Ведомственная пожарная охрана МВД. 
Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2005 Ведомственная пожарная охрана МВД. 
Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2005

Ведомственная пожарная охрана МВД. Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2005

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Наставления ->  Ведомственная пожарная охрана МВД -> текст целиком
 

Ведомственная пожарная охрана МВД. Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2005

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 24 марта 2005 г. № 205

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В целях совершенствования деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России:

2.1. Организовать изучение настоящего Приказа с личным составом подразделений органов внутренних дел в части касающейся.

2.2. Обеспечить организацию оперативно-служебной деятельности должностных лиц и подразделений ведомственной пожарной охраны МВД России в соответствии с требованиями настоящего Наставления.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

 

Министр,

генерал-полковник милиции

Р. НУРГАЛИЕВ

 

 

Приложение

к Приказу МВД России

от 24 марта 2005 г. № 205

 

НАСТАВЛЕНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

I. Общие положения

 

1. Наставление по организации деятельности ведомственной пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации1 разработано в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации2 и определяет порядок организации и осуществления должностными лицами ведомственной пожарной охраны МВД России3 ведомственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах системы МВД России4.

_____________________

1 Далее - "Наставление".

2 Далее - "МВД России".

3 Далее - "ВПО МВД России".

4 Далее - "подведомственные объекты".

 

2. Основные понятия (термины), применяемые в настоящем Наставлении:

ведомственная пожарная охрана - совокупность подразделений, создаваемых МВД России в установленном порядке для осуществления деятельности в области пожарной безопасности на подведомственных объектах;

должностное лицо ведомственной пожарной охраны - лицо, наделенное в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением полномочиями по осуществлению ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах;

ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах и принятия мер по результатам проверки;

подведомственный объект - имущественный комплекс (или его части), включающий территорию, здания, сооружения, помещения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия;

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

проверка противопожарного состояния подведомственного объекта - деятельность ВПО МВД России по осуществлению на подведомственных объектах комплекса организационных и технических мер, направленных на обеспечение безопасности людей, предупреждение пожаров и создание условий для их успешного тушения; 

предписание ВПО МВД России - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный должностным лицом ВПО МВД России и направленный (врученный) руководителю (начальнику) подведомственного объекта, содержащий мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

3. В своей деятельности ВПО МВД России руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О пожарной безопасности"1, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

_____________________

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 19, ст. 1839, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607.

 

4. Деятельность ВПО МВД России координируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности.

5. Взаимодействие ВПО МВД России с Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, межведомственными нормативными правовыми актами.

 

II. Основные направления и порядок организации ведомственного пожарного надзора

 

6. Основными направлениями осуществления ведомственного пожарного надзора является контроль за:

соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов;

соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение)1, капитальном ремонте подведомственных объектов;

соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов.

7. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок противопожарного состояния2, проводимых должностными лицами ВПО МВД России.

_____________________

1 Далее - "строительство".

2 Далее - "проверки".

 

7.1. Проверки проводятся на основании соответствующего распоряжения (приказа), руководителя (начальника), наделенного полномочиями по принятию решения о проведении проверок. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным в установленном порядке.

7.2. Продолжительность проверок устанавливается руководителем (начальником), принявшим решение на проведение проверки.

7.3. Проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные.

7.4. Детальная проверка - форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, оценке состояния и результатов деятельности подразделений в области пожарной безопасности, выработке мер по повышению ее эффективности.

7.5. Контрольная проверка - форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе детальной проверки. Периодичность контрольных проверок устанавливается соответствующим начальником подразделения ВПО МВД России с учетом анализа обстановки с пожарами и их последствиями, противопожарным состоянием подведомственных объектов.

7.6. Внеплановые проверки проводятся должностными лицами подразделений ВПО МВД России в случаях:

получения информации о происшедшем пожаре, наличии нарушений правил пожарной безопасности, способных привести к возникновению пожара либо создающих угрозу безопасности людей;

осложнения оперативной обстановки с пожарами;

ухудшения основных показателей работы подразделения ВПО МВД России.

7.7. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя (начальника), наделенного соответствующими полномочиями.

7.8. Для организации осуществления ведомственного пожарного надзора в подразделениях ВПО МВД России составляется список подведомственных объектов (Приложение № 1).

