Противопожарная профилактика в лесах 
3.2.5. устройство лесных дорог. 3.2.6. устройство пожарных водоемов. 3.3.... Противопожарная профилактика в лесах 
3.2.5. устройство лесных дорог. 3.2.6. устройство пожарных водоемов. 3.3....

Противопожарная профилактика в лесах => 3.2.5. устройство лесных дорог. 3.2.6. устройство пожарных водоемов. 3.3. организационно-технические и другие...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рекомендации ->  Противопожарная профилактика в лесах -> 
1
2
3
текст целиком
 

3.2.5. Устройство лесных дорог

 

В зависимости от назначения, устраивают лесохозяйственные и противопожарные лесные дороги. Лесохозяйственные дороги устраивают, в основном, в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства на участках, где эти дороги необходимы не только для борьбы с лесными пожарами, но и для других нужд лесного хозяйства и будут широко использоваться. Устройство таких дорог должно осуществляться в соответствии с типовыми проектами, рассчитанными на обеспечение свободного проезда всех видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов, оборудования, лесокультурного инвентаря, древесины и пр.

Дороги противопожарного назначения устраивают в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчевании пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т.п.

Все лесные дороги необходимо строить таким образом, чтобы они одновременно служили преградами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов. При планировании строительства лесных дорог следует учитывать необходимость максимального использования лесовозных дорог, а также имеющихся в лесах дорог общего пользования.

 

3.2.6. Устройство пожарных водоемов

 

Для эффективного использования при борьбе с лесными пожарами средств водного пожаротушения следует проводить соответствующую подготовку естественных водоисточников (речек, озер и т.п.) и строительство специальных искусственных водоемов.

Подготовка естественных водоисточников для целей пожаротушения заключается в устройстве к ним подъездов, оборудовании специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мотопомпами, а в необходимых случаях также в углублении водоемов или создании запруд.

Искусственные противопожарные водоемы строят по типовым проектам, как правило, вблизи улучшенных автомобильных дорог, от которых к водоемам должны быть устроены подъезды.

Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоемах в самый жаркий период лета должен быть не менее 100 м3.

 

3.3. Организационно-технические и другие противопожарные мероприятия

 

Организационно-технические мероприятия предусматривают:

разработку и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону:

разработку и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами. В планах предусматриваются: организация пожарных формирований из работников предприятий, организаций, учреждений и населения, со средствами транспорта, противопожарного оборудования, их подготовка, порядок приведения в готовность и другие положения;

проведение совещаний-семинаров (февраль, март) государственной и ведомственной лесной охраны с участием представителей органов власти, предприятий, организаций, учреждений по вопросам состояния охраны лесов и мерах по ее улучшению;

организацию подготовки (индивидуальной, курсовой) руководителей тушения лесных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов, умеющих работать с людьми и имеющих профессиональную подготовку и опыт борьбы с лесными пожарами;

устройство временных посадочных площадок для вертолетов и учет естественных площадок, пригодных для посадки вертолета. Такие площадки создаются возле контор лесхозов, лесничеств, мест жительства лесной охраны, расположения резервных команд, а также в лесных массивах с высокой пожарной опасностью;

устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря. Такие пункты создают там, где организуют резервные пожарные формирования или возможно привлечение на тушение лесных пожаров местного населения. Перечень пунктов приема донесений согласуется лесхозом с авиаотделением, пункты и количество пожарного инвентаря определяются лесхозом в соответствии с нормативами сосредоточения пожарного инвентаря;

внесение предложений органам власти о дополнительных, не предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, противопожарных требованиях, исходя из местных условий или складывающейся пожарной обстановки;

согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

проведение за одну-две недели до установления класса пожарной опасности по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имеющими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности;

организацию смотров готовности государственной лесной охраны, ведомственной охраны, ее специальных пожарных подразделений, других пожарных формирований к борьбе с лесными пожарами.

 

Регламентация работы лесопожарных служб

 

1. Общие положения о регламентации работы лесопожарных служб

 

Важнейшим условием предупреждения лесных пожаров, своевременного их обнаружения и тушения является организационная готовность и правильное регулирование работы лесопожарных служб. Перечень мероприятий и порядок их выполнения заранее регламентируются в зависимости от уровня пожарной опасности в лесу по условиям погоды и должны обязательно соблюдаться в течение пожароопасного сезона.

