РД 153-34.0-20.802-2002 (с изм. 1 2002). 
Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики (взамен РД 153-34.0-20.802-99) РД 153-34.0-20.802-2002. 
Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики (взамен РД 153-34.0-20.802-99)

РД 153-34.0-20.802-2002. Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики (взамен РД 153-34.0-20.802-99)

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рд (руководящие документы) ->  РД 153-34.0-20.802-2002 -> текст целиком
 

РД 153-34.0-20.802-2002. Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики (взамен РД 153-34.0-20.802-99)

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ

НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

 

РД 153-34.0-20.802-2002

 

Срок введения в действие с 01.01.02 г.

 

 

Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП "Энерготехнадзор" и АО-энерго.

 

Исполнители Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н. Камышев В.Н.

 

Утверждена Член Правления РАО "ЕЭС России" В.К.Паули 19.01.02 г.

 

Внесено Изменение № 1, утвержденное членом Правления РАО «ЕЭС России» В.К. Паули 29 ноября 2002 г. и введенное в действие - с 1 января 2003 года.

 

 

Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России "О пожарной безопасности" в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ "Инструкции о порядке статического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации".

Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики" (РД 153-34.0-20.802-99).

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5. Лесные и другие пожары, происшедшие за пределами охранной зоны линий электропередачи по вине сторонних организаций или физических лиц, а также в результате стихийных бедствий, приведших к отключению оборудования сетей.

  

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

1.2.8. В помещениях, сданных в аренду, если пожар не получил дальнейшего распространения и не нанес ущерба энергопредприятию.

 

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

 

1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению 1.

1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия "Энерготехнадзор", генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О пожарной безопасности" материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО "ЕЭС России" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" несут персональную ответственность за:

- сообщение о происшедших пожарах;

- своевременное расследование и учет;

- возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

- устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

- выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

 

2.1. Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с "Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей". В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вносится в акт расследования технологического нарушения.

В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме приложения 2.

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение 2), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.1.Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России", и вышестоящую организацию по подчинённости.

2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

3.1.1. Неисправность технологического оборудования;

3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности;

3.1.5. Короткое замыкание в электроустановке;

3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов;

3.1.8. Поджог;

3.1.9. Взрыв;

3.1.10. Воздействие стихийных явлений;

3.1.11. Не установленные причины.

3.2. Классификационными признаками организационных причин пожаров являются:

3.2.1. Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

3.2.1.1. Административного персонала

3.2.1.2 . Оперативного персонала.

3.2.1.3. Неоперативного персонала.

3.2.1.4. Подрядных организаций.

3.2.2. Дефекты проекта.

3.2.3. Дефекты изготовления.

3.2.4. Дефекты монтажа.

3.2.5. Дефекты строительства.

3.2.6. Дефекты ремонта.

3.2.7. Воздействие посторонних лиц и организаций.

 

4. ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

 

4.1. Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ "ЕЭС России", РП "Энерготехнадзор", а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с "Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем".

4.2. При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

 

5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

 

5.1. Государственная отчетность по пожарам:

5.1.1. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП "Энерготехнадзор" РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение 3).

5.1.2. Региональные предприятия "Энерготехнадзор" до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

5.1.3. Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:

5.1.3.1. В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

5.1.3.2. На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

5.1.3.3. В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

5.1.3.4. На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

5.1.3.5. Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначения вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

5.1.3.6. В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО "ЕЭС России".

5.1.3.7. В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, если пожар получил развитие и нанес ущерб имуществу энергетического предприятия.

 

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

5.1.3.8. Пожары, происшедшие в охранной зоне линий электропередачи из-за нарушения противопожарных требований по содержанию просек, приведшие к отключению или повреждению оборудования сетей.

 

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

 

5.1.4. Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО "ЕЭС России" до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (приложение 3) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей "РАО ЕЭС России"

5.1.5. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО "ЕЭС России" и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.

5.2. Внутрифирменная отчетность по пожарам:

5.2.1. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП "Энерготехнадзор".

