Электросхемы пожарных автомобилей 
Таблица 4. Элементы отбора мощности. 5. приемники электроэнергии. 6.... Электросхемы пожарных автомобилей 
Таблица 4. Элементы отбора мощности. 5. приемники электроэнергии. 6....

Электросхемы пожарных автомобилей => Таблица 4. Элементы отбора мощности. 5. приемники электроэнергии. 6. разветвительные коробки. И кабельные катушки. 7....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Электросхемы пожарных автомобилей -> 
1
2
текст целиком
 

Таблица 4

 

Элементы отбора мощности

 

 

 

Максимальная передаваемая мощность, кВт

Номинальное напряжение, В

Тип разъема

Линия генератора

Линия сети

4,5

400

Розетка типа ИЭ-9901А

Вилка типа ИЭ-9901А

8

400

Розетка типа РПС-25-4

Вилка типа ВПС-40-4

16

400

Розетка типа РПС-63-4

Вилка типа ВПС-63-4

30

400

Розетка типа РПС-100-4

Вилка типа ВПС-100-4

 

4.24. Разъемы (штепсельные соединения) должны быть с недоступными токоведущими частями.

Присоединение корпуса приемника электроэнергии к УЗО ЭСУ должно осуществляться посредством отдельного провода, который целесообразно крепить к магистральному силовому кабелю. Дополнительный провод должен быть обязательно изолирован.

4.25. Допускается в ЭСУ пожарных машин использовать пятиштырьковые вилки и для подключения трех фаз, нейтрали и защитного провода, с защитой корпуса не менее IP45 согласно ГОСТ 14254.

 

5. ПРИЕМНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

 

5.1. ЭСУ пожарных машин комплектуются стационарными и переносными приемниками электроэнергии.

5.2. Рабочее напряжение приемников электроэнергии должно быть не более 230 В.

Корпуса стационарных приемников электроэнергии должны иметь металлическую связь с шасси пожарной машины и рамой ЭСУ.

Переносные приемники электроэнергии подключаются к ЭСУ через УЗО.

5.3. Суммарная мощность, одновременно потребляемая стационарными и переносными приемниками электроэнергии по основным схемам работы, не должна превышать 90% номинальной мощности генератора ЭСУ.

5.4. Номинальную мощность асинхронного двигателя приемника электроэнергии следует принимать не более 70% мощности генератора ЭСУ.

5.5. Присоединение переносных приемников электроэнергии к распределительному устройству ЭСУ должно осуществляться посредством кабелей.

Запрещается присоединение переносных приемников электроэнергии к питающей сети без разъема.

5.6. Разъемы (штепсельные соединения) должны быть с недоступными токоведущими частями и иметь специальный контакт для жилы кабеля, соединяющий корпус приемника электроэнергии с УЗО.

5.7. Присоединение корпуса приемника электроэнергии к УЗО должно осуществляться посредством специальной жилы переносного кабеля, которая не должна одновременно служить проводником рабочего тока. Эта жила должна быть в общей оболочке кабеля.

 

6. РАЗВЕТВИТЕЛЬНЫЕ КОРОБКИ

И КАБЕЛЬНЫЕ КАТУШКИ

 

6.1. Разветвительные коробки для подключения группы приемников электроэнергии рекомендуется оборудовать системами снятия напряжения с розеток.

6.2. Розетки разветвительных коробок должны иметь заглушки для защиты от попадания влаги и грязи.

6.3. На разветвительных коробках рекомендуется предусматривать световую сигнализацию наличия напряжения на розетках.

6.4. Кабельные катушки рекомендуется конструктивно выполнять таким образом, чтобы не допускать контакта корпусов разъемов кабеля с поверхностью земли.

6.5. В комплект ЭСУ для повышения оперативности работы с выносными приемниками электроэнергии рекомендуется вводить универсальные кабельные катушки с удлинителем.

Длина основного кабеля - не менее 25 м, удлинителя - не менее 4 м.

6.6. Кабельные катушки, как правило, должны быть оборудованы ремнем для переноски.

6.7. Корпус разветвительных коробок и кабельных катушек на различную частоту тока и напряжение должны иметь отличительную окраску, а разъемы (штепсельные соединения) конструктивно отличаться, чтобы исключить возможность взаимного включения приемников электроэнергии.

 

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

7.1. ЭСУ пожарных машин должны соответствовать "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденным Государственной инспекцией по энергетическому надзору.

7.2. ЭСУ должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 12.2.007 и ГОСТ 12.2.003.

7.3. ЭСУ должны соответствовать "Правилам по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России" (ПОТ РО-01-2002)" и "Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов", утвержденным МВД СССР.

7.4. Размещение ЭСУ на пожарном автомобиле должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.037.

7.5. Конструкция ЭСУ должна обеспечивать удобство и безопасность технического обслуживания, монтажных и ремонтных работ.

7.6. Рабочее напряжение ЭСУ должно быть не более 230 В.

7.7. В ЭСУ пожарных машин запрещается:

выводить из клеммной коробки и заземлять нейтраль генератора;

использовать линейное напряжение для работы приемников электрической энергии и световой сигнализации.

7.8. Для обеспечения электробезопасности в ЭСУ напряжением 36 В и выше должен быть предусмотрен постоянный контроль сопротивления изоляции и устройства защитного отключения аварийных участков электросети по ГОСТ 12.4.155.

Система обеспечения электробезопасности, состоящая из сочетания устройств постоянного контроля сопротивления изоляции и устройств защитного отключения, является основной системой обеспечения электробезопасности при эксплуатации ЭСУ пожарных машин.