На всей территории Российской Федерации действует единая стандартная шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды, по величине комплексного показателя, который учитывает совокупность метеоэлементов, влияющих на изменение влажности лесных горючих материалов.

С учетом различий в климатических и природных условиях районов в единую шкалу могут вноситься поправки для данной местности и периода пожароопасного сезона (весна, лето, осень). Для этого на основании данных горимости лесов не менее чем за 10 предшествующих лет составляются региональные (местные) шкалы пожарной опасности в лесу по условиям погоды, которые вводятся в действие после их утверждения Федеральной службой лесного хозяйства России.

Метеорологические станции представляют информацию в виде уже вычисленного комплексного показателя или в виде характеристик состояния на текущий день метеорологических элементов (температура воздуха, значение точки росы, количество выпавших осадков и др.), по которым этот показатель может быть вычислен в лесхозе.

При удаленности метеорологических станций от лесных массивов, для которых определяется пожарная опасность, более чем на 20...25 км рекомендуется организовать при лесхозах, лесничествах, пожарно-химических станциях, пожарно-наблюдательных пунктах непосредственные наблюдения, для проведения которых необходимо иметь осадкомер и психрометр.

 

2. Вычисление комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды

 

Для вычисления комплексного показателя пожарной опасности (применяемому в настоящее время в шкале классов пожарной опасности приведены в табл.1) необходимы следующие данные:

температура воздуха (в градусах) и точка росы на 13 ч по местному времени;

количество выпавших осадков за предшествующие сутки, т.е. за период с 13 ч предыдущего дня (количество осадков до 2.5 мм в расчет не принимается).

Комплексный показатель (КП) текущего дня определяется как сумма произведений температуры (tш) на разность между значением температуры и точкой росы (n) каждого дня за число дней (n) после последнего дождя:

 

Пример:

 

Дата

Количество осадков

Температура воздуха, град

Разность между значением температуры и точкой росы, град

7/VII

Осадки выпали до 12 ч в количестве не более 3 мм

16.9

1.6

8/VII

Осадков не было

17.9

2.5

9/VII

То же

26.8

21.2

10/VII

- " -

24.1

15.1

 

При этих данных комплексные показатели на каждый день будут равны:

7/VII - 16.9 х 1.6 = 25.4;

8/VII - 25.4 + (17.9 х 2.5) = 70.2;

9/VII - 70.2 + (26.8 х 21.2) = 638.3;

10/VII - 638.3 + (24.1 х 15.1) = 1002.2.

Количество выпавших осадков определяют по осадкомеру, температуру воздуха - по сухому термометру психрометра, точку росы по психрометрическим таблицам на основании отсчетов по сухому и смоченному термометрам. Для получения отсчетов психрометр устанавливают вне помещения в тени на высоте 2 м от земли.

В каждом из пунктов метеонаблюдений ведется журнал установленной формы с расчетом комплексного показателя пожарной опасности. Журналы хранятся не менее 10 лет, по записям в них можно оценить напряженность пожароопасного сезона, сравнивая горимость со средними многолетними данными, а также использовать эти журналы при составлении местных шкал оценки пожарной опасности по условиям погоды.

 

3. Регламентация работы лесопожарных служб

 

По величине вычисленного комплексного показателя и принятой в настоящее время шкале определяется класс пожарной опасности в лесу по условиям погоды, в зависимости от которого регламентируется работа лесопожарных служб.

В регионах, для которых разработаны шкалы, учитывающие особенности района, вместо приведенной в табл.1 стандартной шкалы могут применяться местные шкалы оценки пожарной опасности по условиям погоды после их утверждения (согласования) федеральным органом управления лесным хозяйством.

Регламентация работы лесопожарных служб учитывает также степень опасности возникновения лесных пожаров в зависимости от лесорастительных условий (типов леса, категорий не покрытых лесной растительностью площадей и т.п.). Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров приведена в табл.2.