7.9. В соответствии со списком объектов составляются и ведутся:

перечень зданий и сооружений с низкой устойчивостью при пожаре (Приложение № 2). Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно;

перечень объектов строительства и капитального ремонта (Приложение № 3). Периодичность проведения детальных проверок объектов устанавливается в зависимости от сложности объектов, с учетом календарных планов выполнения работ, сроков и темпов их проведения. Проверки указанных объектов следует, как правило, проводить в дни авторского надзора проектной организации совместно с представителями других надзорных органов, но не реже одного раза в полугодие.

7.10. При проведении проверок особое внимание должно уделяться объектам с массовым пребыванием людей (гостиницы, общежития, учебные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения), объектам с наличием больших объемов хранения материальных ценностей (склады, базы), а также автотранспортным хозяйствам. Данные объекты закрепляются для осуществления надзора за наиболее подготовленными должностными лицами ВПО МВД России. Детальные проверки противопожарного состояния указанных объектов проводятся ежегодно.

7.11. Периодичность детальных проверок объектов, не указанных в подпунктах 7.9 и 7.10 настоящего Наставления, проводится один раз в два года.

7.12. Проверки проводятся должностными лицами ВПО МВД России с участием руководителей объекта или выделенных ими представителей.

7.13. Руководитель объекта (лицо, его замещающее) должен быть заблаговременно уведомлен о дате проведения проверки.

7.14. В ходе проведения проверок или после их завершения с сотрудниками, федеральными государственными служащими, работниками подразделений системы МВД России1 на объекте организуются и проводятся пожарно-тактические учения (занятия) с отработкой практических навыков по эвакуации людей, имущества, служебной документации при пожаре.

_____________________

1 Далее - "сотрудники (работники)".

 

7.15. Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера, выявленные в ходе проверки, а также устранение которых не требует финансовых затрат, должны устраняться непосредственно в ходе проверки.

7.16. При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ1. Данное право осуществляется вынесением должностным лицом ВПО МВД России постановления о приостановке работы организации (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельного вида работ2 по установленной форме, которое регистрируется в Журнале учета постановлений (Приложение № 4).

_____________________

1 Статья 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

2 Далее - "постановление".

 

7.17. Решение о приостановке принимается должностным лицом ВПО МВД России в пределах его компетенции.

7.18. Должностное лицо ВПО МВД России, не имеющее полномочий по вынесению постановления, должно в кратчайшие сроки проинформировать вышестоящее должностное лицо ВПО МВД России для принятия им решения.

7.19. Постановление оформляется в двух экземплярах и регистрируется в Журнале учета постановлений, один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту в подразделении ВПО МВД России.

7.20. В постановлении указываются только нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно создающие угрозу возникновения пожара и безопасности людей.

7.21. При определении должностным лицом ВПО МВД России, вынесшим постановление, срока приведения его в исполнение необходимо исходить из характера выявленных нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей, и возможности приступить к их устранению немедленно. За ходом устранения нарушений со стороны должностных лиц ВПО МВД России устанавливается контроль.

7.22. В случае невозможности приступить к устранению указанных нарушений непосредственно после вынесения постановления либо неустранение их в срок, указанный в постановлении, оно приводится в исполнение немедленно, о чем составляется протокол о приведении в исполнение постановления о приостановке работы предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, проведения отдельных видов работ1 по установленной форме, один экземпляр которого вручается руководителю (начальнику) объекта, второй хранится в контрольно-наблюдательном деле по объекту.

_____________________

1 Далее - "протокол".

 

7.23. Протокол действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, и внесения в постановление соответствующей записи начальника подразделения ВПО МВД России о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта.

7.24. При готовности должностных лиц объекта приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в постановлении, приведенном в исполнение, руководитель (начальник) объекта письменно обращается к начальнику подразделения ВПО МВД России, должностное лицо которого вынесло постановление, с предложением разрешить приступить к устранению нарушений требований пожарной безопасности на приостановленном объекте с указанием времени, необходимого для устранения нарушений. После чего начальником подразделения ВПО МВД России дается письменное разрешение для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

7.25. Постановление в десятидневный срок со дня вручения может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу ВПО МВД России. Подача жалобы не приостанавливает исполнение постановления.

7.26. При невыполнении руководителем (начальником объекта) постановления должностным лицом ВПО МВД России должны быть приняты меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при строительстве, капитальном ремонте подведомственных объектов осуществляется в ходе проверок указанных объектов, а также в ходе рассмотрения проектной документации.

