НПБ 311-2002 
7.3. определение показателей массы. 7.4. определение геометрических параметров.... НПБ 311-2002 
7.3. определение показателей массы. 7.4. определение геометрических параметров....

НПБ 311-2002 => 7.3. определение показателей массы. 7.4. определение геометрических параметров. 7.5. определение угла поперечной...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Нпб ->  НПБ 311-2002 -> 
1
2
3
4
5
текст целиком
 

7.3. Определение показателей массы

 

7.3.1. Измерения должны проводиться на автомобильных весах, размеры которых позволяют устанавливать на них АШ всеми колесами одновременно, а также колесами одной оси, задней тележки и одного борта. Погрешность измерений не должна превышать значений, указанных в обязательном приложении Г.

7.3.2. Допускается применять вместо весов другие весовые устройства (тензостанции и т. п.), аттестованные в установленном порядке и обеспечивающие точность измерений в соответствии с обязательным приложением Г.

7.3.3. Перед испытаниями АШ должен быть:

а) в технически исправном состоянии, очищен от грязи;

б) полностью укомплектован в соответствии с нормативно-технической документацией;

в) полностью заправлен топливом;

г) освобожден от посторонних предметов.

7.3.4. Массу боевого расчета допускается имитировать балластом из расчета 85 кг на одного человека. При этом 85 % от имитирующего груза должно размещаться на сидениях, 15 % - на полу салона и кабины.

7.3.5. При испытаниях следует определять:

а) полную массу АШ;

б) распределение полной массы АШ на оси передних и задних колес;

в) распределение полной массы на правый и левый борт.

7.3.6. Проверку полной массы АШ проводят при неработающем двигателе, расторможенных колесах, выключенных передачах, разблокированных мостах, закрытых дверях кабины, салона и кузова.

7.3.7. Проверку полной массы осуществляют взвешиванием при въезде АШ на весы с двух сторон. Полную массу определяют как среднее арифметическое результатов двух взвешиваний.

7.3.8. Проверку распределения нагрузки на оси передних и задних колес проводят взвешиванием при въезде на весы с двух сторон. АШ следует устанавливать на весы колесами передней и задней оси по возможности ближе к середине платформы весов. Нагрузки на оси передних и задних колес определяют как среднее арифметическое результатов двух взвешиваний; их сумма должна быть равна полной массе АШ.

7.3.9. Проверку распределения полной массы по бортам проводят взвешиванием при въезде на весы с двух сторон поочередно правым и левым бортом. Нагрузки по бортам определяют как среднее арифметическое результатов двух взвешиваний, при этом нагрузки не должны различаться между собой более чем на 1 % от полной массы, а их сумма должна быть равна полной массе АШ.

7.3.10. Значения определяемых показателей не должны превышать нормативы, установленные заводом-изготовителем базового шасси.

7.3.11. Результаты испытаний следует оформлять протоколом согласно рекомендуемому приложению Д.

 

7.4. Определение геометрических параметров

 

7.4.1. Проверка основных размеров АШ и его составных частей должна проводиться на ровной горизонтальной площадке в соответствии с методикой ГОСТ 22748.

7.4.2. Проверка размеров - рулеткой РЗ-10 по ГОСТ 7502, линейкой с ценой деления 1 мм - по ГОСТ 427. При измерениях крайние точки определяют с помощью отвеса и деревянной рейки размерами 40´40´4000 мм.

7.4.3. Во время определения размеров АШ должен находиться в снаряженном состоянии. Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси. Износ шин - не более 30 %.

7.4.4. При испытаниях должны определяться следующие геометрические параметры:

а) габаритные размеры АШ (длина, ширина, высота);

б) дорожный просвет;

в) передний и задний углы свеса;

г) размеры сидений боевого расчета, высота расположения подножек.

7.4.5. Погрешность измерений основных наружных размеров, допуски на которые не указаны в конструкторской документации, должны устанавливаться согласно обязательному приложению Г.

7.4.6. Значения измеряемых параметров должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на конкретный тип АШ.

7.4.7. Результаты измерений должны заноситься в протокол испытаний АШ (приложение Д). В протоколе следует указывать, к какому из агрегатов относится низшая точка при замере дорожного просвета.

 

7.5. Определение угла поперечной устойчивости

 

7.5.1. Определение угла поперечной устойчивости должно проводиться на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытываемый АШ теряет устойчивость не менее чем 50°.

7.5.2. Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие фиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать дальнейшее опрокидывание автомобиля.

Стенд опрокидывания, используемый для испытаний, должен быть аттестован в соответствии с ГОСТ 24555.

7.5.3. Испытания могут проводиться как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. При испытаниях на открытой площадке скорость ветра не должна превышать 5 м/с. Поверхность платформы должна быть сухой, свободной от грязи и льда.

