ГОСТ Р 41.34-2001 
2 установки, методы испытания и измерительные приборы. 2.1 место проведения... ГОСТ Р 41.34-2001 
2 установки, методы испытания и измерительные приборы. 2.1 место проведения...

ГОСТ Р 41.34-2001 => 2 установки, методы испытания и измерительные приборы. 2.1 место проведения испытания. 2.2 ударный элемент. 2.3...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Гост. безопасность, гост пожарная техника, гост прочие ->  ГОСТ Р 41.34-2001 -> 
1
2
текст целиком
 

2 Установки, методы испытания и измерительные приборы

 

2.1 Место проведения испытания

Место, где проводят испытание, должно иметь достаточную площадь для размещения системы приведения в движение ударного элемента, для перемещения ударяемого транспортного средства и установки необходимого для проведения испытаний оборудования. Участок, где происходит удар и перемещение ударяемого транспортного средства, должен быть горизонтальным, ровным и иметь коэффициент трения не менее 0,5 м.

2.2 Ударный элемент

2.2.1 Ударный элемент должен быть выполнен из стали и иметь жесткую конструкцию.

2.2.2 Ударная поверхность должна быть плоской, иметь ширину не менее 2500 мм, высоту 800 мм, а радиусы закругления ее краев должны составлять от 40 до 50 мм. Она должна быть покрыта фанерой толщиной 2 см.

2.2.3 В момент удара должны соблюдаться следующие условия.

2.2.3.1 Ударная поверхность должна быть вертикальной и перпендикулярной среднему продольному сечению ударяемого транспортного средства.

2.2.3.2 Направление движения ударного элемента должно быть практически горизонтальным и параллельным среднему продольному сечению ударяемого транспортного средства.

2.2.3.3 Максимально допускаемое боковое отклонение между вертикальной линией, проходящей через центр поверхности ударного элемента, и средним продольным сечением ударяемого транспортного средства должно составлять 300 мм. Кроме того, ударная поверхность должна охватывать всю ширину ударяемого транспортного средства.

2.2.3.4 Расстояние от нижнего края ударной поверхности до грунта должно быть (175±25) мм.

2.3 Перемещение ударного элемента

Ударный элемент может либо устанавливаться на тележке (подвижное препятствие), либо быть частью маятника.

2.4 Специальные положения, применяющиеся в случае использования подвижного препятствия

2.4.1 Если ударный элемент крепят на тележке (подвижное препятствие) при помощи удерживающего элемента, последний должен быть жестким и недеформируемым в момент удара; эта тележка должна иметь возможность свободно перемещаться в момент удара и не подвергаться после этого воздействию перемещающего устройства.

2.4.2 Скорость удара должна составлять от 35 до 38 км/ч.

2.4.3 Общая масса тележки и ударного элемента должна составлять (1100±20) кг.

2.5 Специальные положения, применяемые в случае использования маятника

2.5.1 Расстояние между центром ударной поверхности и осью вращения маятника должно составлять не менее 5 м.

2.5.2 Ударный элемент должен свободно подвешиваться при помощи жестких подвесок, жестко прикрепленных к нему. Образованный таким образом маятник должен быть в момент удара практически недеформируемым.

2.5.3 Во избежание повторного удара ударного элемента по испытуемому транспортному средству в маятник должно быть встроено остановочное устройство.

2.5.4 В момент удара скорость в центре удара маятника должна составлять от 35 до 38 км/ч.

2.5.5 Приведенная масса тг в центре удара маятника определяется в функции от общей массы m, расстояния а1) между центром удара и осью вращения и расстояния l между центром тяжести и осью вращения по формуле

.

2.5.6 Приведенная масса тг должна составлять (1100±20) кг.

____________

1) Следует отметить, что расстояние а равно длине маятника, синхронного рассматриваемому маятнику.

 

2.6 Общие положения, касающиеся массы и скорости ударного элемента

Если испытание проводилось со скоростью удара, превышающей предусмотренную в 2.4.2 или 2.5.4, и/или с массой, превышающей предписанную в 2.4.3 или 2.5.6, и если транспортное средство удовлетворяет при этом предъявляемым требованиям, результаты испытания считают удовлетворительными.

2.7 Состояние транспортного средства при испытании

2.7.1 Испытуемое транспортное средство должно либо иметь все элементы и нормальное оборудование, включенные в его порожнюю массу в снаряженном состоянии, либо находиться: в состоянии, удовлетворяющем данному предписанию в отношении элементов и оборудования, связанных с опасностью возникновения пожара.