8.1. Должностные лица ВПО МВД России рассматривают, подготавливают заключения на проектную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями.

8.2. Проектная документация на строительство объекта, разработанная в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами и удостоверенная соответствующей записью ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), рассмотрению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8.3. При рассмотрении представленной документации анализируются:

пожарная опасность объекта;

эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;

возможность спасения людей;

эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;

возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения;

возможность воздействия опасных факторов пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс.

8.4. В компетенцию должностных лиц ВПО МВД России не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.

9. Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию подведомственных объектов осуществляется должностными лицами ВПО МВД России в ходе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию подведомственных объектов1.

_____________________

1 Далее - "комиссия".

 

9.1. Основанием для участия в работе комиссии является письменное распоряжение, приказ соответствующего должностного лица, уполномоченного создавать такую комиссию. Должностные лица ВПО МВД России участвуют в работе комиссии со стороны заказчика.

9.2. Должностное лицо ВПО МВД России при работе в составе комиссии:

проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектной документации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);

проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;

анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;

проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытаний оборудования, систем и установок противопожарной защиты.

9.3. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется должностным лицом ВПО МВД России, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи) объекта.

9.4. По результатам участия в работе комиссии акт подписывается только тем должностным лицом ВПО МВД России, которое является членом комиссии.

9.5. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, должностное лицо ВПО МВД России, участвующее в работе комиссии, письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.

9.6. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством объекта с нарушением требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении должностного лица ВПО МВД России, участвовавшего в работе комиссии, должностное лицо ВПО МВД России должно принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

9.7. Об окончании строительства объекта и приемке его в эксплуатацию в Журнале учета профилактической работы (Приложение № 5) делается соответствующая отметка.

 

III. Полномочия должностных лиц и подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора

 

10. Полномочия подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора устанавливаются нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Наставлением.

11. Центр пожарной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации1 реализует свои полномочия непосредственно и через инспекции пожарной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО, должностных лиц ВПО МВД России подразделений МВД России2.

_____________________

1 Далее - "Центр" или "ЦПБ МВД России".

2 Далее - "территориальные подразделения ВПО МВД России".

 

12. Центр в пределах своей компетенции:

12.1. Осуществляет методическое руководство деятельностью территориальных подразделений ВПО МВД России.

12.2. Осуществляет разработку нормативных правовых актов, нормативных документов по пожарной безопасности, определяющих порядок организации и осуществления должностными лицами ВПО МВД России ведомственного пожарного надзора.

12.3. Ведет учет пожароопасных объектов центрального аппарата МВД России, объектов подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, включая объекты строительства, капитального ремонта.

12.4. Организует и осуществляет в установленном порядке ведомственный пожарный надзор и пожарную охрану на объектах центрального аппарата и объектах подразделений, непосредственно подчиненных МВД России.

12.5. Принимает участие в инспектировании, контрольных проверках и целевых выездах и проводит проверки деятельности территориальных подразделений ВПО МВД России.

12.6. Осуществляет сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора.

12.7. Информирует руководство МВД России о состоянии пожарной безопасности объектов системы МВД России.

12.8. Вносит руководству МВД России предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности.

12.9. Взаимодействует в установленном порядке с ведомственной пожарной охраной других федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств в целях изучения и распространения положительного опыта, новых форм и методов осуществления ведомственного пожарного надзора.

12.10. Взаимодействует с федеральными надзорными органами, а также с органами лицензирования, органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и Системе сертификации ГОСТ Р.

12.11. Выполняет иные функции в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

13. Территориальные подразделения ВПО МВД России в пределах своей компетенции:

13.1. Организуют деятельность должностных лиц ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах, включая планирование и анализ результатов этой деятельности.

13.2. Ведут учет подведомственных объектов, включая объекты строительства, капитального ремонта.

13.3. Определяют периодичность проведения контрольных проверок противопожарного состояния подведомственных объектов.

13.4. Осуществляют ведомственный пожарный надзор на подведомственных объектах в соответствии с настоящим Наставлением.

13.5. Осуществляют сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность должностных лиц ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора.

13.6. Оказывают методическую и практическую помощь пожарно-техническим комиссиям, образованным и осуществляющим свою деятельность на подведомственных объектах.

13.7. Осуществляют взаимодействие со страховыми организациями в области противопожарного страхования подведомственных объектов.

13.8. Вносят предложения в ЦПБ МВД России по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей вопросы осуществления ведомственного пожарного надзора.

