ЗПБ Оренбургской области. 
Закон о пожарной безопасности Оренбургской области ЗПБ Оренбургской области. 
Закон о пожарной безопасности Оренбургской области

ЗПБ Оренбургской области. Закон о пожарной безопасности Оренбургской области

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Законы ->  ЗПБ Оренбургской области -> текст целиком
 

ЗПБ Оренбургской области. Закон о пожарной безопасности Оренбургской области

ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О пожарной безопасности в Оренбургской области

(с изменениями на 2 марта 2006 года)

 

 

Принят Законодательным Собранием области 8 декабря 2004 года

 

Внесены Изменения и дополнения по Закону Оренбургской области от 2.03.06 г. № 3137/539-III-ОЗ

 

 

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Оренбургской области, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности и первичных мер пожарной безопасности является одной из важнейших функций соответственно "органов государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области.

 

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия

 

В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации и Оренбургской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

пожарно-техиическая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по. предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

 

Статья 2. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

 

Правовое регулирование в области пожарной безопасности в Оренбургской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, регулирующими вопросы пожарной безопасности.

 

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

 

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; 

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия);

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

учет пожаров и их последствий;

установление особого противопожарного режима.

 

ГЛАВА II. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

 

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

 

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

 

Статья 5. Государственная противопожарная служба Оренбургской области

 

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

Государственная противопожарная служба Оренбургской области (далее - ГПС области) входит в Государственную противопожарную службу, создается Правительством Оренбургской области в соответствии с законодательством Оренбургской области и включает в себя:

Управление Государственной противопожарной службы Оренбургской области (далее - УГПС области), осуществляющее управление и координацию деятельности подведомственных подразделений;

пожарно-технические и учебные учреждения ГПС области.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности ГПС области определяются положением об Управлении Государственной противопожарной службы области, утверждаемым Губернатором Оренбургской области.

Начальник УГПС назначается Губернатором Оренбургской области из числа лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области пожарной безопасности и стаж работы по специальности не менее 15 лет.

Предельная штатная численность УГПС области не должна превышать четырех процентов от общей штатной численности Государственной противопожарной службы Оренбургской области.

Нормативы создания, установление численности управлений, отделов и подразделений УГПС области в городских округах и поселениях, являющихся административными центрами муниципальных районов, определяются Правительством Оренбургской области.

 

Статья 6. Муниципальная пожарная охрана

 

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

 

Статья 7. Частная пожарная охрана

 

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

 

Статья 8. Добровольная пожарная охрана

 

Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

 

Статья 9. Личный состав ГПС области

 

Личный состав ГПС области включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях работников.

В Государственную противопожарную службу принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

На работников ГПС области распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Работники ГПС области в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

В своей деятельности личный состав ГПС области не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Личному составу ГПС области в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области.

Работники противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Оренбургской области.

 

Статья 10. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС области

 

Органы государственной власти, органы местного самоуправления Оренбургской области имеют право устанавливать гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС области и муниципальной пожарной охраны.

 

Статья 11. Страховые гарантии работникам ГПС области

 

Работники ГПС области подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств областного бюджета. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Оренбургской области.

В случае гибели’(смерти) работников ГПС области, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из противопожарной службы области, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) работника, считаются:

супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с работником ГПС области;

родители работника;

дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

При досрочном увольнении работников ГПС области со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Убытки, причиненные работникам ГПС области, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств областного бюджета в установленном порядке.

 

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение ГПС области

 

Финансовое обеспечение деятельности подразделений ГПС области, созданных Правительством Оренбургской области, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством Оренбургской области является расходным обязательством Оренбургской области.

Материально-техническое обеспечение ГПС области осуществляется по нормам, установленным Правительством Оренбургской области.

 

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Оренбургской области в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов государственной власти Оренбургской области в области пожарной безопасности относятся:

нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание государственной противопожарной службы области;

организация обучения населения мерам пожарной безопасности;

разработка, организация выполнения и финансирование областных целевых программ;

осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава государственной противопожарной службы области и членов их семей;

создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений государственной противопожарной службы области;

организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются подразделения государственной противопожарной службы области.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами Оренбургской области.

 

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 15. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

 

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти Оренбургской области нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Органы государственной власти Оренбургской области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

 

Статья 16. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

 

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти Оренбургской области, подлежат согласованию с УГПС области в части обеспечения пожарной безопасности.

 

Статья 17. Целевые программы

 

В качестве нормативного правового акта, определяющего перспективы совершенствования системы пожарной безопасности в Оренбургской области, принимается областная целевая программа "Пожарная безопасность".

 

Статья 18. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

 

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны осуществляет федеральная противопожарная служба.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:

на межрегиональном уровне ~ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

региональном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти Оренбургской области и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на;

безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;

ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара: прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Правительство Оренбургской области вправе создавать резерв материально-технических средств, предназначенный для обеспечения мероприятий, связанных с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ продолжительностью более трех часов.

 

Статья 19. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

 

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружении, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 20. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

 

Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления Оренбургской области, пожарная охрана и организации.

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

 

Статья 21. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

 

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационные системы), необходимых для выполнения поставленных задач.

Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Оренбургской области должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

 

Статья 22. .Особый противопожарный режим

 

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления Оренбургской области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

 

ГЛАВА IV. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Статья 23. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

 

Граждане имеют право:

на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности;

иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

 

Статья 24. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

 

Руководители организаций имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе(1)" установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организаций обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей доступ на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий,

предоставлять по требованию должностных лиц Государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

 

ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 26. Признание утратившими силу нормативных правовых актов Оренбургской области

 

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Оренбургской области от 21 июня 1996 года "О пожарной безопасности в Оренбургской области";

Закон Оренбургской области от 24 марта 1997 года № 27/6-ОЗ "О внесении изменения и дополнения в Закон Оренбургской области "О пожарной безопасности в Оренбургской области";

Закон Оренбургской области от 10 января 2001 года № 775/240-ОЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Оренбургской области "О пожарной безопасности в Оренбургской области";

Закон Оренбургской области от 28 августа 2002 года № 175/31-III-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О пожарной безопасности в Оренбургской области";

Закон Оренбургской области от 5 января 2003 года № 462/81-III-ОЗ "О внесении изменения в Закон Оренбургской области "О пожарной безопасности в Оренбургской области".

 

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

 

Статья 28. Переходные положения

 

В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в ^Российской федерации" Правительство

области принимает нормативные правовые акты по поэтапному созданию Государственной противопожарной службы Оренбургской области.

Губернатор Оренбургской области

А. А. Чернышев.

Подписан 23 декабря 2004 года

№ 1673/276-III-ОЗ

 

Краткое содержание:

ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

О пожарной безопасности в Оренбургской области

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Основы правового регулирования в области пожарной безопасности

Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности

Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны

Статья 5. Государственная противопожарная служба Оренбургской области

Статья 6. Муниципальная пожарная охрана

Статья 7. Частная пожарная охрана

Статья 8. Добровольная пожарная охрана

Статья 9. Личный состав ГПС области

Статья 10. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава ГПС области

Статья 11. Страховые гарантии работникам ГПС области

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение ГПС области

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Оренбургской области в области пожарной безопасности

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

Статья 15. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Статья 16. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Статья 17. Целевые программы

Статья 18. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

Статья 19. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

Статья 20. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Статья 21. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Статья 23. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Статья 24. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Статья 25. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Статья 26. Признание утратившими силу нормативных правовых актов Оренбургской области

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Статья 28. Переходные положения

№ 1673/276-III-ОЗ

Рейтинг@Mail.ru