2.7.2 Топливный бак должен быть заполнен не менее чем на 90 % своей емкости либо топливом, либо невоспламеняющейся жидкостью, плотность и вязкость которой близки к плотности и вязкости обычно используемого топлива. Все другие жидкостные системы (резервуар тормозной жидкости, радиатор и т. д.) могут быть порожними.

2.7.3 Одна из передач может быть включена, и транспортное средство может быть заторможено.

2.7.4 При наличии соответствующего запроса предприятия-изготовителя допускаются следующие отклонения от положений 2.7.1 и 2.7.3.

2.7.4.1 Техническая служба, уполномоченная проводить испытания, может разрешить использование для испытаний, предусмотренных настоящими Правилами, транспортное средство, которое уже использовалось для испытаний, предписываемых другими Правилами (включая испытания, которые могут затрагивать его конструкцию).

2.7.4.2 Транспортное средство может загружаться в пределах 10 % от своей порожней массы в снаряженном состоянии дополнительными массами, жестко прикрепляемыми к конструкции таким образом, чтобы не оказывать влияния на поведение конструкции кабины в ходе испытания.

2.8 Измерительная аппаратура

Аппаратура, используемая для записи скорости, указанной в 2.4.2 и 2.5.4, должна давать показания с точностью до 1 %.

 

3 Эквивалентные методы испытаний

 

3.1 Эквивалентные методы испытаний допускаются, если при этом соблюдаются условия, предусмотренные настоящими Правилами, либо полностью с помощью альтернативного метода испытания, либо путем расчетов на основе результатов заменяющего испытания.

3.2 При использовании метода, отличающегося от описанного в разделе 2, его эквивалентность должна быть доказана.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(обязательное)

 

Испытания пластмассовых топливных баков

 

1 Испытание на удар

 

1.1 Топливный бак заполняют до расчетной емкости водно-гликолевой смесью или другой жидкостью с низкой температурой замерзания, которая не меняет свойств материала бака, и подвергают затем испытанию на прокол.

1.2 Во время этого испытания температура бака должна быть минус (40±2) °С.

1.3 Для испытания применяют маятниковое ударное испытательное приспособление. Ударный элемент должен быть стальным и иметь форму пирамиды с равносторонними треугольными гранями и квадратным основанием. Вершина и ребра пирамиды должны иметь закругления радиусом 3 мм. Центр удара маятника совпадает с центром тяжести пирамиды; расстояние по оси вращения маятника равно 1 м. Общая масса маятника, приведенная к его центру удара, должна составлять 15 кг. Энергия маятника в момент удара должна составлять не менее 30 Н·м (3,1 кг·м) или должна быть по возможности приближенной к этому значению.

1.4 Испытания проводят в точках бака, которые считают уязвимыми. Уязвимыми считают точки, наиболее выдвинутые или наименее прочные, в зависимости от формы бака и/или от его установки на транспортном средстве. Точки, выбранные лабораториями для испытания, должны быть указаны в протоколе испытания.

1.5 Во время испытания бак поддерживают на месте приспособлениями, расположенными на стороне или сторонах, противоположных поверхности удара. В результате испытания не должно быть утечки.

1.6 По усмотрению предприятия-изготовителя все испытания на удар могут проводиться на одном и том же баке или по отдельности на различных баках.

 

2 Механическая прочность

 

Топливный бак испытывают на герметичность и сопротивление деформации в условиях, предусмотренных в 6.1 настоящих Правил. В качестве испытательной жидкости используют воду при температуре 53 °С для заполнения бака до расчетной емкости. В течение 5 ч относительное внутреннее давление должно составлять 0,3 бар (0,3 кгс/см2) при температуре (53±2) °С. Во время испытания бак не должен иметь ни течи, ни разрыва корпуса, однако может иметь место постоянная деформация.

 

3 Топливопроницаемость

 

3.1 Для испытания на топливопроницаемость в качестве испытательного топлива используют либо исходное топливо, указанное в приложении 7 к Правилам № 15, либо коммерческое топливо высшего качества.

3.2 Перед испытанием бак наполняют испытательным топливом на 50 % расчетной емкости и выдерживают, не герметически закрытым, при окружающей температуре (40±2) °С до тех пор, пока потеря массы на единицу времени не станет постоянной, но не более четырех недель (время предварительного выдерживания).

3.3 Затем бак опорожняют и вновь заполняют испытательным топливом на 50 % расчетной емкости. После этого его герметически закрывают и выдерживают при температуре (40±2) °С. Когда содержимое бака достигает температуры испытания, производят компенсацию давления. При последующем периоде испытания длительностью восемь недель определяют потерю массы, обусловленную диффузией в течение испытательного периода. Допускается средняя максимальная потеря массы топлива 20 г за 24 ч испытательного времени.

