РД 3112199-1069-98 
Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих.... РД 3112199-1069-98 
Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих....

РД 3112199-1069-98 => Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих. Автотранспортные средства на компримированном...

 
Пожарная безопасность - главная
Написать нам
ГОСТы, документы

 

Пожарная безопасность ->  Рд (руководящие документы) ->  РД 3112199-1069-98 -> 
1
2
3
текст целиком
 

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации 1998 г.

В.Ф. Березин

21 мая 1998 г.

 

"СОГЛАСОВАНО"

ГУ ГПС МВД России

(письмо № 20/22/1324 от "03.06.98)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

НИИАТ

Первый зам. Директора

Л.Я. Рошаль

 

 

ВНИИПО

Зам. начальника института

И.А. Болодьян

 

РАО "Газпром"

Зам. Начальника Управления по

газификации и использованию газа

С.Д. Гавриленко

 

ЗАО "Гипроавтотранс"

Главный инженер

А.Л. Темкин

 

 

Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих

автотранспортные средства на компримированном природном газе.

 

РД 3112199-1069-98

 

 

Введение

 

Настоящий руководящий документ разработан сотрудниками Государственного НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ) с участием специалистов Всероссийского НИИ противопожарной обороны (ВНИИПО), РАО "Газпром", ВНИИГАЗ, АО "Автосельхозмашхолдинг", АО "Гипроавтотранс", АО "Автогаз", МАДИ, и других организаций.

 

Свои замечания и предложения по данному документу просим направлять по адресу: г. Москва, 123480, ул. Героев Панфиловцев, 24, НИИАТ, лаб. "Проблем применения газового топлива на транспорте", тел. 496-40-44, факс: 496-61-36.

 

1. Нормативные ссылки

 

При разработке настоящего РД использованы следующие нормативные документы:

СНиП 10-01-94. Система нормативных документов в строительстве. Общие положения.

СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения.

СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.

СНиП 2.04.09-84. Пожарная автоматика зданий и сооружений.

СНиП 2.04.08-87*. Газоснабжение.

СНиП 2.07.01-89.* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

СНиП 2.09.02-85.* Производственные здания.

СНиП 2.09.04-87.* Административные и бытовые здания. 

СНиП 2.11.01-85.* Складские здания.

СНиП 11-89-80.* Генеральные планы промышленных предприятий.

ПУЭ-86 Правила устройства электроустановок

ГОСТ 12.01.004-91. Пожарная безопасность. Общие требования.

ГОСТ 12.1.033-81. Пожарная безопасность. Термины и определения.

ГОСТ 27577-87. Газ природный сжатый топливо для автотранспортных средств. Технические условия.

ППБ 01-93. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

НПБ 03-93. Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство.

НПБ 107-97. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности.

НПБ 104-95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.

НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

НПБ 110-96. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара.

ВППБ 11-01-96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта.

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ-10-115-96).

ВСН 01-89. Предприятия по обслуживанию автомобилей.

РД БТ 39-0147171-003-88. Требования к установке датчиков стационарных газосигнализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий. ТУ нефтегаз.

РД 34.21.122-87. Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений.

 

2. Сокращения, термины и определения

 

В настоящем РД используются следующие сокращения:

АГНКС - автомобильная газонаполнительная компрессорная станция;

ГБА - газобаллонный автомобиль;

ГПС - государственная противопожарная служба;

ГСН - газ сжиженный нефтяной;

ГСП - газовая система питания;

КПГ - компримированный природный газ (до 1994 г. в нормативных документах употреблялся термин "сжатый природный газ - СПГ);

МУ - методические указания;

НКПР - нижний концентрационный предел распространения пламени;

ОБИТС - пункт освидетельствования баллонов КПГ и испытания газовых систем питания;

ПАГ - пост аккумулирования газа и дегазация баллонов КПГ;

ПАГЗ - передвижной автогазозаправщик;

РД - руководящий документ;

САК - система автоматического контроля (воздушной среды)

ТЗП - топливозаправочный пункт;

ТО - техническое обслуживание;

ТР - текущий ремонт.

В настоящем РД используются следующие термины.