Однако, как показывает практика противопожарного устройства лесного фонда, отдельные участки леса в различных лесорастительных зонах, типах леса и категориях насаждений не всегда соответствуют классу пожарной опасности приведенной шкалы. Так, в зоне лесотундры и северной тайги (на мерзлотных почвах) фактическая пожарная опасность в березняках брусничниках и вороничниках значительно выше V класса, к которому они отнесены согласно шкале, и соответствует II...III классам пожарной опасности.

В связи с этим органы управления лесным хозяйством могут разработать свои критерии и внести изменения в шкалу природной пожарной опасности, учитывающие условия их лесорастительных зон. Такая зональная шкала может быть применена при противопожарном устройстве лесов после ее утверждения (согласования) Федеральной службой лесного хозяйства России.


Таблица 1. Регламентация работы лесопожарных служб в зависимости от класса пожарной опасности

 

Класс пожарной опасности

Регламентация работы лесопожарных служб

I класс

(комплексный показатель до 300) - пожарная опасность отсутствует

Проводится наземное патрулирование в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах. Авиационное патрулирование не проводится. Могут проводиться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на их тушении, а также пожарная опасность отсутствует для контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в местах огнеопасных работ. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не проводится. Наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты тушением ранее возникших лесных пожаров, занимаются тренировкой, подготовкой снаряжения и пожарной техники или выполняют другие работы.

II класс

(комплексный показатель от 301 до 1000) - малая пожарная опасность

Проводится наземное патрулирование в участках, отнесенных к I и II классам пожарной опасности (см.табл.2), а также в местах массового посещения и отдыха населения в лесах с 11 до 17 часов. Авиационное патрулирование проводится через 1...2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов в полуденное время. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей самолетов и вертолетов осуществляется с 11 до 17 часов. Наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, находятся с 11 до 17 часов в местах дежурства и занимаются тренировкой, подготовкой техники, снаряжения или другими работами.

III класс

(комплексный показатель от 1001 до 4000) - средняя пожарная опасность

Наземное патрулирование проводится с 10 до 19 часов на участках, отнесенных к первым трем классам пожарной опасности (см.табл.2) и особенно усиливается в местах работ и в местах, наиболее посещаемых населением. Авиационное патрулирование проводится 1...2 раза в течение дня в период с 10 до 17 часов. Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах осуществляется с 10 до 19 часов, на пунктах приема донесений - с 10 до 17 часов. Наземные и авиационные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе с 10 до 19 часов находятся на местах дежурства. Противопожарный инвентарь и средства транспорта, предназначенные для резервных команд и рабочих, привлекаемых из других предприятий, организаций, а также населения, должны быть проверены и приведены в готовность к использованию.

Усиливается противопожарная пропаганда, особенно в дни отдыха. По местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов периодически передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу. Может запрещаться пребывание граждан в лесах или отдельных участках лесного фонда.

IV класс

(комплексный показатель от 4001 до 10 000... 12 000) - высокая пожарная опасность

Наземное патрулирование проводится с 8 до 20 часов в местах работ, нахождения складов и других объектов в лесу, а также в местах, посещаемых населением, независимо от класса пожарной опасности, к которому отнесены участки. Авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день по каждому маршруту.

Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах проводится в течение всего светлого времени, а на пунктах приема донесений от экипажей патрульных самолетов и вертолетов - с 9 до 20 часов. Наземные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в течение всего светлого времени дня должны находиться в местах дежурства в полной готовности к выезду на пожар. Пожарная техника и средства пожаротушения находятся в полной готовности к использованию. Авиационные команды, если они не находятся в полете или на тушении пожаров, должны дежурить при авиаотделениях в полной готовности к вылету.

Резервные пожарные команды лесхозов, лесопользователей и лесопожарные формирования, из числа привлекаемых на тушение граждан, должны быть предупреждены и приведены в полную готовность. Закрепленные за ними противопожарный инвентарь и средства транспорта должны быть проверены и находиться в местах работы команд или вблизи них. По ретрансляционным сетям должна проводиться двух- или трехразовая передача напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу. Организуется передача таких напоминаний также в пригородных поездах и автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах, вблизи городов и крупных населенных пунктов. Систематически проводится передача указанных напоминаний с самолетов и вертолетов при патрульных и специальных полетах. В конторах лесхозов организуется дежурство ответственных лиц в рабочие дни после окончания работы до 24 часов, а в выходные и праздничные дни с 9 до 24 часов. У дорог при въезде в лес по согласованию с местными органами МВД устанавливают щиты-сигналы, предупреждающие об опасности пожаров в лесах. При прогнозировании длительного (более 5 дней) периода с отсутствием осадков отдельные группы (бригады) из наземных пожарных команд с пожарной техникой и средствами транспорта должны быть сосредоточены по возможности ближе к участкам, наиболее опасным в пожарном отношении. Запрещается посещение отдельных наиболее опасных участков леса.