13.9. Информируют руководство главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО, подразделений МВД России о противопожарном состоянии подведомственных объектов.

13.10. Вносят руководству главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДТ, ОВДРО, других подразделений МВД России предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности.

13.11. Информируют в установленном порядке ЦПБ МВД России о состоянии работы по осуществлению ведомственного пожарного надзора.

13.12. Взаимодействуют с Государственной противопожарной службой и другими надзорными органами субъектов Российской Федерации в целях обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов.

 

IV. Права и обязанности должностных лиц ВПО МВД России

 

14. Должностные лица ВПО МВД России имеют право:

14.1. Осуществлять разработку ведомственных нормативных актов, нормативных документов по пожарной безопасности, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.2. Осуществлять ведомственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.3. Проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений подведомственных объектов в целях контроля за соблюдением сотрудниками требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14.4. Проверять и оценивать готовность сотрудников к действиям при возникновении чрезвычайных происшествий, связанных с пожарами.

14.5. Входить для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственные объекты в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

14.6. Участвовать с должностными лицами государственного пожарного надзора в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссии по приемке завершенных строительством (реконструкцией) подведомственных объектов.

14.7. Рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других подведомственных объектов при отсутствии норм и правил пожарной безопасности.

14.8. Вручать руководителям (начальникам) подведомственных объектов предписания ВПО МВД России по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

14.9. Участвовать в проведении служебных проверок о нарушениях требований пожарной безопасности, а также в работе комиссий по расследованию причин, условий возникновения пожаров и в выявлении лиц, причастных к их возникновению на подведомственных объектах.

14.10. Запрашивать в установленном порядке от руководителей подведомственных объектов сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях.

14.11. Проверять наличие лицензий у юридических и физических лиц, осуществляющих лицензируемую деятельность в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.

14.12. Консультировать сотрудников по вопросам пожарной безопасности.

14.13. Приостанавливать полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей.

15. Должностные лица ВПО МВД России обязаны:

15.1. Исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами МВД России полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.2. Соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России при осуществлении своих полномочий.

15.3. Организовывать и обеспечивать реализацию мер пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.4. Контролировать на подведомственных объектах выполнение требований пожарной безопасности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности МВД России.

15.5. Знать требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ведомственного пожарного надзора на подведомственных объектах.

15.6. Вести в установленном порядке документы и материалы, отражающие деятельность руководителей и должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах.

15.7. Знать и анализировать состояние пожарной безопасности подведомственных объектов.

15.8. Учитывать потенциальную опасность выявленных нарушений для жизни, здоровья сотрудников (работников), имущества, при определении мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного пожарного надзора.

15.9. Выезжать в установленном порядке на пожары, происшедшие на подведомственных объектах, принимать участие в определении причин и условий, а также в выявлении лиц, причастных к их возникновению.

15.10. Знакомить с материалами по результатам проверки руководителя (лицо, его замещающее) подведомственного объекта.

15.11. Контролировать работоспособность систем противопожарной защиты (установки пожаротушения и пожарной сигнализации, системы противопожарного водоснабжения, первичные средства пожаротушения, системы противодымной защиты).

15.12. Содействовать внедрению на подведомственных объектах эффективных, современных систем противопожарной защиты.

15.13. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами, муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраной.

15.14. Содействовать созданию и организации деятельности добровольной пожарной охраны на подведомственных объектах.

15.15. Проводить противопожарную пропаганду в области пожарной безопасности и обучение мерам пожарной безопасности.

15.16. Вести ведомственный учет и анализ проводимой деятельности по контролю за противопожарным состоянием подведомственных объектов.

15.17. Присутствовать при проведении мероприятий по контролю, проводимых должностными лицами государственного пожарного надзора.

15.18. Выполнять другие обязанности в соответствии с должностными инструкциями и функциональными обязанностями.

 

V. Порядок оформления результатов проверки

 

16. Материалы, подготовленные в ходе проверок, оформляются в соответствии с порядком ведения делопроизводства, установленного нормативными правовыми актами МВД России.