1. Термин " автомобильный бокс" означает огороженный объем, предназначенный для хранения одного автомобиля.

2. Термин "аварийная вентиляция" означает вентиляцию, предусматриваемую в производственных помещениях для удаления внезапных выбросов больших количеств вредных или горючих газов, паров или аэрозолей.

3. Термин "взрывоопасная смесь" означает газо-воздушную смесь, концентрация горючего газа или пара в которой находится между нижним и верхним концентрационными пределами распространения пламени.

4. Термин "газобаллонный автомобиль " означает автомобиль, двигатель которого работает на сжатом или сжиженном газе, заключенном в установленных на автомобиле баллонах.

5. Термин "гараж" означает автостоянку, имеющую хотя бы на одном машиноместе или в каком-либо помещении специальное (диагностическое, сварочное, покрасочное и др.) оборудование для технического обслуживания или ремонта автомобилей.

6. Термин "допустимая удельная масса газа" означает массу горючего газа, приходящуюся на единицу объема помещения, при воспламенении которой расчетное избыточное давление взрыва в помещении не превышает 5 кПа.

7. Термин "допустимый объем помещения" означает объем помещения, в котором при воспламенении заданной газо-, паро- или пылевоздушной смеси расчетное избыточное давление взрыва не превышает 5 кПа.

8. Термин "закрытая автостоянка" означает автостоянку со сплошными наружными стеновыми ограждениями в помещении хранения автомобилей.

9. Термин "здание" означает наземное строительное сооружение с помещениями проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.

10. Термин "механизированная автостоянка" означает автостоянку, в которой доставка автомобилей с посадочного этажа в места хранения и обратно осуществляется без участия водителей.

11. Термин "норма" означает положение, устанавливающее критерии, которые должны быть удовлетворены.

12. Термин "опасная концентрация" означает концентрацию горючего газа в воздухе помещения более 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

13. Термин "открытая автостоянка" означает автостоянку без сплошных наружных стеновых ограждений (незакрывающиеся проемы в наружных ограждениях расположены по крайней мере на двух противоположных фасадах наибольшей протяженности.

14. Термин "площадка для хранения автомобилей (автоплощадка)" означает обустроенную территорию, предназначенную для хранения автомобилей, не имеющую боксов и специального оборудования для ремонта и обслуживания автомобилей, за исключением эстакад.

15. Термин "помещение хранения автомобилей" означает основное по функциональному назначению помещение, в котором размещены места хранения автомобилей (машиноместа).

16. Термин "помещение" означает пространство в здании, ограниченное строительными конструкциями.

17. Термин "правило" означает положение, описывающее действия, предназначенные для выполнения.

18. Термин "рабочий баллон" означает один из установленных на ГБА газовых баллонов, из которого осуществляется питание двигателя газом при перемещении ГБА внутри помещений.

19. Термин "стоянка для автомобилей (автостоянка)" означает здание, помещение (часть здания, помещения), предназначенное для хранения автомобилей и не имеющее специального оборудования для их ремонта и обслуживания, за исключением моек, ям, эстакад.

 

3. Общие положения

 

3.1. Настоящий Руководящий Документ (далее по тексту - РД) устанавливает требования пожарной безопасности к оборудованию, зданиям, сооружениям, помещениям и площадкам для хранения, переоборудования, технического обслуживания, ремонта и заправки ГБА для предприятий, эксплуатирующих ГБА на КПГ (далее по тексту - предприятий).

3.2. Настоящий РД подлежит обязательному выполнению в проектах на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение производственно-технической базы предприятий (далее по тексту - строительство) на всей территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

3.3. Настоящий РД не распространяется на:

- автостоянки и гаражи для автомобилей, предназначенных для транспортирования взрывчатых и радиоактивных веществ, проектирование которых осуществляется в соответствии с специальными нормами;

- индивидуальные гаражи боксового типа, гаражи при коттеджах или расположенные в индивидуальных жилых домах, а также в домах с квартирами, имеющими самостоятельный выход на индивидуальный участок;

- открытые места временных стоянок автомобилей в пределах улиц и дорог.

3.4. Необходимость оснащения помещений предприятий пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения регламентируется НПБ 110-96.