7.5.4. АШ должен быть установлен на платформе стенда таким образом, чтобы наиболее нагруженный борт АШ располагался с противоположной стороны оси вращения стенда, а его продольная ось и ось вращения стенда были параллельны, с отклонением не более чем на 1,5°.

7.5.5. При испытаниях должен быть включен стояночный тормоз и низшая передача.

7.5.6. Сбоку от колес, относительно которых будет происходить опрокидывание, должны быть установлены опорные брусья высотой от 20 до 22 мм.

7.5.7. Увеличение угла наклона платформы должно проводиться плавно и до тех пор, пока одно из колес не оторвется от платформы. Эту операцию необходимо повторять до тех пор, пока три измерения подряд не будут иметь разницу не более чем 1°.

7.5.8. АШ считается выдержавшим испытания, если значение угла поперечной устойчивости, определенное при испытаниях, будет не менее 30°.

7.5.9. Результаты испытаний должны оформляться протоколом испытаний.

 

7.6. Определение уровня освещенности

 

7.6.1. Проверку эффективности освещения на рабочих местах в салоне и кабине водителя АШ следует проводить в темное время суток.

7.6.2. При определении уровней освещенности в АШ контрольными должны быть точки, расположенные:

а) на рабочем месте водителя на высоте 1 м от уровня пола;

б) в проходе салона на высоте 1 м от уровня пола;

в) на поверхности подножек и ступеней;

г) на расстоянии 0,3 м от лицевых поверхностей электрощитов, пульта управления работой ЭСУ, других приборов и аппаратуры;

д) на высоте 0,3 м от поверхности стола для обслуживания противогазов.

7.6.3. Уровни освещенности в указанных выше контрольных точках должны соответствовать требованиям, изложенным в п. 5.4.7.

7.6.4. Результаты полученных измерений должны оформляться протоколом испытаний.

 

7.7. Определение уровня загазованности в кабине водителя

и в салоне боевого расчета АШ

 

7.7.1. Проверка уровня предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздушной среде кабины и салона АШ должна производиться (при работающем двигателе как во время движения, так и на стоянке) на соответствие требованиям ГОСТ 12.1.005.

 

7.8. Определение внешнего и внутреннего шума

 

7.8.1. Определение внешнего шума АШ при движении и при стационарной работе на привод основного источника питания - в соответствии с ГОСТ 27436, внутреннего - по ГОСТ Р 51616.

7.8.2. Внешний шум от движения АШ следует определять при движении АШ по прямой ровной поверхности с асфальтобетонным покрытием на максимальной скорости, а внешний и внутренний шумы при стационарной работе на привод основного источника питания - в режиме использования 90 % мощности основного источника питания.

7.8.3. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с приложением Д.

 

7.9. Испытания системы отопления салона

 

7.9.1. Испытания следует проводить с учетом того, что система отопления должна обеспечивать в салоне на высоте 1,5 м от пола температуру не менее 15 °С при наружной температуре до минус 40 °С.

7.9.2. Контроль температур на рабочих местах в салоне АШ и в кабине водителя должен производиться в указанном интервале температур наружного воздуха, при скорости движения до 80 км/ч (а также на стоянке).

7.9.3. Указанная температура в салоне должна устанавливаться не более чем через 30 мин после начала движения АШ и поддерживаться при стационарной работе.

7.9.4. Полученные результаты измерения температур должны заноситься в протокол испытаний в соответствии с приложением Д.

 

7.10. Определение уровня вибрации

 

7.10.1. Контроль уровней локальной и общей вибрации должен осуществляться для оценки вибрационной безопасности работы на АШ в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

7.10.2. Для оценки вибрационной нагрузки на оператора точки измерений должны выбираться в местах контакта оператора с вибрирующей поверхностью.

7.10.3. При измерении локальной вибрации с участием оператора вибропреобразователь должен быть установлен на переходном элементе - адаптере (установка вибропреобразователя допускается на резьбовой шпильке, магните, с помощью жесткого хомута).

7.10.4. При измерении общей вибрации вибропреобразователь должен быть установлен в соответствии с ГОСТ 27259 на промежуточном диске, размещенном на сиденье оператора.

7.10.5. Время усреднения (интегрирования) показаний прибора при измерении локальной вибрации должно быть не менее 1 с, а общей вибрации - не менее 10 с.

7.10.6. Измерения должны проводиться непрерывно или через равные промежутки времени (дискретно).

7.10.7. При непрерывном измерении длительность наблюдения должна быть для локальной вибрации не менее 5 мин, а для общей не менее 15 мин.

7.10.8. При разбросе значений числа наблюдений не более чем 1,5 раза (на 3 дБ) в качестве результата измерений должно приниматься максимальное значение.