5.2.2. РП "Энерготехнадзор" осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:

5.2.2.1. Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой;

5.2.2.2. Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом;

5.2.2.3. Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного по электронной почте или факсом.

5.2.3.Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО "ЕЭС России" до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей "РАО ЕЭС России" о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.

5.2.4. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о происшедших пожарах, происшедших на объектах Холдинга РАО "ЕЭС России".

5.2.5. На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

- подготовки необходимых материалов в государственные органы;

- разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

- разработки новых проектных решений;

- принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

- подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

 

 

Приложение № 1

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ

 

1. Пожар - процесс, характеризующийся социальным или экономическим ущербом в результате воздействия на людей и материальные ценности факторов термического разложения или горения, развивающийся вне специального очага, а также применяемых огнетушащих веществ.

2. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

3. Вспышка - быстрое сгорание газопаровоздушной смеси над поверхностью горючего вещества, сопровождающееся кратковременным видимым свечением.

4. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.

5. Источник зажигания - средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.

6. Тление - беспламенное горение материала.

7. Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.

8. Самовозгорание - возгорание в результате самоинициируемых экзотермических процессов.

9. Локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения.

10. Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

11. Ликвидация пожара - действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.

12. Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

13. Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.

Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро - и теплоэнергии потребителям по договорам.

Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

14. Горючие (сгораемые) - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле или 66°С в открытом тигле относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°С.

15. Негорючие (несгораемые) - вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).

16. Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.

17. Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.

18. Пожарный извещатель - устройство для формирования сигнала о пожаре.

19. Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.

20. Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.

21. Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.

22. Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём ручного пуска.

23. Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.

24. Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.

25. Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола, который установлен на водопроводе.

26. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

27. Трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.

 

(Измененная редакция, Изм. № 1)

 

 

Приложение № 2

 

Форма
АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

 

1. Адресный блок

Предприятие:___________________________________________________

Дата и время возникновения пожара________________________________

Учетный признак________________________________________________

Классификационные признаки причин пожара________________________

Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_______________________________

Экономический ущерб (тыс. руб.)___________________________________

Дата и время ликвидации пожара:___________________________________

Ключевые слова__________________________________________________

 

2. Описательный блок

Описание возникновения пожара и его протекание.

Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п.

Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор" на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудования, здания и сооружения,

Указывается материальный ущерб.

Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

Мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие пожаров.

 

3. Визовый блок

Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

Подписи председателя и членов комиссии.

К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также другие документы.

 

 

Приложение № 3

 

Форма Госкомстата России по учету пожаров

 

20609430 стр.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

 

0609430

1

2

3

4

5

6

7

Формы по ОКУД

Организации составителя отчета по ОКПО

Министерства (ведомства) по ОКОГУ

Вида деятель-

ности по ОКПД

Организационно-правовой формы по КОПФ

Формы собствен-

ности по КФС

Территории по СОАТО

 

КОДЫ проставляет организация-составитель отчёта

 

ФОРМА № 1 (пожары)

Утверждена постановлением Госкомстата России от 20.06.94 № 80

 

КВАРТАЛЬНАЯ

 

КОМУ ВЫСЫЛАЕТСЯ -

Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России", 117526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корпус 3.

 

Объединение, предприятие, организация, учреждение

________________________________________________________

Адрес___________________________________________________

республика, входящая в состав России, автономная область, автономный округ. край, область, район

Вид деятельности (основной) _______________________________

Организационно-правовая форма ___________________________

Форма собственности ______________________________________

 

ОТЧЕТ

о пожарах и последствиях от них за _____ квартал __ г.