3.5. Категории помещений и зданий производственного и складского назначения, наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, НПБ 107-87 с учетом положений настоящего РД.

3.6. При разработке технической документации на строительство производственно-технической базы предприятия принимается, что выполнение следующих технологических работ по ТО и ремонту ГБА осуществляется на специализированных предприятиях, на которые настоящий РД не распространяется:

- переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов (специализированные пункты ОБИТС);

- испытания газовых систем питания ГБА на прочность соединения агрегатов и узлов газобаллонного оборудования (опрессовка) (пункты ОБИТС, АГНКС).

3.7. Наряду с настоящим РД следует руководствоваться другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

3.8. Обоснованные отступления от настоящего РД согласовываются органами Государственной противопожарной службы в порядке, регламентированном НПБ 03-93.

3.9. Предприятие должно быть оборудовано молниезащитными устройствами в соответствии с РД 34.21.122-87.

3.10. Предприятия должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения в соответствии с ППБ-01-93.

 

4. Требования пожарной безопасности при организации технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и хранения газобаллонных автомобилей

 

4.1. Каждый баллон, установленный на автомобиле, должен иметь вентиль, снабженный предохранительным устройством.

4.2. Проверка герметичности газового оборудования и его соединений, а также исправности установленной на автомобиле системы сигнализации утечки газа, должна осуществляться каждый раз после возвращения автомобиля с линии, а также перед выездом на линию в случаях, когда автомобиль находится в предприятии более трех суток.

При проверке герметичности газобаллонного оборудования осуществляют с помощью течеискателя. Допускается применение мыльных растворов.

Данные о герметичности (негерметичности) газобаллонного оборудования должны фиксироваться диспетчером (проверяющим) в листе проверки герметичности газобаллонного оборудования автомобиля (приложение 1).

4.3. Регулировочные работы по газовой системе питания непосредственно на ГБА при работе его на газе могут выполняться на открытых площадках или в отдельном, специально оборудованном помещении (боксе), а также на постах углубленной диагностики (Д-2) при их размещении в отдельном помещении.

Указанные помещения должны удовлетворять требованиям разделов 8.3. и 8.4. настоящего РД.

Если при проведении регулировочных работ питание автомобиля газом происходит от внешнего источника, то этот источник (аккумуляторная батарея с КПГ или передвижное газозаправочное средство) должен быть расположен вне здания на открытой площадке.

4.4. Движение ГБА на территории предприятия может осуществляться как при работе двигателя на нефтяном топливе, так и на газе.

4.5. Въезд ГБА в помещения, предназначенные для производства пожароопасных работ по ППБ-01-93 (сварки, окраски, антикоррозийной обработки, склады ГСМ и др.), допускается только с предварительно опорожненными и дегазированными баллонами с помощью вспомогательных средств (с неработающим двигателем, выключенными системами зажигания, освещения и сигнализации).

4.6. Въезд ГБА на мойку или открытую стоянку может осуществляться как при работе двигателя на нефтяном топливе, так и на газе после проверки герметичности газобаллонного оборудования ГБА.

При этом помещение мойки должно быть оборудовано в соответствии с требованиями п. 8.5 настоящего РД.

4.7. Хранение ГБА может осуществляться как на площадках открытого хранения, так и в закрытых помещениях с соблюдением требований разделов 5, 6, 7, 8 и 9 настоящего РД.

Постановка ГБА на стоянку вне зависимости от ее типа осуществляется после проверки герметичности газобаллонного оборудования и аппаратуры.

После постановки ГБА на стоянку вне зависимости от типа стоянки следует закрыть вентили и выработать газ из системы питания до остановки двигателя.

Пуск двигателя на КПГ после длительной стоянки производить при открытом капоте.

4.8. Въезд ГБА в помещения хранения, ТО и ТР и их перемещение внутри помещений осуществляется как при работе двигателя на нефтяном топливе, так и на газе после проверки герметичности газотопливного оборудования, если его работа на нефтяном топливе невозможна, при условии, что давление в рабочем баллоне не превышает 5.0 МПа. Вентили остальных баллонов должны быть закрыты.

