ППБ на морских судах 
Постановление. О правилах пожарной безопасности на морских судах. Правила... ППБ на морских судах 
Постановление. О правилах пожарной безопасности на морских судах. Правила...

ППБ на морских судах => Постановление. О правилах пожарной безопасности на морских судах. Правила пожарной безопасности на морских судах. I....

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Ппб ->  ППБ на морских судах -> 
1
2
3
текст целиком
 

Департамент безопасности мореплавания Минтранса России

 

Технический комитет по стандартизации

ТК 318 «Морфлот»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

31 октября 2003 г. г. Москва № 10

 

О правилах пожарной безопасности на морских судах

 

Департаментом безопасности мореплавания Минтранса России разработаны типовые Правила пожарной безопасности на морских судах, устанавливающие общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок.

При подготовке Правил учтены замечания и предложения заинтересованных организаций. Окончательная редакция согласована МЧС России, Российским морским регистром судоходства, ФГУ «Служба морской безопасности», ФГУ «Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации», Союзом российских судовладельцев.

Руководствуясь Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 17) и до введения в действие соответствующего технического регламента (ст. 8, ст. 46) Технический комитет постановляет:

1. Рекомендовать судовладельческим организациям на основе и в соответствии с нормами типовых Правил пожарной безопасности на морских судах разработать и утвердить стандарты организаций, устанавливающие правила пожарной безопасности на морских судах применительно к составу флота, находящемуся в эксплуатации, и включить их в состав документации систем управления МКУБ.

В случаях, когда по оценке судовладельческой организации типовые Правила не нуждаются в корректировке, они могут быть разосланы на суда и розданы персоналу без корректировки и введены в действие распорядительным актом судовладельческой организации. Изменения, вносимые при необходимости в Правила, не должны снижать уровень требований пожарной безопасности, установленный в них.

2. Рекомендовать Департаменту безопасности мореплавания Минтранса России разместить на сайте Минтранса России Правила пожарной безопасности на морских судах.

3. Рекомендовать Российскому морскому регистру судоходства включить типовые Правила пожарной безопасности на морских судах в состав Основных международных и национальных документов, относящихся к системе управления безопасностью судоходных компаний и при освидетельствовании судоходных компаний и судов, рассмотрении документации по СУБ проверять обеспеченность судов и персонала указанными Правилами.

 

Председатель ТК 318 «Морфлот»

В.И. Пересыпкин

 

 

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям.

2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

• судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207);

• судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или получившее его в доверительное управление;

• пожарная безопасность - состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;

• противопожарный режим - комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;

• общесудовая тревога - тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях - вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара - дыма и запахов гари;

• оперативный план тушения пожара - предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна; 

• центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:

• стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

• автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;

• панелью индикации противопожарных дверей;

• закрытием противопожарных дверей;

• панелью индикации водонепроницаемых дверей;

• открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

• вентиляторами;

• сигнализацией общей/пожарной тревоги;

• системой связи, включая телефоны; и

• микрофоном системы громкоговорящей связи.

(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее - СОЛАС-74);

• пожарный пост:

а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

• конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

• поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

• выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;

• организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;

• соблюдением противопожарного режима на судне;

• выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.

4. Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция MSC.98(73) Международной морской организации - ИМО), частью VI тома I Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства 1999 г. издания (далее - правила Регистра), издаваемых им с учетом даты постройки судна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC\Circ.850).

Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция ИМО А.741(18).

6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., далее - ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаются соответствующими нормативными документами.

8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.

Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.

9. За противопожарную безопасность несет ответственность:

• судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;

• ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа - судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

• судна, находящегося в доке, - предприятие производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.

10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.

11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.

12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).

13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями главы 1, правила 19 СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее - МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции ИМО А.742(18).

 

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СУДНА

 

14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. № 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 33, ст. 4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов. (Глава V ПДНВ-78).

15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:

• о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;

• о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;

• об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;

• о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.

16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.

На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.

17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.

Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2-х месяцев. (СОЛАС-74, правило III 19/4.1).

Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.

18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:

• устройств и конструктивных особенностей судна;

• организации пожаротушения на судне;

• схем противопожарной защиты;

• мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;

• стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержании в исправности и готовности к действию;

• аварийных дыхательных устройств;

• личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.

Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.

Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.

19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.

Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.

Частные учения проводятся в составе аварийных партий.

20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.

21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.

22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.

На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.

Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).

25. При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.

26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.

27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:

• размещения постов управления;

• расположения огнестойких и огнезадерживающих конструкций;

• помещений, защищаемых системой пожарной сигнализации;

• помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;

• средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;

• систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;

• размещения противопожарного снабжения и аварийных дыхательных устройств;

• местонахождения инструкций по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок для тушения и локализации пожара.

28. Документация, содержащая сведения, перечисленные в п. 27 должна быть сформирована в буклет (брошюру), один экземпляр которого должен храниться у каждого лица командного состава и один в легкодоступном месте.

Специально защищенный буклет от воздействия морской среды должен постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком (Fire plans), установленным правилами Регистра.

Требования к оформлению планов, включаемых в буклеты, а также размещению буклетов установлены указанными Правилами.

29. На судне должна быть разработана схема управления подразделениями судового экипажа в аварийных ситуациях (включая борьбу с пожаром) с образованием командных пунктов, постов, аварийных партий (групп) и назначением их командиров в соответствии с судовым расписанием по заведованиям.

Типовая схема управления с распределением обязанностей и ответственности приведена в отдельной инструкции об организации и действиях экипажа по борьбе за живучесть судна и охрану человеческой жизни на море.

30. На аварийные партии возлагается разведка пожара, осмотр отсеков (после пожара и взрыва), герметизация помещений, эвакуация людей, вынос раненых из аварийных помещений, постановка пластырей, заделка пробоин, удаление воды (в том числе скопившейся в результате тушения пожара), борьба с дымом и паром, ликвидация повреждений судовых систем и оборудования, разборка завалов, перекачка жидких грузов, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов, оказывающих помощь.

31. В порту, при увольнении экипажа на берег, ежедневно должна формироваться стояночная аварийная партия, способная обеспечить борьбу с пожаром и взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями и экипажами других судов.

Стояночные аварийные партии создаются из расчета не менее 1/5 численности экипажа при стоянке у причала и 1/3 - при стоянке на рейде.

Командиром стояночной аварийной партии назначается вахтенный помощник капитана, заместителем - вахтенный механик.

32. При формировании стояночных аварийных партий должны учитываться требования безопасности, устанавливаемые капитанами морских портов в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 39, ст. 3802).

33. В системе противопожарной защиты судна должен применяться сигнал пожарной (общесудовой) тревоги в виде непрерывного звонка громкого боя в течение 25-30 сек. Сигнал должен дублироваться по трансляции (громкоговорящим средствам связи) с указанием места возникновения пожара.

При выходе из строя звонка громкого боя, сигнал тревоги подается паровым свистком, тифоном или сиреной.

Отбой тревоги объявляется по трансляции (громкоговорящим средствам связи).

34. На судне должно быть разработано и постоянно корректироваться в соответствии с изменениями в составе экипажа расписание по пожарной тревоге, входящее составной частью в общее расписание по тревогам, включая шлюпочную, химическую, «Человек за бортом», «Радиационная опасность», «Борьба с разливами нефтепродуктов».

Типовая форма расписания по тревогам приведена в отдельной инструкции (п. 29).

35. При стоянке судна в порту должно разрабатываться ежедневное расписание по общесудовым тревогам, включая пожарную, вывешиваемое на видном месте у трапа судна.

Типовая форма стояночного расписания приведена в отдельной инструкции (п. 29).

36. Каждому члену экипажа судна должна быть выдана каютная карточка, содержащая описание сигналов тревог и выписку его обязанностей по тревогам, включая пожарную, с указанием места прибытия (сбора).

Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.

37. У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, содержащая полную информацию о действиях пассажира по тревогам, включая пожарную, местах сбора и использовании спасательных средств.

38. На судне должны быть разработаны и утверждены капитаном судна оперативные планы борьбы с пожарами для всех грузовых помещений, отсеков машинного отделения, кладовых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, блоков жилых и служебных помещений, кладовых взрывчатых веществ (крюйт-камер), лабораторий, зрительных залов, постов управления и других помещений, подробный перечень которых определяет капитан судна.

39. Оперативные планы хранятся в папке руководящих документов по борьбе с пожаром на главном командном пункте и у командиров аварийных партий согласно схеме управления подразделениями экипажа судна в аварийных ситуациях (п. 29).

