1.4.1 Для зарядки аккумуляторов рекомендуется использовать "медленные" зарядные устройства (10...14 ч). При этом аккумуляторы имеют в среднем ресурс 1000 циклов заряда/разряда.
При использовании "быстрых" зарядных устройств ресурс аккумуляторов уменьшается в 5...10 раз. Поэтому эти зарядные устройства применять нецелесообразно, так как в них аккумуляторы заряжаются большим током (нормальный ток заряда 1/10 от номинальной емкости аккумулятора), что приводит к их быстрому износу.
1.4.2 Необходимо избегать глубоких разрядов аккумуляторов. При включении индикатора разряда аккумулятора следует немедленно заменить его на заряженный. По возвращении с патрулирования группы задержания разряженный аккумулятор следует ставить на подзарядку.
1.4.3 Запрещается хранить аккумуляторы в разряженном состоянии.
1.4.4 Не допускается превышение температуры аккумуляторов выше плюс 45 °С (это может произойти в автомобиле в жаркий день) и ниже минус 30 °С, так как емкость аккумуляторов может снизиться в 2 раза (по сравнению с номинальной). В холодную погоду радиостанции желательно носить на поясе под одеждой, а для ведения сеанса оперативной связи применять выносные микрофоны-телефоны. (Их удобно кренить с помощью клипсы на воротнике одежды).
1.4.5 Не рекомендуется проводить подзарядку неполностью разряженных аккумуляторов для исключения эффекта "памяти", приводящего к снижению их номинальной емкости.
1.4.6 Рекомендуется проводить тренировочный цикл заряд - разряд - заряд один раз в две - четыре недели.
Один из факторов, от которого зависит дальность радиосвязи, - высота подъема антенны и ее технические характеристики.
Антенны классифицируют на:
- базовые с круговой диаграммой направленности;
- базовые направленные;
- автомобильные;
- портативных радиостанций.
В настоящее время на российском рынке представлено антенное оборудование фирм "DIAMOND", "CUSHCRAFT", "ANLI", "ANTENEX", "MAXRAD" и др.
Основными характеристиками базовых антенн являются:
- диапазон рабочих частот;
- коэффициент усиления.
Базовые антенны выпускают на разные диапазоны:
- 144...174 МГц;
- 400...512 МГц;
- 800 МГц.
В зависимости от конструктивного исполнения (1/4 и/или 5/8 длины волны) антенны имеют усиление от 3 до 8 дБ.
В диспетчерской системе радиосвязи подразделения вневедомственной охраны должны быть установлены базовые антенны с круговой диаграммой направленности. При этом радиус действия системы радиосвязи зависит от высоты подъема антенны.
Направленные антенны применяют для связи с очень удаленными объектами. Такие антенны концентрируют максимум излучения в нужном направлении, обеспечивая выигрыш как при передаче, так и при приеме (например: направленная 6-элементная антенна PLC 1666 "CUSHCRAFT" имеет усиление 7,1 дБ, ориентировочная стоимость $269).
Для системы радиосвязи подразделения охраны рекомендуется применять следующие базовые антенны с круговой диаграммой направленности:
- F 23 "DIAMOND" (146...174 МГц, настраиваемая, три 5/8 длины волны, усиление 7,8 дБ), ориентировочная стоимость $200;
- ARX-2B "CUSHCRAFT" (135...174 МГц, настраиваемая, три 5/8 длины волны, усиление 7 дБ), ориентировочная стоимость $130;
- А-300 "ANLI" (138...174 Мгц или 400...470 МГц, настраиваемая, усиление 6 или 8 дБ), ориентировочная стоимость $200.
Для обеспечения грозозащищенности аппаратуры радиосвязи необходимо использовать грозоразрядники, например: LAC- 4Н "CUSHCRAFT" (стоимость $70), CA-35R "DIAMOND" (стоимость $59).
Рекомендуемые базовые антенны не являются строго обязательными для применения в системах радиосвязи. Возможно использование аналогичных антенн других фирм.