3.4 Если диффузионная потеря превышает значение, указанное в 3.3, проводят вновь испытание согласно 3.3 на том же баке для определения диффузионной потери при (23±2) °С, но при аналогичных остальных условиях.

Измеренная таким образом потеря не должна превышать 10 г за 24 ч.

 

4 Устойчивость к воздействию топлива

 

После испытания, упомянутого в разделе 3, топливный бак должен все еще отвечать требованиям, изложенным в разделах 1 и 2.

 

5 Огнестойкость

 

Топливный бак подвергают следующему испытанию.

5.1 В течение 2 мин бак, закрепленный таким же способом, как на транспортном средстве, должен находиться в контакте с пламенем, и в нем не должно наблюдаться никакой утечки топлива.

5.2 Проводят три испытания на различных баках. При каждом испытании бак устанавливают на испытательном стенде, по возможности точно воспроизводящем условия его установки на транспортном средстве. Система крепления бака на устройстве должна соответствовать системе крепления, предусмотренной на транспортном средстве. Должны учитываться части транспортного средства, защищающие бак от контакта с пламенем или влияющие каким-либо образом на его огнестойкость, а также надлежащие части, установленные на баке, и пробки. Во время испытания все отверстия должны быть закрыты, но вентиляционные системы должны функционировать. Непосредственно перед испытанием топливный бак заполняют предписанным топливом на 50 % его расчетной емкости.

5.3 Пламя, которое будет распространяться на топливный бак, должно получаться при сгорании в поддоне коммерческого топлива для бензиновых двигателей (в дальнейшем называемого «топливом»). Количество топлива в поддоне должно быть достаточным для обеспечения горения в течение не менее 5 мин при свободных условиях сгорания1).

____________

1) Испытания показали, что для этой цели необходимо 15 л на 1 м2 поверхности поддона.

 

5.4 Размеры поддона должны выбираться таким образом, чтобы позволить охват пламенем боковых сторон топливного бака. Длина и ширина поддона должны поэтому превышать проекцию бака на горизонтальную плоскость по крайней мере на 20 см, но не более чем на 50 см. Боковые стенки поддона не должны возвышаться над уровнем топлива более чем на 8 см.

5.5 Наполненный топливом поддон размещают под топливным баком таким образом, чтобы расстояние между уровнем топлива и дном бака было равно конструктивной высоте установки бака на порожнем транспортном средстве в снаряженном состоянии (см. 2.5 настоящих Правил). Должна обеспечиваться возможность свободного перемещения поддона.

5.6 Во время испытания по фазе С поддон покрывают решеткой, размещенной на высоте (3±1) см над уровнем топлива. Решетку изготавливают из огнестойкого материала в соответствии с предписаниями приложения 2. Кирпичи укладывают без промежутков и поддерживают над топливным поддоном таким образом, чтобы отверстия в кирпичах не были закрыты. Длина и ширина решетки должны быть на 2-4 см меньше внутренних размеров поддона для того, чтобы между решеткой и стенкой поддона оставался зазор 1-2 см для вентиляции.

5.7 Если испытание проводят на открытом воздухе, то должна обеспечиваться соответствующая защита от ветра, скорость которого на уровне топливного поддона не должна превышать 2,5 км/ч. Перед началом испытания крышка решетки должна предварительно нагреваться до (35±5) °С. Огнеупорные кирпичи можно смачивать для того, чтобы обеспечить одинаковые условия для каждого последующего испытания.

5.8 Испытание состоит из четырех фаз (см. дополнение 1).

5.8.1 Фаза А - предварительный подогрев (рисунок 1).

Топливо в поддоне поджигают на расстоянии не менее 3 м от подвергаемого испытанию топливного бака. После предварительного подогрева в течение 60 с поддон перемещают под бак.

5.8.2 Фаза В - свободный контакт с пламенем (рисунок 2).

В течение 60 с топливный бак подвергают воздействию пламени при полном горении топлива.

5.8.3 Фаза С - воздействие пламени на некотором расстоянии (рисунок 3).

Непосредственно по окончании фазы В между поддоном и топливным баком размещают решетку. Затем бак подвергают воздействию этого уменьшенного пламени в течение 60 с.

5.8.4 Фаза D - окончание испытания (рисунок 4).

Поддон, покрытый решеткой, сдвигают в первоначальное положение (фаза А).

Если в конце испытания бак горит, его сразу же тушат огнетушителем.

5.9 Результаты испытания считают удовлетворительными, если не наблюдается утечки жидкого топлива из бака.

