5.2.2.1 Предельно допустимая температура эксплуатации КТЗ должна быть не менее указанной в таблице 2.
В градусах Цельсия
Номинальная температура срабатывания |
Предельно допустимая рабочая температура эксплуатации |
57 |
38 |
68-74 |
52 |
79 |
58 |
93 |
70 |
5.2.2.2 Допустимая протечка воздуха через КТЗ при сработанном запорном устройстве должна быть при температуре 650 °С не более 0,5 л/мин (приведенная к температуре 20 °С) и давлении PN, указанном в ТД на изделие конкретного вида.
5.2.2.3 По устойчивости к климатическим воздействиям КТЗ должны соответствовать требованиям ГОСТ 15150
5.2.2.4 Условия транспортирования и хранения КТЗ - по ГОСТ 15150.
5.2.2.5 КТЗ в упаковке для транспортирования должны выдерживать без повреждения воздействия транспортной тряски с ускорением 30 м/с2 при частоте от 80 до 120 ударов в минуту.
5.2.3.1 Потери давления КТЗ не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.
Номинальный диаметр DN, мм |
Расход воздуха, м3/ч (приведенный к температуре 20 °С) |
Потеря давления, Па |
15 |
3,1 |
100 |
20 |
7,1 |
|
25 |
11,3 |
|
32 |
19,1 |
|
40 |
28,3 |
|
50 |
46,0 |
20 |
65 |
36,0 |
|
80 |
51,0 |
|
100 |
92,0 |
|
125 |
132,0 |
|
150 |
189,0 |
|
200 |
201,0 |
5.2.3.2 Корпус, места соединений и уплотнений КТЗ должны быть герметичными.
5.2.3.3 КТЗ должны обеспечивать прочность при пробном давлении Рпр по ГОСТ 356.
5.2.3.4 Присоединительные размеры КТЗ - по ГОСТ 6527, ГОСТ 9697, ГОСТ 12815, ГОСТ 12816, ГОСТ 13955, ГОСТ 16039, ГОСТ 24193, ГОСТ 24194 и ГОСТ 26350.
5.2.3.5 Габаритные размеры КТЗ - по ТД на изделие конкретного типа. Габаритные, присоединительные размеры, тип резьбы, окраска корпуса, внешнего теплового замка должны позволять проводить его опломбирование.
5.2.3.6 Метрические резьбы, используемые в КТЗ, должны соответствовать ГОСТ 24705, трубные цилиндрические резьбы - ГОСТ 6357.
5.2.3.7 Корпус КТЗ должен быть окрашен по ГОСТ Р 12.4.026 в красный цвет. Допускается по требованию заказчика иная окраска.
5.2.3.8 Конструкция сменного внешнего теплового замка должна позволять проводить его опломбирование в рабочем положении.
5.2.3.9 Усилие приведения в действие вручную комбинированных КТЗ - по ГОСТ 21752 и 21753.
5.2.3.10 В комбинированном КТЗ должна быть обеспечена возможность визуального контроля состояния запорного органа: в открытом или закрытом положении устройства ручного дополнительного привода должны быть снабжены указателями (стрелками) и/или надписями: «Открыто», «Закрыто».
5.2.3.11 При использовании в комбинированном КТЗ электропривода напряжение питания должно быть 220 или 380 В переменного тока либо 24 В постоянного тока; колебания напряжения от плюс 10 % до минус 15%.
5.2.3.12 Электрическое сопротивление изоляции токоведущих цепей комбинированного КТЗ с электроприводом при напряжении питания 220 В должно быть не менее 20 МОм.
5.2.3.13 Комбинированный КТЗ с электрическим приводом и напряжением питания 220 В и более должен иметь клемму и знак заземления. Клемма, знак и место заземления должны соответствовать ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 21130.
5.2.3.14 Требования к дополнительному приводу комбинированного КТЗ - по ТД на изделие конкретного типа.
5.2.3.15 Масса КТЗ - по ТД на изделие конкретного типа.
5.2.3.16 Назначенный срок службы КТЗ - не менее 10 лет.
5.3.1 В комплект поставки совместно с КТЗ должны входить:
- техническое описание, инструкция по монтажу и эксплуатации;
- паспорт (или паспорт, совмещенный с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации) по ГОСТ 2.601;
- комплект специального инструмента и принадлежностей, необходимых для монтажа и обслуживания (по заявке потребителя);
- комплект сменных термочувствительных элементов (по заявке потребителя).
5.3.2 В эксплуатационной документации должны быть представлены сведения по 4.2, 5.2.1, 5.2.2.1-5.2.2.4, 5.2.3.1, 5.2.3.4, 5.2.3.5, 5.2.3.7, 5.2.3.8, 5.2.3.11-5.2.3.13, 5.2.3.15, 5.2.3.16, 5.3, 5.4, 5.5.4, 6.2 и приложению А.