Для мобильных радиостанций применяют штыревые антенны, которые крепят на магнитном основании, врезают в крышу автомобиля или крепят на боковое стекло.
КПД излучения автомобильной антенны зависит от способа крепления и места ее установки на машине. (Оптимальный способ крепления - врезной, наилучшее место установки - в центре крыши автомобиля).
Различные фирмы выпускают антенны 1/4 и/или 5/8 длины волны. Четвертьволновые антенны имеют коэффициент усиления 0 дБ (по отношению к усилению, создаваемому простейшим полуволновым вибратором). Коэффициент усиления антенн 5/8 длины волны составляет 3 дБ.
Мобильные радиостанции групп задержания следует оборудовать автомобильными антеннами 5/8 длины волны.
В системах радиосвязи рекомендуется применять следующие автомобильные антенны:
- AW 6 "ANLI" с магнитным основанием МС 1, (146...174/400...470 Мгц, усиление 3 дБ), ориентировочная стоимость $75;
- МНВ 5800 "MAXRAD" с магнитным основанием G-MAG (144...174 МГц, усиление 3 дБ), ориентировочная стоимость $97;
- В 1443 "ANTENEX" с магнитным основанием GB-8PI (144...174 Мгц, усиление 3 дБ), ориентировочная стоимость $80. Данная антенна может быть укомплектована врезным основанием типа MB-8PI стоимостью $20.
Возможно применение аналогичных по характеристикам антенн других фирм.
Для удобства эксплуатации портативных радиостанций используют антенны, как правило, минимальных размеров. Однако ограничение длины таких антенн приводит к существенным потерям их эффективности (но сравнению с полноразмерным четвертьволновым штырем) и требует хорошего согласования антенны с радиостанцией. В отличие от автомобильных или базовых антенн, роль "земли" у которых выполняют металлический кузов или противовесы, антенны портативных радиостанций не имеют полноценного заземления. Фактически "землей" является тело пользователя. Поэтому при нахождении радиостанции вне рук абонента (например на столе) дальность связи существенно сокращается.
Наиболее типичными конструктивными вариантами согласования антенн, входящих в стандартный комплект поставки, являются индуктивность, распределенная по длине, или индуктивность в основании антенны. Такие антенны в городских условиях обеспечивают уверенную радиосвязь на расстоянии до 2...3 км. Для увеличения дальности радиосвязи используют специальные удлиненные антенны.
При построении систем радиосвязи отделов охраны немаловажное значение имеет выбор коаксиального кабеля, применяемого для передачи высокочастотной энергии от передающего устройства базовой радиостанции к антенне.
Основными параметрами коаксиального кабеля являются: волновое сопротивление, коэффициент стоячей волны (КСВ), потери в кабеле, электрическая прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
КСВ характеризует степень согласования линии передачи высокочастотной энергии (коаксиального кабеля) с нагрузкой. Идеальный случай, когда сопротивление нагрузки равно волновому сопротивлению кабеля. (Фактически КСВ всегда больше 1).
Электрическая прочность коаксиального кабеля ограничивается допустимым током, проходящим через центральный проводник. Для радиостанций с мощностью передающего устройства 25 Вт допускается использовать кабели с диаметром центрального проводника не менее 1 мм.
В процессе эксплуатации коаксиальный кабель прежде всего подвергается воздействию влаги и со временем может значительно ухудшить свои характеристики. Наиболее устойчивыми в этом отношении являются полужесткие кабели, сплошная внешняя оболочка которых мало подвержена коррозии и обеспечивает абсолютную герметичность.
3.2.1 В системах радиосвязи подразделений охраны рекомендуется применять кабели с низкими потерями (не более 0,2 дБ/м на частотах 170/470 МГц).
3.2.2 Для базовых радиостанций отделов охраны с мощностью передатчика 10...25 Вт вполне удовлетворяет КСВ линии передачи высокочастотной энергии не более 2.
3.2.3 Для базовых наружных антенн лучшим по совокупности электрических, механических и эксплуатационных параметров является полужесткий кабель среднего диаметра 6...9 мм (по диаметру диэлектрика).