4.9. Хранение на предприятии автомобильных баллонов осуществляется в специально отведенных местах в соответствии с требованиями п.п. 7.4. настоящего РД после их опорожнения и дегазации негорючим газом (N2, CO2 и др.). Вентили с баллонов должны быть демонтированы. Входные отверстия горловин баллонов должны быть закрыты заглушками, исключающими попадание внутрь влаги и посторонних предметов.

4.10. Выпуск газа из баллонов автомобиля и дегазация баллонов должен осуществляться на посту выпуска газа или на посту аккумулирования газа.

Дегазация автомобильных баллонов проводится в следующих случаях:

- перед демонтажом одного или нескольких баллонов;

- перед ремонтом обвязки газовых баллонов и неотключаемой от баллонов газовой аппаратуры;

- перед въездом в помещения, указанные в п. 4.5 настоящего раздела;

- после дорожно-транспортного происшествия, повлекшего нарушение герметичности части газового оборудования; смещение одного или нескольких баллонов; повреждение запорной арматуры или баллонов.

4.11. Для каждого предприятия должен быть разработан план локализации и ликвидации пожарных ситуаций и пожаров.

При составлении указанных планов следует руководствоваться соответствующими положениями ППБ-01-93 для автозаправочных станций.

 

5. Требования к генеральному плану предприятия

 

5.1. Минимальные расстояния от границ площадки поста выпуска (или поста аккумулирования) газа и дегазации баллонов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице 5.1.

 

Таблица 5.1.

 

Сооружения и здания на территории предприятия и вне ее

Минимальные расстояние от ПАГ, м

Производственные здания I-П степени огнестойкости (до стен без проемов)

9

Производственные здания I-П степени огнестойкости (до проемов), здания III степени огнестойкости (до стен без проемов)

15

Здания III степени огнестойкости (до проемов)

18

Открытые площадки хранения ГБА и базовых автомобилей

18

Административные и бытовые здания:

- I-П степени огнестойкости

- IП степени огнестойкости

 

18

21

 

5.2. Минимальные расстояния от площадки хранения ГБА до зданий и сооружений предприятия следует принимать по таблице 5.2.

 

Таблица 5.2.

 

Сооружения и здания на территории предприятия и вне ее

Минимальные расстояние от площадки хранения ГБА, м

Производственные здания и сооружения I и П степени огнестойкости со стороны стен без проемов

не нормируется

То же со стороны стен с проемами

9

Производственные здания и сооружения III степени огнестойкости:

- со стороны стен без проемов

- со стороны стен с проемами

 

6

12

Административные и бытовые здания:

- I и II степени огнестойкости

- III степени огнестойкости

 

9

15

 

6. Требования к объемно-планировочным решениям зданий

 

6.1. На предприятиях допускаются здания I, П и ПI степени огнестойкости.

6.2. Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, встраивать в здания иного назначения или располагать ниже уровня земли не допускается.

Допускается размещение автостоянок в пристройках к зданиям другого назначения (производственным, административным и бытовым). При этом автостоянки должны быть отделены от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

6.3. Автостоянки и гаражи для ГБА с двигателями, работающими на КПГ, могут располагаться в одноэтажных и многоэтажных зданиях.

Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки закрытого типа в пределах пожарного отсека в зависимости от степени огнестойкости здания (сооружения), следует принимать по таблице 6.1.

 

Таблица 6.1.

 

Степень огнестойкости

Класс конструктивной пожарной опасности

Этажность пожарного

Площадь этажа в пределах пожарного отсека, м. кв.

здания (сооружения)

здания (сооружения)

отсека

одноэтажного здания

многоэтажного здания

I

С0

9

10400

5200

 

С1

9

7800

3500

II

С0

5

7800

3500

 

С1

5

5200

2600

 

6.4. Допустимую этажность и площадь этажа автостоянки открытого типа в пределах противопожарного отсека следует принимать по таблице 6.2.

 

1
2
3
текст целиком

 

Краткое содержание:

Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих

автотранспортные средства на компримированном природном газе.

РД 3112199-1069-98

Таблица 5.1.

Таблица 5.2.

Таблица 6.1.

Таблица 6.2.

Таблица 1.

Содержание

Рейтинг@Mail.ru