5.4.1 На КТЗ или табличке, прикрепленной к корпусу КТЗ, должна быть нанесена маркировка по ГОСТ 4666, содержащая следующие данные:
- товарный знак или наименование либо знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение: диаметр условного прохода, условное давление, тип соединения с газопроводом, номинальная температура срабатывания;
- стрелку-указатель направления потока (или слова: «Вход», «Выход»);
- знак рабочего положения в пространстве (если оно ограничено);
- минимальное рабочее побудительное гидравлическое или пневматическое давление (для комбинированного КТЗ);
- напряжение питания и уровень взрывозащиты (для комбинированного КТЗ);
- клемму и знак заземления (для комбинированного КТЗ, если к нему подводится напряжение более 24 В);
- знак соответствия по ГОСТ Р 50460;
- год выпуска.
5.4.2 Маркировка КТЗ условным диаметром прохода DN 50 и менее может содержать ограниченные сведения:
- товарный знак или наименование либо знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение: условное давление, номинальная температура срабатывания (при использовании в качестве теплового замка спринклерного оросителя номинальную температуру срабатывания на корпусе не проставляют);
- стрелку, указывающую направление потока;
- клемму и знак заземления (если к КТЗ подводится напряжение 220 или 380 В).
5.4.3 Для комбинированного КТЗ должна быть нанесена дополнительная маркировка условного гидравлического или пневматического давления дополнительного побудительного привода. Маркировку проставляют в доступном месте на дополнительном побудительном приводе либо на корпусе КТЗ в месте присоединения дополнительного побудительного привода или на табличке, прикрепленной к корпусу КТЗ около дополнительного побудительного привода.
5.4.4 Маркировку проставляют в любом доступном месте на корпусе либо фланце КТЗ или на табличке, прикрепленной к корпусу КТЗ.
5.4.5 Маркировку следует производить по ГОСТ 4666 любым способом, обеспечивающим ее четкость и сохранность в течение всего срока службы КТЗ.
5.4.6 Пример маркировки термозапорного клапана диаметром условного прохода DN 80 мм, на условное давление PN 0,6 МПа, соединением с газопроводом - наружная цилиндрическая резьба G2, с плавким термочувствительным элементом П, номинальной температурой срабатывания 79 °С:
КТЗ 80-0,6 Gн 2 П79
Год выпуска проставляют двумя цифрами, например «02».
5.5.1 Способ упаковки, подготовка к упаковке, транспортная тара и материалы, применяемые при упаковке, порядок размещения КТЗ в транспортной таре должны соответствовать ТД на изделие конкретного типа.
5.5.2 Упаковка должна исключать свободное перемещение КТЗ как в общей, так и в индивидуальной таре.
5.5.3 Транспортная тара должна иметь маркировку по ГОСТ 14192. Обязательно нанесение знака «Ограничение температуры» с указанием конкретной температуры хранения.
5.5.4 В каждую тару должны быть вложены паспорт на КТЗ (или паспорт, совмещенный с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации) и упаковочный лист, содержащий:
- наименование и обозначение КТЗ;
- количество КТЗ в таре;
- номер партии;
- дату упаковки;
- штамп и подпись ответственного за упаковку;
- штамп ОТК.
6.1 Требования безопасности КТЗ - по ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 12.2.063 и Правилам промышленной безопасности в газовом хозяйстве [1], а КТЗк с электроприводом - также по Правилам устройства электроустановок [2].
6.2 Требования безопасности при проведении испытаний на утечку воздуха через КТЗ при сработавшем запорном устройстве в процессе температурного воздействия на КТЗ - в соответствии с приложением А.
7.1 КТЗ следует подвергать испытаниям: приемосдаточным, периодическим, типовым по ГОСТ 16504 и на надежность по РД 50-690 [3].
7.2 Номенклатура параметров КТЗ, которую проверяют в процессе приемосдаточных испытаний, приведена в таблице 4. Приемосдаточным испытаниям подвергают всю партию КТЗ. Последовательность испытаний не регламентируют.