Командирам аварийных групп должны быть выданы выписки из оперативных планов, в которых указываются команды и действия группы по тушению пожара.

Состав, содержание и примерный оперативный план приведены в отдельной инструкции (п. 29).

40. На пассажирском судне должны быть разработаны «Схемы путей эвакуации» с указанием всех возможных путей эвакуации пассажиров и экипажа из различных помещений и отсеков, включая использование иллюминаторов и производство вырезов в конструкциях судна.

Количество схем путей эвакуации и места их расположения на видных и хорошо освещенных местах в различных помещениях судна определяются капитаном судна.

На пассажирском судне полный комплект схем путей эвакуации должен быть оформлен в виде стенда, расположенного в вестибюле судна, с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту изложения.

Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам.

41. Для размещения и хранения противопожарного снабжения на судне должны быть оборудованы специальные кладовые и пожарные посты, размещаемые и комплектуемые согласно правилам Регистра.

Количество пожарных постов устанавливается правилами Регистра в зависимости от размерений и конструктивных особенностей судна. Расположение пожарных постов заносится в план общего расположения (п. 27) и приводится в расписании по тревогам.

42. Над местом расположения пожарного поста должна быть помещена надпись красными буквами на белом фоне «Пожарный пост» и на видном месте - опись хранящегося снабжения.

Отсутствие на штатных местах оборудования, указанного в описи, не допускается.

43. Условия хранения противопожарного снабжения (включая температурный режим) должны отвечать требованиям правил Регистра и инструкциям по эксплуатации и применению конкретных изделий и материалов.

 

III. ПОДДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ, СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ, ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СНАБЖЕНИЯ

В ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ

 

44. На судне не должна нарушаться целостность противопожарных переборок и теплоизоляция на них. Не допускается неисправность противопожарных дверей и заслонок, механизмов управления ими как дистанционных, так и в местах установки.

45. На каждой противопожарной двери в районе ручного привода должна быть помещена надпись на русском и английском языках, поясняющая порядок закрытия и открытия двери. Нарушения плавности хода, плотности прилегания дверного полотна к раме, наличие препятствий, затрудняющих закрытие и открытие, не допускаются.

46. Отсутствие на противопожарных закрытиях, запорных устройствах судовой вентиляции стационарных планок с надписями, содержащими наименование помещений куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции - принципа действия и наименования вентилируемого помещения, не допускается. При отсутствии стационарных планок должны быть сделаны и поддерживаться в рабочем состоянии соответствующие надписи.

47. Все противопожарные закрытия и запорные устройства судовой вентиляции, приводимые к готовности по общесудовой (пожарной) тревоге, должны иметь маркировку, установленную стандартами в судостроении. Порядок их открытия и закрытия, расстановка временных вахт у закрытий и т.п. устанавливаются капитаном судна и учитываются в расписании по тревогам.

Применяемые знаки безопасности взамен аналогичного значения надписей, используемых, в частности, для указания путей эвакуации людей, должны соответствовать общепринятому стандарту.

48. Судовые противопожарные трубопроводы должны иметь отличительные знаки, соответствующие требованиям стандартов в судостроении.

49. На судне должен быть разработан план технического обслуживания огнестойких, огнезадерживающих конструкций и устройств для закрытия отверстий в них, дистанционных и местных установок приводов этих устройств.

План разрабатывается на основе инструкций по эксплуатации этих устройств в составе документации, находящейся на судне и одобренной Регистром. Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.

50. Выполнение плана технического обслуживания и требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние конструкций и устройств должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) противопожарных дверей и заслонок с испытанием управления с мест их установки не реже 1 раза в 3 месяца и дистанционного управления не реже 1 раза в год.

Противопожарные конструкции должны проверяться внешним осмотром не реже 1 раза в месяц.

Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

51. На судне должны быть инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту всех систем пожарной сигнализации и пожаротушения, а также подробные наставления и руководства, определяющие действия экипажа при неисправности или выходе из строя каждой системы.

52. На основе документации, указанной в п. 51, на судне должны быть разработаны планы технического обслуживания систем пожарной сигнализации и пожаротушения и проверки их в действии согласно предписаниям инструкций по эксплуатации.

Разработка планов возлагается на лиц командного состава согласно расписанию по заведованиям.