(ежеквартально нарастающим итогом с начала года)

 

20609430 стр.2 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Номер строки

Наименование показателей

Всего

01

Количество пожаров, (единиц)

02

Материальный ущерб от пожаров(тыс. рублей в целых)

03

Погибло при пожарах (человек)

04

Травмировано при пожарах (человек)

УНИЧТОЖЕНО (ЕДИНИЦ):

05

Строений

Морских, речных судов

07

Воздушных судов

08

Автотракторной техники

09

Технологического оборудования

ПОВРЕЖДЕНО (ЕДИНИЦ)

10

Строений

11

Морских, речных судов

12

Воздушных судов

13

Автотракторной техники

14

Технологического оборудования

 

 

0609430 стр.3 РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ

 

Номер строки

Наименование

Количество пожаров

(из стр1 гр.3 раздел 1)

Материальный ущерб от пожаров (стр.02 гр.3 раздел 1)

ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

01

Поджоги

02

Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых эл. приборов

03

Неисправность производственного оборудования. нарушение технологического процесса производства

04

Неосторожное обращение с огнем

05

Шалость детей с огнем

06

Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ

07

Взрывы

08

09

ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ

11

Производственные здания и складские помещения производственных предприятий

12

Склады, базы и торговые помещения

13

Административно-общественные здания

14

Жилой сектор (жилые дома. общежития, дачи)

15

Строящиеся объекты

16

Сооружения, установки

17

Транспортные средства

18

19

 

Руководитель___________(подпись)

Ф.И.О. исполнителя, № телефона, дата

 

 

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

 

1 Отчет составляется в соответствии с требованиями инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствии от них в Российской Федерации, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации. В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых Министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашением с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт. рудников и копии, морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны, ФСК России. ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.).

2. При заполнении показателей раздела 2 отчета необходимо иметь ввиду, что по строкам 01-18 граф 3 и 4 приводятся сведения о расшифровке данных, приведенных в соответствующих строках 01 и 02 графы 3 раздела 1 по основным причинам и объектам пожаров.

3. В строках 09, 14 раздела 1, а также в строках 08,09,10,18,19 и 20 раздела 2 показываются соответственно сведения об уничтоженных и поврежденных материальных ценностях, о причинах и объектах пожара, не указанных в других строках отчета и являющихся специфичными для отчитывающегося субъекта.

 

Примечание:

1. При составлении отчетности согласно п. 3 Кратких указаний необходимо свободные строки заполнить следующими данными:

- в разделе 1 в строках 09 и 14 - соответственно уничтоженное или поврежденное технологическое оборудование (тепломеханическое и электрическое);

- в разделе 2 в строке 08 - количество пожаров из-за заводских дефектов;

- в разделе 2 в строке 09 - прочие причины пожаров (не установленные, стихийные явления и др.);

- в разделе 2 в строке 18 - прочие объекты (вагончики, битумоварки, низовые пожары травы на территории и другие).

 

Краткое содержание:

ИНСТРУКЦИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ

НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

РД 153-34.0-20.802-2002

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

1.1.1. Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

1.1.2. Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

1.1.3. Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

1.1.4. Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

1.1.5. Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

1.1.6. Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

1.2. Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

1.2.1. Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

1.2.2. Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

1.2.3. Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

1.2.4. Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

1.2.5. Лесные и другие пожары, происшедшие за пределами охранной зоны линий электропередачи по вине сторонних организаций или физических лиц, а также в результате стихийных бедствий, приведших к отключению оборудования сетей.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

1.2.6. Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

1.2.7. Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

1.2.8. В помещениях, сданных в аренду, если пожар не получил дальнейшего распространения и не нанес ущерба энергопредприятию.

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

1.3. При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению 1.

1.4. Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

1.5. В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия "Энерготехнадзор", генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

1.6. Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

1.7. Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

1.8. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом "О пожарной безопасности" материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

1.9. Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

1.9.1. Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

1.9.2. Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

1.9.3. Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

1.10. Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО "ЕЭС России" в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" несут персональную ответственность за:

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

2.2. Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

2.3.1. После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

2.3.2. Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

2.3.3. Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

2.3.4. Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

2.4. Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

2.5. Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

2.6. Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

2.7. При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение 2), а именно:

2.7.1. Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

2.7.2. Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

2.7.3. Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

2.7.4. Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

2.7.5. Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП "Энерготехнадзор", на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

2.7.6. Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

2.7.7. Указываются последствия пожара, которые должны учитывать уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

2.7.7.1.Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

2.7.7.2. Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

2.8. В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

2.9. Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".

2.10. К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

2.11. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта "с особым мнением", которое прилагается к акту.