Номер испытания |
Вид испытания и проверки |
Пункт настоящего стандарта |
Необходимость проведения испытаний |
||
технических требований |
методов испытаний |
приемо- сдаточных |
периодических |
||
1 |
Испытание корпуса КТЗ на прочность гидравлическим давлением |
5.2.3.3 |
8.1 |
+ |
|
2 |
Визуальный осмотр КТЗ на наличие очевидных дефектов, проверка комплектности поставки и маркировки |
5.2.3.6, 5.3.1, 5.4 |
8.2 |
+ |
+ |
3 |
Проверка наличия пломбы на сменном внешнем тепловом замке |
5.2.3.8 |
8.3 |
+ |
+ |
4 |
Проверка наличия клеммы и знака заземления* |
5.2.3.13 |
8.4 |
+ |
+ |
5 |
Проверка возможности визуального контроля состояния дополнительного запорного органа комбинированных КТЗ «Открыто» - «Закрыто» и надписей «Открыто» - «Закрыто»* |
5.2.3.10 |
8.5 |
+ |
+ |
6 |
Проверка соответствия параметров КТЗ, представленных в эксплуатационной документации на данное изделие, требованиям настоящего стандарта |
5.3.2 |
8.6 |
+ |
+ |
7 |
Проверка габаритных и присоединительных размеров |
5.2.3.4, 5.2.3.5 |
8.7 |
+ |
+ |
8 |
Проверка массы |
5.2.3.15 |
8.8 |
|
+ |
9 |
Испытание КТЗ в упаковке для транспортирования на влияние транспортной тряски |
5.2.2.4 |
8.9 |
|
+ |
10 |
Испытание на устойчивость к климатическим воздействиям |
5.2.2.3 |
8.10 |
|
+ |
11 |
Испытание на герметичность корпуса, мест соединений и уплотнений КТЗ |
5.2.3.2 |
8.11 |
|
+ |
12 |
Испытание комбинированных КТЗ на приведение в действие дополнительного запорного органа от напряжения питания* |
5.2.3.11 |
8.12 |
|
+ |
13 |
Проверка электрического сопротивления изоляции токоведущих цепей комбинированных КТЗ* |
5.2.3.12 |
8.13 |
+ |
+ |
14 |
Испытание комбинированных КТЗ на усилие приведения вручную в действие дополнительного запорного органа* |
5.2.3.9 |
8.14 |
|
+ |
15 |
Испытания дополнительного привода комбинированного КТЗ по номенклатуре технических параметров дополнительного привода комбинированных КТЗ* |
5.2.3.14 |
8.15 |
|
+ |
16 |
Проверка температуры срабатывания |
5.2.1.3 |
8.16 |
|
+ |
17 |
Проверка времени срабатывания |
5.2.1.4 |
8.17 |
|
+ |
18 |
Испытание на протечку воздуха через КТЗ при сработанном запорном устройстве |
5.2.2.2 |
8.18.1-8.18.12 |
|
+ |
19 |
Проверка потерь давления |
5.2.3.1 |
8.19 |
|
+ |
* Данные испытания проводят только для комбинированных КТЗ.
Примечание - Знак «+» означает, что испытание проводят.
7.3 Номенклатура параметров, которую проверяют в процессе периодических испытаний, приведена в таблице 4. Последовательность проведения испытаний КТЗ - согласно нумерации пунктов таблицы 4 (см. рисунок 1); очередность испытаний 16-18 не регламентируют. Периодические испытания проводят не реже одного раза в год из числа КТЗ, прошедших приемосдаточные испытания 1-7 таблицы 4. При сохранении неизменными конструкций КТЗ испытания по определению потерь давления допускается проводить не реже одного раза в пять лет.
Условные обозначения:
- номер испытания (по таблице 4);
- количество КТЗ, подвергаемых испытанию по 7.5;
- испытания, проводимые только для комбинированных КТЗ
Рисунок 1 - Алгоритм проведения периодических испытаний КТЗ
7.4 Типовые испытания КТЗ проводят при изменении технологии, конструкции, замене материалов и других изменениях в полном объеме периодических испытаний. Программу испытаний планируют в зависимости от характера изменений.
7.5 Отбор образцов для периодических и типовых испытаний проводят по ГОСТ 18321; объем выборки для КТЗ с DN до 100 мм (включительно) - не менее 6 шт., для КТЗ с DN свыше 100 мм - не менее 3 шт.
7.6 При определении параметров используют аппаратуру соответствующего класса точности:
- манометрические приборы класса точности не ниже 0,6;
- расходомеры или счетчики расхода газа с погрешностью не более 5 %;
- секундомеры и хронометры с ценой деления шкалы не более 0,2 с при измерении времени до 60 с и не более 1 с при измерении времени от 60 с и более;
- термоэлектрические приборы или термометры с ценой деления не более 0,5 °С при измерении температуры до 200 °С и с ценой деления не более 2 °С при измерении температуры 200 °С и более;
- штангенциркули с ценой деления не менее 0,1 мм;
- весы с погрешностью не более 5 %;
- мегаомметры, вольтметры, амперметры и ваттметры с погрешностью измерения не более 1,5 %.
7.7 Допуск на начальные значения физических и электрических величин, если это не оговорено особо, принимают равным не более 5 %.
7.8 Все испытания следует проводить в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.
Краткое содержание:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