7.9. УЗО должны отключать аварийные участки электросети при величине токов утечки не более значений, приведенных в табл. 1 настоящих Рекомендаций.

7.10. Защита должна быть избирательной (селективной), отключать только аварийные участки сети.

7.11. Все металлические корпуса оборудования, находящиеся на транспортном средстве, должны иметь металлическую связь между собой и рамой этого транспортного средства.

7.12. Токоведущие части ЭСУ, вращающиеся элементы трансмиссии привода генератора и сам генератор, являющиеся источниками опасности, должны быть изолированы и ограждены.

7.13. Сопротивление изоляции электрических цепей ЭСУ относительно корпуса и цепей, электрически не связанных между собой, должно быть не менее 0,5 мОм.

7.14. Конструкция и материал вводных устройств должны исключать возможность случайного прикосновения к токоведущим частям электрических перекрытий, а также замыкание проводников на корпус или между собой.

7.15. Щиты СР могут размещаться в кабинах, салонах и специальных отсеках пожарных машин.

В отсеках со щитами СР не допускается размещение механических передач, гидравлических, пневматических и других коммуникаций, не относящихся к ЭСУ.

Щиты СР, как правило, устанавливаются с применением виброизолирующих устройств.

7.16. На лицевой панели или в другом месте, удобном для обзора СР, если оно выделено в автономный блок, должен быть предупреждающий знак 2.5 "Осторожно! Электрическое напряжение" по ГОСТ 12.4.026.

7.17. Ввод проводов в корпуса, коробки, щитки и другие устройства следует осуществлять через изоляционные детали.

При этом должна быть исключена возможность повреждения проводов и их изоляции в процессе монтажа и эксплуатации ЭСУ.

7.18. Вводы, проводники, штепсельные разъемы должны иметь маркировку. Навеска маркировочных бирок не допускается. Маркировка проводников, как правило, должна выполняться на обоих концах каждого проводника.

7.19. Предупреждающие сигналы, надписи и таблички должны применяться для указания: включенного состояния изделия, защиты, наличия напряжения, включения стационарных приемников электроэнергии и других действий, установленных для конкретных видов изделий.

7.20. Корпуса распределительных устройств, разветвительных коробок, приемников электроэнергии, кабельных катушек на разную частоту тока и напряжение должны иметь отличительную окраску, а штепсельные соединения конструктивно отличаться, чтобы исключить возможность взаимного включения.

7.21. Переносные приемники электроэнергии должны быть безопасными в работе и иметь недоступные для прикосновения токоведущие части.

7.22. Питание переносных приемников электроэнергии должно осуществляться переносным гибким кабелем с медными жилами, резиновой изоляцией в оболочке, устойчивой к многократным перегибам и истиранию, стойкой к окружающей среде.

7.23. Степень защиты переносных приемников, щитов управления, разветвительных коробок и кабельных катушек должна соответствовать исполнению не менее IP44 по ГОСТ 14254.

7.24. Световая сигнализация (индикация) может быть осуществлена как с помощью непрерывно горящих, так и мигающих огней.

Сигнальные лампы, табло и другие светосигнальные элементы должны иметь знаки или надписи, указывающие значение сигнала. Рекомендуемое цветовое кодирование сигналов приведено в табл. 2 настоящих Рекомендаций.

7.25. При разработке ЭСУ с 01.01.2003 г. должны быть учтены требования безопасности в соответствии с разделом "Передвижные электроустановки" "Правил устройства электроустановок" (7-е издание).

7.26. Пожарная безопасность ЭСУ по ГОСТ 12.1.004 обеспечивается благодаря:

исключению использования в конструкции изделий из легковоспламеняющихся материалов;

применению устройств, предназначенных для автоматического отключения участков электросети в аварийном режиме работы (перегрузка, перегрев, короткое замыкание и др.) и предотвращения пожара.

Требования по защите ЭСУ от пожара приведены в ГОСТ 23377.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Основные положения и определения

2. Принципиальные электрические схемы ЭСУ

2.1. Общие требования

2.2. Схемы силовых цепей

2.3. Цепи измерения, контроля напряжения, тока нагрузки и сигнализации

2.4. Цепи приборов электробезопасности

2.5. Схемы цепей управления

3. Источники электроэнергии пожарных машин

4. Щиты управления работой ЭСУ

5. Приемники электроэнергии

6. Разветвительные коробки и кабельные катушки

7. Требования безопасности

1
2
текст целиком

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

УНИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ, КОММУТАЦИОННЫХ

И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ, КАБЕЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ЭЛЕКТРОСИЛОВЫХ УСТАНОВОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ

ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫПУСКАЕМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ-ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ

УДК 614.846.6

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ЭСУ

2.1. Общие требования

2.2. Схемы силовых цепей

2.3. Цепи измерения, контроля напряжения, тока нагрузки и сигнализации

2.4. Цепи приборов электробезопасности

Таблица 1

2.5. Схемы цепей управления

3. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПОЖАРНЫХ МАШИН

4. ЩИТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ЭСУ

Таблица 2

Рекомендуемые виды органов управления

Таблица 3

Рекомендуемое цветовое кодирование информационных сообщений

с помощью световых индикаторов

Таблица 4

Элементы отбора мощности

5. ПРИЕМНИКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

6. РАЗВЕТВИТЕЛЬНЫЕ КОРОБКИ

И КАБЕЛЬНЫЕ КАТУШКИ

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ОГЛАВЛЕНИЕ