7.10.9. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом, в котором приводятся следующие сведения:

а) дата и место проведения измерений;

б) объект измерения (наименование, тип, год выпуска АШ, рабочее место);

в) тип измерительной аппаратуры;

г) условия измерений;

д) измеряемые параметры;

е) место установки вибропреобразователя;

ж) принятая система координатных осей и выбранное направление измерений;

з) результаты обработки измерений;

и) заключение о соответствии измеренных параметров вибрации нормируемым значениям.

 

7.11. Определение конструктивной прочности

 

7.11.1. Конструктивная прочность АШ должна проверяться в ходе пробеговых испытаний по дорогам различных категорий. Протяженность пробеговых испытаний должна быть не менее 100 км.

7.11.2. Пробеговые испытания должны проводиться предприятием-изготовителем на стадии предварительных испытаний.

7.11.3. Нарушение целостности конструкции, крепления стационарных и съемных элементов оборудования и аппаратуры АШ, потеря их работоспособности не допускается.

7.11.4. Полученные результаты заносятся в протокол испытаний в соответствии с рекомендуемым приложением Д.

 

7.12. Проверка цветографической схемы, работы специальных

световых и звуковых сигналов

 

7.12.1. Цвета покрытия наружных поверхностей АШ, работоспособность специальных световых и звуковых сигналов должны проверяться по ГОСТ Р 50574.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

 

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ

 

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты.

ГОСТ 12.2.032-78. ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования.

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности.

ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.

ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.

ГОСТ Р 15.201-00. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения.

ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности.

ГОСТ 427-75. Линейки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 2349-75. Устройства тягово-сцепные системы "крюк-петля" автомобильных и тракторных поездов. Основные параметры и размеры. Технические требования.

ГОСТ 5727-88. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия.

ГОСТ 6964-72. Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия.

ГОСТ 7502-89. Рулетки измерительные металлические. Технические условия.

ГОСТ 8769-75. Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.

ГОСТ 12969-67. Таблички для машин и приборов. Технические требования.

ГОСТ 12971-67. Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры.

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

ГОСТ 17822-91. Радиопомехи индустриальные от устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний.

ГОСТ 18099-78. Эмали МЛ-152. Технические условия.

ГОСТ 20774-75. Автобусы. Общие технические требования.

ГОСТ 20961-75. Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия.

ГОСТ 21393-75. Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности.

ГОСТ 21624-81. Система технического обслуживания и ремонта техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий.

ГОСТ 22748-77. Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы испытаний.

ГОСТ 24297-87. Входной контроль продукции. Основные положения.

ГОСТ 24555-81. Система государственных испытаний продукции. Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения.

ГОСТ 25478-91. Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки.

ГОСТ 27259-87. Машины землеройные. Сиденье оператора. Передаваемая вибрация.

ГОСТ Р 51616-2000. Внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 27436-87. Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений.

ГОСТ 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности.

ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности.

ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ).

СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.

Нормы 15-93. Радиопомехи индустриальные. Оборудование и аппаратура, устанавливаемые совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний.

НПБ 180-99. Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство.

Правила безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов.

Типаж пожарных автомобилей на 2001-2005 гг.

Наставление по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России.

Проектирование электросиловых установок пожарных машин. Нормы и правила.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(рекомендуемое)

 

Перечень оборудования, аппаратуры и инструмента, размещаемых на АШ

 

№ п/п

Наименование

Тип

Количество в зависимости от варианта комплектации

Примечания

1

2

3

1

Коротковолновая радиостанция

"Ангара" или аналогичная по диапазону

-

-

1

Поставляется заказчиком

2

КВ-радиостанция мобильная в комплекте

 

-

1

1

Поставляется заказчиком

3

УКВ-радиостанция мобильная (возимая) в комплекте

 

1

1

1

Поставляется заказчиком

4

Радиотелефон сотовой системы связи

 

-

1

1

Поставляется заказчиком

5

Портативный терминал для системы спутниковой связи

 

-

-

1

Поставляется заказчиком

6

Аппарат телефонный полевой

 

2

4

6

 

7

Аппарат телефонный АТС с кнопочным набором и памятью

 

1

1

2

 

8

Катушка с кабелем П-274 М (L = 500 м)

 

1

2

3

 

9

Катушка с телефонным кабелем (L = 300 м)

 

1

2

3

 

10

Коммутатор оперативной связи

 

1

1

1

 

11

Дыхательный аппарат на сжатом воздухе

 

4

5

6

 

12

Разветвительные коробки с подставками КР1, КР2

 

1

2

3

 

13

Подставка для выносных прожекторов

 

1

2

2

 

14

Подставка для выносных громкоговорителей

 