17. По завершении проверки должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, готовятся документы:

по результатам детальной проверки - предписание ВПО МВД России по установленной форме;

по результатам контрольной проверки - в предписании ВПО МВД России по результатам детальной проверки делаются соответствующие отметки о выполнении или невыполнении противопожарных мероприятий, предложенных ранее к исполнению. Результаты проверки в установленном порядке доводятся до руководителя (начальника) проверяемого объекта. При выявлении в ходе контрольной проверки новых нарушений требований пожарной безопасности в установленном порядке составляется и вручается руководителю (начальнику) проверяемого объекта дополнение к предписанию ВПО МВД России по установленной форме. В случаях выявления невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных для исполнения предписаниями ВПО МВД России, должностное лицо ВПО МВД России в пределах своих полномочий должно принять меры, направленные на привлечение в установленном порядке лиц, допустивших нарушения к ответственности;

по результатам внеплановой проверки - в течение 3 дней после ее окончания готовится докладная записка на имя руководителя (начальника), принявшего решение о проведении проверки. В ней кратко отражаются результаты проверки, выводы и предложения. В необходимых случаях к докладной записке может прилагаться развернутая справка о результатах внеплановой проверки.

18. В предписание ВПО МВД России включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленных для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы в области пожарной безопасности с указанием их полного наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.

19. На существующие здания, сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий, сооружений может привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

20. При изменении функционального назначения существующих объектов, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены дополнительные мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий, сооружений.

21. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, и согласовываются с руководителем (начальником) проверяемого объекта. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни и здоровья людей.

22. Предписание ВПО МВД России (дополнение к предписанию) составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предписания в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю (начальнику) проверенного объекта под расписку либо направляется почтой. Второй экземпляр хранится в контрольно-наблюдательном деле подразделения ВПО МВД России.

22.1. Допускается составление и вручение предписания как в ходе, так и после завершения проверки непосредственно на объекте.

22.2. Предписание (дополнение к предписанию) регистрируется в Журнале учета предписаний подразделения ВПО МВД России установленного образца (Приложение № 6).

23. О проведенных проверках (детальных, контрольных, внеплановых) должностным лицом ВПО МВД России, проводившим проверку, делаются соответствующие отметки в Журнале профилактической работы. Допускается ведение указанного Журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала.

24. На каждый объект, в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело (Приложение № 7). Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий, сооружений, в которых располагается одно подразделение, и на несколько подразделений, размещенных в одном здании. В контрольно-наблюдательном деле концентрируются: предписания, постановления, протоколы ВПО МВД России, распоряжения, приказы, информация о пожарах и другие материалы, отражающие состояние пожарной безопасности объекта за 5 лет.

 

VI. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора должностными лицами центра пожарной безопасности МВД России

 

25. В целях повышения эффективности ведомственного пожарного надзора работа территориальных подразделений ВПО МВД России должна периодически проверяться.

26. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора производится в ходе инспектирования, контрольных проверок деятельности органов внутренних дел и целевых выездов.

27. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора производится посредством проверки исполнения требований законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных правовых актов МВД России.

28. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

29. В ходе проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления ведомственного пожарного надзора, в том числе:

полнота и законность выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ведомственного пожарного надзора;

качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности;

качество предписаний, оформляемых по результатам проверок, и эффективность контроля за выполнением предложенных мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

динамика оперативной обстановки с пожарами и их последствиями;

качество анализа результатов работы по осуществлению ведомственного пожарного надзора и противопожарного состояния, действенность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности подведомственных объектов;

полнота использования полномочий, предоставленных органам ВПО МВД России;

порядок приостановки работы учреждений (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ;

наличие и порядок ведения служебной документации;

взаимодействие должностных лиц и подразделений ВПО МВД России с другими надзорными и контрольными органами.

30. В ходе осуществления контроля за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора, должностными лицами Центра проводятся выборочные проверки противопожарного состояния объектов, проверяемого органа внутренних дел.

31. Одной из форм ведомственного контроля за устранением ранее выявленных недостатков являются контрольные проверки, осуществляемые должностными лицами Центра с выездом в органы и подразделения внутренних дел в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

32. Контрольной проверке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительную оценку и поставленные на особый контроль по направлению деятельности "пожарная безопасность", а также органы внутренних дел, допустившие ухудшение результатов в указанной области деятельности.

33. Целевые выезды осуществляются должностными лицами Центра в порядке, установленном МВД России:

для оказания практической помощи территориальным подразделениям ВПО МВД России по отдельным направлениям деятельности;

при возникновении чрезвычайных происшествий (пожаров) для участия в работе комиссий по установлению причины возникновения пожара, виновных лиц и условий, способствующих его возникновению;

в иных случаях, требующих неотложного реагирования.