53. Выполнение планов технического обслуживания, требований инструкций по эксплуатации и техническое состояние систем пожарной сигнализации и пожаротушения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок) с периодичностью:

а) один раз в неделю:

• системы оповещения по пожарной тревоге и системы аварийно-предупредительной сигнализации;

б) один раз в месяц:

• состояние запорных кранов стационарных противопожарных систем (надлежащее закрытое или надлежащее открытое);

• давление в сухих трубопроводах спринклерной системы (по показанию манометров);

• уровень в напорных танках спринклерной системы (по водомерному стеклу);

• автоматическое срабатывание насосов спринклерной системы при снижении давления в системе;

• работа пожарных насосов;

• отсутствие утечек огнетушащих веществ из резервуаров (баллонов) стационарных систем пожаротушения;

в) один раз в 3 месяца:

• срабатывание автоматической аварийно-предупредительной сигнализации спринклерной системы (для чего используются проверочные краны каждой секции);

• надлежащее состояние международного берегового соединения;

• плотность зажимов пусковых тросов клапанов баллонов с углекислотой (СО2) стационарных систем пожаротушения;

г) один раз в год:

• проверка в действии систем обнаружения пожара и работоспособности всех стационарных систем пожаротушения на основе пены и распыленной воды;

• надлежащее состояние всех доступных компонентов стационарных систем пожаротушения;

• надлежащее давление и производительность всех насосов, включая насосы спринклерной системы;

• проверка в действии всех пожарных кранов;

• плотность антифриза в системах им заполненных;

• проверка в действии соединения спринклерной системы с судовой пожарной магистралью;

• гидравлические испытания пожарных шлангов в рабочем состоянии при заполнении их водой;

• надлежащее состояние всех управляющих клапанов стационарных систем пожаротушения (проверка осмотром);

• все трубопроводы газовых систем должны быть продуты сжатым воздухом.

Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

54. Все средства измерений, установленные на системах пожаротушения и пожарной сигнализации, (включая датчики), а также используемые для контроля за состоянием воздушной среды (концентрация газов, паров и т.п.) должны быть поверены в органах государственной метрологической службы или откалиброваны соответствующей службой судовладельца в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 23, ст. 811).

55. Все предметы противопожарного снабжения: переносные средства противопожарной техники, аппараты, инвентарь и расходные материалы, должны храниться на судне в состоянии постоянной готовности и условиях, соответствующих требованиям правил Регистра с обеспечением свободного доступа к переносным средствам и удобств по их использованию по назначению.

56. Израсходованные или пришедшие в негодность предметы противопожарного снабжения должны быть пополнены, отремонтированы либо заменены.

57. Поддержание в постоянной готовности к применению технически сложных противопожарных средств снабжения должно осуществляться в соответствии с требованиями инструкций по их эксплуатации.

58. Выполнение требований инструкций по эксплуатации и правил размещения и хранения противопожарного снабжения, установленных правилами Регистра, техническое состояние снабжения должно контролироваться проведением инспекционных проверок (в системе управления безопасностью - самопроверок):

• еженедельно - баллонов дыхательных аппаратов на отсутствие падения давления (травления воздуха);

• ежемесячно - все снаряжение пожарных, огнетушители, пожарные краны, шланги и стволы (нахождение на установленных местах и состояние, соответствующее установленным требованиям);

• ежеквартально - надлежащее состояние кладовых (пожарных постов) с противопожарными средствами согласно перечню хранящегося имущества и требованиям к его состоянию;

• ежегодно - установленное расположение, зарядное давление и состояние всех огнетушителей;

• один раз в пять лет - всех баллонов дыхательных аппаратов гидростатическим давлением.

Результаты проверок, принятые меры по устранению недостатков с указанием даты должны быть внесены в судовой журнал.

 

1
2
3
текст целиком

 

Краткое содержание:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О правилах пожарной безопасности на морских судах

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МОРСКИХ СУДАХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ СУДНА

III. ПОДДЕРЖАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СУДОВОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ, СИСТЕМ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ, ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СНАБЖЕНИЯ

В ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ

IV. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ

V. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА СУДНА К РЕМОНТУ,

ДОКОВАНИЮ И ОТСТОЮ

РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО ОГНЕВЫХ РАБОТ №______

УТВЕРЖДАЮ