3.2.4 При монтаже кабеля нельзя допускать резких изгибов. Допустимый радиус изгиба не должен быть менее 20 диаметров для кабелей со сплошной полиэтиленовой изоляцией.
В таблице 3.1 приведены технические характеристики рекомендуемых марок коаксиальных кабелей.
Тип |
Технические характеристики |
Стоимость, |
||
кабеля |
Потери, дБ/м |
Конструктивное исполнение |
$ США, |
|
|
170 МГц |
450 МГц |
|
за 1 м |
РК 50-7-12 |
0,10 |
0,22 |
Многожильный, полиэтилен, разъемы PL 259, SO 239 |
2,0 |
РК 50-9-11 |
0,08 |
0,17 |
Многожильный, полиэтилен, разъемы PL 259, SO 239 |
3,0 |
RG-213U |
0,08 |
0,16 |
Многожильный, фторопласт, разъемы PL 259, SO 239 |
3,0 |
10D-2V/50 |
0,05 |
0,11 |
Mногожильный, полиэтилен, разъем типа N |
6,9 |
Допускается применение других аналогичных по характеристикам марок коаксиальных кабелей.
На российском рынке средств радиосвязи и аксессуаров представлены источники питания фирм "MOTOROLA", "ASTRON", "DIAMOND", "DC" и др.
Наиболее хорошо зарекомендовали себя источники питания фирмы "ASTRON".
Источники питания фирмы "MOTOROLA": HPN 4001 (ток нагрузки 15 А), HPN 4002 (ток нагрузки 10 А) по результатам опроса технических специалистов отличаются невысокой надежностью.
Информации по источникам питания фирм "DIAMOND", "DC" недостаточно, поэтому говорить об их надежности преждевременно.
В таблице 4.1 указаны рекомендуемые источники питания и их технические характеристики.
Наименование источника питания |
Технические характеристики |
Стоимость, $ США |
SL-11R "ASTRON" |
Настольный; 13,8 В; постоянная нагрузка 9 А, кратковременная 11 А (не более 5 мин). Рекомендуется для радиостанций с мощностью передатчика не более 25 Вт |
225 |
SL-15R-RA "ASTRON" |
Настольный с установочной ячейкой для базовой радиостанции; 13,8 В; постоянная нагрузка 12 А; кратковременная 15 А. Рекомендуется для радиостанций с мощностью передатчика не более 45 Вт |
250 |
RM-20M-BB "ASTRON" |
Встраиваемый в 19-дюймовую стойку, 13,8 В; постоянная нагрузка 16 А; кратковременная 20 А; возможность переключения на резервное питание (аккумулятор). Рекомендуется для базовых радиостанций с дистанционным выносом ретрансляторов |
290 |
На рисунке 5.1 представлена схема типовой системы радиосвязи с использованием тонового (CTCSS) или кодового (DCS) шумоподавления, исключающего взаимные помехи при работе нескольких групп абонентов на одном частотном канале. Для подразделений охраны, расположенных территориально близко и работающих на одной частоте, это позволит исключить прием ненужной оперативной информации; каждое подразделение будет слышать только свои группы задержания.
Все современные профессиональные радиостанции имеют функцию CTCSS. Физически эта функция реализуется путем добавления к модулирующему звуковому сигналу один из 38 фиксированных тонов в диапазоне от 67,0 до 250,3 Гц. Эти частоты расположены ниже полосы пропускания приемников радиостанций и поэтому не слышны. При наличии в спектре принимаемого сигнала тоновой посылки, совпадающей с запрограммированным тоном в радиостанции, шумоподавитель открывается и абонент слышит нужную ему информацию. На рисунке 5.2 представлен пример реализации функции CTCSS.
Функция кодового (DCS) шумоподавления аналогична функции CTCSS. Ее отличие состоит в том, что вместо тона шумоподавителем станции вызываемого абонента управляет цифровой сигнал (передаваемый в полосе 50...250 Гц). Существуют 104 стандартных сигнала DCS.