2.12. По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

2.13. По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП "Энерготехнадзор", Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России", и вышестоящую организацию по подчинённости.

2.14. По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЖАРОВ ПО ПРИЧИНАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

3.1. При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

3.1.1. Неисправность технологического оборудования;

3.1.2. Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

3.1.3. Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

3.1.4. Нарушение правил пожарной безопасности;

3.1.5. Короткое замыкание в электроустановке;

3.1.6. Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

3.1.7. Самовозгорание веществ и материалов;

3.1.8. Поджог;

3.1.9. Взрыв;

3.1.10. Воздействие стихийных явлений;

3.1.11. Не установленные причины.

3.2. Классификационными признаками организационных причин пожаров являются:

3.2.1. Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

3.2.1.1. Административного персонала

3.2.1.2 . Оперативного персонала.

3.2.1.3. Неоперативного персонала.

3.2.1.4. Подрядных организаций.

3.2.2. Дефекты проекта.

3.2.3. Дефекты изготовления.

3.2.4. Дефекты монтажа.

3.2.5. Дефекты строительства.

3.2.6. Дефекты ремонта.

3.2.7. Воздействие посторонних лиц и организаций.

4. ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

4.1. Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ "ЕЭС России", РП "Энерготехнадзор", а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с "Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем".

4.2. При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России".

5. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

5.1. Государственная отчетность по пожарам:

5.1.1. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

5.1.3. Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:

5.1.3.1. В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

5.1.3.2. На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

5.1.3.3. В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

5.1.3.4. На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

5.1.3.5. Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначения вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

5.1.3.6. В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО "ЕЭС России".

5.1.3.7. В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями, если пожар получил развитие и нанес ущерб имуществу энергетического предприятия.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

5.1.3.8. Пожары, происшедшие в охранной зоне линий электропередачи из-за нарушения противопожарных требований по содержанию просек, приведшие к отключению или повреждению оборудования сетей.

(Введен дополнительно, Изм. № 1)

5.2. Внутрифирменная отчетность по пожарам:

5.2.1. О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП "Энерготехнадзор".

5.2.2.1. Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой;

5.2.2.2. Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом;

5.2.2.3. Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного по электронной почте или факсом.

5.2.4. Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о происшедших пожарах, происшедших на объектах Холдинга РАО "ЕЭС России".

5.2.5. На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО "ЕЭС России" производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

Приложение № 1

ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Пожар - процесс, характеризующийся социальным или экономическим ущербом в результате воздействия на людей и материальные ценности факторов термического разложения или горения, развивающийся вне специального очага, а также применяемых огнетушащих веществ.

2. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

3. Вспышка - быстрое сгорание газопаровоздушной смеси над поверхностью горючего вещества, сопровождающееся кратковременным видимым свечением.

4. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.

5. Источник зажигания - средство энергетического воздействия, инициирующее возникновение горения.

6. Тление - беспламенное горение материала.

7. Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.

8. Самовозгорание - возгорание в результате самоинициируемых экзотермических процессов.

9. Локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения.

10. Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

11. Ликвидация пожара - действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение возможности его повторного возникновения.

12. Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

13. Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.

Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро - и теплоэнергии потребителям по договорам.

Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

14. Горючие (сгораемые) - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Горючие жидкости с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле или 66°С в открытом тигле относят к легковоспламеняющимся. Особо опасными называют легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28°С.

15. Негорючие (несгораемые) - вещества и материалы, не способные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).

16. Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.

17. Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.

18. Пожарный извещатель - устройство для формирования сигнала о пожаре.

19. Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.

20. Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.

21. Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.

22. Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём ручного пуска.

23. Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.

24. Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.

25. Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола, который установлен на водопроводе.

26. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

27. Трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления.

(Измененная редакция, Изм. № 1)

Приложение № 2

Форма

АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

1. Адресный блок

2. Описательный блок

3. Визовый блок

Приложение № 3

Форма Госкомстата России по учету пожаров

20609430 стр.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ФОРМА № 1 (пожары)

КВАРТАЛЬНАЯ

ОТЧЕТ

КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

Рейтинг@Mail.ru