V класс (комплексный показатель более 10 000... 12 000) - чрезвычайная опасность

Все внимание работников лесхозов и, в первую очередь, государственной лесной охраны должно быть сосредоточено только на охране лесов от пожаров.

Наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени, а в наиболее опасных местах - круглосуточно. В помощь лесной охране и временным пожарным сторожам для патрулирования привлекаются рабочие и специалисты лесхозов, лесопользователи, добровольные пожарные дружины и работники милиции. Авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день по каждому маршруту, для чего при необходимости привлекается дополнительное количество самолетов и вертолетов.

Дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений проводится, как и при IV классе пожарной опасности. Численность наземных команд увеличивается за счет привлечения в команды постоянных рабочих и специалистов лесхозов, лесопользователей и других лесопожарных формирований, в соответствии с оперативными планами борьбы с лесными пожарами. Наземным командам дополнительно придается техника с других работ (бульдозеры, тракторы с почвообрабатывающими орудиями, автотранспорт). Отдельные бригады, группы при сохранении основных сил и средств пожаротушения в местах постоянного базирования, сосредоточиваются, по возможности, ближе к наиболее опасным участкам.

Команды, не занятые на тушении пожаров, должны находиться в местах сосредоточения круглосуточно в состоянии полной готовности к выезду на пожар.

Численность авиационных пожарных команд увеличивается за счет других подразделений авиационной охраны лесов в порядке маневрирования. Команды, кроме находящихся в полете или на тушении пожаров, должны находиться с 8 до 20 часов в авиаотделении в полной готовности к немедленному вылету. Готовность резервных пожарных команд лесхозов такая же, как и при IV классе пожарной опасности. Резервные пожарные команды, при необходимости, должны быть пополнены за счет привлечения в их состав, согласно оперативным планам, рабочих и служащих предприятий и организаций, работающих в данном районе. Противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена. Передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2...3 часа. В пригородных поездах, в автобусах, на железнодорожных платформах и автобусных остановках в лесных районах такие передачи проводятся систематически. Увеличивается продолжительность полетов самолетов и вертолетов для передачи указанных напоминаний с помощью звукоусилительных установок. Запрещается (ограничивается) въезд в лес средств транспорта, а также посещения леса населением. Закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты-сигналы, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются контрольные посты из работников лесной охраны и милиции. На весь период чрезвычайной пожарной опасности организуется круглосуточное дежурство в конторах лесхозов, лесничеств и организациях, на которые возложена охрана лесов.

 

Таблица 2. Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (Из Инструкции по устройству государственного лесного фонда)

1
2
3
текст целиком

 

Краткое содержание:

УТВЕРЖДАЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ В ЛЕСАХ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ РАБОТЫ ЛЕСОПОЖАРНЫХ СЛУЖБ

Введение

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ЛЕСАХ

1. Общие требования к противопожарной профилактике в лесах

2. Организация проведения противопожарной профилактики в лесах

3. Мероприятия по противопожарной профилактике

3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров

3.1.1. Лесопожарная пропаганда

3.1.2. Лесная рекреация

3.1.3. Государственный пожарный надзор в целях контроля за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах

3.2. Мероприятия по предупреждению и ограничению распространения лесных пожаров

3.2.1. Регулирование состава древостоев

3.2.2. Санитарные рубки

3.2.3. Очистка мест рубок и ликвидация внелесосечной захламленности

3.2.4. Создание системы противопожарных барьеров

3.2.5. Устройство лесных дорог

3.2.6. Устройство пожарных водоемов

3.3. Организационно-технические и другие противопожарные мероприятия

Регламентация работы лесопожарных служб

1. Общие положения о регламентации работы лесопожарных служб

2. Вычисление комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды

3. Регламентация работы лесопожарных служб