1

2

2

 

15

Усилитель УНЧ (200-300 Вт)

 

1

1

1

 

16

Акустические системы (уличные)

 

1

2

2

 

17

Электромегафон

 

1

2

2

 

18

Компьютер в комплекте с принтером

 

-

-

-

Поставляется заказчиком

19

Радиомодем

 

-

-

1

 

20

Фонарь пожарный носимый

 

3

4

5

 

21

Аккумуляторная батарея

 

1

1

1

Дополнительная

22

Фара противотуманная

 

1

2

2

 

23

Фара-искатель

 

1

2

2

 

24

Лампа настольная автомобильная

 

4

5

6

На V=12 В

25

Радиоприемник автомобильный в комплекте с антенной

 

1

1

1

 

26

Система громкоговорящая сигнальная

 

1

1

1

 

27

Автомобильные электронные часы

 

1

1

1

 

28

Выносной (внешний) источник питания

N = 2 кВт

-

1

1

 

29

Катушка с кабелем

КПГ 3´1,5

L = 50 м

1

2

2

 

30

Прожектор переносной

N = 1500 Вт

1

2

2

 

31

Вентилятор автомобильный

 

1

2

2

 

32

Комплект диэлектрический (ковер, перчатки, боты, ножницы для резки электропроводов)

 

1

1

2

 

33

Шкаф-сейф металлический

Настольный

1

2

2

 

34

Канистра

Алюминиевая на 20 л

1

1

1

 

35

Огнетушитель

ОУ-2

1

2

2

 

36

Огнетушитель

ОУ-5

1

1

1

 

37

Знак аварийной остановки

 

1

1

1

 

38

Топор пожарный

 

1

1

1

 

39

Лопата

 

1

1

1

 

40

Аптечка медицинская

Для оснащения транспортных средств

1

1

1

 

41

Вращающийся стул

 

4

5

6

 

42

Ящик для хранения документации на штабном столе

 

1

1

1

 

43

Флагшток с фонарем выносного стола

 

1

1

1

 

44

Выносной штабной стол с арматурой

 

1

1

1

 

45

Кабель выносного стола

 

1

1

1

 

46

Колодки противооткатные

 

2

2

2

 

47

Магнитофон и блок сопряжения с каналами связи

 

1

1

1

 

48

Инвертор (преобразователь)

 

-

1

1

Мощность,

N = 1 кВт

 

 

1
2
3
4
5
текст целиком

 

Краткое содержание:

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

FIRE ENGINEERING. COMMAND VEHICLE. GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.

TEST METHODS

НПБ 311-2002

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.2. Составные части АШ

5.3. Требования к базовым шасси

5.4. Требования к кабине водителя

5.5. Требования к салону

5.6. Требования к комплектации АШ и размещению СИЗОД

5.7. Требования к внешним источникам питания, приемникам электроэнергии,

разветвительным коробкам, кабельным катушкам и электробезопасности

Таблица 1

5.8. Требования к средствам связи

5.9. Требования к средствам радиосвязи

5.10. Требования к средствам проводной телефонной связи

5.11. Требования к аппаратуре звукоусиления и звукозаписи

5.12. Требования к средствам вычислительной техники

5.13. Требования к выносному штабному столу

5.14. Конструктивные требования к АШ

5.15. Маркировка

5.16. Комплектность

5.17. Требования по электробезопасности

6. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

6.1. Общие требования

6.2. Предварительные испытания

6.3. Приемочные и квалификационные испытания

6.4. Сертификационные испытания

6.5. Предъявительские испытания

6.6. Приемосдаточные испытания

6.7. Периодические испытания

6.8. Типовые испытания

6.9. Эксплуатационные испытания

6.10. Специальные испытания

7.1. Условия испытаний

7.2. Внешний осмотр

7.3. Определение показателей массы

7.4. Определение геометрических параметров

7.5. Определение угла поперечной устойчивости

7.6. Определение уровня освещенности

7.7. Определение уровня загазованности в кабине водителя

и в салоне боевого расчета АШ

7.8. Определение внешнего и внутреннего шума

7.9. Испытания системы отопления салона

7.10. Определение уровня вибрации

7.11. Определение конструктивной прочности

7.12. Проверка цветографической схемы, работы специальных

световых и звуковых сигналов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Перечень оборудования, аппаратуры и инструмента, размещаемых на АШ

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Перечень технических требований при проведении предварительных

и приемочных испытаний АШ

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Максимально допустимые значения погрешностей измерения

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Протокол испытаний пожарного штабного автомобиля

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Перечень технических требований при сертификации АШ для выдачи

"Одобрения типа транспортного средства" сроком действия 1 и 3 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

6. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

7. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Рейтинг@Mail.ru