34. Должностные лица ЦПБ МВД России при проверках обязаны оказывать практическую помощь территориальным подразделениям ВПО МВД России по организации и осуществлению возложенных на них задач и функций.

35. Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, установленном МВД России.

 

VII. Планирование, учет, анализ работы и организация контроля в подразделениях ВПО МВД России

 

36. Деятельность подразделений ВПО МВД России осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в подразделениях органов внутренних дел в порядке, установленном МВД России.

37. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе настоящего Наставления, анализа обстановки с пожарами, состояния пожарной безопасности подведомственных объектов, а также сезонных и местных условий.

Планируемые мероприятия должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, касающихся задач и функций ВПО МВД России, быть целенаправленными, четко сформулированными, максимально конкретизированными, обеспечены финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами, иметь установленные сроки выполнения и ответственных исполнителей.

38. План на очередной период должен разрабатываться с учетом результатов выполнения предыдущего плана, включать в себя незавершенные или перенесенные по срокам исполнения мероприятия, определять приоритетные цели и задачи.

К плану прилагается График проверок противопожарного состояния подведомственных объектов на планируемый период.

39. Для каждого должностного лица ВПО МВД России разрабатываются и утверждаются в установленном порядке должностные обязанности с учетом его специализации в соответствии с основными направлениями деятельности подразделения ВПО МВД России.

40. Все обслуживаемые объекты подлежат учету в Журнале профилактической работы и закрепляются за должностными лицами ВПО МВД России, начальником подразделения ВПО МВД России. Закрепление обслуживаемых объектов оформляется документально, приложением к должностным обязанностям.

41. Результаты надзорной деятельности должны учитываться и анализироваться в подразделениях для последующего их использования в целях совершенствования организации и осуществления деятельности подразделений ВПО МВД России.

42. Анализ результатов деятельности подразделений системы ВПО МВД России является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.

42.1. Анализ деятельности по осуществлению ведомственного пожарного надзора проводится в подразделениях ВПО МВД России ежегодно, включая следующие направления:

статистика пожаров;

профилактическая работа;

состояние работы по оборудованию подведомственных объектов установками автоматической противопожарной защиты;

состояние работы с кадрами.

42.2. Анализ проводится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами. Анализ должен проводиться с учетом климатических, экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, совершенствование работы подразделений ВПО МВД России, повышение пожарной безопасности подведомственных объектов.

43. Должностные лица ВПО МВД России систематически изучают крупные и характерные пожары, разрабатывают и вносят в установленном порядке предложения для включения в ведомственные нормативные правовые акты и нормативные документы по пожарной безопасности.

44. Организация полной, точной и своевременной реализации планов возлагается на соответствующего руководителя подразделения ВПО МВД России.

45. Организация контроля за выполнением планируемых мероприятий должна носить системный характер, включающий в себя:

периодический сбор, обобщение и анализ информации о ходе и состоянии выполнения плановых мероприятий;

заслушивание отчетов исполнителей;

осуществление проверки фактического выполнения плановых мероприятий;

подготовка по результатам работы за планируемый период документов для доклада руководству;

подведение итогов работы за планируемый период.

46. Ход выполнения плана рассматривается руководителем (лицом, исполняющим его обязанности), утвердившим соответствующий план.


Приложение № 1

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________

(руководитель органа внутренних дел)

 

СПИСОК

подведомственных объектов

______________________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

 

п/п

Наименование, назначение, адрес объекта

Год постройки

Степень огнестойкости, этажность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Наличие требуемых систем

АУПТ1

АУПС2

СОУЭ3

Внутренний противопожарный водопровод

5

6

7

8

 

 

 

 

 

Начальник ИПБ __________________________________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

_______________________

 

______________________________

(звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

________________ 200_ г.

_____________________

1 Автоматическая установка пожаротушения.

2 Автоматическая установка пожарной сигнализации.

3 Система оповещения и управления эвакуацией.