В таблицах 5.1, 5.2, 5.3 представлены возможные варианты комплектации оборудования для систем радиосвязи подразделений охраны с функцией тонового шумоподавления на 10 мобильных абонентов фирм "MOTOROLA", "VERTEX", "KENWOOD". В носимых, мобильных и базовых радиостанциях указанных фирм функция тонового (кодового) шумоподавления встроена. В радиостанциях других фирм эта функция реализуется, как правило, за счет дополнительной установки специальной платы (стоимость ее составляет $40...65).
При использовании функции тонового (кодового) шумоподавления в системе радиосвязи подразделения охраны для оперативной радиосвязи с УВД необходимо устанавливать резервную радиостанцию. Это делается в том случае, когда система радиосвязи территориального УВД построена на базе отечественного оборудования, в котором указанные функции отсутствуют.
* Переходник PL 259/miniUHF применяется в системе радиосвязи, построенной на базе оборудования фирмы "MOTOROLA"
Рисунок 5.1 - Схема типовой системы радиосвязи подразделения вневедомственной охраны с использованием тонового (CTCSS) или кодового (DCS) шумоподавления
Рисунок 5.2 - Схема использования функции тонового (CTCSS) шумоподавления для исключения взаимных помех подразделений вневедомственной охраны, работающих на одном частотном канале и расположенных территориально близко
Таблица 5.1 - Оборудование системы с базовой радиостанцией "MOTOROLA"
Наименование оборудования |
Кол-во |
Цена за ед. оборуд. |
Сумма, $ США |
GM 300, 8 (16) к, 10...25 Вт, 146...174 МГц |
1 |
465 (500)* |
465 (500)* |
Базовый микрофон HMN-3000A |
1 |
130 |
130 |
Источник питания SL-15R-RA "ASTRON" |
1 |
250 |
250 |
Базовая антенна F 23 "DIAMOND", усиление 7,5 дБ |
1 |
190 |
190 |
Кабель РК 50-7 |
30 м |
2,5 |
75 |
Устройство грозозащиты LAC-4H "CUSHCRAFT" |
1 |
70 |
70 |
Комплект переходников PL 259/nuniUHF, разъемов SO 239 |
1 |
35 |
35 |
Абонентские радиостанции (автомобильные) |
|||
GM 300, 8 (16) к, 10...25 Вт, 146...174 МГц |
10 |
465 (500) |
4650 (5000) |
Автомобильная антенна AW 6 "ANLI" с магнитным основанием |
10 |
73 |
730 |
Переходник PL 259/mmiUHF |
10 |
15 |
150 |
Абонентские радиостанции (портативные) |
|||
GP 300, 8 (16) к, 5 Вт, 146...174 МГц с аккумулятором HNN 9628 |
10 |
500 (540) |
5000 (5400) |
HTN 9804 - 10-часовое ЗУ |
10 |
- |
- |
Микрофон-телефон HMN-9725R |
10 |
68 |
680 |
Аккумулятор HNN 9628 |
10 |
83 |
830 |
* (536) - стоимость радиостанций для диапазона 400...470 МГц
Общая стоимость оборудования $13255.
Краткое содержание:
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
1 Рекомендации по выбору носимых, мобильных, базовых радиостанций импортного производства
1.1 Обоснование выбора радиостанций
1.2 Рекомендуемые радиостанции
1.3 Программирование радиостанций
1.4 Рекомендации по эксплуатации аккумуляторов портативных радиостанций
2 Выбор антенного оборудования для систем радиосвязи подразделений вневедомственной охраны
2.4 Антенны портативных радиостанций
3.1 Основные характеристики коаксиальных кабелей
5 Типовые системы радиосвязи, рекомендуемые к применению в подразделениях вневедомственной охраны
5.1 Система радиосвязи с использованием тонового (кодового) шумоподавления
5.2 Система радиосвязи с выходом в телефонную сеть
5.3 Система радиосвязи с ретранслятором и выходом в телефонную сеть
7 Официальные дистрибьюторы фирм-производителей средств радиосвязи в России