароходства, объекта;

развернуть судно так, чтобы предотвратить распространение горения и обеспечить благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации;

перекрыть необходимо все краны и клапаны на топливопроводах;

перекрыть по возможности доступ воздуха к очагу пожара, путем задраивания дверей, люков, иллюминаторов и отключения вентиляции;

производить постоянно охлаждение водяными струями запасных и расходных топливных цистерн, цистерн с маслом, пусковых баллонов с воздухом и металлические переборки;

установить постоянное наблюдение за остойчивостью судна (возможен крен или дифферент), при необходимости организовать откачку воды из отсеков;

работать ствольщики должны, при наличии угрозы поражения электрическим током, в резиновых ботах и перчатках, а стволы и генераторы пены должны быть соединены с корпусом судна;

производить прокладку рукавных линий по трапам и грузовым лифтам, подачу огнетушащих веществ осуществлять через световые, загрузочные, вентиляционные люки или специально проделанные отверстия;

держать действующий водяной ствол у места вскрытия конструкций судна;

применять при недостаточной видимости средства освещения привлекаемых сил и средств;

производить в крайних случаях затопление судна, с посадкой его на мель.

При тушении целесообразно применять:

внутри помещений - водяные стволы с малым расходом с распылителями;

в небольших помещениях - тонкораспыленную воду, в том числе и с ПАВ;

в надстройке и наружных помещениях водяные стволы с большим расходом;

если нельзя проникнуть к очагу пожара - объемное тушение воздушно-механической пеной средней и высокой кратности;

при пожаре в трюме, машинно-котельном отделении применять компактные и распыленные струи воды или пену различной кратности;

при ликвидации горения топлива под котлами - пар и тонкораспыленную воду из стационарных систем судна;

в сухогрузных трюмах - компактные водяные струи со смачивателями, пену.

 

На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого необходимо:

выяснить вид наливного груза, уровень заполнения танков и степень опасности;

остановить все виды работ по наливу или откачке груза, удалить сливо-наливные устройства, задраить люки негорящих танков;

установить характер повреждения палубы, если был взрыв, количество вскрытых танков и их уровень заполнения, определить площадь горения;

выбрать средства тушения и способы их подачи с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений;

расположить силы и средства тушения вверх по течению от горящего судна;

организовать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из водяных стволов с большим расходом;

заполнить по возможности пустые танки водой или инертным газом;

смывать и отсекать в случае выброса или вылива горючего на поверхность воды, мощными водяными струями, от других судов и береговых объектов;

установить боновые заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории;

оставлять на боевых позициях только личный состав, непосредственно связанный с тушением пожара;

производить тушение последовательно, при недостатке сил и средств, начиная с наиболее опасного танка, огонь которого больше всего угрожает смежным;

при достаточном количестве сил и средств, допускается тушить сразу несколько танков.

При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при его повышенном уровне создавать отдельные боевые участки соблюдая требования статьи 96 БУПО.

 

11.5. Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках

При пожаре возможно:

наличие в гаражах автомобилей заправленных бензином (сжиженным газом), взрывы топливных баков и баллонов с газом;

наличие в троллейбусных и трамвайных парках - электросетей под высоким напряжением;

беспорядочная и плотная парковка транспортных средств на территории гаража, парка и на подъездных путях особенно в ночное время суток;

наличие большого количества ГСМ;

быстрое задымление и распространение горения в многоэтажных зданиях гаражей;

потеря несущей способности и обрушение строительных конструкции из-за воздействия на них опасных факторов пожара;

выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;

горение покрытий большой площади с горючими элементами.

При ведении боевых действий необходимо:

установить количество, местонахождение и степень угрозы людям, пути эвакуации и способы спасания;

выяснить число единиц подвижного состава, находящихся под угрозой, их состояние, исправность, возможность защиты или эвакуации;

установить места складирования ГСМ, баллонов с газом;

организовать через энергослужбу объекта отключение электроэнергии;

использовать средства громкоговорящей и диспетчерской связи для согласованности действий подразделений ГПС с персоналом гаража;

организовать перекрытие движения на проезжей части в местах эвакуации техники;

подать стволы одновременно с тушением здания, на защиту расположенных рядом транспортных средств, конструкций здания, бензобаков, баллонов со сжиженными газами, производить при необходимости эвакуацию и подачу средств тушения пеной;

прокладывать магистральные и рабочие рукавные линии в трамвайных депо вдоль путей или под рельсами, так чтобы не повредить их при эвакуации подвижного состава;

начинать подачу огнетушащих средств в трамвайном или троллейбусном парке необходимо только после снятия напряжения с электролиний;

организовать эвакуацию транспортных средств из помещений при помощи водителей, обслуживающего персонала используя тягачи, тракторы или своим ходом;

устраивать обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ;

исключить попадания топлива в канализацию, в противном случае подавать воздушно-механическую пену через открытые люки колодцев.

 

В подземных гаражах:

выяснить возможность и место нахождения людей у дежурного, а также планировку и количество уровней гаража;

задействовать стационарные установки пожаротушения, дымоудаления и вентиляции, а при их отсутствии автомобили дымоудаления;

проводить интенсивное охлаждение водяными стволами с большим расходом несущих конструкций, особенно перекрытий и колонн;

начинать тушение с верхнего горящего этажа и по мере ликвидации горения продвигаться в нижерасположенные этажи;

одновременно с тушением организовать с помощью персонала эвакуацию автотранспорта.

 

1
2
3
4
5
текст целиком

 

Краткое содержание:

УТВЕРЖДАЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЖИЛЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЯХ

III. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕХИМИИ

IV. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ И В ПОМЕЩЕНИЯХ С ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМИ

V. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВАТОРНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

VI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

VII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

VIII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ХОЛОДИЛЬНИКАХ

IX. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТОРГОВЛИ И В СКЛАДАХ

X. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПОКРЫТИЯХ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ

XI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

ХII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ

XIII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ

XIV ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

СОДЕРЖАНИЕ

II. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ЖИЛЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЯХ

III. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ НЕФТЕХИМИИ

IV. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ И В ПОМЕЩЕНИЯХ С ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМИ

V. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ЭЛЕВЛТОРНО-СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, МЕЛЬНИЧНЫХ И КОМБИКОРМОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

VI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ДЕРЕВООБРАБАТЫ-ВАЮЩЕЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

VII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ И МАШИНО -СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

VIII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В ХОЛОДИЛЬНИКАХ

IХ. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТОРГОВЛИ И В СКЛАДАХ

Х. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ПОКРЫТИЯХ БОЛЬШИХ ПЛОЩАДЕЙ

XI. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

XII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ

XIII. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТАХ

XIV. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Рейтинг@Mail.ru