 

6 Жаростойкость

 

6.1 В испытательном устройстве должны учитываться условия установки бака на транспортном средстве, включая функционирование вентиляционного отверстия бака.

6.2 Топливный бак, заполненный на 50 % расчетной емкости водой при температуре 20 °С, выдерживают в течение 1 ч при окружающей температуре (95±2) °С.

6.3 Результаты испытания считают удовлетворительными, если после его окончания в топливном баке не наблюдается ни утечки, ни серьезных деформаций.

 

7 Маркировка топливного бака

 

На топливном баке должна быть проставлена фабричная или торговая марка; она должна быть нестираемой и удобочитаемой после установки бака на транспортном средстве.

 

 

Дополнение 1

 

Испытание на огнестойкость

 

 

1 - решетка; 2 - топливный бак; 3 - испытательный стенд;

4 - поддон с горящим топливом

Рисунок 1 - Фаза А. Предварительный подогрев

 

1 - решетка; 2 - металлический поддон

Рисунок 2 - Фаза В. Свободный контакт с пламенем

 

1 - решетка; 2 - металлический поддон

Рисунок 3 - Фаза С. Воздействие пламени на некотором расстоянии

 

1 - решетка; 2 - металлический поддон

Рисунок 4 - Фаза D. Окончание испытания

 

 

Дополнение 2

 

Чертеж огнеупорного кирпича и технические данные

 

 

Огнестойкость (Segor-Kegel)..................................................................................... SK 30

Содержание(Аl2О3)...................................................................................................... 30-33 %

Открытая пористость (Ро).......................................................................................... 20-22 % от объема

Плотность...................................................................................................................... 1900-2000 кг/м3

Фактическая площадь отверстий............................................................................. 44,18 %

 

 

Ключевые слова: автомобили легковые, топливо жидкое, удар, пожарная безопасность

 

 

Содержание

 

1 Область применения

2 Определения

3 Заявка на официальное утверждение

4 Официальное утверждение

5 Спецификации

6 Испытания

7 Изменения типа транспортного средства

8 Соответствие производства

9 Взыскания, налагаемые на несоответствие производства

10 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

Приложение 1 Сообщение, касающееся официального утверждения, отказа в официальном утверждении, отмены официального утверждения типа транспортного средства в отношении предотвращения опасности возникновения пожара на основании Правил ЕЭК ООН № 34

Приложение 2 Схемы знаков официального утверждения

Приложение 3 Метод испытания на лобовой удар о барьер

Приложение 4 Метод испытания на удар сзади

Приложение 5 Испытания пластмассовых топливных баков

1
2
текст целиком

 

Краткое содержание:

ГОСТ Р 41.34-2001

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

ОКС 43.020

ОКП 45 1400

Предисловие

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50464-93

1 Область применения

2 Определения

3 Заявка на официальное утверждение

4 Официальное утверждение

5 Спецификации

5.1 Система питания

5.2 Электрооборудование

6 Испытания

6.1 Гидравлическое испытание топливного бака

6.2 Испытания на транспортном средстве

7 Изменения типа транспортного средства

8 Соответствие производства

9 Взыскания, налагаемые за несоответствие производства

10 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СООБЩЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схемы знаков официального утверждения

Образец А

Образец В

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Метод испытания на лобовой удар о барьер

1 Цель испытания

2 Установки, метод испытания и измерительные приборы

2.1 Место проведения испытания

2.2 Барьер

2.3 Движение транспортного средства

2.4 Состояние транспортного средства

2.5 Скорость удара

2.6 Измерительная аппаратура

3 Эквивалентные методы испытаний

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Метод испытания на удар сзади

1 Цель испытания

2 Установки, методы испытания и измерительные приборы

2.1 Место проведения испытания

2.2 Ударный элемент

2.3 Перемещение ударного элемента

2.4 Специальные положения, применяющиеся в случае использования подвижного препятствия

2.5 Специальные положения, применяемые в случае использования маятника

2.6 Общие положения, касающиеся массы и скорости ударного элемента

2.7 Состояние транспортного средства при испытании

2.8 Измерительная аппаратура

3 Эквивалентные методы испытаний

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Испытания пластмассовых топливных баков

1 Испытание на удар

2 Механическая прочность

3 Топливопроницаемость

4 Устойчивость к воздействию топлива

5 Огнестойкость

6 Жаростойкость

7 Маркировка топливного бака

Дополнение 1

Испытание на огнестойкость

Дополнение 2

Чертеж огнеупорного кирпича и технические данные

Содержание

Рейтинг@Mail.ru