 

 

Приложение № 2

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________

(руководитель органа внутренних дел)

 

ПЕРЕЧЕНЬ

зданий и сооружений ______________________________________,

(наименование органа внутренних дел)

имеющих низкую устойчивость при пожаре

 

п/п

Наименование ОВД, адрес

Год постройки

Степень огнестойкости

Этажность

Примечание

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Начальник ИПБ __________________________________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

_______________________

 

______________________________

(звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

________________ 200_ г.

 

 

Приложение № 3

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________

(руководитель органа внутренних дел)

 

ПЕРЕЧЕНЬ

объектов строительства, капитального ремонта

_________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

 

п/п

Наименование (назначение) объекта

Адрес

Вид выполняемых работ

Сроки проведения

Примечание

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Начальник ИПБ __________________________________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

_______________________

 

______________________________

(звание)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

________________ 200_ г.

 

 

Приложение № 4

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

ЖУРНАЛ

учета постановлений о приостановке работы организации (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельного вида работ

___________________________________________________

(наименование подразделения ВПО МВД России)

 

п/п

Адрес объекта

Что приостановлено (запрещена эксплуатация), № постановления и кем вынесено

Кому и когда вручено постановление

Дата приведения постановления в исполнение

Кем и когда вынесено решение о разрешении эксплуатации

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 


Приложение № 5

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

ЖУРНАЛ

учета профилактической работы

 

Раздел I. Характеристика объектов

 

1. Общее количество объектов _____________________________________________________

в том числе:

1.1. Административные здания _____________________________________________________

1.2. Культурно-зрелищные здания __________________________________________________

1.3. Лечебно-профилактические учреждения _________________________________________

1.4. Учебные заведения ___________________________________________________________

1.5. Гостиницы, общежития _______________________________________________________

1.6. Жилые дома _________________________________________________________________

1.7. Производственные здания _____________________________________________________

1.8. Базы, склады _________________________________________________________________

1.9. Предприятия торговли, питания ________________________________________________

1.10. Строящиеся объекты _________________________________________________________

1.11. Гаражи, автостоянки _________________________________________________________

1.12. Территория объектов _________________________________________________________

1.13. Прочие объекты _____________________________________________________________

 

Раздел II. Учет объектов

 

п/п

Наименование, адрес объекта

Ф.И.О. проверяющего

Дата и вид проверки

Результат проверки (предписание, справка, рапорт)

20__ г.

20__ г.

20__ г.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Раздел II Журнала заполняется в последовательности, указанной в разделе I, в соответствии с назначением объекта.

 

 

Приложение № 6

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

ЖУРНАЛ

учета предписаний ведомственной пожарной охраны МВД России

__________________________________________________________

(наименование подразделения ВПО МВД России)

 

п/п

Номер предписания, дата выдачи

Кем выдано предписание

Наименование объекта

Дата вручения

Вид проверки (Д, К, В)

Где хранится (№ КНД)

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 7

к Наставлению

по организации деятельности

ведомственной пожарной охраны

Министерства внутренних дел

Российской Федерации

 

ОБРАЗЕЦ

оформления титульного листа контрольно-наблюдательного дела

 

Формат листа А4

 

 

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

____________________________________________________

(подразделение ВПО МВД России)

 

 

КОНТРОЛЬНО-НАБЛЮДАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО №

____________________________________________________

(указывается наименование объекта)

 

 

Начато "__" __________ 20__ г.

Окончено "__" __________ 20__ г.

 

 

 

Краткое содержание:

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. НУРГАЛИЕВ

НАСТАВЛЕНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

II. Основные направления и порядок организации ведомственного пожарного надзора

III. Полномочия должностных лиц и подразделений ВПО МВД России по осуществлению ведомственного пожарного надзора

IV. Права и обязанности должностных лиц ВПО МВД России

V. Порядок оформления результатов проверки

VI. Контроль за организацией и осуществлением ведомственного пожарного надзора должностными лицами центра пожарной безопасности МВД России

VII. Планирование, учет, анализ работы и организация контроля в подразделениях ВПО МВД России

УТВЕРЖДАЮ

СПИСОК

подведомственных объектов

УТВЕРЖДАЮ

ПЕРЕЧЕНЬ

зданий и сооружений ______________________________________,

имеющих низкую устойчивость при пожаре

УТВЕРЖДАЮ

ПЕРЕЧЕНЬ

объектов строительства, капитального ремонта

ЖУРНАЛ

учета постановлений о приостановке работы организации (отдельного производства), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельного вида работ

ЖУРНАЛ

учета профилактической работы

ЖУРНАЛ

учета предписаний ведомственной пожарной охраны МВД России

ОБРАЗЕЦ

оформления титульного листа контрольно-наблюдательного дела

Рейтинг@Mail.ru